Замок Помпиньян
43 ° 49'2,73 "с.ш. 1 ° 18'46,43" в.д. / 43,8174250 ° с.ш. 1,3128972 ° в.д.
Замок Помпиньян середины XVIII века, — замок стоящий на террасе над деревней Помпиньян, Тарн-и-Гаронна , которая лежит на старой парижской дороге (ныне D820), примерно в 25 км к северо-западу от Тулузы . Франция .
Представляя некоторый литературный и исторический интерес из-за связи со своим строителем Жан-Жаком Лефраном , первым маркизом де Помпиньян, замок сегодня примечателен тем, что на его территории находится хороший образец, хотя и в запущенном и ветхом состоянии, парка à fabriques — ландшафтный сад с архитектурными конструкциями и гидравлическими системами (вместе известные по-английски как follies ).
владельца Приобретенный нынешним владельцем в 1990 году, замок сам находится в хорошем состоянии, хотя и скудно обставлен, поскольку в нем хранится коллекция клавишных инструментов . Это, пожалуй, крупнейшая во Франции частная коллекция клавишных инструментов со всего мира. В замке продолжаются реставрационные работы с целью создания постоянного музея для показа этой коллекции широкой публике. [1] церкви на территории В неосвященной находится концертный зал на 200 мест, а в последние годы там проводились международные конкурсы пианистов.
В мае 2011 года было принято решение проложить предлагаемую новую линию скоростных поездов из Бордо в Тулузу. [2] [3] через территорию замка. Хотя само здание и его входной домик внесены в список [4] как исторический памятник с 1951 года и классифицирован как таковой. [5] с 1972 года охрана не распространяется напрямую [6] на остальную часть парка или его содержимое.
Описание замка
[ редактировать ]Деревня Помпиньян расположена в дне пути (25 км) от Тулузы на естественной дороге вдоль правого берега Гаронны в Бордо и была промежуточной остановкой даже в доримские времена. Его название происходит от Pompinianum , владений Помпиния, знатного человека галло-римской эпохи, чья вилла располагалась на краю склона холма, примерно в километре к югу от нынешнего замка. [7] Есть основания полагать, что на месте нынешнего замка или недалеко от него существовала феодальная усадьба девятого века. Современная деревня выросла у подножия замка во времена Лефранков, а ее планировка и удобства были сформированы потребностями и талантами владельцев.
Замок был построен на фундаменте существующей усадьбы в зарождающемся неоклассическом стиле, в некоторых отношениях схожем с Пти-Трианоном в Версале (построенным между 1762 и 1768 годами, на несколько лет позже Помпиньяна). Однако, хотя пропорции окон аналогичны, фасады Помпиньяна гораздо менее богаты, их декоративный эффект зависит от деталей кирпичной кладки, игры цвета между кирпичом и штукатуркой, а также от углублений, создаваемых короткими выступами в центре и либо завершение главного (юго-восточного) фасада. Оба здания ориентированы на виды на ландшафтные сады, но Помпиньян был запланирован именно так, тогда как шаммо в Малом Трианоне было добавлено двадцать лет спустя другим архитектором и покровителем.
Терраса, на которой расположен замок, примерно в десяти-двадцати метрах над деревней, опоясана массивной кирпичной подпорной стеной в хорошем состоянии, которая внесена в охранные акты.
Замок Лефранка построен на каменном фундаменте, в основном из розового тулузского кирпича, с деликатным использованием серой штукатурки для достижения желтовато-коричневого эффекта при хорошем освещении. Он тщательно ориентирован (вдоль оси северо-запад-юго-восток), чтобы воспользоваться существующими природными видами, создаваемыми его расположением на террасе с видом на долину Гаронны на западе и поднимающийся склон холма на востоке. Почти из всех окон и террас с трех сторон открывается прекрасный вид. Четвертая сторона состоит из библиотеки с фонарем и витражами и выходит окнами на входные ворота, [8] хозяйственные постройки и церковь.
В плане замок представляет собой прямоугольник размером примерно 18 на 50 метров с полукруглым двухэтажным заливом на северной стороне. Эскиз фасада 1802 года. [9] показывает одноэтажный полукруглый портик с колоннами в центральном конце и одноэтажную пристройку к южному конце. Их больше нет на месте.
