Отступление от благодетеля
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Унижение благодетеля - это явление, при котором морально мотивированное поведение человека приводит к тому, что он воспринимается другими негативно. Термин «благодетель» относится к человеку, который отклоняется от большинства в плане поведения, в силу своей морали. [ 1 ]
Исследовать
[ редактировать ]Исследования, посвященные «уничижению благодетелей», принимают самые разные формы. К ним относятся игры с общественным благом, эксперименты, направленные на измерение альтруизма и щедрости, а также анализ уже существующих данных. мясоедами Исследования восприятия вегетарианцев показывают, что мясоеды придерживались более негативного отношения к вегетарианцам, если представляли, что вегетарианцы морально осуждают их за их диетический выбор. Из этого исследователи пришли к выводу, что моральные меньшинства могут получить негативную реакцию за свое морально мотивированное поведение со стороны представителей основного течения, которые чувствуют себя морально осужденными. [ 2 ]
Исследование щедрости детей показало, что изначально дети отдавали предпочтение щедрым людям, но это предпочтение уменьшалось, когда собственная щедрость ребенка была не так хороша, как щедрость другого ребенка. Однако это не подтвердилось, когда ребенок сравнил свою щедрость со щедростью взрослого. [ 3 ]
Сочетание моральных и доминантных черт личности в человеке связано с повышенным уровнем морального самодовольства и неприязни со стороны воспринимающих. [ 4 ]
Исследования показывают, что самые щедрые могут быть наказаны сильнее, чем менее щедрые. [ 5 ]
Возможные причины отступления от благодеяний
[ редактировать ]Угроза чувству морали и самоуважения
[ редактировать ]Одной из возможных причин унижения благодетелей является «ожидаемый моральный упрек». Это описывает угрозу моральному положению человека и его чувству собственного достоинства. [ 6 ]
Исследования показывают, что, поскольку люди очень чувствительны к любой критике или вызову их морали, они с большей вероятностью закроют источник этой «угрозы». [ нужна ссылка ]
В исследованиях отношения невегетарианцев к вегетарианцам выяснилось, что невегетарианцы, как правило, питали более враждебные чувства по отношению к вегетарианцам, когда считали, что вегетарианцы считают себя морально выше. Однако не все вегетарианцы решают быть таковыми по моральным соображениям. [ 7 ]
В другом исследовании рассматривались морально неудобные сценарии принятия решений, например, преступный состав, в котором очевидным виновным подозреваемым является единственный подозреваемый афроамериканец, и участников просили выбрать виновного подозреваемого. Большинство участников последовали инструкциям, но «моральные благодетели» отказались, ссылаясь на то, что деятельность была «оскорбительной». Моральные добродетели не нравились остальной группе и оценивались более негативно в первом эксперименте. Однако позже в исследовании участники были уверены в своей моральной позиции и обоснованности своих собственных решений, несмотря на решения морального благодеятеля, и они были менее чувствительны к моральным упрекам, оценивая благодетелей менее негативно. [ 8 ]
Социальное сравнение и нарушение социальных норм
[ редактировать ]Другое возможное объяснение унижения благодетелей – это социальное сравнение. Тасими, Домингес и Винн (2015) предложили идею о том, что унижение благодетелей можно объяснить отклонением благодетелей от социальной нормы. [ 9 ]
В игре об общественных благах, где было введено условие наказания, участники были склонны наказывать всех, кто сотрудничал больше или меньше, чем социальная норма: как тех, кто вносил низкий вклад, так и тех, кто вносил большой вклад, даже несмотря на то, что их щедрость приносила пользу всей группе. [ 10 ]
Кроме того, реальные данные с онлайн-сайта по сбору средств показали, что анонимизировались не только самые низкие пожертвования, но и самые высокие. Это совместимо с объяснением социального сравнения, согласно которому те, кто жертвует самые большие суммы, нарушают социальные нормы и, следовательно, сохраняют анонимность. Возможно, это связано с тем, что крупнейшие жертвователи установили планку на нежелательно высоком уровне и «по сравнению с ними вклады других выглядят менее впечатляющими». [ 11 ]
