Сэссю Тойо
Сэссю | |
---|---|
Заголовок |
|
Персональный | |
Рожденный | в. 1420 |
Умер | 26 августа 1506 г. (85–86 лет) |
Религия | буддизм |
Школа | Риндзай |
Старшая должность | |
Учитель | Тенсё Сюбун |
Сэссю Тойо ( 雪舟 等楊 , ок. 1420 — 26 августа 1506) , также известный просто как Сэссю ( 雪舟 ) , был японским дзенским монахом и художником, считающимся великим мастером японской живописи тушью . Первоначально вдохновленные китайскими пейзажами, работы Сэссю имеют характерный японский стиль, отражающий эстетику дзен- буддизма. [ 1 ] В его выдающихся работах запечатлены изображения пейзажей, портретов, картин с птицами и цветами, пропитанные дзен-буддийскими верованиями , сплющенной перспективой и выразительными линиями. [ 2 ]
Сэссю родился в семье самурая Ода ( 小田家 ) и обучался в храме Сёкоку-дзи в Киото, Япония, как монах дзен. [ 1 ] С раннего детства Сэссю проявлял талант к живописи и со временем стал широко почитаемым по всей Японии как мудрый, уважаемый ученый дзэн и величайший художник-священник дзэн-шу. [ 3 ]
Сэссю работал в живописной мастерской во время обучения у Тенсё Сюбуна (ок. 1418–1463). Но после посещения Китая его работы приобрели отчетливое китайское влияние, объединив японский и китайский стили, чтобы развить его индивидуалистический стиль картин дзен. [ 3 ] Влияние Сэссю на живопись было настолько велико, что многие художественные школы называли его своим основателем. [ 4 ] Самыми известными работами Сэссю являются «Зимний пейзаж» (около 1470-х гг.), «Птицы и цветы» (1420–1506 гг.) и «Четыре пейзажных свитка времен года» (1420–1506 гг.).
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Сэссю Тойо родился в Акахаме (город Соджа), поселении в провинции Битчу , которая сейчас является частью префектуры Окаяма , в период Муромати. [ 3 ] В детстве Сэссю вошел в буддийскую общину храма Хофукудзи в Окаяме, Япония. [ 5 ] Мало что известно о ранней жизни Сэссю, но есть хорошо известная история о том, что, находясь в храме Хофукудзи, наставник Сэссю был вынужден наказать его, привязав к храмовому столбу. По прошествии нескольких часов Сэссю использовал свои слезы как чернила, чтобы нарисовать мышь на деревянном полу. Мышь была настолько реалистичной, что ожила и перегрызла тугие веревки, чтобы освободить себя. [ 4 ]
В возрасте двенадцати или тринадцати лет Сэссю вошел в храм Сёкокудзи в Киото , Япония, в качестве помощника главного священника всех дзэн-храмов Сюнрина Шуто и в конце концов стал дзэн-монахом. [ 3 ] Храм Сёкокудзи поддерживал тесные отношения с правительством Муромати, поскольку основными сторонниками храма были члены правящей семьи Асикага . [ 5 ] Находясь в храме Сёкокудзи, Сэссю был учеником Тенсё Сюбуна , которого часто считали первым великим мастером пейзажной живописи тушью в Японии. Сэссю проработал под руководством Сюбуна 20 лет, прежде чем уехал из Киото в небольшой провинциальный дзэн-храм на западе Японии. Здесь он был освобожден от монашеских и политических обязанностей и сосредоточился на живописи. [ 1 ]
Китай
[ редактировать ]На средства богатого клана воинов, который вел торговлю с Китаем, которым тогда управляла династия Мин , Сэссю отправился в Китай в 1467 году в составе японского посланника. [ 3 ] Он путешествовал по Китаю в течение трех лет, исследуя монастыри Чань, пейзажи и изучал китайские картины профессиональных художников, а не мастеров литераторов. [ 1 ] Здесь у Сэссю была возможность изучить картины традиционных китайских мастеров, узнать об их реалистических стилях. [ 3 ] Во время своего путешествия из Нинбо в Перкинг Сэссю ощущал необъятность природы, обучаясь на оригинальных образцах, используемых в китайской живописи тушью. [ 3 ] Это сильно повлияло на его последующие работы, поскольку до посещения Китая Сэссю работал в стиле Сюбуна. После трех лет пребывания Сэссю в Китае его знакомство с китайскими пейзажами проявилось в последующих работах, поскольку они содержали отчетливое китайское влияние с его развивающимся индивидуалистическим стилем. [ 6 ]
Возвращение в Японию и смерть
[ редактировать ]В последние годы жизни Сэссю он посетил Масуда , Япония, чтобы изучать дзэн, одновременно рисуя и создавая духовные сады, называемые садами Сэссю. [ 3 ] В 1506 году в возрасте 87 лет Сэссю умер в храме Токодзи, но его останки были перевезены в храм Икодзи, впоследствии известный как храм Сэссю, где они были кремированы. [ 3 ] После смерти Сэссю его ученик Шутоку унаследовал его студию Ункоку-ан. [ 7 ]
Картины и техники
[ редактировать ]Работы Сэссю преимущественно представляют собой суйбокуга , что означает «картины водой и тушью». [ 1 ] Художникам суйбокуга исключительность черных чернил позволила им сосредоточиться на существенном характере предмета, поскольку дзен-буддизм подчеркивает материальную простоту и чувствительность к миру природы. [ 1 ] Для создания своих монохромных картин разбавленными серыми и черными чернилами Сэссю использовал черные суми, что означает твердые чернила на основе древесного угля или сажи, на бумаге или шелке, следуя таким образом искусству суми-э. [ 8 ] Некоторые из наиболее известных работ Сэссю включают «Зимний пейзаж» (ок. 1470-х гг.), «Четыре пейзажных свитка времен года» (ок. 1420–1506) и « Птицы и цветы» (ок. 1420–1506), демонстрирующие его стиль сплющенного пространства, выразительных очертаний. и угловатые мазки, изображающие дзенские убеждения. [ 2 ]
Зимний пейзаж (ок. 1470-е гг.)