В списках памятников (ссылки 4 и 5 ниже) отмечается «... [а] первый этаж, два плиточных этажа, мансардный этаж ...» и «... полукруглая часть северного фасада, которая когда-то была занята возле театра ». Хотя здесь и не зарегистрировано, имеется также обширный подвальный этаж. «Обитаемая» площадь, составляющая 2700 кв.м., не считая залива, почти вдвое больше, чем у Малого Трианона , и более чем вдвое больше, чем у Большого Трианона .
Работа началась в 1745 году и получила дополнительный импульс – и финансирование – после женитьбы Лефранка в 1757 году. [10] Тулузский архитектор Нелле (или Нелли) руководил работами, которые, вероятно, проходили в два этапа. Отреставрированная церковь и, следовательно, главное здание были построены к 1762 году. [11] таким образом, на несколько лет раньше Малого Трианона . Этот этап включал строительство подпорных и ограждающих стен, а также улучшение замка Монплезир . Из документов, хранящихся в семейных архивах, ясно, что маркиз де Помпиньян лично участвовал в разработке архитектурной концепции и украшения зданий, о чем свидетельствуют письма, планы, проекты и аннотации, написанные его собственной рукой.
После того, как он окончательно покинул Париж [12] в 1763 году Лефранк снова смог уделить больше внимания проекту сада, и между 1766 и 1774 годами были установлены основные структурные элементы. [13] Наконец, ее автор (которому тогда был 71 год) признал ее завершенной в 1780 году, через 35 лет после того, как он начал.
Жан-Жорж-Луи-Мари Лефранк де Помпиньян (1760–1840), сын строителя, унаследовал поместье после смерти своего отца в 1784 году. Как и его отец, он тоже удачно женился. [14] и был в состоянии заботиться о своих загородных поместьях. Похоже, он тоже заказывал работы [15] в парке, и в настоящее время невозможно определить, какой Лефран за какую часть сада отвечал.
Парк и его безумия
[ редактировать ]Главный фасад смотрит на лужайки с великолепными экземплярами деревьев, затем на холмистые луга, с которых можно увидеть безумства и водные объекты, и, наконец, вверх, на поднимающийся лес, пока вид не обрывается на горизонте, созданном вершиной хребта. С этой стороны не видно никаких зданий. (Планируемая железнодорожная линия – см. ниже – будет проходить параллельно этому фасаду на расстоянии около 250 метров.)
В противоположном направлении окна, выходящие немного севернее запада, выходят на церковь и небольшую деревню Помпиньян, через которую параллельно и на расстоянии примерно 60 метров друг от друга в этом месте проходит главная дорога из Тулузы в Монтобан и, к западу от нее, Канал Гаронны . Дальше лежит плоская долина Гаронны и невысокие холмы Жера .
В ясный день Пиренеи видны на южном горизонте, а короткий южный фасад обращен к горам более непосредственно, позволяя при этом наблюдать за остальной частью деревни, дорогой и каналом в направлении Тулузы.
Терраса, на которой расположен замок и его лужайки, образует вершину мыса, а парк простирается от него на восток, охватывая густую лесистую долину холмистой, а затем возвышающейся земли площадью около 35 гектаров. Длинная юго-восточная граница парка образована дорогой, проходящей вдоль края хребта выше, chemin de la moissagaise , частью древнего паломнического пути Святого Иакова , который ведет из Муассака , примерно в 40 км ниже по течению, в Компостеллу в Испании. . В парке недалеко от этой дороги находится небольшая святыня, которую до сих пор посещают, особенно в мае и июне, традиционном времени паломничества.
Идея парка
[ редактировать ]Дизайн замка отражает отход от чрезмерного орнамента и грандиозности зданий, преобладавших в конце 17 - начале 18 веков, и переход к более простым и классическим линиям. Эта тенденция нашла свое отражение в садовом дизайне в результате перехода от формальных, «французских» садов к идеям, заложенным в «английском» саду , который вошел в моду во Франции к середине 18 века: неформальные, кажущиеся естественными, живописные пейзажи, дополненные построенными структурами (безумием), которые сопровождают виды, маскируют функциональные структуры, создают настроения или отсылки к пейзажам античности или воображаемым.
