Карл Оскар Мальм
Карл Оскар Мальм | |
---|---|
![]() Иллюстрация Карла Оскара Мальма, 1864 г. | |
Рожденный | Эура , Великое Княжество Финляндское , Российская Империя. | 12 февраля 1826 г.
Умер | 8 июня 1863 г. Турку , Великое Княжество Финляндское , Российская Империя. | ( 37 лет
Памятники | Бюст в Порвоо |
Образование | Манильская школа , Стокгольм, Швеция |
Известный | Первый в Финляндии учитель глухих, основатель первой школы для глухих в Финляндии, отец финского языка жестов. |
Карл Оскар Мальм , также известный как CO Malm и Карл Оскар Мальм (12 февраля 1826 — 8 июня 1863), был Финляндии первым учителем глухих в , основателем первой школы для глухих в стране и отцом финского языка жестов . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Воспитание и образование
[ редактировать ]Мальм родился 12 января 1826 года в Эуре, Финляндия , в обеспеченной и образованной семье. Его родителями были Андерс Густав Мальм, военный офицер и городской казначей, и Катарина Юлиана Тандефельт. [ 4 ] Мальм был глухим либо с рождения, либо в очень молодом возрасте. [ 2 ] [ 3 ] В 1834 году родители отправили его в восьмилетнем возрасте в Institutet för dövstumma ochblinda , Manillaskolan («Институт для глухонемых и слепых», «Манильская школа») в Стокгольме. Там он выучил шведский язык жестов и был частным учеником учителя Йохана Герхарда Хольца. [ 5 ] Два года спустя Мальм вернулся домой, изучив ряд предметов, выучив письменный шведский язык на «необычайно» высоком уровне и став лучшим учеником школы. Позже он научился читать по-фински, по-немецки и по-французски. [ 6 ] Мальм рано почувствовал страсть к образованию. В 1843 году он был назначен помощником учителя школы, получив первый педагогический опыт.
Первые школы для глухих
[ редактировать ]В 1845 году Мальм отправился в Порвоо . Он начал обучать двух глухих мальчиков, Дэвида Фредрика Хирн и Стена Сирена, в Койвисто в начале 1846 года. Позже в том же году, с помощью и поддержкой образца для подражания Оссиана Эдмунда Борга , сына основателя манильской школы, Мальм открыл частную школу. для глухих: Хирн и Сирен были первыми двумя учениками. [ 6 ] [ 5 ] [ 7 ] Школа была открыта в доме его отца по адресу Канкуринкуя, 5 и стала первой школой для глухих в Финляндии. [ 5 ] [ 8 ] Мальм знал, что потенциальных глухих учеников должно быть больше, поэтому он разместил рекламу школы в газете Borgå Tidning и позже попросил епархию Порвоо определить количество глухих в стране: 1466, из них 602 - под возраст 20 лет. [ 9 ] В отличие от устного языка, обычно используемого в обучении глухих в то время, его школа сосредоточилась в первую очередь на языке жестов и письменном шведском языке (см. Мануализм ). [ 5 ] Первоначально уроки велись на основах финского языка жестов . [ 1 ]
Школа, будучи частной, взимала с родителей плату за обучение. Это было препятствием для бедных семей, особенно потому, что школа Манилы больше не принимала студентов из Финляндии. Мальм боролся за большую поддержку, и его усилия были отмечены Йоханом Вильгельмом Снеллманом в шведскоязычной газете Saima . [ 6 ] В конечном итоге школа привлекла влиятельных покровителей, в том числе священника и поэта Йохана Людвига Рунеберга , а также епископа и новаторского педагога глухих Карла Хенрика Алопаеуса , которые инициировали кампанию по сбору средств в ее пользу. После десяти лет работы школа получила государственную поддержку в виде личного гранта Мальма от императора. [ 9 ] В 1859 году он перешел в собственность государства. В 1858 году государство планировало открыть школу для глухих в Турку , более удобном месте и доме для большего количества глухих. [ 6 ] Мальм, Алопеус и несколько учеников последовали за ним; Школа открылась в 1860 году, в ней обучались 22 ученика. [ 10 ] [ 3 ] Мальм работал там учителем. Он, его брат Густав Эмиль Мальм и Алопеус претендовали на роль директора. У Мальма было рекомендательное письмо от Борга из школы в Швеции. Был выбран Алопеус: он пользовался поддержкой коллег-проректора и педагога Хенрика Хейкеля и педагога Александра Фердинанда Борениуса , и как священник он также мог обеспечивать религиозное образование в школе. Алопеус также обладал «идеальной речью и слухом» - требование, которое дисквалифицировало и маргинализировало Мальма и с которым он боролся. [ 11 ] [ 9 ] [ 2 ] [ 7 ]
