Jump to content

Юрий Меркулов

Юрий Меркулов
Юрий Меркулов
Рожденный
Юрий Александрович Меркулов

( 1901-04-28 ) 28 апреля 1901 г.
Умер 13 февраля 1979 г. (13 февраля 1979 г.) (77 лет)
Род занятий Художник, аниматор, кинорежиссер

Меркулов ( русский : Юрий Александрович Юрийлександорович Серкулов ; 28 апреля [ OS 15 апреля] 1901 — 13 февраля 1979) — советский художник, режиссёр анимации и кино , реставратор-реставратор , изобретатель, теоретик кино и актёр. Известен как один из основоположников советской школы традиционной и покадровой анимации . [ 1 ] [ 2 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

селе Рассказово (современный город Рассказово Тамбовской области России Юрий Меркулов родился в ) в обеспеченной русской семье. Он был одним из семи детей Александра Николаевича Меркулова (1869–1924), выдающегося хирурга и члена Российского общества врачей, инспектировавшего, организовавшего и реорганизовавшего медицинские клиники по всей стране. Во время Первой мировой войны он возглавлял один из московских военных госпиталей, а после Октябрьской революции основал Московский институт травматологии, тесно сотрудничая с Николаем Семашко . Мать Юрия Мария Карловна Меркулова (1870–1944) была профессиональной пианисткой, посвятившей себя воспитанию детей. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Юрий рано увлекся искусством и поступил в Московское художественное училище Федора Рерберга. Во время войны он и его сестры работали в госпитале своего отца, леча раненых солдат. Затем он служил в советском военно-морском флоте , а по возвращении присоединился к Вхутемасу , где учился у Ильи Машкова до 1923 года. Он стал тесно связан с советским авангардным художественным движением, принимая участие в различных прогрессивных коалициях, в том числе Владимира Маяковского в коллективе современных художников . художников, где он, рисовал плакаты РОСТА и оформлял декорации к спектаклю «Мистерия-буфф» в частности, . Вместе с Даниилом Черкесом он также украшал агитпоезда ; именно тогда возникла идея «анимационных плакатов», самого раннего вида советской анимации, основанного на творчестве Дмитрия Моора , Виктора Дени и Михаила Черемных . [ 3 ] [ 6 ]

В 1923 году Меркулов вместе с Николаем Ходатаевым и Зеноном Комиссаренко создал эскизы к «Аэлита» фантастическому фильму . Поскольку Яков Протазанов отверг идею совмещения живого действия с анимацией, они втроем основали собственную экспериментальную мастерскую при Государственной школе кинематографии , первую советскую анимационную студию. К 1924 году они закончили «Межпланетную революцию» анимационную пародию на Аэлиту и современную политическую ситуацию, ставшую очень популярной. [ 7 ] Через год они были наняты советским правительством для создания фильма «Китай в огне» , еще одной политической сатиры, критикующей европейское вмешательство в китайскую экономику. К команде присоединились Владимир Сутеев , Иван Иванов-Вано и сестры Брумберг, что привело к появлению множества стилей. При длине пленки 1000 метров и частоте 14 кадров в секунду он длился на тот момент более 50 минут, что сделало его первым советским полнометражным анимационным фильмом и одним из первых в мире. После этого Меркулов, Ходатаев и Комиссаренко разошлись. [ 1 ] [ 2 ]

Duration: 31 minutes and 50 seconds.
Китай в огне (1925)

В 1926 году Юрий поступил на работу в «Межрабпом-Русь» и организовал там анимационное отделение. Вместе с Ивановым-Вано он рисовал анимационные эпизоды для Всеволода Пудовкина » «Механики мозга , первого советского научно-популярного фильма, получившего похвалу как от Ивана Павлова , так и от международных медицинских специалистов. Его старый друг Даниил Черкес присоединился к ним в следующем проекте — игровом анимационном фильме «Сенька-африканец» (1927) по мотивам комедийной поэмы Корнея Чуковского о маленьком мальчике, отправившемся в Африку на воздушном шаре. Он объединил нарисованные и вырезанные сцены с живыми актерами, став одним из первых советских фильмов, ориентированных на детей, наряду с «Каток» Юрия Желябужского . Меркулов также снял анимационные эпизоды для Поцелуй из Мэри Пикфорд» . комедии « [ 3 ] [ 6 ]

первый советский мультсериал « Приключения Братишкина» В 1928 году он запустил на «Мосфильме» , на этот раз сочетая живое действие с покадровой анимацией и рассказывая короткие комедийные истории с участием Братишкина — крошечного моряка, путешествовавшего по Москве и принимавшего участие во всевозможных реальных событиях. . К нему присоединился молодой Александр Птушко , который помогал ему создавать куклы и декорации, а в итоге занял режиссерское кресло.

