Jump to content

Кларенс Ашер

Кларенс Ашер
Рожденный ( 1870-09-05 ) 5 сентября 1870 г.
Умер 20 сентября 1955 г. ) ( 1955-09-20 ) ( 85 лет
Род занятий Врач, христианский миссионер и свидетель Геноцида армян.

Кларенс Дуглас Ашер (9 сентября 1870 — 20 сентября 1955) был американским врачом и миссионером в регионе Ван во время геноцида армян , где он сообщил, что 55 000 армян были убиты. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1917 году Ашер опубликовал мемуары о своем опыте в Ване под названием « Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне» . Это считается одним из самых подробных свидетельств очевидцев событий. [ 5 ] Ашер открыто обвинил правительство Османской империи в систематических убийствах армян. [ 6 ] Его рассказы о геноциде армян были показаны в фильме 2002 года «Арарат» . [ 7 ] Он был мужем Элизабет Бэрроуз Ашер , которая также была свидетельницей геноцида.

Ранняя жизнь и работа

[ редактировать ]

Кларенс Дуглас Ашер родился 9 сентября 1870 года в Авроре, штат Иллинойс. Его отец стал епископом Канады и в конце концов переехал с семьей в Монреаль . [ 8 ] В Монреале Ашер получил раннее образование; он продолжил обучение в реформатской епископальной семинарии в Западной Филадельфии , штат Пенсильвания . [ 8 ] Проведя некоторое время в Вайоминге для миссионерской работы, он переехал в Канзас-Сити , где продолжил обучение в Университетском медицинском колледже. [ 8 ] [ 5 ]

После окончания учебы Ашер оставался в Канзас-Сити до 1898 года, когда решил присоединиться к мировому миссионерскому движению. Отложив работу в Канзас-Сити, Ашер был направлен Американским советом уполномоченных по делам иностранных миссий (ABCFM). [ 9 ] в Харпут , Османская империя , где он также должен был продолжить свою карьеру практикующего врача. [ 5 ] Чувствительность Турции к армянскому вопросу стала очевидной для Ашера на османской границе, где его словарь был конфискован, поскольку в нем содержались слова «свобода» и «революция», запрещенные в то время в Турции как для армян, так и для турок; [ 10 ] таможенники также потребовали изъять карты из Библии Ашера, поскольку на них было слово «Армения». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 5 ]

Группа обездоленных армян — фото из коллекции доктора Ашера.

Ашер оставался в Харпуте год, после чего его отправили в Ван, поскольку деревне требовался врач. [ 5 ] Когда он прибыл в Ван, он заметил, что деревня все еще сильно пострадала от резни в Хамидиане , а население все еще травмировано. [ 14 ] Ашер немедленно начал свою работу в детских домах , где размещались сотни армянских сирот, пострадавших от резни в Хамидиане. [ 5 ] Ашер не доверял губернатору Вана 1908 года, полагая, что он «использовал все средства, которые были в его силах, чтобы подстрекать армян к восстанию, чтобы иметь предлог для их резни». [ 15 ]

Свидетель геноцида

[ редактировать ]

Во время Первой Балканской войны 1912–1913 годов Османская империя потеряла свои балканские христианское меньшинство Империи владения из-за христианских восстаний, что усилило опасения на родине Турции, что все более беспокойное армянское - с помощью или при поддержке западных правительств - также может попытаться создать независимое государство, что приведет к распаду самой Турции . [ 16 ] [ 17 ] В результате войн не менее полумиллиона османов-мусульман из бывших балканских владений Империи нашли убежище в Турции. [ 18 ] вызвав желание мести среди многих турок. [ 19 ] Недоверие и подозрительность к армянам достигли пика после начала Первой мировой войны , когда успешное продвижение российских войск через турецкую границу в густонаселенный армянами вилайет Ван в начале 1915 года было обвинено в нелояльности армян, что привело турецкое правительство к принять ряд крайних мер, кульминацией которых станет геноцид армян . [ 17 ]

Ван «Царство террора»

[ редактировать ]

