Юджин Бючел
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2014 г. ) |
Юджин Бюхель родился 20 октября 1874 года в Шлейде , ныне Шлейд , в Великом герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах , Германия , и умер 27 октября 1954 года в О'Ниле, Небраска , США . Бючел был священником -иезуитом и миссионером , лингвистом и антропологом среди брюле , сикангу лакота или сиу в индейской резервации Бутон Роуз и связанных с ним оглала лакота или сиу в индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте .
Жизнь
[ редактировать ]Он был десятым и последним ребенком своих родителей. Его отец был фермером, отец и дед которого были мэрами деревень; несколько его родственников эмигрировали в Америку. Когда родился Ойген, четверо ранних детей его родителей умерли. В 1881 году умер отец Ойгена, а в 1882 году — мать. После начальной школы (1881–86) он посещал школу-интернат для мальчиков Римско-католической епархии Фульды (1886–96), а затем три семестра в епархиальной семинарии Фульды (1896–97).
12 октября 1897 года он поступил в послушник немецкой провинции Общества Иисуса (иезуитов), которая тогда располагалась в Блейенбеке ( Нидерланды ) в связи с изгнанием иезуитов во время Культуркампфа Германского рейха . После завершения этого двухлетнего испытательного срока и дальнейшего гуманистического обучения в Эксаэтене (Нидерланды) в июле 1900 года его отправили в Соединенные Штаты для продолжения учебы.
С августа 1900 по май 1902 года Ойген Бюхель изучал философию в иезуитском колледже Святого Сердца в Прейри-дю-Шьен, штат Висконсин . В мае 1902 года начальство отправило его в Индийскую миссию Св. Франциска в индейской резервации Бутон Роуз в Сикангу или Брюле Лакота в Южной Дакоте . Эта миссия и Миссия Святого Розария среди оглала лакота в соседней резервации Пайн-Ридж были основаны в 1886 и 1888 годах соответственно иезуитами немецкой провинции при сотрудничестве немецких сестер Святого Франциска Покаяния и христианского милосердия . С 1902 по 1904 год Бюхель работал воспитателем в школе-интернате, учителем религии и музыки, одновременно изучая язык лакота. В сентябре 1904 года он начал изучать богословие в Университете Сент-Луиса в Сент-Луисе, штат Миссури , а 28 июня 1906 года был рукоположен в священники. После еще одного года обучения ( третьечества ) в Бруклине, штат Огайо , отец Бюхель вернулся в лакота в августе 1907 года, сначала в качестве учителя в миссионерской школе Святого Розария. в Пайн-Ридж , а затем в 1908 году в качестве его начальника в течение восьми лет.
10 декабря 1909 года игумен Бюхель похоронил Оглалу-Вождя Красное Облако на кладбище Святого Розария . Более тридцати лет назад Красное Облако потребовало от властей США «черных мантий» и «святых женщин», то есть католических священников и монахинь, для оглала. 25 сентября 1914 года Бюхель стал американским гражданином и изменил написание своего имени на Юджин Бюхель .
В октябре 1916 года Бюхель переехал в Св. Франциск, чтобы проработать там шесть лет. С 1926 по 1929 год он вернулся в Святой Розарий в качестве миссионера, а в 1929 году Бючел снова перешел обратно в Святой Франциск , где оставался до своей смерти. После перенесенного инсульта он умер в больнице Св. Антония , О'Нил, Небраска , 27 октября 1954 года. Он похоронен в церкви Св. Франциска .
Работа
[ редактировать ]На протяжении большей части своей карьеры Бючел служил странствующим миссионером, который жил среди лакота и часто останавливался в домах прихожан лакота. В разное время он также служил руководителем миссии Св. Франциска школы в резервации Роузбад и школы миссии Святого Розария (ныне средняя школа Красного Облака и начальная школа Красного Облака) в резервации Пайн-Ридж . В обеих резервациях Ванбли Сапа (Черный орел), как его называли, тесно сотрудничал с местными катехизаторами, среди которых был Николас Черный Лось (из Black Elk Speaks ).
Бючел посвятил себя обращению лакота в христианство и изменению их жизни. Но он также посвятил себя сохранению языка лакота и культурного наследия. Уже во время своего первого пребывания в Св. Франциске (1902–1904) Бюхель записывал истории лакота. В сотрудничестве с Иваном Старсом и другими катехизаторами Лакота Бючел собрал устные истории, которые теперь публикуются на двух языках, и культурные объекты с соответствующей информацией, которые сейчас хранятся в Мемориальном музее Бьючела Лакота , Сент-Фрэнсис , Южная Дакота, и впервые выставлены в Миссии в 1921 году. Вместе с Сикангу Лакота он также собирал названия растений и их использование, а также фотографировал людей в резервациях, чтобы задокументировать их жизнь. Между 1902 и 1954 годами он собрал более 24 000 словесных статей лакота (и дакота) на листках бумаги для двуязычного словаря языка лакота , в который вошли примерно 18 000 из работ Стивена Рента Риггса , несколько тысяч из его разговоров с местными жителями, и несколько из произведений Эмиль Перриг, SJ, и антрополог лакота Элла Кара Делориа .