Лефран провел большую часть своей ранней жизни в замке Кайкс , где находится часть вдохновения (с точки зрения расположения, ландшафта и видов) для Помпиньяна. У Кейкса была, по крайней мере, одна причуда — бельведер . [16] который Лефран превратил в свой кабинет и в котором он написал «Дидону» (1734 г.), свой первый литературный успех.
Он начал думать о саду задолго до того, как приступил к работе над ним, о чем свидетельствует его описание посещения Фонтен-де-Воклюз в 1740 году. Фрагмент, документирующий это, содержит только описание живописной долины, но деревня была домом Петрарки. , который классно описал там два своих сада: один, созданный рекой и ее скалами для восхищения и вдохновения, но недоступный; другой возле его дома у реки, где ... искусство побеждает природу... и где он ... собрал рабочих, рыбаков и пастухов; мы катали гигантские камни, строили укрепление против Нимф (то есть реки в разливе), мы вырезали алтарь Музам ; вскоре мы увидели Геликон , Парнас , Гиппокрену ; и мы посадили лес поэтов. [17]
Парк как он был - книжка 1802 года.
[ редактировать ]В 1802 г. вышла серия карандашных рисунков замка и его парка ( карнет или тетрадь 1802 г.). [18] был создан неподписанной рукой [19] на которых изображены некоторые фабрики в том виде, в котором они существовали на момент посещения.
- Галльский храм
Есть изображение небольшого шестиугольного храма, увенчанного миниатюрным портиком, а рядом статуя святого Бонавентуры. Руины этого безумия - хотя и не статуя - все еще существуют на небольшом возвышении, на виду у кого-то, покидающего замок, но все, что осталось сейчас, - это обнаженный кирпичный каркас, на котором видны арочные проемы, но без верхней конструкции. [20]
- Египетская гробница
Эта глупость опирается на архитектурные темы Древнего Египта, хотя форма не пирамидальная. Рядом находится обелиск, украшенный иероглифами и несущийся на спине четырех черепах. В здание можно было попасть через подземный переход. Путь к этому памятнику был прорезан по склону холма, а для преодоления перепадов уровней было использовано несколько мостов. Египетская гробница — единственное безумие, сохранившееся до наших дней с практически неповрежденной структурой.
- Готический мост
Показан высокий арочный, крутой мост в готическом стиле с украшенными балюстрадами, перекинутый через ручей. Его больше не существует.
- Гора Парнас
На краю парка есть небольшой холм или курган, окруженный большой стеной поместья, вход в которую осуществляется через парадный закрытый дверной проем. Это было, согласно примечанию на рисунке . . . Гора Парнас , на которой г-н де Помпиньян старший (то есть Жан-Жак, первый маркиз) сочинил некоторые из своих стихов . Возвышенная территория существовала еще в 1911 году. [21]
- Эрмитаж
Это было небольшое здание в классическом стиле, призванное напоминать приют, построенный в глухом месте отшельником; убежище мудреца, место развития философии. Его расположение в парке неизвестно. [22]
- Старый памятник и маленькая могила
На этом рисунке изображены две глупости, которые, должно быть, находились рядом друг с другом. Памятник зарисован в виде двух колонн, несущих фронтон, но детали слишком скудны, чтобы понять, был ли это портик, фонтан или небольшой храм. На эскизе гробницы есть аннотация: « Древняя гробница, построенная г-ном де Помпиньяном из черного мрамора, с двумя урнами, привезенными из-под Тулузы », что позволяет предположить, что результаты археологических раскопок были повторно использованы в саду.
