Чарльз Стюарт (офицер Ост-Индской компании)
Чарльз Стюарт | |
---|---|
Псевдоним(а) | Индуист Стюарт |
Рожденный | в. 1758 г. Королевство Ирландия |
Умер | Калькутта , Британская Индия | 31 марта 1828 г.
Похороненный | Кладбище Саут-Парк-стрит , Калькутта |
Верность | Британская империя Британская Индия |
Классифицировать | Генерал-майор |
Отношения | Томас Смит (член парламента от Лимерика) Роберт Стюарт (офицер британской армии) Джеймс Стюарт (художник) |
Чарльз Стюарт ( ок. 1758 – 31 марта 1828) был офицером армии -Индской компании Ост и хорошо известен как один из немногих британских офицеров, принявших индуистскую культуру во время службы там, за что получил прозвище Индуист Стюарт . [1] [2] Он также написал книги и несколько газетных статей, восхваляющих индуистскую культуру и традиции и призывающих к их принятию европейцами, поселившимися в Индии, а также осуждающих взгляды и деятельность утилитаристов и миссионеров, осуждающих индийскую культуру. Он упоминается в Уильяма Дэлримпла книге «Белые Моголы» (2002).
Происхождение и семья
[ редактировать ]Стюарт родился то ли в 1757, то ли в 1758 году в Дублине . [3] Говорили, что он был сыном Томаса Смита , мэра Лимерика и члена парламента от города Лимерик . Его бабушкой и дедушкой были Чарльз Смит (1694–1783), также член парламента от Лимерика, и Элизабет, дочь сэра Томаса Прендергаста, 1-го баронета . [4]
Среди его племянников были дипломат Роберт Стюарт и натуралист и хирург Джеймс Стюарт . Священнослужитель и футболист Роберт Кинг был его внучатым племянником.
Мало что известно о его молодости, но его более поздние сочинения показывают, что он, возможно, имел классическое образование, изучал латынь и поэзию. [3]
В Индии
[ редактировать ]В 19 лет Стюарт уехал в Индию, где и остался до конца жизни. Он служил в армии Ост-Индской компании и, начав курсантом, поднялся по служебной лестнице. К 1803 году он был подполковником, хотя нет никаких записей о его участии ни в одном из крупных сражений Компании. [3]
В 1798 году он пишет свой первый известный трактат под названием « Наблюдения и замечания по поводу одежды, дисциплины и т. д. военных» , опубликованный анонимно. В нем он утверждает, что армия должна учиться у индейцев и перенимать некоторые аспекты индийской одежды и вооружения, говоря: «Возможно, мы слишком долго упорствовали в использовании многих неудобных и неподходящих способов, потому что они являются европейскими, не задумываясь о том, как естественно меняются нравы с течением времени». климата». [3]
Стюарт с энтузиазмом воспринял индуистскую культуру и отстаивал ее в своих трудах и выступлениях, за что получил прозвище Индуистский Стюарт. [5] В биографии Стюарта, написанной VCP Ходсоном, упоминается, что он «изучил язык, манеры и обычаи туземцев этой страны с таким большим энтузиазмом, что его близость с ними… дала ему имя индуса Стюарта».
Стюарт принял индуизм как в его религиозных аспектах, так и как образ повседневной жизни. Он перенял многие индуистские обычаи и распорядок дня, включая омовение в Ганге в Калькутте каждое утро. Он собрал коллекцию индуистских божеств и икон поклонения. Арчи Барон говорит в своей книге «Дело Индии» : [6]
- «Прорваться в мусульманское общество было гораздо легче, чем в исключительный и загадочный мир брахманического индуизма, из-за которого «индуист Стюарт» был редкостью даже среди Белых Моголов... Его индуизм был открыт для всей Калькутты. Могу сказать, что это, похоже, не отбросило назад его карьеру».
Он быстро начал носить индийскую одежду, и это стало его обычной одеждой за пределами плаца. Он призывал своих индийских сипаев носить на парадах густые усы в индийском стиле. Его главнокомандующий «раздражал его» из-за его пристрастия к сипаям , имеющим « раджпутские усы или яркие кастовые знаки на лбу». Заявив, что индийская одежда лучше всего подходит для индийской погоды, он активно способствовал ее принятию европейцами, поселившимися в Индии. Он часто писал газетные статьи на эту тему («частые и активные» статьи в ежедневной газете Calcutta Telegraph в 1800 году) и настоятельно призывал европейских женщин в Индии носить сари .
