Обман
« Инганно » ( итал . « обман ») — итальянский термин, обозначающий один из двух музыкальных приемов: прерывистый ритм или тип транспозиции, используемый в итальянской музыке 16-го и начала 17-го веков. В этой статье основное внимание будет уделено последнему значению.
Самое раннее объяснение этого термина дано Джованни Артузи в его Seconda parte dell'Artusi (1603). Инганно возникает , когда один голос произносит тему, а затем другой подхватывает ее, не используя те же интервалы , но сохраняя названия слогов- гексахордов . Артузи приводит следующий пример:
Здесь оригинальная тема — натуральный гексахорд. Затем первая нота транспонируется в твердый гексахорд ( G sol в D sol ), вторая сохраняется, третья и четвертая транспонируются в мягкий гексахорд F fa в B fa , C ut в F ut ) и так далее. .
Известно только одно произведение, которого явно упоминается инганни в названии Джованни Марии Трабачи » : «Recercare con tre fughe et inganni 1603 года. Но эта техника используется во многих других произведениях той эпохи. Примеры включают многочисленные работы Джироламо Фрескобальди (например, Fantasia Seconda 1608 года) и ричеркары, приписываемые Жаку Брюнелю (первое зарегистрированное систематическое использование inganno); ученый Роланд Джексон предположил, что эта техника сыграла важную роль в развитии позднего итальянского мадригала , включая знаменитые произведения Карло Джезуальдо .
Ссылки
[ редактировать ]- Харпер, Джон (2001). «Обман (я)». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .