Проспер Мори
Матье-Проспер Морей — французский архитектор, родившийся 27 декабря 1805 года в Нанси ( департамент Мёрт и Мозель на востоке Франции). Он умер в том же городе 5 июля 1886 года. Он сыграл важную роль в модернизации столицы Лотарингии в 19 веке. Проспер Мори внес свой вклад в основном в Нанси, построив несколько гражданских и религиозных зданий, таких как базилика Сен-Эпвре . Помимо архитектуры, Проспер Мори был также историком и учёным, членом Академии Станисласа .
Происхождение и образование
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Проспер Мори родился в Нанси, на настоящей улице Катр-Эглиз . Он был сыном Жана-Франсуа Море, штукатура. [ 1 ] и Рейн Соре. Его детство и начальное образование неизвестны; возможно, он начал работать подмастерьем на строительном производстве. [ 2 ] В отличие от многих архитекторов своего времени, он принадлежал к низшему социальному классу. Несмотря на это, он успешно подготовился к вступительным экзаменам в Парижскую школу изящных искусств . [ 3 ] Такие амбиции в сочетании с финансовыми усилиями, вероятно, связаны с быстро раскрывшимся талантом, а также с поддержкой семьи. [ 4 ]
Учеба в Парижском изящном искусстве
[ редактировать ]Проспер Мори поступил в Парижскую школу изящных искусств в 1827 году. Он посещал классы Ахилла Леклера , [ 5 ] французский архитектор, во время которого он впервые столкнулся с Эженом Виолле-ле-Дюком , еще более известным французским архитектором, известным своей реставрацией Нотр-Дама де Пари . [ 6 ]
Несколько свидетельств его студенческого времени существуют в форме упражнений по рисованию, в том числе эскизы лестницы, библиотеки, копии дома, созданного Бальдассаре Педруцци , резервуара для воды, искупительной капеллы в Париже или двигателей Тюильри ... существует альбом для рисования, в котором показаны классические архитектурные стили, которые изучали студенты. Успеваемость Проспера Мори была выдающейся; он выиграл Римскую премию в области архитектуры в 1831 году. [ 7 ] для проекта термального курорта обязательный предмет. Интерпретация, которую он дал, отличалась величественной композицией и уже высоким антикварным вкусом. [ 4 ]
Французская академия в Риме и материалы из Рима
[ редактировать ]Лауреаты Гран-при Рима получат возможность путешествовать и учиться в Риме. Таким образом, Мори оставался на вилле Медичи с января 1832 года до конца весны 1837 года. [ 8 ] Проспер Мори усердно выполнял свои обязанности, регулярно получая похвалы от Академии изящных искусств, которая оценивала ежегодные работы студентов. [ 9 ] На вилле Медичи под руководством Ораса Верне , а затем Энгра , среди его коллег были Леон Водуайе , Виктор Балтар и Гектор Берлиоз . Он также встретил Готфрида Земпера , который приехал в Мессин, чтобы изучать античную архитектуру. [ 10 ]
Представленные материалы были поручены жителями Виллы Медичи. Завершенные в начале января, они были ненадолго выставлены в Риме, а затем отправлены в Париж на оценку Академии изящных искусств. Из-за времени, затрачиваемого на выставление оценок, и задержек с почтой, студенты часто получали отзывы только в ноябре или декабре; всего за несколько недель до представления более продвинутого этапа своей работы.
Материалы Проспера Мори были следующими (год был отправлен, работа была выполнена в основном годом ранее): [ 11 ]
- Представление первого года (1833 г.): Храм Марса Ультора и проект реставрации Форума Августа ;
- Представление на второй год (1834 г.): Исследование деталей Пантеона Агриппы , треугольного форума в Помпеях и Храма Мира в Пестуме ;
- Представления третьего курса (1835 г.): Арки Тита , Константина и Септимия Севера , храм Весты (Тиволи) , храм Геркулеса в Кори;
- Представление четвертого года (1836 г.): Проект восстановления Форума Траяна ;
- Представление на пятом курсе (1837 г.): Проект Пантеона.