Стюарт опубликовал свои письма, восхваляющие достоинства «элегантных, простых, разумных и чувственных» индийских сари по сравнению с «потрясающими инженерами-строителями Европы (так в оригинале), в которые женщины привязывали себя, чтобы держать животы втянутыми, выпячивать грудь. и позволяют своим платьям величественно развеваться вверх и вниз к полу», а также некоторые ответы «возмущенных» белых женщин в «восхитительно глупом томе», озаглавленном « Женский монитор», представляющем собой серию писем, впервые опубликованных в Бенгалии на тему Женская одежда с тенденцией к регулируемому принятию индийского костюма и отказу от излишней одежды дамами этой страны со случайными замечаниями об индуистской красоте, пребывании из китовых костей, железных автобусах, индийских корсетах, мужчинах-модистах, праздных холостяках, прическах... Порошок, ожидающие горничные и лакеи . Вот некоторые из причин, по которым европейские женщины отказываются от железных автобусов: во-первых, ношение железных автобусов делает женщин очень восприимчивыми к ударам молнии (увещевая их такими предложениями, как «Это не шутка, дамы, потому что я абсолютно серьезен»). Во-вторых, отказавшись от железных автобусов из своих гардеробов, европейские женщины значительно увеличили бы запасы железа в стране. Bengal для фермеров, которым отчаянно нужны новые колеса для телег. [6]
В 1804 году Стюарт уезжает на Британские острова и возвращается в Индию в 1809 году. За этот период его зарплата выросла с почти 2000 фунтов стерлингов в год до всего лишь 20 шиллингов в день, и эта сумма полностью прекратилась с конца 1806 года. [3]
В своей книге «Защита индусов » (1808 г.) Стюарт раскритиковал работу европейских миссионеров в Индии, заявив, что: « Индуизм мало нуждается в смягчающей руке христианства, чтобы сделать своих последователей достаточно правильными и нравственными людьми для всех полезных целей цивилизованное общество». В этой книге. Стюарт защищает индуизм от нападок со стороны миссионеров, объясняя: «Где бы я ни посмотрел вокруг себя, в огромном океане индуистской мифологии, я обнаруживаю благочестие... мораль... и, насколько я могу полагаться на свое суждение, оно кажется наиболее полным. и обширную систему моральных аллегорий, которую когда-либо создавал мир». На протяжении всей этой книги Стюарт предупреждает об опасностях «отвратительных» миссионеров и о попытках обратить индейцев в христианство - процесс, который он описывает как «неполитичный, нецелесообразный, опасный, неразумный и безумный». Он спрашивает: «Если их религия будет оскорблена, какую уверенность мы можем положить в верности наших индуистских солдат?» Говорят, что это предвещает некоторые причины мятежа 1857 года. .
По возвращении в Индию в 1809 году Стюарт снова начинает подниматься по служебной лестнице Ост-Индской компании, став полковником в 1811 году и генерал-майором в 1814 году. [3]
За свою жизнь Стюарт собрал большую коллекцию предметов из Индии, Южной Азии, Индонезии, Австралии и Новой Зеландии, включая статуи, оружие, доспехи, мебель и книги, в своем доме на Вуд-стрит в Чоуринги , Калькутта . [3] Оно было открыто для публики, хотя современники не упоминали о его посещении. Изюминкой коллекции стали сотни индуистских, буддийских и джайнских скульптур со всей Индии. [3] Некоторые из этих предметов, возможно, были получены незаконным путем: в 1810 году Азиатское общество Бенгалии получило в дар две надписи из Бхубанешвара от «генерала Стюарта», которые, как позже выяснилось, были вырезаны из действующих храмов. Позже они были возвращены. [3]
Наследие
[ редактировать ]

Хотя Стюарт часто говорил о своем обращении в индуизм, он не полностью отверг христианские доктрины, поскольку считал индуистское божество Кришну Духом Божьим, сходящим на землю для блага человечества, что, по его мнению, «не очень противоречило христианству» и «Он был доволен тем, что его похоронили на англиканском кладбище, пусть и вместе со своими любимыми кумирами ».
