Jump to content

Дьёрдь Лигети

(Перенаправлено из Лигети )

Дьёрдь Лигети
Я женился в 1984 году
Рожденный ( 1923-05-28 ) 28 мая 1923 г.
Умер 12 июня 2006 г. (12 июня 2006 г.) (83 года)
Вена, Австрия
Занятия
  • Композитор
  • Академический преподаватель
Работает Список композиций
Награды Музыкальная премия Эрнста фон Сименса

Дьёрдь Шандор ( / ˈ l ɪ ɡ ə ti / ; Лигети Венгерский: [ˈliɡɛti ˈɟørɟ ˈʃaːndor] ; 28 мая 1923 — 12 июня 2006) — венгерско-австрийский композитор современной классической музыки . [1] Его описывают как «одного из самых важных композиторов -авангардистов второй половины двадцатого века» и «одного из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени». [2]

Он родился в Румынии , жил в Венгерской Народной Республике, а затем эмигрировал в Австрию в 1956 году. Он стал гражданином Австрии в 1968 году. В 1973 году он стал профессором композиции в Высшей школе музыки и театра Гамбурга , где проработал до выхода на пенсию в 1989 году. Он умер в Вене в 2006 году.

Ограниченный в своем музыкальном стиле властями коммунистической Венгрии, Лигети смог полностью осознать свою страсть к авангардной музыке и разработать новые композиционные техники только по прибытии на Запад в 1956 году. После экспериментов с электронной музыкой в ​​Кёльне , Германия, его прорывом стали оркестровые произведения, такие как Atmosphères , для которых он использовал технику, которую позже назвал микрополифонией . После написания своей «анти-оперы» «Великая смерть отошел от хроматизма и обратился к полиритмии » Лигети в своих более поздних произведениях .

Он наиболее известен публике благодаря использованию своей музыки в саундтреках к фильмам . Хотя он непосредственно не писал музыку к фильмам, отрывки из написанных им произведений были взяты и адаптированы для использования в фильмах. Звуковое оформление фильмов Стэнли Кубрика , особенно музыки к фильму « Космическая одиссея 2001 года» , основано на работах Лигети.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Лигети родился в 1923 году в Дичосанмартине ( Dicsőszentmárton ; переименован в Тырнавени в 1941 году) в Румынии в семье доктора Шандора Лигети и доктора Илоны Шомоджи. Его семья была венгерскими евреями . Он был внучатым племянником скрипача Леопольда Ауэра и троюродным братом венгерского философа Агнес Хеллер . [3] [4] Некоторые источники говорят, что он был внучатым племянником Ауэра, а не внучатым племянником. [5]

Лигети вспоминает, что впервые он познакомился с языками, отличными от венгерского, однажды, когда слушал разговор румыноговорящих городских полицейских. До этого он не знал, что существуют другие языки. [6] Он переехал в Клуж со своей семьей, когда ему было шесть лет. Он не возвращался в город, где родился, до 1990-х годов. В 1940 году Северная Трансильвания стала частью Венгрии после Второй Венской премии , таким образом, Клуж также стал частью Венгрии.

В 1941 году Лигети получил начальное музыкальное образование в консерватории в Коложваре (Клуж) . [7] а летом наедине с Палом Кадосой в Будапеште. В 1944 году образование Лигети было прервано, когда режим Хорти отправил его в труда бригаду принудительного во время событий Холокоста. [5] Его брат Габор, 16 лет, был депортирован в концентрационный лагерь Маутхаузен-Гузен , а оба его родителя были отправлены в Освенцим . Его мать была единственным выжившим человеком из его ближайших родственников. [8]

После Второй мировой войны Лигети вернулся к учебе в Будапеште, окончив в 1949 году Музыкальную академию Ференца Листа . [9] Он учился у Пала Кадосы, Ференца Фаркаша , Золтана Кодая и Шандора Вереша . Он проводил этномузыкологические исследования венгерской народной музыки Трансильвании. Однако через год он вернулся в Академию Ференца Листа в Будапеште, на этот раз в качестве преподавателя гармонии , контрапункта и музыкального анализа . Он закрепил эту должность с помощью Кодая и занимал ее с 1950 по 1956 год. [7] Будучи молодым преподавателем, Лигети пошел на необычный шаг, регулярно посещая лекции старшего коллеги, дирижера и музыковеда Лайоша Бардоша , консервативного христианина, чей кружок представлял для Лигети убежище. Композитор выразил признательность за помощь и советы Бардоша в предисловиях к двум своим учебникам гармонии (1954 и 1956). [10] Из-за ограничений коммунистического правительства связь между Венгрией и Западом к тому времени стала затрудненной, а Лигети и другие художники были фактически отрезаны от недавних событий за пределами Восточного блока .

