Jump to content

Чах Ахриев

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Чах Эльмурзиевич Ахриев
Ахриев гр. 1873 г.
Рожденный 22 мая 1850 г. [ а ]
Умер 12 мая 1914 г. [ б ]
Владикавказ
Супруг Айши Базоркина
Дети Рашид-бек , Руслан, Тамара, Нина
Родители
  • Эльмурза Ахриев (отец)
  • Дали Озиева (мать)
Родственники Ассадула Ахриев (двоюродный брат)
Академическое образование
Альма-матер Ставропольская классическая мужская гимназия [ ru ] (1868 г.)
Nizhyn Legal Lyceum [ ru ] (1874)
Академическая работа
Дисциплина Этнография и краеведение
Военная карьера
Верность  Российская Империя
Услуга/ ветвь  Императорская Российская Армия
Классифицировать Полковник [ 1 ]

Чах Эльмурзиевич Ахриев [ д ] (22 мая [ OS 10 мая] 1850 – 12 мая [ OS 29 апреля] 1914) был первым ингушским этнографом и юристом по образованию, записавшим ингушский фольклор, мифологию и культуру.

Ахриев родился в Фуртоуге и стал аманатом (горным заложником). [ и ] в возрасте семи лет. Он поступил в военную кантонистскую школу, где Ахриев учился с 1857 по 1862 год. С 1862 по 1868 год он учился в Ставропольской гимназии [ ru ] , после чего вернулся в Фуртоуг и занялся сбором фольклорных и этнографических материалов. этнографических работ он опубликовал в Сборнике сведений о кавказских горцах » « « и газете Терские ведомости » В 1870-е годы некоторые из этих . С 1870 по 1874 год Ахриев учился в , лицее , Нежинском после чего переехал в Елизаветпольскую губернию где работал в административных органах городов Евлаха и Нухи . Ахриев продолжал работать до 1912 года, когда вышел в отставку по болезни. Вернулся во Владикавказ , где и умер 12 мая 1914 года.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Генеалогическое древо Эльмурзы, Педы, Мургуста и Темурко [ ru ] Ахриевых (на русском языке). Чах Ахриев указан как « Чага (12 лет)».

Ахриев родился 10 мая 1850 года в селе Фуртоуг Владикавказского округа Терской области . Его отцом был Эльмурза Ахриев, а матерью – Дзали Озиева. [ 3 ] Сам Ахриев был этническим ингушем. [ 4 ] семьи Ахриевых, [ 5 ] который в свою очередь входил в состав клана Джерахов ( тейпа ). [ 6 ] В семье у него было четыре старшие сестры; [ 5 ] его двоюродным братом был Асадула Ахриев , видный ингушский исследователь и революционер. [ 7 ] [ 5 ]

В 1857 году семилетний Чах Ахриев вместе с другими ингушскими мальчиками Ахиевых и Ляновых стал аманатом (заложником-горцем). [ и ] Его доставили во Владикавказскую крепость поступил в военную кантонистскую школу. , где он с 1857 по 1862 год [ 3 ] Благодаря помощи его дяди Темурко Ахриева [ ru ] , офицера Российской Императорской Армии , положение Ахриева во Владикавказе было несколько лучше, чем у других детей-заложников; он пользовался уважением российских властей и имел больше свободы. [ 8 ]

С 1862 по 1868 г. [ 3 ] Ахриев учился в Ставропольской гимназии , которой в начинали свою творческую и научную карьеру многие кавказские ингушский интеллигент Адиль-Гирей том числе интеллектуалы, в . Долгиев В 1860-1870-х годах в Российской империи поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа и кавказоведение, открывались филиалы Всероссийских научных обществ. фундаментальные исследования учёных Адольфа Берже , Петра Буткова [ ru ] , Николая Дубровина [ ru ] В эти годы стали публиковаться и других. Ахриев увлекался русской культурой и входил в число выдающихся людей своего времени. [ 5 ]

Этнографическая карьера

[ редактировать ]
Ахриев сидит справа.

Окончив в 1868 году гимназию, Ахриев из-за болезни провел два года в Фуртоуге. опубликовал некоторые этнографические труды в Сборнике сведений о кавказских горцах » « « и газете ведомости » Терские . В этот период он собирал фольклорные и этнографические материалы, а также [ 3 ]

Информаторами Ахриева были старейшины горных селений Ингушетии , которые были свидетелями событий и обрядов ингушской культуры XVIII века и помнили истории из жизни своих предков XVII века. [ 5 ] Ахриев первым описал элементы ингушской нартской саги . [ 5 ] [ 3 ]

учился в Нежинском лицее 1874 С 1870 по . год После окончания учебы находился в неофициальной ссылке в Елизаветпольской губернии за критику политики царизма на Кавказе. [ 9 ] Там он работал в административных органах городов Евлаха и Нухи . [ 10 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Надгробие на могиле Ахриева 1928 года.

