Дьёрдь Лигети
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (март 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Дьёрдь Лигети | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 12 июня 2006 г. Вена, Австрия | (83 года)
Занятия |
|
Работает | Список композиций |
Награды | Музыкальная премия Эрнста фон Сименса |
Дьёрдь Шандор ( / ˈ l ɪ ɡ ə ti / ; Лигети Венгерский: [ˈliɡɛti ˈɟørɟ ˈʃaːndor] ; 28 мая 1923 — 12 июня 2006) — венгерско-австрийский композитор современной классической музыки . [1] Его описывают как «одного из самых важных композиторов -авангардистов второй половины двадцатого века» и «одного из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени». [2]
Он родился в Румынии , жил в Венгерской Народной Республике, а затем эмигрировал в Австрию в 1956 году. Он стал гражданином Австрии в 1968 году. В 1973 году он стал профессором композиции в Высшей школе музыки и театра Гамбурга , где проработал до выхода на пенсию в 1989 году. Он умер в Вене в 2006 году.
Ограниченный в своем музыкальном стиле властями коммунистической Венгрии, Лигети смог полностью осознать свою страсть к авангардной музыке и разработать новые композиционные техники только по прибытии на Запад в 1956 году. После экспериментов с электронной музыкой в Кёльне , Германия, его прорывом стали оркестровые произведения, такие как Atmosphères , для которых он использовал технику, которую позже назвал микрополифонией . После написания своей «анти-оперы» «Великая смерть отошел от хроматизма и обратился к полиритмии » Лигети в своих более поздних произведениях .
Он наиболее известен публике благодаря использованию своей музыки в саундтреках к фильмам . Хотя он непосредственно не писал музыку к фильмам, отрывки из написанных им произведений были взяты и адаптированы для использования в фильмах. Звуковое оформление фильмов Стэнли Кубрика , особенно музыки к фильму « Космическая одиссея 2001 года» , основано на работах Лигети.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Лигети родился в 1923 году в Дичосанмартине ( Dicsőszentmárton ; переименован в Тырнавени в 1941 году) в Румынии в семье доктора Шандора Лигети и доктора Илоны Шомоджи. Его семья была венгерскими евреями . Он был внучатым племянником скрипача Леопольда Ауэра и троюродным братом венгерского философа Агнес Хеллер . [3] [4] Некоторые источники говорят, что он был внучатым племянником Ауэра, а не внучатым племянником. [5]
Лигети вспоминает, что впервые он познакомился с языками, отличными от венгерского, однажды, когда слушал разговор румыноговорящих городских полицейских. До этого он не знал, что существуют другие языки. [6] Он переехал в Клуж со своей семьей, когда ему было шесть лет. Он не возвращался в город, где родился, до 1990-х годов. В 1940 году Северная Трансильвания стала частью Венгрии после Второй Венской премии , таким образом, Клуж также стал частью Венгрии.
В 1941 году Лигети получил начальное музыкальное образование в консерватории в Коложваре (Клуж) . [7] а летом наедине с Палом Кадосой в Будапеште. В 1944 году образование Лигети было прервано, когда режим Хорти отправил его в труда бригаду принудительного во время событий Холокоста. [5] Его брат Габор, 16 лет, был депортирован в концентрационный лагерь Маутхаузен-Гузен , а оба его родителя были отправлены в Освенцим . Его мать была единственным выжившим человеком из его ближайших родственников. [8]
После Второй мировой войны Лигети вернулся к учебе в Будапеште, окончив в 1949 году Музыкальную академию Ференца Листа . [9] Он учился у Пала Кадосы, Ференца Фаркаша , Золтана Кодая и Шандора Вереша . Он проводил этномузыкологические исследования венгерской народной музыки Трансильвании. Однако через год он вернулся в Академию Ференца Листа в Будапеште, на этот раз в качестве преподавателя гармонии , контрапункта и музыкального анализа . Он закрепил эту должность с помощью Кодая и занимал ее с 1950 по 1956 год. [7] Будучи молодым преподавателем, Лигети пошел на необычный шаг, регулярно посещая лекции старшего коллеги, дирижера и музыковеда Лайоша Бардоша , консервативного христианина, чей кружок представлял для Лигети убежище. Композитор выразил признательность за помощь и советы Бардоша в предисловиях к двум своим учебникам гармонии (1954 и 1956). [10] Из-за ограничений коммунистического правительства связь между Венгрией и Западом к тому времени стала затрудненной, а Лигети и другие художники были фактически отрезаны от недавних событий за пределами Восточного блока .
После отъезда из Венгрии
[ редактировать ]В декабре 1956 года, через два месяца после жестокого подавления венгерского восстания Советской Армией, Лигети бежал в Вену вместе со своей бывшей женой Верой Шпиц. [11] Они снова поженились в 1957 году, и у них родился сын. [12] [13] Он не увидит Венгрию снова в течение четырнадцати лет, когда его пригласили туда судить соревнования в Будапеште. [14] Во время своего поспешного побега в Вену он оставил большую часть своих венгерских сочинений в Будапеште, некоторые из которых сейчас утеряны. Он взял только то, что считал своими самыми важными произведениями. Позже он сказал: «Я считал свою старую музыку неинтересной. Я верил в двенадцатитоновую музыку!» [15] В конце концов он принял австрийское гражданство в 1968 году. [12]
Через несколько недель после прибытия в Вену Лигети уехал в Кельн. [16] Там он встретил нескольких ключевых деятелей авангарда и узнал больше о современных музыкальных стилях и методах. [17] В число этих людей входили композиторы Карлхайнц Штокхаузен и Готфрид Михаэль Кениг , оба тогда работавшие над революционной электронной музыкой . Летом он посещал Darmstädter Ferienkurse . Лигети работал в Кельнской студии электронной музыки со Штокхаузеном и Кенигом и был вдохновлен звуками, которые он там слышал. Однако он создавал мало собственной электронной музыки, вместо этого концентрируясь на инструментальных произведениях, которые часто содержат текстуры электронного звучания .