После отъезда из Венгрии

[ редактировать ]

В декабре 1956 года, через два месяца после жестокого подавления венгерского восстания Советской Армией, Лигети бежал в Вену вместе со своей бывшей женой Верой Шпиц. [11] Они снова поженились в 1957 году, и у них родился сын. [12] [13] Он не увидит Венгрию снова в течение четырнадцати лет, когда его пригласили туда судить соревнования в Будапеште. [14] Во время своего поспешного побега в Вену он оставил большую часть своих венгерских сочинений в Будапеште, некоторые из которых сейчас утеряны. Он взял только то, что считал своими самыми важными произведениями. Позже он сказал: «Я считал свою старую музыку неинтересной. Я верил в двенадцатитоновую музыку!» [15] В конце концов он принял австрийское гражданство в 1968 году. [12]

Карлхайнц Штокхаузен читает лекцию на летних курсах в Дармштадте , июль 1957 года.

Через несколько недель после прибытия в Вену Лигети уехал в Кельн. [16] Там он встретил нескольких ключевых деятелей авангарда и узнал больше о современных музыкальных стилях и методах. [17] В число этих людей входили композиторы Карлхайнц Штокхаузен и Готфрид Михаэль Кениг , оба тогда работавшие над революционной электронной музыкой . Летом он посещал Darmstädter Ferienkurse . Лигети работал в Кельнской студии электронной музыки со Штокхаузеном и Кенигом и был вдохновлен звуками, которые он там слышал. Однако он создавал мало собственной электронной музыки, вместо этого концентрируясь на инструментальных произведениях, которые часто содержат текстуры электронного звучания .

Примерно через три года работы с ними он рассорился с Кельнской школой электронной музыки , потому что там было много межфракционных распрей: «было [ sic ] много политических драк, потому что разные люди, такие как Штокхаузен, такие как Кагель, хотели быть первым. И лично у меня нет амбиций быть первым или быть важным». [6]

С 1961 по 1971 год он был приглашенным профессором композиции в Стокгольме. В 1972 году он стал постоянным композитором Стэнфордского университета в США. [7]

В 1973 году Лигети стал профессором композиции в Гамбургском университете музыки и театра , а в 1989 году вышел на пенсию. [18] Пока он жил в Гамбурге, его жена Вера оставалась в Вене с сыном Лукасом , который позже также стал композитором. [19]

По приглашению Вальтера Финка Лигети стал первым композитором, представленным на ежегодном Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау в 1990 году. [20]

Помимо обширного интереса к различным стилям музыки, от эпохи Возрождения до африканской музыки, Лигети также интересовался литературой (в том числе писателями Льюисом Кэрроллом , Хорхе Луисом Борхесом и Францем Кафкой ), живописью, архитектурой, наукой и математикой. Особенно его увлекала фрактальная геометрия Бенуа Мандельброта и труды Дугласа Хофштадтера . [21]

Могила Лигети на Центральном кладбище Вены.

Здоровье Лигети ухудшилось на рубеже тысячелетий; он умер в Вене 12 июня 2006 года в возрасте 83 лет. [19] [22] Хотя было известно, что он болел несколько лет и последние три года своей жизни пользовался инвалидной коляской, его семья отказалась раскрыть подробности причины его смерти. [23]

Канцлер Австрии Вольфганг Шюссель и министр искусств Франц Морак [ де ] отдали дань уважения Лигети. [24] Его похороны прошли в Feuerhalle Simmering . [25] Мемориальный концерт исполнили Пьер-Лоран Эмар и хор Арнольда Шенберга . [25] Его прах был захоронен на Центральном кладбище Вены в почетной могиле (нем. Ehrengrab ). [26]

У него остались жена Вера и сын Лукас . [19] Последний — композитор и перкуссионист, проживающий в США. [27]

Композиции в Венгрии

[ редактировать ]

Многие из самых ранних произведений Лигети были написаны для хора и включали в себя постановку народных песен. Его крупнейшей работой в этот период была дипломная композиция для Будапештской академии под названием «Кантата для молодежного фестиваля » для четырех вокальных солистов, хора и оркестра. Одним из первых его произведений в репертуаре является Соната для виолончели , произведение в двух контрастных частях, написанное в 1948 и 1953 годах. Первоначально оно было запрещено Советским Союзом композиторов и не исполнялось публично в течение четверти века. . [28]

Самые ранние произведения Лигети часто являются продолжением музыкального языка Белы Бартока . Даже его фортепианный цикл Musica richercata (1953), хотя и написанный по Лигети с «картезианским» подходом, в котором он «считал всю музыку, которую я знал и любил, ... несущественной». [29] один биограф описал это произведение как из мира, очень близкого к набору фортепианных произведений Бартока « Микрокосмос» . [30] Всего набор Лигети состоит из одиннадцати предметов. В основе произведения лежит простое ограничение: в первом произведении используется исключительно одна высота ля, слышимая в нескольких октавах , и только в самом конце произведения слышна вторая нота, ре. Во второй пьесе используются три ноты (E , F и G), в третьей пьесе — четыре и так далее, так что в последней пьесе все двенадцать нот хроматической гаммы присутствуют .

