Ян Зумбах
Ян Зумбах | |
---|---|
![]() Ян Цумбах, ок. Октябрь 1940 г. | |
Рожденный | Урсынув , Конгресс Польши , Российская империя | 14 апреля 1915 г.
Умер | 3 января 1986 г. Франция | ( 70 лет
Верность | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Услуга/ | |
Лет службы | 1934–1967 |
Классифицировать | Командир звена |
Сервисный номер | 1382 |
Команды удержаны | 303-я эскадрилья (1942–1943) |
Битвы/войны | |
Награды |
Ян Евгениуш Людвиг Зумбах (14 апреля 1915, Урсынув , Конгресс Польши , Российская империя — 3 января 1986, Франция ) был поляком и швейцарцем. [1] летчик-истребитель, ставший асом и командиром эскадрильи во время Второй мировой войны . Во время Холодной войны он стал наемником в Африке и сыграл ключевую роль в формировании военно-воздушных сил отколовшихся государств Катанга и Биафра .
Ранние годы
[ редактировать ]Сын Евгениуша Зумбаха и Галины, урожденной Гожеховской, из семьи помещиков. [2] области родом из Плоцкой . Цумбах был зарегистрирован как гражданин Швейцарии (его дед по отцовской линии швейцарского происхождения поселился в Польше в конце XIX века). Он родился в Урсынове и вырос в Боброво . В 1935 году окончил среднюю школу маршала Станислава Малаховского в Плоцке . Он вступил в Войско Польское в 1935 году и служил пехотинцем до 1936 года, когда его перевели в ВВС Польши . После окончания в 1938 году Центра подготовки офицеров польских ВВС № 1 в Демблине его направили в 111-ю эскадру Мысливска . [3]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Зумбах не летал во время немецкого вторжения в Польшу из-за сломанной ноги в результате авиакатастрофы летом 1939 года. Он вернулся в свою часть только для того, чтобы быть эвакуированным во Францию через Румынию . Находясь во Франции, Зумбах летал на Morane 406 и Curtiss Hawk 75 с GCII/55. 10 июня он был одним из нескольких пилотов, сбитых Bf 109, но остался невредимым. 18 июня 1940 года он отправился в Англию на лодке и 2 августа был назначен одним из основателей недавно сформированной 303-й польской истребительной эскадрильи . [4]

В ходе Битвы за Британию Цумбах одержал восемь побед и одну вероятную, в основном над истребителями Мессершмитт Bf 109 . Зумбах был сбит JG 3 Bf 109 над Дувром 9 мая 1941 года, когда возвращался с задания, но ему снова удалось спастись невредимым.
Цумбах стал одним из первых пилотов союзников, вступивших в бой с немецким Focke-Wulf Fw 190 , который он повредил; в свою очередь, его самолет был поврежден «одиночным истребителем с радиальным двигателем» 13 октября 1941 года. В декабре 1941 года Зумбах был направлен в 58-й ОТУ, а в марте 1942 года вернулся в 303-ю эскадрилью в качестве командира звена. В мае он был назначен командиром эскадрильи и принял командование эскадрильей, и этот пост Зумбах занимал с 19 мая 1942 года по 30 ноября 1943 года. [5]

За этот период Зумбах летал на трех Supermarine Spitfire VB с серийными номерами BM144, EP594 и EN951. Все эти самолеты имели один и тот же код RF-D, где «RF» - код эскадрильи 303-й эскадрильи, а «D» - индивидуальный код самолета. Все три самолета имели изображение Дональда Дака на левом борту фюзеляжа, немного впереди кабины. Победный счет Цумбаха был отмечен немецкими крестами под кабиной по левому борту; подтвержденные убийства были обведены белым, вероятные убийства - красным, а поврежденные самолеты - без контура.
Передав командование 303-й эскадрильей командиру эскадрильи Беньковскому , Зумбах провел год на кадровых назначениях, в том числе в штабном колледже ВВС Польши. Он вернулся к летной службе в качестве командира 2-го польского авиаполка № 133. 25 сентября 1944 года он одержал свою последнюю победу в войне, вероятно, сбив JG 26 Fw 190 над Арнемом . [4]
30 января 1945 года Цумбах был переведен в штаб группы № 84. Во время полета на « Остере» , который использовался для посещения частей под командованием группы, он допустил навигационную ошибку, и у него закончилось топливо. Он совершил вынужденную посадку на вражеской территории и провел последний месяц войны в качестве военнопленного .
Итоговая победа Зумбаха составила 12 (и два общих) подтвержденных убийства, пять вероятных и одно повреждение. [6]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]
Цумбах был демобилизован в октябре 1946 года, но продолжал зарабатывать на жизнь полетами. По швейцарскому паспорту он перевозил контрабанду по Южной Европе и Ближнему Востоку . [7]
Он открыл ночной клуб в Париже под названием Club de l'Etoile . [8]
В январе 1962 года Зумбах получил контракт на организацию и командование Авикатом, военно-воздушными силами отколовшегося от конголезского государства Катанга , и командовал ими до декабря 1962 года. Он продолжал торговать подержанными самолетами, прежде чем снова стал наемником в 1967 году, организовав и командовал военно-воздушными силами Биафры на самолете B-26 Invader под псевдонимом Джон Браун . [9] Обосновавшись в Энугу , он стал известен среди местных жителей. [10] За это время он также участвовал в рейдах ВВС Биафры, в том числе убил начальника штаба нигерийской армии во время атаки на аэродром Маркуди, которым он руководил.
В 1975 году Зумбах опубликовал свою автобиографию , первоначально доступную на французском языке под названием « Мистер Браун: Приключения dans le ciel» , впоследствии она была опубликована на немецком, английском языках под названием « На крыльях войны: Моя жизнь как пилот-авантюрист». На крыльях войны: Моя жизнь как пилот-авантюрист » и на польском языке под названием « название Ostatnia walka: Moje zycie jako lotnika, przemytnika i poszukiwacza przygód. ( Финальная битва: Моя жизнь пилота, контрабандиста и авантюриста ).