Примерно через три года работы с ними он рассорился с Кельнской школой электронной музыки , потому что там было много межфракционных распрей: «было [ sic ] много политических драк, потому что разные люди, такие как Штокхаузен, такие как Кагель, хотели быть первым. И лично у меня нет амбиций быть первым или быть важным». [6]
С 1961 по 1971 год он был приглашенным профессором композиции в Стокгольме. В 1972 году он стал постоянным композитором Стэнфордского университета в США. [7]
В 1973 году Лигети стал профессором композиции в Гамбургском университете музыки и театра , а в 1989 году вышел на пенсию. [18] Пока он жил в Гамбурге, его жена Вера оставалась в Вене с сыном Лукасом , который позже также стал композитором. [19]
По приглашению Вальтера Финка Лигети стал первым композитором, представленным на ежегодном Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау в 1990 году. [20]
Помимо обширного интереса к различным стилям музыки, от эпохи Возрождения до африканской музыки, Лигети также интересовался литературой (в том числе писателями Льюисом Кэрроллом , Хорхе Луисом Борхесом и Францем Кафкой ), живописью, архитектурой, наукой и математикой. Особенно его увлекала фрактальная геометрия Бенуа Мандельброта и труды Дугласа Хофштадтера . [21]
Смерть
[ редактировать ]Здоровье Лигети ухудшилось на рубеже тысячелетий; он умер в Вене 12 июня 2006 года в возрасте 83 лет. [19] [22] Хотя было известно, что он болел несколько лет и последние три года своей жизни пользовался инвалидной коляской, его семья отказалась раскрыть подробности причины его смерти. [23]
Канцлер Австрии Вольфганг Шюссель и министр искусств Франц Морак отдали дань уважения Лигети. [24] Его похороны прошли в Feuerhalle Simmering . [25] Мемориальный концерт исполнили Пьер-Лоран Эмар и хор Арнольда Шенберга . [25] Его прах был захоронен на Центральном кладбище Вены в почетной могиле (нем. Ehrengrab ). [26]
У него остались жена Вера и сын Лукас . [19] Последний — композитор и перкуссионист, проживающий в США. [27]
Музыка
[ редактировать ]Композиции в Венгрии
[ редактировать ]Многие из самых ранних произведений Лигети были написаны для хора и включали в себя постановку народных песен. Его крупнейшей работой в этот период была дипломная композиция для Будапештской академии под названием «Кантата для молодежного фестиваля » для четырех вокальных солистов, хора и оркестра. Одним из первых его произведений в репертуаре является Соната для виолончели , произведение в двух контрастных частях, написанное в 1948 и 1953 годах. Первоначально оно было запрещено Советским Союзом композиторов и не исполнялось публично в течение четверти века. . [28]
Самые ранние произведения Лигети часто являются продолжением музыкального языка Белы Бартока . Даже его фортепианный цикл Musica richercata (1953), хотя и написанный по Лигети с «картезианским» подходом, в котором он «считал всю музыку, которую я знал и любил, ... несущественной». [29] один биограф описал это произведение как из мира, очень близкого к набору фортепианных произведений Бартока « Микрокосмос» . [30] Всего набор Лигети состоит из одиннадцати предметов. В основе произведения лежит простое ограничение: в первом произведении используется исключительно одна высота ля, слышимая в нескольких октавах , и только в самом конце произведения слышна вторая нота, ре. Во второй пьесе используются три ноты (E ♯ , F ♯ и G), в третьей пьесе — четыре и так далее, так что в последней пьесе все двенадцать нот хроматической гаммы присутствуют .
Вскоре после его написания Лигети аранжировал шесть частей Musica richercata для духового квинтета под названием «Шесть багателей для духового квинтета». «Багатели» были исполнены впервые в 1956 году, но не полностью: последняя часть была подвергнута советской цензуре как слишком «опасная». [31]
Из-за советской цензуры его самые смелые произведения этого периода, в том числе Musica richercata и струнный квартет № 1 «Метаморфозы ноктюрны» (1953–1954), были написаны для «нижнего ящика». Состоит из единой части, разделенной на семнадцать контрастирующих частей, связанных мотивически . [32] Первый струнный квартет - первая работа Лигети, предлагающая индивидуальный стиль композиции. Струнный квартет не выступал до 1958 года, после того как он бежал из Венгрии в Вену. [33]
С 1956 года до Le Grand Macabre
[ редактировать ]По прибытии в Кёльн Лигети начал писать электронную музыку вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Михаэлем Кенигом в электронной студии Западногерманского радио (WDR) . Однако он завершил только два произведения в этом жанре - пьесы «Глиссанди» (1957) и «Артикуляция» (1958) - прежде чем вернуться к инструментальной музыке. Третья работа, первоначально называвшаяся «Атмосферы» , но позже известная как Pièce électronique Nr. 3 , был запланирован, но технические ограничения того времени не позволили Лигети реализовать его полностью. Наконец, в 1996 году это было реализовано голландскими композиторами Кесом Тазелааром и Йоханом ван Крейгом из Института сонологии . [34]
На музыку Лигети, похоже, впоследствии повлияли его электронные эксперименты, и многие из созданных им звуков напоминали электронные текстуры . Лигети ввел термин « микрополифония », чтобы описать структуру второй части « Явлений» (1958–59) и «Атмосфер» (1961). Эта текстура похожа на полифонию , за исключением того, что полифония скрыта плотной и богатой стопкой звуков. [35] Микрополифонию можно использовать для создания почти статичных, но медленно развивающихся произведений, таких как «Атмосферы» , в которых отдельные инструменты скрываются в сложной паутине звука. По словам Лигети, после «Явлений и атмосфер » он «стал знаменитым». [36]
В «Vollumina» (1961–62, переработка 1966 г.) для органа соло Лигети продолжил использовать группы нот , преобразованные в звуковые блоки. В этом произведении Лигети отказался от традиционной нотной записи, вместо этого используя диаграммы для обозначения общей высоты тона, продолжительности и потока нот. [37]
Симфоническая поэма (1962) — произведение для ста механических метрономов во время его краткого знакомства с механизмом Fluxus .
