Сон Геронтия (стихотворение)

«Сон Геронтия» — стихотворение Джона Генри Ньюмана , написанное в 1865 году и состоящее из молитвы умирающего человека, а также ангельских и демонических ответов. Стихотворение, написанное после обращения Ньюмана из англиканства в католицизм, [ 1 ] исследует свои новые католические убеждения о путешествии от смерти через Чистилище , оттуда в рай и к Богу. Стихотворение следует за главным героем, когда он приближается к смерти и пробуждается как душа, готовясь к суду после одного из самых важных событий, которые может пережить любой человек: смерти. [ 2 ]
Ньюман использует смерть и суд Геронтия как призму, через которую читатель обращается к размышлению о собственном страхе смерти и ощущении своей недостойности перед Богом. Его изображение ошеломленного Геронтия в седьмой фазе поэмы, который умоляет его взять на чистилище, а не умалять совершенство Бога и его дворов Святых и Ангелов своим постоянным присутствием, стало популярным выражением стремления человечества к исцелению. через искупительные страдания . Эта сцена поэмы помогла реабилитировать учение о чистилище . Раньше его воспринимали как страшный ужас, а не как состояние окончательного очищения, по существу положительное по своей природе.
Ньюман сказал, что стихотворение «было написано случайно и опубликовано случайно». [ 3 ] Он написал его в чистом виде на пятидесяти двух клочьях бумаги в период с 17 января по 7 февраля 1865 года и опубликовал его в мае и июне того же года в двух частях в иезуитском периодическом журнале « Месяц» . [ 4 ] Стихотворение вдохновило на создание одноименного хорового произведения Эдварда Элгара в 1900 году.
Геронтий во многом обязан своими образами « Божественной комедии» Данте Алигьери , аллегорическому изображению путешествия по царству мертвых.
Структура
[ редактировать ]Стихотворение разделено на семь отдельных «фаз» и является самым длинным стихотворением Ньюмана. [ 5 ] На первом этапе подробно описываются последние минуты Геронтия в этом мире, а на более поздних этапах иллюстрируется его путешествие по дворам Небес.
Первый этап
Геронтий — умирающий человек, который на смертном одре в свои последние минуты молится Иисусу и Марии о защите и принимает последние таинства . Геронтий не уверен, куда он пойдет в загробной жизни, и признает, что может попасть в ад. Друзья Геронтия молятся Богу, перечисляя всех библейских персонажей, которым были обеспечены подобные проходы на Небеса. В конце фазы жрец произносит «Proficiscere» и предлагает Геронтию отправиться навстречу невыразимым радостям , которые его ждут.
Второй этап
Бестелесная душа Геронтия просыпается, «освеженная». Теперь, проснувшись как душа, он чувствует себя свободным от времени и обретает новое чувство свободы. Геронтий не может сказать, жив он или мертв, но предполагает, что он не мертв, потому что не чувствует ничего неуместного. Он считает, что мог бы встать, если бы только захотел, но обнаруживает, что «я не могу пошевелить ни рукой, ни ногой». Все это начинает его дезориентировать, и ему начинает казаться, что он плывет в пространстве или, возможно, это пространство уплывает от него. Его Ангел-Хранитель появляется в тот момент, когда Геронтий начинает сходить с ума. Ангел сообщает Геронтию, что ангел присматривал за ним с самого рождения и теперь дело сделано. Ангел продолжает объяснять, что на протяжении всей жизни Геронтия он присутствовал, чтобы поддерживать баланс истины и греха, чтобы никогда не позволить Геронтию упасть слишком далеко на ложный путь. После разговора с ангелом Геронтий наконец признает, что он мертв.
Третий этап
Ангел заявляет, что Геронтий едва покинул физический мир, и продолжает объяснять, что время и другие подобные вещи - это всего лишь конструкции, созданные людьми, и больше не применимы в загробной жизни. Он также объясняет, что единственное, что удерживает Геронтия от Бога, — это его собственные мысли. Геронтий также спрашивает Ангела, почему он больше не боится встречи с Богом, а вместо этого испытывает чувство радости от их потенциальной встречи. Ангел говорит душе, что ее чувство радости – это воздаяние, исходящее от Бога за сохранение ее в вере и надежде во время прохождения ею грядущих бесовских искушений.