Как рассказывает Ашер в своих мемуарах «Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне» , он находился в американской больнице в Ване, когда в феврале 1915 года «сильный и либерально мыслящий» [ 20 ] губернатора или вали провинции сменил Джевдет-бей , [ а ] зять турецкого главнокомандующего Энвер-паши . Новый вали не смог приехать в Ван до конца марта, когда он прибыл «в сопровождении нескольких тысяч солдат и курдских и черкесских нерегулярных формирований ». [ 21 ]

На момент прибытия Джевдета в Ванский вилайет армянские добровольческие отряды, идущие впереди наступающих русских, применяли партизанскую тактику в турецком тылу, в то время как значительное количество турецких дезертиров в провинции обратились к бандитизму, и турецкое командование полагало, что обе группы получали поддержка армянского населения Вана. [ 21 ] Хотя Джевдет быстро прибегнул к крайним мерам, чтобы справиться с этим предполагаемым восстанием, не все источники согласны с тем, что он прибыл в провинцию с заранее разработанным планом совершить геноцид; [ 21 ] широко распространено мнение, что его методы не оставили ванским армянам иного выбора, кроме как ответить вооруженным сопротивлением. [ 21 ]

Одним из первых действий Джевдета было требование от ванских армян предоставить 4000 трудоспособных мужчин для рабочих батальонов, но армянское руководство, опасаясь намерений Джевдета, предложило 500 человек и уплату стандартного освобожденного сбора за остальных, что Джевдет отклоненный. 16 апреля Джевдет приказал арестовать лидера общины города Шадакх , но горожане, действуя на слухах о его готовящемся убийстве, окружили полицейский участок, требуя его освобождения. [ 22 ] Ашер утверждает в своих мемуарах, что Джевдет затем пригласил небольшую группу армянских лидеров посетить Шадак с миротворческой миссией, но по дороге их убили. [ 23 ] В этот момент сам Ашер, знавший Джевдет-бея с детства, посетил вали в надежде разрядить напряженность. [ 24 ] Ашер так описывает свою встречу с Джевдетом:

полковник полка Вали Пока я был в его кабинете, вошел , который он называл своим Касаб Табури, или полка мясников, состоящего из турецких заключенных, и сказал: «Вы послали за мной». «Да», ответил Джевдет; «Иди в Шадакх и уничтожь его жителей». И, повернувшись ко мне, он яростно сказал: «Я не оставлю ни одного, ни одного такого высокого», держа руку ниже уровня колена. [ 25 ]

Позже Ашер предполагает, что этот обмен был преднамеренным обманом, поскольку рассматриваемый полк не атаковал Шадакх, а вместо этого был направлен в долину, где они «разрушили шесть деревень, в которых не было ничего, кроме стариков, женщин и детей»; [ 26 ] однако другие источники предполагают, что отвлечение внимания произошло просто из-за недисциплинированности подразделения. [ 27 ] Сам Ашер позже лечил выживших после этого нападения: «[Нерегулярные формирования] были верхом, вооружены кинжалами, автоматическими пистолетами и современными магазинными винтовками… они скакали в толпу бегущих женщин и детей, вытаскивали кинжалы и разрывали Я воздержусь от описания ран, которые мне принесли для лечения». [ 26 ]

После этого Джевдет снова потребовал, чтобы 4000 армянских мужчин «сдались военным», освободив пару армянских лидеров в качестве жеста доброй воли, но армяне, уже убежденные во враждебных намерениях Джевдета, задержали ответ. [ 28 ] Тем временем Ашер и итальянский консульский агент синьор Сбордини продолжали переговоры с Джевдетом, пытаясь убедить его, что его действия скорее разжигают, чем успокаивают ситуацию. [ 29 ] но Джевдет к этому времени выбрал другой путь. 19 апреля он издал секретный приказ своим войскам в вилайете :

Армяне должны быть истреблены. Если какой-либо мусульманин защитит христианина, сначала его дом должен быть сожжен; затем на его глазах убили христианина, а затем его [мусульманина] семью и его самого. [ 30 ] [ 6 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 2 ]

Ашер сообщает, что на следующий день, в понедельник, 20 апреля, подразделения под командованием Джевдета атаковали армянские села по всему вилайету. В Арджише , втором по величине городе, командующий собрал руководителей города и его 2500 мужчин и приказал провести их к близлежащей реке, где они были убиты «группами по пятьдесят человек», после чего «женщины, дети и имущество были разделены между Турки». [ 35 ] Деревня Шадах, упомянутая ранее, оказалась «непобедимой», а другая, Мокс, эффективно защищалась курдским вождем, но, хотя некоторые другие деревни смогли оказать определенное сопротивление, большинство из них не имели для этого средств; По оценкам Ашера, в результате этого было убито около 55 000 армян. [ 36 ] во время «царства террора» Джевдет-бея. [ 37 ]

Оборона Вана в 1915 году.