В другом исследовании, изучавшем у детей унижение благотворителей, участники предпочитали более щедрый характер на протяжении всего исследования, что несовместимо с умалением благодетелей. Однако, когда щедрость ребенка была меньше, чем у другого ребенка, это не меняло их предпочтения в пользу более щедрого ребенка; их предпочтение щедрому ребенку уменьшилось, но не исчезло. Более того, когда ребенок сравнивал себя с более щедрым взрослым, не было никаких признаков менее предпочтительного отношения, возможно, потому, что дети не сравнивают себя со взрослыми в социальном плане: социальное сравнение заставляет нас чувствовать себя негативно по отношению к людям в ситуациях, аналогичных нашей собственной. которые принимают лучшие решения, чем мы. [ нужна ссылка ]
В оригинальной игре об общественных благах Монин, Сойер и Маркес (2008) обнаружили, что важным фактором отступления от благодетелей является уровень их участия в принятии решения: если участник принял менее щедрое решение до того, как благодетель принял свое, они с большей вероятностью испытывали негативное отношение к благодетелю. Однако, если бы они были наблюдателями в игре, они с большей вероятностью положительно оценили бы благодетелей. [ нужна ссылка ]
Другие возможные объяснения
[ редактировать ]Экзистенциальная свобода: люди будут игнорировать собственную свободу в принятии решений, обвиняя в своих решениях ситуационное давление. [ 12 ]
Воспринимаемый альтруизм поступка: если люди совершали альтруистические действия ради намеченной выгоды, этот поступок рассматривается как скорее эгоистичный, чем альтруистический. [ 13 ] Существует также вероятность того, что за альтруистическими действиями стоят скрытые мотивы: унижение благодетелей может быть защитным механизмом. [ нужна ссылка ]
Чувство меньшей морали: люди могут подвергать сомнению свою собственную мораль, сравнивая себя с добродетелями. [ нужна ссылка ]
Стыд и вина: благодетели с большей вероятностью будут унижены, когда под угрозой окажется чувство других хороших людей. [ 14 ]
Межкультурные различия
[ редактировать ]Существуют также межкультурные различия в том, в какой степени происходит унижение благодетелей. Герман, Тёни и Гехтер (2008) рассмотрели межкультурные различия при проведении эксперимента по общественным благам с участием 16 различных групп участников. Райхани (2014) также заметил некоторые культурные различия в отношении пожертвований и анонимности. Некоторые из результатов были следующими:
- В Западной Европе и США условия наказания, а не условия отсутствия наказания, способствовали сотрудничеству между участниками. Это может отражать важность и доминирование закона в этих обществах. [ 15 ]
- Участники-мусульмане с большей вероятностью жертвовали более крупные суммы на благотворительные цели на анонимных условиях. Возможно, это связано с отрицанием в исламе «нечистой» щедрости, направленной на достижение статуса. [ 16 ] Однако этот скрытый альтруизм можно обнаружить и во многих других культурных объединениях. [ нужна ссылка ]
- Коллективистские общества, кажется, наказывают добрых людей больше, чем в индивидуалистических обществах. Это может быть связано с тем, что представители коллективистских культур более склонны воспринимать других участников как часть чужой группы, особенно если они нарушают социальные нормы, проявляя чрезмерную щедрость. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- История маленьких ботинок Little Goody
- Занятой человек
- благодетель
- Психология употребления мяса
- Синдром высокого мака
- Вегафобия
- Сигнализация добродетели
- Закон Янте
- Предвзятость социального сравнения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Минсон, Джулия А.; Монен, Бенуа (01 марта 2012 г.). «Унижение благодетелей: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами, чтобы снять ожидаемый упрек» . Социальная психология и наука о личности . 3 (2): 200–207. дои : 10.1177/1948550611415695 . ISSN 1948-5506 . S2CID 13891898 .
- ^ Минсон, Джулия А.; Монен, Бенуа (01 марта 2012 г.). «Унижение благодетелей: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами, чтобы снять ожидаемый упрек» . Социальная психология и наука о личности . 3 (2): 200–207. дои : 10.1177/1948550611415695 . ISSN 1948-5506 . S2CID 13891898 .
