Анализ существования
Daseinsanalyse ( нем . Daseinsanalyse) — экзистенциалистский подход к психоанализу . Впервые она была разработана Людвигом Бинсвангером в 1920-х годах в рамках концепции «феноменологической антропологии». После публикации «Основных форм и восприятия человеческого присутствия» (нем. Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins ), [1] Бинсвангер называл свой подход Daseins-анализом. Подход Бинсвангера находился под сильным влиянием немецкого философа Мартина Хайдеггера и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда . Философия Dasein-анализа основана на идее о том, что человеческое Dasein (Человеческое существование) открыто для любого опыта и что феноменологический мир переживается свободно, неискаженным образом. Этот способ, изначально отсутствующий в смысле, является основой анализа. Эта теория противоположна дуализму в том смысле, что она не предполагает разрыва между человеческим разумом и измеримой материей. [2] Субъектов учат думать в терминах пребывания наедине с самим собой и понимать концепции личности , смертности и дилеммы или парадокса жизни во взаимоотношениях с другими людьми, оставаясь в конечном итоге наедине с самим собой. Бинсвангер считал, что все психические проблемы возникают из-за дилеммы: жить с другими людьми и в конечном итоге оставаться в одиночестве.
После Второй мировой войны в Цюрихе разработал форму анализа Daseins, отличавшуюся от формы Бинсвангера Медард Босс . Эта новая форма анализа Daseins была сосредоточена на практическом применении феноменологии Хайдеггера к теории неврозов и психотерапии . Босс тесно сотрудничал с Хайдеггером и в 1957 году опубликовал работу, в которой прямо критиковалась Фрейд, Юнг и Бинсвангер. В то время как Бинсвангер отказался институционализировать свой «психиатрический дазейн-анализ» и сосредоточился больше на исследованиях, Босс сосредоточился на психотерапевтических ценностях и открыл Швейцарское общество дазейн-анализа в 1970 году и Цюрихский институт дазейн-аналитической психотерапии и психосоматики в 1971 году. Здесь Босс использовал дазейн-анализ как форма терапии. Эта терапия фокусируется на том, что очевидно и что ощущается непосредственно. Пытаясь избежать дуалистического мышления и установить четкую связь между телом и душой. В этом смысле Daseins-анализ по среде сходен с психоанализом, но отличается интерпретацией опыта. [3]
История
[ редактировать ]1920-е годы и Людвиг Бинсвангер
[ редактировать ]Людвиг Бинсвангер — швейцарский психиатр и один из ведущих умов в области экзистенциальной психологии. В 1920-е годы Бинсвангер работал медицинским директором санатория в Кройцлингене , Швейцария . Здесь Бисвангер работал с больными шизофренией , меланхолией и манией . Находясь под сильным влиянием Эдмунда Гуссерля , Бинсвангер считал, что жизненный мир является ключом к пониманию субъективного опыта пациента. По мнению Бинсвангера, психическое заболевание предполагает переустройство мира в сознании пациента, включая изменения в жизненном опыте времени, пространства, телесных ощущений и социальных отношений. [4] Бинсвангер назвал эту раннюю аналитическую концепцию феноменологической антропологией. Находясь также под влиянием Зигмунда Фрейда, Бинсвангер не соглашался с Фрейдом и психоанализом в том, что психические заболевания были вызваны сильной привязанностью к матери, но, скорее, эта привязанность может существовать только из-за изменения жизненного опыта пациента, который отличается от других. [4] Важно сказать, что «намерение, определяющее Daseinsanalyse Бинсвангера, заключалось в том, чтобы понять психиатрические симптомы как выражение изменения структурных компонентов человеческого бытия-в-мире. Для этого ему пришлось взять онтологически детерминированные экзистенциалы Хайдеггера». и привести их в рамки конкретного человеческого существования (т. е. применив онтологический априор к конкретному индивиду)». [5]
1940-е годы
[ редактировать ]По мере того, как Бинсвангер продолжал свои исследования, он начал больше соотносить свой анализ с идеями Dasein , популяризированными и обсуждаемыми философом Мартином Хайдеггером . Бинсвангер обсудил все свои идеи и концепции в своей книге 1942 года « Основные формы и восприятие человеческого присутствия» (нем. Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins ). [1] После публикации своей книги Бинсвангер назвал свой подход Daseins-анализом.