- Памятник дружбе, надежде, памяти, сожалению
В центре круглой зеленой зоны стоит небольшой алтарь с надписью и погребальной урной. Он превращает обстановку в место воспоминаний, располагающее к меланхолии. [23]
- Дом бедной Жанны
На краю рощи, на берегу ручья, пересекающего канаву, стоит небольшой деревенский домик с соломенной крышей. Плакучая ива добавляет нотку сладкой меланхолии в типичную сельскую сцену. Это дом бедной женщины, и его дизайн напоминает хижину Бавкиды и Филимона . [24]
- Колонка
Погребальная колонна из кирпича, которая, по-видимому, имеет памятный смысл, поддерживает «младенца из обожженной глины, почти обнаженного, с гребнем позади него, расстроенного и вытирающего слезы тканью». [25] Колонна все еще сохранилась, ее можно увидеть из замка на краю лужайки, но Кранга сообщает, что к 1981 году статую заменил мифический монстр; а на его собственной фотографии изображена колонна, густо заросшая плющом. [26]
Парк, как он есть
[ редактировать ]История владения
[ редактировать ]Сеньория , или феодальное владение Помпиньяном , находилась в руках семьи Моран, прежде чем перейти к Галардам, затем к виконтам Террида и снова к другим, прежде чем его приобрел Жак Лефранк.
Постройки на месте нынешнего замка были зарегистрированы по крайней мере с 16 века, когда он принадлежал семье Висуаз. Здание было отремонтировано, когда в 17 веке оно перешло в руки семьи Комон-Монбетон.
Когда-то собственность принадлежала Жаку Лефранку. [27] в первые годы XVIII в. Семья первоначально была владельцами Шато-де-Ке (или см. Шато-де-Ка на французской Wiki, где дается более подробная информация), примерно в 12 км к северо-западу от Каора, где они с 1640 года служили наследственными президентами регионального Cours des Aides , который находился там. Когда Луиза XIV приказала переместить двор в Монтобан (около 60 км к югу от Каора по плохим дорогам), во время президентства Жака Лефранка в первые годы века, семья приобрела земли в Помпиньяне (около 20 км от к юго-западу от Монтобана) в качестве их местной резиденции.
Жан-Жак Лефран, старший сын Жака, вырос в основном в Кайксе и в ранние годы называл себя «Лефранк де Кэ». Он начал свое сотрудничество с Cours des Aides в 1730 году и стал его президентом в 1747 году. Он начал работать над замком в 1745 году, и на завершение этого проекта ушло 35 лет. Его женитьба на богатой и амбициозной вдове в 1757 году избавила его от необходимости работать на государство, и она поощряла его литературную деятельность и оплачивала его архитектурные проекты.
Жан-Жак Лефран был возведен в титул маркизата по королевскому назначению за оказанные услуги (по защите монархической и церковной власти от оппозиции со стороны энциклопедистов ) в 1763 году, и с этого момента его сад начал получать признание как настоящий парк замка ( то есть маркиза).
Его сын Жан-Жорж-Луи-Лефран де Помпиньян (1760–1840) унаследовал замок и маркизат после смерти своего отца в 1784 году.
Джон Стюарт Милль , английский мыслитель и политик, начал свой год становления с посещения Франции в возрасте 14 лет с двухнедельного пребывания в Помпиньяне в июне 1820 года. В длинных письмах [28] своему отцу (который финансировал учебную поездку) не по годам развитый Милль подробно описывает свое обширное чтение в библиотеке замка, включая почти одно произведение в день Вольтера , главного врага Лефранка, ни разу не ссылаясь на собственные произведения маркиза. Даже будучи к тому времени знатоком садов, он почти каждый день гулял по так называемым «увеселительным зонам» замка, а иногда и к плато наверху (виды которого он вспоминал позже, в других работах), никогда не давая какие-либо подробности о самом парке. Миллс был в Помпиньяне в качестве гостя у Сэмюэля Бентама , который снимал недвижимость на этой территории, что придавало этому убеждению вес. [29] что маркиз (второй) в тот момент был беден. Но мы можем предположить, что во время визита Милля сад должен был быть в порядке, иначе он бы это заметил.
