Фланкерное задание Эриксена
В когнитивной психологии представляет фланкерная задача Эриксена собой набор тестов на торможение реакции, используемых для оценки способности подавлять реакции, неуместные в определенном контексте . Цель окружена нецелевыми стимулами, которые соответствуют либо той же направленной реакции, что и цель ( конгруэнтные фланкеры), либо противоположной реакции ( неконгруэнтные фланкеры), либо ни одной из них ( нейтральные фланкеры). Задача названа в честь американской психологи Барбары. А. Эриксен и Чарльз В. Эриксен , которые впервые опубликовали задачу в 1974 году, а также фланкерные стимулы, окружающие цель. [1] В тестах на центральный целевой стимул назначается направленная реакция (обычно левая или правая) . Различные формы задания используются для измерения обработки информации и избирательного внимания . [1]
Процедура и метод
[ редактировать ]В задаче Эриксена Фланкера используются три типа стимулов:

- Конгруэнтный стимул . Фланкеры вызывают ту же реакцию, что и цель, и могут выглядеть идентично. [2] Также называется условием совместимости .
- Неконгруэнтный стимул . Фланкерные элементы вызывают противоположную реакцию цели и представлены разными символами. [2] Также называется несовместимым состоянием .
- Нейтральный стимул . Фланкерные задания не вызывают одинаковой реакции и не вызывают конфликта реакций. [3]
В оригинальном тесте, описанном Эриксеном и Эриксеном в 1974 году, использовались буквенные стимулы. Испытуемым было поручено дать направленные ответы на определенные буквы, например, правый ответ мог быть связан с буквами и K , а левый ответ - с S и C. H Каждый стимул состоял из набора семи букв, причем целевой стимул располагался в центре. Примерами конгруэнтных стимулов могут быть HHHKHHH и CCCSCCC , где и целевой стимул, и фланкеры соответствуют одной и той же направленной реакции. Примерами неконгруэнтных стимулов могут быть HHHSHHH и CCCCCCC , где центральная целевая буква и фланкеры соответствуют реакциям противоположного направления. Затем записывали время реакции выбора (CRT или RT) и сравнивали конгруэнтные и неконгруэнтные условия. [1]
В других вариантах задачи Эриксена Фланкера использовались числа, [4] цветные патчи, [5] или стрелки в качестве стимулов. Кроме того, хотя в большинстве задач Эриксена «Фланкер» фланкеры отображаются слева и справа от цели, их также можно разместить выше или ниже цели или в других пространственных ориентациях. Во всех этих примерах используется произвольное сопоставление между стимулом и реакцией. Другая возможность — использовать естественное отображение со стрелками в качестве стимулов. Например, Копп и др. (1994) [6] использовались стрелки влево и вправо с фланкерными стимулами выше и ниже цели. Фланкеры могут представлять собой стрелки, указывающие в том же направлении, что и цель (конгруэнтные), в противоположном направлении (неконгруэнтные) или квадраты (нейтральные). Чаще всего фланкеры располагаются в горизонтальном ряду, как и в случае буквенных стимулов, поэтому <<<<< будет конгруэнтным стимулом, <<><< - неконгруэнтным стимулом. [7]
Неврологическая основа
[ редактировать ]
Когда испытуемые участвуют в задаче Эриксена Фланкера, активируется передняя поясная извилина или ACC. АКК представляет собой лобную структуру мозга, отвечающую за широкий спектр вегетативных функций . Замечено, что он более активен в ответ на обработку неконгруэнтных стимулов, чем на конгруэнтные стимулы. Считается, что АКК может отслеживать масштабы конфликта в процессе над Эриксеном Фланкером. Затем этот измеренный конфликт используется для повышения степени контроля, который участник имеет в следующем испытании. Это указывает на то, что чем больше конфликтов представлено в испытании n , тем больше контроля выражено в испытании n + 1. [8]
