Jump to content

Хуан Комас

Хуан Комас Кэмпс (23 января 1900 года в Алайоре , Менорка, Испания — 18 января 1979 года в Мехико , Мексика) был испано-мексиканским антропологом , известным своей критической работой по вопросам расы и своим участием в разработке заявления ЮНЕСКО о расе. . Он бежал из Испании во время режима Франко и провел остаток своей жизни в Мексике. Он был профессором физической антропологии в Национальном институте антропологии и истории Мексики с 1940 по 1943 год и в Национальном автономном университете Мексики с 1955 года до своей смерти.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Комас родился в небольшом городке Алайор , Испания, расположенном в центре острова Менорка в Средиземном море , в 150 милях к юго-востоку от Барселоны .

В это время Испания столкнулась с социальными и политическими изменениями, которые повлияли на его дальнейшее творчество. Его отец был учителем на Менорке , и Хуан Комас пошел по его стопам. В семнадцать лет он получил степень в области искусств и наук и звание учителя начальных классов . Четыре года спустя Комас получил одну из высших степеней преподавателей Высшей школы магистратуры Мадрида (Рекс, 1980). Благодаря своим академическим достижениям Хуан Комас преподавал по всей Испании, прежде чем получил несколько педагогических степеней в престижных университетах страны.

Академические достижения Комаса не остались без внимания испанского государства. Consejo Superior de Investigaciones Científicas (Высший совет научных исследований) Испании направил его в Женеву для обучения в Женевском институте Ж. Ж. Руссо и проведения психолого-педагогических исследований. Во время своего пребывания в Женеве Комас впитал преподавание стилей из остальной Европы, а позже привез с собой в Испанию.

Именно в этом институте Хуан Комас начал свои исследования в области антропологии . Опубликовав несколько статей и поработав на республиканцев в Испании , Хуан Комас завершил диссертацию и защитил ее в 1939 году. В 1942 году под руководством Эжена Питтара Хуан Комас получил степень доктора антропологических наук. Работая под руководством Питтарда, Комас получил большую часть своей идеологической обработки в области антропологии, а точнее, в области физической антропологии . Питтард был швейцарским антропологом, который провел многочисленные исследования и опубликовал работы по темам, охватывающим эволюцию и происхождение человека , а также расы людей. Проявляя огромную привязанность к своему наставнику, Хуан Комас перевел книгу Питтарда «Расы и история» почти через тридцать лет после публикации. В 1899 году Питтар получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Recherche d'anatomy Comparative Sur Differents Séries de Cranes Anciens de la Vallée du Rhône (Valais)» (Сравнительное анатомическое исследование разнообразных серий древних черепов в долине Роны (Вале)). Долина Роны ). Как и Комас в дальнейшей жизни, Питтар был активно вовлечен в политическую деятельность. Он публиковал статьи о недоедании албанцев и жестоком обращении с цыганами по всей Европе. Именно в это время при Питтаре Комас начал развивать свои идеи, которые, наряду с социальной атмосферой того времени, позже помогли ему сформировать свой личный коренной дух .

После гражданской войны в Испании Комас был изгнан из Испании, когда правительство перешло под власть режима Франко . На протяжении 1930-х годов Комас помогал республиканцам в борьбе против граждан , но войну выиграли консерваторы. Многие ученые были вынуждены покинуть страну под властью Франко (Ромеро Сальвадо, 2005). Он внедрил в своих учениках, пусть и ненадолго, новый способ наблюдения за миром посредством науки (Rex, 1980). Для тех, кого он обучал, Комас стал великим символом: тем, кем должен был быть современный испанский профессор. В отличие от профессора начала века, примером которого был его отец, который никогда не вникал в национальную политику, Комас олицетворял личность профессора, который должен был изменить курс нации к лучшему посредством политического вмешательства в свое учение. .

Дисциплинарная атмосфера исторической и физической антропологии: 1900–1950 гг.

[ редактировать ]

С момента его рождения и до тех пор, пока он не покинул Испанию, в стране произошло несколько социальных и политических изменений, которые так или иначе сформировали Хуана Комаса. Анархистское движение , испанских рабочих зародившееся во второй половине XIX века, стало свидетелем массовых забастовок против институциональной монархии, власть которой падала после поражения в испано-американской и кубинской войнах 1898 года (Винсент, 2007). В этот период, вплоть до 1931 года, Испания пыталась создать воображаемую националистическую идентичность своих граждан. По словам Винсента (2007:81), испанское государство проявляло ура-патриотизм , крайний патриотизм во внешней политике . Эти усилия проявились во всеобщем избирательном праве мужчин , посвящении корриды патриотическим делам и репатриации ресурсов из колоний. Эти действия национализма открыли Комасу глаза на то, как несправедливость , предрассудки и расовое неравенство могут создаваться . Эти действия помогли ему сформировать свои убеждения в дальнейшей жизни.