Четвертый этап
Душа Геронтия и Ангела прибывает в «суд», где собрались демоны. Суд – это древний регион, которым управлял сатана и использовал суд, чтобы нападать на таких людей, как Иов . Легионы сатаны теперь управляют этой территорией в надежде «собрать души для ада».
Они слышат, как демоны говорят и смеются о смерти Иисуса. Бесы издеваются над боящимися ада за то, что они трусы, потому что они обращаются к религии не из-за любви к Господу, а из-за страха перед неведомым. Душа Геронтия спрашивает Ангела, почему все его чувства все еще работают, кроме зрения: «Все было тьмой с тех пор, как я покинул землю; останусь ли я таким лишенным зрения на протяжении всего времени моего покаяния?» Ангел объясняет, что его душа сейчас существует в мире, где ему не нужны чувства, но в день воскресения он вернет «все, что ты потерял, заново созданное и прославленное». Что касается его зрения, то он останется слепым даже в чистилище, потому что чистилище «Есть огонь без света своего». Душа воспринимает это спокойно: «Я не достойна снова увидеть/Лицо дня». Несмотря на слепоту, Геронтию говорят, что он увидит Бога на долю секунды во время суда.
Пятый этап
Душа и Ангел движутся дальше в Дом Суда, минуя Первый хор ангелов, который, как они слышат, поет хвалу Богу. Ангел объясняет, что здания в загробной жизни сделаны не из материала, а из жизни: «Святые, благословенные и бессмертные существа, которые постоянно воспевают хвалу своему Создателю». Пройдены Второй и Третий хоры ангельских. Третий хор поет о предстоящей судьбе Геронтия, воспевая о двойной агонии тела и души.
Ангел сообщает Геронтию о своем грядущем блаженном видении . Один только вид Бога наполнит его любовью, но и отравит его, поскольку, несмотря на дивную благодать, которую Господь проявил, согласившись на распятие, Геронтий был существом грешным. Это сопоставление между естественным стремлением души увидеть своего любящего Бога лицом к лицу и законным стыдом, который она испытывает за то, что согрешила против совершенной любви Христа, является причиной предстоящих чистилищных агоний души.
Они достигают Священной лестницы Зала Присутствия, где Ангелы выстроились вдоль лестницы с обеих сторон, помогая указать путь. Когда пятая фаза заканчивается, Четвертый и Пятый хоры ангелов прибывают, чтобы спеть душе Геронтия, когда он готовится подняться по лестнице.
Шестой этап
Душа Геронтия и его Ангел-хранитель к этому моменту очень близки к «скрытому присутствию нашего Бога». Вдали от прежнего величия восторженных ангельских воинств, Геронтий теперь находит лишь грозную и величественную тишину, окружающую престол Божий. В тишине различимы отголоски молитв о пощаде, произнесенных Жрецом и друзьями Геронтия на смертном одре в Первой Фазе.
Перед престолом стоит Ангел Агонии, тот самый ангел, который утешал Иисуса в Гефсиманском саду , умоляя о спасении всего человечества. Ангел-хранитель рекомендует дело Геронтия к самой сильной молитве этого существа. Как только Ангел Агонии умолял Иисуса быть милостивым к Геронтию и ускорить чистилищное очищение всех несовершенных, спасенных душ, Геронтий заявляет, что готов встретиться со своим Богом.
Руководствуясь не осторожными предостережениями Ангела-Хранителя, а лишь пылкой, безудержной любовью к своему Искупителю, Геронтий вырывается из объятий своего хранителя и с тоской бросается к ногам Иисуса. Прозрев, Душа на мгновение смотрит в любящие глаза своего Создателя. Однако величие Духов, окружающих Бога, слишком велико для Геронтия, и, больной любовью своего Распятого Господа и виной за свои земные безрассудства, он с болью осознает, что пока еще не готов принять блаженное видение. Он умоляет своего опекуна спасти его из тяжелого положения и привести в такое место, где, хотя все его существо все еще оживлено и поглощено Божьей любовью, он сможет путем испытаний и страданий исцелиться и переделаться по образу своего Бога: «Забери меня, Чтобы скорее я мог подняться и подняться выше, И узрите Его в истине вечного дня!»
