Jump to content

Ян Зумбах

Ян Зумбах
Ян Цумбах, ок. Октябрь 1940 г.
Рожденный ( 1915-04-14 ) 14 апреля 1915 г.
Урсынув , Конгресс Польши , Российская империя
Умер 3 января 1986 г. ) ( 1986-01-03 ) ( 70 лет
Франция
Верность  Польша
 Франция
 Великобритания
Катанга
 Биафра
Услуга/ ветвь
Лет службы 1934–1967
Классифицировать Командир звена
Сервисный номер 1382
Команды удержаны 303-я эскадрилья (1942–1943)
Битвы/войны
Награды

Ян Евгениуш Людвиг Зумбах (14 апреля 1915, Урсынув , Конгресс Польши , Российская империя — 3 января 1986, Франция ) был поляком и швейцарцем. [1] летчик-истребитель, ставший асом и командиром эскадрильи во время Второй мировой войны . Во время Холодной войны он стал наемником в Африке и сыграл ключевую роль в формировании военно-воздушных сил отколовшихся государств Катанга и Биафра .

Ранние годы

[ редактировать ]

Сын Евгениуша Зумбаха и Галины, урожденной Гожеховской, из семьи помещиков. [2] области родом из Плоцкой . Цумбах был зарегистрирован как гражданин Швейцарии (его дед по отцовской линии швейцарского происхождения поселился в Польше в конце XIX века). Он родился в Урсынове и вырос в Боброво . В 1935 году окончил среднюю школу маршала Станислава Малаховского в Плоцке . Он вступил в Войско Польское в 1935 году и служил пехотинцем до 1936 года, когда его перевели в ВВС Польши . После окончания в 1938 году Центра подготовки офицеров польских ВВС № 1 в Демблине его направили в 111-ю эскадру Мысливска . [3]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Зумбах не летал во время немецкого вторжения в Польшу из-за сломанной ноги в результате авиакатастрофы летом 1939 года. Он вернулся в свою часть только для того, чтобы быть эвакуированным во Францию ​​через Румынию . Находясь во Франции, Зумбах летал на Morane 406 и Curtiss Hawk 75 с GCII/55. 10 июня он был одним из нескольких пилотов, сбитых Bf 109, но остался невредимым. 18 июня 1940 года он отправился в Англию на лодке и 2 августа был назначен одним из основателей недавно сформированной 303-й польской истребительной эскадрильи . [4]

Ян Цумбах (в центре) с четырьмя товарищами из 303-й эскадрильи рядом с одним из своих Hurricane Mark I.

В ходе Битвы за Британию Цумбах одержал восемь побед и одну вероятную, в основном над истребителями Мессершмитт Bf 109 . Зумбах был сбит JG 3 Bf 109 над Дувром 9 мая 1941 года, когда возвращался с задания, но ему снова удалось спастись невредимым.

Цумбах стал одним из первых пилотов союзников, вступивших в бой с немецким Focke-Wulf Fw 190 , который он повредил; в свою очередь, его самолет был поврежден «одиночным истребителем с радиальным двигателем» 13 октября 1941 года. В декабре 1941 года Зумбах был направлен в 58-й ОТУ, а в марте 1942 года вернулся в 303-ю эскадрилью в качестве командира звена. В мае он был назначен командиром эскадрильи и принял командование эскадрильей, и этот пост Зумбах занимал с 19 мая 1942 года по 30 ноября 1943 года. [5]

Мемориальный рейс Битвы за Британию Spitfire с маркировкой Зумбаха

За этот период Зумбах летал на трех Supermarine Spitfire VB с серийными номерами BM144, EP594 и EN951. Все эти самолеты имели один и тот же код RF-D, где «RF» - код эскадрильи 303-й эскадрильи, а «D» - индивидуальный код самолета. Все три самолета имели изображение Дональда Дака на левом борту фюзеляжа, немного впереди кабины. Победный счет Цумбаха был отмечен немецкими крестами под кабиной по левому борту; подтвержденные убийства были обведены белым, вероятные убийства - красным, а поврежденные самолеты - без контура.

Передав командование 303-й эскадрильей командиру эскадрильи Беньковскому , Зумбах провел год на кадровых назначениях, в том числе в штабном колледже ВВС Польши. Он вернулся к летной службе в качестве командира 2-го польского авиаполка № 133. 25 сентября 1944 года он одержал свою последнюю победу в войне, вероятно, сбив JG 26 Fw 190 над Арнемом . [4]

30 января 1945 года Цумбах был переведен в штаб группы № 84. Во время полета на « Остере» , который использовался для посещения частей под командованием группы, он допустил навигационную ошибку, и у него закончилось топливо. Он совершил вынужденную посадку на вражеской территории и провел последний месяц войны в качестве военнопленного .

Итоговая победа Зумбаха составила 12 (и два общих) подтвержденных убийства, пять вероятных и одно повреждение. [6]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
Раундель из ВВС Биафры, организованный и которым командовал Ян Зумбах под псевдонимом « Джон Браун ».

Цумбах был демобилизован в октябре 1946 года, но продолжал зарабатывать на жизнь полетами. По швейцарскому паспорту он перевозил контрабанду по Южной Европе и Ближнему Востоку . [7]

Он открыл ночной клуб в Париже под названием Club de l'Etoile . [8]

В январе 1962 года Зумбах получил контракт на организацию и командование Авикатом, военно-воздушными силами отколовшегося от конголезского государства Катанга , и командовал ими до декабря 1962 года. Он продолжал торговать подержанными самолетами, прежде чем снова стал наемником в 1967 году, организовав и командовал военно-воздушными силами Биафры на самолете B-26 Invader под псевдонимом Джон Браун . [9] Обосновавшись в Энугу , он стал известен среди местных жителей. [10] За это время он также участвовал в рейдах ВВС Биафры, в том числе убил начальника штаба нигерийской армии во время атаки на аэродром Маркуди, которым он руководил.