16 октября 1874 года Ахриев был назначен кандидатом на должность судьи Тифлисского суда [ ru ] и в течение восьми лет работал кандидатом на должность судьи, помощником мирового судьи и судебным следователем. 24 ноября 1882 года Ахриев был назначен уполномоченным по управлению государственным имуществом в уездах Елизаветпольской губернии, а с 31 января 1889 года работал чиновником особых поручений по надзору за населенными землями и оброковыми статьями. [ ж ] С 27 мая 1897 года Ахриев был директором Нухского отделения комитета тюремных попечителей. С 23 октября 1900 года работал младшим надсмотрщиком за государственными землями и оброками Елизаветпольской губернии. [ ж ] [ 12 ]

Ахриев страдал хроническим диабетом и тоской по дому . 28 сентября 1912 года он подал заявление об отставке по состоянию здоровья и был уволен из чина коллежского советника. Он вернулся с семьей во Владикавказ, где и провел остаток своей жизни. Ахриев умер 29 апреля 1914 г. [ 9 ] и был похоронен по исламским обычаям захоронения в Фуртуге, его родном селе. [ 3 ]

Просмотры

[ редактировать ]

Ахриев часто освещал в своих произведениях положение ингушской женщины, посвятив этому отдельный очерк. По его словам, по сравнению с другими народами ингушская женщина обладает сравнительно большей свободой, но при этом ей приходится много работать. Ахриев также считает, что освобождение от физического труда еще не означает настоящей свободы. Более того, он утверждает, что положение ингушской женщины меняется в разные периоды ее жизни. По мнению Ахриева, ислам еще больше ограничил положение женщин и мужчин. [ 13 ]

Взгляды Ахриева на ингушских мужчин зачастую противоречивы и ошибочны. Его эссе «О характере ингушей» — первая попытка описать сложную проблему. Ахриев рассматривает характер как категорию, меняющуюся под влиянием различных факторов. По его словам, в прошлом воинственная жизнь человека делала его более свободным в отношении к работе; Богатая природа оказывает очень благотворное влияние. Кроме того, Ахриев видит вредным для ингушского характера влияние завоевателей- татаро-монголов , распространение ислама, а также тяжелые экономические условия жизни ингушского народа. [ 13 ]

Ахриев отрицательно относился к новой религии ингушей - исламу и считал ингушское язычество пройденным этапом. Его прогрессивные взгляды, однако, не указывают на то, что он был атеистом и занимал материалистическую позицию; некоторые его прогрессивные взгляды были на одном уровне со взглядами русских революционных демократов. [ 13 ]

, дочери Базоркина Мочко Ахриев был женат на . Айши Базоркиной У них было шестеро детей, из которых двое мальчиков умерли в детстве. Дети провели детство в Азербайджане. [ 5 ] Елизаветпольская губерния, где жил Ахриев после ссылки. [ 10 ] Дочь Ахриева Тамара стала первой ингушкой, ставшей учительницей [ 3 ] она руководила русско-мусульманской школой в Баку и какое-то время . Она умерла в молодом возрасте. Сын Ахриева Руслан служил в полиции и погиб в бою с бандитами во время Гражданской войны в России 1920-х годов. [ 5 ] Сын Ахриева Рашид-Бек стал авиатором советских ВВС и первым летчиком, родом из Северо-Кавказского региона. [ 3 ] Он погиб под Ленинградом во время Великой Отечественной войны . [ 5 ] Дочь Ахриева Нина Ахриева стала этнографом. [ 14 ]

Наследие и оценка

[ редактировать ]

С 1994 года «Ахриевские чтения» проводятся в Ингушском научно-исследовательском гуманитарном институте, которому в 2001 году было присвоено имя Ахриева. [ 3 ]

посмертно наградил Ахриева орденом «За заслуги» за «выдающиеся заслуги в области этнографии и многолетнюю научную деятельность» 26 января 2005 года Мурат Зязиков . [ 15 ]

По словам профессора Северо-Осетинского государственного университета Леонида Семенова [ ru ] : [ 5 ]

Произведения Чаха Ахриева носят этнографический характер и разнообразны по тематике. Автора интересуют как общие вопросы (природа ингушского эпоса, происхождение ингушей), так и частные (ингушская клятва, ингушские каши [могилы]). Он уделяет внимание как далекому прошлому своего региона, так и его настоящему. Все его заметки и статьи весьма информативны, раскрывая прекрасное знакомство автора с духом страны, с особенностями ее неповторимого быта и древней культуры.

Профессор Ингушского НИИ гуманитарных наук Ибрагим Дахкильгов [ ru ] : [ 16 ] сказал:

Чах Эльмурзиевич Ахриев по праву является нашей национальной гордостью. В трудные 70-е годы XIX века им были записаны и опубликованы бесценные материалы по этнографии и фольклору ингушского народа, проведен ряд научных исследований, имевших большую ценность для ингушистики. Его наследие имеет большое значение не только для истории, социологии и фольклористики его народа, но и для всего кавказоведения .

Ingush writer and poet Vakha Khamkhoev  [ ru ] [ 17 ] написал:

Он [Чах Ахриев], как и его современники Адиль-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров, Асланбек Базоркин, Саадулла Ахриев, внес свой достойный вклад в просвещение своего народа.

