Джейкоб Вайнберг
Джейкоб Вайнберг | |
---|---|
Рожденный | Одесса , Российская Империя. | 1 июля 1879 г.
Умер | 2 ноября 1956 г. Нью-Йорк , Нью-Йорк, США | ( 77 лет
Образование | |
Род занятий | Композитор, пианист |
Джейкоб Вайнберг (1 июля 1879 г. - 2 ноября 1956 г.) был американским еврейским композитором и пианистом русского происхождения, сочинившим более 135 произведений для фортепиано и других инструментов. Он был одним из основателей Еврейской национальной консерватории в Иерусалиме, а затем иммигрировал в США, где с 1940-х годов до своей смерти стал «влиятельным голосом в продвижении американской еврейской музыки». [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Вайнберг родился в Одессе в семье Доры и Вольфа (Зева) Вайнбергов. Его семья принадлежала к среднему классу, а его отец был купцом, который умер, когда Иакову было всего 12 лет. Яаков написал эссе о том, как его отправили в синагогу, чтобы он произнес молитву Кадиш в трауре по своему отцу. Он писал, что вырос не в православной семье и не был знаком со звуками иврита в молитве, но влюбился в музыку языка и ритм молитвы. Это пробудило в нем интерес к еврейской религии и еврейской музыке.
Его дядей был Питер Вайнберг, выдающийся переводчик Шекспира и Гейне на русский язык. Яков окончил юридический факультет Московского университета , но никогда не занимался практикой, отдавая предпочтение игре на фортепиано. Он учился в Московской консерватории с 1901 по 1906 год у многих выдающихся педагогов, в том числе Танеева и Ипполито-Иванова. В 1910 году он провел год, обучаясь в частном порядке у Теодора Лешетицкого . [ 2 ] [ 3 ] Кроме того, он в течение года изучал композицию в Вене у Сергея Танеева . [ 4 ] Он также преподавал фортепиано; среди его учеников были Йозеф Ясир , [ 5 ] с которым он оставался друзьями долгие годы.
Вайнберг гастролировал по России как пианист, а также гастролировал с Эмилем Розеновым с их концертами для двух фортепиано с 1912 по 1916 год. Он адаптировал произведения Рахманинова для создания пьесы для двух фортепиано, которую он назвал «Рахманиана» . Его опубликовали и исполнили Вайнберг и Розенофф. Он также был очень заинтересован в сохранении уникальных мелодий и музыкальных гамм еврейских религиозных и светских народных напевов. Когда Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки и другими было основано в 1908 году Йоэлем Энгелем , Лазаром Саминским , Якоб Вайнберг и его московские коллеги сформировали московское отделение этого общества. [ 6 ] Затем вернулся в Одессу, где преподавал в Одесской консерватории.
С приходом большевистской революции Вайнберг провел два месяца в тюрьме, а затем бежал со своей женой Терезой ( урожденной Бернштейн) и единственным ребенком, сыном Вальтером, в 1922 году в Палестину (ныне Израиль). Там он сочинил первую еврейскую оперу «Пионеры» ( «Гечалуц» ). Он выиграл первый приз на международном конкурсе композиций, спонсируемом Филадельфийским полуторавековым юбилеем. В апреле 1925 года в Иерусалиме было выступление. Он преподавал фортепиано; среди его учеников был пианист Мордехай Сандберг .