- ^ Тасими, Арбер; Домингес, Эми; Винн, Карен (2015). «Унижение благодетелей среди детей: социальные издержки щедрости» . Границы в психологии . 6 : 1036. doi : 10.3389/fpsyg.2015.01036 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 4508481 . ПМИД 26257688 .
- ^ Бай, Фэн; Ву, Вэй; Бао, Шияо (01 августа 2019 г.). «Мораль, но доминирует: когда благодетелей унижают» . Известия Академии управления . 2019 (1): 14563. doi : 10.5465/AMBPP.2019.14563аннотация . ISSN 0065-0668 . S2CID 201572890 .
- ^ Робсон, Дэвид (22 ноября 2021 г.). «Почему слишком добрые и моральные люди могут вас обидеть» . Би-би-си . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Минсон, Джулия А.; Монен, Бенуа (01 марта 2012 г.). «Унижение благодетелей: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами, чтобы снять ожидаемый упрек» . Социальная психология и наука о личности . 3 (2): 200–207. дои : 10.1177/1948550611415695 . ISSN 1948-5506 . S2CID 13891898 .
- ^ Минсон, Джулия А.; Монен, Бенуа (01 марта 2012 г.). «Унижение благодетелей: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами, чтобы снять ожидаемый упрек» . Социальная психология и наука о личности . 3 (2): 200–207. дои : 10.1177/1948550611415695 . ISSN 1948-5506 . S2CID 13891898 .
- ^ Монин, Б.; Сойер, Памела Дж.; Маркес, Мэтью Дж. (2008). «Неприятие моральных бунтовщиков: недовольство теми, кто поступает правильно». Журнал личности и социальной психологии . 95 (1): 76–93. дои : 10.1037/0022-3514.95.1.76 . ПМИД 18605853 .
- ^ Тасими, Арбер; Домингес, Эми; Винн, Карен (2015). «Унижение благодетелей среди детей: социальные издержки щедрости» . Границы в психологии . 6 : 1036. doi : 10.3389/fpsyg.2015.01036 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 4508481 . ПМИД 26257688 .
- ^ Минсон, Джулия А.; Монен, Бенуа (01 марта 2012 г.). «Унижение благодетелей: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами, чтобы снять ожидаемый упрек» . Социальная психология и наука о личности . 3 (2): 200–207. дои : 10.1177/1948550611415695 . ISSN 1948-5506 . S2CID 13891898 .
- ^ Райхани, Нью-Джерси (январь 2014 г.). «Скрытый альтруизм в реальной обстановке» . Письма по биологии . 10 (1). дои : 10.1098/rsbl.2013.0884 . ПМЦ 3917331 . ПМИД 24478198 .
- ^ Монин, Б.; Сойер, Памела Дж.; Маркес, Мэтью Дж. (2008). «Неприятие моральных бунтовщиков: недовольство теми, кто поступает правильно». Журнал личности и социальной психологии . 95 (1): 76–93. дои : 10.1037/0022-3514.95.1.76 . ПМИД 18605853 .
- ^ Карлсон, Райан В.; Заки, Джамиль (2018). «Добрые дела стали плохими: мирские теории альтруизма и эгоизма». Журнал экспериментальной социальной психологии . 75 : 36–40. дои : 10.1016/j.jesp.2017.11.005 .
- ^ Монин, Б.; Сойер, Памела Дж.; Маркес, Мэтью Дж. (2008). «Неприятие моральных бунтовщиков: недовольство теми, кто поступает правильно». Журнал личности и социальной психологии . 95 (1): 76–93. дои : 10.1037/0022-3514.95.1.76 . ПМИД 18605853 .
- ^ Херрманн, Бенедикт; Тони, Кристиан; Гехтер, Саймон (март 2008 г.). «Антисоциальное наказание в разных обществах» . Наука . 319 (5868): 1362–1367. Бибкод : 2008Sci...319.1362H . дои : 10.1126/science.1153808 . ПМИД 18323447 . S2CID 730414 .
- ^ Райхани, Нью-Джерси (январь 2014 г.). «Скрытый альтруизм в реальной обстановке» . Письма по биологии . 10 (1). дои : 10.1098/rsbl.2013.0884 . ПМЦ 3917331 . ПМИД 24478198 .