[ редактировать ]
Армянское сопротивление в Ване
Изготовление патронов вручную во время обороны. [ 38 ]
Защита траншей под комплексом миссии. [ 38 ]

В то время как Джевдет-бей смог быстро завоевать большинство небольших армянских населенных пунктов, крупнейший город вилайета Ван и несколько других населенных пунктов доказали иное. Ашер в это время все еще находился в американском госпитале в Ване и мог из первых рук рассказать об обороне города.

Ашер утверждает, что армяне давно планировали сопротивление, но эти планы были сорваны турецким приказом о всеобщей мобилизации 1914 года, который лишил Ван многих трудоспособных мужчин, а также обнаружением и конфискацией многих из его скрытых тайники с боеприпасами и оружием. По словам Ашера, к моменту осады в городе осталось всего 300 человек, вооруженных современными винтовками, плюс еще 1000 человек, вооруженных пистолетами и «старинным оружием»; [ 39 ] однако этих сил окажется достаточно, чтобы в течение нескольких недель сдерживать гораздо более крупные и лучше оснащенные силы Джевдета. Боеприпасы также были постоянной проблемой для защитников, но слесари города могли производить около 2000 патронов для стрелкового оружия в день из металлолома и турецкой шрапнели на время осады. [ 40 ]

Нападение на Ван началось с небольшой стычки 20 апреля, которая быстро переросла в «общую расстрел» и артиллерийский обстрел со стороны турок. За этим последовала атака турецкой пехоты в сопровождении «турецкой толпы», которая была легко отбита огнем из стрелкового оружия. [ 41 ] После этого турецкие войска сожгли дома армянских кварталов, оставшиеся за пределами оборонительного периметра Армении, и приступили к осаде. [ 42 ]

Армяне с течением времени проложили внутренние маршруты между домами и укрепили стены, чтобы противостоять турецким бомбардировкам. Линии между противостоящими силами часто находились не дальше противоположных сторон улицы, и армянских мальчиков иногда использовали для бросания дымовых шашек, чтобы заставить турок покинуть свои позиции. [ 43 ] Ашер сообщает, что обе стороны пытались проложить туннель под обороной врага, но только армяне добились успеха в этих усилиях, в результате чего они разрушили несколько турецких опорных пунктов, в том числе полицейский участок, военные казармы и британское консульство. [ 38 ]

25 апреля группа из нескольких сотен армянских беженцев смогла войти в город по дороге на Шушанц, которую армянские боевики держали открытой; позже Джевдет-бей начал намеренно отправлять в город беженцев в надежде истощить запасы продовольствия в городе; [ 44 ] Всего во время осады должно было прибыть около 15 000 беженцев, в основном женщин и детей. [ 45 ] Некоторым из них требовалась срочная медицинская помощь, которую оказал сам Ашер. [ 46 ] Позже Джевдет использовал часть своих войск, чтобы захватить Шушанц и некоторые другие отдаленные деревни, которые до этого сопротивлялись захвату; Ашер утверждает, что «из нашего окна мы могли ясно видеть горящий Шушанц на вершине горы и монастырь Варак с его бесценным хранилищем древних рукописей». уходящий в дым [ 47 ]

Город Ван и его окрестности. «Город-сад» или Айкесдан по-армянски — это армянский квартал, который во время осады был осаждён турецкими войсками. [ 48 ]

