Jump to content

Хилари Кшиштофиак

Хилари Кшиштофиак
Хилари Кшиштофиак, Мюнхен, 1975 г.
Рожденный
Хилари Кшиштофиак

28 октября 1926 г.
Умер 30 сентября 1979 г. (53 года)
Национальность Польский
Известный Рисование

Хилари Кшиштофьяк (родилась 28 октября 1926 года в Шопенице , ныне часть Катовице , умерла 30 сентября 1979 года в Фолс-Черч , штат Вирджиния, недалеко от Вашингтона) — польская художница, график и сценограф.

Юные годы и образование

[ редактировать ]
Мемориальная доска на месте рождения Хилари Кшиштофьяк на улице Весны Людов, Катовице.

Хилари был сыном Яна Кшиштофиака и Марии, урожденной Хельвиг. Его мать была убита немцами в 1942 году в концентрационном лагере Освенцим во время немецкой оккупации Польши ( Вторая мировая война ). Во время войны работал на сталелитейном заводе Утеманна в Шопенице учеником плотника и студентом 3-х классов вечерней школы (Abendschule für Bildende Künste), которую окончил в 1943 году. После войны уехал в Варшаву, где в 1945-1946 годах поступил в художественный колледж. С января 1946 года работал массовкой в ​​Польском театре (Teatr Polski) в первой послевоенной постановке « Юлиуша Словацкого » Лиллы Венеды . В том же году он поставил свои первые театральные декорации к постановке «История доктора Дулиттла» в Театре кукол в Варшаве.

В сентябре 1946 года его приняли в Государственное училище изящных искусств (позже Академия художеств), где он изучал блочное проектирование, архитектурную живопись, натуроведение, декоративную и настенную живопись, технологию живописи и концептуальный дизайн. Будучи студентом, работал в Академическом театре. В 1950-1951 годах Кшиштофиак начал сотрудничать с литературно-политическим журналом «По простоту» , где публиковал (среди прочих) статьи, написанные совместно с Лехом Эмфазием Стефанским («Новый путь изобразительного искусства», 1950, № 13), и «Беседы». реализма в изобразительном искусстве», 1950, № 3), подвергшийся критике позднее на съезде молодых активистов школ изящных искусств. Весной 1951 года он бросил учебу в Академии во время работы над дипломом (картина «Варынский перед жюри»).

Персональная выставка в мастерской Кшиштофьяка на улице Смольной, апрель 1960 ( С. Мрожек , М. Обремба-Мрожек, К. Бжехва).

Покинув Академию, Кшиштофиак уехал в Шклярскую Порембу в горах Крконоше , где прожил четыре года, рисуя и работая на различных временных должностях, не связанных с искусством. В 1953 году он присоединился к другим артистам группы СТ-53. [ 1 ] Оно рассматривалось как символ бунта художника в послесталинскую эпоху, знак недавно организованного авангарда . Основной целью группы было самообразование на основе Владислава Стржеминского «Теории видения» . Первая публичная выставка Группы открылась 13 мая 1956 года в Силезском институте в Сталиногруде (ныне Катовице ) . руководил там В 1955 году Кшиштофиак вернулся в Варшаву и остановился на квартире на Тарчинской, 11 у Л. Е. Стефанского, который вместе с Мироном Бялошевским знаменитым Театром на Тарчинской. В июле–сентябре 1955 года принял участие в легендарной Национальной выставке молодых художников под лозунгом: «Против войны, против фашизма», организованной в здании Варшавского Арсенала . Кшиштофьяк предложил три работы, одна была принята: «Натюрморт», позже известный как «Челюсть». В конце 1955 года он начал работать графическим редактором в журнале «По просту» , где и проработал до закрытия журнала в 1957 году. 27 июля 1956 года в варшавском дискуссионном клубе «По просту» открылась первая индивидуальная выставка Кшиштофьяка. В 1957 году Кшиштофьяк разработал проект Страстной станции для церкви в г. Нова Хута , но это так и не было реализовано.

В конце 1958 года Кшиштофиак познакомился со своей будущей женой Кристиной Милотворской, журналисткой, а затем редактором Радио Свободная Европа . В начале 1960 года он стал графическим редактором выходящего два раза в неделю «Рух музыкального» и оформлял обложки журнала. Оформил декорации к трем одноактным спектаклям в постановке Кристины Мейснер в ее режиссерской мастерской; Премьера состоялась 21 июня 1961 года в театре Атенеум в Варшаве. Это были пьесы » Мишеля де Гельдероде , «Эскуриал « Гарольда Пинтера » Тупой официант и » Славомира Мрожека «На море . В сентябре 1963 года Кшиштофиак принял участие в Первом Международном кошалинском пленэре, впервые организованном в Польше. В 1964 работал в театрах Ополе и Белостока, оформляя декорации к спектаклям Л. Е. Стефанского и К. Мейсснера. В это время он написал серию из шестнадцати картин под названием «Белостокские тотемы». В августе 1965 года вместе с 39 художниками из Польши и из-за границы Кшиштофиак принял участие в Первой биеннале космических форм в Эльблонге. Металлические космические формы, созданные в ходе биеннале, разместились в городе.

За границей

[ редактировать ]
Хилари с женой Кристиной Милотворской в ​​Париже, октябрь 1967 года.

