Хилари Кшиштофиак
Хилари Кшиштофиак | |
---|---|
![]() Хилари Кшиштофиак, Мюнхен, 1975 г. | |
Рожденный | Хилари Кшиштофиак 28 октября 1926 г. |
Умер | 30 сентября 1979 г. (53 года) |
Национальность | Польский |
Известный | Рисование |
Хилари Кшиштофьяк (родилась 28 октября 1926 года в Шопенице , ныне часть Катовице , умерла 30 сентября 1979 года в Фолс-Черч , штат Вирджиния, недалеко от Вашингтона) — польская художница, график и сценограф.
Юные годы и образование
[ редактировать ]
Хилари был сыном Яна Кшиштофиака и Марии, урожденной Хельвиг. Его мать была убита немцами в 1942 году в концентрационном лагере Освенцим во время немецкой оккупации Польши ( Вторая мировая война ). Во время войны работал на сталелитейном заводе Утеманна в Шопенице учеником плотника и студентом 3-х классов вечерней школы (Abendschule für Bildende Künste), которую окончил в 1943 году. После войны уехал в Варшаву, где в 1945-1946 годах поступил в художественный колледж. С января 1946 года работал массовкой в Польском театре (Teatr Polski) в первой послевоенной постановке « Юлиуша Словацкого » Лиллы Венеды . В том же году он поставил свои первые театральные декорации к постановке «История доктора Дулиттла» в Театре кукол в Варшаве.
В сентябре 1946 года его приняли в Государственное училище изящных искусств (позже Академия художеств), где он изучал блочное проектирование, архитектурную живопись, натуроведение, декоративную и настенную живопись, технологию живописи и концептуальный дизайн. Будучи студентом, работал в Академическом театре. В 1950-1951 годах Кшиштофиак начал сотрудничать с литературно-политическим журналом «По простоту» , где публиковал (среди прочих) статьи, написанные совместно с Лехом Эмфазием Стефанским («Новый путь изобразительного искусства», 1950, № 13), и «Беседы». реализма в изобразительном искусстве», 1950, № 3), подвергшийся критике позднее на съезде молодых активистов школ изящных искусств. Весной 1951 года он бросил учебу в Академии во время работы над дипломом (картина «Варынский перед жюри»).
Польша
[ редактировать ]
Покинув Академию, Кшиштофиак уехал в Шклярскую Порембу в горах Крконоше , где прожил четыре года, рисуя и работая на различных временных должностях, не связанных с искусством. В 1953 году он присоединился к другим артистам группы СТ-53. [ 1 ] Оно рассматривалось как символ бунта художника в послесталинскую эпоху, знак недавно организованного авангарда . Основной целью группы было самообразование на основе Владислава Стржеминского «Теории видения» . Первая публичная выставка Группы открылась 13 мая 1956 года в Силезском институте в Сталиногруде (ныне Катовице ) . руководил там В 1955 году Кшиштофиак вернулся в Варшаву и остановился на квартире на Тарчинской, 11 у Л. Е. Стефанского, который вместе с Мироном Бялошевским знаменитым Театром на Тарчинской. В июле–сентябре 1955 года принял участие в легендарной Национальной выставке молодых художников под лозунгом: «Против войны, против фашизма», организованной в здании Варшавского Арсенала . Кшиштофьяк предложил три работы, одна была принята: «Натюрморт», позже известный как «Челюсть». В конце 1955 года он начал работать графическим редактором в журнале «По просту» , где и проработал до закрытия журнала в 1957 году. 27 июля 1956 года в варшавском дискуссионном клубе «По просту» открылась первая индивидуальная выставка Кшиштофьяка. В 1957 году Кшиштофьяк разработал проект Страстной станции для церкви в г. Нова Хута , но это так и не было реализовано.
В конце 1958 года Кшиштофиак познакомился со своей будущей женой Кристиной Милотворской, журналисткой, а затем редактором Радио Свободная Европа . В начале 1960 года он стал графическим редактором выходящего два раза в неделю «Рух музыкального» и оформлял обложки журнала. Оформил декорации к трем одноактным спектаклям в постановке Кристины Мейснер в ее режиссерской мастерской; Премьера состоялась 21 июня 1961 года в театре Атенеум в Варшаве. Это были пьесы » Мишеля де Гельдероде , «Эскуриал « Гарольда Пинтера » Тупой официант и » Славомира Мрожека «На море . В сентябре 1963 года Кшиштофиак принял участие в Первом Международном кошалинском пленэре, впервые организованном в Польше. В 1964 работал в театрах Ополе и Белостока, оформляя декорации к спектаклям Л. Е. Стефанского и К. Мейсснера. В это время он написал серию из шестнадцати картин под названием «Белостокские тотемы». В августе 1965 года вместе с 39 художниками из Польши и из-за границы Кшиштофиак принял участие в Первой биеннале космических форм в Эльблонге. Металлические космические формы, созданные в ходе биеннале, разместились в городе.