«Авентуры» (1962), как и сопутствующая ей пьеса «Новые приключения» (1962–65), представляют собой композицию для трех певцов и инструментального септета с текстом (собственной разработки Лигети), не имеющим смыслового значения. В этих произведениях каждый певец играет пять ролей, исследуя пять областей эмоций, и они переключаются с одной на другую так быстро и резко, что все пять областей присутствуют на протяжении всего произведения. [38]
Реквием (1963–65) — произведение для солистов сопрано и меццо-сопрано, двадцатичастного хора (по четыре сопрано, меццо-сопрано, альта, тенора и баса) и оркестра. Хотя это около получаса и это самое длинное произведение, которое он сочинил на тот момент: [39] Лигети устанавливает лишь около половины традиционного текста Реквиема : « Introitus », « Kyrie » (полностью хроматическая квазифуга монтаж с пропуском микрополифонии , где части представляют собой мелизматический ) и « Dies irae » — разделив последнюю последовательность на две части: «De die judicii» и « Lacrimosa ».
Lux Aeterna (1966) — 16-голосная пьеса а капелла , текст которой также связан с латинским реквиемом.
Лигети Концерт для виолончели (1966), посвященный Зигфриду Пальму , состоит из двух частей: первая начинается с почти незаметной партии виолончели, которая медленно переходит в статические группы тонов вместе с оркестром, прежде чем достичь крещендо и медленно затухать, а вторая - виртуозное произведение динамичной атональной мелодии в партии виолончели. [40]
Лонтано (1967) для полного оркестра - еще один пример микрополифонии, но общий эффект ближе к гармонии: сложные переплетенные текстуры и непрозрачность звука создают гармоничный эффект. Это стало стандартным произведением репертуара. [41]
Струнный квартет № 2 (1968) состоит из пяти частей. Они сильно отличаются друг от друга по типу движения. В первом структура во многом разбита, как в Aventures . Во втором все сведено к очень замедленной съемке, и музыка словно доносится издалека, с большим лиризмом. Третья часть пиццикато . представляет собой машиноподобные этюды, жесткие и механические, в которых партии, исполняющие повторяющиеся ноты, создают «гранулированный» континуум В четвертом, быстром и угрожающем, собрано все, что было раньше. Наконец, в резком контрасте, расширяется пятая часть. В каждом движении возвращаются одни и те же базовые конфигурации, но каждый раз их окраска или точка зрения различны, так что общая форма по-настоящему проявляется только тогда, когда слушаешь все пять движений в контексте. [42]
«Разветвления» (1968–69), завершенные за год до Камерного концерта, написаны для струнного ансамбля из двенадцати частей — семи скрипок, двух альтов, двух виолончелей и контрабаса, каждую из которых может исполнять один музыкант или несколько. . Двенадцать разделены на две равные по численности группы, но инструменты первой группы настроены примерно на четверть тона выше (четыре скрипки, альт и виолончель). Во время групповой игры тот, который настроен выше, неизбежно имеет тенденцию скользить вниз по направлению к другому, и оба становятся ближе друг к другу по высоте. [42]
В Камерном концерте (1969–70) одновременно в разных плоскостях могут протекать несколько пластов, процессов и видов движения. Несмотря на частые обозначения «сенза темпа», инструменталистам не предоставляется линейная свобода; Лигети настаивает на том, чтобы в любой момент держать текстуру под строгим контролем. Форма похожа на «точный механизм». Лигети всегда восхищали машины, которые не работают должным образом, а также мир технологий и автоматизации. Использование периодических механических шумов, свидетельствующих о не совсем надежном оборудовании, встречается во многих его работах. Оценка производится для флейты (удвоение пикколо), гобоя (удвоение гобоя д'амур и английского рожка), кларнета, бас-кларнета (удвоение второго кларнета), валторны, тромбона, клавесина (удвоение органа Хаммонда), фортепиано (удвоение челесты) и сольный струнный квинтет. [43] Он также написал Двойной концерт для флейты, гобоя и оркестра (1972).
В большинстве этих композиций в качестве основного формального параметра в качестве основного формального параметра используется тембр, а не традиционно предпочитаемые размеры высоты и ритма, и эта практика стала известна как соноризм . [44] С 1970-х годов Лигети отошел от соноризма и начал концентрироваться на ритме. Такие пьесы, как «Континуум» (1968) и «Часы и облака» (1972–73), были написаны до того, как он услышал музыку Стива Райха и Терри Райли в 1972 году. Но вторая из его «Трех пьес для двух фортепиано » (1976), озаглавленная «Само- портрет с Райхом и Райли (и Шопеном на заднем плане)», отмечает это утверждение и влияние. В 1970-е годы он также увлекся полифонической трубочной музыкой племени Банда -Линда из Центральноафриканской Республики , которую услышал через записи одного из своих учеников. [45]
В 1977 году Лигети завершил свою единственную оперу «Великая смерть» , через тринадцать лет после ее первоначального заказа. По мотивам Мишеля де Гельдероде пьесы 1934 года «Балада великой смерти » это произведение театра абсурда — Лигети назвал его «анти-антиопера» — в котором Смерть (Некроцар) прибывает в вымышленный город Брейгелланд. и объявляет, что конец света наступит в полночь. В музыкальном плане Le Grand Macabre использует приемы, не связанные с предыдущими работами Лигети, включая цитаты и псевдоцитаты из других произведений. [46] и использование согласных третей и шестых. После «Великой смерти » Лигети отказался от пастиша . [47] но все чаще включал в свои работы гармонии согласных (даже мажорные и минорные трезвучия ), хотя и не в диатоническом контексте.