Работает

[ редактировать ]

В историографии

[ редактировать ]

При жизни Ахриева ученые, ученые, археологи, этнографы и российские юристы, такие как Федор Леонтович [ ru ] , Башир Далгат [ ru ] и Максим Ковалевский, ссылались на его работы в своих исследованиях. [ 5 ]

Сочинения Ахриева, содержащие вновь зафиксированные легенды о возникновении ингушских обществ и основании некоторых аулов , наряду с материалами о чеченцах, собранными Адольфом Берге и Умалатом Лаудаевым , служили единственными первоисточниками, которые первые советские авторы неправильно использовали для суждения об истории. чеченцев и ингушей. Такое использование легенд было проблемой, поскольку единой картины не возникло, поскольку каждая община и тейп имели свои собственные, не связанные друг с другом традиции. Типичными чертами преданий было то, что в средние века чеченцы и ингуши прибыли на свои современные земли откуда-то еще, и что предки отдельных тейпов происходили из самых разных регионов, таких как Грузия , Сирия и Персия . [ 18 ]

Список работ

[ редактировать ]
  • Akhriev, Ch. E. (1870). "Похороны и поминки у горцев" [Funeral and commemoration at the highlanders]. Сборник сведений о кавказских горцах [ Collection of information about the Caucasian highlanders ] (in Russian) (2nd ed.). Tiflis . pp. 28–32. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Akhriev, Ch. E. (1870). "Несколько слов о героях в ингушских сказаниях" [A few words about the heroes in Ingush legends]. Сборник сведений о кавказских горцах [ Collection of information about the Caucasian highlanders ] (in Russian) (4th ed.). Tiflis . pp. 1–33 (dep. 2). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Из чеченских сказаний" [From Chechen legends]. Сборник сведений о кавказских горцах [ Collection of information about the Caucasian highlanders ] (in Russian) (5th ed.). Tiflis . pp. 38–46 (dep. II, § 2). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Ингушские праздники" [Ingush holidays]. Сборник сведений о кавказских горцах [ Collection of information about the Caucasian highlanders ] (in Russian) (5th ed.). Tiflis . pp. 1–16 (dep. 3, § 2). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Об ингушских кашах (фамильных склепах знатных родов)" [About Ingush kashes (family crypts of noble families)]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 17. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Присяга у ингушей" [The oath of the Ingush]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 20. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Нравственное значение присяги у ингушей" [The moral meaning of the oath of the Ingush]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 21. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "О характере ингушей" [On the nature of the Ingush]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 30. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1871). "Об ингушских женщинах" [About Ingush women]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 31. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1872). "Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и преданий" [Ethnographic sketch of the Ingush people with the application of its tales and legends]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 27–35, 39, 42, 43, 45–49. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1873). "Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и преданий" [Ethnographic sketch of the Ingush people with the application of its tales and legends]. Terskie vedomsti (in Russian). No. 3, 21, 22, 24–26. Vladikavkaz .
  • Akhriev, Ch. E. (1875). "Ингуши. Их предания, верования и поверья" [Ingush. Their legends, beliefs and beliefs]. Сборник сведений о кавказских горцах [ Collection of information about the Caucasian highlanders ] (in Russian) (8th ed.). Tiflis . pp. 1–40 (dept. 1). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Akhriev, Ch. E. (1878). "Заметки об ингушах («О характере ингушей», «Присяга у ингушей», «Об ингушских женщинах», «Ингушские каши»)" [Notes about the Ingush ("On the character of the Ingush", "The oath of the Ingush", "On Ingush women", "Ingush kashes")]. Сборник сведений о Терской области [ Collection of information about the Terek Oblast ] (in Russian) (1 ed.). Vladikavkaz . pp. 276–290. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ОС, 10 мая 1850 г.
  2. ^ ОС 29 апреля 1914 г.
  3. ^ Дореформенная орфография : Чах Эльмурзиевич Ахриев.
  4. Русский : Чах Эльмурзиевич Ахриев ; [ с ] Ингушское : Оахаранахан Эльмарзий Чхага , латинизированное: Охаранахан Эльмарзий Чхага .
  5. ^ Jump up to: а б Горцы-заложники, которые своим пребыванием среди русских гарантировали лояльность России. [ 2 ]
  6. ^ Jump up to: а б Обручные статьи — казенная недвижимость в Российской империи , полученная в оброк, на публичных торгах или в содержание; в случае провала аукционов недвижимость подчинялась хозяйственному управлению Министерства сельского хозяйства и государственного имущества . [ 11 ]

Источники

[ редактировать ]

Английские источники

[ редактировать ]
  • Бэддели, Джон Ф. (1940). Суровые фланги Кавказа . Том. 1. Лондон: Издательство Оксфордского университета: Хамфри Милфорд. стр. 1–318.

Российские источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdfa7808f246eac73e6d4a2717c1bbc6__1725168660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/c6/bdfa7808f246eac73e6d4a2717c1bbc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chakh Akhriev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)