1950-е годы – настоящее время
[ редактировать ]Людвиг Бинсвангер был против идеи институционализации своего «психиатрического Daseins-анализа» и сосредоточился исключительно на исследованиях. Однако Медард Босс , друг и коллега Людвига Бинсвангера и Мартина Хайдеггера, хотел вывести анализ Daseins за рамки исследований и превратить его в практическую терапию. Первоначально Босс твердо верил во фрейдистский психоанализ , но после Второй мировой войны Босс почувствовал, что метапсихология психоанализа в корне ошибочна и что Daseins-анализ верен. Однако в 1957 году Босс опубликовал статью, в которой прямо критиковал не только Фрейда и его ученика Юнга , но и Бинсвангера. Эта критика привела к разрыву дружбы между Боссом и Бинсвангером. [3]
Босс в ходе своих исследований у Хайдеггера обнаружил, что современная медицина и психология, включая психоанализ и форму Daseinsanlice Бинсвангера, сделали неверные предположения о том, что значит быть человеком. [3] [6] Для Босса и Хайдеггера психическое заболевание было вызвано не изменением жизненного опыта пациента, а, скорее, конфликтом между ними и смыслом жизни и их целью, или Dasein. Босс чувствовал, что психология отошла от религии и Бога. Если бы пациент понял и принял религию и Бога как ответ на свой конфликт, он бы разрешил конфликт, и болезнь исчезла бы.
В 1970 году Босс и его коллега-психиатр Гион Кондрау основали Швейцарское общество дазейн-анализа , а затем Цюрихский институт дазейн-аналитической психотерапии и психосоматики , который в конечном итоге стал известен как Фонд Медарда Босса. В 1984 году была основана Швейцарская профессиональная федерация дазейн-анализа в Цюрихе .
Дазеин-аналитическая терапия
[ редактировать ]Теория и разделение психоанализа
[ редактировать ]Одно из основных утверждений, которые считает истинной дазейн-аналитическая терапия, заключается в том, что не существует объективного способа объяснить открытость человеческого присутствия. Единственный способ взглянуть на это — через «частичные явления». [3] что оно испытывает. Это одно из первых расхождений с психоанализом, поскольку психоанализ пытается определить состояние человека с помощью таких конструкций, как инстинкты и либидо . Это избегание конструкций для определения пациентов — вот что отличает дазейн-анализ от психоанализа. Эта теория позволяет дазейнаналитику быть объективным терапевтом; терапевтически избегая привнесения предыдущих предубеждений в сеансы и позволяя анализу быть индивидуализированным, а не обобщенным. Босс утверждает, что такая свобода в терапии позволяет дазейн-анализу стать «анализом сопротивления». [3] Это означает, что пациент постоянно сталкивается с воспринимаемыми ограничениями своего собственного существования и доходит до того, что отвергает ограничения, которые они на себя налагают. Человеческое присутствие не может видеть эти ограничения изнутри себя и должно быть открыто свободе, находящейся за пределами ограничений. Другое утверждение дазайн-аналитического мышления состоит в том, что субъективный опыт человека имеет действительно важное значение. Терапевт никогда не должен противоречить феномену, который переживает его пациент. «Феноменологический мир», как выразился Бинсвангер, — это хлеб с маслом для проникновения в суть конфликта внутри человеческого присутствия. [1] Этот подход устраняет осложнения, которые приносит психотерапия, наполняя явное содержание существования пациента скрытым смыслом . Босс объясняет, что это вызывает у пациента ненужный стресс и беспокойство и скрывает истинные ограничения, которые пациент чувствует внутри себя. [3] Основная цель дазейн-аналитической терапии — сделать феноменологический мир человека прозрачным. Эта прозрачность оставляет нетронутой общую конструкцию исходного присутствия, чтобы не пришлось перестраивать бытие человека. Эта конструкция затем используется в качестве основы для анализа феноменологического мира и устранения проблем вокруг уже существующего существования. [3]
Спросить «почему бы и нет» против «почему»
[ редактировать ]Другой способ, которым дазеин-анализ указывает на скрытое содержание, — это вопрос «почему бы и нет», который задается пациентам вместо вопроса «почему». Вопрос о том, «почему» кто-то что-то делает или думает, может вводить в заблуждение и предполагает, что события и мысли в жизни человека являются причиной препятствий у пациента; более того, он улавливает только смысл поведения, а не первопричину. Аналитическая мысль Dasein отвергает это представление и скорее спрашивает: «Почему бы и нет». [3] Почему бы не заставить терапевта бросить вызов этим добровольным ограничениям, о которых говорилось ранее, и способствовать развитию логики, которая не является объяснительной, а исследует новое мышление. Босс предостерегает от необходимости заставлять клиентов давать пояснения, прежде чем они смогут должным образом проиллюстрировать, почему они делают или говорят то, что делают. Это отвергает эту причинно-следственную связь, предлагая клиенту мысль, что он может измениться. Это изменение может произойти независимо от произошедших событий и поведения и позволить терапевту попытаться заставить клиента задуматься: «Почему я не могу освободиться?». Преждевременное объяснение события или поведения устранит всякое значение и приведет к сращиванию идентичности клиента. [7] Это означает, что клиенту придется отстраниться от столь необходимого опыта и отсутствовать в нем, чтобы определить его. Пример, который использует Босс, — это история женщины, вынужденной встать на колени во время психоаналитического сеанса. Терапевт остановил ее и спросил, почему она это делает, хотя на самом деле терапевту следовало бы попытаться понять причину такого поведения. [3]
