Плике-а-жур



Plique-à-jour (по-французски «пропускать дневной свет») — это техника эмалирования стекловидного тела , при которой эмаль наносится ячейками, подобно перегородчатой эмали , но без подложки в конечном продукте, поэтому свет может проникать сквозь прозрачную или полупрозрачную эмаль. . По сути, это миниатюрная версия витража , и он считается очень сложным с технической точки зрения: большие временные затраты (до 4 месяцев на изделие) и высокий процент отказов. Техника аналогична перегородчатой технике , но используется временная подложка, которая после обжига растворяется кислотой или стирается. [ 1 ] Другой метод основан исключительно на поверхностном натяжении для небольших площадей. [ 2 ] В Японии эта техника известна как шотай-дзиппо (шотай шиппо) и встречается с 19 века. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Техника была разработана в Византийской империи в VI веке нашей эры. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые образцы византийской plique-à-jour сохранились на грузинских иконах . Техника plique-à-jour была принята Киевской Русью (сильным торговым партнером Константинополя ) наряду с другими техниками эмали. Несмотря на свою сложность, ажурная посуда (особенно чаши « ковш ») использовалась ее аристократией. Русские мастера значительно развили технику «плика»: помимо ячеек, вырезанных из драгоценного металла, они работали с ячейками из серебряной проволоки. К сожалению, техника плетения Киевской Руси была утрачена после сокрушительного монгольского нашествия в 13 веке. Некоторые сохранившиеся экземпляры выставлены в Историческом музее в Москве.
Западная Европа переняла византийскую технику plique-à-jour (ячейки, вырезанные из металла). Термин смальта клара («прозрачная эмаль»), вероятно, означающий plique-à-jour, появляется в 1295 году в инвентаре папы Бонифация VIII. [ 6 ] а сам французский термин появляется в инвентарях, начиная с 14 века. [ 7 ] Бенвенуто Челлини (1500–1571) дает полное описание этого процесса в своих «Трактатах Бенвенуто Челлини о ювелирном деле и скульптуре» 1568 года. Произведения, созданные до XIX века, чрезвычайно редки из-за их «чрезвычайной хрупкости… которая значительно возрастает с увеличением размера». их размер», а также сложность техники. Сохранившиеся предметы «представляют собой почти исключительно небольшие декоративные изделия». Выдающимися ранними примерами, которые сохранились до наших дней, являются «декоративные вставки в Кубок Мерода (Бургундский кубок) начала XV века в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, швейцарская эмалированная доска начала XVI века, изображающая семью Дева Мария в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [ 8 ] и восемь вершин над фасадом Короны Святого Стефана одиннадцатого века в Венгрии». [ 9 ] Техника была утеряна как в Западной, так и в Восточной Европе.
Эта техника была возрождена в движении возрождения ювелирных украшений в конце 19 века и стала особенно популярной в России и Скандинавии. Работы Павла Овчиникова , Ивана Хлебникова и некоторых мастеров, работавших на Фаберже, — настоящие шедевры «плика-а-жур». Русские мастера преимущественно работали со столовой посудой. Среди норвежских ювелиров были Дэвид Андерсен и Дж. Тоструп в Осло, [ 10 ] и Мартин Хаммер в Бергене. Художники в стиле модерн, такие как Рене Лалик , [ 11 ] Люсьен Гайяр [ 12 ] и другие французские и немецкие художники преимущественно использовали plique-à-jour в небольших украшениях, хотя в Музее Виктории и Альберта есть поднос 1901 года работы Эжена Фейятра (1870–1916). [ 13 ]
В настоящее время plique-à-jour используется нечасто, поскольку он технически сложен и главным образом из-за перерывов в передаче навыков от одного поколения ювелиров к другому. Однако некоторые роскошные дома производят ограниченное количество изделий в технике plique-à-jour, например, Tiffany в ювелирных изделиях и Bulushoff в ювелирных изделиях и посуде. Работы в технике шотай шиппо известны также в Китае и Иране. [ нужна ссылка ]
Техники
[ редактировать ]Существует четыре основных способа создания ажурной аппликации:
1. Филигрань plique-à-jour («русская plique-à-jour»): это процесс наращивания, при котором запланированный рисунок интерпретируется с помощью золотой или серебряной проволоки, которая обрабатывается над металлической формой (например, чашей). Провода скручены или гравированы, т.е. имеют дополнительные микрорисунки. Провода спаяны между собой. Эмали шлифуются и наносятся на каждую «ячейку», созданную металлической проволокой. Деталь обожжена в печи. Этот процесс нанесения и обжига эмали повторяется до полного заполнения всех ячеек. Обычно требуется до 15–20 повторов.
2. Pierced plique-à-jour («Западная plique-à-jour»): лист золота или серебра прокалывают и распиливают, вырезая желаемый рисунок. При этом остаются пустые пространства или «ячейки», которые можно заполнить эмалевыми порошками (матовым стеклом).
3. Сётай сиппо («Японская плёнка»): слой флюса (прозрачной эмали) обжигается на медной форме. Проволоки обжигаются во флюсе (аналогично перегородчатой эмали ), а полученные участки покрываются эмалью выбранного цвета. Когда все эмалирование закончено, медную основу вытравливают, оставляя полупрозрачную оболочку из ажурной ажурной ткани.
4. Перегородчатая эмаль на слюде : ячейки драгоценного металла покрыты фиксированной слюдой, которая удаляется абразивами после эмалирования.
Процесс изготовления перегородчатой ткани на слюде
[ редактировать ]Пример процесса
[ редактировать ]-
1. Слюда используется для предотвращения вытекания порошка эмали при нагревании. Он выдерживает высокие температуры, и эмаль к нему не прилипает.
-
2. Блоки слюды изготавливаются из тонких листов. Выберите тот, который больше той детали, на которую будет нанесена эмаль.
-
3. Из листа слюды вырезают форму предмета для нанесения перегородчатой эмали.
-
4. Также вырезается лист меди. Он должен быть достаточно большим, чтобы его можно было согнуть по бокам детали.
-
5. Деталь и лист слюды тщательно оборачивают медной фольгой. Важно, чтобы медные складки не касались деталей, которые будут эмалироваться.
-
6. Эмалевый порошок бывает разных цветов.
-
7. Эмалевый порошок предварительно необходимо промыть.
-
8. Чем чище цвет, тем чище эмаль.
-
9. Эмалевой порошок наносится влажным способом. Капиллярное действие помогает заполнить формы и уменьшить пространство между зернышками цвета. Это предотвращает образование пузырей при обжиге изделия.
-
10. Эмаль необходимо наносить послойно, так как при обжиге она разрушается. При этом следует следить, чтобы зерна не растеклись по краю.
-
11. Порошку эмали оставляем до полного высыхания. Если порошок еще влажный, на эмали образуются пузырьки. Они лопнут и разольют жидкую эмаль по изделию и внутри духовки.
-
12. Тем временем духовка предварительно разогревается (в данном случае до 825 °C).
-
13. После того, как духовка будет разогрета до нужной температуры и порошок эмали полностью высохнет, кусочки можно помещать внутрь.
-
14. Как только эмаль расплавится, обжиг прекращается. Поскольку это довольно быстрый процесс (при такой температуре около минуты или меньше), за обжигом следят через глазок, чтобы эмаль не перегрелась.
-
15. Кусочки нужно медленно остывать.
-
16. Когда деталь остынет, при необходимости можно нанести новый эмалевый порошок второй раз.
-
17. Затем медную фольгу и слюду удаляют.
-
18. Излишки эмали удаляются алюмооксидным насадным кругом.
-
19. Опасно вдыхать пыль, образующуюся при использовании дрели. Детали остаются влажными, чтобы пыль не разлеталась в воздух.
-
20. Затем поверхность детали выравнивается и заглаживается наждачной бумагой.
-
21. Затем детали очищают от шлифовальной пыли.
-
22. Мелкие недочеты теперь можно исправить. К влажному порошку добавляется трагакантовая камедь, чтобы сохранить его на месте до последнего обжига.
-
23. Последний обжиг придает эмали блеск. Здесь важно, чтобы эмаль не соприкасалась с опорой.
-
24. Последний обжиг также делает эмаль более прозрачной. Это самый сложный шаг, поскольку при разжижении эмаль выпадет.
-
25. Твари готовы к первому полету!
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, 38–40; Остоя, 78 лет; Plique à Jour - Вчерашняя техника сегодня. Архивировано 11 июля 2011 г. в Wayback Machine , Билл Хельвиг, июнь 1992 г., журнал Glass on Metal.
- ^ Искусство тонкой эмали , Карен Л. Коэн, с. 10
- ^ Японская чаша в музее Виктории и Альберта
- ^ Студия грузинского искусства Фокани [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Антиквариат Ланга
- ^ Лабарт, История промышленного искусства, III, Париж, 1865, с. 441
- ↑ Исследование эмалевой живописи в древности и средневековье , Жюль Лабарт, 1856 г.
- ^ Мемориальная доска в Метрополитене
- ^ Остоя, 78
- ^ Марит Гиннесс Ашан и Рика Смит МакНелли. «Эмаль». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. 28 июля 2010 г. Требуется подписка .
- ^ «Национальная художественная галерея» . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «Расческа в виде двух стрекоз, Люсьен Гайяр, ок. 1904 г.» . Рейксмузеум . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Поднос для колец Эжена Фейятра , Виктория и Альберта.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Мэриан. Введение в средневековые эмали , 1983, HMSO для Музея Виктории и Альберта, ISBN 0-11-290385-1
- Остоя, Вера К., «Позднесредневековая эмаль Plique-à-Jour», Бюллетень Метрополитен-музея , Новая серия, Vol. 4, № 3 (ноябрь 1945 г.), стр. 78–80, JSTOR.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Plique-à-jour, на Викискладе?