Путешествия в Рио
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Путешествия в Рио | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Ральф Кристиан Мёбиус |
Рожденный | Берлин , Германия | 9 января 1950 г.
Умер | 20 августа 1996 г. Фрезенхаген , Германия | (46 лет)
Жанры | Фолк-рок , протопанк |
Годы активности | 1970–1996 |
Ральф Кристиан Мёбиус (9 января 1950 — 20 августа 1996), профессионально известный как Рио Райзер , был немецким музыкантом, а с 1970 по 1985 год солистом и главным автором текстов рок-группы Ton Steine Scherben . После распада группы он работал сольным исполнителем. Среди его самых известных песен — Macht kaputt, было euch kaputt macht , Keine Macht für Niemand и Rauch-Haus-Song с Ton Steine Scherben. Как сольный исполнитель, его самые известные песни — «König von Deutschland» , «Alles Lüge » и «Junimond» . Райзер поддерживал сквоттинг в начале 1970-х годов, а затем и зеленую политическую партию Die Grünen . После воссоединения Германии он вступил в Партию демократического социализма .
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Отец Райзера был инженером в компании Siemens , и семья несколько раз переезжала из-за работы отца; они жили в Западном Берлине , Верхней Баварии , Нюрнберге , Мангейме и Фельбахе . Райзер никогда не мог чувствовать себя как дома ни в одном из этих мест. Когда в 1998 году, через два года после его смерти, многие из его друзей ответили, когда их спросили в интервью на телеканале Arte , что он начал заниматься музыкой, чтобы создать место, где он чувствовал себя как дома.
Друзья знали Райзера как человека с особым умом. Например, ему удалось убедить свою мать Эрику Мёбиус, что ему разрешили бросить школу и начать обучение в фотостудии, которую он затем бросил, чтобы поступить в музыкальную консерваторию, а затем последовать за двумя своими старшими братьями на Запад. Берлин в возрасте 17 лет, чтобы поставить на сцене первую в мире «Рок-оперу». Его мать поддерживала его музыкальные и артистические амбиции, поскольку вскоре поняла, что он самоучка ; он никогда не учился чему-то, когда его учил кто-то другой. Таким образом, он научился играть на виолончели , гитаре, фортепиано и других инструментах, писал тексты и стихи, а позже также начал работать актером в некоторых фильмах, телешоу или в театре.
В подростковом возрасте он получил прозвище Рио от эксцентричного художника и друга семьи, который придумал для него имя «Рио де Галаксис» во время «межгалактического юношеского рукоположения». Он сохранил это прозвище, а позже решил сменить имя с Ральфа Мёбиуса на Рио Райзер, когда он сыграл главную роль в фильме « Джонни Уэст и ему понадобилось запоминающееся имя артиста. Идею имени Райзер он позаимствовал у своего старшего брата Герта, который раньше иногда использовал его как имя артиста. Название отсылает к главному герою автобиографического романа Райзер « Карла Филиппа Морица годов .