Этот процесс приводит к взаимодействию, называемому эффектом Граттона, который заключается в обнаружении более низкого эффекта интерференции после неконгруэнтного испытания по сравнению с эффектом после конгруэнтного испытания. В этом первом испытании (испытание n ) предъявленный неконгруэнтный стимул приведет к усилению конфликта, обнаруженного ACC. В испытании n + 1 усиление конфликта приведет к усилению контроля, в результате чего отвлекающие или фланкерные стимулы будут легче игнорироваться. [8]
Экспериментальные результаты
[ редактировать ]Парадигма фланкера была первоначально введена как способ изучения когнитивных процессов, связанных с обнаружением и распознаванием целей в присутствии отвлекающей информации или «шума». Исследование 1974 года показало, что ЭЛТ была значительно выше в несовместимых, чем в совместимых условиях. Эта разница получила название фланкер-эффекта . [1]
Ранее в работе использовался визуальный поиск , [9] но поскольку эти задачи включают активное сканирование окружающей среды для определения целевого стимула, этот экспериментальный план затруднял отделение эффектов отвлечения от эффектов процесса поиска. В парадигме фланкера положение цели всегда известно — процесс поиска отсутствует. Тем не менее интерференция все же имеет место, поэтому ее можно изучать независимо от поисковых механизмов. Эриксен и Шульц (1979) [10] менялся ряд особенностей фланкерных тестов, например размер и контраст букв или использование прямой или обратной маскировки . Они предложили модель восприятия с непрерывным потоком, в которой информация обрабатывается параллельно для различных элементов стимула и накапливается с течением времени, пока не станет доступно достаточно информации для определения реакции.
В более поздних работах в этой области использовались нейрофизиологические показатели, такие как потенциалы, связанные с событиями. [11] или методы визуализации, такие как фМРТ . [12]
Влияние на производительность
[ редактировать ]Было показано, что на эффективность субъекта при выполнении фланкерных задач влияет множество факторов. Острое введение антигистаминных препаратов или алкоголя серьезно ухудшает ЭЛТ в тестовых измерениях, дефицит, который Ramaekers et al. (1992) [13] было обнаружено, что они перенесены на экзамены по вождению. В исследовании использовались тесты по вождению на дороге, а также несколько лабораторных тестов, включая буквенную версию задачи Эриксена для оценки влияния двух антигистаминных препаратов и алкоголя на навыки вождения. И алкоголь, и антигистаминный препарат цетиризин ухудшали результаты тестовых показателей, и их эффекты были аддитивными. Неседативный антигистаминный препарат лоратадин не оказал влияния ни на один из изученных показателей. Стрелочная версия фланкер-теста также оценивалась как метод выявления нарушений, вызванных алкоголем и наркотиками, у водителей на обочине дороги. [14] демонстрация важности навыков избирательного внимания для пространственных способностей, таких как управление транспортным средством.
Различные психиатрические и неврологические состояния также влияют на производительность при выполнении фланкерных задач. В то время как субъекты с хронической шизофренией справлялись с фланкерными задачами в обоих состояниях так же, как и контрольные субъекты, у больных острой шизофренией RT значительно выше при неконгруэнтных фланкерных состояниях. Это указывает на то, что природа когнитивной дисфункции у последних может заключаться в расширении избирательного внимания. [15] Исследования с участием больных болезнью Паркинсона [16] обнаружили аналогичные трудности с подавлением активации неправильного ответа из-за вмешательства фланкеров, особенно в условиях скоростного стресса.
Умеренные физические нагрузки , наоборот, улучшают результаты фланкер-тестов. [17] предполагая, что эффективность когнитивного контроля конструктивно взаимодействует с физической активностью.