Вскоре после его написания Лигети аранжировал шесть частей Musica richercata для духового квинтета под названием «Шесть багателей для духового квинтета». «Багатели» были исполнены впервые в 1956 году, но не полностью: последняя часть была подвергнута советской цензуре как слишком «опасная». [31]

Из-за советской цензуры его самые смелые произведения этого периода, в том числе Musica richercata и струнный квартет № 1 «Метаморфозы ноктюрны» (1953–1954), были написаны для «нижнего ящика». Состоит из единой части, разделенной на семнадцать контрастирующих частей, связанных мотивически . [32] Первый струнный квартет - первая работа Лигети, предлагающая индивидуальный стиль композиции. Струнный квартет не выступал до 1958 года, после того как он бежал из Венгрии в Вену. [33]

С 1956 года до Le Grand Macabre

[ редактировать ]
Лигети (1 февраля 1984 г.)

По прибытии в Кёльн Лигети начал писать электронную музыку вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Михаэлем Кенигом в электронной студии Западногерманского радио (WDR) . Однако он завершил только два произведения в этом жанре - пьесы «Глиссанди» (1957) и «Артикуляция» (1958) - прежде чем вернуться к инструментальной музыке. Третья работа, первоначально называвшаяся «Атмосферы» , но позже известная как Pièce électronique Nr. 3 , был запланирован, но технические ограничения того времени не позволили Лигети реализовать его полностью. Наконец, в 1996 году это было реализовано голландскими композиторами Кесом Тазелааром и Йоханом ван Крейгом из Института сонологии . [34]

На музыку Лигети, похоже, впоследствии повлияли его электронные эксперименты, и многие из созданных им звуков напоминали электронные текстуры . Лигети ввел термин « микрополифония », чтобы описать структуру второй части « Явлений» (1958–59) и «Атмосфер» (1961). Эта текстура похожа на полифонию , за исключением того, что полифония скрыта плотной и богатой стопкой звуков. [35] Микрополифонию можно использовать для создания почти статичных, но медленно развивающихся произведений, таких как «Атмосферы» , в которых отдельные инструменты скрываются в сложной паутине звука. По словам Лигети, после «Явлений и атмосфер » он «стал знаменитым». [36]

В «Vollumina» (1961–62, переработка 1966 г.) для органа соло Лигети продолжил использовать группы нот , преобразованные в звуковые блоки. В этом произведении Лигети отказался от традиционной нотной записи, вместо этого используя диаграммы для обозначения общей высоты тона, продолжительности и потока нот. [37]

Симфоническая поэма (1962) — произведение для ста механических метрономов во время его краткого знакомства с механизмом Fluxus .

«Авентуры» (1962), как и сопутствующая ей пьеса «Новые приключения» (1962–65), представляют собой композицию для трех певцов и инструментального септета с текстом (собственной разработки Лигети), не имеющим смыслового значения. В этих произведениях каждый певец играет пять ролей, исследуя пять областей эмоций, и они переключаются с одной на другую так быстро и резко, что все пять областей присутствуют на протяжении всего произведения. [38]

Реквием (1963–65) — произведение для солистов сопрано и меццо-сопрано, двадцатичастного хора (по четыре сопрано, меццо-сопрано, альта, тенора и баса) и оркестра. Хотя это около получаса и это самое длинное произведение, которое он сочинил на тот момент: [39] Лигети устанавливает лишь около половины традиционного текста Реквиема : « Introitus », « Kyrie » (полностью хроматическая квазифуга монтаж с пропуском микрополифонии , где части представляют собой мелизматический ) и « Dies irae » — разделив последнюю последовательность на две части: «De die judicii» и « Lacrimosa ».

Lux Aeterna (1966) — 16-голосная пьеса а капелла , текст которой также связан с латинским реквиемом.