Школа для глухих в Турку была отмечена в отчете 1868 года министра внутренних дел США , который отметил необычный для того времени акцент на обучении на языке жестов и письменном тексте. (Эти методы должны были сохраняться до указа 1892 года, предписывающего устную речь и чтение по губам .) [ 12 ] Было также отмечено, что образование для глухих существовало в Финляндии некоторое время до того, как такое образование стало доступно в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 13 ]
Школа для глухих в Порвоо, единственная в шведскоязычной Финляндии , была закрыта в 1993 году из-за нехватки учеников. [ 14 ] [ 6 ]
Влияние
[ редактировать ]основать шведскоязычную школу для глухих в Якобстаде Его новаторская работа в области образования глухих помогла Хенрику в 1861 году и и Анне Хейкель финноязычную школу в Куопио в 1862 году. [ 6 ] Когда были основаны эти отдельные языковые школы, языки жестов разделились на финский язык жестов и финско-шведский язык жестов . [ 1 ]
Филантропия
[ редактировать ]Филантропический склад ума Мальма и его брата Густава Эмиля побудил их основать народную библиотеку в Турку. Мальм интересовался фотографией и планировал открыть фотостудию в 1860-х годах, с помощью которой он профинансировал бы ряд социальных программ, включая баню, курсы шитья для бедных женщин и гранты для Svenska fruntimmersskolan i Åbo , детского сада для девочек. школа. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]Мальм умер в Турку 8 июня 1863 года в возрасте 37 лет от пневмонии. На его надгробии изображен рельеф работы глухого художника Карла Альберта Талрота. Бюст (автор Юхо Тальвиа ) был установлен в 1926 году на месте, где в Порвоо действовала школа для глухих. [ 15 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Пэр Арон Борг , пионер образования глухих в Швеции и основатель Манильской школы.
- История учреждений для глухих
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Жестовые языки мира: сравнительный справочник . Джули Баккен Джепсен, Гёделе Де Клерк, Сэм Лутало-Кинги, Уильям МакГрегор. Берлин. 2015. ISBN 978-1-61451-822-8 . OCLC 915717865 . Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Науккаринен, Тиина (2016). «Финский музей глухих: представление о жизни Карла Оскара Мальма (1826–1863)» . Изучение языка жестов . 17 (1): 111–116. дои : 10.1353/sls.2016.0030 . ISSN 1533-6263 . S2CID 152154293 .
- ^ Jump up to: а б с Линдберг, Йохан. «Руда, Карл Оскар» . Энциклопедия Финляндии (на шведском языке). Издательство «Шилдтс» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Детство и школьные годы» . www.tkm.fi. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «История глухих – Европа – 1826 – 1863: Карл Оскар Мальм (Финляндия)» . сайт deafhistory.eu . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Йоссфолк, Карл-Густав (2017). «Карл Оскар Мальм, глухой провидец» (PDF) . Календарь SFV на 2017 год (на шведском языке). 131 . Друзья шведской государственной школы. eISSN 2243-0261 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Йоссфолк, Карл-Густав (2001). Образование для всех: педагогико-историческое исследование возникновения ненормальных школ в Финляндии и их пионеров в качестве соучастников образовательного процесса 1846-1892 гг. (PDF) (на шведском языке). Шведская ассоциация школьной истории в Финляндии (Nord Print). Хельсинки: Шведская ассоциация школьной истории в Финляндии. ISBN 952-91-3442-8 . OCLC 58384770 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Школа Мальми в Порвоо» . Музей глухих (на финском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Частный преподаватель и пионер преподавания» . www.tkm.fi. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Преподавание и студенты» . www.tkm.fi. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «В Турку начинается государственная школа» . Музей глухих (на финском языке). Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Цели меняются» . Музей глухих (на финском языке). Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Дом, Конгресс США (1868 г.). Документы на дом, иначе опубл. в качестве исполнительных документов: 13-й Конгресс, 2-я сессия – 49-й Конгресс, 1-я сессия . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Финско-шведский язык жестов находится под угрозой» . svenska.yle.fi (на шведском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Значение для глухого сообщества» . www.tkm.fi. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.