Среди его работ его четвертый год работы над Форумом Траяна остается одним из самых амбициозных проектов Проспера Мори. Охваченная территория значительна и занимает площадь 300 на 180 метров. В 1835 году Проспер Мори представил в общей сложности 14 рисунков, касающихся орнамента и предложений по реставрации основных памятников. [ 3 ] Его работа представляет собой самые ранние изображения руин с момента начала их раскопок, заказанных Наполеоном в 1811 году. Первым, кто посвятил свои материалы форуму, был Жан-Батист Лесюёр в 1824 году. Эти два изображения позволяют сравнивать и исправлять некоторые ошибки. сделанный Лесюером или Мори. Действительно, архитектор из Нанси восстанавливает две апсиды базилики Ульпии, которые Лесюёр пропустил. Однако студент рисует все входы одинаково, тогда как Лесюэр правильно относит к центральным входам только четыре колонны. [ 12 ]
Представления Мори на Форуме Траяна вызвали разную реакцию. С одной стороны, этот замечательный труд получил признание в сборнике атласов реставраций древних памятников. [ 13 ] С другой стороны, ряд критических замечаний высказал Этьен-Жан Делеклюз в Journal des débats . Затем архитектор пожаловался племяннику журналиста: Эжену Виолле-ле-Дюку. [ 3 ]
Несмотря на эту замечательную работу, работы Мори не отличались особой оригинальностью, но были высоко оценены судьями. Во всех отношениях он показал себя образцовым и прилежным резидентом. [ 4 ] Например, он воспроизвел некоторые эскизы, сделанные его коллегами, такими как Альфонс Гужон . Копирование было одним из лучших способов стать и научиться быть архитектором.
Путешествия за границу
[ редактировать ]За время карьеры Проспера Мори произошло множество поездок за границу. Помимо своего путешествия в Рим, в 1838 году Мори присоединился к археологической миссии в Греции и Малой Азии, возглавляемой Раулем Рошеттом . В 1846 году он участвовал в создании Французской школы Афин .
Проспер Мори совершил множество археологических и архитектурных путешествий, во время которых он, как и его коллеги, зарисовывал многие здания, которые посещал. Эти эскизы, чертежи или изображения были собраны в портфолио. Проспер Мори сверялся с этими источниками на протяжении всей своей карьеры. [ 14 ]
Портфолио Мори было передано Муниципальной библиотеке Нанси после его смерти в 1886 году. Оно содержит 19 альбомов с эскизами и этюдами, как из его студенческих работ из Рима, так и из его путешествий по окрестностям Рима, Италии и Ближнего Востока. [ 4 ] Некоторые эскизы, вероятно, исчезли, поскольку их очень мало с Ближнего Востока, несмотря на поездку Мори с мая по август 1838 года. [ 15 ]
Мори в Помпеях
[ редактировать ]
Проспер Мори был одним из первых, кто посетил и задокументировал руины Помпеи, которые он посетил дважды. Впервые в 1833 году, на втором году обучения на вилле Медичи. Затем в 1838 году после своей греческой экспедиции. [ 16 ]
В то время была раскопана только четверть поверхности города. Мори обладал большим талантом наблюдать и передавать архитектурные детали и украшения. Он представил поразительные и свежие виды фресок на многочисленных помпейских виллах , таких как «вилла с черной спальней», которую он нарисовал первым, «вилла Арианы», «Охотничья вилла», «вилла Саллюста» или «вилла Саллюста». Вилла Панса». [ 17 ] [ 18 ] Он также зарисовал множество фасадов, архитектурных элементов, колонн и некоторых общественных зданий, таких как термальный курорт и небольшой театр. [ 19 ] Между 1833 и 1834 годами архитектор выполнил 35 помпейских эскизов. Все они находятся в XV томе его портфолио. [ 18 ]
Более сотни его рисунков хранятся в Муниципальной библиотеке Нанси . Многие из них были отретушированы, когда Мори вернулся в Париж. [ 20 ] Эти зарисовки очень важны для познания Помпеи. Они дают точную информацию об этом знаменитом археологическом памятнике начала 19 века.
Другие путешествия по Италии
[ редактировать ]Студентам предлагалось путешествовать по Италии, чтобы усовершенствовать свой вкус с помощью совершенных древних моделей, но они также проявляли интерес к архитектуре средневековья и эпохи Возрождения.
Мори отправился на Сицилию с Виктором Балтардом. Там он снова встретил Виолле-ле-Дюк; Большую часть его внимания привлекли Палермо и особенно Мессинский собор. Его также видели в Неаполе и Венеции, где он документировал фасады и детали Дворца дожей.
Археологическая миссия в Греции и Малой Азии.
[ редактировать ]В 1838 году Проспер Мори присоединился к археологической миссии в Греции и Малой Азии, возглавляемой Дезире Раулем Рошеттом. [ 21 ] как архитектор и рисовальщик. В течение трех месяцев он отвечал за рисование античных руин Афин , Эгины и некоторых посещенных Кикладских островов, таких как Сирос , Делос , Милос , Миконос и Санторини .