В подростковом возрасте Рио Райзер впервые открыл для себя — и сразу же стал большим поклонником — The Beatles в 13 лет, которые олицетворяли для него звучание и образ жизни будущего, а также вдохновили его научиться играть на гитаре, сочинять музыку. свои собственные песни и сформировать свою первую группу. Позже он отдал предпочтение грубому, прямому звучанию The Rolling Stones . Что касается Джона Леннона и Пола Маккартни, которых обычно называли «Леннон/Маккартни» в отношении написанных ими песен, Рио, его коллега по группе и лучший друг РПС Ланру (настоящее имя Ральф Питер Стейц) как композиторы большинства песен. Песни Тона Штайна Шербена часто называли «Мёбиусом/Штайцем». Помимо современных рок-групп, которые стали саундтреком социальных изменений, начавшихся в шестидесятые годы, Рио Райзер также находился под влиянием других музыкальных стилей, включая оркестровые саундтреки к фильмам, немецкие «народные песни» и традиционную музыку, а также немецких певцов, таких как Марлен Дитрих . Режиссер -авангардист неоднократно Роза фон Праунхайм давала Райзеру художественные предложения. [ 1 ]
Райзер был уникальным среди немецких рок-звезд своего времени тем, что был открытым геем. Он вышел в 1970 году и в личной жизни открыто жил как гей. В начале своей карьеры Райзер иногда чувствовал себя несоответствующим политическим группам и различным движениям, которые в начале семидесятых годов не одобряли гомосексуальность. Позже он обрел уверенность, работая с артистами, которые были вовлечены в недавно сформировавшееся гей-движение в Берлине, в том числе с гей-группой «Brühwarm», которая записала две пластинки с музыкой, написанной Тоном Штайне Шербеном. Райзер не выступал публично до 1980-х годов. [ 2 ] В 1986 году он начал обсуждать свою гомосексуальность в интервью и ток-шоу. [ 3 ]
Став взрослым, Рио вскоре обнаружил свои музыкальные таланты, которые открыли ему возможность самовыражения, что позволило ему преодолеть ограничения, которые он в противном случае чувствовал из-за определенной внутренней неуверенности или застенчивости по отношению к другим людям. Способность достучаться до других — даже до неизвестных масс концертной публики — посредством своего музыкального исполнения позже часто упоминалась как основа его особого таланта трогать своих слушателей или даже «строить отношения» с каждым из них. из них на время концерта.
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Еще учась в школе, Райзер стал вокалистом своей первой рок-группы The Beat Kings. Группу основал RPS Lanrue (настоящее имя Ральф Питер Стейтц), мальчик, живший по соседству, который слышал о певческих талантах Райзера и попросил его присоединиться к группе после того, как позволил Райзеру исполнить несколько песен, чтобы дать образец ( как позже заявил в интервью RPS Lanrue, песня Rolling Stones «Play with fire» склонила чашу весов). Ланру, который был ровесником Райзера, вскоре стал его ближайшим другом и музыкальным коллегой; он продолжал поддерживать Райзера как музыканта и жил с ним большую часть времени до его смерти.
После окончания школы Райзер покинул свой тогдашний родной город, а также The Beat Kings, чтобы последовать призыву двух своих старших братьев в Берлин, чтобы сочинить музыку для их общего проекта, первой Бит-оперы, которая, как оказалось, стала по словам Рио, это «абсолютный провал». Тем не менее Райзер остался в Берлине, где позже к нему присоединился Ланру.
После периодических поездок по сельской местности с театральной группой «Комический театр Хоффмана» (в которую входили Райзер, его братья и группа друзей), Райзер продолжил театральные проекты в Берлине, где присоединился к театральной группе импровизаций, которая разыгрывала сцены из повседневную жизнь учеников и стажеров, тем самым перенимая и отражая социальные проблемы молодежи в Западном Берлине в шестидесятые годы, а также ее напряженность и ощущение неизбежных социальных перемен. Театр имел большой успех среди молодежи и гастролировал по Германии до 1969 года. Участие в студенческом и молодежном движении - не только в качестве музыканта и актера, но часто и в политических дебатах, которые также должны были следовать за театральными постановками, - сыграл важную роль в развитии политического сознания Рио Райзера и в его пожизненной приверженности — как в частном порядке, так и в качестве музыканта — освободительным движениям различного рода, включая, в частности, левое политическое движение, характерное для шестидесятых и семидесятых годов (в то время как он любил делать упор на поддержку интересов рабочих и «простых людей», а не на интеллектуальный подход студентов), гей-освободительное движение, а затем и немецкое экологическое движение. Его музыкальное творчество в значительной степени отражает эти политические влияния и убеждения и поэтому вряд ли может быть отделено от его политических позиций.