К середине мая защитники начали беспокоиться по поводу истощения запасов продовольствия; [ 49 ] Однако 14 мая турецкие войска неожиданно отступили. [ 50 ] Одним из последних действий Джевдета перед отступлением был приказ об обстреле американского комплекса. [ 51 ] нарушение дипломатической неприкосновенности [ 52 ] По мнению Ашера, это было основано на убеждении Джевдета в том, что американцы помогли обороне города. [ 53 ] Причина отступления Джевдета стала очевидна 18 мая, когда прибыли части русско-армянского полка, авангарда русской армии, прибывшего несколько часов спустя. [ 54 ]

При повторном занятии окраин Вана защитники обнаружили «многих... с перерезанными горлами и колодцами, наполненными изуродованными телами» - тех армян, которые не смогли отступить к периметру обороны в начале осады. [ 55 ] Также стало очевидно, что силы Джевдета перебили всех своих армянских и русских пленных, прежде чем отступить. [ 56 ] Армянские боевики теперь жаждали мести, убивая каждого турка в городе, которого они могли найти, кроме женщин и детей. [ 57 ] Об этом периоде Ашер заявляет:

[Армяне] жгли и убивали; дух добычи овладел ими, вытеснив всякую другую мысль. Работой, всем остальным, пренебрегали. Лидеры закрыли глаза на происходящее. Наши протесты были тщетными в течение двух-трех дней — пока не прошло первое безумие. Мы вспомнили, что им пришлось терпеть от турка всю свою жизнь. Большая часть этой добычи была всего лишь ограблением. И многие не стали бы обижать мусульманина и сдерживать других, потому что, говорили они: «Мы христиане». [ 58 ]

Хотя силы Джевдет-бея жестоко обращались с армянами, Ашер отмечает, что многие армяне были спасены во время оккупации Джевдета их курдскими соседями, которые скрывали их, подвергая себя большому риску для себя и своих семей. [ 59 ]

Последствия

[ редактировать ]
Кларенса Ашера часто называют «героем-миссионером». [ 60 ]

После снятия осада и продолжения наступления русских армяне Вана «впервые за 700 лет» получили возможность управлять собой. [ 61 ] и на короткое время было сформировано Временное правительство Армении. В июне город охватила эпидемия тифа , и Ашер и его жена Элизабет заболели; Элизабет скончалась от болезни 14 июля и на следующий день была похоронена в городе. [ 62 ]

Сам Ашер оставался больным в течение многих недель, в течение которых русские войска в Турции потерпели поражение и получили приказ отступить, снова оставив Ван наступающим туркам. [ 63 ] Тысячи армян бежали из города, чтобы не попасть еще раз в руки Турции и бежать через границу в относительную безопасность российского Кавказа . Ашер и другие американцы - около 14 человек - также решили бежать; поскольку Ашер был все еще слишком болен, чтобы ходить, его поместили на носилки, подвешенные между двумя лошадьми. [ 64 ] Около Пергри , проходя через узкое ущелье, колонна беженцев попала под обстрел турецких и курдских сил сверху; Ашер утверждает, что позже в ущелье были найдены кости около 7000 жертв перестрелки. [ 65 ] Тем не менее, за этот период более 270 000 беженцев смогли бежать через границу. [ 66 ]

В своих мемуарах Ашер размышлял об ответственности за геноцид:

Все это сделало турецкое правительство, а не турецкий народ. Правительство пыталось обмануть своих подданных-мусульман и возбудить в них ненависть к христианам. Джевдет-бей сообщил, что ванские армяне восстали. Сообщается, что пятьдесят пять тысяч убитых армян в этой провинции — это пятьдесят пять тысяч мусульман, убитых христианами. Он описал в отвратительных подробностях реальные зверства – женщин и детей в возрасте от шести до восьмидесяти лет, оскорбленных и изувеченных до смерти – но внес одно дьявольское изменение в свое описание: он сказал, что эти женщины были мусульманками, с которыми христиане обращались таким образом. И все же немногие турки были обмануты. Они не доверяли своему правительству. Восемьдесят из ста из них были против массовых убийств и депортаций, а в некоторых местах подали петиции протеста, заявляя, что армяне — полезные и лояльные граждане и что их изгнание нанесет вред стране. Некоторые вали предпочли оставить свои посты, чем выполнить приказы Энвера и Талаата, которые были неумолимы. [ 67 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Памяти моей любимой жены и других мучеников, американских и армянских, отдавших свои жизни за имя Христа в Турции во время Великой мировой войны.

