Конституция Франкфурта
Франкфуртская конституция ( нем . Frankfurter Reichsverfassung ) или Конституция церкви Святого Павла ( Paulskirchenverfassung ), официально названная Конституцией Германской империи ( Verfassung des Deutschen Reiches ) от 28 марта 1849 года, была неудачной попыткой создать единую немецкую нацию из государства Германской Конфедерации .
Национальное собрание Франкфурта разработало конституцию во время немецких революций 1848–1849 годов для формирующейся Германской империи 1848–1849 годов , которая была привержена народному суверенитету и уже создала Временную центральную власть ( Provisorische Zentralgewalt ) для Германии. Национальное собрание приняло конституцию 28 марта 1849 года, а 14 апреля ее коллективно признали двадцать восемь земель Германии.
Конституция создала конституционную монархию с потомственным императором, который назначал ответственных перед собой министров. Главный законодательный орган, Рейхстаг, имел две палаты: Фольксхаус (Народная палата), которая должна была избираться всеобщим голосованием мужчин, и Штаатенхаус (Палата штатов), половина членов которой должна была назначаться парламентом. правительства штатов и половина - парламенты штатов. Основные права немецкого народа могли быть реализованы в императорском суде.
Крупнейшие немецкие государства, особенно Пруссия , активно выступали против конституции и Национального собрания, а многие консервативные правительства сочли Франкфуртскую конституцию слишком либеральной. Борьба за власть между Пруссией и Австрией также сыграла свою роль. Южногерманские королевства, в частности Бавария и Вюртемберг , выступали за конфедерацию государств, в которую входила бы Австрия . Из-за оппозиции выборы в новый Рейхстаг так и не состоялись, и Национальное собрание не смогло обеспечить соблюдение Конституции. После провала революции 1848 года Франкфуртская конституция не была реализована. Тем не менее, это была первая демократическая конституция Германии и первая, охватывающая всю нацию. В последующие годы и десятилетия Франкфуртская конституция вдохновляла политиков и оказала влияние как на государственные, так и на более поздние национальные конституции, такие как Конституция Германской империи . Особенно важен обширный перечень основных прав, содержащихся в конституции.
Фон
[ редактировать ]После поражения Наполеона от Шестой коалиции в мае 1814 года Венский конгресс в июне 1815 года реорганизовал Германию в Германскую Конфедерацию . Это была конфедерация государств, которая должна была обеспечивать безопасность как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, цель Конфедерации была весьма ограниченной: она не была предназначена, например, для стандартизации правовых отношений или создания общего экономического пространства. Федеральный закон основывался прежде всего на Федеральном законе 1815 г. и Заключительном акте Венской министерской конференции 1820 г., составившим дополнение к Федеральному закону. Вместе они сформировали федеральную конституцию. [1] [2]
Важнейшим федеральным органом, Федеральным собранием , был конгресс делегатов от отдельных земель под руководством Австрии . Не было ни судов, ни исполнительной власти, ни парламента и, следовательно, не было разделения властей. Конфедерация со временем не развила таких функций, поскольку крупнейшие члены (прежде всего Австрия, Пруссия и Бавария ) не были заинтересованы в федеральной реформе. Для них Конфедерация служила прежде всего подавлению национальных, либеральных и демократических усилий. [3]
Антидемократический политический статус-кво в сочетании с резким экономическим спадом в середине 1840-х годов, серией неурожаев и свержением короля Франции -Филиппа Луи в феврале 1848 года спровоцировали немецкие революции 1848–1849 годов . что привело к принятию Франкфуртской конституции. [4]
Источник
[ редактировать ]Ранние черновики
[ редактировать ]В конце 1847 года противники Германской Конфедерации провели встречу в Оффенбурге 12 сентября и конференцию в Хеппенхайме 10 октября. Их основные требования были представлены в предложении Фридриха Даниэля Бассермана во второй палате парламента Бадена 12 февраля 1848 года. Его призыв к национальному представительству немецких сословий , которое будет выступать в качестве второй палаты рядом с Федеральным собранием (Бундестагом). , помогла инициировать выборы пангерманского парламента, который займется политической реформой. [5]
5 марта либералы и демократы встретились на Гейдельбергской ассамблее из 51 человека и избрали Комитет семи, который должен был подготовиться к предварительному совещанию парламента во Франкфурте . [6] Они выбрали 573 человека (предпарламент) для подготовки к выборам в национальное собрание. Он, в свою очередь, создал Комитет пятидесяти, который должен был критически следить за Бундестагом до выборов. [7] Комитеты и ассамблеи были частной инициативой, но, тем не менее, имели значительное общественное значение.