Осколки глиняных камней
[ редактировать ]В 1970 году Райзер записал свой первый сингл с группой Ton Steine Scherben . Название группы было выбрано в результате длительной демократической процедуры принятия решений среди участников, друзей и сторонников группы. Первоначальной идеей названия было « VEB Ton Steine Scherben», но вскоре от «VEB» отказались. Название группы можно перевести и как «осколки глиняных камней», и как «осколки звуковых камней», предлагая тем самым разные подходы к интерпретации (иногда также понимаемой как политическая программа) и, что немаловажно, отсылая к любимцам Райзера The Rolling Stones. . В том же году группа дала свой первый публичный концерт и записала первую полноформатную пластинку.
Вскоре группа стала очень популярной среди сквоттеров, левого студенческого и рабочего движения, и ее приглашали на многочисленные политические мероприятия, чтобы обеспечить саундтрек к демонстрациям, вечеринкам и митингам по всей Германии, что часто вдохновляло аудиторию впоследствии воплотить это послание в действия. . Таким образом, многие здания были захвачены после окончания концерта, и группа часто оказывалась в какой-нибудь коммуне, обсуждая политическую повестку дня со своими хозяевами. Позже Райзер рассказал в своей автобиографии, что иногда он предпочел бы просто уйти с каким-нибудь хорошим человеком.
Последовали 15 лет гастролей, еще четыре пластинки и различные кинопроекты и сотрудничество с другими музыкантами, включая запись двух детских пластинок. Большую часть этого времени Райзер жил вместе с группой и большой группой друзей и сторонников, сначала поселившись в коммуне в Берлине. В 1975 году — после того, как группа устала от многочисленных требований и ожиданий всех видов политических групп — группа обосновалась на ферме во Фрезенхагене , в Северной Германии, которая продолжала оставаться убежищем и местом вдохновения Райзера даже после возвращения в Берлин. пару лет спустя. [ 4 ] Здесь был записан один из самых важных и амбициозных альбомов группы — «Черный альбом».
Ton Steine Scherben были очень успешны в музыкальном плане и, будучи одной из первых рок-групп в Германии, которая действительно писала и исполняла немецкие рок-песни, открыли двери для бесчисленного количества успешных немецких рок- и поп-групп. Из-за их нежелания адаптироваться к требованиям мейнстримного музыкального бизнеса, а также из-за неэффективного финансового управления, у них сложился определенный «незаконный» имидж в глазах крупных радио- и телестанций, а также фан-сообщества, которые часто забывали, что группа должна зарабатывая на жизнь музыкой и презирая любые коммерческие амбиции, они не смогли превратить свой музыкальный успех и широкую популярность в финансовую стабильность.
Только карьера
[ редактировать ]В 1985 году Райзер и группа окончательно расстались, отчасти из-за ощущения, что пришло время двигаться дальше, но в значительной степени из-за катастрофического финансового положения. У Райзера был большой долг перед группой, но его ранняя сольная карьера сложилась настолько хорошо, что за короткое время он освободился от долгов. Его первый сольный альбом назывался «Rio I» и включал популярную песню König von Deutschland («Король Германии»). Альбом был спродюсирован Аннетт Хампе , известным немецким музыкальным продюсером, которая уже продюсировала самый первый сольный сингл Райзера "Dr. Sommer" некоторое время назад, когда он нуждался в деньгах и просил ее о поддержке. Песня «König von Deutschland» стала одним из немногих настоящих хитов Райзера, с тех пор ее исполняли каверы и цитировали многие артисты, и она до сих пор известна среди большинства людей в Германии. Среди других хит-синглов первого альбома - песня о любви «Für immer und dich» и меланхоличная «Junimond». Райзеру не удалось повторить коммерческий успех первого альбома, тем не менее до своей смерти он выпустил еще пять студийных альбомов, большинство из которых получили высокую оценку критиков.