После «Великой смерти»
[ редактировать ]После Le Grand Macabre Лигети некоторое время пытался найти новый стиль. Помимо двух коротких пьес для клавесина , он завершил еще одно крупное произведение до Трио для скрипки, валторны и фортепиано в 1982 году, более чем через четыре года после оперы. Его музыка 1980-х и 1990-х годов продолжала делать упор на сложные механические ритмы, часто в менее насыщенной хроматической идиоме, имея тенденцию отдавать предпочтение смещенным мажорным и минорным трезвучиям и полимодальным структурам. В это время Лигети также начал исследовать альтернативные системы настройки посредством использования естественных гармоник для валторн (как в Валторном трио и Фортепианом концерте ) и скордатуры для струнных (как в Скрипичном концерте ). Кроме того, большинство его работ этого периода представляют собой многочастные произведения, а не расширенные отдельные части «Атмосфер» и «Полифония Сан-Франциско» .
С 1985 по 2001 год Лигети завершил три тома этюдов для фортепиано (Книга I, 1985; Книга II, 1988–94; Книга III, 1995–2001). Этюды, состоящие всего из восемнадцати композиций, основаны на самых разных источниках, включая гамелан , [48] [49] [50] Африканские полиритмы , Бела Барток, Конлон Нанкарроу , Телониус Монк , [50] [51] и Билл Эванс . Книга I была написана как подготовка к Фортепианному концерту, который содержит ряд схожих мотивных и мелодических элементов. Музыка Лигети последних двух десятилетий его жизни безошибочно узнаваема по своей ритмической сложности. Рассказывая о своей первой книге «Фортепианные этюды», композитор утверждает, что эта ритмическая сложность проистекает из двух совершенно разных источников вдохновения: фортепианной музыки Шопена и Шумана эпохи романтизма и музыки коренных народов Африки к югу от Сахары . [52]
Разница между более ранними и поздними произведениями заключается в новой концепции пульса . В более ранних работах импульс делился на два, три и так далее. Эффект этих различных подразделений, особенно когда они происходят одновременно, заключается в размытии звукового ландшафта, создавая микрополифонический эффект музыки Лигети. [53]
С другой стороны, более поздняя музыка – и несколько более ранних произведений, таких как Continuum – рассматривают пульс как музыкальный атом, общий знаменатель, базовую единицу, которую нельзя разделить дальше. Различные ритмы возникают за счет умножения основного пульса, а не разделения: это принцип африканской музыки, подхваченный Лигети. Он также появляется в музыке Филипа Гласса , Стива Райха и других; и, что немаловажно, он имеет много общего с аддитивными ритмами балканской народной музыки , музыкой юности Лигети. [54] Он описал музыку Конлона Нэнкарроу с ее чрезвычайно сложными исследованиями полиритмической сложности как «величайшее открытие со времен Веберна и Айвза … нечто великое и важное для всей истории музыки! Его музыка настолько оригинальна, приятна, прекрасно построена, что но в то же время эмоционально... для меня это лучшая музыка любого композитора, живущего сегодня». [55]
я представляю свое художественное кредо В 1988 году Лигети завершил свой Фортепианный концерт, написав: «В Фортепианом концерте : я демонстрирую свою независимость от критериев традиционного авангарда , а также модного постмодернизма ». [56] Первоначальные наброски Концерта начались в 1980 году, но только в 1985 году он нашел путь вперед, и работа пошла быстрее. [57] Концерт исследует многие идеи, разработанные в «Этюдах», но в оркестровом контексте.
В 1993 году Лигети завершил свой Скрипичный концерт после четырех лет работы . Как и Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки использует широкий спектр техник, которые он разработал до этого момента, а также новые идеи, которые он разрабатывал в данный момент. Среди других техник здесь используется пассакалья, [58] « Микротональность , быстро меняющиеся текстуры , комические сопоставления... Венгерские народные мелодии , болгарские танцевальные ритмы , отсылки к Средневековья и музыке Возрождения , а также сольное скрипичное письмо, которое варьируется от медленного и сладкого тона до угловатого и зажигательного». [59]
Другими известными произведениями этого периода являются Соната для альта (1994) и « Бессмысленные мадригалы» (1988–93), набор из шести композиций а капелла , включающих английские тексты Уильяма Брайти Рэндса , Льюиса Кэрролла и Генриха Хоффмана . Третий Мадригал представляет собой набор английского алфавита .
Последними произведениями Лигети стали Гамбургский концерт для валторны соло, четырех натуральных валторн и камерного оркестра (1998–99, переработка 2003 года, посвященная Марии-Луизе Нойнекер ), песенный цикл Síppal, dobbal, nádihegedűvel («С трубами, барабанами, скрипками»). , 2000) и восемнадцатый фортепианный этюд «Канон» (2001). Печатная партитура и рукопись Гамбургского концерта содержат множество ошибок и несоответствий. [60] Переработка произведения, реализованная итальянским композитором Алессио Элиа и опубликованная в книге Дьёрдя Лигети «Гамбургские концерты» , изданной издательством Edition Impronta, была использована для первого переработанного исполнения этого произведения, реализованного ансамблем «Концерт Будапешт Лигети» с Сабольчем. Земплени как сольная валторна. Оркестром должен был дирижировать Петер Этвёш , замененный из-за недомогания Гергеем Вайдой. [61] Кроме того, после «Великой смерти » Лигети планировал написать вторую оперу, сначала по мотивам , » Шекспира «Бури Кэрролла а затем по «Приключениям Алисы в стране чудес» , но ни одна из них не осуществилась. [62] [63]
Наследие
[ редактировать ]Лигети был описан как «вместе с Булезом , Берио , Штокхаузеном и Кейджем как один из самых новаторских и влиятельных среди прогрессивных деятелей своего времени». [2] Примерно с 1960 года работы Лигети стали более известны и уважаемы. [ нужны разъяснения ] Его самая известная работа была написана в период от «Явлений до Лонтано» , в который входят «Атмосферы» , «Волюмина» , «Авантюры» и «Новые приключения» , «Реквием », «Lux Aeterna » и его Концерт для виолончели; а также его опера Le Grand Macabre . В последние годы три его книги фортепианных этюдов также стали широко известны и являются предметом проекта Inside the Score пианиста Пьера-Лорана Эмара . [64]
