Кларенс Ашер
Кларенс Ашер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Аврора, Иллинойс , США | 5 сентября 1870 г.
Умер | 20 сентября 1955 г. | ( 85 лет
Род занятий | Врач, христианский миссионер и свидетель Геноцида армян. |
Кларенс Дуглас Ашер (9 сентября 1870 — 20 сентября 1955) был американским врачом и миссионером в регионе Ван во время геноцида армян , где он сообщил, что 55 000 армян были убиты. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1917 году Ашер опубликовал мемуары о своем опыте в Ване под названием « Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне» . Это считается одним из самых подробных свидетельств очевидцев событий. [ 5 ] Ашер открыто обвинил правительство Османской империи в систематических убийствах армян. [ 6 ] Его рассказы о геноциде армян были показаны в фильме 2002 года «Арарат» . [ 7 ] Он был мужем Элизабет Бэрроуз Ашер , которая также была свидетельницей геноцида.
Ранняя жизнь и работа
[ редактировать ]Кларенс Дуглас Ашер родился 9 сентября 1870 года в Авроре, штат Иллинойс. Его отец стал епископом Канады и в конце концов переехал с семьей в Монреаль . [ 8 ] В Монреале Ашер получил раннее образование; он продолжил обучение в реформатской епископальной семинарии в Западной Филадельфии , штат Пенсильвания . [ 8 ] Проведя некоторое время в Вайоминге для миссионерской работы, он переехал в Канзас-Сити , где продолжил обучение в Университетском медицинском колледже. [ 8 ] [ 5 ]
После окончания учебы Ашер оставался в Канзас-Сити до 1898 года, когда решил присоединиться к мировому миссионерскому движению. Отложив работу в Канзас-Сити, Ашер был направлен Американским советом уполномоченных по делам иностранных миссий (ABCFM). [ 9 ] в Харпут , Османская империя , где он также должен был продолжить свою карьеру практикующего врача. [ 5 ] Чувствительность Турции к армянскому вопросу стала очевидной для Ашера на османской границе, где его словарь был конфискован, поскольку в нем содержались слова «свобода» и «революция», запрещенные в то время в Турции как для армян, так и для турок; [ 10 ] таможенники также потребовали изъять карты из Библии Ашера, поскольку на них было слово «Армения». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 5 ]

Ашер оставался в Харпуте год, после чего его отправили в Ван, поскольку деревне требовался врач. [ 5 ] Когда он прибыл в Ван, он заметил, что деревня все еще сильно пострадала от резни в Хамидиане , а население все еще травмировано. [ 14 ] Ашер немедленно начал свою работу в детских домах , где размещались сотни армянских сирот, пострадавших от резни в Хамидиане. [ 5 ] Ашер не доверял губернатору Вана 1908 года, полагая, что он «использовал все средства, которые были в его силах, чтобы подстрекать армян к восстанию, чтобы иметь предлог для их резни». [ 15 ]
Свидетель геноцида
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Во время Первой Балканской войны 1912–1913 годов Османская империя потеряла свои балканские христианское меньшинство Империи владения из-за христианских восстаний, что усилило опасения на родине Турции, что все более беспокойное армянское - с помощью или при поддержке западных правительств - также может попытаться создать независимое государство, что приведет к распаду самой Турции . [ 16 ] [ 17 ] В результате войн не менее полумиллиона османов-мусульман из бывших балканских владений Империи нашли убежище в Турции. [ 18 ] вызвав желание мести среди многих турок. [ 19 ] Недоверие и подозрительность к армянам достигли пика после начала Первой мировой войны , когда успешное продвижение российских войск через турецкую границу в густонаселенный армянами вилайет Ван в начале 1915 года было обвинено в нелояльности армян, что привело турецкое правительство к принять ряд крайних мер, кульминацией которых станет геноцид армян . [ 17 ]
Ван «Царство террора»
[ редактировать ]Как рассказывает Ашер в своих мемуарах «Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне» , он находился в американской больнице в Ване, когда в феврале 1915 года «сильный и либерально мыслящий» [ 20 ] губернатора или вали провинции сменил Джевдет-бей , [ а ] зять турецкого главнокомандующего Энвер-паши . Новый вали не смог приехать в Ван до конца марта, когда он прибыл «в сопровождении нескольких тысяч солдат и курдских и черкесских нерегулярных формирований ». [ 21 ]
