Jump to content

Юлиус Хатри

Юлиус Хатри, конструктор первого в мире ракетоплана Opel RAK.1

Юлиус Хатри 7 ноября 2000) — немецкий авиаконструктор (30 декабря 1906 — и строитель. Его помнят за его вклад в разработку планеров в начале двадцатого века и за создание первого в мире специального ракетного самолета Opel RAK.1 . [ 1 ]

Хатри родился в Мангейме в семье Катарины и Юлиуса Хатри-старшего, успешного предпринимателя в сфере недвижимости из Мангейма. Юлиус Хатри-младший рано проявил интерес к авиации, присоединившись к аэроклубу Мангейма в 1922 году. Вместе с клубом он стал частым гостем ежегодных соревнований по планеризму , проводимых в Вассеркуппе в 1920-х годах. Между 1927 и 1928 годами он участвовал в постройке Какаду ( на тот момент самого большого планера из когда-либо построенных) вместе с мюнхенской группой Akaflieg (студенческие летные полеты). Рекомендации Александра Липпиша и Оскара Урсинуса помогли ему получить свой первый контракт на проектирование мотопланера, который так и не поднялся в воздух из-за проблем с силовой установкой. Его связь с Липпишем также позволила ему участвовать в экспериментах по ракетной технике в 1928 году, проведенных для Фрица фон Опеля в рамках Opel RAK , первой в мире ракетной программы. Это привело к тому, что фон Опель поручил ему построить ракетный самолет для публичной демонстрации в следующем году.

Хатри и первая в мире ракетная программа Opel RAK

[ редактировать ]
Реплика Opel RAK.1.
Прототип жидкотопливного ракетного самолета RAK на основе конструкции Гебрюдера-Мюллера-Гриссхайма (GMG) находится в стадии строительства, Фриц фон Опель сидит в кабине пилота.
Первый в мире публичный полет ракетоплана 30 сентября 1929 года: Opel RAK.1, пилотируемый Фрицем фон Опелем.

Еще в 1922 году Юлиус Хатри по прозвищу «Усс» стал членом Мангеймского авиационного клуба и благодаря этому познакомился с первыми соревнованиями Рена. В 1927 году он получил аттестат зрелости и сдал экзамен на категорию C пилота-планериста. Его свидетельство под номером 409 стало первым в немецкой земле Баден . Он начал изучать инженерное дело в Мюнхенском техническом университете и работал летным инструктором в Росситтене (Восточная Пруссия), где также впервые сконструировал крупные модели самолетов. В 1927/28 году под руководством Августа Куппера Хатри принял активное участие в строительстве Mü 3 «Какаду», крупнейшего планера того времени. В 1928 году Хатри сам впервые принял участие в соревнованиях Рена на двухместном автомобиле «Мангейм». Он познакомился с Александром Липпишем и Оскаром Урсинусом на авиационной сцене, и поэтому ему было поручено спроектировать камеру для мотопланера. Однако двигатель не прошел испытания на одобрение типа. Затем он разработал «Водяную Крысу», водный планер с фюзеляжем, похожим на лодку, и приподнятым хвостовым оперением, за который он был награжден 1200 рейхсмарок на технических соревнованиях в «Preisfliegen Rossitten 1928/1929». Тем временем Липпиш провел первые испытания модели ракеты в 1928 году по поручению Фрица фон Опеля с Opel RAK Программа Фридриха Зандера использованием ракет . Хатри математически оценивал кривые полета в течение нескольких месяцев и смог доказать физическую взаимосвязь между осью тяги, центром тяжести и кривыми полета. Неудовлетворительные результаты первых экспериментов побудили Хэтри сначала проанализировать проблему теоретически и изучить поведение самолета в полете. Ракетный самолет поближе. В то время как пионеры космических полетов, такие как Оберт и Годдард, создавали свои основные расчеты для полетов ракет за пределами гравитационного поля Земли, Хатри впервые составил основные уравнения самолетов с ракетной тягой в пределах гравитационного диапазона. Это было новаторское достижение Хатри в области авиационной науки. Его летно-механические расчеты обеспечили требования к документации на построенную им модель ракетного самолета. Эксперименты с этой моделью подтвердили расчеты Хэтри. Это опровергло ошибочный вывод Липпиша о причинах нестабильного полета в его ранних экспериментах с Opel RAK, когда Стамер был пилотом-испытателем самолета. Липпиш Энте ». Липпишу это показалось настолько неудобным, что он попросил Хатри не публиковать его расчеты. Из уважения Хатри последовал просьбе Липпиша не публиковать эту фундаментальную теоретическую работу в специализированном журнале. Как научное издание она осталась известна только для узкого круга специалистов, и только в 1983 году Хатри опубликовал свои уравнения, когда они уже стали предметом исторических исследований.

После этой предварительной работы Липпиш предложил построить новый специализированный пилотируемый ракетный самолет. Хатри начал строительство в июне 1929 года. Хотя первоначально он работал самостоятельно, позже он также вошел в команду Opel RAK, промышленник Фриц фон Опель предоставил финансовые средства для строительства RAK.1 в рамках программы OPEL RAK.

Хатри был в восторге от перспектив полета ракет. Сразу же, в апреле 1929 года, он арендовал мастерскую в Герсфельде (Рён) и начал сам проектировать и строить свою машину. Он работал одержимо, столкнувшись с конкуренцией со стороны всей авиационной промышленности. Это был не переделанный планер (как « Липпиш Энте »), а особая конструкция и конструкция, соответствовавшая тогдашним строительным нормам для силовых самолетов, которые были гораздо строже, чем для планеров. Самолет предназначался исключительно для движения с помощью твердотопливных ракет и для запуска с помощью твердотопливной катапульты, что делало его первым ракетным самолетом в мире. Именно в это время Фриц фон Опель узнал о работе Хатри. Фриц фон Опель, сын Вильгельма фон Опеля, был совладельцем автомобильной компании и возглавлял отдел передового проектирования и испытаний автомобилей, а также отвечал за связи с общественностью компании Opel. Фон Опель уже был известен как весьма успешный спортсмен во всех видах автоспорта. В рамках Opel RAK он и Макс Валье, основываясь на своих успешных наземных транспортных средствах с ракетными двигателями, хотели построить ракетный самолет, что привело к экспериментам Стамера и Липпиша с Opel RAK в Вассеркуппе . Фон Опель сам пилотировал захватывающий рекорд скорости RAK2 на гоночной трассе AVUS в Берлине перед огромной толпой и мировыми средствами массовой информации в 1928 году. Автомобиль RAK2, как и его предшественник, ракетный автомобиль RAK1, был построен в Рюссельсхайме на территории компании, оснащен ракетами Фридриха Зандера (1885-1938).

При посредничестве Сандера и Липпиша Opel удалось добиться контракта о сотрудничестве с Hatry: в контракте было указано, что Hatry совершит испытательный полет, а фон Опель - первый публичный полет. [ 1 ] На момент подписания самолет еще находился в стадии строительства, передача его ожидалась в конце июля 1929 года. Планировалось, что после первого публичного полета Opel на этом самолете Хатри в 42 года будет выполнять полеты на ракетном самолете в качестве пилота. места, с которыми он уже заключил соответствующие договоры. За это Хатри должен был получать не менее 1000 рейхсмарок в месяц и дополнительно 500 рейхсмарок за каждый полет.

В соответствии с контрактом готовый самолет был доставлен во Франкфурт в начале сентября. В целях сохранения секретности испытания самолета, оснащенного ракетами Зандера, были начаты на лугу возле охотничьего хозяйства «Мёнхбрух» под Франкфуртом.

После первого успешного испытательного полета фон Опеля в начале сентября на «Ягдгут Мёнхбрух» с использованием процедуры запуска с помощью лебедки, 17 сентября 1929 года прототип и последняя пусковая катапульта были готовы, и Хатри смог пролететь около 500 метров на высотой 20 метров со скоростью 100 км/ч, приводился в движение тремя твердотопливными ракетами, имевшими тягу 350 килофунтов и время горения четыре секунды. [ 2 ] Затем фон Опель пригласил прессу на публичную презентацию во Франкфурте-Ребштоке 30 сентября, во время которой он сам управлял RAK.1. В этом полете фон Опель смог преодолеть около трех километров за 80 секунд. Даже после этого Хатри продолжал работать над созданием новых типов, но в конечном итоге был отстранен нацистским правительством и военными.

Однако дальше проекта RAK.2 не пошел.

Программа Opel RAK была прекращена из-за Великой депрессии. Фон Опель уехал из Германии до 1930 года в США, после войны во Францию ​​и Швейцарию. Сестра Фрица Элинор фон Опель была вынуждена драматическим образом бежать из Германии, преследуемая войсками СС, вместе со своими двумя сыновьями (младшим был Гюнтер Сакс фон Опель) в Швейцарию в 1935 году из-за ожесточенной битвы за развод и общественного неприятия. друзьям нацистского руководства ее бывшего мужа. Макс Валье , член руководства Opel RAK, после распада Opel RAK попал в аварию со смертельным исходом во время испытаний жидкотопливных ракетных двигателей в 1930 году. Фридрих Зандер занимался немецкими военными проектами под руководством генерала Вальтера Дорнбергера, но был заключен в тюрьму за измену нацистам. и вынужден продать свой бизнес. Сандер умер в заключении в 1938 году.

Сотрудничество фон Опеля и Хатри с самого начала было союзом по расчету, а не «браком по любви». Между ними разгорелось ожесточенное соперничество за то, кому принадлежит большая доля в строительстве самолета: конструктору-технологу или финансисту и руководителю программы. Из-за повреждения RAK.1 при приземлении, а также из-за Великой депрессии 42 демонстрационных полета, пилотируемых Хатри, были отменены. Спор мог быть урегулирован только в 1934 и 1935 годах путем выплаты Opel двух траншей в размере 10 000 рейхсмарок. Тем не менее, Хатри на всю жизнь получил травму из-за несправедливости, несбывшихся надежд и очень долгого сокрытия своих реальных достижений.

Хатри вернулся, посвятив себя изучению различных проблем аэродинамики, газодинамики, термодинамики, баллистики и других, возникающих при проектировании самолетов с ракетными двигателями. С апреля 1930 года по весну 1933 года Хатри зарабатывал на жизнь в качестве эксперта по строительству 2-го класса Немецкой авиационной ассоциации: он проводил строительные испытания планеров на ответственном за него участке в Северном Бадене/Пфальце.

Период Третьего Рейха

[ редактировать ]

После «Machtübernahme» или «захвата власти» нацистской партией в 1933 году у Хатри возникли все большие трудности, поскольку у него был дедушка-еврей: [ 3 ] Хатри пришлось оставить работу инспектора строительства. По его словам, он был «выгнан из Бадиш-Пфальцского авиационного объединения в Мангейме тогдашним флигерштурмфюрером СС…». Поэтому Хатри вернулся в Берлин, где надеялся на поддержку Эрнста Удета , ныне работающего в министерстве авиации. Он все еще верил, что может быть полезен как инженер-ракетчик. Эта территория находилась не под властью Удета, а под властью Вальтера Дорнбергера (1895–1980) в Heereswaffenamt . Дорнбергер проявил большой интерес и заказал Хатри всестороннюю проработку всех мыслимых возможных вариантов использования ракет, в том числе в качестве оружия. Последовал год интенсивных исследований, включая, среди прочего, обработку экспериментов «AG for Industrial Gas Utilization Heylandt» с жидкотопливными ракетами, которые стали доступны ему благодаря помощи профессора Вильгельма Хоффа (1883–1945). ), руководитель Авиационного научно-исследовательского института. Именно так Хатри написал свой доклад, который «принимал объем и содержание докторской диссертации». Когда он передал свою работу Дорнбергеру, у него попросили личные документы. «Я больше никогда не слышал ничего из армейского управления!». Позже Хатри заподозрил, что эта работа использовалась в Пенемюнде . В результате его инженерная деятельность внезапно оборвалась, а Хатри лишился больших возможностей для дальнейшего развития в своей области. Сам Хатри позднее, в преклонном возрасте, не без горечи писал: «Таким образом, с одной стороны, я был избавлен от типичной исследовательской участи, согласно которой бесцельный поиск расширения человеческих знаний и возможностей направляется посредством временных событий в направлении, которое было Однако работа, которая началась многообещающе в очень молодом возрасте, определенно не могла найти своего венца».

Жизнь после завершения карьеры конструктора ракетопланов

[ редактировать ]

В 1935 году Хатри женился на актрисе Аннемари Шрадиек. В том же году ему пришлось прекратить свои исследования по наущению национал-социалистов, поскольку у него был дедушка-еврей. Итак, теперь он полностью обратился к кино. Арнольд Фанк уже нанял его в 1925 году. Сначала как актера, потому что он был очень хорошим лыжником, затем как оператора. В 20-е годы Хатри снимал фильмы с Ханнесом Шнайдером, Луисом Тренкером , Лени Рифеншталь и Эрнстом Удетом . Удет также заступался за него во времена нацизма. В качестве сценариста и помощника режиссера он снимал развлекательные фильмы для компании Tobis в Берлине, в создании которых, среди прочих, участвовали Тео Линген, Лени Маренбах и Рудольф Прак. С 1943 по 45 год он был менеджером по производству и директором кинокомпании «Марс», снимал учебные фильмы для ВВС. Кроме того, во время своей второй карьеры в кинобизнесе Хатри столкнулся со многими неудачами и дискриминацией из-за своего еврейского происхождения, особенно после смерти Удета, который пытался защитить и защитить Хатри. «Работа приносила большое удовлетворение и получила широкое признание. Но: после смерти Удета увольнение без предварительного уведомления 31 декабря 1941 года», - отметил Хатри. Тем не менее, он смог подписать временный контракт с «Tobis Filmkunst GmbH»: он был помощником режиссера по фильмам. «Большое число» и «Хозяйка белой лошади» , [ 4 ] и сорежиссёр фильма «Великая ночь» .