Предпарламентский
[ редактировать ]С 31 марта по 3 апреля предпарламент четыре раза собирался на пленарное заседание во Франкфуртской церкви Святого Павла . Он позаботился о том, чтобы Бундестаг включил восточные провинции Пруссии ( провинция Пруссия и части Познани ) в Германскую Конфедерацию, а его призывы к свободе помогли термину «основные права» обрести определенную универсальность. Предпарламент был важен еще и потому, что политики начали группироваться по своим политическим взглядам. [8]
Предпарламент инициировал две резолюции Бундестага о выборах немецкого народа в Национальное собрание. Отдельные земли должны были избрать представителей в учредительное национальное собрание , которое должно было разработать конституцию для всей Германии. Затем это будет согласовано отдельными государствами. Законно избранный франкфуртский парламент собрался 18 мая 1848 года.
Конституционные обсуждения
[ редактировать ]24 мая парламент сформировал конституционный комитет из 30 членов для разработки конституции. Комитет решил сначала заняться основными правами немецкого народа. Позже его обвинили в том, что он задержал принятие полной конституции из-за длительного обсуждения основных прав и что эта задержка была одной из главных причин провала революции 1848 года. Однако представители считали, что фундаментальные права имеют решающее значение для того, чтобы дать Германии стандартизированную правовую основу и связать с ней отдельные государства. Перспективный каталог основных прав был принят в качестве федерального закона 27 декабря 1848 года, а затем включен в конституцию. [9]
В октябре Национальное собрание начало обсуждение проекта конституции. Вопрос о том, должна ли объединенная Германия включать в себя какую-либо часть Австрии, особенно ее немецкоязычные регионы, оказался серьезным препятствием. Лишь в марте 1849 года, после того как Австрия подтвердила свою независимость и единство в новой мартовской конституции (1. § 2), [10] что парламент Франкфурта согласился с меньшим немецким решением и исключил Австрию.
Народный совет Рейхстага должен был избираться равным голосованием для мужчин «любого лица, имеющего право голосовать на муниципальных выборах по месту своего жительства и платящего какой-либо прямой государственный налог». [11] Германия должна была иметь наследного императора, который мог только откладывать принятие законов Рейхстагом (приостанавливающее вето), но не полностью предотвращать их (абсолютное вето). [12]
По мнению Национального собрания, только оно имело право ввести конституцию в силу. На заключительном этапе правительствам отдельных штатов было предложено высказать свое мнение, но не заключить формальное конституционное соглашение. Согласно Закону о центральной власти, центральная власть также не должна была участвовать в этом (пункт 3). [13] При закрытом голосовании (267 против 263) [14] Национальное собрание 27 марта 1849 г. одобрило конституцию. Конституцию подписали не эрцгерцог Австрийский Иоанн , временный глава государства ( Reichsverweser ), а президент Национального собрания и депутаты. [15]
Содержание
[ редактировать ]Германская империя
[ редактировать ]Существующая Германская Конфедерация была переименована в Германскую Империю . [16] Статья I Конституции прямо упоминает Конфедерацию: «Германская империя состоит из территории бывшей Германской Конфедерации». [17]
В § 87 конституции упоминается Империя как «федеративное государство» ( Bundesstaat ), [17] как это уже было сделано в § 2a Закона о центральной власти. [18] Дверь для присоединения германо-австрийских государств к Империи оставлена открытой в § 87 конституции («Пока немецко-австрийские земли не участвуют в составе федеративного государства..»). [17]