Многие из его поклонников со времен Тона Стайна Шербена думали, что он продался мейнстриму, капиталистическому музыкальному бизнесу, и обвиняли его в том, что он стал – по крайней мере на какое-то время – коммерчески успешным музыкантом. Однако, прислушавшись к текстам, можно отметить, что Райзер никогда не отказывался от своего личного подхода к музыке, политике, жизни и любви, хотя теперь послание было передано более тонко. Райзер иногда признавался, что возражения против его сольной музыки и даже ненависть со стороны некоторых старых фанатов были для него серьезной проблемой. Блуждание на грани коммерческой адаптации, попытка соответствовать ожиданиям старых друзей, фанатов и политических движений, которые он поддерживал, означало для Райзера тяжелую борьбу, которая иногда доводила его до отчаяния и депрессии. В то же время он продолжал оставаться очень творческим и продуктивным музыкантом и автором песен, который сотрудничал с другими музыкантами и друзьями и участвовал в напряженных концертных турах, которые часто доводили его до физического истощения. Одними из ярких событий его карьеры стали два концерта в Восточном Берлине в 1988 году, где он оказался перед аншлаговым концертным залом, заполненным молодыми людьми, находящимися на пороге революции, которая год спустя привела к краху политической системы Германии. Демократическая Республика и открытие Берлинской стены. Записи концертов доказывают, что восточногерманская публика знала тексты его сольных песен, и в частности всех песен "Ton Steine Scherben", которые они исполняли, наизусть, хотя альбомы было трудно найти в Восточной Германии.
Райзер написал и исполнил большинство своих песен полностью сам, хотя его часто сопровождал его давний друг РПС Ланру, который продолжал поддерживать его как ведущего гитариста, а также поделился многими музыкальными идеями, а тексты некоторых его песен также были написаны или вместе со своим давним партнером Мишей Шенебергом. Шестой и последний сольный альбом Райзера, который был записан в 1995 году, назывался Himmel und Hölle ( Небеса и Ад ). Альбом был последним, который он был обязан по контракту доставить своей крупной музыкальной компании, и как музыкальный подход, так и тексты песен подразумевают, что Райзер собирался вернуться к состоянию внутренней независимости от крупного бизнеса не только лично, но и в целом. но и в художественном плане, включая звучание и концепцию, которые часто считаются более аутентичными, чем предыдущие студийные альбомы. После выпуска последнего альбома, который не получил широкого распространения со стороны его компании, хотя и получил высокую оценку критиков, Райзер готовил новые песни, которые он снова спродюсировал бы самостоятельно, завершение которых было прервано его внезапной и неожиданной смертью.
Некоторые критики говорят, что Рио Райзер создал новый образ немецкого фолк-певца; его даже называли « шлягерным » артистом и музыкантом « Volksmusik » (иногда переводится как «народная музыка», но в литературном смысле это означает музыку народа). Для других критиков Райзер был просто певцом рок-группы. Однако Райзер иногда одобрял, когда его называли музыкантом Volksmusik, потому что он думал, что это просто будет означать, что он поет музыку для людей.
Смерть
[ редактировать ]Райзер умер 20 августа 1996 года от сердечно-сосудистого коллапса после внутреннего кровотечения в своем доме во Фрезенхагене, где он был похоронен на своем участке под яблоней.
Его могилу перенесли в Берлин в марте 2011 года, поскольку наследники Райзера продали собственность Фрезенхагена.
Дискография
[ редактировать ]Рио Райзер в качестве сольного исполнителя выпустил шесть студийных альбомов, которые были выпущены на канале Columbia (CBS). [ 5 ]
Студийные альбомы
[ редактировать ]- 1986: Рио I. (Columbia Records, ноябрь 1986 г.)
- 1987: Blinder Passenger (Columbia Records, сентябрь 1987 г.)
- 1990: *** (Columbia Records, апрель 1990 г.)
- 1991: Сквозь стену (Columbia Records, июль 1991 г.)
- 1993: Прежде всего (Columbia Records, август 1993 г.)
- 1995: Рай и ад (Columbia Records, март 1995 г.; переиздан в январе 2002 г.)
Сборники
[ редактировать ]- 1994: Король Германии - Лучшее из Рио-Райзера (апрель 1994; Король Германии '94)
- 1996: Баллада (июль 1996 г.)
- 1997: Unter Geiern (январь 1997; двойной компакт-диск, лучший из которых с би-сайдами и ремиксами)
- 2000: Июньская луна - Баллады (июнь 2000 г.)