Любопытно, что снижение серотонина уровня из-за острого истощения триптофана не влияет на выполнение фланкерного задания или соответствующие показания ЭЭГ, но изменяет реакцию сердца на неконгруэнтные стимулы, что позволяет предположить диссоциацию между сердечными и электрокортикальными реакциями на ошибки и обратную связь при измерении когнитивной гибкости. [18]
Эффект последовательного тестирования
[ редактировать ]Хорошо задокументировано, что конфликтный эффект фланкерного вмешательства уменьшается при повторном тестировании, особенно после неконгруэнтных/конфликтных условий, что известно как эффект Граттона. [19] [20] [21] Однако точная природа этих последовательных зависимостей все еще остается предметом предположений; эффект может быть стимул-независимым или стимул-специфичным, [19] и недавние исследования показывают, что этот эффект обусловлен не только адаптацией к конфликту, но и формами ассоциативного прайминга . [22] Тем не менее, другое исследование утверждает, что эффект Граттона можно полностью устранить, если устранить последовательные смещения и что адаптация к конфликту не может учитывать какие-либо результаты производительности, что предполагает вместо этого поддержку модели затрат на конгруэнтное переключение . [23]
Эффект Граттона, связанный с адаптацией к конфликту, также хорошо документирован в исследованиях событийно-связанных потенциалов мозга (ERP), которые обычно показывают снижение активности в исследованиях с высоким уровнем конфликта после других исследований с высоким уровнем конфликта. [24] [25] [26] [27] Примечательно, что после устранения сбивающих с толку альтернативных объяснений адаптации к конфликту, адаптация к конфликту все еще наблюдается в индексах ERP. [28] Преимуществом использования ERP является возможность исследовать тонкие различия в активности мозга, которые не проявляются в поведенческих показателях, таких как время отклика или частота ошибок.
Подобные конфликтные задачи
[ редактировать ]Существует три различных типа конфликтных задач, на которых в основном были сосредоточены исследования, одним из которых является «Фланкерская задача Эриксена». Все три из этих задач в основном рассматривались как идентичные с точки зрения задействованных процессов управления. В связи с этим выводы и предсказания по одной задаче делались теоретиками на основе опубликованных результатов по другой задаче.
Еще одна конфликтная задача, которой уделяется значительное внимание, — это задача Струпа . В этом тесте участникам предлагается назвать цвет слова как можно быстрее и как можно точнее. Хитрость в том, что само слово относится к цвету. Слово может быть либо конгруэнтным, что будет означать, что слово будет соответствовать цвету шрифта, например, слово «синий» в синем цвете шрифта, либо оно может быть неконгруэнтным, когда слово не будет соответствовать цвету шрифта, как слово «фиолетовый». желтым цветом шрифта. Как и в случае с заданием Эриксена Фланкера, время ответа и точность совпадающих слов лучше, чем у несоответствующих слов. [8]
Третья задача, на которой основное внимание уделяется, — это задача Саймона или задача пространственной совместимости. В этом задании стимул (слово, буква или символ) отображается в правой или левой части экрана компьютера. Участнику предлагается нажать правую или левую кнопку в зависимости от содержания стимула, а не от его местоположения. Например, конгруэнтным испытанием может быть слово «левый», отображаемое в левой части экрана, а неконгруэнтным испытанием может быть слово «левый» в правой части экрана. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эриксен, бакалавр; Эриксен, CW (1974). «Влияние шумовых букв при идентификации целевой буквы в задаче, не связанной с поиском» . Восприятие и психофизика . 16 : 143–149. дои : 10.3758/bf03203267 . S2CID 12012872 .
- ^ Jump up to: а б «Когнитивный атлас» .
- ^ Ламерс, Мартин Дж. М.; Рулофс, Арди (июнь 2011 г.). «Корректировки контроля внимания при выполнении задач Эриксена и Струпа могут быть независимыми от конфликта ответов». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 64 (6): 1056–1081. дои : 10.1080/17470218.2010.523792 . ПМИД 21113864 . S2CID 1762898 .
- ^ Линдгрен, М.; Стенберг, Г. и Розен, И. (1996). «Влияние никотина на задачи зрительного внимания». Психофармакология человека . 11 : 47–51. doi : 10.1002/(sici)1099-1077(199601)11:1<47::aid-hup743>3.3.co;2-t .
- ^ Рафаль, Р.; Гершберг, Ф.; Эгли, Р.; Иври, Р.; Кингстон А. и Ро Т. (1996). «Активация канала ответа и латеральная префронтальная кора». Нейропсихология . 34 (12): 1197–1202. дои : 10.1016/0028-3932(96)00045-0 . ПМИД 8951831 . S2CID 14335574 .
- ^ Копп, Б.; Мэттлер У. и Рист Ф. (1994). «Избирательное внимание и конкуренция реакций у больных шизофренией». Психиатрические исследования . 53 (2): 129–139. дои : 10.1016/0165-1781(94)90104-х . ПМИД 7824673 . S2CID 2744796 .