Стюарт умер 31 марта 1828 года и был похоронен вместе со своими божествами на кладбище Саут-Парк-стрит в Калькутте. [7] в гробнице, принявшей форму индуистского храма. [3] В своем завещании он оставляет большую часть своего состояния своим ирландским братьям и сестрам, а меньшую часть - своим индийским слугам. [3]
После смерти Стюарта его коллекция древностей была распродана на Christie's аукционе в Лондоне. Большую часть ее купил Дж. Бридж, а после его смерти она была передана в дар Британскому музею как часть коллекции Бриджа. [8] [9] В 2018 году индийский новостной сайт Rediff.com связался с Британским музеем с вопросом о возвращении одного предмета коллекции — скульптуры индуистского божества Харихара из песчаника . Они ответили: «Мы считаем, что представление всего мира под одной крышей принесет посетителям огромную общественную пользу. Сила коллекции музея в ее широте и глубине, которая позволяет посетителям сравнивать и противопоставлять культуры и понимать нашу взаимосвязь. [. ..] Это потому, что в более широком географическом и временном контексте мы разделяем историю и культуру Южной Азии не только с нашими иностранными гостями, но и с южноазиатской диаспорой Великобритании». [10]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Стюарт, Чарльз (1798). Наблюдения и замечания по поводу одежды, дисциплины и т. д. военнослужащих. Бенгальский офицер . Калькутта.
- Стюарт, Чарльз (1808). Защита индусов: часть вторая, в ответ на замечания The Christian Observer, г-на Фуллера, секретаря Баптистского миссионерского общества, и его анонимного друга: с некоторыми замечаниями по поводу проповеди, произнесенной в Оксфорде преподобным Д-р Барроу, О целесообразности внедрения христианства среди коренных жителей Индии . Лондон: продан.
- Стюарт, Чарльз (1809). «Женский монитор»: серия писем, впервые опубликованных в Бенгалии, на тему женской одежды, склонных поддерживать регулируемое принятие индийского костюма и отказ от излишней одежды дамами этой страны ... Лондон .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Собираем мир (PDF) . Британский музей. п. 22.
- ^ Тамал Бандиопадхьяй (12 декабря 2021 г.). "জনৈক সাহেব-হিন্দুর কাহিনী" . anandabazar.com (на бенгали). Анандабазар Патрика. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фиш, Йорг (1985). «Одинокий защитник индусов: жизнь и сочинения генерала Чарльза Стюарта (1757/58-1828)» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (1): 35–57. ISSN 0035-869X .
- ^ Сперрелл, Дж. К. В поисках Томаса Смита , мэра Лимерика, Журнал ирландской семейной истории, Том. 25 (2009)
- ^ Ваша страна нуждается в вас. И твоя борода Guardian UK - 9 ноября 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Барон А., Индийский роман , книги Channel 4 (2001)
- ^ Кладбище на Саут-Парк-стрит, Калькутта , опубликовано Ассоциацией по сохранению исторических кладбищ в Индии, 5-е изд., 2009 г.
- ^ См . Майкла Д. Уиллиса , «Скульптура Индии» в AW Franks: Коллекционирование девятнадцатого века и Британский музей, изд. М. Кейгилл и Дж. Черри (Лондон: British Museum Press, 1997), стр. 250–61. ISBN 978-0-7141-1763-8
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Даниэль, Вайхаяси Панде. «Почему Британский музей не возвращает Харихару» . Редифф . Проверено 15 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- У. Дэлримпл, Белые Моголы (2002)
- ВКП Ходсон (майор), Список офицеров Бенгальской армии, 1758–1834 гг. , Часть IV (1947)
- Национальный биографический словарь - Стюарт, Чарльз (том 53, стр. 141–142)
- Фиш, Йорг (1985). «Одинокий защитник индусов: жизнь и сочинения генерала Чарльза Стюарта (1757/58-1828)» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 117 (1): 35–57. дои : 10.1017/S0035869X00154930 . ISSN 0035-869X . JSTOR 25211769 . S2CID 162107814 . Проверено 27 февраля 2022 г.
- «Генерал-майор Чарльз Стюарт» . Британский музей . Проверено 27 февраля 2022 г.
- Дасгупта, Приянка (21 июля 2018 г.). «Символ лотоса наследия, украденный из могилы Чарльза «Индуса» Стюарта на кладбище Саут-Парк-стрит» . Таймс оф Индия . Проверено 27 февраля 2022 г.