Музыка в фильмах Стэнли Кубрика
[ редактировать ]Музыка Лигети наиболее известна публике, не знакомой с классической музыкой 20-го века, благодаря ее использованию в трех фильмах Стэнли Кубрика , что принесло ему мировую аудиторию. [19] Саундтрек фильму к «2001: Космическая одиссея» включает отрывки из четырёх его произведений: «Атмосферы» , «Lux Aeterna» , «Реквием» и «Приключения» . [65] «Атмосферы» слышны во время эпизода «Звездные врата», а некоторые фрагменты также слышны в увертюре и антракте. Lux Aeterna слышен в сцене с лунным автобусом по пути к монолиту Тихо. Последовательность Кайри из его Реквиема слышна во время первых трех встреч с монолитом. Электронно измененная версия «Приключений» , не указанная в титрах фильма, слышна в загадочных финальных сценах. Музыка использовалась и в некоторых случаях изменялась без ведома Лигети и без полного авторских прав разрешения . Когда он узнал об использовании его музыки в фильме, он «успешно подал в суд за то, что его музыка была искажена». [66] и они урегулировали дело во внесудебном порядке . Кубрик запросил разрешение и выплатил Лигети компенсацию за использование его музыки в более поздних фильмах. [67]
Lux Aeterna снова была использована в Питера Хайамса продолжении фильма « 2001 , 2010: Год, который мы вступаем в контакт» в 1984 году . [68]
В более позднем фильме Кубрика «Сияние используются небольшие фрагменты Лонтано . » для оркестра [69]
» Лигети Один мотив из второй части « Musica richercata используется в ключевые моменты в « С широко закрытыми глазами» Кубрика . [70] На немецкой премьере этого фильма, когда Кубрик уже умер, его вдову сопровождал сам Лигети. [71]
Музыка в других фильмах и СМИ
[ редактировать ]Работы Лигети также использовались во многих фильмах других режиссеров. Лонтано также использовался в Мартина Скорсезе психологическом триллере 2010 года «Остров проклятых» . [72] Первая часть Концерта для виолончели была использована в криминальном фильме Майкла Манна 1995 года «Жара» . [68] Реквием « использовался в фильме 2014 года Годзилла» . [73] Концерт для виолончели и Фортепианный концерт были использованы в фильме Йоргоса Лантимоса 2017 года «Убийство священного оленя» . [74] [75]
Его музыку также использовали на телевидении и радио. Лонтано , «Атмосферы » и первая часть Концерта для виолончели были использованы в Софи Файнс документальном фильме «Над вашими городами вырастет трава » о немецком послевоенном художнике Ансельме Кифере . [76] Lontano , Melodien и Volumina использовались в Fit the First , Fit the Fifth и Fit the Sixth радиосериала «Автостопом по Галактике» в качестве фоновой музыки к разделам повествования из «Путеводителя». [77]
Награды
[ редактировать ]- премия Бетховена Боннская за Реквием (1967) [78]
- ЮНЕСКО Международная трибуна композиторов (1969) [78]
- Берлинская художественная премия (1972). [78]
- Премия Баха Свободного ганзейского города Гамбурга (1975). [78]
- Pour le Mérite за науку и искусство (1975) [79]
- Университета Луисвилля Премия Гравемейера за музыкальную композицию (этюды для фортепиано) (1986) [80] [81]
- Австрийская награда науки и искусства (1987) [78]
- Почетное кольцо Вены (1987) [78]
- Кавалер Ордена искусств и литературы (1988). [82]
- Премия Фонда князя Монако Пьера за музыкальную композицию (1988). [82]
- Музыкальная премия Леони Соннинг (Дания, 1990) [78]
- Большая государственная премия Австрии в области музыки (1990). [78]
- Императорская премия (1991). [78]
- Премия Бальзана (1991). [78]
- Почетный член Королевской музыкальной академии , Лондон (1992). [83]
- Музыкальная премия Эрнста фон Сименса , Германия (1993). [78]
- Премия Рольфа Шока в области музыкального искусства (1995) [78]
- Музыкальная премия ЮНЕСКО (1996). [78]
- Премия Вольфа в области искусств , Израиль (1996). [78]
- Премия Вихури Сибелиуса , Финляндия (2000). [78]
- Киотская премия (2001) [78]
- Медаль искусств и наук города Гамбурга (2003 г.) [78]
- Премия Теодора В. Адорно (2003) [78]
- Премия Кошута , Венгрия (2003). [78]
- Полярная музыкальная премия (2004) [78]
- Франкфуртская музыкальная премия (2005) [78]
Почетные докторские степени
[ редактировать ]- Почетный доктор Гамбургского университета (1988). [78]
Известные студенты
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]- Лигети, Дьёрдь (1957). «О III сонате для фортепиано Булеза». Серия . 5: «Отчеты — Анализ»: 38–40. На английском языке «Некоторые замечания к Третьей сонате для фортепиано Булеза» в переводе Лео Блэка. Серия [английское издание] 5: «Отчеты — анализы» (1961): 56–58.
- — (1958). «Пьер Булез. Решение и автоматизм в структуре 1а ». Серия . 4: «Молодые композиторы»: 38–63. На английском языке как «Пьер Булез: Решение и автоматизм в структуре 1а », перевод Лео Блэка. Серия [английское издание] 4: «Молодые композиторы» (1960): 36–62.
- — (1960). «Изменения музыкальной формы». Серия . 7: «Форма — Пространство»: 5–17. . Английский как «Метаморфозы музыкальной формы» в переводе Корнелиуса Кардью . Серия [английское издание] 7 «Форма — Пространство» (1964): 5–19.
- — (1960). «Состояния, события, превращения: замечания к моей оркестровой пьесе «Явления ». Рисунки и листы 11. Перепечатано как «Состояния, события, изменения». Мелос 34 (1967): 165–169. Английский как «Состояния, события, трансформации», перевод Джонатана В. Бернарда. Перспективы новой музыки 31, № 1 (зима 1993 г.): 164–171.
- — (1978). «О музыке и политике» в переводе Уэса Бломстера. Перспективы новой музыки 16, № 2 (Весна – Лето): 19–24. Первоначально опубликовано на немецком языке в Darmstadt Contributions to New Music 13 (1973): 42–46.