На момент прибытия Джевдета в Ванский вилайет армянские добровольческие отряды, идущие впереди наступающих русских, применяли партизанскую тактику в турецком тылу, в то время как значительное количество турецких дезертиров в провинции обратились к бандитизму, и турецкое командование полагало, что обе группы получали поддержка армянского населения Вана. [ 21 ] Хотя Джевдет быстро прибегнул к крайним мерам, чтобы справиться с этим предполагаемым восстанием, не все источники согласны с тем, что он прибыл в провинцию с заранее разработанным планом совершить геноцид; [ 21 ] широко распространено мнение, что его методы не оставили ванским армянам иного выбора, кроме как ответить вооруженным сопротивлением. [ 21 ]
Одним из первых действий Джевдета было требование от ванских армян предоставить 4000 трудоспособных мужчин для рабочих батальонов, но армянское руководство, опасаясь намерений Джевдета, предложило 500 человек и уплату стандартного освобожденного сбора за остальных, что Джевдет отклоненный. 16 апреля Джевдет приказал арестовать лидера общины города Шадакх , но горожане, действуя на слухах о его готовящемся убийстве, окружили полицейский участок, требуя его освобождения. [ 22 ] Ашер утверждает в своих мемуарах, что Джевдет затем пригласил небольшую группу армянских лидеров посетить Шадак с миротворческой миссией, но по дороге их убили. [ 23 ] В этот момент сам Ашер, знавший Джевдет-бея с детства, посетил вали в надежде разрядить напряженность. [ 24 ] Ашер так описывает свою встречу с Джевдетом:
полковник полка Вали Пока я был в его кабинете, вошел , который он называл своим Касаб Табури, или полка мясников, состоящего из турецких заключенных, и сказал: «Вы послали за мной». «Да», ответил Джевдет; «Иди в Шадакх и уничтожь его жителей». И, повернувшись ко мне, он яростно сказал: «Я не оставлю ни одного, ни одного такого высокого», держа руку ниже уровня колена. [ 25 ]
Позже Ашер предполагает, что этот обмен был преднамеренным обманом, поскольку рассматриваемый полк не атаковал Шадакх, а вместо этого был направлен в долину, где они «разрушили шесть деревень, в которых не было ничего, кроме стариков, женщин и детей»; [ 26 ] однако другие источники предполагают, что отвлечение внимания произошло просто из-за недисциплинированности подразделения. [ 27 ] Сам Ашер позже лечил выживших после этого нападения: «[Нерегулярные формирования] были верхом, вооружены кинжалами, автоматическими пистолетами и современными магазинными винтовками… они скакали в толпу бегущих женщин и детей, вытаскивали кинжалы и разрывали Я воздержусь от описания ран, которые мне принесли для лечения». [ 26 ]
После этого Джевдет снова потребовал, чтобы 4000 армянских мужчин «сдались военным», освободив пару армянских лидеров в качестве жеста доброй воли, но армяне, уже убежденные во враждебных намерениях Джевдета, задержали ответ. [ 28 ] Тем временем Ашер и итальянский консульский агент синьор Сбордини продолжали переговоры с Джевдетом, пытаясь убедить его, что его действия скорее разжигают, чем успокаивают ситуацию. [ 29 ] но Джевдет к этому времени выбрал другой путь. 19 апреля он издал секретный приказ своим войскам в вилайете :
Армяне должны быть истреблены. Если какой-либо мусульманин защитит христианина, сначала его дом должен быть сожжен; затем на его глазах убили христианина, а затем его [мусульманина] семью и его самого. [ 30 ] [ 6 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 2 ]
Ашер сообщает, что на следующий день, в понедельник, 20 апреля, подразделения под командованием Джевдета атаковали армянские села по всему вилайету. В Арджише , втором по величине городе, командующий собрал руководителей города и его 2500 мужчин и приказал провести их к близлежащей реке, где они были убиты «группами по пятьдесят человек», после чего «женщины, дети и имущество были разделены между Турки». [ 35 ] Деревня Шадах, упомянутая ранее, оказалась «непобедимой», а другая, Мокс, эффективно защищалась курдским вождем, но, хотя некоторые другие деревни смогли оказать определенное сопротивление, большинство из них не имели для этого средств; По оценкам Ашера, в результате этого было убито около 55 000 армян. [ 36 ] во время «царства террора» Джевдет-бея. [ 37 ]
Оборона Вана в 1915 году.