За границей
[ редактировать ]
Кшиштофьяк впервые уехал за границу в Париж в 1966 году. Там он установил контакты с польскими эмигрантами, среди них художники и писатели, такие как Славомир Мрожек и его жена Мария Обремба (художница), Збигнев Герберт , Ян Лебенштейн, а также с Литературным институтом « Культура». Во время своего пребывания во Франции он выставлял свои работы в Париже в Galerie Desbrières и в Марселе в Galerie Jouvens. В мае 1968 года Кшиштофиак отправился в Нидерланды для подготовки выставки в Galerie De Graaf в Схидаме, где представил неизвестные картины, присланные из Польши его женой. Затем он переехал в Кельн , где в декабре к нему присоединилась его жена. В 1969 году Кшиштофьяк выставлял свои картины и работал сценографом; среди прочего он сделал декорации к пьесе Мрожека « Индюк » , премьера которой состоялась 10 мая 1969 года в театре Дюссельдорфа . Тем летом вместе с женой, нашедшей работу на Радио «Свободная Европа» , они переехали в Мюнхен . После первой радиопрограммы Кристины Милотворской власти Варшавы решили проникнуть в студию Хилари в Варшаве и ликвидировать ее. Все, включая все картины, за исключением трех работ, найденных много лет спустя, было уничтожено. Картины выбрасывали в мусорные баки, а работы на бумаге использовали при пожаре при ремонте крыш.
Весной 1971 года Кшиштофиак впервые поехал в США, где подал заявление на получение американского гражданства, которое ему было предоставлено в 1977 году. Он сменил имя на Кристофер Хилари. Его первая американская выставка состоялась годом позже в Саут-Ориндже , штат Нью-Джерси. С начала 1970-х годов художник продолжил свое творческое творчество в Германии и США. Он принимал участие во многих коллективных выставках и провел несколько индивидуальных. В 1976 году он был удостоен Нью-Йоркской премии Альфреда Юржиковского . Он внезапно умер в 1979 году в Фоллс-Черч недалеко от Вашингтона, когда ему было 53 года.
Признание
[ редактировать ]В Польской Народной Республике Хилари приговорили к несуществованию. Чтобы вернуть его личность в историю послевоенного польского искусства, Национальный музей в Варшаве организовал в марте 1997 года ретроспективную выставку в галерее Zachęta . Выставка также была представлена в Силезском музее в Катовице, в галерее Bunkier Sztuki в Кракове и в в Музее Силезских Пястов в Бжеге .
В начале 2009 года в Катовице площади на улице Генерала Галлера и улице Защитников Вестерплатте было присвоено имя Хилари Кшиштофиак. В октябре 2010 года Казимеж Куц обнаружил мемориальную доску на доме, где родился Кшиштофьяк.
Картины Кшиштофьяка находятся в музеях и частных коллекциях Европы и США.
Избранные выставки
[ редактировать ]Персональные выставки
- 1956: Варшава, дискуссионный салон «Просто».
- 1963, 1965: Варшава, Галерея «Крживе Коло».
- 1966: Париж, Галерея Дебререс.
- 1968: Шидам (Голландия), Галерея Симоны де Грааф.
- 1969: Дюссельдорф, Галерея Гекуба .
- 1972: Саут-Ориндж (Нью-Джерси, США), Студенческая художественная галерея Университета Сетон-Холл.
- 1978: Кембридж (США), Галерея BAAK.
- 1979: Вашингтон, Галерея Франца Бадера.
- 1982: Париж, Галерея Ламбер
- 1991: Варшава, Галерея Кордегарда
- 1995: Регенсбург (Германия), Лешенколь-Пале
- 1997: Варшава, Захента (ретроспектива)
Групповые выставки
- 1955: Варшава, «Против войны, против фашизма», Варшавский арсенал.
- 1956/1957: Варшава, Галерея «Крживе Коло» - выставка Группы St-53.
- 1959: Варшава, Галерея Zachęta, 3-я выставка современного искусства.
- 1961/1962: Варшава, Национальный музей – «Польское изобразительное искусство за пятнадцать лет Польской Народной Республики».
- 1967: Париж, Галерея Ламберт
- 1972: Мюнхен, Галерея Кристофа Дюрра
- 1978: Вашингтон, Галерея Франца Бадера – «Новые лица 1978».
- 1992: Варшава, Галерея Zachęta – «Круг Арсенала».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «FilmPolski.pl» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 30 декабря 2020 г.
Избранная библиография
[ редактировать ]- Хилари (Хилари Кшиштофиак 1926–1979). Живопись и графика , [монография], изд. Х. Котковска-Барея, Э. Завистовска, Варшава, 1997 г.
- А. Гродзицкий, «Театр в современной Польше» , Варшава, 1963 г.
- Большая энциклопедия польской живописи , предисловие Ю.К. Островского, изд. А. Гурска, Краков, 2011 г.
- Я. Чапский, Он плыл по морю , Культура 1980, № 1–2 (388–389).
- Х. Кшиштофиак, Неоконченная автобиография , Запись 1981, № 20.
- Б. Станиславчик, Просто никто , Gazeta Wyborcza, 9 октября 1991 г.
- Я. Зелински, Хилари: образ или весь мир , Одра, 1992, № 5.
Фильмы о Хилари
[ редактировать ]- Хилари Кшиштофиак , С. Кубяк (кинорежиссёр), Польское телевидение, 1993
- Неоконченный автопортрет , Ю. Дубовская (кинорежиссер), Польское телевидение, 1998 г.
- Hilary z budki Kanolda , S. Kubiak (film director), Polish Television 2001