Тони Бетелл
Р. Энтони Бетелл | |
---|---|
Псевдоним(а) | "Тони" |
Рожденный | Дар-эс-Салам , Территория Танганьика | 9 апреля 1922 г.
Умер | 17 февраля 2004 г. Канада | (81 год)
Похороненный | Метис-сюр-Мер, Квебек |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1941–1945, 1949–1955 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 120413 |
Единица | № 268-я эскадрилья № 16-я эскадрилья № 145-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война Холодная война |
Супруг (а) | Лорна Бетелл |
Известный | Один из «Великих беглецов». |
Ричард Энтони Бетелл (9 апреля 1922 — 17 февраля 2004) родился в Дар-эс-Саламе на британской территории Танганьика . Он присоединился к Королевским ВВС во время Второй мировой войны . После того, как его «Мустанг» был сбит, он был взят в плен и содержался в немецком для военнопленных лагере Шталаг Люфт III в Сагане, где он участвовал в Великом побеге , будучи одним из 76 офицеров, которые вырвались и преодолели некоторое расстояние через оккупированную противником территорию, прежде чем быть отловленным. Его имя не было среди 50 человек, выбранных для казни, и он вместе с еще 25 людьми вернулся в плен. Он ушел из ВВС Великобритании в 1955 году и работал в сфере финансовых услуг в Канаде. Он умер в Канаде в 2004 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родители Бетелла жили за границей, служа в Британских колониальных службах в Восточной Африке и Гибралтаре. Бетелл родился 9 апреля 1922 года в Дар-эс-Саламе , тогда входившем в состав британской территории Танганьика . Он и его брат учились в школе Junior Kings в Стерри, графство Кент, и регулярно ездили в Гибралтар, чтобы навестить своих родителей во время школьных каникул. Семья Бетеллов несколько лет жила в Гибралтаре, где его отец был государственным казначеем, и вернулась в Англию только после его смерти. Образование Бетелла завершилось в школе Шерборн , где он занял должность старосты.
Служебная карьера
[ редактировать ]Поступив в Королевские ВВС летчиком 2-го класса (служебный номер 1314695) в феврале 1941 года, он прошел обучение пилотов в США в Джорджии, Алабаме и Флориде. Оттуда его направили в учебную часть в Хавардене, а затем он присоединился к 268-й (истребительной) эскадрилье в качестве сержанта-пилота. Он был назначен офицером-летчиком 7 февраля 1942 года со служебным номером офицера Королевских ВВС 120413. [ 1 ] получил звание летного офицера . и 1 октября 1942 года [ 2 ]
Оснащенная североамериканскими самолетами P-51 Mustang , 268-я эскадрилья летала на «ревенях» (траверсах на малых высотах) для атаки вражеских кораблей у голландского побережья и наземных целей, таких как военные транспорты и военные железнодорожные грузы. 26 ноября 1942 года во время полета над Нидерландами он сбил Мессершмитт Bf 109 возле Эльбурга , а через несколько минут - транспортный самолет Юнкерс Ju 52 возле Ольдебрука . [ 3 ] [ 4 ] Об этом говорится в его некрологе. [ 5 ] это был первый успех эскадрильи и первый из сотен, павших от рук «Мустангов» во время войны.
Захватывать
[ редактировать ]7 декабря 1942 года Бетелл был членом звена, выполнявшего наземную атаку на малых высотах в районе Алкмара в Нидерландах, когда его Мустанг «V значит Виктор» (серийный номер AP212 ) был поражен легким зенитным огнем, в то время как всего 20 ноги от земли. Он совершил аварийную посадку и попытался уклониться от разыскивающих его немецких пехотинцев, спрятавшись в дамбе, но был схвачен. [ 6 ] После допроса в Дулаг Люфт его отправили в лагерь для военнопленных Шталаг Люфт III в Сагане. [ 7 ] Во время пребывания в плену 7 февраля 1944 года ему было присвоено звание летного лейтенанта. [ 8 ]
Великий побег
[ редактировать ]Бетелл участвовал в « Великом побеге » из шталага Люфт III , активно участвовал в прокладке туннелей и вывозке грунта. [ 9 ] построить туннель, в котором 200 человек должны были проскользнуть через туннель под кодовым названием «Гарри», который проходил на глубине 28 футов (8,5 м) под землей и на высоте 365 футов (111 м) наружу. Из-за ошибки в расчетах он всплыл недалеко от линии деревьев, которая должна была укрыть беглецов. Беглеца 77-го полка заметил охранник около 5 утра, и сработала сигнализация. Позиция Бетелла во время побега изначально находилась на «Лестер-сквер», втором плацдарме по длине туннеля. Его роль заключалась в том, чтобы протащить 20 человек, пока их не сменил беглец номер 65, а затем сбежать самому и укрыться в лесу, чтобы дождаться следующих девяти человек, прежде чем совершить побег. [ 10 ]