Седьмой этап
Ангел просит, чтобы «золотая тюрьма открыла свои врата» и впустила душу Геронтия в царство Чистилища. Ангел просит их позаботиться о нем до того дня, когда ему будет разрешено уйти на Небеса, после чего Ангел вернется, чтобы «вернуть его для дворов света». Души в Чистилище читают свою мантру, утверждая, что Господь придет за ними и что они проснутся на следующее утро и обнаружат, что наполнены милостью Господа и им будет разрешен доступ на Небеса. Когда стихотворение подходит к концу, Ангел мягко выпускает Душу Геронтия в Чистилище. Ангел говорит ему, что ангелы Чистилища будут заботиться о нем и ухаживать за ним, чтобы он был готов войти в Рай. Он предлагает последнее прощание: «Прощай, но не навсегда! брат, дорогой, Будь храбрым и терпеливым на своем ложе скорби; Быстро пройдет твоя ночь испытания здесь, А я приду и разбужу тебя завтра.
Критический ответ
[ редактировать ]«Сон Геронтия» сразу же имел успех после выхода, отчасти благодаря растущему интересу в викторианскую эпоху к таким темам, как смерть, самоубийство и загробная жизнь. [ 6 ] Другие авторы, такие как Филип Джеймс Бейли или Иоганн Вольфганг фон Гете , как и Ньюман, добились большой известности своими работами на тему смертности, но, в отличие от Гете и Бейли, Ньюман рассматривал тему смерти и «жизни» души в царство вечное, еще на шаг дальше. Поскольку «Сон Геронтия» повествует о путешествии души от жизни к смерти на небеса, чего до этого момента не делали многие авторы и поэты, многие люди задавались вопросом, из чего черпал вдохновение Ньюман, когда писал его. Некоторые считали, что при построении своего видения Ньюман черпал вдохновение из гимна Святого Петра Дамиана XI века «Rhythmus de die mortis», но есть некоторые, кто считает, что вдохновение и мотивы Ньюмана были более личными. Из-за названия некоторые считали, что Ньюман черпал вдохновение для стихотворения из снов, а не из какого-либо религиозного текста. Некоторые также считали, что само стихотворение, возможно, вообще не связано со смертью, а скорее представляет собой видение старика — возможно, даже самого Ньюмана — беспокоящегося о жизни после смерти. Помимо этих различных групп, были также некоторые, кто считал, что «сам Ньюман обладает большим религиозным авторитетом и авторитетом, чем любое доступное вероучение или община». [ 7 ] и что «Сон Геронтия» был видением мудрой мудрости кардинала католической церкви. Каким бы ни было вдохновение Ньюмана, «Сон Геронтия» остается одним из ключевых произведений о смерти и душе викторианской эпохи и одним из самых известных произведений Ньюмана.
Адаптации
[ редактировать ]- «Сон Геронтия» , композиция Эдварда Элгара в качестве декорации к стихотворению. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эллисон, профессор Роберт Х. «Джон Генри Ньюман: краткая биография» .
- ^ Питер Крифт (2013). «Сон Геронтия: Обзор». В Портсмутском институте (ред.). Ньюман и интеллектуальная традиция: Portsmouth Review [2010] . Лэнхэм, Мэриленд: Rowman et Littlefield Publ. п. 54. ИСБН 9781580512480 .
- ^ Ньюман, Джон Генри (29 октября 1865 г.). «Письмо леди Чарльз Тинн». Письма и дневники Джона Генри Ньюмана . XXII : 86.
- ^ Банфилд, Стивен, «Сон Геронтия в 100 лет: другая опера Элгара?», The Musical Times , Vol. 141, № 1873 (зима 2000 г.), стр. 23–31.
- ^ Джон, Р; Велес, Г (2001). «Богословие Ньюмана во сне Геронтия» (PDF) . Новые Блэкфрайерс . 82 (967): 387–398. дои : 10.1111/j.1741-2005.2001.tb01770.x .
- ^ Пезе, Эстер Р.Б. (ноябрь 1949 г.). «Предлагаемая предыстория сна Ньюмана о Геронтии». Современная филология . 47 (2): 108–116. дои : 10.1086/388830 .
- ^ Госли, Дэвид (лето 2000 г.). «Новый (-) человек в роли Старика во сне Геронтия». Возрождение . 52 (4): 275–291. дои : 10.5840/renascence20005247 .
- ^ «Элгар - Его музыка: Сон Геронтия - Музыкальный анализ» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]