- 2000: Всё — ложь — Лучшее
- 2003: Between Zero and Zero (сентябрь 2003; двойной компакт-диск с би-сайдами и ремиксами)
- 2016: Все и многое другое - Лучшее (август 2016 г.)
- 2016: Blackbox Rio Reiser (ноябрь 2016; бокс-сет из 16 компакт-дисков, почти полностью включающий песни, которые ранее не выпускались) [ 6 ] [ 7 ]
Живые альбомы
[ редактировать ]- 1999: Концерт в Зееленбиндер-холле, Берлин / ГДР, 1988 (ноябрь 1999 г.)
Другие альбомы
[ редактировать ]- 1974: Марта - Последний странствующий голубь (октябрь 1974 г.), музыка к одноименному фильму.
- 1998: Am Piano 1 (октябрь 1998 г.)
- 1999: Am Piano 2 (март 1999 г.)
- 2000: Am Piano 1–3 (декабрь 2000; 3 пластинки)
- 2007: Рио Райзер поет песни маленьких и больших пригородных тигров (ноябрь 2007; ранее не издававшиеся песни из театральных постановок и аудиоспектаклей).
Трибьют-альбомы
[ редактировать ]- 1996: Прощание с Рио (декабрь 1996; концертный двойной компакт-диск с Гербертом Грёнемейером , Уллой Мейнеке , Тонн Штайне Шербен , Хайндлингом и другими)
- 2003: Семейный альбом (октябрь 2003; включая Die Sternen , Fehlfarben , Fettes Brot , Nena , Marianne Rosenberg , Söhne Mannheims , Paula и неизданную песню Rio-Reiser Herzverloren)
- 2005: Familienalbum II (октябрь 2005; трибьют-диск)
- 2020: Нам нужно выбираться отсюда. Посвящение Тону Штайну Шербену и Рио Райзеру (ноябрь 2020 г.; двойной компакт-диск/LP)
Одиночные игры
[ редактировать ]- 1984: Доктор. Лето (март 1984 г.)
- 1986: Все — ложь (май 1986 г.)
- 1986: Джунимонд (август 1986 г.)
- 1986: Король Германии (октябрь 1986 г.)
- 1986: Навсегда и ты (ноябрь 1986 г.)
- 1987: Безбилетный пассажир (август 1987 г.)
- 1988: Менеджер (январь 1988 г.)
- 1988: Я думаю о тебе (май 1988 г.)
- 1989: Ночь (1989 — музыкальная тема Tatort Der Pott )
- 1990: Деньги (март 1990 г.)
- 1990: Волшебная страна (июнь 1990 г.)
- 1991: Часы бьют 13 (июнь 1991 г.).
- 1991: Только ты (ноябрь 1991 г.)
- 1993: Ты возьмешь меня с собой (август 1993 г.)
- 1993: Иназитти (декабрь 1993 г.)
- 1994: Король Германии № 94 (март 1994 г.)
- 1995: Улица (апрель 1995 г.)
Видеоальбомы
[ редактировать ]- 2003: Тон Штайн Шербен - Земля на виду (27 января 2003 г., прямая трансляция выступления 30 мая 1983 г. в Offenbacher Stadthalle)
- 2005: Концерт, видео, интервью (14 марта 2005 г.; прямая трансляция из Seelenbinderhalle и всех видео)
- 2009: Lass uns 'n Wunder sein (двойной DVD с видеозаписью из Seelenbinderhalle в 1988 году, неразрезанными интервью и 2,5 часами бонусных материалов) [ 8 ]
Хоровые произведения
[ редактировать ]- 2012: Рейнхард Фелинг: компакт-диск «Rios Reise» — «Король повсюду» — https: //reinhard- Fehling.de/index.php/rios-reise-live . 'Sternchen': хоровая версия с нотами https://www.youtube.com/watch?v=A9EU8GNsWis
Литература
[ редактировать ]- Рио Райзер, Ханнес Эйбер: король Германии . Kiepenheuer & Witsch, Кельн, 1997 г., новое издание от Möbius Rekords, Берлин, 2001 г., ISBN 3-00-007733-2.