Лигети Концерт для виолончели (1966), посвященный Зигфриду Пальму , состоит из двух частей: первая начинается с почти незаметной партии виолончели, которая медленно переходит в статические группы тонов вместе с оркестром, прежде чем достичь крещендо и медленно затухать, а вторая - виртуозное произведение динамичной атональной мелодии в партии виолончели. [40]

Лонтано (1967) для полного оркестра - еще один пример микрополифонии, но общий эффект ближе к гармонии: сложные переплетенные текстуры и непрозрачность звука создают гармоничный эффект. Это стало стандартным произведением репертуара. [41]

Струнный квартет № 2 (1968) состоит из пяти частей. Они сильно отличаются друг от друга по типу движения. В первом структура во многом разбита, как в Aventures . Во втором все сведено к очень замедленной съемке, и музыка словно доносится издалека, с большим лиризмом. Третья часть пиццикато . представляет собой машиноподобные этюды, жесткие и механические, в которых партии, исполняющие повторяющиеся ноты, создают «гранулированный» континуум В четвертом, быстром и угрожающем, собрано все, что было раньше. Наконец, в резком контрасте, расширяется пятая часть. В каждом движении возвращаются одни и те же базовые конфигурации, но каждый раз их окраска или точка зрения различны, так что общая форма по-настоящему проявляется только тогда, когда слушаешь все пять движений в контексте. [42]

«Разветвления» (1968–69), завершенные за год до Камерного концерта, написаны для струнного ансамбля из двенадцати частей — семи скрипок, двух альтов, двух виолончелей и контрабаса, каждую из которых может исполнять один музыкант или несколько. . Двенадцать разделены на две равные по численности группы, но инструменты первой группы настроены примерно на четверть тона выше (четыре скрипки, альт и виолончель). Во время групповой игры тот, который настроен выше, неизбежно имеет тенденцию скользить вниз по направлению к другому, и оба становятся ближе друг к другу по высоте. [42]

В Камерном концерте (1969–70) одновременно в разных плоскостях могут протекать несколько пластов, процессов и видов движения. Несмотря на частые обозначения «сенза темпа», инструменталистам не предоставляется линейная свобода; Лигети настаивает на том, чтобы в любой момент держать текстуру под строгим контролем. Форма похожа на «точный механизм». Лигети всегда восхищали машины, которые не работают должным образом, а также мир технологий и автоматизации. Использование периодических механических шумов, свидетельствующих о не совсем надежном оборудовании, встречается во многих его работах. Оценка производится для флейты (удвоение пикколо), гобоя (удвоение гобоя д'амур и английского рожка), кларнета, бас-кларнета (удвоение второго кларнета), валторны, тромбона, клавесина (удвоение органа Хаммонда), фортепиано (удвоение челесты) и сольный струнный квинтет. [43] Он также написал Двойной концерт для флейты, гобоя и оркестра (1972).

В большинстве этих композиций в качестве основного формального параметра в качестве основного формального параметра используется тембр, а не традиционно предпочитаемые размеры высоты и ритма, и эта практика стала известна как соноризм . [44] С 1970-х годов Лигети отошел от соноризма и начал концентрироваться на ритме. Такие пьесы, как «Континуум» (1968) и «Часы и облака» (1972–73), были написаны до того, как он услышал музыку Стива Райха и Терри Райли в 1972 году. Но вторая из его «Трех пьес для двух фортепиано » (1976), озаглавленная «Само- портрет с Райхом и Райли (и Шопеном на заднем плане)», отмечает это утверждение и влияние. В 1970-е годы он также увлекся полифонической трубочной музыкой племени Банда -Линда из Центральноафриканской Республики , которую услышал через записи одного из своих учеников. [45]

В 1977 году Лигети завершил свою единственную оперу «Великая смерть» , через тринадцать лет после ее первоначального заказа. По мотивам Мишеля де Гельдероде пьесы 1934 года «Балада великой смерти » это произведение театра абсурда — Лигети назвал его «анти-антиопера» — в котором Смерть (Некроцар) прибывает в вымышленный город Брейгелланд. и объявляет, что конец света наступит в полночь. В музыкальном плане Le Grand Macabre использует приемы, не связанные с предыдущими работами Лигети, включая цитаты и псевдоцитаты из других произведений. [46] и использование согласных третей и шестых. После «Великой смерти » Лигети отказался от пастиша . [47] но все чаще включал в свои работы гармонии согласных (даже мажорные и минорные трезвучия ), хотя и не в диатоническом контексте.

После «Великой смерти»

[ редактировать ]
Слева направо: Дьёрдь Лигети, Лукас Лигети , Вера Лигети, Конлон Нанкарроу и Майкл Догерти на Всемирных днях музыки ISCM в Граце , Австрия, 1982 год.

После Le Grand Macabre Лигети некоторое время пытался найти новый стиль. Помимо двух коротких пьес для клавесина , он завершил еще одно крупное произведение до Трио для скрипки, валторны и фортепиано в 1982 году, более чем через четыре года после оперы. Его музыка 1980-х и 1990-х годов продолжала делать упор на сложные механические ритмы, часто в менее насыщенной хроматической идиоме, имея тенденцию отдавать предпочтение смещенным мажорным и минорным трезвучиям и полимодальным структурам. В это время Лигети также начал исследовать альтернативные системы настройки посредством использования естественных гармоник для валторн (как в Валторном трио и Фортепианом концерте ) и скордатуры для струнных (как в Скрипичном концерте ). Кроме того, большинство его работ этого периода представляют собой многочастные произведения, а не расширенные отдельные части «Атмосфер» и «Полифония Сан-Франциско» .