Зумбах умер при невыясненных обстоятельствах 3 января 1986 года во Франции и был похоронен на Военном кладбище Повонзки в Варшаве , Польша. [11] Расследование его смерти было закрыто по распоряжению французских властей без публичного объяснения.
Украшения
[ редактировать ]Кресты Virtuti Militari — самые престижные военные награды Польши.
Виртути Милитари , Серебряный Крест [12]
Крест Доблести (Польша) — четыре раза.
Заслуженный летный крест (Великобритания) и адвокатура
В популярной культуре
[ редактировать ]Ян Зумбах сыграл Ивана Реона в фильме 2018 года « Ураган: 303-я эскадрилья» . [13]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вентер, Эл Дж. (2016). Война Биафры 1967-1970 годов: племенной конфликт в Нигерии, унесший жизни миллиона человек . Гелион и компания. ISBN 9781912174317 .
- ^ Зумбах, Январь. Последний бой . Варшава: Эхо, 2000. ISBN 978-83-87162-00-9
- ^ Дариуш Калиньский (23 мая 2019 г.). «Ян Цумбах. Самый противоречивый командир 303-й эскадрильи» . Curiosityotkihistoryczne.pl (на польском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Польский ас Битвы за Британию, родившийся 102 года назад» . пап.пл. 15 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Ноблок, Гленн (май 2004 г.). С великой жертвой и храбростью: карьера польского аса Вацлава Лапковского, 1939–41: иллюстрировано официальными боевыми отчетами британских ВВС . Мерриам Пресс. ISBN 9781576383308 .
- ^ Шорс и Уильямс 1984, с. 655.
- ^ «Герой, которого следует помнить – п/о Ян Зумбах, легендарный летчик-истребитель 303-й польской эскадрильи» . britishpoles.uk . 14 апреля 2021 г. Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Вторая мировая война: Месть Яна Зумбаха и польских летчиков во время битвы за Британию» . 9 июля 2020 г.
- ^ Майкл Робсон. «Дуглас A/B-26 Invader – Биафранские захватчики» . Вектарис.нет. Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Гаррисон, Ллойд (29 июля 1967 г.). «Повстанцы Восточной Нигерии выдержали первое испытание». Нью-Йорк Таймс . стр. А1, А3.
- ^ «35 лет со дня смерти Яна Цумбаха — командира легендарной 303-й эскадрильи» . nielezna.pl (на польском языке). 3 января 2021 г. . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «ПОЛЬСКИЙ ЛЕТЧИК-АС, КОТОРЫЙ ДЕРЖАЛСЯ В ГЕРМАНИИ» . rafbf.org . 14 августа 2020 г. Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Михал Саланьский (18 августа 2018 г.). « 303. «Битва за Британию» — режиссёр Дэвид Блэр — рецензия и рейтинг фильма . histmag.org (на польском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Матусяк, Войтек. Дональдс Зумбаха . Россограф. ISBN 83-916229-5-9 .
- Олсон, Линн и Стэнли Клауд. Вопрос чести: эскадрилья Костюшко во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2003. ISBN 978-0-375-41197-7 .
- Шорс, Кристофер и Клайв Уильямс. Эйс Хай. Лондон: Груб-стрит, 1994. ISBN 978-1-898697-00-8 .
- Зумбах, Ян. Финальная битва . Варшава: Эхо, 2000. ISBN 978-83-87162-00-9 .
- Зумбах, Жан (так в оригинале). На крыльях войны: Моя жизнь пилота-авантюриста . Лондон: Корги, 1977. ISBN 978-0-552-10521-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тадеуш Ежи Кшистек, Анна Кшистек: Польские ВВС в Великобритании в 1940-1947 годах, включая Женскую вспомогательную авиационную службу (PLSK-WAAF) . Сандомир: Стратус, 2012, стр. 644. ISBN 9788361421597
- Ежи Павляк: Выпускники школы «Орленок»: 1925-1939 гг . Варшава: Ретро-Арт, 2009, с. ISBN 8387992224
- Петр Сикора: Асы польской авиации . Варшава: Издательство «Алма-Пресс». 2014, стр. 182-187. ISBN 9788370205607
- Юзеф Зелинский: Асы польской авиации . Варшава: Авиаагентство «АЛЬТАИР», 1994, стр. 16-17. ISBN 83862172.
- Юзеф Зелинский: Польские летчики в битве за Британию . Варшава: Oficyna Wydawnicza MH, 2005, стр. 230–231. ISBN 8390662043
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1915 рождений
- 1986 смертей
- Военные из Варшавы
- Захоронения на Повонзском военном кладбище.
- Польские наемники
- Польские летающие асы времен Второй мировой войны
- Польские военнопленные
- Офицеры Королевских ВВС
- Контрабандисты
- Поляки швейцарского происхождения
- Несколько
- Кавалеры Серебряного креста Virtuti Militari.
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Кавалеры Креста Доблести (Польша)
- Персонал вооруженных сил Биафрана
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Пилоты польских Королевских ВВС времен Второй мировой войны.
- Люди из штата Катанга
- Люди Конго Кризис
- Польские эмигранты во Франции