Jump to content

Николай Вилиньский

Николай Вилиньский в 1937 году.

Mykola Mykolayochych Вилинский [ примечание 1 ] ( укр .: Микола Миколайович Вілинський ; 14 мая 1888 — 9 сентября 1956) — советский и украинский композитор , занимавший старшие кафедры Одесской , а затем Киевской консерватории . Он писал статьи об украинской и молдавской музыке, был музыкальным критиком и знатоком творчества украинского композитора Николая Лысенко .

Следуя желанию отца, Вилинский сначала получил образование юриста, но затем перешел на музыкальное образование в Одесскую консерваторию, которую окончил в 1919 году. Там он преподавал и сочинял двадцать лет. Во время Второй мировой войны он с семьей был эвакуирован из Одессы в Ташкент , где продолжал преподавать и сочинять. После окончания войны он вернулся на Украину и стал профессором Киевской консерватории, где оставался до своей смерти в 1956 году. Среди его учеников были Константин Данькевич , Александр Билаш , Оскар Фельцман , Давид Гершфельд и Антон Муха.

Творчество Вилинского включает симфонические сюиты, музыку для фортепиано, обработки для хора и сольных голосов украинских, русских, молдавских народных песен. Его дочь Ирина Николаевна Вилинская [ великобритания ] также была профессором музыки и композитором.

Ранние годы и образование

[ редактировать ]
Вилинский, 1911 г.

Mykola Mykolayovych Mykola был born на 2/14 May 1888, [ примечание 2 ] в Холте, в Российской империи , ныне часть украинского города Первомайска . [ 1 ] У него была старшая сестра Тамара. [ 2 ] Мать Вилинского Елена Петровна происходила от эпохи барокко композитора Жоссе Бутми , принадлежавшего к семье музыкантов из Гента, известной как династия Бутми. [ 3 ] Его мать Mykola Oleksandrovych Vilinsky был the major of Ananiv . [ 4 ] Семья по отцовской линии происходила от польского дворянина Томаша Вилиньского. [ 5 ]

Украинский писатель Марко Вовчок , урожденный Мария Вилинская, возможно, также был родственником этой семьи. Так называемое «золотое сопрано» Большого театра , Ксения Держинская [ великобритания ] а также музыковед и писатель Александр Оссовский приходились ему двоюродными братьями. [ 4 ]

Мать Вилинского была его первым учителем музыки. Самостоятельно серьезно заниматься музыкой начал еще во время учебы в школе в Ананиве, руководя церковным хором и организуя школьный оркестр народной музыки . После завершения школьного образования в 1906 году отец решил подготовить сына к юридической карьере, и Вилинский поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе , который окончил в 1912 году. [ 4 ] Некоторое время работал в Одесском районном суде. [ 6 ]

Еще изучая право, Вилинский посещал Одесскую музыкальную школу, где изучал композицию у Витольда Малишевского , который позже был учителем Витольда Лютославского . [ 4 ] [ примечание 3 ] Малишевский ценил Вилинского как одного из своих лучших учеников. Когда он и его семья были вынуждены покинуть Одессу, Вилинского попытались забрать с собой. строгую Несмотря на существовавшую цензуру , Вилиньский и Малишевский продолжали переписываться. [ 4 ] В 1917 году он окончательно отказался от идеи карьеры юриста и посвятил себя музыке. [ 6 ] Несмотря на то, что его учеба была прервана в 1916 году призывом в армию, [ 7 ] В 1919 году окончил Одесскую консерваторию. [ 8 ]

Одесская консерватория , где Вилинский проработал первые два десятилетия своей карьеры

За свою карьеру Вилинский жил и работал в Одессе и Киеве, разделенных периодом Второй мировой войны, во время которого он был эвакуирован в Ташкент . [ 1 ] Наряду с работой композитора и педагога он писал статьи об украинской и молдавской музыке, был рецензентом , музыкальным критиком , редактором, когда курировал публикацию полного собрания сочинений украинского композитора Николая Лысенко . [ 8 ]

С 1920 по 1941 год Вилинский преподавал в Одесской консерватории. [ 1 ] сменил Малышевского. В Одессе его талант развился, и он получил признание как композитор. В 1926 году ему было присвоено звание профессора, а в 1931 году он стал заведующим кафедрой композиции. [ нужна ссылка ] В 1935 году он стал директором Одесской областной организации Союза композиторов Украины , его заместителями стали двое его учеников, Серафим Орфеев [ uk ] и Леонид Гуров [ uk ] . Вилинский также был членом правления Союза. [ 9 ]

В 1941 году Вилинский с семьей эвакуировался в Ташкент. [ 2 ] Вместе со Львом Ревуцким работал профессором Ташкентской консерватории. [ 10 ] Там он оставался до 1944 года, когда вернулся на Украину. [ 1 ] Во время войны румынским властям в оккупированной Одессе удалось навсегда приобрести ряд сочинений Вилинского, а также семейные документы и часть его нотной библиотеки. [ 11 ]