С 1985 по 2001 год Лигети завершил три тома этюдов для фортепиано (Книга I, 1985; Книга II, 1988–94; Книга III, 1995–2001). Этюды, состоящие всего из восемнадцати композиций, основаны на самых разных источниках, включая гамелан , [48] [49] [50] Африканские полиритмы , Бела Барток, Конлон Нанкарроу , Телониус Монк , [50] [51] и Билл Эванс . Книга I была написана как подготовка к Фортепианному концерту, который содержит ряд схожих мотивных и мелодических элементов. Музыка Лигети последних двух десятилетий его жизни безошибочно узнаваема по своей ритмической сложности. Рассказывая о своей первой книге «Фортепианные этюды», композитор утверждает, что эта ритмическая сложность проистекает из двух совершенно разных источников вдохновения: фортепианной музыки Шопена и Шумана эпохи романтизма и музыки коренных народов Африки к югу от Сахары . [52]

Разница между более ранними и поздними произведениями заключается в новой концепции пульса . В более ранних работах импульс делился на два, три и так далее. Эффект этих различных подразделений, особенно когда они происходят одновременно, заключается в размытии звукового ландшафта, создавая микрополифонический эффект музыки Лигети. [53]

С другой стороны, более поздняя музыка – и несколько более ранних произведений, таких как Continuum – рассматривают пульс как музыкальный атом, общий знаменатель, базовую единицу, которую нельзя разделить дальше. Различные ритмы возникают за счет умножения основного пульса, а не разделения: это принцип африканской музыки, подхваченный Лигети. Он также появляется в музыке Филипа Гласса , Стива Райха и других; и, что немаловажно, он имеет много общего с аддитивными ритмами балканской народной музыки , музыкой юности Лигети. [54] Он описал музыку Конлона Нэнкарроу с ее чрезвычайно сложными исследованиями полиритмической сложности как «величайшее открытие со времен Веберна и Айвза … нечто великое и важное для всей истории музыки! Его музыка настолько оригинальна, приятна, прекрасно построена, что но в то же время эмоционально... для меня это лучшая музыка любого композитора, живущего сегодня». [55]

я представляю свое художественное кредо В 1988 году Лигети завершил свой Фортепианный концерт, написав: «В Фортепианом концерте : я демонстрирую свою независимость от критериев традиционного авангарда , а также модного постмодернизма ». [56] Первоначальные наброски Концерта начались в 1980 году, но только в 1985 году он нашел путь вперед, и работа пошла быстрее. [57] Концерт исследует многие идеи, разработанные в «Этюдах», но в оркестровом контексте.

Коллектив ударных инструментов Akros с Ниной Эйдсхайм
Исполнение Síppal, dobbal, nádihegedűvel в исполнении коллектива ударных инструментов Akros с Ниной Эйдсхайм, сопрано, в Университете Акрона . В этом разделе произведения перкуссионисты играют на хроматических гармониках (3 мая 2009 г.).

В 1993 году Лигети завершил свой Скрипичный концерт после четырех лет работы . Как и Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки использует широкий спектр техник, которые он разработал до этого момента, а также новые идеи, которые он разрабатывал в данный момент. Среди других техник здесь используется пассакалья, [58] « Микротональность , быстро меняющиеся текстуры , комические сопоставления... Венгерские народные мелодии , болгарские танцевальные ритмы , отсылки к Средневековья и музыке Возрождения , а также сольное скрипичное письмо, которое варьируется от медленного и сладкого тона до угловатого и зажигательного». [59]

Другими известными произведениями этого периода являются Соната для альта (1994) и « Бессмысленные мадригалы» (1988–93), набор из шести композиций а капелла , включающих английские тексты Уильяма Брайти Рэндса , Льюиса Кэрролла и Генриха Хоффмана . Третий Мадригал представляет собой набор английского алфавита .