[ редактировать ]В то время как Джевдет-бей смог быстро завоевать большинство небольших армянских населенных пунктов, крупнейший город вилайета Ван и несколько других населенных пунктов доказали иное. Ашер в это время все еще находился в американском госпитале в Ване и мог из первых рук рассказать об обороне города.
Ашер утверждает, что армяне давно планировали сопротивление, но эти планы были сорваны турецким приказом о всеобщей мобилизации 1914 года, который лишил Ван многих трудоспособных мужчин, а также обнаружением и конфискацией многих из его скрытых тайники с боеприпасами и оружием. По словам Ашера, к моменту осады в городе осталось всего 300 человек, вооруженных современными винтовками, плюс еще 1000 человек, вооруженных пистолетами и «старинным оружием»; [ 39 ] однако этих сил окажется достаточно, чтобы в течение нескольких недель сдерживать гораздо более крупные и лучше оснащенные силы Джевдета. Боеприпасы также были постоянной проблемой для защитников, но слесари города могли производить около 2000 патронов для стрелкового оружия в день из металлолома и турецкой шрапнели на время осады. [ 40 ]
Нападение на Ван началось с небольшой стычки 20 апреля, которая быстро переросла в «общую расстрел» и артиллерийский обстрел со стороны турок. За этим последовала атака турецкой пехоты в сопровождении «турецкой толпы», которая была легко отбита огнем из стрелкового оружия. [ 41 ] После этого турецкие войска сожгли дома армянских кварталов, оставшиеся за пределами оборонительного периметра Армении, и приступили к осаде. [ 42 ]
Армяне с течением времени проложили внутренние маршруты между домами и укрепили стены, чтобы противостоять турецким бомбардировкам. Линии между противостоящими силами часто находились не дальше противоположных сторон улицы, и армянских мальчиков иногда использовали для бросания дымовых шашек, чтобы заставить турок покинуть свои позиции. [ 43 ] Ашер сообщает, что обе стороны пытались проложить туннель под обороной врага, но только армяне добились успеха в этих усилиях, в результате чего они разрушили несколько турецких опорных пунктов, в том числе полицейский участок, военные казармы и британское консульство. [ 38 ]
25 апреля группа из нескольких сотен армянских беженцев смогла войти в город по дороге на Шушанц, которую армянские боевики держали открытой; позже Джевдет-бей начал намеренно отправлять в город беженцев в надежде истощить запасы продовольствия в городе; [ 44 ] Всего во время осады должно было прибыть около 15 000 беженцев, в основном женщин и детей. [ 45 ] Некоторым из них требовалась срочная медицинская помощь, которую оказал сам Ашер. [ 46 ] Позже Джевдет использовал часть своих войск, чтобы захватить Шушанц и некоторые другие отдаленные деревни, которые до этого сопротивлялись захвату; Ашер утверждает, что «из нашего окна мы могли ясно видеть горящий Шушанц на вершине горы и монастырь Варак с его бесценным хранилищем древних рукописей». уходящий в дым [ 47 ]

К середине мая защитники начали беспокоиться по поводу истощения запасов продовольствия; [ 49 ] Однако 14 мая турецкие войска неожиданно отступили. [ 50 ] Одним из последних действий Джевдета перед отступлением был приказ об обстреле американского комплекса. [ 51 ] нарушение дипломатической неприкосновенности [ 52 ] По мнению Ашера, это было основано на убеждении Джевдета в том, что американцы помогли обороне города. [ 53 ] Причина отступления Джевдета стала очевидна 18 мая, когда прибыли части русско-армянского полка, авангарда русской армии, прибывшего несколько часов спустя. [ 54 ]