-
Вид на остров Сирос, автор Проспера Мори
-
Вид на храм Эгине, автор Проспера Мори, около 1838 года.
-
Вид на храм Тезеи, работа Проспера Мори, около 1838 года.
-
Вид на Афины, автор Проспера Мори, около 1838 года.
В августе 1838 года Мори и Рауль-Рушетт отправились в Малую Азию, в Троаду, с целью добиться от Османской империи передачи во Францию барельефов из храма Афины в Ассосе, а также разыскать их. руины Трои. Им это удалось, и они получили разрешение от губернатора Мехмета Решида-паши на передачу права собственности на барельефы Лувру.
Кроме того, они якобы определили входные ворота в мифический город Трою в долине Скамандра. В своей приемной речи в Академии Станислава в 1850 году, позже опубликованной под названием «Археологические исследования Троады», Мори рассказывает, что пастух привел их в долину Скамандра, где они узнали пейзажи, описанные Гомером в «Илиаде». , в частности, ссылаясь на расстояния между горными вершинами и речными равнинами. По возвращении из Троады они пробыли в Константинополе несколько дней, где Мори исследовал город и делал рисунки, в частности гробницы Сулеймана Великолепного .
Археологическая миссия под руководством Рауля-Рушетта — одна из многих научных миссий того времени. Ученые и художники составляли карты фауны и флоры и проводили археологические раскопки. Публикации работ этих различных миссий привели к созданию Французской школы в Афинах в 1846 году.
Карьера
[ редактировать ]Вернувшись во Францию около 1840 года, Проспер Мори поселился в Париже и 4 мая 1841 года женился на Луизе-Арсен-Эжени Кляйн, внучке генерала Кляйна. за пожертвование всей коллекции Мори городу Нанси. Он был назначен инспектором общественных работ и экспертом-архитектором судов. Он участвовал в восстановлении аббатства Сен-Омер и Колонны Великой армии в Булони. Он добивался различных официальных должностей в Министерстве иностранных дел, Тюильри, Фонтенбло и Лувре, но не получил их.
В 1850 году он вернулся в Нанси, где вскоре был назначен главным архитектором города и архитектором исторических памятников департамента Мерте. Автор нескольких публикаций по истории архитектуры Лотарингии, он стал членом Академии Станисласа в 1850 году и членом-корреспондентом Академии изящных искусств в 1869 году. Считающийся архитектором и ученым, Проспер Мори изучал историю Архитектура Нэнси. В Академии Станисласа он писал статьи по истории искусства Лотарингии с момента своего назначения до своей смерти в 1884 году. Он проявил значительный интерес к великим архитекторам Лотарингии 18 века, таким как Ришар Мик и Эммануэль Эре. В частности, он опубликовал книгу о работах Жермена Боффрана под названием «Recueil des oeuvres inédites de Germain Boffrand», которая включает в себя репродукции некоторых оригинальных рисунков Боффрана и служит свидетельством работы архитектора. Проданная на аукционе в 1920 году, она была приобретена Музеем Лоррена . Его последняя письменная работа, «Археология религиозных зданий Лотарингии, с разоблачением церквей Нанси, от пр. Мори, архитектора, члена Института», так и не была опубликована, и рукопись по сей день остается в муниципальной библиотеке. из Нанси.
Смерть и потомство
[ редактировать ]Проспер Мори умер 5 июля 1886 года и был похоронен на кладбище Превиль в Нанси. В своей панегирике, произнесенном 8 июля 1886 года, Модест Шассинье, член Академии Станислава, говорит о потере ученым обществом «одного из его уважаемых старейшин». Он оставил после себя личную коллекцию и профессиональные документы. Часть его работ, включая тома рисунков из путешествий по Италии и Греции, была подарена его дочерью муниципальной библиотеке Нанси. Это пожертвование состоит из 19 сборников, содержащих 790 рисунков.
Хотя он был хорошо известен при жизни, о чем свидетельствуют многочисленные дани, возданные ему после его смерти, он постепенно исчез из общественной памяти. Действительно, Клер Хаке интерпретирует эту отстраненность как следствие изменения архитектурных вкусов в конце 1890-х годов.
Архитектурные работы
[ редактировать ]

Представитель неоготического стиля Проспер Мори построил для города множество построек и особенно известен реконструкцией базилики Сен-Эпвре, на которой в 1916 году была добавлена памятная доска.