Раздел II «Императорская власть» определяет основные полномочия Рейха. Как правило, управление и правосудие должны были оставаться делом отдельных государств, но Империя сохраняла за собой право расширять свои полномочия ( компетенция-компетентность ). В параграфе 66 говорится: «Имперские законы имеют преимущественную силу над законами отдельных штатов, если только им прямо не приписывается лишь вспомогательное применение», а в § 194 говорится, что «Ни одно положение конституции или законов отдельного штата не может противоречить Имперской конституции». [17]
Иностранная и военная мощь находились в исключительной компетенции Империи (§ 11–19). Таким образом, отдельному государству больше не разрешалось иметь своих послов за рубежом, и оно должно было принимать руководящие принципы для своих вооруженных сил, хотя отдельные государства по-прежнему несли ответственность за размещение, обучение и снабжение войск. Только Империя имела право вести войну. [19]
Императорская конституция предусматривала большое количество сфер деятельности своего законодательства (§ 20–67). Их можно резюмировать как правовую, социальную и экономическую инфраструктуру: правовой статус водных и железных дорог, таможни, общие налоги на производство и потребление, торговлю, почту и телеграфию, чеканку монет, мер и весов, имперские и государственные законы о гражданстве и общие меры. для здравоохранения. Империи было разрешено вводить имперские налоги «в исключительных случаях» (§ 51). [17]
Политическая система
[ редактировать ]Конституция предусматривала главу Империи с исполнительной властью, Рейхстагом (законодательным органом) и императорским судом (судебной властью). Власти должны были не просто быть отделены друг от друга, но и иметь возможность контролировать друг друга. Имперские законы могли предлагаться как палатой рейхстага, так и правительством (§ 80 и 99); Правительство (исполнительная власть) могло применить приостанавливающее вето на законы Рейха. [12]
Глава Империи имел титул императора ( кайзера ) (§ 70). Как только императорский титул передавался царствующему князю, он должен был передаваться по наследству и переходить к первенцу (§ 69). Имперские министры назначались императором; акт императора становился действительным только тогда, когда министр Империи подписывал его и тем самым принимал на себя ответственность (§ 73, § 74). [17]
В конституции мало что говорится о составе правительства и его точных обязанностях; в любом случае парламентская форма правления прямо не предусмотрена. Однако исполнительное правительство открыло для этого возможность, например, разрешив министрам быть членами Volkshaus , в отличие от конституций, действовавших с 1867 по 1918 год. Политическое развитие в 1848/49 году шло в направлении парламентаризации, поскольку ряд депутатов оказались подходящими министрами и заместителями государственных секретарей. По мнению историка права Эрнста Рудольфа Хубера , есть много оснований предполагать, что правительство было бы де-факто парламентаризировано после 1849 года. [20]
Конституционные монархии XIX века характеризовались двухпалатным парламентом. Только Левая партия призвала к созданию однопалатного парламента в Национальном собрании. Франкфуртская конституция гласила (§ 96), что все члены Рейхстага должны иметь свободный мандат , то есть не быть связанными приказами или инструкциями своих избирателей, пользоваться иммунитетом (§ 117) и получать пособия (§ 95), чтобы они не будут зависеть от собственных средств, чтобы иметь возможность уделять время парламентской деятельности. Рейхстаг должен был состоять из двух палат (§ 85), причем член мог принадлежать одновременно только к одной. (§ 97). Для принятия решения Рейхстага требовалось согласие обеих палат (§ 100). [17]
Народный дом представлял немецкий народ в целом и избирался на основе равного избирательного права для мужчин. Основанием для выборов послужил Закон об императорских выборах от 12 апреля 1849 года. [21] Законодательный период длился четыре года после первых выборов в Рейхстаг и три года после этого (§ 94).