- — (1987). «Венский представитель преуменьшения: личные размышления о Фридрихе Черхе », перевод Инге Гудвин. Темп , Новая серия, вып. 161/162: «...Австрийский Quodlibet...» (июнь – сентябрь): 3–5.
- — (1988). «На моем фортепианном концерте» в переводе Роберта Когана . Sonus: Журнал исследований глобальных музыкальных возможностей 9, вып. 1 (осень): 8–13.
- с Питером Селларсом (зима 1959 г.). « Великая смерть : Опера в двух действиях (четырех картинах) 1974–1977». Гранд Стрит . №59: «Время». стр. 206–214.
- — (2001). Девять очерков о музыке в переводе Катрин Фуркасси. Женева: Контрешам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гриффитс 2001 .
- ^ Jump up to: а б Каммингс и .
- ^ Хауптфельд и Хеллер 2018 , 22.
- ^ Сирби 2010 , 3.
- ^ Jump up to: а б Гриффитс 2001
- ^ Jump up to: а б Около 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дьёрдь Лигети, композитор – Биография» . karstenwitt.com . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Стейниц 2003 , 20.
- ^ Швед, Марк (13 июня 2006 г.). «Дьёрдь Лигети, 83 года; подвижный композитор, презиравший догмы» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес. п. 89 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Стейниц 2003 , 31.
- ^ Сервис, Том (17 октября 2003 г.). «Прелюдия для пигмеев» . Хранитель . Лондон. п. 68 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б Стейниц 2003 , 70–73.
- ^ Публикации, Европа (2003). Международный «Кто есть кто 2004» . Психология Пресс. п. 1005. ИСБН 978-1-85743-217-6 .
- ^ Стейниц 2003 , 250.
- ^ Стейниц 2003 , 73–74.
- ^ Швед, Марк (28 мая 1989 г.). «Жуткие венгерские рапсодии Лигети» . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес. п. 267 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Бенджамин 2007 .
- ^ Рейн, Джон фон (18 октября 2017 г.). «В Университете Калифорнии - большая дань уважения Лигети» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. п. 4-3 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б с д Гриффитс 2006
- ^ Анон. & nd(а) .
- ^ Стейниц 2003 , [ нужна страница ] .
- ^ Дайер, Ричард (13 июня 2006 г.). «Дьёрдь Лигети; влиятельный композитор ироничных, поразительных произведений» . Бостон Глобус . п. 23 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Гриффитс 2006 .
- ^ «Реакция: «В ряд с Бартоком, Штокхаузеном и Булезом» » . Стандарт (на немецком языке). Вена. 12 июня 2006 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Абшид фон Дьёрдь Лигети» . музыка Австрии (на немецком языке). Вена: Музыкальный информационный центр Австрии. 22 июня 2006 г. Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Дьёрдь Лигети мертв; почетная могила в Вене» (на немецком языке) . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Добро пожаловать на сайт композитора/импровизатора Лукаса Лигети» . lukasligeti.com . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Стейниц 2003 , 52.
- ^ Стейниц 2003 , 54.
- ^ Туп 1999 , 38.
- ^ Стейниц 2003 , 60.
- ^ Стейниц 2003 , 63–64.
- ^ Стейниц 2003 , 75.
- ^ Айверсон 2009 , 92.
- ^ Джонс nd .
- ^ Иштван Сигети (29 июля 1983 г.). «Будапештское интервью с Дьёрдь Лигети» . Впервые опубликовано в New Венгерском Ежеквартальном издании . Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ Роберт Кирзингер. Дьёрдь Лигети: Volumina , для органа на AllMusic
- ^ Плейстоун , 4.
- ^ Стейниц 2003 , 144.
- ^ Роберт Кирзингер. Дьёрдь Лигети: Концерт для виолончели на AllMusic
- ^ «Дьёрдь Лигети – Лонтано» . Шотт Музыка . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Плейстоу Н.Д. , 3
- ^ Плейстоун , 2.
- ^ Шелл 2017 .
- ^ Стейниц 2003 , 271–272.
- ^ Стейниц 2003 , 230.
- ^ Стейниц 2003 , 244.
- ^ Уилсон 1992 , [ нужна страница ] .
- ^ Чен 2007 , 37.
- ^ Jump up to: а б Арновитт 2009 г.
- ^ Стейниц 2003 , 292.
- ^ Тейлор 2003 , 83.
- ^ Тейлор 2003 , 86.
- ^ Тейлор 2003 , 87.
- ^ Цитируется по Ганну 1995 , 2.
- ^ «Концерт для фортепиано с оркестром» . Шотт Музыка . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Стейниц 2003 , 315–316.
- ^ Шелл 2018 .
- ^ Козинн 2005 .
- ↑ Радиоинтервью RAI «Бесконечные вибрации Дьёрдя Лигети» с Алессио Элиа о его книге.
- ↑ Выступление состоялось в Будапештском музыкальном центре 28 мая 2023 года , к столетию со дня рождения композитора, в рамках фестиваля Ligeti 100.
- ^ Спинола, Джулия (12 января 2010 г.). «Все черти на острове Просперо» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). Франкфурт . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Клементс, Эндрю (9 июля 2007 г.). «Алиса в стране чудес» . Хранитель . Лондон . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Сервис 2015 .
- ^ 2001: Космическая одиссея (оригинальный саундтрек к фильму) на AllMusic
- ^ Агель 1970 , 12.
- ^ Крилли 2011 , 246.
- ^ Jump up to: а б Анон. 2011 год
- ^ Крилли 2011 , 245n2.
- ^ Паури и Стилвелл 2006 , 7.
- ^ Платт, Рассел (12 августа 2008 г.). «Кларк, Кубрик и Лигети: Сказка» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Остров проклятых (Музыка из кинофильма) на AllMusic
- ^ « Годзилла (2014) — Soundtrack.net» . 12 мая 2014 года . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ « Убийство священного оленя (2017) — Soundtrack.net» . 20 октября 2017 г. Проверено 13 января 2018 г.