Кшиштофьяк впервые уехал за границу в Париж в 1966 году. Там он установил контакты с польскими эмигрантами, среди них художники и писатели, такие как Славомир Мрожек и его жена Мария Обремба (художница), Збигнев Герберт , Ян Лебенштейн, а также с Литературным институтом « Культура». Во время своего пребывания во Франции он выставлял свои работы в Париже в Galerie Desbrières и в Марселе в Galerie Jouvens. В мае 1968 года Кшиштофиак отправился в Нидерланды для подготовки выставки в Galerie De Graaf в Схидаме, где представил неизвестные картины, присланные из Польши его женой. Затем он переехал в Кельн , где в декабре к нему присоединилась его жена. В 1969 году Кшиштофьяк выставлял свои картины и работал сценографом; среди прочего он сделал декорации к пьесе Мрожека « Индюк » , премьера которой состоялась 10 мая 1969 года в театре Дюссельдорфа . Тем летом вместе с женой, нашедшей работу на Радио «Свободная Европа» , они переехали в Мюнхен . После первой радиопрограммы Кристины Милотворской власти Варшавы решили проникнуть в студию Хилари в Варшаве и ликвидировать ее. Все, включая все картины, за исключением трех работ, найденных много лет спустя, было уничтожено. Картины выбрасывали в мусорные баки, а работы на бумаге использовали при пожаре при ремонте крыш.

Весной 1971 года Кшиштофиак впервые поехал в США, где подал заявление на получение американского гражданства, которое ему было предоставлено в 1977 году. Он сменил имя на Кристофер Хилари. Его первая американская выставка состоялась годом позже в Саут-Ориндже , штат Нью-Джерси. С начала 1970-х годов художник продолжил свое творческое творчество в Германии и США. Он принимал участие во многих коллективных выставках и провел несколько индивидуальных. В 1976 году он был удостоен Нью-Йоркской премии Альфреда Юржиковского . Он внезапно умер в 1979 году в Фоллс-Черч недалеко от Вашингтона, когда ему было 53 года.

Признание

[ редактировать ]
Катовице , Площадь Хилари Кшиштофиак

В Польской Народной Республике Хилари приговорили к несуществованию. Чтобы вернуть его личность в историю послевоенного польского искусства, Национальный музей в Варшаве организовал в марте 1997 года ретроспективную выставку в галерее Zachęta . Выставка также была представлена ​​в Силезском музее в Катовице, в галерее Bunkier Sztuki в Кракове и в в Музее Силезских Пястов в Бжеге .

В начале 2009 года в Катовице площади на улице Генерала Галлера и улице Защитников Вестерплатте было присвоено имя Хилари Кшиштофиак. В октябре 2010 года Казимеж Куц обнаружил мемориальную доску на доме, где родился Кшиштофьяк.

Картины Кшиштофьяка находятся в музеях и частных коллекциях Европы и США.

Избранные выставки

[ редактировать ]

Персональные выставки

  • 1956: Варшава, дискуссионный салон «Просто».
  • 1963, 1965: Варшава, Галерея «Крживе Коло».
  • 1966: Париж, Галерея Дебререс.
  • 1968: Шидам (Голландия), Галерея Симоны де Грааф.
  • 1969: Дюссельдорф, Галерея Гекуба .
  • 1972: Саут-Ориндж (Нью-Джерси, США), Студенческая художественная галерея Университета Сетон-Холл.
  • 1978: Кембридж (США), Галерея BAAK.
  • 1979: Вашингтон, Галерея Франца Бадера.
  • 1982: Париж, Галерея Ламбер
  • 1991: Варшава, Галерея Кордегарда
  • 1995: Регенсбург (Германия), Лешенколь-Пале
  • 1997: Варшава, Захента (ретроспектива)

Групповые выставки

  • 1955: Варшава, «Против войны, против фашизма», Варшавский арсенал.
  • 1956/1957: Варшава, Галерея «Крживе Коло» - выставка Группы St-53.
  • 1959: Варшава, Галерея Zachęta, 3-я выставка современного искусства.
  • 1961/1962: Варшава, Национальный музей – «Польское изобразительное искусство за пятнадцать лет Польской Народной Республики».
  • 1967: Париж, Галерея Ламберт
  • 1972: Мюнхен, Галерея Кристофа Дюрра
  • 1978: Вашингтон, Галерея Франца Бадера – «Новые лица 1978».
  • 1992: Варшава, Галерея Zachęta – «Круг Арсенала».
  1. ^ «FilmPolski.pl» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 30 декабря 2020 г.

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Хилари (Хилари Кшиштофиак 1926–1979). Живопись и графика , [монография], изд. Х. Котковска-Барея, Э. Завистовска, Варшава, 1997 г.
  • А. Гродзицкий, «Театр в современной Польше» , Варшава, 1963 г.
  • Большая энциклопедия польской живописи , предисловие Ю.К. Островского, изд. А. Гурска, Краков, 2011 г.
  • Я. Чапский, Он плыл по морю , Культура 1980, № 1–2 (388–389).
  • Х. Кшиштофиак, Неоконченная автобиография , Запись 1981, № 20.
  • Б. Станиславчик, Просто никто , Gazeta Wyborcza, 9 октября 1991 г.
  • Я. Зелински, Хилари: образ или весь мир , Одра, 1992, № 5.

Фильмы о Хилари

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b43a255101514082ac27389ce7cdc0fa__1675895040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/fa/b43a255101514082ac27389ce7cdc0fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hilary Krzysztofiak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)