— Кларенс Ашер во введении к книге « Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне». [ 68 ]

После войны Ашер планировал вернуть депортированных армянских беженцев в свои дома. [ 69 ] В 1919 году он отправился в Константинополь , чтобы заручиться поддержкой своих планов со стороны правительства Османской империи; [ 69 ] он также настаивал на том, чтобы преступления, совершенные предыдущим правительством, были привлечены к ответственности. [ 69 ] Затем Ашер вернулся в США, где пытался заручиться поддержкой Фонда Ближнего Востока . [ 32 ] Однако его усилия потерпели неудачу с созданием Турецкой Республики в 1923 году. [ 32 ] С 1919 по 1923 год он служил в Эривани, Армения, в качестве начальника службы помощи Ближнему Востоку. (См. публикацию «Near East Relief», том III, № 23, 11 июня 1921 г.) В конце концов Ашер поселился в Санта-Монике, Калифорния . 20 сентября 1955 года он умер в возрасте 85 лет. У него было трое сыновей; Ричард, Сидни и Невилл, а также дочь Элеонора. [ 70 ]

Работает

[ редактировать ]

Ашер был автором многих работ, в том числе:

  • Американский врач в Турции: рассказ о приключениях в мире и на войне . Компания Хоутон Миффлин. 1917. gbs_similarbooks. (совместно с Грейс Х. Кнапп )
  • Перед губернаторами и королями . Компания Хоутон Миффлин. 1917. (24 стр.)
  • Сэр Ахмед . Издательство «Верные слова». 1940. (12 стр.)
  • Ашер, Кларенс Дуглас (1952). Истинные впечатления миссионерского лета в Вайоминге – 1893 год . (16 стр.)