- ^ Риддеринхоф, КР; Бэнд, врач общей практики и Логан, Д. (1999). «Исследование адаптивного поведения: влияние возраста и нерелевантной информации на способность сдерживать свои действия». Акта Психологика . 101 (2–3): 315–337. дои : 10.1016/s0001-6918(99)00010-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Давелаар, Эдди Дж. (2013). «Когда игнорируемый становится связанным: последовательные эффекты в задаче фланкера» . Границы в психологии . 3 : 552. doi : 10.3389/fpsyg.2012.00552 . ПМЦ 3534361 . ПМИД 23293616 .
- ^ Эриксен, CW; Спенсер, Т. (1969). «Скорость обработки информации при зрительном восприятии: некоторые результаты и методологические соображения». Журнал экспериментальной психологии . 79 (2): Приложение 1–16. дои : 10.1037/h0026873 . ПМИД 5779623 .
- ^ Эриксен, CW; Шульц, Д.В. (1979). «Обработка информации при визуальном поиске: концепция непрерывного потока и результаты экспериментов» . Восприятие и психофизика . 25 (4): 249–263. дои : 10.3758/bf03198804 . ПМИД 461085 . S2CID 11801785 .
- ^ Хайль, М.; Осман, А.; Вигальман, Дж.; Рольке Б. и Хеннигхаузен Э. (2000). «N200 в задаче Эриксена: тормозящие исполнительные процессы?». Журнал психофизиологии . 14 (4): 218–225. дои : 10.1027//0269-8803.14.4.218 .
- ^ Улльспергер, М.; фон Крамон, ДЮ (2001). «Подпроцессы мониторинга производительности: разделение обработки ошибок и конкуренции ответов, выявленное с помощью фМРТ, связанного с событиями, и ERP». НейроИмидж . 14 (6): 1387–1401. дои : 10.1006/нимг.2001.0935 . ПМИД 11707094 . S2CID 45998125 .
- ^ Рамакерс, Дж.Г.; Уитервейк, MMC и О'Хэнлон, Дж. Ф. (1992). «Влияние лоратадина и цетиризина на фактическое вождение автомобиля, результаты психометрических тестов и ЭЭГ во время вождения» . Европейский журнал клинической фармакологии . 42 (4): 363–369. дои : 10.1007/BF00280119 . ПМИД 1355427 . S2CID 19422281 .
- ^ Типлади, Б.; Дегия А. и Диксон П. (2005). «Оценка нарушений водителей: оценка тестера с двумя вариантами использования этанола» . Транспортные исследования, часть F: Психология дорожного движения и поведение . 8 (4–5): 299–310. дои : 10.1016/j.trf.2005.04.013 .
- ^ Джонс, Ш.; Хелмсли, Д. Р. и Грей, Дж. А. (1991). «Контекстуальное влияние на время и точность реакции выбора у больных острой и хронической шизофренией. Нарушение избирательного внимания или влияния предыдущего обучения?». Британский журнал психиатрии . 159 (3): 415–421. дои : 10.1192/bjp.159.3.415 . ПМИД 1958953 . S2CID 23999872 .
- ^ Уайли, ЮАР; ван ден Вильденберг, WPM; Риддеринхоф, КР; Башор, ТР; Пауэлл, В.Д.; Мэннинг, Калифорния, и Вутен, Г.Ф. (2009). «Влияние стратегии скорости и точности на контроль интерференции реакции при болезни Паркинсона» . Нейропсихология . 47 (8–9): 1844–1853. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2009.02.025 . ПМЦ 4524649 . ПМИД 19428416 .
- ^ Давранс, Карен; Холл, Бен; МакМоррис, Терри (октябрь 2009 г.). «Влияние острых упражнений на когнитивный контроль, необходимый во время фланкерного задания Эриксена». Журнал психологии спорта и физических упражнений . 31 (5): 628–639. дои : 10.1123/jsep.31.5.628 . ПМИД 20016112 .
- ^ Ван дер Вин, FM; Эверс, Мис; Вуурман, Джоллес (октябрь 2010 г.). «Острое истощение триптофана выборочно ослабляет замедление сердечной деятельности при фланкерной задаче Эриксена». Журнал психофармакологии . 24 (10): 1455–1463. дои : 10.1177/0269881109103801 . ПМИД 19304860 . S2CID 24185803 .