Staatenhaus ( Палата штатов) представляла отдельные штаты. Конституция выделяла каждому отдельному штату определенное количество членов согласно списку (§ 87), который основывался прежде всего на количестве жителей. Половина членов назначалась правительством штата (исполнительная власть), а другая половина - парламентом штата (статья 88). Члены Штаатенхауса избирались сроком на шесть лет, при этом половина мест обновлялась каждые три года (статья 92). Члену Штаатенхауса не разрешалось быть имперским министром (§ 123). [17]
Имперский суд осуществлял юрисдикцию на федеральном уровне и, следовательно, не был общим верховным судом над судами штатов. Он служил первым и единственным органом власти по конституционным и политическим вопросам. Он выносил решения по спорам между государствами или штатами и Империей, между имперским правительством, Штаатенхаусом и Фольксхаусом , а также между государственными органами. Суд также был открыт для рассмотрения конституционных жалоб; немец мог подать иск о своих основных правах и других правах в суд на основании конституции. [22]
В пунктах 178 и 179 содержится призыв к публичному судебному разбирательству, устному уголовному разбирательству и суду присяжных по «более тяжким преступлениям и всем политическим правонарушениям». За введением суда присяжных последовало его принятие подавляющим большинством немецких земель. [23] продолжение в Германской империи [24] и продолжалась до реформы Эммингера 4 января 1924 года во время Веймарской республики . [25]
Империя несла ответственность за внутреннюю безопасность, если государство не могло или не желало обеспечить ее на своей территории. Цель заключалась в том, чтобы не допустить нарушения или обхода конституции путем подрывной деятельности сверху или снизу. В конституцию могли быть внесены поправки только по решению фольксхауса большинством в две трети голосов и с одобрения императора. Через восемь дней голосование в Фольксхаусе пришлось повторить. [26]
Имперские интервенции и казни были смоделированы по образцу соответствующих мер Германской Конфедерации. Если бы в государстве были беспорядки, оно могло бы попросить Империю вмешаться. В случае необходимости Империя сама могла принять меры. С другой стороны, имперская казнь была направлена против правительства штата, которое нарушило конституцию или мир Империи (§ 54 и § 55). [17]
Налогообложение
[ редактировать ]Германская империя с 1871 по 1918 год получала свои доходы почти исключительно за счет государственных платежей. Конституция Франкфурта предусматривала более смешанную систему. Федеральному правительству были разрешены различные источники дохода: таможенные и транспортные пошлины, налоги на производство и потребление, плата за поступление в университеты и множество других источников (§ 34–36). Федеральному правительству было разрешено распределять доходы от таможенных пошлин, общих косвенных налогов и финансовых монополий между отдельными штатами по своему усмотрению; другие сборы не предусматривались. [27]
Согласно параграфу 187, который является частью раздела конституции об основных правах, «народные представители имеют решающий голос» по вопросам налогообложения и государственного бюджета. [17]
Основные права
[ редактировать ]Франкфуртская конституция содержала обширный перечень основных прав, состоящий из шестидесяти параграфов (§ 130 – § 189). Свобода печати, отмена цензуры, свобода передвижения, свобода ассоциаций и собраний, свобода религии и равные права для всех конфессий были классическими гражданскими свободами. Гражданин Империи имел право на эмиграцию и пользовался консульской защитой немецкого государства за рубежом. Кроме того, конституция намеревалась отменить прерогативы дворянства (§ 137), [17] что оказало бы существенное влияние на социальную структуру Германии.
Невозможность быть усыновленным
[ редактировать ]Франкфуртская конституция была провозглашена 28 марта 1849 года. Она пользовалась широкой народной поддержкой и многими призывами признать ее. [28] Двадцать восемь, в основном небольших государств, коллективно признали конституцию 14 апреля и приняли выбор прусского короля Фридриха Вильгельма IV в качестве императора. [29] но крупные штаты, в частности, отказались его принять. Фридрих Вильгельм также отверг его, хотя его кабинет (условно) и Национальное собрание Пруссии высказались за его принятие. Фридрих Вильгельм также отказался от предложения императорской короны, потому что он не принял ее от всенародно избранного собрания, а только от другого немецкого принца. [30] В результате запланированные парламентские выборы не состоялись, а Национальное собрание не смогло обеспечить соблюдение конституции из-за военного превосходства отдельных штатов, отказавшихся ее признать. [31]
Позднее влияние
