Jump to content

Плике-а-жур

Кубок Мерод , сохранившееся средневековое изделие в технике plique-à-jour, ок. 1400
Витражная эмаль с мелкими бриллиантами огранки «роза» в прожилках c. 1900 г.
Чаша с витражной эмалью на серебряной основе. Серебро вырезано в виде стилизованных волн с плавающими цветками хризантмов. Автор: Намикава Сосуке , эпоха Мэйдзи, ок. 1900 г.

Plique-à-jour (по-французски «пропускать дневной свет») — это техника эмалирования стекловидного тела , при которой эмаль наносится ячейками, подобно перегородчатой ​​эмали , но без подложки в конечном продукте, поэтому свет может проникать сквозь прозрачную или полупрозрачную эмаль. . По сути, это миниатюрная версия витража , и он считается очень сложным с технической точки зрения: большие временные затраты (до 4 месяцев на изделие) и высокий процент отказов. Техника аналогична перегородчатой ​​технике , но используется временная подложка, которая после обжига растворяется кислотой или стирается. [ 1 ] Другой метод основан исключительно на поверхностном натяжении для небольших площадей. [ 2 ] В Японии эта техника известна как шотай-дзиппо (шотай шиппо) и встречается с 19 века. [ 3 ]

Техника была разработана в Византийской империи в VI веке нашей эры. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые образцы византийской plique-à-jour сохранились на грузинских иконах . Техника plique-à-jour была принята Киевской Русью (сильным торговым партнером Константинополя ) наряду с другими техниками эмали. Несмотря на свою сложность, ажурная посуда (особенно чаши « ковш ») использовалась ее аристократией. Русские мастера значительно развили технику «плика»: помимо ячеек, вырезанных из драгоценного металла, они работали с ячейками из серебряной проволоки. К сожалению, техника плетения Киевской Руси была утрачена после сокрушительного монгольского нашествия в 13 веке. Некоторые сохранившиеся экземпляры выставлены в Историческом музее в Москве.

Западная Европа переняла византийскую технику plique-à-jour (ячейки, вырезанные из металла). Термин смальта клара («прозрачная эмаль»), вероятно, означающий plique-à-jour, появляется в 1295 году в инвентаре папы Бонифация VIII. [ 6 ] а сам французский термин появляется в инвентарях, начиная с 14 века. [ 7 ] Бенвенуто Челлини (1500–1571) дает полное описание этого процесса в своих «Трактатах Бенвенуто Челлини о ювелирном деле и скульптуре» 1568 года. Произведения, созданные до XIX века, чрезвычайно редки из-за их «чрезвычайной хрупкости… которая значительно возрастает с увеличением размера». их размер», а также сложность техники. Сохранившиеся предметы «представляют собой почти исключительно небольшие декоративные изделия». Выдающимися ранними примерами, которые сохранились до наших дней, являются «декоративные вставки в Кубок Мерода (Бургундский кубок) начала XV века в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, швейцарская эмалированная доска начала XVI века, изображающая семью Дева Мария в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [ 8 ] и восемь вершин над фасадом Короны Святого Стефана одиннадцатого века в Венгрии». [ 9 ] Техника была утеряна как в Западной, так и в Восточной Европе.

Эта техника была возрождена в движении возрождения ювелирных украшений в конце 19 века и стала особенно популярной в России и Скандинавии. Работы Павла Овчиникова , Ивана Хлебникова и некоторых мастеров, работавших на Фаберже, — настоящие шедевры «плика-а-жур». Русские мастера преимущественно работали со столовой посудой. Среди норвежских ювелиров были Дэвид Андерсен и Дж. Тоструп в Осло, [ 10 ] и Мартин Хаммер в Бергене. Художники в стиле модерн, такие как Рене Лалик , [ 11 ] Люсьен Гайяр [ 12 ] и другие французские и немецкие художники преимущественно использовали plique-à-jour в небольших украшениях, хотя в Музее Виктории и Альберта есть поднос 1901 года работы Эжена Фейятра (1870–1916). [ 13 ]