К тому времени Меркулов уже переехал в «Госвоенкино» (студия военной документалистики), где вместе с Леонидом Амальриком и Львом Атамановым открыл анимационную мастерскую. Их самым известным проектом была «Первая кавалерия» (1929), вдохновленная 1-й Конной армией , сражавшейся под командованием Семена Буденного во время Гражданской войны в России . Меркулов увлекся этим еще в 1919 году, когда услышал рассказы одного из раненых солдат. Съемочная группа снова объединила живое действие и анимацию, используя различные приемы. Эдуард Тиссе руководил сложной операторской работой. Фильм имел огромный успех и несколько лет поддерживал семью Меркулова. [ 3 ] [ 6 ]

Он продолжал работать над документальными фильмами и анимационным агитпропом , хотя к середине 1930-х годов начал переключаться на другие проекты. Будучи инженером, он сконструировал аттракционы для Центрального парка культуры и отдыха , в том числе полноразмерную интерактивную модель гидросамолета с тиром. В 1939 году ему поручили организовать первую выставку, посвященную Советскому Военно-морскому флоту, проходившую в Центральном парке. Он также работал реставратором-реставратором Воронцовского дворца в Крыму и планировал создать там Музей морской славы с панорамным видом, но этого так и не произошло. Кроме того, он много работал художником и рисовал пользующиеся спросом агитплакаты. [ 3 ] [ 8 ]

Поздние годы

[ редактировать ]

Меркулов принял участие в Великой Отечественной войне и по возвращении продолжил художественную карьеру. Лишь в 1950-е годы он вернулся в кино. В период с 1955 по 1965 год он создал анимационные эпизоды для многих игровых фильмов, в том числе для научно-фантастических фильмов « Я был спутником Солнца» (1959) и Григория Александрова ( «Русский сувенир» 1960). Он также снял несколько пропагандистских короткометражных мультфильмов, подобных тем, в которых он снимался еще в 1920-х годах, например, «Привлечь к ответственности похитителей хлеба!» (1965), хотя спроса на него уже не было. Кроме того, он играл эпизодические роли русских дворян и помещиков в исторических драмах: его аристократическая внешность привлекала кинорежиссёров. [ 3 ]

Юрий Меркулов умер в 1979 году и был похоронен в семейной усыпальнице на Новодевичьем кладбище . [ 4 ] Он был женат на Антонине Васильевне Меркуловой, с которой познакомился в Крыму. У них родилась дочь Нина. [ 6 ]

Литература

[ редактировать ]
  • Кино: Энциклопедический словарь // Главный редактор Сергей Юткевич (1987). — Москва: Советская энциклопедия, с. 265
  • Ольга Нестерович (1971) . Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих друзьях. — Москва: Искусство, с. 124
  • Юрий Меркулов (1928) . Что-то о Братишкине. — Советский экран №49 ISSN   0132-0742
  • Ivan Ivanov-Vano (1980) . Frame After Frame. — Moscow: Iskusstvo, p. 17-23, 54-60

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Джанналберто Бендацци (2016) . Анимация: Всемирная история: Том I: Основы - Золотой век в Google Книгах , стр. 76—79
  2. ^ Jump up to: а б Сергей Капков (2006) . Энциклопедия отечественной анимации , с. 433-434, 14
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Звезды российской анимации. Юрий Меркулов Ирина Марголина и Эдуард Назаров , Студия МИР, 2015 (на русском языке)
  4. ^ Jump up to: а б Соломон Кипнис (1995) . Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища. — Москва: Пропилей, с. 93 ISBN   5-7354-0023-1
  5. ^ Меркулов Александр Николаевич в Общем алфавитном каталоге русскоязычных книг Российской национальной библиотеки (на русском языке)
  6. ^ Jump up to: а б с д Анимация от А до Я Ирины Марголиной и Эдуарда Назарова , серии 15, 22—23, РЕН ТВ , 1997 (на русском языке)
  7. ^ Larisa Malyukova (2013) . OVERcinema. Modern Russian animation. — Saint Petersburg: Umnaya Masha, p. 264 ISBN   978-5-9904193-1-5
  8. Меркулов Юрий Александрович (1901–1979) на сайте Советского Плаката (на русском языке).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb93c43e61dbdc9d8f57e66f23d9215b__1720714380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/5b/bb93c43e61dbdc9d8f57e66f23d9215b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yuri Merkulov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)