Последними произведениями Лигети стали Гамбургский концерт для валторны соло, четырех натуральных валторн и камерного оркестра (1998–99, переработка 2003 года, посвященная Марии-Луизе Нойнекер ), песенный цикл Síppal, dobbal, nádihegedűvel («С трубами, барабанами, скрипками»). , 2000) и восемнадцатый фортепианный этюд «Канон» (2001). Печатная партитура и рукопись Гамбургского концерта содержат множество ошибок и несоответствий. [60] Переработка произведения, реализованная итальянским композитором Алессио Элиа и опубликованная в книге Дьёрдя Лигети «Гамбургские концерты» , изданной издательством Edition Impronta, была использована для первого переработанного исполнения этого произведения, реализованного ансамблем «Концерт Будапешт Лигети» с Сабольчем. Земплени как сольная валторна. Оркестром должен был дирижировать Петер Этвёш , замененный из-за недомогания Гергеем Вайдой. [61] Кроме того, после «Великой смерти » Лигети планировал написать вторую оперу, сначала по мотивам , » Шекспира «Бури Кэрролла а затем по «Приключениям Алисы в стране чудес» , но ни одна из них не осуществилась. [62] [63]

Наследие

[ редактировать ]

Лигети был описан как «вместе с Булезом , Берио , Штокхаузеном и Кейджем как один из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени». [2] Примерно с 1960 года работы Лигети стали более известны и уважаемы. [ нужны разъяснения ] Его самая известная работа была написана в период от «Явлений до Лонтано» , в который входят «Атмосферы» , «Волюмина» , «Авантюры» и «Новые приключения» , «Реквием », «Lux Aeterna » и его Концерт для виолончели; а также его опера Le Grand Macabre . В последние годы три его книги фортепианных этюдов также стали широко известны и являются предметом проекта Inside the Score пианиста Пьера-Лорана Эмара . [64]

Музыка в фильмах Стэнли Кубрика

[ редактировать ]

Музыка Лигети наиболее известна публике, не знакомой с классической музыкой 20-го века, благодаря ее использованию в трех фильмах Стэнли Кубрика , что принесло ему мировую аудиторию. [19] Саундтрек фильму к «2001: Космическая одиссея» включает отрывки из четырёх его произведений: «Атмосферы» , «Lux Aeterna» , «Реквием» и «Приключения» . [65] «Атмосферы» слышны во время эпизода «Звездные врата», а некоторые фрагменты также слышны в увертюре и антракте. Lux Aeterna слышен в сцене с лунным автобусом по пути к монолиту Тихо. Последовательность Кайри из его Реквиема слышна во время первых трех встреч с монолитом. Электронно измененная версия «Приключений» , не указанная в титрах фильма, слышна в загадочных финальных сценах. Музыка использовалась и в некоторых случаях изменялась без ведома Лигети и без полного авторских прав разрешения . Когда он узнал об использовании его музыки в фильме, он «успешно подал в суд за то, что его музыка была искажена». [66] и они урегулировали дело во внесудебном порядке . Кубрик запросил разрешение и выплатил Лигети компенсацию за использование его музыки в более поздних фильмах. [67]

Lux Aeterna снова была использована в Питера Хайамса продолжении фильма « 2001 , 2010: Год, который мы вступаем в контакт» в 1984 году . [68]

В более позднем фильме Кубрика «Сияние используются небольшие фрагменты Лонтано . » для оркестра [69]

» Лигети Один мотив из второй части « Musica richercata используется в ключевые моменты в « С широко закрытыми глазами» Кубрика . [70] На немецкой премьере этого фильма, когда Кубрик уже умер, его вдову сопровождал сам Лигети. [71]

Музыка в других фильмах и СМИ

[ редактировать ]

Работы Лигети также использовались во многих фильмах других режиссеров. Лонтано также использовался в Мартина Скорсезе психологическом триллере 2010 года «Остров проклятых» . [72] Первая часть Концерта для виолончели была использована в криминальном фильме Майкла Манна 1995 года «Жара» . [68] Реквием « использовался в фильме 2014 года Годзилла» . [73] Концерт для виолончели и Фортепианный концерт были использованы в фильме Йоргоса Лантимоса 2017 года «Убийство священного оленя» . [74] [75]

Его музыку также использовали на телевидении и радио. Лонтано , «Атмосферы » и первая часть Концерта для виолончели были использованы в Софи Файнс документальном фильме «Над вашими городами вырастет трава » о немецком послевоенном художнике Ансельме Кифере . [76] Lontano , Melodien и Volumina использовались в Fit the First , Fit the Fifth и Fit the Sixth радиосериала «Автостопом по Галактике» в качестве фоновой музыки к разделам повествования из «Путеводителя». [77]

Лигети на марке Молдовы 2023 года.