- ^ Jump up to: а б Давелаар, Эдди Дж.; Дженнифер Стивенс (февраль 2009 г.). «Последовательные зависимости в задаче фланкера Эриксена: прямое сравнение двух конкурирующих учетных записей» . Психономический бюллетень и обзор . 16 (1): 121–126. дои : 10.3758/pbr.16.1.121 . ПМИД 19145021 . S2CID 42912776 .
- ^ Пурман, Саша; Стефани Бадд; Луна-Родригес Акилес; Майк Вендт (июнь 2010 г.). «Адаптация к частым конфликтам в задаче фланкера Эриксена: исследование ERP». Журнал психофизиологии . 25 (2): 50–59. дои : 10.1027/0269-8803/a000041 .
- ^ Вендт, М; Луна-Родригес, А (2009). «Частота конфликтов влияет на фланкерное вмешательство: роль практики, специфичной для ансамбля стимулов, и непредвиденные обстоятельства, связанные с фланкерным ответом». Экспериментальная психология . 56 (3): 206–17. дои : 10.1027/1618-3169.56.3.206 . ПМИД 19289363 .
- ^ Ньювенхейс, С; Стинс, Дж. Ф.; Постума, Д; Полдерман, Ти Джей; Бумсма, Д.И.; де Геус, EJ (сентябрь 2006 г.). «Учет последовательных эффектов проб в фланкерной задаче: адаптация к конфликту или ассоциативный прайминг?» . Память и познание . 34 (6): 1260–72. дои : 10.3758/bf03193270 . ПМИД 17225507 . S2CID 37582024 .
- ^ Шмидт-младший; Де Хаувер, Дж. (сентябрь 2011 г.). «Теперь вы это видите, а теперь нет: контроль непредвиденных обстоятельств и повторений стимулов устраняет эффект Граттона» . Acta Psychologica (Представлена рукопись). 138 (1): 176–86. дои : 10.1016/j.actpsy.2011.06.002 . hdl : 1854/LU-1968481 . ПМИД 21745649 .
- ^ Ларсон, Майкл Дж.; Клейсон, Питер Э.; Клоусон, Энн (1 сентября 2014 г.). «Осмысление всего конфликта: теоретический обзор и критика ERP, связанных с конфликтами» . Международный журнал психофизиологии . 93 (3): 283–297. дои : 10.1016/j.ijpsycho.2014.06.007 . ISSN 0167-8760 . ПМИД 24950132 .
- ^ Клейсон, Питер Э.; Ларсон, Майкл Дж. (1 июня 2011 г.). «Адаптация к конфликту и последствия последовательных испытаний: поддержка теории мониторинга конфликтов» . Нейропсихология . 49 (7): 1953–1961. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2011.03.023 . ISSN 0028-3932 . ПМИД 21435347 . S2CID 22832604 .
- ^ Клейсон, Питер Э.; Ларсон, Майкл Дж. (декабрь 2011 г.). «Влияние прайминга повторения на электрофизиологические и поведенческие показатели адаптации к конфликту и когнитивного контроля: эффекты прайминга повторения» . Психофизиология . 48 (12): 1621–1630. дои : 10.1111/j.1469-8986.2011.01265.x .
- ^ Ларсон, Майкл Дж.; Клейсон, Питер Э.; Кирван, К. Брок; Вайсман, Дэниел Х. (июнь 2016 г.). «Потенциальные индексы эффектов конгруэнтной последовательности, связанные с событиями, без интеграции функций или сбоев в непредвиденном обучении: индексы ERP CSE с минимизированной путаницей» . Психофизиология . 53 (6): 814–822. дои : 10.1111/psyp.12625 .
- ^ Клейсон, Питер Э.; Шуфорд, Джон Л.; Раст, Филипп; Болдуин, Скотт А.; Вайсман, Дэниел Х.; Ларсон, Майкл Дж. (2024). «Эффекты последовательности нормальной конгруэнтности в психопатологии: поведенческое и электрофизиологическое исследование с использованием схемы, минимизирующей путаницу» . Психофизиология . 61 (1). дои : 10.1111/psyp.14426 . ISSN 0048-5772 .