Эти социальные события, происходившие в начале 20-го века в Испании вплоть до конца Первой мировой войны , позволили Комасу обосновать свои более поздние убеждения, продемонстрировав, каким образом индивидуальная раса и этническая принадлежность конструировались перед лицом крупных социальных структур, таких как нации. . Комасу в этот период было не по себе (Rex, 1980). Во время работы в Женеве правительство назначило его делегатом по проблемам детей, осиротевших во время войны 1936–1939 годов. Его последней должностью в Испании была должность директора начального обучения детей-сирот . Не в силах справиться со злодеяниями, Комас, как рассказывает история (Rex 1980), упаковал свои вещи в рюкзак и пересек испано-французскую границу , откуда направился в Мексику. Полные кровавой бойни зрелища, которые он пережил в Испании, позволили ему развивать свое наследие за пределами академических кругов (Rex, 1980). Он был известен своим состраданием и тем, как он боролся за социальную справедливость, критикуя правительство и пытаясь смягчить несправедливость, провозглашая равенство всех людей и развенчивая институционализированные предрассудки и расизм.

За этот период Комас опубликовал несколько статей. Большая часть опубликованной им литературы связана с его более ранними работами в области педагогики. С его помощью он смог привезти в Испанию различные стили, которые были распространены в Европе, и это помогло ему занять должность директора начального обучения. Более того, как только он покинул Испанию и режим Франко, этот период позволил Комасу укрепить свою критику правительства (Comas and Genovés, 1959). Он часто критиковал режим Франко за отсутствие истинной свободы в научных исследованиях. Одной из самых резких критических замечаний Комаса в адрес режима Франко было то, как государство злоупотребляло дисциплиной антропологии для поддержки спонсируемой государством пропаганды. Комас утверждал, что режим Франко пытался избавиться от эволюционных учений и представлений о происхождении людей. Такое порицание позволило бы государству продвигать свою прорелигиозную программу (Ромеро Сальвадо, 2005). Тот факт, что испанское государство при Франко попыталось избавиться от преподавания теории эволюции, не устраивал Комаса. Комас использовал такое притеснение, чтобы стимулировать свою работу.

Кроме того, в тот же период менялась область антропологии, особенно дисциплина физическая антропология. Колониальное предприятие подходило к концу, и новые достижения в палеонтологии, геологии и антропологии начали оказывать влияние на антропологическую науку (Comas, 1960). Такие новые взгляды на научные исследования позволили коренным образом изменить дисциплину, отойдя от старых расовых классификаций, установленных в 19 веке (Spencer, 1986). По словам Спенсера (1986), достижения науки позволили идеям расы и неполноценности уменьшиться в рамках этой дисциплины. Это произошло двумя способами. Первым было создание синтетической теории генетиками после Второй мировой войны. Второй путь заключался в том, как физическая антропология применила новый синтез для изучения концепций народонаселения и адаптационного мышления, а не старых концепций расы. Эти изменения, произошедшие в первой половине 20 века, во многом сформировали творчество Комаса, который сам был ярым борцом с расизмом.

Работа Комаса пыталась разрушить концепции расы и основы расизма в физической антропологии. Комас (1961) утверждал, что концепция расы не имеет научной ценности или поддержки. Комас даже зашел так далеко, что классифицировал работу, которую другие считали научной, как «суперрасистскую», когда использовались старые концепции расовой категоризации. Такая работа не предоставила «научных» доказательств превосходства одной человеческой группы над другой (Comas, 1961). Он критиковал такую ​​работу как аморальную, потому что она вводила в заблуждение неосведомленных читателей, заставляя их верить концепциям, которые были ложными, а также позволяла сохранять предрассудки, в которые верили эти ученые. Комас считал, что работа и обязанность ученых заключаются в том, чтобы продемонстрировать правда, аргументация развернута ниже.