Получив призовой фонд конкурса в размере 1500 долларов, Вайнберг отвез свою семью в Нью-Йорк. [ 7 ]
Вайнберг подготовил концертные версии своей оперы «Пионеры» в Карнеги-холле в 1941 и 1947 годах и в Храме Мекки (ныне центр Нью-Йорка) в 1930-х годах. Кроме того, 5 сентября 1938 года в Берлине, Германия, состоялось выступление Культурбунда с сопрано Машей Беней в одной из главных ролей. Его дирижировал скрипач и дирижер Чемджо Винавер. Оно было исполнено в красивой огромной синагоге на 3000 мест на Принцрегентенштрассе. (Нацистская партия запретила исполнение еврейских произведений, даже шедевров, в настоящем концертном зале, поэтому их исполняли в синагоге). Два месяца спустя эта величественная синагога была разрушена в Хрустальную ночь. Артисты бежали в США и выжили, но Курт Зингер, прославленный руководитель Культурбунда, организовавшего подобные концерты, не смог вовремя скрыться и был убит в Освенциме. [ 4 ]
Многие другие его работы включают религиозные еврейские произведения; он положил на музыку субботнюю службу в нескольких версиях. Эти произведения до сих пор исполняются в Храме Эману-эль , известной реформистской синагоге на Манхэттене. [ 8 ] Он также написал множество нерелигиозных произведений. Его очень заинтересовала Геттисбергская речь Линкольна, и он положил ее на музыку для хора, а также в трех других непевческих версиях. [ 9 ] [ 4 ] Аарон Копленд посетил один из концертов Линкольна перед тем, как написать свой собственный портрет Линкольна . [ 10 ]
Он поступил на музыкальный факультет Нью-Йоркского музыкального колледжа в 1929 году, где преподавал в течение многих лет, а затем поступил на факультет Хантер-колледжа . [ 4 ] Вайнберг умер от болезни легких в Нью-Йорке 2 ноября 1956 года в возрасте 77 лет. Его останки похоронены на кладбище Стивена Уайза в Ардсли, Нью-Йорк.
Вдова Джейкоба Вайнберга, Тереза Бернштейн Вайнберг, была блестящей женщиной, говорившей на четырех языках и воспитавшей их единственного ребенка Уолтера, когда Джейкоб занимался своей работой. После смерти Джейкоба Тереза подарила его нотные бумаги Джейкобу Майклу, коллекционеру и филантропу, чей фонд, в свою очередь, передал коллекцию в дар Национальной библиотеке Израиля, которая расположена в кампусе Еврейского университета в Гиват-Рам, в Израиле. В этом архиве более 10 000 страниц, который тщательно курирует его директор, доктор Гила Флам, выдающийся музыковед. Тереза Вайнберг также передала в дар архив Музыкального музея имени Глинки в Москве, на улице Федеева, дом 4, второй большой том партитур, личных писем, научных статей и фотографий Вайнберга. С этими бумагами можно ознакомиться по запросу. Среди собрания Глинки — шедевр Якова Вайнберга «Соната для двух фортепиано» и «Энциклопедия фортепианной техники, часть I и часть II». Сюда же переданы в дар его работы еще во время учебы в Московской консерватории (1901–1906).
Тереза Бернштейн Вайнберг была не только помощницей и сторонником Джейкоба, но и талантливым художником-акварелистом и заядлым создателем альбомов для вырезок. В 1960 году она официально подписала документ о передаче в дар системе публичных библиотек Нью-Йорка 67 альбомов с вырезками из ее вырезок (работ Джейкоба, а также популярной культуры). Их еще предстоит найти. Ее внуки долго их искали. Скорее всего, они находятся в подвалах публичной библиотеки Нью-Йорка в Брайант-парке. Тереза скончалась в 1962 году и похоронена на кладбище Фернклифф в округе Вестчестер.
Произведениями Джейкоба Вайнберга продолжают наслаждаться и исполнять и сегодня. В частности, широко исполняются его клезмерские произведения для кларнета. К ним относятся «Канцонетта» и «Майский шест». Вайнберг был одним из штатных композиторов Храма Эману-эль на Манхэттене. Его произведения часто исполняются во время праздников и во время еженедельных субботних служб. Также на YouTube можно найти видео современных исполнений произведений Якоба Вайнберга. См. Архивы Милкена, где можно найти некоторые записи его произведений.