Жан-Жорж Лефран подарил поместье в 1823 году своему сыну Жан-Мари-Клод-Альфонсу (1788–1869) по случаю его свадьбы с владелицей замка.д'Ордосс [30] недалеко от Нерака, примерно в 100 км, в Ло и Гаронне . Третий маркиз был последним, кто проживал в Помпиньяне, перенес свою деятельность в резиденцию своей жены и продал замок (пока его отец был еще жив) другому дворянину, Александру-Сезару, графу де ла Пануз, в 1833 году. [31] К тому времени ландшафтный сад пришел в запустение и превратился в лесной массив; В 1842 году в архивах ведомства зафиксированы жалобы на отсутствие ухода и зарастание деревьев, причинившее ущерб церкви, которая была снесена в 1844 году, а материалы были повторно использованы для строительства нынешней церкви Святого Григория. [32]
А. де Брей, генеральный сборщик финансов Верхней Гаронны, владел этим имуществом незадолго до его покупки Ж.-Г. редакцию Moniteur de l'Archéologie Кусту-Куасевокс, который между 1866 и 1869 годами разместил в замке .
Адриен Эбрар, директор Le Temps , приобрел и модифицировал замок в соответствии со вкусами того времени. Именно ему мы обязаны созданием Гастона Виребента и его сына величественной столовой, стены которой облицованы керамическими панелями с синим узором на деревянных панелях, подчеркнутых позолотой. [33] – и реструктуризация парка. Однако перестройка повлекла за собой ... разрушение замечательного парка, деревья которого в течение двух лет поставляли древесину на лесопилку... [34]
Поместье было куплено где-то в 1928 году Доминиканцами де l'Immaculée Conception , орденом сестер- доминиканок , которые заботились о нуждах слепых детей. Они преобразовали это место в соответствии со своими потребностями: превратили библиотеку в часовню, оранжерею в дом для уединения, а чердаки в общежития. Они также скрыли некоторые лепные скульптуры классических фигур, установленные Лефранком, но теперь они снова были обнаружены. В 1929 году материнский дом и послушничество переехали из Тулузы в Помпиньян. Замок был снова продан, когда заказ вернулся в Тулузу в 1987 году. [35]
Предлагаемая железная дорога через парк замка
[ редактировать ]Маршрут предлагаемой железной дороги через территорию
[ редактировать ]Предлагаемая железнодорожная линия будет состоять из двух комплектов путей: надземной высокоскоростной линии, частично проходящей по виадуку через дно долины, и линии скоростных поездов, которая будет проходить через парк в туннеле. Линии должны проходить параллельно друг другу на расстоянии 150 м друг от друга, примерно на 500 м с севера на юг через центральную и самую широкую часть парка, аккуратно разделяя пополам долину над замком и протекающий через нее главный ручей, питающий гидравлическую систему. .
Другие варианты маршрута, которые необходимо изучить
[ редактировать ]Некоторые деревни вдоль предложенной линии сформировали ассоциацию Unions pour la Sauvegarde des Villages ( USV в документах. ~Ассоциации за спасение деревень), чтобы продвигать альтернативный маршрут . Это позволит покинуть существующую линию возле Сен-Жори, примерно в 10 км к югу от точки, где она сейчас должна повернуть на восток, и снова присоединиться к предлагаемому маршруту сразу после Помпиньяна, но выше нее и вне поля зрения.
28 сентября 2010 года директивой [36] (на французском языке) был выпущен министром Жаном-Луи Борлоо, политическим руководителем проекта. Что касается сектора, в котором находится Помпиньян, и в ответ на заявления местных сообществ, были рассмотрены три альтернативных маршрута и сравнены с первоначально предложенным маршрутом (через парк замка), который до сих пор считается в целом наиболее выгодным.
Однако, по словам министра, предложения, выдвинутые USV (по сути, прокладка путей рядом с существующей автомагистралью A62, которая проходит под более пологим углом примерно в 10 км к югу от Помпиньяна), заслуживают более глубокого изучения, прежде чем решение может быть принято. сделал. Таким образом, эти два варианта должны были быть подробно изучены и сопоставлены, а результаты должны были быть получены к началу 2011 года, чтобы увидеть, могут ли быть приняты во внимание предложения сообществ.