Хуан Комас в Мексике

[ редактировать ]

Хуан Комас прибыл в Мексику в 1940 году с хорошо зарекомендовавшими себя полномочиями. Он начал преподавать в Escuela Normal de Maestros в Пачуке , Мексика. В 1938 году, за пару лет до прибытия в Мексику, открылась Escuela Nacional de Antropología e Historia (или ENAH , Национальная школа антропологии и истории ). Через пару лет после прибытия в страну ENAH пригласила его работать на своем факультете. Эта школа была одним из ведущих исследовательских учреждений во всей Америке, и Комас воспользовался уже известными коллекциями, которые школа (которая делила здание с Национальным музеем антропологии) до того, как сам музей переехал в свое нынешнее здание. расположение — имел. Во многом благодаря этим коллекциям он смог выполнить свои первые работы (Романо Пачеко, 1980). Эти два учреждения — ENAH и Национальный музей — жили в одном здании до 1964 года, когда открылся новый Национальный музей.

Один из примеров работы Комаса в Мексике касается американских индейцев и того, как расовая идеология пыталась сделать это население — от Канады до Аргентины — не только однородным, но и примитивным по отношению к другим группам населения по всему миру. Комас (1942) представляет многочисленные исследования, которые показывают, насколько на самом деле разнообразно коренное население американского континента , и их не следует объединять в одну кучу, как это делалось в более ранних исследованиях. Поскольку считалось, что группы крови индейцев были одинаковыми, многие авторы утверждали, что это произошло из-за расовой неполноценности. В этой статье Комас (1942) показывает различное процентное соотношение групп крови в популяции и то, что аргумент о крови действительно не имеет веса при определении примитивной популяции. Кровь и группы крови не были основанием для определения какой-либо низшей группы.

Латиноамериканская антропология

[ редактировать ]

Дисциплина антропология рассматривается и применяется в Латинской Америке совсем иначе, чем в ее североамериканском аналоге. Это во многом связано с историей противостояния Севера и Юга. Эта дисциплина зародилась на Севере, когда колониальная экспансия достигла своего пика в середине девятнадцатого века, и для реализации своих проектов использовала антропологию, зарождающуюся дисциплину (Medina Hernández 2004). В процессе колонизации и глобализации эта дисциплина начала распространяться на владения Севера. Юг развивал эту дисциплину совершенно по-другому, иногда в тени Севера, который, как полагают, зависит от Севера и рассматривается Севером как «дилетантский» (Медина Эрнандес 2004). Перед лицом этих основ антропология в Латинской Америке создала более активную позицию в отношении практики этой дисциплины. Ежедневно сталкиваясь с социальной несправедливостью, антропологи создали в Латинской Америке теоретические концепции, в которых утверждается, что антрополог должен бороться с существующими институтами, вызывающими неравенство, и защищать население, которое антрополог изучает (см. Politis 2003). Комас попал в такую ​​категорию.

В этом свете мы видим работу Комаса в середине двадцатого века. Комас (1950) утверждал, что задача антропологии — рассказать о происхождении человека на всем американском континенте. Эта дисциплина, утверждал он, необходима и незаменима для любого предмета, преподаваемого на университетском уровне. Комас рассматривал антропологию (все ее разделы) как «решение социальных и экономических проблем разных стран» (1950:567). Однако он знал, что присутствующие правительственные структуры обычно не позволяют реализовать эти решения, а когда и делали, то не под руководством, по мнению Комаса, хорошо обученных антропологов. Он рассматривал антропологию как способ проявить социальную активность — способ улучшить ситуацию, в которой жила большая часть сельского населения. Его работа показала, что даже в Мексике такие вещи, как доступность лекарств, могут улучшиться благодаря работе антропологов. Он призвал антропологов улучшить ситуацию для тех, кто, как они знали, страдал.

Другой способ, которым Комас использовал антропологию в качестве политического инструмента, заключался в его опубликованной работе о расе и расизме. Как упоминалось выше, история Испании оставила у него плохое впечатление о том, как социальные структуры создавали людей и эксплуатировали их. В своей работе «Расовые мифы», выполненной по заказу ЮНЕСКО , Комас (1953) освещает историю рас и то, как общества прошлого пытались определить людей, которые выглядели по-другому, как низших. Сравнивая прошлую несправедливость с нынешним жестоким обращением, которое он видел, Комас утверждал, что, хотя между группами людей существуют физиологические различия, это не имеет научного основания объявлять какого-либо человека выше или ниже (Comas, 1953). Более того, он предложил использовать демократические политические системы для оправдания равенства людей. Он заявил, что демократия, политическое убеждение, которое контрастирует с тоталитарным режимом в Испании, демонстрирует истину о том, насколько действительно равны все люди. По его мнению, националистические программы и тоталитарные режимы подавляли население, которое не вписывалось в воображаемые представления.