Почетные докторские степени

[ редактировать ]

Известные студенты

[ редактировать ]

Сочинения

[ редактировать ]
  • Лигети, Дьёрдь (1957). «О III сонате для фортепиано Булеза». Серия . 5: «Отчеты — Анализ»: 38–40. На английском языке «Некоторые замечания к Третьей сонате для фортепиано Булеза» в переводе Лео Блэка. Серия [английское издание] 5: «Отчеты — анализы» (1961): 56–58.
  • — (1958). «Пьер Булез. Решение и автоматизм в структуре 1а ». Серия . 4: «Молодые композиторы»: 38–63. На английском языке как «Пьер Булез: Решение и автоматизм в структуре 1а », перевод Лео Блэка. Серия [английское издание] 4: «Молодые композиторы» (1960): 36–62.
  • — (1960). «Изменения музыкальной формы». Серия . 7: «Форма — Пространство»: 5–17. . Английский как «Метаморфозы музыкальной формы» в переводе Корнелиуса Кардью . Серия [английское издание] 7 «Форма — Пространство» (1964): 5–19.
  • — (1960). «Состояния, события, превращения: замечания к моей оркестровой пьесе «Явления ». Рисунки и листы 11. Перепечатано как «Состояния, события, изменения». Мелос 34 (1967): 165–169. Английский как «Состояния, события, трансформации», перевод Джонатана В. Бернарда. Перспективы новой музыки 31, № 1 (зима 1993 г.): 164–171.
  • — (1978). «О музыке и политике» в переводе Уэса Бломстера. Перспективы новой музыки 16, № 2 (Весна – Лето): 19–24. Первоначально опубликовано на немецком языке в Darmstadt Contributions to New Music 13 (1973): 42–46.
  • — (1987). «Венский представитель преуменьшения: личные размышления о Фридрихе Черхе », перевод Инге Гудвин. Темп , Новая серия, вып. 161/162: «...Австрийский Quodlibet...» (июнь – сентябрь): 3–5.
  • — (1988). «На моем фортепианном концерте» в переводе Роберта Когана . Sonus: Журнал исследований глобальных музыкальных возможностей 9, вып. 1 (осень): 8–13.
  • с Питером Селларсом (зима 1959 г.). « Великая смерть : Опера в двух действиях (четырех картинах) 1974–1977». Гранд Стрит . №59: «Время». стр. 206–214.
  • — (2001). Девять очерков о музыке в переводе Катрин Фуркасси. Женева: Контрешам.
  1. ^ Гриффитс 2001 .
  2. ^ Jump up to: а б Каммингс и .
  3. ^ Хауптфельд и Хеллер 2018 , 22.
  4. ^ Сирби 2010 , 3.
  5. ^ Jump up to: а б Гриффитс 2001
  6. ^ Jump up to: а б Около 2001 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Дьёрдь Лигети, композитор – Биография» . karstenwitt.com . Проверено 3 января 2023 г.
  8. ^ Стейниц 2003 , 20.
  9. ^ Швед, Марк (13 июня 2006 г.). «Дьёрдь Лигети, 83 года; подвижный композитор, презиравший догмы» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес. п. 89 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  10. ^ Стейниц 2003 , 31.
  11. ^ Сервис, Том (17 октября 2003 г.). «Прелюдия для пигмеев» . Хранитель . Лондон. п. 68 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  12. ^ Jump up to: а б Стейниц 2003 , 70–73.
  13. ^ Публикации, Европа (2003). Международный «Кто есть кто 2004» . Психология Пресс. п. 1005. ИСБН  978-1-85743-217-6 .
  14. ^ Стейниц 2003 , 250.
  15. ^ Стейниц 2003 , 73–74.
  16. ^ Швед, Марк (28 мая 1989 г.). «Жуткие венгерские рапсодии Лигети» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес. п. 267 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  17. ^ Бенджамин 2007 .
  18. ^ Рейн, Джон фон (18 октября 2017 г.). «В Университете Калифорнии - большая дань уважения Лигети» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. п. 4-3 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  19. ^ Jump up to: а б с д Гриффитс 2006
  20. ^ Анон. & nd(а) .
  21. ^ Стейниц 2003 , [ нужна страница ] .
  22. ^ Дайер, Ричард (13 июня 2006 г.). «Дьёрдь Лигети; влиятельный композитор ироничных, поразительных произведений» . Бостон Глобус . п. 23 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  23. ^ Гриффитс 2006 .
  24. ^ «Реакция: «В ряд с Бартоком, Штокхаузеном и Булезом» » . Стандарт (на немецком языке). Вена. 12 июня 2006 года . Проверено 6 мая 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Абшид фон Дьёрдь Лигети» . музыка Австрии (на немецком языке). Вена: Музыкальный информационный центр Австрии. 22 июня 2006 г. Проверено 5 мая 2019 г.