В Нанси он работал над следующими зданиями:
- Крытый рынок в Нанси , 1849 год.
- Церковь Сен-Фиакр (с 1853 по 1855 г.),
- Замок Анэ в Виллер-ле-Нанси , 1858 год.
- Университетский дворец (с 1858 по 1870 гг.),
- Расширение мэрии Нанси в 1862 году.
- Базилика Сен-Эпвре (с 1863 по 1875 год),
- Дом смотрителя парка в парке Пепиньер (1867 г. - разрушен поджогом),
- Бывшая Школа живописи и рисунка (ныне Северное крыло Музея Лоррена) в 1871 году.
- Музыкальный киоск в парке Пепиньер (1874 г.),
- Церковь Святого Николая в Нанси (с 1874 по 1883 год),
- Расширение Лицея Нанси (1877 г.),
- Монументальный фасад площади Водемон со статуями Эжена Лорана.
- Центральная больница в 1883 году.
Его также просили построить здания за пределами Нанси:
- Замок Шарло-Лунг в Мусси (1852–1861 гг.)
- Реконструкция (1866–1869) аббатства Сенонес, разрушенного в 1809 году пожаром,
- Больница дома престарелых в Сеноне .
Как архитектор исторических памятников он участвовал в многочисленных реставрациях, таких как:
- Дворец герцогов Лотарингии
- Замок Харуэ.
Проспер Мори также занимался литографией и рисунком. Александр Фальгьер выполнил по своим рисункам надгробный памятник Дому Кальме для церкви аббатства Сенон в 1869 году.
Публикации
[ редактировать ]Среди его произведений:
- Оцифрованная рукопись из библиотек Нанси, г-жа 1810: Мори, Проспер (1805–1886), Археология древних религиозных построек в Лотарингии с обзором разрушенных церквей Нанси , 1846/1886. Читать онлайн
- Проспер Мори, Археологические исследования тропы или фрагмента путешествия, совершенного в 1838 году, Нэнси, Grimblot et Vve Raybois, 1854, 19 стр.
- Проспер Мори, Биографические сведения о жизни и творчестве Эммануэля Эре де Корни, первого архитектора Его Величества Станислава, короля Польши, герцога Лотарингии и Бара, Мемуары Академии Станислава, Нанси, типография Ве Рейбуа, 1863 г.
- Проспер Мори, Биографическое сообщение о жизни и творчестве отца Франсуа Дерана, архитектора Лотарингии, Мемуары Академии Станислава, Нанси, типография Ve Raybois, 1867 г.
- Проспер Мори, Ришар Мик, архитектор Станислава, короля Польши, и королевы Марии-Антуанетты, Мемуары Академии Станислава, Нанси, типография Ве Рейбуа, 1868 г.
Отличия
[ редактировать ]- Кавалер ордена Почетного легиона 1860 г.
- Кавалер ордена Франца-Иосифа в 1867 году.
- Крест ордена Святого Григория Великого 1870 г.
- Офицерские пальмовые грамоты Академии в 1872 году.
В Нанси его именем названа улица рядом с железнодорожным вокзалом, улица Мори.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ "Запись актов гражданского состояния Великобритании. An XIV, 1 вендемайер-1806, 24 марта (2 E 50)" . Изображение 74. Обнаружено на просмотрщике Городских архивов Нанси 26 февраля 2024 года.
- ^ Юбер Эли, архитектор из Нанси, Проспер Мори (1805–1886), Нэнси, Imprimerie Georges Thomas, 1964, 122 стр. , с. 7
- ^ Перейти обратно: а б с Хаке, Клэр. « Проспер Мори, архитектор: от Нанси до Помпеи » . Лимедийские галереи .
- ^ Перейти обратно: а б с д Клер Хаке, «Молодые годы архитектора: Проспер Мори, 1827–1850», Le Pays Lorrain , vol. 94, № 2, июнь 2013 г., с. 140–141
- ^ Ланс, Адольф (1854). справка о жизни и творчестве г-на Ашиля Биографическая Леклера . Париж: архитектурный книжный магазин Б. Бэнса. стр. 14–15.
- ^ Хаке, Клэр (2024). « Проспер Мори, архитектор: от Нанси до Помпеи » . Лимедийские галереи .