На роль Брюса Гринвуда в драматическом фильме «Арарат» повлияли свидетельства очевидца Кларенса Ашера во время защиты Вана в 1915 году. [ 71 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Также переводится как Джевдет, Джевдет и т. д. Настоящее имя Джевдета было Тахир Джевдет; «Бей» — турецкое почетное звание.
  1. ^ Рубинштейн, Ричард Л. (2010). Джихад и геноцид (1-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 51. ИСБН  978-0742562028 .
  2. ^ Jump up to: а б Уокер, Кристофер (1980). Армения, выживание нации . Крумский шлем. стр. 207–8 .
  3. ^ Л. Джейкобс, Стивен (30 июня 2009 г.). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . п. 130. ИСБН  9780739135907 .
  4. ^ Ашер 1917 , с. 329.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Балакян 2009 , с. 201.
  6. ^ Jump up to: а б Кидд, Томас С. (2009). Американские христиане и ислам: евангелическая культура и мусульмане от колониального периода до эпохи терроризма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН  978-0691133492 .
  7. ^ Кристи М. Уилсон; Томас Ф. Краудер-Тараборрелли, ред. (2012). Кино и геноцид Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  978-0-299-28563-0 . ОСЛК   780141960 .
  8. ^ Jump up to: а б с Первая церковь Христа в тексте и изображениях: 1637-1912 гг . Спрингфилд, Массачусетс: Печатный комитет, посвященный 2075-летию. 1912.
  9. ^ «Американский врач в Турции» . Армянский национальный институт.
  10. ^ Ашер 1917 , стр. 5, 42.
  11. ^ Ашер 1917 , с. 5.
  12. ^ Герасим, Теодор (2006). Древние диктаторы и современные тираны . АвторДом. п. 131. ИСБН  1463490070 .
  13. ^ София Контогеорге Костос, изд. (2010). Перед тишиной: архивные новостные репортажи о христианском холокосте, о котором хочется помнить . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. п. 35. ISBN  978-1607249993 .
  14. ^ Балакян 2009 , с. 202.
  15. ^ Ашер 1917 , с. 125.
  16. ^ Либерман 2013 , стр. 51–56.
  17. ^ Jump up to: а б Акчам 2012 , стр. xv–xix.
  18. ^ Кеворкян 2011 , с. 141.
  19. ^ Кеворкян 2011 , стр. 146–147.
  20. ^ Ашер 1917 , с. 234.
  21. ^ Jump up to: а б с д Блоксэм 2005 , Глава 2.
  22. ^ Ашер 1917 , стр. 235–236.
  23. ^ Ашер 1917 , стр. 236–37.
  24. ^ Ашер 1917 , с. 237.
  25. ^ Ашер 1917 , стр. 237–38.
  26. ^ Jump up to: а б Ашер 1917 , с. 238.
  27. ^ Bloxham 2005 , Глава 2, «Этническая агитация и «этнические репрессии» в восточных приграничных регионах».
  28. ^ Ашер 1917 , с. 239.
  29. ^ Ашер 1917 , стр. 241–244.
  30. ^ Ашер 1917 , с. 244.
  31. ^ Эррера, Хайден (2003). Аршил Горки: его жизнь и творчество (1-е изд.). Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  0374529728 .
  32. ^ Jump up to: а б с Петерсон, Меррилл Д. (2004). «Голодающие армяне»: Америка и Геноцид армян, 1915-1930 гг. и после (1-е изд.). Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. стр. 30–31. ISBN  0813922674 .
  33. ^ Джордж, Джоан (2002). Купцы в изгнании: армяне в Манчестере, Англия, 1835–1935 гг . Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса . п. 153. ИСБН  1903656087 .
  34. ^ Балакян 2009 , с. 204.
  35. ^ Ашер 1917 , стр. 264–65.
  36. ^ Ашер 1917 , с. 265.
  37. ^ Балакян 2009 , с. 203.
  38. ^ Jump up to: а б с Ашер 1917 , с. 254.
  39. ^ Ашер 1917 , стр. 247–48.
  40. ^ Ашер 1917 , с. 253.
  41. ^ Ашер 1917 , стр. 247–49.
  42. ^ Ашер 1917 , с. 249.
  43. ^ Ашер 1917 , стр. 249–250.
  44. ^ Ашер 1917 , стр. 266–67.
  45. ^ Ашер 1917 , с. 270.
  46. ^ Ашер 1917 , стр. 266, 270.
  47. ^ Ашер 1917 , с. 275.
  48. ^ Балакян 2009 , с. 205.
  49. ^ Ашер 1917 , с. 274.
  50. ^ Ашер 1917 , с. 277.
  51. ^ Ашер 1917 , стр. 276–280.
  52. ^ Ашер 1917 , стр. 279–80.
  53. ^ Ашер 1917 , стр. 276, 304–305.
  54. ^ Ашер 1917 , с. 286.
  55. ^ Ашер 1917 , стр. 282–83.
  56. ^ Ашер 1917 , с. 283.
  57. ^ Ашер 1917 , стр. 284–85.
  58. ^ Ашер 1917 , с. 285.
  59. ^ Ашер 1917 , стр. 267–68.
  60. ^ «Армянская воскресная школа» . Миссионерский обзор мира; 1878-1939 гг . 46 . Принстон Пресс: 580. 1923.
  61. ^ Ашер 1917 , с. 288.
  62. ^ Ашер 1917 , с. 299.
  63. ^ Ашер 1917 , с. 301.
  64. ^ Ашер 1917 , стр. 308–09.
  65. ^ Ашер 1917 , стр. 311–12.
  66. ^ Ашер 1917 , с. 315.
  67. ^ Ашер 1917 , стр. 328–29.
  68. ^ Ашер 1917 , с. в.
  69. ^ Jump up to: а б с Кизер, Ханс-Лукас (2010). Ближайший восточноамериканский милленаризм и миссия на Ближнем Востоке . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN  978-1439902240 .
  70. ^ "Некролог". Лос-Анджелес Таймс . 22 сентября 1955 г. с. а12.
  71. ^ Эберт, Роджер (2004). Ежегодник кино Роджера Эберта за 2005 год . Издательство Эндрюса МакМила. п. 32 . ISBN  9780740747427 . Кларенс Ашер.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf8c2801f83e15b9660997794c3345ba__1715805600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/ba/bf8c2801f83e15b9660997794c3345ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clarence Ussher - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)