Аль-Газаль
Абу Закария Яхья ибн Хакам аль-Бакри аль-Джайани ( ок. 790–864) по прозвищу аль-Газаль (« газель ») был андалузским арабским поэтом и дипломатом. Он предпринял две важные миссии для Кордовского эмирата : первую — в Византийскую империю в 840 году, а вторую — к викингам в 845 году. [ 1 ]
Уроженец Хаэна он получил прозвище аль-Газаль, потому что был худым и красивым. , в юности [ 2 ] Он был мусульманином , принадлежавшим к арабскому племени Бакра ибн Ваила . Историк XI века Ибн Хайян называл его «мудрецом Испании» ( Хаким аль-андалус ), а писатель XIII века Ибн Дихья уделял больше места его дипломатии, чем своим стихам. в своем «Мелодичном сборнике из поэзии народов Испании» Запад . [ 1 ] Ибн Дихья — единственный источник информации о посольстве викингов, о котором, как он утверждает, он читал в ныне утерянной работе современника аль-Газаля Таммама ибн Алькамы . [ 3 ]
В 839 или 840 году [ 4 ] Эмир Абд ар-Рахман II отправил аль-Газаля с миссией ко двору византийского императора Феофила . Это было продолжением посольства Феофила в Кордове, стремившегося заключить союз против Аббасидов . Принеся ответ Абд ар-Рахмана на письмо Феофила, аль-Газаль и его сопосол Яхья (по прозвищу Сахиб аль-мунайкила , человек с маленькими часами) сопровождали византийского посла обратно в Константинополь . [ 2 ] Существует множество анекдотов о посольстве аль-Газаля. [ 5 ]
Ибн Хайян приводит три отчета о посольстве. Первое, основанное на поэзии аль-Газаля и, возможно, на легендах, не совсем достоверно. Будущий Михаил III , в то время еще младенец, изображен взрослым. Цель этого рассказа — развлечь читателя. [ 6 ] Согласно этому сообщению, когда аль-Газаль отказался совершить обычный проскинезис , Феофил приказал опустить дверь, ведущую на его помост, чтобы заставить посла войти на колени. Вместо этого аль-Газаль прошел ногами вперед на спине. Император был впечатлен его умом. [ 7 ] Другие рассказы Ибн Хайяна основаны на историях Хасана ибн Мухаммада ибн Муффариджа аль-Куббаси и Исы ар-Рази . Аль-Куббаси показывает, как аль-Газаль подписывает договор о дружбе с византийцами, а ар-Рази называет его астрологом. [ 6 ]
По словам Ибн Дихьи, в 844 или 845 году Маджусы (так он называл викингов) совершили набег на Севилью и были отбиты Абд ар-Рахманом II. После:
Посол Маджуса прибыл, чтобы заключить мир с Абд ар-Рахманом, который отправил аль-Газаля с посольством к королю Маджуса , поскольку аль-Газаль обладал большим присутствием духа, и ни одна дверь не оставалась для него закрытой. Аль-Газаль взял с собой на борт дорогие подарки и отплыл на своем корабле вместе с кораблем Маджуса . Он прибыл на один из их островов, где отдыхал и ремонтировал свой корабль. Затем посол Маджуса отплыл первым, чтобы объявить о своем прибытии. Они приплыли туда, где жил король. Это был огромный остров в океане, с проточной водой и садами. Это было в трех днях пути от континента. Там было бесчисленное множество Маджу , а рядом было много других островов, малых и больших, населенных Маджу , и континент там наверху также принадлежит им. Это большая страна, и чтобы пройти через нее, потребуется несколько дней. Маджу тогда были язычниками, а теперь стали христианами. [ 8 ]
Однако в свое время Ибн Дихью считали ненадежным. Более того, его отчет содержит элементы, которые могли войти в историю только в 11 веке или позже: говорят, что аль-Газаль вернулся через Сантьяго-де-Компостела , незначительное место в 845 году, а викинги обратились в христианство в течение столетия. позже. [ 3 ] Было высказано предположение, что вся история посольства викингов является легендой, возникшей в результате объединения византийского посольства и набега викингов на Севилью в 844 году. [ 2 ]
Ибн Дихья подробно цитирует стихи аль-Газаля. Один из представителей «арабской традиции куртуазной любви » описывает его флирт с королевой викингов на глазах у ее мужа. [ 3 ]
О, мое сердце, ты должен сопротивляться любви, которая беспокоит тебя и от которой ты защищаешься, как лев. Вы влюблены в Маджусию , которая никогда не позволяет солнцу красоты заходить и которая живет на редко посещаемом краю света. [ 3 ]
В другом стихотворении аль-Газаль критикует своего племянника за игру в шахматы , греховную и дьявольскую игру, которую при его жизни в Кордове привнес музыкант Зирьяб . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гермес 2014 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д Это Миранда 1965 года .