Композиции
[ редактировать ]- Гечалуц (Пионеры Палестины) - Опус 18 [ 11 ]
- Соната ми-бемоль мажор для двух фортепиано [ 12 ]
- Концерт №2 до мажор [ 13 ]
- Струнный квартет – Опус 55 [ 13 ]
- Краны
- романтика
- Мечта Джейкоба
- Песня [ 14 ]
- Speed Ahead (Вечное движение) для скрипки и фортепиано – Op.31, No.2 [ 15 ]
- Кол Нидрей , соч. 25. [ 16 ]
- Сюита для виолончели и фортепиано [ 17 ]
- Чат
- Каббалист [ 18 ]
- Майский шест - Клезмер
- Танец рабби Меира
- Трио на еврейские темы [ 19 ]
- Прелюдия, Пассакалия и Финал, соч. 68. для фортепиано. [ 20 ]
- Палестинская Берсо (1929) для скрипки и фортепиано [ 21 ]
Опера
[ редактировать ]- Пионеры (1924) [ 21 ]
Оратории
[ редактировать ]Хоровой
[ редактировать ]- Я вижу новую Америку [ 22 ]
- Геттисбергское обращение – 4 версии [ 22 ]
- Геттисбергское обращение. Бессмертные слова Авраама Линкольна, написанные для смешанных голосов, SATB [ 22 ] [ 23 ]
- Шаббат баарец (Субботняя служба на Святой Земле) [ 24 ]
- Субботнее вечернее служение
- Субботняя утренняя служба (Шабат баарец), соч. 41. для кантора (баритона), смешанного хора и органа [ 13 ] [ 25 ]
- Субботняя служба [ 26 ]
- Псалом 29 для кантора и прихожан, или два антифонных хора (1951) [ 27 ]
Песни
[ редактировать ]- Песня для героев (1944) для голоса и фортепиано (слова Нахума Бен-Хорима) [ 28 ]
- Шесть песен на иврите для голоса и фортепиано [ 29 ]
- Из свитков Мертвого моря для баритона и фортепиано [ 20 ]
Распоряжения
[ редактировать ]Рахманиана для двух фортепиано. [ 30 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1938 - Шир Хакерем (Джейкоб Вайнберг), Зви Арони и Хелен Мари Штольц, 78 об/мин RCA E2-KB-1531 [ 31 ]
- 1954 — Йо Адир (Джейкоб Вайнберг), Сидор Беларский, 33 об/мин , RCA Victor LPM-3197 (E3VL-4989) [ 31 ]
- 1969 — Янкл Дер Шмид ( «Якоб Кузнец» ), Довид Пинский — Якоб Вайнберг, Мойше Ойшер , 33 об/мин , The Greater Recording GRC 154 [ 31 ]
- 1977 - Палестинский Берсоуз (Джейкоб Вайнберг) Дэвид Селла и Пол Поснак, 33 об/мин , International Music M-7504 [ 31 ]
- 2004 - Клезмерские концерты и выступления на бис «Майский шест» , Канцонетта (Джейкоб Вайнберг), Наксос, 8559403 [ 32 ]
- 2005 - Вайнберг: Концерт для фортепиано с оркестром № 2, струнный квартет соч. 55, Шаббат Баарец - Американская классика, Наксос 8559457 [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ фон Рейн, Джон (19 августа 2005 г.). «Джейкоб Вайнберг: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до мажор» . Чикаго Трибьюн . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Ключ, Пьер Ван Ренсселер (1931). Мюзикл Пьера Ки «Кто есть кто: биографический обзор современных музыкантов» ... P. Key, Incorporated. п. 431.
Вайнберг, Якоб, композитор, пианист; б. Одесса, 1 июля 1879 г.; учился у. (так в оригинале) Лешетицкий, Вена, 1910–11; ...
- ^ Год американской музыки . Аллен, Таун и Хит, Инкорпорейтед. 1946. с. 356.
Вайнберг, Якоб... Также учился частным образом у Теодора Лешетицкого.
- ^ Jump up to: а б с д Левин, Нил М. Биография: Джейкоб Вайнберг 1879–1956 . Архив Милкена . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ «Коллекция Джозефа Ясира: Биографическая справка» . Еврейская духовная семинария . Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г. .
В шесть лет его привезли в Москву, где он несколько лет учился игре на фортепиано у пианиста и композитора Якоба Вайнберга.
- ^ * Клара Морич (6 января 2008 г.). Еврейские идентичности: национализм, расизм и утопизм в музыке двадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 54. ИСБН 978-0-520-93368-2 .