Вытащив 12 человек, Бетеллу пришлось просидеть в своем тесном подземном помещении 45 минут, пока не прибыл следующий человек и не объяснил, что кто-то застрял, и его нужно вытащить и отремонтировать туннель. Вскоре после того, как группа Бетелла очистила туннель в лесу, раздался выстрел, сигнализирующий о том, что побег обнаружен. Они разбились по двое, и Бетелл присоединился к Лесу Лонгу, известному всем как «Печенье». [ 11 ] надеясь пересечь чешскую границу, находящуюся примерно в 40 милях. Снег и наводнение вынудили их изменить маршрут в сторону Франкфурта-на-Одере , где они надеялись сесть на товарный поезд и сбежать в Швецию. [ 12 ] Они шли по железнодорожным путям, ночевали в сарае, затем днем отправились в путь, но были схвачены в Бернау . Лонга и Бетелла держали в тюрьме гестапо в Гёрлице, пока Лонга не увезли и не расстреляли. Бетелла вернули в лагерь для военнопленных. [ 13 ]
Когда русская Красная Армия приблизилась к Сагану в январе 1945 года, Бетелл был среди колонны военнопленных, шедшей в сторону Любека , прибывшей незадолго до конца войны.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После освобождения от военной службы он присоединился к торговой компании Gellatly Hankey в Африке, работая в районе Хартума и Аддис-Абебы , пока скука не заставила его вернуться в отдел общих обязанностей Королевских ВВС в качестве летного лейтенанта 7 декабря 1949 года. [ 14 ] Он стал штурманом-инструктором, а также служил личным помощником главного маршала авиации сэра Джорджа Пири . В 1953 году он был направлен в 145-ю эскадрилью в Целле в Германии, летая на самолете de Havilland Vampire , а затем стал командиром звена 16-й эскадрильи , также управлявшей Vampires из Целле недалеко от границы с Восточной Германией. Бетелл окончательно ушел из Королевских ВВС в июне 1955 года, после чего эмигрировал в Канаду. [ 5 ]
Первоначально он работал в брокерском бизнесе в Монреале, работал в бельгийской компании Elican, а затем начал работать в сфере финансовых услуг. Выйдя на пенсию в начале 1990-х годов, он и его жена Лорна переехали на ферму в Каледоне, Онтарио , к северу от Торонто, где он проводил много времени на тракторе John Deere , косящем сенокосы под паром.
Смерть
[ редактировать ]Тони Бетелл скончался в Канаде 17 февраля 2004 года.
Библиография
[ редактировать ]- Форман, Джон (2005). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе, часть вторая . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9546201-5-1 .
- Уилсон, Филип (2000). Война за проволокой . Лондон: Перо и меч. АСИН BOOKC3LKGI .
- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Тим Кэрролл (2005). Великий побег из Шталага Люфт III . Карманное издание. ISBN 1416505318 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1993). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 2 . Округ Мидленд. ISBN 0-950746703 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- WR Чорли (1981). Чтобы увидеть рассвет . Уильям Чорли. ISBN 0-245-52775-3 .
- Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Пасифики. п. 41. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «№35547» . Лондонская газета . 5 мая 1942 г. стр. 1975–1976 гг.
- ^ «№35791» . Лондонская газета (Приложение). 17 ноября 1942 г. с. 5041.
- ^ Форман (2005), стр.208.
- ↑ Документ Лондонского национального архива TNA, боевой отчет Air50/106/7 (пилот-офицер Р.А. Бетелл, 268-я эскадрилья, 26 ноября 1942 г.)
- ^ Jump up to: а б Некролог Daily Telegraph , 6 марта 2004 г.
- ^ Уилсон (2000), стр.31
- ^ Подробности о потере Mustang AP212 на сайте www.lohaircraft.com.
- ^ «№36396» . Лондонская газета (Приложение). 7 февраля 1944 г. с. 946.
- ^ Вэнс (2000), стр.200
- ^ Кэрролл (2004), стр.13
- ^ Подробности о жертвах Комиссии Содружества по военным захоронениям лейтенанта Джеймса Лесли Роберта Лонга RAFVR
- ^ Кэрролл (2004), стр.160
- ^ Вэнс (2000), стр.195
- ^ «№38814» . Лондонская газета (Приложение). 17 января 1950 г. с. 283.
- 1922 рождения
- 2004 смертей
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Британские летчики-истребители времен Второй мировой войны
- Офицеры Королевских ВВС
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Сбитые авиаторы
- Британские биржевые маклеры
- Британские эмигранты в Танганьике (территория)