Способы бытия
[ редактировать ]Еще одним отличием от психотерапии является отказ от определенных способов существования, которые можно использовать для легкого навешивания ярлыков на людей. [7] В аналитическом мышлении Dasein существуют тысячи способов бытия, составляющих каждое человеческое Dasein (существование), но только одна всеобъемлющая фундаментальная природа этого Dasein. [3] Пример, который Босс использует, чтобы помочь людям понять это, заключается в том, что существуют тысячи различных типов общих таблиц, но все они имеют один и тот же тип существования, поскольку все они по своей сути помечены как «таблица». Виновен прежде всего этот способ существования в дазайнаналитическом мышлении. [3] Эта вина возникает из-за того, что каждый выбор происходит в результате отказа от моратория на другие варианты, которые могли быть сделаны. Человеческое Dasein открыто для любого опыта, тогда как тело может переживать одновременно только одну вещь. Это ставит человеческое тело в «долг» перед Dasein, что приводит к чувству вины. С этой виной можно справиться, только признав и приняв этот долг как тот факт, что не все переживания могут быть получены. Это принятие также является моментом, когда человек полностью раскрывает свой потенциал истинной жизни в мире. Они становятся свободными в том смысле, что им не нужно служить своему эго и совести. Опыт просветится в «подлинное бытие». [3] и испытать его в полной мере.
Анализ снов
[ редактировать ]Dasein-аналитический анализ сновидений ориентирован исключительно на феноменологическое содержание анализируемого сновидения. Это означает, что переживания в состоянии сновидения не означают вещей, выходящих за рамки их номинальной стоимости, используя феноменологическое содержание для интерпретации значения этого сна. [3] С точки зрения психоанализа, дазейн-аналитическая интерпретация сновидений фокусируется на явном содержании, переживаемом сновидцем, отвергая скрытое содержание предполагаемого значения, придаваемого явному содержанию. Причина, по которой значение не накладывается на явное пережитое содержание, заключается в том, что это еще одна конструкция, ограничивающая пациента в понимании себя. В Dasein-анализе состояние сна человека рассматривается как продолжение нашего состояния бодрствования и должно считаться реальным, поскольку человеческое Dasein выражает то, что «сияет» внутри него. [3] Состояние сна столь же реально, как и состояние бодрствования, и поэтому феноменологическое содержание принимается за чистую монету. Поскольку это состояние сновидения является автономным состоянием человеческого существования, дазейн-аналитическая терапия может подвергнуть содержание сновидения тому же «анализу сопротивления», что и обычная терапия бытия-в-мире. Это означает, что терапевт пытается бросить вызов добровольно наложенным ограничениям и барьерам, которые сновидец накладывает на себя, чтобы обеспечить свободные отношения с собственным миром сновидений, что и является общей целью Daseins-анализа. [3] Анализ Dasein совпадает с психоанализом в том смысле, что феноменологический опыт мира сновидений — это опыт Dasein, который не был выявлен в бодрствующей сфере мышления. Таким образом, можно считать, что сны имеют большую ценность для понимания пациента, помимо его переживаний в состоянии бодрствования.
См. также
[ редактировать ]- Экзистенциальная терапия
- Анализ судьбы Сонди и тест Сонди
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бинсвангер, Людвиг (1942). Основные формы и знания человеческого существования . Цюрих: Ниханс.
- ^ Кондрау, Гион. «Дазеин-аналитическая психотерапия» . Швейцарская федерация аналитической психотерапии существования . Архивировано из оригинала 24 июля 2018 г. Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Босс, М. (1963). Психоанализ и дазейн-анализ.
- ^ Jump up to: а б Мэй, Тодд (2005). Отношение Фуко к феноменологии . стр. 284–311. дои : 10.1017/ccol0521840821.011 . ISBN 9780521840828 .
- ^ Краус, Альберт (2010). «Экзистенциальные априори и феноменология шизофрении» (PDF) . Диалоги в философии, ментальных и нейронауках . 3 (1): 1–7.
- ^ Босс, Медард (1977). Экзистенциальные основы медицины и психологии . Джейсон Аронсон, Inc. ISBN 978-0876686676 .
- ^ Jump up to: а б Кондрау, Г. (2014). Швейцарская федерация аналитической психотерапии существования. Дазейн-анализ, Интернет