Последним примером активистской личности Комаса и того, как, по его мнению, активизм следует использовать наряду с антропологией, является его работа с коренным населением по всей Латинской Америке. Это было одно из его непреходящих наследий: его работа над коренным населением. Indigenismo – это вера в то, что ученые-социологи, такие как антропологи, должны быть борцами за проблемы населения, которое они изучают. На американском континенте это относится к коренному населению, которое часто подвергалось маргинализации со стороны колониальных держав и новых современных национальных государств. Комас вместе с несколькими другими антропологами того времени основал это движение, которое продемонстрировало аргументированную антирасистскую позицию и положило конец предубеждениям на континенте. Комас боролся за неотъемлемые социальные права многочисленных коренных народов по всей Америке (Агирре Бельтран, 1980). Комас боролся против расизма и основных определений, которые характеризовали эти группы населения как неполноценные. Комас (1961) утверждал, что у антропологов есть моральное обязательство показать правду об узаконенных предрассудках, в которых жили многие местные группы. Комас путешествовал по всему континенту, отстаивая права коренных народов. За это он получил признание в более поздней жизни и после смерти, и многие из его учеников до сих пор считают его великой фигурой.

Работа Хуана Комаса рассматривается как один из важных вкладов в физическую антропологию Латинской Америки. Однако его опубликованная работа подвергается критике. Клег (1993) утверждает, что даже в работах Комаса присутствует узаконенный и укоренившийся расизм. Это факт, который сам Комас, выступая против одной из форм расизма, никогда не осознавал и никогда не считал свои предубеждения расистскими. Клег (1993) представляет свою точку зрения в работе «Расовые мифы», заказанной ЮНЕСКО. В этой книге Комас приводит аргумент, что христианство принципиально непредвзято и не определяет людей неполноценными из-за их физических характеристик (Клег, 1993). Однако в то время Комас утверждает, что Ветхий Завет, как утверждает Клег в отношении иудаизма, по своей сути расистский. Клег предполагает, что, несмотря на все его усилия по борьбе с расизмом, в этой работе проявились его предубеждения.

Как бы то ни было, можно интерпретировать отрывки, использованные Комасом, и, несмотря на укоренившиеся предрассудки, Комас (1953) все же указывает на ошибочность отнесения еврейского происхождения к расе. Кроме того, его опыт жизни в условиях гипернационализма в Испании позволил ему увидеть ошибочность создания таких категорий социальными структурами. Комас (1950; 1951; 1961) также доказывал ложное создание предвзятого мышления против евреев. Никто никогда не сможет по-настоящему избежать структуры, в которой живешь, и Комас не был исключением. Однако Комас был индивидуалистом, одним из немногих антропологов в Латинской Америке, которые призывали положить конец расизму и заявляли о необходимости использования политического активизма для искоренения предрассудков.

Физическая антропология

[ редактировать ]

Комас был страстным исследователем физической антропологии. Хотя Комас поддерживал четырехполюсный подход к антропологии, наиболее страстно писал о физической антропологии. Он считал, что в этой области в Латинской Америке не хватает последовательной и полной литературы. (Комас, 1960). Это чувство подтолкнуло его к написанию «Руководства по физической антропологии», написанного в 1957 году, и английской версии, выпущенной в 1960 году.

В своем учебнике, среди других работ, Комас собрал историю этой дисциплины. Стремление к пониманию истории дисциплины позволило Комасу создавать работы, доступные большинству публики (Медина Эрнандес, 1980). Более того, его редакционные навыки привели к публикации нескольких академических журналов. Между 1943 и 1955 годами Комас был директором или редактором нескольких журналов и публикаций, которые поддерживали высокий академический престиж и качество работы (Медина Эрнандес, 1980). В их число входили: América Indigena , Boletín Indigenista и Boletín Bibliográfico de Antropología Americana . Он также был основателем Anales de Antropología , престижного журнала, издаваемого UNAM (Национальный автономный университет Мексики).