- ↑ Еврейское телеграфное агентство (5 ноября 1956 г.). «Доктор Джейкоб Вайнберг, известный еврейский композитор, умер в Нью-Йорке» . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Конгрегация Эману-Эль из Нью-Йорка . Композиторы . Проверено 29 августа 2014 г.
- ↑ Кернан, Томас Дж. (7 ноября 2013 г.). «Обстановка Геттисберга: еврейско-американская идентичность в воспоминаниях Джейкоба Вайнберга о Линкольне» . Американского музыковедческого общества Ежегодное собрание , Питтсбург, Пенсильвания. Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Поллак, Ховард (2000). Аарон Копленд: Жизнь и творчество необычного человека , с. 358. Издательство Университета Иллинойса,
- ^ «Пионеры: сцены из народной жизни Палестины в трёх действиях, опус 18 = Гечалуц» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Концерт Джейкоба Вайнберга; программа, посвященная его разнообразным произведениям в ратуше» . Нью-Йорк Таймс . США. 6 февраля 1938 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
Вчера вечером в Ратуше состоялся концерт, посвященный разнообразным произведениям Якоба Вайнберга. В их число вошла соната для двух фортепиано, услышанная впервые.
- ^ Jump up to: а б с фон Рейн, Джон (19 августа 2005 г.). «Джейкоб Вайнберг: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до мажор; Струнный квартет, Opus 55» . Чикаго Трибьюн .
- ^ Март, Иван. «Еврейские песни без слов» . Граммофон . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Библиотека Конгресса. Бюро авторских прав (1963). Каталог авторских прав: Третья серия . Том. 16. Вашингтон. п. 1712.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Кол Нидрей, соч. 25» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Сюита для виолончели и фортепиано» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Библиотека Конгресса. Бюро авторских прав (1963). Каталог авторских прав: Третья серия . п. 1654.
- ^ Музыка иудаика . Американское общество еврейской музыки. 1988. с. 114.
- ^ Jump up to: а б Хайди фон Гюнден (1999). Музыка Вивиан Файн . Пугало Пресс. п. 64. ИСБН 978-0-8108-3617-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Гленда Абрамсон (март 2004 г.). Энциклопедия современной еврейской культуры . Рутледж. п. 944. ИСБН 978-1-134-42865-6 .
- ^ Jump up to: а б с Национальный еврейский музыкальный совет (1963). Соединение Израиля и Америки через музыку: музыка Гершона Эфроса, Соломона Розовского, Генриха Шалита, Якоба Вайнберга; под редакцией Льюиса Эпплтона . п. 26.
- ^ «Геттисбергское обращение; бессмертные слова Авраама Линкольна, написанные для смешанных голосов, SATB» Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Том 7: Шедевры молитвы» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Субботняя утренняя служба (Шабат баарец) для кантора (баритона), смешанного хора и органа» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Субботняя служба совместного пения, согласно Союзному молитвеннику» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Архив Якоба Вайнберга, Серия А: Композиции (MS)» . merhav.nli.org.il . Национальная библиотека Израиля . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Песня героев . 1944. OCLC 80134644 . Проверено 6 декабря 2020 г. - через worldcat.org.
- ^ «Шесть еврейских песен для голоса и фортепиано» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Монреальский фортепианный дуэт — Deux Piano» . montrealpianoduo.com . Проверено 4 декабря 2020 г.
Рахманиана, аранжировка Дж. Вайнберга.
- ^ Jump up to: а б с д «Джейкоб Вайнберг (1879–1956)» . yiddishmusic.jewniverse.info . 1969 год . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ «Клезмерские концерты и бисы» . Наксос. Октябрь 2004 года . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ «ВАЙНБЕРГ: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 / Струнный квартет, соч. 55 / Шаббат Баарец» . Наксос. 21 июня 2005 года . Проверено 7 декабря 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хескес, Ирен (1998). Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки .
- Роквелл, Джон (7 апреля 1988 г.). «Обзор: произведения русских еврейских композиторов» . The New York Times
- Мауснер, доктор медицины, Эллен «Джейкоб Вайнберг: пионер музыки» (KDP Amazon, Нью-Йорк, 2020)