[ редактировать ]После своего пребывания в Китае Сэссю написал Зимний пейзаж (около 1470-х годов) в сельских провинциях Японии, демонстрируя, как Сэссю сочетал свои художественные приемы и концепции дзен. [ 1 ] Сэссю использовал исключительно черные чернила суми, разбавленные до оттенков серого. Плоские, перекрывающиеся горы изображают снежный пейзаж. [ 8 ] Короткими, выразительными мазками Сэссю изображает мужскую фигуру, поднимающуюся по крутой тропе к пустынному храмовому комплексу, намекая на трудность его путешествия в разгар зимы. [ 8 ] Как и в картинах Сэссю, единственная фигура окружена возвышающимся пейзажем, который опирается на концепцию моно-но-аэро , когда человечество присутствует в природе. [ 2 ] создать атмосферу уединения. [ 9 ] На протяжении всей композиции Сэссю использует технику шумпо, варьируя твердость и толщину контуров, чтобы передать трехмерность и текстуру. [ 1 ] Это моделирование усиливается за счет разбавленных чернил и рендеринга с использованием тонких линий. На переднем плане скалы и деревья образуют тяжелые темные линии, в то время как далекие горы слева очерчены на фоне серого неба одним мазком кисти, чтобы запечатлеть момент. [ 2 ] Интенсивность работы Сэссю показана острыми угловатыми мазками в центре, отражающими влияние дзен-буддизма. [ 1 ] Точно так же он использует чернильную размывку для катящегося тумана, чтобы разделить пространство между твердым телом и пустотой, отражая даосскую метафизическую концепцию напряжения между объектами. [ 2 ] Это усиливается острыми диагоналями противоположных камней на переднем плане, поскольку они создают ощущение неизбывной, сдерживаемой энергии. [ 8 ] На заднем плане изображен один сильный, похожий на молнию мазок, который очерчивает центральные скалы, а вершина исчезает в тумане, наводя на мысль о преходящих моментах во времени, как верят в дзен-буддизме. [ 1 ] В целом «Зимний пейзаж» представляет собой стилистический выбор Сэссю и реализацию концепций дзен-буддизма, в частности, опираясь на китайские пейзажи, которые символизировали стремление добродетельного человека оставаться благородным в трудные моменты. [ 1 ]
Четыре свитка с пейзажами времен года (ок. 1420–1506 гг.)
[ редактировать ]Сэссю Тойо Написанные в возрасте 67 лет «Четыре пейзажных свитка времен года» (ок. 1420–1506) изображают течение четырех времен года и отражают его опыт общения с японскими и китайскими пейзажами. [ 4 ] Каждый свиток состоит из двух шелковых полос, поскольку изначально картины представляли собой экранные панели, но позже были расположены на одном какэмоно . [ 6 ] Несмотря на то, что времена года изображены последовательно: весна-лето-осень-зима, осенний свиток совершенно другой. Судя по путешествиям Сэссю, «Осень» несет в себе доминирующее стилистическое влияние Китая. [ 6 ] Например, использование Сэссю китайской техники прогрессивного видения, при которой использование нескольких точек зрения создает изображение, более точно соответствующее опыту общения с природой, предполагая синтез времени и пространства. [ 4 ] Обработка сосновых иголок Сэссю соответствует методу сун-е-тянь, в то время как пунктирные листья отражают ку-цзяо-тянь (точки черного перца), которые использовались китайскими художниками до Сэссю. [ 6 ] В этой картине Сэссю уменьшает пропорции по мере удаления пространства, одновременно размещая отдаленные объекты выше в композиции. Это усиливается благодаря атмосферной перспективе, где Сэссю неоднозначно манипулирует качеством линии и текстурой для спада. [ 4 ] В целом «Четыре пейзажных свитка времен года» демонстрируют китайское влияние на творчество Сэссю и его использование пространства и композиции для отражения души природы в пейзажах. [ 4 ]
Птицы и цветы (ок. 1420–1506)