Методы Комаса были скрупулезными. Он считал, что научные исследования и измерения должны проводиться максимально объективными способами, и выступал против исследований, в которых неправильно использовались антропометрические методы и создавались предвзятые взгляды на реконструкцию расовых историй. Двумя примерами этого является его статья 1961 года, опубликованная в журнале Current Anthropology , под названием «Опять «научный» расизм?» и его книга 1965 года «Соматометрия де лос индиос трикес де Оахака , Мексика» . В первом Комас (1961) набросился на Гаррета за его круговые аргументы. Комас считал, что использование антропометрических измерений для вывода о том, что одна группа людей уступает другой, не имеет научного обоснования. Можно было бы использовать найденные измерения, чтобы определить любые различия в других людях как в низшем характере и, таким образом, иметь возможность продвигать любую расистскую программу, которой придерживался ученый.

Исследование Комаса расовых отношений в Латинской Америке также выступает против исследований, сформировавших предвзятое мнение об определенных группах людей. Комас (1961) продемонстрировал, каким образом многие страны Латинской Америки институционализировали расизм благодаря предыдущим исследованиям. В этом исследовании Комас выступает против заявлений Липшуца. Липшуц утверждал, что белая раса превосходит другие и что коренной или чернокожий человек становится разумным только потому, что он использует достижения белой расы, чтобы добиться успеха. Вместо этого Комас утверждал, что эти взгляды были крайне негативными и основаны на уже сложившихся предубеждениях. Он считал, что, воспроизводя расовые группы, общество вызывает продолжение расизма: «La Realidad es que la 'raza' juega en la vida Moderna un papel, важно, что в многих странах мира существуют базовые правила, или por lo menos prácticas de discriminación». социально-экономика» (Комас, 1961). Комас попытался выявить ошибочность этих аргументов и попытался использовать дисциплину, чтобы улучшить ситуацию.

Вклад в эту область

[ редактировать ]

Хуан Комас внес большой вклад в развитие этой дисциплины. Он получил признание организаций по физической антропологии во всем мире. Здесь я расскажу лишь о некоторых из его значительных вкладов в эту область. Хуан Комас видел в дисциплине в Латинской Америке отличный инструмент. Однако, прибыв на Американский континент, Комас увидел, что литература и работа неполны. Он хотел это изменить. Одним из способов достижения этой цели, уже упомянутым выше, была популяризация этой дисциплины через журналы, которые он редактировал и основал. часто называют шедевром Вторым способом, которым Комас внес свой вклад в литературу по этой дисциплине, стал его учебник «Руководство по физической антропологии» (1957, 1960), который . Это была обширная книга, которая использовалась по всему континенту и даже была переведена на английский язык. Эта книга была одной из первых в испаноязычном мире, которая продемонстрировала историю этой дисциплины - одного из основных направлений жизни Кома - а также представила аргументы в пользу эволюции в смысле Дарвина. Это он получил от своего наставника Питтара, который проделал большую работу по происхождению человеческого вида в Швейцарии.

Важно не преуменьшать значение вклада Комаса в дело социальной справедливости и попыток продемонстрировать работу, которая по своей сути была предвзятой. Его личная вера в коренные народы и антирасистские позиции определили его как пылкого учёного, который хотел правильно продемонстрировать все исследования. Комас хотел доказать, что расизм присущ многим социальным структурам и что, изучая нашу историю, особенно первую половину 20-го века, мы можем понять ошибочность этого аргумента (Comas, 1964). Националистические программы, по мнению Комаса, ответственны за предрассудки, которые видел мир.

Хуан Комас также оставил краткий обзор истории Американского журнала физической антропологии . Краткая история Американской ассоциации физических антропологов (1928–1968), составленная Хуаном Комасом, представляет собой обширную работу, которая, по словам Альфонсо и Литтла, незаменима для историка этой дисциплины.

Работа Комаса была отмечена во многих местах. Он получил почетные докторские степени трех университетов и был провозглашен героем в своем родном городе. Американская ассоциация физических антропологов каждый год награждает его премией Хуана Комаса. назвал Отдел антропологии UNAM библиотеку в честь Хуана Комаса.

Заключение

[ редактировать ]

Хуан Комас умер 18 января 1979 года. Он умер внезапно, работая в НАМ (Национальный автономный университет Мексики). Ему исполнилось пять дней после своего 79-летия, и он все еще был предан своей работе так же, как и в любое другое время своей жизни (Эрнандес Мора, 1979). Годом ранее, через четыре года после смерти Франко, его чествовала страна, где он родился, в своем родном городе. Кроме того, он был удостоен награды Университета Комплутенсе в Испании. Эти два достойных поступка оставили в нем ощущение выполненного долга, которого ему еще не приходилось ощущать. Он получил высшее восхищение в стране, которую покинул.