- ^ Убийство священного оленя (оригинальный саундтрек к фильму на AllMusic)
- ^ «Над вашими городами вырастет трава – обзор» . Хранитель . 13 октября 2010 г. Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Адамс, Дуглас (1985). Путеводитель автостопом по галактике: оригинальный сценарий радио . ISBN 978-0-330-29288-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кнопка 2010
- ^ «Pour le Mérite: Дьёрдь Лигети» (PDF) . www.orden-pourlemerite.de . 2018. Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2016 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ «1986 – Дьёрдь Лигети» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года.
- ^ Дайер, Ричард (7 марта 1993 г.). «Бостон приветствует «второго величайшего» ныне живущего композитора» . Бостон Глобус . п. 228 . Проверено 22 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б Schott Music дата не указана
- ^ Schott Music ndb .
Источники
[ редактировать ]- Агель, Джером (1970). Создание фильма Кубрика, 2001 год . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. ISBN 978-0-451-07139-2 .
- Анон. (2011). «Классическая музыка в кино: список композиторов» . Библиотека Брауншвейгского университета . Проверено 21 ноября 2015 г.
- Анон. нд(а). «Дьёрдь Лигети» . Мюнхенская филармония . Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
- Арновитт, Майкл (2009). «Лигети и его влияние: музыка, способная поразить разум и тело» . Домашняя страница Майкла Арновитта . Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 года . Проверено 4 февраля 2010 г.
- Бенджамин, Джордж (23 февраля 2007 г.). «В царстве чувств» . Хранитель .
- Чен, Юнг-жен (2007). Анализ и аспекты исполнения «Этюдов для фортепиано» Дьёрдя Лигети: «Фанфары» и «Arch-en ciel» (дисс DMA). Колумбус: Университет штата Огайо.
- Крилли, Киаран (2011). «Большая картина: музыка Лигети и фильмы Стэнли Кубрика». В Луизе Дюшено; Вольфганг Маркс (ред.). Дьёрдь Лигети: О чужих землях и странных звуках . Вудбридж (Саффолк) и Рочестер (Нью-Йорк): Boydell & Brewer. стр. 245–254. ISBN 978-1-84383-550-9 .
- Каммингс, Роберт. Дьёрдь Лигети: биография исполнителя на AllMusic . По состоянию на 22 октября 2013 г.
- Ганн, Кайл (1995). Музыка Конлона Нэнкарроу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02807-3 .
- Гриффитс, Пол (2001). «Лигети, Дьёрдь (Шандор)». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан.
- Гриффитс, Пол (13 июня 2006 г.). «Дьёрдь Лигети, центральноевропейский композитор мрачности и юмора, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс .
Дьёрдь Лигети, центральноевропейский композитор, чья музыка была одной из самых новаторских в последней половине 20-го века – иногда жуткой, иногда юмористической, обычно фантастической и всегда безупречной – умер вчера в Вене. Ему было 83 года. Его семья подтвердила его смерть, но отказалась раскрыть причину, заявив лишь, что он болел несколько лет.
- Хауптфельд, Джордж; Хеллер, Агнес (2018). Ценность шанса - Агнес Хеллер о своей жизни и своем времени (на немецком языке). Вена: Издание Контуры. ISBN 978-3-902968-38-8 .
- Айверсон, Дженнифер Джой (2009). Историческая память и звуково-массовая музыка Дьёрдя Лигети 1958–1968 (докторская диссертация). Остин: Техасский университет, Музыкальная школа Батлера.
- Джонс, Эллиотт (nd). «Микрополифония» . candelalearning.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
- Кноп, Фредерик (2010). «Дьёрдь Лигети» . У Клаудии Маурер Ценк ; Питер Петерсен (ред.). Лексикон преследуемых музыкантов в эпоху нацизма (на немецком языке). Гамбург: Гамбургский университет.
- Козинн, Аллан (14 ноября 2005 г.). «Шутник как всеядный» . Нью-Йорк Таймс .
- Плейстоу, Стивен (nd). Лигети: Камерный концерт, Разветвления, Струнный квартет № 2, Приключения, Lux aeterna (примечания). Гамбург: Deutsche Grammophon. CD 423 244–2.
- Паури, Фил; Стилвелл, Робинн Жананна (2006). Изменение мелодии: использование уже существующей музыки в фильме . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-5137-6 .
- Шелл, Майкл (2017). «Музыкальная одиссея Дьёрдя Лигети» . SecondInversion.org . Проверено 4 апреля 2018 г.
- Шелл, Майкл (2018). «Поздние произведения Дьёрдя Лигети» . Secondinversion.org . Проверено 4 апреля 2018 г.
- Шотт Мьюзик (нет даты). «Дьёрдь Лигети: Профиль» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 14 января 2011 г.
- Шотт Музыка (ndb). «Дьёрдь Лигети: Хронология» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 21 октября 2009 г.
- Сирби, Майкл (2010). Стилистический кризис Лигети: трансформация его музыкального стиля 1974–1985 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7250-9 .
- Сервис, Том (20 июля 2015 г.). «Пьер-Лоран Эмар открывает мир воображения в фортепианной музыке Лигети» . Хранитель . Проверено 11 декабря 2015 г.
- Стейниц, Ричард (2003). Дьёрдь Лигети: Музыка воображения . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17631-1 ; Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-55553-551-3 .
- Тейлор, Стивен Эндрю (2003). «Дьёрдь Лигети к его 80-летию: Лигети, Африка и полиритм» (PDF) . Мир музыки . Традиционная музыка и композиция. 45 (2): 83–94.
- Туп, Ричард (1999). Дьёрдь Лигети . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3795-6 .
- Туса, Джон (2001). «Интервью Джона Туса: стенограмма интервью Джона Туса с Дьёрдь Лигети» . Радио Би-би-си 3 . Проверено 23 января 2012 г.
- Уилсон, Питер Никлас (1992). «Межкультурные фантазии: фортепианные этюды Дьёрдя Лигети №№ 7 и 8». Мелос: Ежегодник современной музыки . Фортепианная музыка ХХ века (51): 63–84.