При повторном занятии окраин Вана защитники обнаружили «многих... с перерезанными горлами и колодцами, наполненными изуродованными телами» - тех армян, которые не смогли отступить к периметру обороны в начале осады. [ 55 ] Также стало очевидно, что силы Джевдета перебили всех своих армянских и русских пленных, прежде чем отступить. [ 56 ] Армянские боевики теперь жаждали мести, убивая каждого турка в городе, которого они могли найти, кроме женщин и детей. [ 57 ] Об этом периоде Ашер заявляет:
[Армяне] жгли и убивали; дух добычи овладел ими, вытеснив всякую другую мысль. Работой, всем остальным, пренебрегали. Лидеры закрыли глаза на происходящее. Наши протесты были тщетными в течение двух-трех дней — пока не прошло первое безумие. Мы вспомнили, что им пришлось терпеть от турка всю свою жизнь. Большая часть этой добычи была всего лишь ограблением. И многие не стали бы обижать мусульманина и сдерживать других, потому что, говорили они: «Мы христиане». [ 58 ]
Хотя силы Джевдет-бея жестоко обращались с армянами, Ашер отмечает, что многие армяне были спасены во время оккупации Джевдета их курдскими соседями, которые скрывали их, подвергая себя большому риску для себя и своих семей. [ 59 ]
Последствия
[ редактировать ]После снятия осада и продолжения наступления русских армяне Вана «впервые за 700 лет» получили возможность управлять собой. [ 61 ] и на короткое время было сформировано Временное правительство Армении. В июне город охватила эпидемия тифа , и Ашер и его жена Элизабет заболели; Элизабет скончалась от болезни 14 июля и на следующий день была похоронена в городе. [ 62 ]
Сам Ашер оставался больным в течение многих недель, в течение которых русские войска в Турции потерпели поражение и получили приказ отступить, снова оставив Ван наступающим туркам. [ 63 ] Тысячи армян бежали из города, чтобы не попасть еще раз в руки Турции и бежать через границу в относительную безопасность российского Кавказа . Ашер и другие американцы - около 14 человек - также решили бежать; поскольку Ашер был все еще слишком болен, чтобы ходить, его поместили на носилки, подвешенные между двумя лошадьми. [ 64 ] Около Пергри , проходя через узкое ущелье, колонна беженцев попала под обстрел турецких и курдских сил сверху; Ашер утверждает, что позже в ущелье были найдены кости около 7000 жертв перестрелки. [ 65 ] Тем не менее, за этот период более 270 000 беженцев смогли бежать через границу. [ 66 ]
В своих мемуарах Ашер размышлял об ответственности за геноцид:
Все это сделало турецкое правительство, а не турецкий народ. Правительство пыталось обмануть своих подданных-мусульман и возбудить в них ненависть к христианам. Джевдет-бей сообщил, что ванские армяне восстали. Сообщается, что пятьдесят пять тысяч убитых армян в этой провинции — это пятьдесят пять тысяч мусульман, убитых христианами. Он описал в отвратительных подробностях реальные зверства – женщин и детей в возрасте от шести до восьмидесяти лет, оскорбленных и изувеченных до смерти – но внес одно дьявольское изменение в свое описание: он сказал, что эти женщины были мусульманками, с которыми христиане обращались таким образом. И все же немногие турки были обмануты. Они не доверяли своему правительству. Восемьдесят из ста из них были против массовых убийств и депортаций, а в некоторых местах подали петиции протеста, заявляя, что армяне — полезные и лояльные граждане и что их изгнание нанесет вред стране. Некоторые вали предпочли оставить свои посты, чем выполнить приказы Энвера и Талаата, которые были неумолимы. [ 67 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Памяти моей любимой жены и других мучеников, американских и армянских, отдавших свои жизни за имя Христа в Турции во время Великой мировой войны.