- Дирк Нишен (издатель): Тон Стайн Шербен: Рассказы, заметки, тексты и фотографии за 15 лет . новое издание от David Volksmund Production, Фрезенхаген, 1997, ISBN 3-00-021702-9.
- Дирк Дукар (2003), «Райзер, Рио» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 21, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 389–390 ; ( полный текст онлайн )
- Хартмут Эль Курди: Черный и красный поп-жемчуг . Wehrhahn Verlag, Ганновер, 2001 г., ISBN 3-932324-82-X.
- Хартмут Эль Курди: Среди стервятников. В: Моя жизнь в качестве коляски по совместительству. Издание Тиамат, Берлин, 2001 г., ISBN 3-89320-047-9.
- Кайзихтерманн, Йенс Йолер, Кристиан Шталь: Ни для кого нет власти . Шварцкопф и Шварцкопф, Берлин, 2003 г., ISBN 3-89602-468-X.
- Вольфганг Зайдель: Осколки. Музыка, политика и эффекты осколков глиняного камня . Ventil Verlag, Майнц, 2005 г., ISBN 3-931555-94-1.
- Пустой Скай: Все это и многое другое. Рио Райзер: неофициальная биография короля Германии . Хейне, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-453-12038-8.
- Томас Стенсен: Осколки глиняного камня. Рио-Райзер и Свободная республика Фрезенхаген. В: Nordfriesland, опубликовано Nordfrissk Instituut, № 170 (июнь 2010 г.), стр. 15–19.
- Вольфганг Хаберль: Рио Райзер . Südwestbuch-Verlag, Штутгарт, 2015 г., ISBN 978-3-944264-67-7.
- Рио Райзер. В: Личности в Берлине 1825–2006 гг. Воспоминания лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов. Департамент Сената по вопросам труда, интеграции и женщин, Берлин, 2015 г., стр. 56–57. урна:nbn:de:kobv:109-1-7841313 (архив)
- Герт Мёбиус: Держитесь за свою любовь. Рио Райзер , биография. Строительство, Берлин, 2016 г., ISBN 978-3-351-03627-0.
- Рио Райзер, Ханнес Эйбер: король Германии. Воспоминания о глине, камнях, черепках и многом другом. С предисловием Роко Шамони . Кипенхойер и Витш, Кельн, 2016 г., ISBN 978-3-462-04860-5.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Когда ночь самая глубокая» . Роллинг Стоунз . 22 июня 2021 г. . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Стонтон, Денис (23 августа 1996 г.), «Рок-король Германии» , The Guardian , дата обращения 23 октября 2007 г.
- ^ Бернд-Ульрих Хергемёллер: Мужчина для мужчины - Биографический лексикон. Зуркамп в мягкой обложке, Гамбург, 2001 г., ISBN 3-518-39766-4.
- ^ Ирлер, Клаус (1 февраля 2012 г.). «Резиденция Рио Райзера – ничего, кроме осколков» [Резиденция Рио Райзера – Разбитая на куски]. ежедневная газета (на немецком языке) . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ «Рио Райзер» . Дискогс . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Черный ящик Рио Райзер» . 5 января 2017 г.
- ^ « Blackbox Rio Reiser» на Discogs.com» . Дискогс . 5 января 2017 г.
- ^ «Давай будем чудом (2 DVD) – jpc» (на немецком языке). 20 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1950 рождений
- 1996 смертей
- Певцы-геи
- Авторы песен-геи
- Певцы из Берлина
- Немецкие певцы ХХ века
- Немецкие авторы песен 20-го века
- немецкие рок-певцы
- Немецкие музыканты-геи
- Немецкие ЛГБТ-певцы
- Немецкие авторы песен ЛГБТ
- Протопанк-музыканты
- Скваттеры 20-го века
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- Смертность от кровообращения
- Смерти от кровотечения