Достижения Хуана Комаса многочисленны. Он написал более ста пятидесяти работ, каждая из которых демонстрировала свою страсть к активизму. Оказавшись в Мексике, Комас посвятил свою работу стремлению улучшить жизнь других людей, особенно уязвимых коренных народов, которые не получали поддержки со стороны страны. Он был изгнанным испанским республиканцем, редактором многочисленных журналов, историком этой дисциплины, бывшим коммунистом, антирасистом и коренным народом (Гомес Искьердо, 2000). Его жизнь была удостоена чести, и его академическое наследие станет предметом внимания поколений антропологов Латинской Америки и других стран.

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  • Агирре Бельтран Г. 1980. El Indigenista. В: Институт антропологических исследований, редактор. Памяти: Лагеря Хуана Комаса (1900–1979). Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Комас Дж. 1942. Группы крови и американская расология. Мексиканский социологический журнал 4 (3): 69–73.
  • Комас Дж. 1950. Преподавание антропологии и роль антрополога в Латинской Америке. Американский антрополог 52 (4): 564–568.
  • Комас Дж. 1953. Расовые мифы. Париж: ЮНЕСКО.
  • Комас Ж. и Хеновес Т.С. 1959. Наука в Испании. Наука 130(3382): 1044.
  • Комас Дж. 1960. Руководство по физической антропологии. Спрингфилд: издатель Charles C Thomas, Bannerstone House.
  • Комас Дж. 1960. Общие положения. В: Комас Дж. Руководство по физической антропологии. Спрингфилд: издатель Charles C Thomas, Bannerstone House.
  • Комас Дж. 1961. Межрасовые отношения в Латинской Америке: 1940–1960. Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Комас Дж. 1961. Опять «научный» расизм? Текущая антропология 2 (4): 303–340.
  • Комас Дж. 1965. Соматометрия индейцев трике из Оахаки, Мексика. Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Комас Дж. 1966. Расизм. В: Цели физической антропологии. В: Хаммонд П.Б., редактор. Физическая антропология и археология: Избранные материалы. Нью-Йорк: Компания Macmillan.
  • Комас Дж. 1966. Цели физической антропологии. В: Хаммонд П.Б., редактор. Физическая антропология и археология: Избранные материалы. Нью-Йорк: Компания Macmillan.
  • Эрнандес Мор Х. 1979. Хуан Комас, очерк жизни. Испанский журнал американской антропологии 9: 17–24.
  • Хеновес С., Леон-Портилья М., Соди Д. 1965. Презентация. В: Женовес С., Леон-Портилья М., Соди Д., редакторы. Дань памяти Хуану Комасу, Том 1. Мексика: Editorials Libros de México, SA
  • Гомес Искьерда Дж. 2000. Антирасистский дискурс антирасистского антрополога: Хуан Комас. Неуважение 4.
  • Клег М. 1993. Ненависть, предрассудки и расизм. Олбани: SUNY Press.
  • Медина Эрнандес А. 1980. Хуан Комас как историк науки. В: Институт антропологических исследований, редактор. Памяти: Лагеря Хуана Комаса (1900–1979). Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Медина Эрнандес А. 2004. Двадцать лет мексиканской антропологии. Конфигурация антропологии Юга. Мексиканские исследования / Мексиканские исследования 20 (2): 231–274.
  • Политис ГГ. 2003. Теоретический ландшафт и методологическое развитие археологии в Латинской Америке. Американская древность 68 (2): 245–272.
  • Рекс Д. 1980. Хуан Комас в Испании. В: Институт антропологических исследований, редактор. Памяти: Лагеря Хуана Комаса (1900–1979). Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Романо Пачеко А. 1980. Мастер. В: Институт антропологических исследований, редактор. Памяти: Лагеря Хуана Комаса (1900–1979). Мексика: Национальный автономный университет Мексики.
  • Ромеро Сальвадо FJ. 2005. Гражданская война в Испании: истоки, ход и результаты. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Спенсер Ф. 1986. Ecce Homo: Аннотированная библиографическая история физической антропологии. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
  • Винсент М. 2007. Испания 1833–2002: Люди и государство. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b45aacf32b42b6eaffc6363cf82c9062__1706836200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/62/b45aacf32b42b6eaffc6363cf82c9062.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Juan Comas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)