— Кларенс Ашер во введении к книге « Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне». [ 68 ]
После войны Ашер планировал вернуть депортированных армянских беженцев в свои дома. [ 69 ] В 1919 году он отправился в Константинополь , чтобы заручиться поддержкой своих планов со стороны правительства Османской империи; [ 69 ] он также настаивал на том, чтобы преступления, совершенные предыдущим правительством, были привлечены к ответственности. [ 69 ] Затем Ашер вернулся в США, где пытался заручиться поддержкой Фонда Ближнего Востока . [ 32 ] Однако его усилия потерпели неудачу с созданием Турецкой Республики в 1923 году. [ 32 ] С 1919 по 1923 год он служил в Эривани, Армения, в качестве начальника службы помощи Ближнему Востоку. (См. публикацию «Near East Relief», том III, № 23, 11 июня 1921 г.) В конце концов Ашер поселился в Санта-Монике, Калифорния . 20 сентября 1955 года он умер в возрасте 85 лет. У него было трое сыновей; Ричард, Сидни и Невилл, а также дочь Элеонора. [ 70 ]
Работает
[ редактировать ]Ашер был автором многих работ, в том числе:
- Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне . Компания Хоутон Миффлин. 1917.
gbs_similarbooks.
(совместно с Грейс Х. Кнапп ) - Перед губернаторами и королями . Компания Хоутон Миффлин. 1917. (24 стр.)
- Сэр Ахмед . Издательство «Верные слова». 1940. (12 стр.)
- Ашер, Кларенс Дуглас (1952). Истинные впечатления миссионерского лета в Вайоминге – 1893 год . (16 стр.)
Арарат
[ редактировать ]На роль Брюса Гринвуда в драматическом фильме «Арарат» повлияли свидетельства очевидца Кларенса Ашера во время защиты Вана в 1915 году. [ 71 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Также переводится как Джевдет, Джевдет и т. д. Настоящее имя Джевдета было Тахир Джевдет; «Бей» — турецкое почетное звание.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рубинштейн, Ричард Л. (2010). Джихад и геноцид (1-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 51. ИСБН 978-0742562028 .
- ^ Jump up to: а б Уокер, Кристофер (1980). Армения, выживание нации . Крумский шлем. стр. 207–8 .
- ^ Л. Джейкобс, Стивен (30 июня 2009 г.). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . п. 130. ИСБН 9780739135907 .
- ^ Ашер 1917 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Балакян 2009 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Кидд, Томас С. (2009). Американские христиане и ислам: евангелическая культура и мусульмане от колониального периода до эпохи терроризма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН 978-0691133492 .
- ^ Кристи М. Уилсон; Томас Ф. Краудер-Тараборрелли, ред. (2012). Кино и геноцид Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-28563-0 . ОСЛК 780141960 .
- ^ Jump up to: а б с Первая церковь Христа в тексте и изображениях: 1637-1912 гг . Спрингфилд, Массачусетс: Печатный комитет, посвященный 2075-летию. 1912.
- ^ «Американский врач в Турции» . Армянский национальный институт.
- ^ Ашер 1917 , стр. 5, 42.
- ^ Ашер 1917 , с. 5.
- ^ Герасим, Теодор (2006). Древние диктаторы и современные тираны . АвторДом. п. 131. ИСБН 1463490070 .
- ^ София Контогеорге Костос, изд. (2010). Перед тишиной: архивные новостные репортажи о христианском холокосте, о котором хочется помнить . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. п. 35. ISBN 978-1607249993 .
- ^ Балакян 2009 , с. 202.
- ^ Ашер 1917 , с. 125.
- ^ Либерман 2013 , стр. 51–56.
- ^ Jump up to: а б Акчам 2012 , стр. xv–xix.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 141.
- ^ Кеворкян 2011 , стр. 146–147.
- ^ Ашер 1917 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с д Блоксэм 2005 , Глава 2.
- ^ Ашер 1917 , стр. 235–236.
- ^ Ашер 1917 , стр. 236–37.