[ редактировать ]Через два месяца после принятия Франкфуртская конституция послужила образцом для проекта Конституции Эрфуртского союза . Пруссия хотела предпринять собственную попытку объединения в более консервативной форме в сотрудничестве с «центральными» государствами, исключая Австрию, Баварию, Вюртемберг, Саксонию, Ганновер и несколько более мелких государств. [32] Несмотря на то, что союз в конечном итоге не был реализован, проект конституции сохранил большую часть франкфуртской модели и, таким образом, помог смягчить период реакции, последовавший за революцией 1848 года. [ нужна ссылка ]
Когда Конституция Северной Германии разрабатывалась 1867 года, активно ссылались на Конституцию Франкфурта. Учредительный рейхстаг внес поправки в Бисмарка проект конституции в свою сторону. Позже, во времена Германской империи, это послужило основой для обсуждения при разработке новой имперской конституции . Когда Веймарская конституция в 1919 году разрабатывалась , важной моделью был Франкфуртский каталог основных прав. Даже в Парламентском совете (1948–1949) авторы Основного закона Западной Германии и сегодняшней Федеративной Республики Германия цитировали Франкфуртскую конституцию. [33]
Оценка
[ редактировать ]Историки и исследователи конституционного права в целом согласны с тем, что Франкфуртская конституция была великим достижением и сделала бы Германию одним из самых прогрессивных конституционных государств своего времени. По словам Йорга-Детлефа Кюне, это была единственная конституция Германии, «за реализацию которой активно боролись широкие слои населения». [34]
По мнению Гюнтера Вольштейна, теоретическая структура Франкфуртской конституции представляла собой последовательный и практичный проект, а также сбалансированный и прогрессивный. Он сохранил свою привлекательность даже во время усилий по модернизации императорской Германии. [35] Эрнст Рудольф Хубер писал: «Франкфуртская попытка объединить великие принципы свободы, равенства, единства и центрального руководства в конституционном праве сохраняла свою определяющую силу в немецкой политической мысли и действиях на протяжении целого столетия». [36]
Анна Кэролайн Лимбах особо подчеркнула большую последовательность, с которой либеральные цели были закреплены в уголовном праве. Признание неприкосновенности прав человека и гуманистического мышления в Национальном собрании проявилось в отмене смертной казни, которая была реализована в Основном законе только сто лет спустя. Разделение властей и независимость отправления правосудия продемонстрировали такую же последовательность. Либеральное уголовное право не подлежало ограничению даже в чрезвычайных ситуациях. [37]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Федеральный закон Германии (8 июня 1815 г.)» . История Германии в документах и изображениях (GHDI) . 10 мая 2024 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Венде, Питер; Фрайтаг, Сабина, ред. (2000). Британские посланники в Германии 1816–1866: Том 1, 1816–1829 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 27 сноска 30.
- ^ Скриба, Арнульф (15 сентября 2014 г.). «Германская Конфедерация» . Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Баркин, Кеннет; Уоллес-Хэдрил, Джон Майкл (23 июня 2024 г.). «Революции 1848–49» . Британская энциклопедия . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Ангерманн, Эрих (1953). «Бассерман, Фридрих Даниэль» . Новая немецкая биография 1 624–625 [Интернет-версия] . С. 624–625 [Интернет-версия] . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Как возникло Национальное собрание во франкфуртской Паульскирхе?» [Как возникло Национальное собрание в церкви Святого Павла во Франкфурте?]. Немецкий исторический музей (на немецком языке) . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Frankfurter Paulskirche» [Франкфуртская церковь Святого Павла]. Немецкий Бундестаг (на немецком языке) . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Кюне, Йорг-Детлеф (1998). Имперская конституция Паульскирхе. Модель и реализация в позднейшей правовой жизни Германии [ Императорская конституция Паульскирхе. Прецедент и реализация в позднейшей правовой жизни Германии ] (на немецком языке) (2-е изд.). Нойвид: Лухтерханд. стр. 36–37. ISBN 978-3-472-03024-9 .
- ^ «Основные права немецкого народа, декабрь 1848 г.» [Основные права немецкого народа, декабрь 1848 г.]. Немецкий Бундестаг (на немецком языке) . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «20. Oktroyierte Märzverfassung» [20. Навязанная мартовская конституция] (PDF) . Университет Иоганна Кеплера в Линце (на немецком языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Императорский закон о выборах депутатов Палаты представителей от 12 апреля 1849 года ». Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лангевише, Дитер (7 марта 2023 г.). «Национальное государство 1848/49 года в конституционной и государственной истории Германии: конституционный порядок церкви Святого Павла». Федеральное агентство гражданского образования (на немецком языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ «Императорский закон о введении временной центральной власти в Германии» . Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Барклай, Дэвид Э. (1995). Фридрих Вильгельм IV и прусская монархия 1840–1861 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 194. ИСБН 978-0-198-20430-5 .