[ редактировать ]Влияние исследований Сэссю в Китае отражено в двух знаменитых свитках сезонных пейзажных картин с изображением птиц и цветов, написанных тушью и цветом на шелке, в коллекции Перри. [ 5 ] Сэссю рисует выразительные контуры и текстуры камней, используя влажную кисть с расщепленными волосками. Это придает камню шероховатую текстуру, придающую ему ощущение твердости и осязаемости. Подобный прием можно увидеть в пейзажах «Четырех пейзажных свитков времен года» « Осенний и Зимний». В пейзажах Сэссю часто встречается мотив трапециевидной формы камня с двумя углублениями наверху. Как и в «Зимнем пейзаже», Сэссю использует зигзаг, или форму освещения, чтобы внести свой вклад в структуру композиции. [ 10 ] В этой композиции Сэссю выравнивает пространство, используя пространственную неоднозначность и вариации масштаба. [ 2 ] Контраст масштабов Сэссю создает иллюзию, подобную дзэнскому представлению о нулевом времени и пространстве, где нет различий между прошлым, настоящим и будущим. Композиционно нет различия между всем изображением и предметами, его составляющими. [ 11 ] Сэссю целенаправленно контролирует интенсивность тонов, чтобы передать атмосферную перспективу посредством тонких градаций чернил, чтобы туман вызывал поэтические осенние чувства. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Акцент Сэссю на дзен-буддизме, личной интерпретации и экономичном выражении в живописи стал основой его наследия для последующих японских художников. Впоследствии его методы визуализации широко использовались художниками шестнадцатого века, особенно теми, кто посещал школы живописи Сэссю. [ 4 ]
Список избранных работ
[ редактировать ]Пейзажи
[ редактировать ]- Четыре свитка с пейзажами времен года ( ок. 1420–1506 )
- Зимние пейзажи из «Пейзажей четырех времен года» ( ок. 1420–1506 ); Токийский национальный музей)
- Осенние и зимние пейзажи (ок. 1470-е; Токийский национальный музей)
- Краткий свиток пейзажей ( ок. 1474–1490 ; Национальный музей Киото)
- Длинный свиток с пейзажами ( Сансуи Чокан ) ( ок. 1486 ; Коллекция Мори, Ямагути, Япония)
- Хабоку Сансуи , свиток в технике «разбрызгивания чернил» (1495; Токийский национальный музей)
- Вид на Ама-но-Хасидатэ ( ок. 1502–1505 ; Национальный музей Киото)
- Пейзаж Сэссю
Другой
[ редактировать ]- Портрет Масуда Канетака (1479; Коллекция Масуда, Токио)
- Хуике предлагает руку Бодхидхарме ( Дарума и Хуэй Ко ) (1496; Сайнен-дзи, Айти, Япония)
- Цветы и птицы , пара шестистворчатых ширм (без даты; Коллекция Косака, Токио)
См. также
[ редактировать ]- Тенсё Сюбун , аналогичный художник эпохи Муромати.
- Суйбокуга , стиль живописи, перенятый Сэссю.
- Хасэгава Тохаку
- Буддизм в Японии
- даосизм
- Список буддистов Риндзай
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл (2017). История искусств Ревеля . Том. 2 (6 изд.). Пирсон. ISBN 978-0134481012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фаулер, Майкл Д. (17 марта 2017 г.). «Пространственное слияние картин тушью и садового дизайна Сэссю Тойо». Исследования по истории садов и ландшафтных дизайнов : 144–157.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Миямото, Киёси. «сэссю тойо» . Туристический информационный центр города Масуда .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Форд, Дороти (2010). «Величайшее совершенство: пространственные аберрации в длинном свитке Сэссю». Награды бакалавриата за библиотечные исследования .
- ^ Jump up to: а б с Каннингем, Майкл Р. (4 апреля 1981 г.). «Сюгецу и японская живопись шестнадцатого века». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 68 (4): 120–130.
- ^ Jump up to: а б с д Кейт, Филип Хардинг (май 1930 г.). «Четыре пейзажных свитка времен года Сэссю». Бюллетень Пенсильванского музея . 25 (135): 26–31. дои : 10.2307/3794584 . JSTOR 3794584 .
- ^ Мурасе, Миеко (2000). Мост мечты: Коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк . МетПубликации.
- ^ Jump up to: а б с д Миттман, доктор Аса Саймон (3 августа 2019 г.). «Природа: прожектор — Зимний пейзаж Сэссю Тойо» . Смартистория .
- ^ Бринкер, Хельмут; Канадзава, Хироши (1996). «Дзенские мастера медитации в образах и письменах» Артибус Азиатский. Дополнение . 40 . Crossref, Google Scholar Лейзингер, Андреас: 232. doi : 10.2307/1522704 . JSTOR 1522704 .
- ^ Дрисманн, Виллем (1981). «Картина Дзюро работы Сэссю Тойо в Музее изящных искусств, Бостон». Архивы азиатского искусства . 34 : 48–55.
- ^ Нагатомо, Сигенори (28 июня 2006 г.). «Японская дзен-буддийская философия» . Стэнфордская энциклопедия философии .