- ^ Ашер 1917 , с. 237.
- ^ Ашер 1917 , стр. 237–38.
- ^ Jump up to: а б Ашер 1917 , с. 238.
- ^ Bloxham 2005 , Глава 2, «Этническая агитация и «этнические репрессии» в восточных приграничных регионах».
- ^ Ашер 1917 , с. 239.
- ^ Ашер 1917 , стр. 241–244.
- ^ Ашер 1917 , с. 244.
- ^ Эррера, Хайден (2003). Аршил Горки: его жизнь и творчество (1-е изд.). Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 0374529728 .
- ^ Jump up to: а б с Петерсон, Меррилл Д. (2004). «Голодающие армяне»: Америка и Геноцид армян, 1915-1930 гг. и после (1-е изд.). Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. стр. 30–31. ISBN 0813922674 .
- ^ Джордж, Джоан (2002). Купцы в изгнании: армяне в Манчестере, Англия, 1835–1935 гг . Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса . п. 153. ИСБН 1903656087 .
- ^ Балакян 2009 , с. 204.
- ^ Ашер 1917 , стр. 264–65.
- ^ Ашер 1917 , с. 265.
- ^ Балакян 2009 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с Ашер 1917 , с. 254.
- ^ Ашер 1917 , стр. 247–48.
- ^ Ашер 1917 , с. 253.
- ^ Ашер 1917 , стр. 247–49.
- ^ Ашер 1917 , с. 249.
- ^ Ашер 1917 , стр. 249–250.
- ^ Ашер 1917 , стр. 266–67.
- ^ Ашер 1917 , с. 270.
- ^ Ашер 1917 , стр. 266, 270.
- ^ Ашер 1917 , с. 275.
- ^ Балакян 2009 , с. 205.
- ^ Ашер 1917 , с. 274.
- ^ Ашер 1917 , с. 277.
- ^ Ашер 1917 , стр. 276–280.
- ^ Ашер 1917 , стр. 279–80.
- ^ Ашер 1917 , стр. 276, 304–305.
- ^ Ашер 1917 , с. 286.
- ^ Ашер 1917 , стр. 282–83.
- ^ Ашер 1917 , с. 283.
- ^ Ашер 1917 , стр. 284–85.
- ^ Ашер 1917 , с. 285.
- ^ Ашер 1917 , стр. 267–68.
- ^ «Армянская воскресная школа» . Миссионерский обзор мира; 1878-1939 гг . 46 . Принстон Пресс: 580. 1923.
- ^ Ашер 1917 , с. 288.
- ^ Ашер 1917 , с. 299.
- ^ Ашер 1917 , с. 301.
- ^ Ашер 1917 , стр. 308–09.
- ^ Ашер 1917 , стр. 311–12.
- ^ Ашер 1917 , с. 315.
- ^ Ашер 1917 , стр. 328–29.
- ^ Ашер 1917 , с. в.
- ^ Jump up to: а б с Кизер, Ханс-Лукас (2010). Ближайший восточноамериканский милленаризм и миссия на Ближнем Востоке . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1439902240 .
- ^ "Некролог". Лос-Анджелес Таймс . 22 сентября 1955 г. с. а12.
- ^ Эберт, Роджер (2004). Ежегодник кино Роджера Эберта за 2005 год . Издательство Эндрюса МакМила. п. 32 . ISBN 9780740747427 .
Кларенс Ашер.
Библиография
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2012). Преступление младотурков против человечества: Геноцид армян и этнические чистки в Османской империи . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. xv-xix . ISBN 9780691153339 .
- Балакян, Питер (2009). Пылающий Тигр ХарперКоллинз. ISBN 978-0061860171 .
- Блоксэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191500442 .
- Кеворкян, Раймонд Х. (2011). Геноцид армян: полная история (перепечатано под ред.). Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84885-561-8 .
- Либерман, Бенджамин (2013). Холокост и геноциды в Европе . А&С Черный. стр. 51–56 . ISBN 9781441194787 .
- Ашер, Кларенс Д. (1917). Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне . Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin.