Jump to content

Оцу-э

Японская семья участвует в создании Оцу-э.

Оцу-э ( 大津絵 , «картины из Оцу») было народным искусством, которое зародилось в Японии 17 века и зависело от оживленного дорожного движения торгового пути через район, где оно производилось в Оцу , недалеко от Киото . [ 1 ] С появлением железных дорог, особенно линии Токайдо в конце 19 века, он практически исчез. [ 2 ]

Контекст

[ редактировать ]

В начале 17 века Оцу, порт на озере Бива , к востоку от столицы империи Киото, находился на знаменитом перекрестке торговых путей и, в частности, на важном шоссе, ведущем в административную столицу Эдо , где недавно созданное правительство жил Токугава . Здесь и в близлежащих селах развивалась традиция элементарного народного творчества, угощавшая прохожих. [ 1 ] Их создавали быстро и дешево, часто над созданием картин работали целые семьи. Религиозные и популярные темы изначально были нанесены кистью на легкую глиняную краску на грубую коричневатую бумагу. Затем изображения выставлялись на продажу на придорожных ларьках и предназначались для прикрепления к дверным проемам или наклеивания на колонны и раздвижные двери в доме. Среди методов, используемых для ускорения их изготовления, было использование циркуля для создания нимбов на святых фигурах и деревянной доски для создания грубого контура головы, которая затем закрашивалась.

Торговля, судя по всему, началась где-то в первой половине 17 века. Поначалу наиболее распространенными были буддийские сюжеты с защитными религиозными целями, к которым добавлялись темы из фольклора, которые со временем стали преобладать. В XVIII веке иллюстрациям придавалась нравственно-дидактическая цель и к картине вводился поясняющий текст. Однако часто присутствовал сатирический оттенок: демонов изображали в виде монахов, разносящих милостыню, или принимающих ванну с надписью типа «Многие моют тело, но не ум». [ 3 ] После того, как пешая торговля сократилась с появлением железнодорожных перевозок, этот стиль сохранился среди немногих местных жителей и даже возрождается в наши дни. [ 4 ]

Слепой музыкант с помощью костыля отгоняет собаку

С самого начала этот стиль создавался простыми людьми и был нацелен на них. Утонченные отвергли его с веселыми оскорблениями, как в Ёсы Бусона « хайку Ласточка в небо / дротики и мишени с пометом / Оцу-э внизу». [ 5 ] Лишь Мацуо Басё , с его уважительным отношением к общественной культуре, отнёсся к ней более сочувственно: «Как всё началось, / кисть в картинах Оцу, / с какого имени Будды?» [ 6 ]

Некоторые утверждают, что Оцу-э является предком гравюр на дереве укиё-э , которые заменили их на национальном уровне. [ 7 ] но такие методы печати не использовались там до 19 века, задолго до того, как стиль укиё-э стал популярным. Однако несколько художников школы Утагава включили в свои гравюры элементы Оцу-э. Это очевидно, например, в Утагавы Куниёси составном триптихе под названием « Оживающие картины Оцу-э» ; [ 8 ] или в популярных фигурах, включенных в Утагавы Хиросигэ танец Бон-одори . [ 9 ]

Одно изображение из этого источника пользовалось особой популярностью из-за своего двойственного значения. На нем был изображен слепой музыкант, который отгоняет собаку, беспокоящуюся о его волочащейся за ним одежде. Его первоначальная юмористическая моральная цель была «задумана как предупреждение против того, чтобы вас застали врасплох, а свободный пояс символизировал «расслабленный» или несфокусированный ум. Однако примерно в середине 19 века это изображение могло быть прочитано как сатира на упадок власти , сёгунат Токугава где слепой человек, представляющий правительство, был застигнут врасплох агрессивными иностранными державами, символом которых была собака». [ 10 ] Утагава Тоёкуни I сделал эту тему своей собственной, нарисовав двух слепых, бьющих собак, лающих им по пятам. [ 11 ] Куниёси пошел дальше в серии, которую он создал под именем Ходомойоши, каждая из которых включала изображение Оцу-э в одном углу, сопровождая его собственную, более динамичную имитацию изображенной там сцены. [ 12 ] Тема слепого, атакованного собакой, переосмыслена как воин Симидзу Кванджа Ёситака, поднимающий свой меч на гигантскую крысу, грызущую конец свитка, который он несет. [ 13 ] Таким образом Куниёси обращается к популярной традиции массового производства в то время, когда на смену ей пришла его собственная, более элегантная версия.

Бэзил Холл Чемберлен , британский японовед, упоминает Оцу-э в своей работе « Японские вещи» , которая впервые появилась в 1890 году. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Лейн, Ричард (1962). Мастера японской печати . Лондон: Темза и Гудзон. п. 13.
  2. ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Джон (6 августа 2021 г.). «Оцу-э: японское народное искусство, любимое Пикассо, Миро, привлекает новое внимание | ЯПОНИЯ Вперед» . japan-forward.com . Проверено 3 июля 2022 г.
  3. ^ Джеймс Альберт Миченер, Плавающий мир , перепечатка Гавайского университета, 1983 г., Глава 1 , «В деревне Оцу»
  4. Филберт Оно, «Картины Оцу-э тогда и сейчас», Shiga News , 12 октября 2015 г.
  5. ^ Фотографии из Оцу
  6. ^ Роберт Эйткен, Волна дзен , 1978, стр.179
  7. ^ Плавающий мир , стр.380 и далее.
  8. ^ Викиарт
  9. ^ Британский музей
  10. ^ Мехер МакАртур, Боги и гоблины, Народные картины из Оцу , Музей Тихоокеанской Азии, 1999, стр.25
  11. ^ Пинтерест
  12. ^ Проект Куниёси
  13. ^ Британский музей
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5f1775d15ff5994b389ce617354a57d__1702250220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/7d/b5f1775d15ff5994b389ce617354a57d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otsu-e - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)