В феврале 1945 года Хатри пережил печально известные воздушные налеты на город Дрезден, которые он позже подробно описал. Несмотря на весь ужас описанных им событий, Хатри завершил свое описание, назвав Гитлера и нацистскую Германию первопричиной катастрофы. [ 5 ] После окончания войны Хатри смог вернуться к семье в Гамбург.

Даже после мировой войны Юлиус Хатри оставался универсальным. Он снимал документальные фильмы. По заказу Альфреда Дёблина он поставил драму «Оберст и дер Дихтер» и выступил в качестве режиссера в Баден-Баденском театре. Он переводил писателей Ануя, Бриди и Веркора. Он дублировал французские фильмы и даже представлял Германию со своим собственным фильмом «Reitanleitung für eine Geliebte» на Венецианской биеннале 1950 года.

После смерти отца в 1950 году и банкротства его кинобизнеса в 1953 году мать Хэтри наконец убедила его взять на себя управление бизнесом отца по недвижимости. В 1952 году Хатри и его семья навсегда покинули Гамбург, чтобы продолжить управление и расширение компании «Юлиус Хатри» в Мангейме. И здесь Хатри работал с полной отдачей. Он принимал особенно активное участие в реконструкции самой важной торговой улицы Мангейма (Планкен) и ее пассажей. Он работал не только предпринимателем, но и архитектором. Своими идеями он внес свой вклад в строительство нескольких жилых домов на квадратах O7 и P7, особенно дома P7, 1 для своей компании, а также Викториахауса, OVA- и Курпфальцпассажа. Хатри также работал дизайнером интерьеров, особенно в офисах и помещениях для врачей. [ 3 ]

По всей стране Hatry приобрела подходящие торговые точки для крупных сетевых магазинов, таких как «Quelle», «Tengelmann» и других по всей Германии. Хатри стал членом ассоциации «Ring Deutscher Makler» и пользовался высокой репутацией среди специалистов. Он руководил своей компанией до 1991 года.

В 1982 году Хатри вернулся в авиацию, присоединившись к Немецкому аэрокосмическому обществу (DGLR), несмотря на то, что ему было около 75 лет. В 1985 году он занял должность координатора серии кратких биографий «Пионеры», а год спустя принял участие в восстановлении окружной группы Северный Баден-Пфальц, которую возглавлял до своей смерти. Хатри умер от сердечной недостаточности в больнице Мангейма.

DGLR присвоил Хатри статус «члена-корреспондента» (почетного члена) на Немецком аэрокосмическом конгрессе 1992 года «в знак признания его новаторских разработок и экспериментов в области ракетных двигателей для самолетов».

Хатри был награжден Почетной медалью Циолковского в Калуге, Россия. Город Мангейм назвал в его честь улицу в квартале Глюкштайн и 22 ноября 2016 года принял решение о почетном статусе его могилы на главном кладбище. Реплику RAK.1 можно увидеть в Технозеуме в Мангейме, строительством которого руководил сам Хатри.

  1. ^ Перейти обратно: а б "Das RAK-Protokoll", 25-минутный документальный фильм о программе Opel RAK, вкл. Интервью Хэтри https://opel-tv-footage.com/v/The%20RAK%20Protocoll?p=4&c=86&l=1
  2. ^ Некролог Хатри от DGLR http://www.dglr.de/news/mitteilungen/dglr_2001-1.pdf#page=11
  3. ^ Перейти обратно: а б Кипнис: Биография Юлиуса Хэтри https://www.kipnis.de/index.php/alexander/kurzbiografien/209-hatry-julius-1906-2000-flugzeugingenieur-raketenpionier-filmemacher-und-schriftsteller
  4. ^ Запись в библиотеке фильмов "Кинопортал" https://www.filmportal.de/film/die-wirtin-zum-weissen-roessl_063477a6e1384305bdb807a4978be711 .
  5. ^ Городской архив Мангейма Marchivum, Нидерланды. С тех пор, нет. 72 https://www.marchivum.de/de
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5b11b5b5c46b834a24263e6cce5a16b__1707003000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/6b/b5b11b5b5c46b834a24263e6cce5a16b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Julius Hatry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)