Совместное определение в Германии
Кодетерминация в Германии – это концепция, которая предполагает право работников участвовать в управлении компаниями, в которых они работают. [ 1 ] Современный закон о совместном определении, известный как Mitbestimmung , содержится главным образом в Mitbestimmungsgesetz 1976 года. Закон позволяет работникам выбирать представителей (обычно представителей профсоюзов) почти в половину наблюдательного совета директоров. Это законодательство отличается от основного Закона Германии о компаниях для публичных компаний, Aktiengesetz . Это относится к государственным и частным компаниям, если в них работает более 2000 сотрудников. Для компаний с 500–2000 сотрудников должна быть избрана одна треть наблюдательного совета.
В Германии также существует закон, известный как Betriebsverfassungsgesetz , согласно которому работники имеют право создавать производственные советы на уровне местных цехов.
Цели совместного определения
[ редактировать ]Взгляды на цели совместного определения в целом различаются. Некоторые социальные реформаторы утверждают, что рабочие — это не просто части фабрики, а равноправные граждане. Прусское государство стремилось к примирительной политике между капиталом и трудом, а рабочие комитеты были одним из способов вовлечь и связать рабочих в систему и избежать конфликтов. Взамен профсоюзы признали цели по созданию социалистического государства .
Основная цель Codetermination — дать работникам возможность высказать свое мнение при принятии решений компании. Это означает вопросы организации бизнеса, условий труда и управления личными и экономическими решениями, влияющими на будущее компании и рабочих мест. Поэтому рабочие выбирают представителей производственного совета и членов правления, которые будут представлять их.
Интересы работников
[ редактировать ]Если исходить из того, что основной целью работодателей является максимизация прибыли в интересах акционеров, совместное определение может переориентировать цели компании в интересах работников. Можно достичь лучшего баланса, чтобы интересы компании не были столь односторонними. Для профсоюзов совместное определение является частью демократизации экономики. Это также способ для работников улучшить условия своих контрактов упорядоченным и регулируемым образом.
Интересы работодателей
[ редактировать ]Во многих экономических дискуссиях упоминается тезис о том, что работодатели также заинтересованы в совместном определении. Некоторые экономисты считают, что это может стать инструментом долгосрочного повышения производительности компании. [ 2 ] в то время как другие оспаривают это на том основании, что потери в эффективности производства перевешивают любой выигрыш в производительности. [ 3 ]
Виды совместного определения
[ редактировать ]Выделяют три формы со-детерминации:
Совместительство по местам работы
[ редактировать ]В соответствии с Betriebsverfassungsgesetz (BetrVG, Закон о производственных отношениях) работник имеет право на совместное принятие решения относительно своего рабочего места. Его необходимо проинформировать о его должности и обязанностях, а также о рабочих процедурах (см. также Arbeitsschutzgesetz ). Он имеет право вносить предложения и проверять определенные документы компании.
Оперативное совместное определение
[ редактировать ]Прекращение операционного кодекса касается организации бизнеса, расстановки рабочих мест, планирования персонала, руководящих принципов найма, социального обслуживания, учета рабочего времени и оценки эффективности. Это содержится в Законе о трудовой конституции (BetrVG, Закон о производственных отношениях).
Бетриебсрат или является Производственный совет органом оперативного совместного определения. В государственном секторе он известен как Персональная крыса или Совет персонала.
Корпоративное совместное определение
[ редактировать ]Корпоративное определение ( Unternehmensmitbestimmung ) касается частных ( GmbH ) и публичных компаний с ограниченной ответственностью ( AktG ). Drittelbeteiligungsgesetz предусматривает , что одна треть наблюдательного совета избирается работниками компаний с числом сотрудников более 500 человек. Для компаний с числом сотрудников более 2000 человек Mitbestimmungsgesetz требует, чтобы половина наблюдательного совета ( Aufsichtsrat ) была представителем работников (при условии, что председатель совета является назначенным акционером).
В угольной, горнодобывающей и сталелитейной промышленности Montan-Mitbestimmungsgesetz обеспечивает полный паритет между работниками и акционерами для компаний со штатом более 1000 человек.
В декабре 2005 года насчитывалось 729 компаний, чьи наблюдательные советы регулировались Mitbestimmungsgesetz , и около 30 — в рамках Montan-Mitbestimmungsgesetz .
Историческое развитие
[ редактировать ]- 1848 г. Франкфуртский парламент обработал предложение меньшинства об организации промышленности, которое включало границы корпоративной власти путем создания рабочих советов.
- 1850 г. Первые рабочие комитеты были созданы в четырех типографиях в Эйленбурге , Саксония.
- 1891 г. После отмены Социалистенгэсца рабочие комитеты могли создаваться свободно. Однако это происходило только там, где были активные профсоюзы.
- 1905 г. В ответ на забастовку на угольных шахтах Рура прусский Берггезетц учредил рабочие комитеты в горнодобывающих компаниях с численностью более 100 рабочих.
- 1916 г. Закон о вспомогательных услугах (1916 г.) ( Gesetz des Vaterländischen Hilfsdiensts ) создал рабочие комитеты для всех компаний, производящих продукцию для военных нужд, с численностью более 50 рабочих. Эти комитеты имели право на консультации по социальным вопросам.
- 1920 г. Закон Betriebsrätegesetz (Закон о производственном совете) утвердил консультативные органы для работников предприятий с числом сотрудников более 20 человек. Социально-экономические интересы рабочих должны были быть представлены и учтены руководством.