В настоящее время plique-à-jour используется нечасто, поскольку он технически сложен и главным образом из-за перерывов в передаче навыков от одного поколения ювелиров к другому. Однако некоторые роскошные дома производят ограниченное количество изделий в технике plique-à-jour, например, Tiffany в ювелирных изделиях и Bulushoff в ювелирных изделиях и посуде. Работы в технике шотай шиппо известны также в Китае и Иране. [ нужна ссылка ]

Существует четыре основных способа создания ажурной аппликации:

1. Филигрань plique-à-jour («русская plique-à-jour»): это процесс наращивания, при котором запланированный рисунок интерпретируется с помощью золотой или серебряной проволоки, которая обрабатывается над металлической формой (например, чашей). Провода скручены или гравированы, т.е. имеют дополнительные микрорисунки. Провода спаяны между собой. Эмали шлифуются и наносятся на каждую «ячейку», созданную металлической проволокой. Деталь обожжена в печи. Этот процесс нанесения и обжига эмали повторяется до полного заполнения всех ячеек. Обычно требуется до 15–20 повторов.

2. Pierced plique-à-jour («Западная plique-à-jour»): лист золота или серебра прокалывают и распиливают, вырезая желаемый рисунок. При этом остаются пустые пространства или «ячейки», которые можно заполнить эмалевыми порошками (матовым стеклом).

3. Сётай сиппо («Японская плёнка»): слой флюса (прозрачной эмали) обжигается на медной форме. Проволоки обжигаются во флюсе (аналогично перегородчатой ​​эмали ), а полученные участки покрываются эмалью выбранного цвета. Когда все эмалирование закончено, медную основу вытравливают, оставляя полупрозрачную оболочку из ажурной ажурной ткани.

4. Перегородчатая эмаль на слюде : ячейки драгоценного металла покрыты фиксированной слюдой, которая удаляется абразивами после эмалирования.

Процесс изготовления перегородчатой ​​ткани на слюде

[ редактировать ]

Пример процесса

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кэмпбелл, 38–40; Остоя, 78 лет; Plique à Jour - Вчерашняя техника сегодня. Архивировано 11 июля 2011 г. в Wayback Machine , Билл Хельвиг, июнь 1992 г., журнал Glass on Metal.
  2. ^ Искусство тонкой эмали , Карен Л. Коэн, с. 10
  3. ^ Японская чаша в музее Виктории и Альберта
  4. ^ Студия грузинского искусства Фокани [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Антиквариат Ланга
  6. ^ Лабарт, История промышленного искусства, III, Париж, 1865, с. 441
  7. Исследование эмалевой живописи в древности и средневековье , Жюль Лабарт, 1856 г.
  8. ^ Мемориальная доска в Метрополитене
  9. ^ Остоя, 78
  10. ^ Марит Гиннесс Ашан и Рика Смит МакНелли. «Эмаль». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. 28 июля 2010 г. Требуется подписка .
  11. ^ «Национальная художественная галерея» . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  12. ^ «Расческа в виде двух стрекоз, Люсьен Гайяр, ок. 1904 г.» . Рейксмузеум . Проверено 20 октября 2020 г.
  13. ^ Поднос для колец Эжена Фейятра , Виктория и Альберта.
  • Кэмпбелл, Мэриан. Введение в средневековые эмали , 1983, HMSO для Музея Виктории и Альберта, ISBN   0-11-290385-1
  • Остоя, Вера К., «Позднесредневековая эмаль Plique-à-Jour», Бюллетень Метрополитен-музея , Новая серия, Vol. 4, № 3 (ноябрь 1945 г.), стр. 78–80, JSTOR.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4fe6369459e00d48542f1581a5f7ae6__1703294760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/e6/b4fe6369459e00d48542f1581a5f7ae6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plique-à-jour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)