  26. ^ «Дьёрдь Лигети мертв; почетная могила в Вене» (на немецком языке) . Проверено 7 ноября 2013 г.
  27. ^ «Добро пожаловать на сайт композитора/импровизатора Лукаса Лигети» . lukasligeti.com . Проверено 3 января 2023 г.
  28. ^ Стейниц 2003 , 52.
  29. ^ Стейниц 2003 , 54.
  30. ^ Туп 1999 , 38.
  31. ^ Стейниц 2003 , 60.
  32. ^ Стейниц 2003 , 63–64.
  33. ^ Стейниц 2003 , 75.
  34. ^ Айверсон 2009 , 92.
  35. ^ Джонс nd .
  36. ^ Иштван Сигети (29 июля 1983 г.). «Будапештское интервью с Дьёрдь Лигети» . Впервые опубликовано в New Венгерском Ежеквартальном издании . Проверено 18 ноября 2010 г.
  37. ^ Роберт Кирзингер. Дьёрдь Лигети: Volumina , для органа на AllMusic
  38. ^ Плейстоун , 4.
  39. ^ Стейниц 2003 , 144.
  40. ^ Роберт Кирзингер. Дьёрдь Лигети: Концерт для виолончели на AllMusic
  41. ^ «Дьёрдь Лигети – Лонтано» . Шотт Музыка . Проверено 22 ноября 2015 г.
  42. ^ Jump up to: а б Плейстоу Н.Д. , 3
  43. ^ Плейстоун , 2.
  44. ^ Шелл 2017 .
  45. ^ Стейниц 2003 , 271–272.
  46. ^ Стейниц 2003 , 230.
  47. ^ Стейниц 2003 , 244.
  48. ^ Уилсон 1992 , [ нужна страница ] .
  49. ^ Чен 2007 , 37.
  50. ^ Jump up to: а б Арновитт 2009 г.
  51. ^ Стейниц 2003 , 292.
  52. ^ Тейлор 2003 , 83.
  53. ^ Тейлор 2003 , 86.
  54. ^ Тейлор 2003 , 87.
  55. ^ Цитируется по Ганну 1995 , 2.
  56. ^ «Концерт для фортепиано с оркестром» . Шотт Музыка . Проверено 7 июня 2018 г.
  57. ^ Стейниц 2003 , 315–316.
  58. ^ Шелл 2018 .
  59. ^ Козинн 2005 .
  60. Радиоинтервью RAI «Бесконечные вибрации Дьёрдя Лигети» с Алессио Элиа о его книге.
  61. Выступление состоялось в Будапештском музыкальном центре 28 мая 2023 года , к столетию со дня рождения композитора, в рамках фестиваля Ligeti 100.
  62. ^ Спинола, Джулия (12 января 2010 г.). «Все черти на острове Просперо» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). Франкфурт . Проверено 5 мая 2019 г.
  63. ^ Клементс, Эндрю (9 июля 2007 г.). «Алиса в стране чудес» . Хранитель . Лондон . Проверено 5 мая 2019 г.
  64. ^ Сервис 2015 .
  65. ^ 2001: Космическая одиссея (оригинальный саундтрек к фильму) на AllMusic
  66. ^ Агель 1970 , 12.
  67. ^ Крилли 2011 , 246.
  68. ^ Jump up to: а б Анон. 2011 год
  69. ^ Крилли 2011 , 245n2.
  70. ^ Паури и Стилвелл 2006 , 7.
  71. ^ Платт, Рассел (12 августа 2008 г.). «Кларк, Кубрик и Лигети: Сказка» . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 28 мая 2023 г.
  72. ^ Остров проклятых (Музыка из кинофильма) на AllMusic
  73. ^ « Годзилла (2014) — Soundtrack.net» . 12 мая 2014 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  74. ^ « Убийство священного оленя (2017) — Soundtrack.net» . 20 октября 2017 г. Проверено 13 января 2018 г.
  75. ^ Убийство священного оленя (оригинальный саундтрек к фильму на AllMusic)
  76. ^ «Над вашими городами вырастет трава – обзор» . Хранитель . 13 октября 2010 г. Проверено 31 января 2016 г.
  77. ^ Адамс, Дуглас (1985). Путеводитель автостопом по галактике: оригинальный сценарий радио . ISBN  978-0-330-29288-7 .
  78. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кнопка 2010
  79. ^ «Pour le Mérite: Дьёрдь Лигети» (PDF) . www.orden-pourlemerite.de . 2018. Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2016 года . Проверено 10 мая 2018 г.
  80. ^ «1986 – Дьёрдь Лигети» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года.
  81. ^ Дайер, Ричард (7 марта 1993 г.). «Бостон приветствует «второго величайшего» ныне живущего композитора» . Бостон Глобус . п. 228 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
  82. ^ Jump up to: а б Schott Music дата не указана
  83. ^ Schott Music ndb .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Некрологи и воспоминания

Другой

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5d1581a064054e83a90df019408aee2__1722093600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/e2/f5d1581a064054e83a90df019408aee2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
György Ligeti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)