- ^ «История Германии в одном документе — Конституция церкви Павла от 28 марта 1849 года» [История Германии в одном документе — Конституция церкви Павла от 28 марта 1849 года] (PDF) . Немецкий Бундестаг (на немецком языке). п. 12 . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1988). Конституционная история Германии с 1789 года. Том II: Борьба за единство и свободу с 1830 по 1850 год [ Конституционная история Германии с 1789 года. Том II: Борьба за единство и свободу с 1830 по 1850 год ] (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: В. Кольхаммер. стр. 634–635.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Wikisource . – через
- ^ «Императорский закон о введении временной центральной власти в Германии» . Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Хубер 1988 , стр. 821–822.
- ^ Хубер 1988 , стр. 827–829.
- ^ «Закон о выборах депутатов Народной палаты от 12 апреля 1849 года» [Закон о выборах депутатов Народной палаты от 12 апреля 1849 года]. documentArchiv.de (на немецком языке).
- ^ Хубер 1988 , с. 825.
- ^ Каспер, Герхард ; Цайзель, Ганс [на немецком языке] (январь 1972 г.). «Непрофессионалы в немецких уголовных судах». Журнал юридических исследований . 1 (1): 137. дои : 10.1086/467481 . JSTOR 724014 .
- ^ Вольф, Ганс Юлиус [на немецком языке] (июнь 1944 г.). «Уголовное правосудие в Германии». Обзор законодательства штата Мичиган . 42 (6). сноска 7, стр. 1069–1070. дои : 10.2307/1283584 . JSTOR 1283584 .
- ^ Каспер и Зейзель 1972 , с. 135.
- ^ Хубер 1988 , стр. 831, 841.
- ^ Кемпни, Саймон (2011). Государственное финансирование согласно конституции Паульскирхе. Исследование финансового и налогового конституционного права Конституции Германской империи от 28 марта 1849 г. Мюнстер, Мор Зибек, Тюбинген 2011, стр. 290/291 [ Государственное финансирование в соответствии с Конституцией Паульскирхе. Экспертиза финансового и финансового конституционного закона Конституции Германской империи от 28 марта 1849 г. ] (на немецком языке). Тюбинген: Мор Зибек. стр. 290–291.
- ^ Уилловейт, Дитмар (1990). Конституционная история Германии. От Франкской империи до раздела Германии [ Конституционная история Германии. От Королевства франков до раздела Германии ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. п. 233.
- ^ Хубер, Эрнст Рудольф (1978). Документы по конституционной истории Германии. Том 1: Конституционные документы Германии 1803–1850 гг. [ Документы по конституционной истории Германии. Том 1: Конституционные документы Германии 1803–1850 гг. ] (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: В. Кольхаммер. стр. 401–402.
- ^ Херцфельд, Ганс. (4 марта 2024 г.). «Фридрих Вильгельм IV» . Британская энциклопедия . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Кемпни 2011 , стр. 22–24.
- ^ Легко, Йоханнес (23 июня 2010 г.). «Немецкий союз (Эрфуртский союз)» . Немецкий исторический музей . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Кюне 1998 , стр. 132–136, 146–147.
- ^ Кюне 1998 , с. 52.
- ^ Вольштейн, Гюнтер (1986). История Германии 1848/49. Неудачная революция в Центральной Европе [ История Германии 1848/49. Неудачная революция в Центральной Европе ] (на немецком языке). Штутгарт: В. Кольхаммер. стр. 157–158.
- ^ Хубер 1988 , стр. 157–158.
- ^ Лимбах, Анна Кэролайн (1995). ( на Уголовное право в Конституции Церкви Павла 1848/49 г. немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. стр. 161–162.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йорг-Детлеф Кюне: Имперская конституция Паульскирхе. Нойвид 1998, ISBN 3-472-03024-0 .
- Карл Биндинг : Попытка основать империю через Паульскирхе . Шуттервальд/Баден 1998, ISBN 978-3-928640-45-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Wikisource . ( Текст Франкфуртской конституции на английском языке ) – через
- Конституция Германского Рейха ( Текст Франкфуртской конституции на немецком языке )