- ^ Гаффри, Жюль; Бартелеми, Жозеф (1908). Список пенсионеров Французской академии в Риме: имена всех художников, награжденных на конкурсах Римской премии с 1663 по 1907 год [ Список пенсионеров Французской академии в Риме... ] (на французском языке) . Фирмен-Дидот. п. 92.
- ^ Путешествия по Италии и Греции Проспера Мори, 1805–1886, архитектора Лотарингии, Нанси, Музей изящных искусств, 1990, 174 стр., стр.39
- ^ Жан-Мишель Ленио (реж.), Протоколы Академии изящных искусств, т. V, 1830–1834, Париж, Дро, 2004, 452 с., с.386, 396; т. е. VI, 1835–1839, Париж, Дро, 2003, 591 с., с.390, 401, 432–433, 441–442.
- ^ Гарри Фрэнсис Малгрейв, Готфрид Земпер, архитектор девятнадцатого века: личная и интеллектуальная биография, Нью-Хейвен, Yale University Press, 1996, 443 стр.
- ^ Орчард, Энни; Верже, Габриэль (2011). Биографический словарь резидентов Французской академии в Риме: 1666–1968 . Дижон [Рим]: Французская академия «Лестница Иакова» в Риме, Вилла Медичи. ISBN 978-2-35968-024-9 .
- ^ Жоссе, Эрван (2021). " "Форум Траяна и его изображения с 17 по 20 век" " . Обзор древних исследований . 123 (1): 173–192. дои : 10.3406/rea.2021.6982 .
- ^ Реставрация античных памятников архитекторами Академии Франции в Риме. С 1788 г. по наши дни, т. 7, Париж, Frimin-Didot et Cie, 1877, с. 6.
- ^ Путешествие по Италии и Греции Проспера Мори, 1805–1886, лотарингского архитектора . Нэнси: Музей изящных искусств. 1990. с. 39.
- ^ Путешествие по Италии и Греции Проспера Мори, 1805–1886, лотарингского архитектора . Нэнси: Музей изящных искусств. 1990. с. 40.
- ^ Клэр Хаке. « Проспер Мори, архитектор: от Нанси до Помпеи » . Лимедийские галереи . п. 6.
- ^ Клэр Хаке. « Проспер Мори, архитектор: от Нанси до Помпеи » . Лимедийские галереи . п. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Путешествие по Италии и Греции Проспера Мори, 1805–1886, лотарингского архитектора . Нэнси: Музей изящных искусств. 1990.стр. 22–23.
- ^ «Интерактивная карта, прослеживающая маршрут Проспера Мори до Помпеи и проведенные исследования фресок» . Лимедийские галереи . п. 7.
- ^ Клэр Хаке. « Проспер Мори, архитектор: от Нанси до Помпеи » . Лимедийские галереи . п. 6.
- ^ Жорж Перро, «Извещение о жизни и творчестве Дезире Рауля-Рошетт», в отчетах о сессиях Академии надписей и изящной словесности, том. 50 № 9, 1906, с. 638-701.
Также см.
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Хьюберт Эли, архитектор из Нэнси: Проспер Мори (1805–1886) , Нэнси, 1964 год.
- Roma Antiqua: Envois des Architects français (1788–1924) , Париж, Национальная высшая школа изящных искусств, 1985, стр. 163 и др. тот 85–90.
- Путешествие по Италии и Греции Проспера Мори (1805–1886), лотарингского архитектора , Нанси, Музей изящных искусств, 1990.
- «Мори, Проспер», в Справочнике архитекторов, родившихся или работавших в Вогезах: 1800–1940 , Эпиналь, Ведомственные архивы Вогезов, 2007 ( ISBN 978-2-86088-052-7 ), с. 41.
- Анни Вержер и Габриэль Вержер, Биографический словарь резидентов Французской академии в Риме 1666–1968 , т. 1, с. II, Дижон, Лестница Иакова, 2011, 1654 с. ({{ISBN}978-2-35968-024-9}}), с. 1109-1110.
- Клер Хаке, «Молодые годы архитектора: Проспер Мори (1827–1850)», Le Pays Lorrain , vol. 94, н тот 2 июня 2013 г., с. 139–146
- Клер Хаке, «Проспер Мори», в книгах Изабель Гюйо-Баши и Жан-Кристофа Бланшара (реж.), Словарь ученой Лотарингии , Мец: Éditions des Paraiges, 2022, стр. 228-229.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Числовые документы из файлов Проспера Мори в галереях Limédia.
- Ресурсы по истории искусства: AGORHA , Artists of the World Online , Musée d'Orsay , Union List of Artists Names.