Фильмы
[ редактировать ]- «Космос Лигети – Die ganze Doku» . Искусство (на немецком языке) . Проверено 28 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауэр, Эми. 2011. Плач Лигети: ностальгия, экзотика и абсолют. Олдершот: Ашагте. ISBN 978-1-4094-0041-7 .
- Бауэр, Эми и Мартон Керекфи, ред. 2017. Культурная идентичность Дьёрдя Лигети . Рутледж, 2017. ISBN 978-1-4724-7364-6
- Кучурян, Джон. 2000. «Теория высоты звука, ритма и интертекстуальных аллюзий в поздней музыке Дьёрдя Лигети», доктор философии. диссертация. Государственный университет Нью-Йорка в Буффало.
- Кучурян, Джон. 2012. «Аспекты гармонической структуры, голосового управления и эстетической функции в произведении Дьёрдя Лигети In zart fliessender Bewegung ». Обзор современной музыки 31/2–3: 221–238.
- Дротт, Эрик. 2011. «Линии, массы, микрополифония: Кирие Лигети и «кризис фигуры»». Перспективы новой музыки 49, вып. 1 (Зима): 4–46.
- Эдвардс, Питер. 2016. «Великая смерть» Дьёрдя Лигети: постмодернизм, музыкально-драматическая форма и гротеск . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-4724-5698-4
- Флорос, Константин . 2014. Дьёрдь Лигети: За пределами авангарда и постмодернизма , перевод Эрнеста Бернхардта-Кабиша. Франкфурт-на-Майне: Peter Lang GmbH, Международное издательство наук. ISBN 978-3-631-65499-6
- Гриффитс, Пол . 1997. Дьердь Лигети . Лондон: Робсон Букс. ISBN 978-1-86105-058-8
- Леви, Бенджамин Р. 2017. Метаморфозы в музыке: композиции Дьёрдя Лигети 1950-х и 1960-х годов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-938199-9
- Лобанова. Марина. 2002. Дьёрдь Лигети: стиль, идеи, поэтика . Studia Славика Musicologica 29. Берлин: Verlag Ernst Kuhn. ISBN 978-3-928864-90-9 .
- Петерсен, Питер и Альбрехт Шнайдер. 2003. «Десять пьес Дьёрдя Лигети для духового квинтета (1968)». Теория музыки 18, вып. 3: 195–222.
- Сир, Аделина (25 января 2012 г.). «Оркестровый взгляд композитора Мохаммеда Файруза на восстание на площади Тахрир» . BBC/PRI The World . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 24 августа 2012 г.
- Траск, Саймон. «Пионер». 1990. Музыкальные технологии 4, вып. 6 (май): 54. ISSN 0957-6606 , ОСЛК 24835173
- Фонд Вихури . nd « Фонд международных премий Вихури ». (По состоянию на 5 марта 2010 г.).
- «Музыка для космоса: К 100-летию со дня рождения Дьёрдя Лигети – новая музыкальная газета» . НМЗ (на немецком языке). 27 мая 2023 г. Проверено 28 мая 2023 г.
- Сервис, Том (27 августа 2012 г.). «Путеводитель по музыке Дьёрдя Лигети» . Хранитель . Проверено 28 мая 2023 г.
- «Часы и облака» . Берлинская филармония . Проверено 28 мая 2023 г.
- Маркс, Вольфганг (11 августа 2022 г.). Я нигде не принадлежу . Бреполи. ISBN 978-2-503-60240-0 .
- Клуппельхольц, Вернер (2023). Авангард был ошибкой (по-немецки). Облако В.-Г. ISBN 978-3-95593-324-1 .
- Элайджа, Алессио (2023). «Гамбургский концерт» Дьёрдя Лигети . Импронта издание УГ. ISBN 9783000752407 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Некрологи и воспоминания
- Некролог BBC
- Некролог Дьёрдя Лигети , Плейстоу, Стивена. The Guardian , 14 июня 2006 г., дата обращения 14 июня 2006 г.
Другой
- Официальный сайт (на немецком языке)
- «Композитор» . Дьёрдь Лигети . 1 мая 2021 г. Проверено 28 мая 2023 г.
- «Дьёрдь Лигети» . Шотт Музыка . 28 мая 1923 года . Проверено 28 мая 2023 г.
- Страница www.gyoergy-ligeti.de/ от издателя Ligeti Schott с непатентованными аудиофайлами.
- EssentialsofMusic.com: Дьёрдь Лигети требуется собственный Realmedia Player
- «Музыкальная одиссея» Дьёрдя Лигети, посвященная музыке, использованной в «Космической одиссее 2001 года».
- Поздние произведения Дьёрдя Лигети из «Второй инверсии» и Михаэля Шелла
- CompositionToday - статья Лигети и обзор работ
- Сборник исследований музыки Лигети и ссылки на записи.
- Интерактивные партитуры фортепианных произведений Лигети с Пьером-Лораном Эмаром.
- Дьёрдь Лигети
- 1923 рождения
- смертей в 2006 г.
- Композиторы-классики XX века
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские евреи
- Австрийский народ венгерско-еврейского происхождения
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Композиторы для виолончели
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы для органа
- Композиторы для скрипки
- Выпускники Музыкальной академии Ференца Листа
- Академический состав Университета музыки и театра Гамбурга
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Румынские эмигранты в Венгрию
- Венгерские эмигранты в Австрии
- Венгерские евреи
- Немецкие граммофонисты
- Еврейские композиторы-классики
- Лауреаты Киото в области искусства и философии
- Члены Европейской академии наук и искусств
- Микротональные композиторы
- Натурализованные граждане Австрии
- Люди из Тырнэвени
- Ученики Золтана Кодая
- Лауреаты премии Рольфа Шока
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Лауреаты Большой государственной премии Австрии.
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Трансильванские евреи
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Лауреаты премии Вольфа в области искусств
- Лауреаты Музыкальной премии Леони Соннинг
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Еврейские классические пианисты
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Венгерские подневольные работники времен Второй мировой войны
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Члены Академии литературы и искусства Сечени.