- 1934 г. После захвата власти нацистами производственные советы были упразднены, а профсоюзы распущены.
- 1946/47 Союзный контрольный совет через Kontrollratsgesetz № 22 разрешил создание производственных советов, как в Веймарской республике.
- 1951 г. Montan-Mitbestimmungsgesetz (Закон о кодировании угольной, сталелитейной и горнодобывающей промышленности) требовал совместного определения на предприятиях с более чем 1000 сотрудников через представителей рабочих, составляющих половину наблюдательных советов.
- 1952 г. Betriebsverfassungsgesetz потребовал участия рабочих на уровне цехов через производственные советы.
- 1955 г. Bundespersonalvertretungsgesetz разрешил совместное определение сотрудников государственных служб в Федерации и немецких землях.
- 1972 г. Закон о Конституции труда был обновлен и переиздан.
- 1976 Mitbestimmungsgesetz потребовал совместного определения во всех компаниях с числом сотрудников более 2000 человек.
Законы о кодировании
[ редактировать ]Закон о кодировании угля и стали 1951 года
[ редактировать ]После угроз массовых забастовок со стороны профсоюзов металлистов в 1951 году в Западной Германии был принят Montan-Mitbestimmungsgesetz . Он распространялся на рабочие места с числом сотрудников более 1000 человек, что на тот момент затронуло 105 компаний. [ 4 ] : 36 Он предусматривал равное представительство в наблюдательном совете работников и работодателей.
Со стороны рабочих представители должны назначить «дополнительного члена», который будет действовать явно в интересах сообщества. Цель заключалась в том, чтобы в преддверии Второй мировой войны эти компании открыто поддерживали нацистов финансово. Чтобы предотвратить тупиковую ситуацию в совете, должен быть назначен нейтральный член, о чем стороны должны договориться. В составе правления один член должен быть директором по персоналу ( Arbeitsdirecktor ), который не может быть назначен против голосов рабочих директоров в наблюдательном совете. [ 5 ]
Компании пытались избежать последствий закона после его принятия. Сталелитейная компания Mannesmann зарегистрировала еще одну холдинговую компанию за пределами сталелитейной промышленности, намереваясь обойти закон. В ответ был принят Mitbestimmungsergänzungsgesetz (Закон о дополнении к кодированию, известный как «Lex Mannesmann»), чтобы предотвратить эту практику, разрешив дочерним компаниям голосовать за наблюдательный совет материнских компаний. [ 4 ] : 38
Закон о трудовой конституции
[ редактировать ]Принятый 11 октября 1952 года, этот закон вводит одну треть избрания директоров Наблюдательного совета трудящимися (§§ 76 и след. BetrVG). Исключение сделано для семейных компаний. На каждых двух членов акционеров Производственный совет может направить третьего представителя работников. Они также могут участвовать в работе комитетов Наблюдательного совета.
15 января 1972 года Закон 1952 года был обновлен, предоставляя дополнительные полномочия для участия в личных и общественных делах сотрудников компании. Права отдельных работников были усилены по отношению к профсоюзам .
Закон о кодировании 1976 года
[ редактировать ]Закон о третьем участии 2004 г.
[ редактировать ]18 мая 2004 года Drittelbeteiligungsgesetz заменил положения Закона о трудовой конституции 1952 года. Это распространялось на рабочие места от 500 до 1000 сотрудников, которые еще не охвачены (Montan-)Mitbestimmungsgesetz . [ 6 ]
Европейское право
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Совместное определение
- Владение акциями сотрудников
- Кооператив
- Рабочий кооператив
- Рыночный социализм
- Социальная собственность
- Немецкое корпоративное право
- Немецкое трудовое право
- Корпоративное право США
- Законодательство Великобритании о компаниях
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейдж, Ребекка (2018). «Со-определение в Германии – Руководство для начинающих» (313). Фонд Ганса Бёклера .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макгоги, Юэн (25 марта 2015 г.). «Сделки по совместному определению: история немецкого корпоративного и трудового права» . Рочестер, Нью-Йорк. дои : 10.2139/ssrn.2579932 . ССНН 2579932 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ягер, Саймон; Шефер, Бенджамин; Хайнинг, Йорг (ноябрь 2019 г.). «Труд в зале заседаний» . Серия рабочих документов. дои : 10.3386/w26519 . S2CID 198974939 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Каффнер, Андреа (2003). Участие сотрудников в Европейской компании на основании Директивы Европейских производственных советов . Берлин. ISBN 978-3-936749-47-2 . OCLC 611572503 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Макгоги, Юэн (25 марта 2015 г.). «Сделки по совместному определению: история немецкого корпоративного и трудового права» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНН 2579932 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «I. Условные факторы для введения равного со-определения в черной металлургии 1945–1949» , «Совместное определение в горнодобывающей промышленности » , DEUTSCHE VERLAGS-ANSTALT, стр. 18–36, 1982, doi : 10.1524/9783486703351.18 , ISBN 978-3-486-70335-1 , получено 16 июня 2023 г.
- ^ Тейхманн, Кристоф; Монсенепво, Джастин (01 декабря 2018 г.). «Соуправление (Mitbestimmung) в немецком праве» . Сравнительный обзор законодательства о труде и социальном обеспечении (4): 86–99. дои : 10.4000/rdctss.1772 . ISSN 2117-4350 .