В 1924 году Бюхель опубликовал в Лакоте свою первую заметную работу — «Библейскую историю», которая включала подборку текстов, созданных по образцу немецкой Biblische Geschichte . В 1927 году миссионеры-иезуиты при Бючеле, игравшем главную роль, опубликовали Sursum Corda , книгу молитв и гимнов на языке лакота, а в 1939 году Бюхель опубликовал свой главный труд «Грамматика лакота» . Тем временем он получил признание как лингвист благодаря переписке с такими антропологами, как Франц Боас и Лакота Элла Кара Делориа . Бючел не смог сам закончить свой словарь; она появилась в печати спустя много времени после его смерти, как и другие книги, созданные на основе его коллекций.
В 1947 году, по случаю 50-летия Бюхеля как члена ордена иезуитов, Йозеф Шварт (урожденный Йозеф Шварцлер в Австрии), религиозный брат-иезуит, построил отдельное здание музея для этнологической коллекции. Когда Бюхель умер, в нем содержался 661 объект, каждый из которых имел написанное им имя и описание (чаще всего на лакота), а также каталожный номер. В последующие десятилетия их число выросло примерно до 2200 в настоящее время.
Лингвистические работы Бюхеля сегодня признаны и используются в качестве одного из наиболее важных источников языка лакота всеми, кто хочет его выучить или обеспокоен его сохранением и развитием. Многие лакота помнят его как человека, уважающего их личное достоинство и традиционную культуру. Сегодня среди иезуитов его все чаще воспринимают как образец для подражания из-за его уважительного отношения к лакота как к народу, так и к отдельным личностям.
Сочинения
[ редактировать ]- Вовапи — родственник виковояке юптечелапи. Библейская история на языке индейцев тетон-сиу. Бензигер, Нью-Йорк, 1924 год.
- Сурсумская веревка. Лакота Вочекие и лорд Вовапи. Книга молитв и гимнов индейцев сиу. Центральное бюро Католической Центральной Америки, Сент-Луис, Миссури. Сент-Луис, штат Миссури, 1927 год.
- Грамматика лакота: язык индейцев тетон-сиу. Джон С. Свифт, Сент-Луис, Миссури, 1939 год.
- Лакота-английский словарь. под редакцией Пола Манхарта , SJ, 1-е изд.: Пайн-Ридж, Южная Дакота: Миссия Святого Розария, 1970; 2-е изд.: University of Nebraska Press, Линкольн и Лондон, Небраска, 2002 г.
- Фотографии Роузбад и Пайн-Ридж, 1922–1942 гг. Фонд развития колледжа Гроссмонт, Эль-Кахон, Калифорния, 1974 год.
- Джон А. Андерсон, Юджин Бьючел, С.Дж., Дон Долл, С.Дж.: Плач о видении. Трилогия сиу «Бутон розы» 1886–1976. Морган и Морган, Доббс Ферри, Нью-Йорк, 1976 год.
- Сказки и тексты Лакота. Индийская школа Красного Облака, Пайн-Ридж, Южная Дакота, 1978 год.
- DJ Роджерс: Названия лакота и традиционное использование местных растений людьми сикангу (брюле) в районе бутонов роз, Южная Дакота: исследование, основанное на коллекции растений бутонов розы, собранной отцом Юджином Бючелем около 1920 года. Образовательное общество «Бутон розы», Сент-Фрэнсис, Южная Дакота , 1980.
- Сказки и тексты лакота в переводе. 2 тома, перевод Пола Манхарта , SJ, Tipi Press, Чемберлен, Южная Дакота, 1998.
Литература о Юджине Бюшеле
[ редактировать ]- Карл Маркус Крайс, редактор: Немецкий миссионер среди индейцев сиу. Лингвист, этнолог и коллекционер Ойген Бюхель / Eugene Buechel (1874–1954). Материалы о жизни и работе. Дортмундский университет прикладных наук, Дортмунд (Германия), 2004 г.
- Раймонд А. Бако: Отец Юджин Бючел, С. Дж. И лакота - образы и воображение. В: Американские католические исследования 116:3 (2005), стр. 83–88.
- Раймонд А. Бакко: Бючел, Юджин (1874–1954), в: Х. Джеймс Биркс (редактор): Энциклопедия антропологии, том. 1. Sage Publ., Таузенд-Оукс, Калифорния. 428–29.
- Раймонд А. Буко и Кей Коппедрайер: Коллекция материалов лакота отца Бухеля. В: Материальная культура, 39:2 (2007), стр. 17–42.
- Карл Маркус Крайс: От Рена до прерий. Миссионер Ойген Бюхель С.Дж. из Гейза-Шляйд, в: Ежегодник истории центральногерманской церкви и ордена, Cordier, Heiligenstadt, 4 (2008), стр. 151–178.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Авторы, фотографы и известные деятели ордена иезуитов и сестер Святого Франциска в Южной Дакоте и Вайоминге, http://www.marquette.edu/library/collections/archives/Mss/HRM/HRMjesuits.html ; получено 5 мая 2010 г.
- Индийский страж , 1916–1954 гг., https://web.archive.org/web/20090916170654/http://digitalmarquette.contentdm.oclc.org/IS/index.html ; статьи Бючела и о нем.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отец Юджин Бючел, SJ, Визуальная биография, [1] Архивировано 30 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- Индийский страж, [2]
- Новый словарь лакота, Консорциум языков лакота, [3]
- Мемориальный музей Лакота Бючела, [4]