17 февраля состоялась встреча Тьерри Мариани государственного секретаря по транспорту и представителя USV Тьерри Фуркасье. USV запросила заверений в том, что сравнительный углубленный анализ альтернативных маршрутов «D» и «USV» будет продолжен. Секретарь заявил:
- «На данный момент изучение маршрута «D», который исследовался дольше, чем маршрут «USV», определенно находится на более продвинутой стадии. Некоторые избранные представители обращались ко мне с просьбой утвердить маршрут «D» с марта месяца и без Завершив сравнительный анализ, я отказался: ни одно решение между маршрутами «D» и «USV» не будет принято без детальных результатов законного многокритериального сравнительного анализа, который, вероятно, будет готов где-то в мае». [37]
Решение
[ редактировать ]3 июня 2011 года министр Натали Костюшко-Моризе сообщила префекту региона и департамента, что маршрут «D» был выбран для детальных исследований, которые приведут к окончательному определению маршрута пути. [38]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Ознакомиться со статьей (на французском языке; от марта 2010 г.), опубликованной в региональной газете, где нынешний владелец излагает свои планы относительно замка, можно здесь . В статье представлена недавняя неэкспонированная фотография главного фасада здания.
- ^ Официальная карта , показывающая предполагаемую зону воздействия возле Помпиньяна шириной 1 км, проходящую через парк замка.
- ^ Официальное спутниковое фото с наложением маршрута.
- ^ База Мериме : Старый замок маркиза де Помпиньян , Французский министр культуры. (на французском языке) Защита распространяется на «... фасады и покрытия замка и входной лоджии; входные перила; ограждающую стену; террасу».
- ^ См . здесь. Архивировано 21 июля 2011 г. на Wayback Machine для получения классификационного списка (на французском языке), где он называется отелем - большой частной резиденцией - а не замком.
- ^ Законодательство предусматривает распространение защиты на «поле зрения» памятника в обоих направлениях с расстоянием по умолчанию 500 м. Вмешательство потребует совместного одобрения как местного совета, так и Architecte des bâtiments de France , государственного органа, ответственного за памятники. Эти органы также могли по договоренности изменять периметр поля зрения. См. статью во французской Википедии здесь ; в разделе «Последствия на границах» приводятся подробности и дополнительные ссылки.
- ^ Подробности предоставлены мэрией Помпиньяна .
- ^ В Google Street View (улица Лефранк де Помпиньян) есть хорошие изображения воротного домика, на которых можно увидеть гребешок Сен-Жака, венчающий декоративную решетку ворот, а также участков кирпичной подпорной стены (Chemin de ла Винье).
- ^ из одного из эскизов книжки 1802 года , воспроизведенной в Cranga, P189, рис. 18.
- ^ Марии-Антуанетте Фелисите де Коленкур, вдове Пьера Гримода дю Фора, генерального казначея Postes et Relais de France , ранней французской почтовой системы. Цитируется в Кранге, стр. 188.
- ^ Архивы департамента Тарн и Гаронна, 3 E 2 757, per Cranga p191, сноска 23.
- ↑ Над ним фактически смеялись за городом постоянные и оскорбительные нападки со стороны Вольтера и других академиков, чьи голоса за место он наградил резкой критикой в своей первой речи перед Академией в 1760 году. Однако он был награжден маркизатом королем в 1763 году за заслуги в защите королевских и церковных привилегий .
- ^ Согласно Cranga, стр. 191, первый абзац, по документам в семейном архиве Лефранка можно проследить за ходом работ.
- ^ Луизе де Бомон-Байнак, племяннице архиепископа Парижа Кристофа де Бомона. Цитируется в Кранге, стр. 191.
- ^ Кранга, стр. 191 и сноска 26.
- ^ Изображение этого сооружения, полукруглого крыльца, поддерживаемого семью колоннами, из которых были удалены дополнения Лефранка, можно найти в Cranga, стр. 195.
- ^ Описание фонтана Воклюз (второе издание), Ж. Герен (Ред), 1813, стр. 58-61 для Лефранка; стр. 70-75, цитата Петрарки.]