- ^ Jump up to: а б с д Christys 2015 , стр. 25–27.
- ^ По данным Signes Codoñer 2014 , с. 317, все, что известно о дате, это то, что византийское посольство прибыло в Кордову, и аль-Газаль намеревался вернуться из Константинополя как в 225 году хиджры , то есть между 12 ноября 839 года и 30 октября 840 года.
- ^ Рольдан Кастро, Диас Масиас и Диас Роландо 1988 , стр. 271.
- ^ Jump up to: а б Signes Codoñer 2014 , стр. 316–320.
- ^ Кардозо 2015 , стр. 40–41.
- ^ Стефанссон 1909 , стр. 37–38.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, среда (1960). Поэт и жена Спа: попытка реконструировать визит аль-Газаля к викингам (PDF) . Титус Уилсон и сын. Впервые опубликовано в Saga-Book of the Viking Club 15 (3): 149–258.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Кардозо, Эльза (2015). «Поэтика сценографии власти: посольство Яхья аль-Газаля в Константинополь» . Хамса: Журнал иудаики и исламских исследований . 2 : 54–64.
- Кристис, Энн (2015). Викинги на Юге: Путешествия в Иберию и Средиземноморье . Блумсбери.
- Гонсалес Кампо, Мариано, изд. (2002). Аль-Газаль и испано-мусульманское посольство к викингам в 9 веке . Мирагуано.
- Гонсалес Лопес, Хосе Луис (1954). «Джэнеро аль-Газаль: Яхья бен Хакам аль-Бакри» (PDF) . Бюллетень Института исследований Гиенненсеса . 6 : 27–82.
- Гермес, Низар Ф. (2014). «Первый взгляд мавра: арабский поэт при дворе викингов девятого века». У Энн Р. Ричардс; Ирадж Омидвар (ред.). Исторические взаимодействия с западными культурами, религиями, державами . Спрингер. стр. 57–69. дои : 10.1057/9781137405029_3 . ISBN 978-1-349-48757-8 .
- Уичи Миранда, Амвросий (1965). «Аль-Газаль » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1038. OCLC 495469475 .
- Леви-Провансаль, Эварист (1937). «Обмен посольствами между Кордовой и Византией в 9 в. и siècle». Византия . 12 : 1–24. JSTOR 44169700 .
- Понс-Санц, Сара М. (2004). «С кем встретился аль-Газаль? Обмен посольствами между арабами из Аль-Андалуса и викингами» (PDF) . Сага-книга Клуба Викингов . 28 : 5–28.
- Рольдан Кастро, Фатима; Диас Масиас, Педро; Диас Роландо, Эмилио (1988). «Византия и Аль-Андалус, посольства и отношения» (PDF) . Эритея: Журнал византийских и неогреческих исследований . 2 (9): 263–283.
- Сигнес Коданьер, Хуан (2014). Император Феофил и Восток: двор и граница в Византии в последнюю фазу иконоборчества . Рутледж.
- Стефанссон, Йон (1909). «Викинги в Испании: из арабских (мавританских) и испанских источников» (PDF) . Сага-книга Клуба Викингов . 6 : 31–46.