В 1975 году Зумбах опубликовал свою автобиографию , первоначально доступную на французском языке под названием « Мистер Браун: Приключения dans le ciel» , впоследствии она была опубликована на немецком, английском языках под названием « На крыльях войны: Моя жизнь как пилот-авантюрист». На крыльях войны: Моя жизнь как пилот-авантюрист » и на польском языке под названием « название Ostatnia walka: Moje zycie jako lotnika, przemytnika i poszukiwacza przygód. ( Финальная битва: Моя жизнь пилота, контрабандиста и авантюриста ).

Мемориальная доска Яну Зумбаху в деревне его детства Боброво.

Зумбах умер при невыясненных обстоятельствах 3 января 1986 года во Франции и был похоронен на Военном кладбище Повонзки в Варшаве , Польша. [11] Расследование его смерти было закрыто по распоряжению французских властей без публичного объяснения.

Украшения

[ редактировать ]

Кресты Virtuti Militari — самые престижные военные награды Польши.

Виртути Милитари , Серебряный Крест [12]
Крест Доблести (Польша) — четыре раза.
Заслуженный летный крест (Великобритания) и адвокатура

[ редактировать ]

Ян Зумбах сыграл Ивана Реона в фильме 2018 года « Ураган: 303-я эскадрилья» . [13]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вентер, Эл Дж. (2016). Война Биафры 1967-1970 годов: племенной конфликт в Нигерии, унесший жизни миллиона человек . Гелион и компания. ISBN  9781912174317 .
  2. ^ Зумбах, Январь. Последний бой . Варшава: Эхо, 2000. ISBN   978-83-87162-00-9
  3. ^ Дариуш Калиньский (23 мая 2019 г.). «Ян Цумбах. Самый противоречивый командир 303-й эскадрильи» . Curiosityotkihistoryczne.pl (на польском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Польский ас Битвы за Британию, родившийся 102 года назад» . пап.пл. ​15 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2024 г.
  5. ^ Ноблок, Гленн (май 2004 г.). С великой жертвой и храбростью: карьера польского аса Вацлава Лапковского, 1939–41: иллюстрировано официальными боевыми отчетами британских ВВС . Мерриам Пресс. ISBN  9781576383308 .
  6. ^ Шорс и Уильямс 1984, с. 655.
  7. ^ «Герой, которого следует помнить – п/о Ян Зумбах, легендарный летчик-истребитель 303-й польской эскадрильи» . britishpoles.uk . 14 апреля 2021 г. Проверено 23 марта 2024 г.
  8. ^ «Вторая мировая война: Месть Яна Зумбаха и польских летчиков во время битвы за Британию» . 9 июля 2020 г.
  9. ^ Майкл Робсон. «Дуглас A/B-26 Invader – Биафранские захватчики» . Вектарис.нет. Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 15 февраля 2013 г.
  10. ^ Гаррисон, Ллойд (29 июля 1967 г.). «Повстанцы Восточной Нигерии выдержали первое испытание». Нью-Йорк Таймс . стр. А1, А3.
  11. ^ «35 лет со дня смерти Яна Цумбаха — командира легендарной 303-й эскадрильи» . nielezna.pl (на польском языке). 3 января 2021 г. . Проверено 23 марта 2024 г.
  12. ^ «ПОЛЬСКИЙ ЛЕТЧИК-АС, КОТОРЫЙ ДЕРЖАЛСЯ В ГЕРМАНИИ» . rafbf.org . 14 августа 2020 г. Проверено 23 марта 2024 г.
  13. ^ Михал Саланьский (18 августа 2018 г.). « 303. «Битва за Британию» — режиссёр Дэвид Блэр — рецензия и рейтинг фильма . histmag.org (на польском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Матусяк, Войтек. Дональдс Зумбаха . Россограф. ISBN   83-916229-5-9 .
  • Олсон, Линн и Стэнли Клауд. Вопрос чести: эскадрилья Костюшко во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2003. ISBN   978-0-375-41197-7 .
  • Шорс, Кристофер и Клайв Уильямс. Эйс Хай. Лондон: Груб-стрит, 1994. ISBN   978-1-898697-00-8 .
  • Зумбах, Ян. Финальная битва . Варшава: Эхо, 2000. ISBN   978-83-87162-00-9 .
  • Зумбах, Жан (так в оригинале). На крыльях войны: Моя жизнь пилота-авантюриста . Лондон: Корги, 1977. ISBN   978-0-552-10521-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тадеуш Ежи Кшистек, Анна Кшистек: Польские ВВС в Великобритании в 1940-1947 годах, включая Женскую вспомогательную авиационную службу (PLSK-WAAF) . Сандомир: Стратус, 2012, стр. 644. ISBN   9788361421597
  • Ежи Павляк: Выпускники школы «Орленок»: 1925-1939 гг . Варшава: Ретро-Арт, 2009, с. ISBN   8387992224
  • Петр Сикора: Асы польской авиации . Варшава: Издательство «Алма-Пресс». 2014, стр. 182-187. ISBN   9788370205607
  • Юзеф Зелинский: Асы польской авиации . Варшава: Авиаагентство «АЛЬТАИР», 1994, стр. 16-17. ISBN 83862172.
  • Юзеф Зелинский: Польские летчики в битве за Британию . Варшава: Oficyna Wydawnicza MH, 2005, стр. 230–231. ISBN   8390662043
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4c48f177b812e73ec9b4d813141569c__1721372160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/9c/b4c48f177b812e73ec9b4d813141569c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Zumbach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)