- ^ Подробности этого раздела (и части истории) взяты из единственного на сегодняшний день серьезного исследования истории замка и парка Le Parc À Fabriques du Chateau de Pompignan: Une Illustration de l'Art des Jardins dans le Midi. де ла Франс , Ив и Мари-Франсуаза Кранга, в Memoirs de la Société Archéologique du Midi de la France , Тулуза, 2003, стр. 179–201. Работу можно найти здесь. Архивировано 31 мая 2011 г. в Wayback Machine , где можно увидеть эскизы 1802 года, а также некоторые фотографии, сделанные авторами.Записная книжка 1802 года хранится в частном порядке (в коллекции Оливье, Монтобан), но Кранга воспроизводит большую часть рисунков и дает краткое описание каждой упомянутой фабрики .
- ↑ Свидетельства указывают на Жермена Шабера, который позже стал успешным художником и гравером. Помпиньян - первая остановка в туре по одиннадцати зарисованным местам - находится менее чем в двух километрах от его родной деревни Грисоль, и в целом альбом для рисования внимателен как к архитектурным деталям, так и к ландшафту, необходимым для его исследований в области археологии. Подробности см. в Cranga, стр. 179, примечание 4.
- ^ Хорошую цветную фотографию за октябрь 2010 г. можно увидеть в статье в местной газете.
- ^ Кранга, стр. 182 и сноска 5.
- ^ Кранга, стр. 182 и рис. 9.
- ^ Кранга, стр. 184 и рис. 14.
- ^ Cranga, стр. 185 и рис. 14. История Бавкиды и Филимона из Овидия рассказывает об их скромном, но знаменитом счастливом и гостеприимном доме. Их щедрость по отношению к богам была вознаграждена превращением их дома в храм, а после их одновременной смерти сделанными его постоянными хранителями в виде двух переплетенных деревьев (дуба и липы).
- ↑ Описание, цитируемое в Cranga, стр. 184 и сноске 10, приписывается Полю Меспе после его визита в 1952 году. Фотография Меспе (Cranga, стр. 199, рис. 27) дает хорошее изображение этой статуи во время его визита.
- ^ Cranga, стр. 184, сноски 10 и 11.
- ↑ Вероятно, около 1709 года, когда Жак Лефран переехал с Cours des Aides в Монтобан из Каора.
- ^ Джон Стюарт Милль, Собрание сочинений Джона Стюарта Милля, Том XXVI - Журналы и дебаты, часть I, изд. Джон М. Робсон (Торонто: University of Toronto Press, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1988).Доступ по адресу http://oll.libertyfund.org/title/260, 4 февраля 2011 г.
- ^ Джон М. Робсон во введении к Собранию сочинений Дж. С. Милля, стр. 7.
- ^ Сейчас это отель, в его брошюрах есть хорошие фотографии здания и территории.
- ^ Ведомственные архивы, Верхняя Гаронна, 3E 27 489. Цитируется в Cranga, стр. 192.
- ^ Архивы ведомства, Тарн-и-Гаронна, 3 E 2 784, цитируется по Cranga, стр. 192.
- ↑ В сентябре 2010 года La Depeche du Midi опубликовала статью, содержащую неопубликованное изображение этого панно .
- ↑ Эти два абзаца взяты из Cranga, стр. 192, а цитата взята из H. Soulange-Bodin, Châteaux anciens de France et du Jura, 1962, p. 201, цитируется по Cranga, стр. 192, сноска 32.
- ^ Сайт доминиканцев Непорочного зачатия в [1]. Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Министерский пресс-релиз здесь . См. стр. 3, последний пункт.
- ^ С сайта USV [ http://sauvonspompignan.unblog.fr/2011/02/19/lanalyse-comparative-est-legitime-et-ira-jusquau-bout/
- ^ Министр заявил, что сравнительные исследования показали, что воздействие альтернативного маршрута USV будет в лучшем случае таким же разрушительным, а в худшем случае — в два раза хуже, чем маршрут «D», с точки зрения пострадавших жилых домов; что воздействие на коммерческие здания будет в три-четыре раза сильнее; что виноградники пострадают не меньше; и что стоимость будет увеличена на 160–250 миллионов евро. Письмо (на французском языке) доступно здесь .