В 1944 году Вилинский вернулся на Украину и жил в Киеве, где руководил композиторским отделением Киевской консерватории и занимал эту должность до 1956 года. [ 1 ] В 1951 году Вилинскому присвоено звание Заслуженного артиста УССР ; в 1953 году награжден орденом Ленина . [ 8 ] Он был одним из трио выдающихся композиторов Киевской консерватории, известного как «Три Миколайовича», в которое входили Вилинский, Ревуцкий и Борис Лятошинский . [ 12 ] [ примечание 4 ]

Студенты

[ редактировать ]
Вилинский и некоторые из его одесских учениц: сидят — Вилинский ( справа ), Константин Данькевич ( в центре ), Мария Завалишина; стоит — Серафим Орфеев [ uk ] ( второй справа )

всемирно известные исполнители Эмиль и Елизавета Гилельс , Давид Ойстрах, Яков Зак, Мария Гринберг и другие музыканты. В 1930-е годы у Николая Вилинского курс особой гармонии изучали [ 4 ] Его композиция участвовала в Костянтине Dankevych , Олександр Билаш , Volodymyr Femilidi [ uk ] , [ 8 ] Oscar Feltsman , Orfeev, Anton Mukha  [ uk ] , Gurov, David Hershfeld  [ ru ] , Maria Zavalishina, Albert Vodovozov  [ ru ] , Yevhen Zubtsov  [ uk ] , and Valentin Kucherov. [ 4 ] Орфеев, ставший впоследствии ректором (директором) Одесской консерватории, писал: «Кажется, не было в Одессе композитора, который бы не советовался с Николаем Николаевичем... и его совет был принят безоговорочно». [ 4 ]

Когда Вилинский понял, что у Данькевича есть потенциал стать композитором, он настоял на том, чтобы посещать занятия по композиции. В 1930-е годы Данькевич спас Вилинского от так называемой «пролетарской чистки» в Одесской консерватории. [ 4 ] После Второй мировой войны он регулярно навещал Вилинского на его даче в Ворзеле , проводя время за обсуждением с ним композиции или отдыхом с семьей. В 1951 году, когда Данкевича преследовали за оперу «Богдан Хмельницкий » [ великобритания ] , Вилицкий защищал своего ученика и поддерживал его в доработке произведения. [ 13 ] Вилинский остался его наставником и после окончания Одесской консерватории; их дружба продолжалась до смерти Вилинского десять лет спустя. [ 4 ]

Вилинский с женой Еленой и сыном Сергеем, фотография октября 1917 года.

Сын Вилинского Сергей родился в 1916 году. Когда в 1941 году Советский Союз подвергся нападению нацистской Германии , Вилинский имел возможность остановить бой своего сына на передовой. Серхил пережил войну, сражаясь в составе Красной Армии в Бессарабии , на Кавказе , в Крым и Кенигсберг . [ 11 ]

Дочь композитора Ирина Николаевна Вилинская [ uk ] была преподавателем пения, писала песни, аранжировки народных песен и музыкальные статьи. [ 4 ]

Вилинский умер в Киеве 9 сентября 1956 года. [ 1 ] и похоронен на Байковом кладбище в Киеве. [ 14 ]

Творческое творчество Вилинского включало симфонические сюиты , кантаты , вокальные и хоровые обработки украинской, русской и молдавской народной музыки, камерные и инструментальные произведения. [ 15 ] Он развивал традиции неоромантической школы Римского-Корсакова , Глазунова и Анатолия Лядова , используя мотивы, связанные с Украиной и Молдовой . [ 4 ]

Ранние композиции Вилинского отличаются элегическим стилем и содержат яркий импрессионистический колорит. [ 15 ] К юношеским произведениям композитора относятся миниатюры без опуса: «Грустная песня», «Траурный марш», «Две мазурки», «Элегия», «Вальс», «Марш» (1905–1909), «Прелюдии № 1 и № 1». 2» (1909 г., переиздано в 1949 и 1925 гг.). «Прелюдия для левой руки» и «Фуга» си-бемоль минор. [ нужна ссылка ]

стиле Вилинский умело сочинял произведения в постромантическом , находившемся под сильным влиянием украинской народной музыки . Он преуспел в оркестровке украинских песен. [ 8 ] которые наряду с традиционными молдавскими народными песнями индивидуализировали его стиль. [ 15 ] Песни дедушки Спиридона, старого молдавского нищего, отца Вилинского, который когда-то помогал на ярмарке, оказали влияние на музыкальный стиль молодого композитора. [ 16 ] Он помогал развивать национальную музыкальную культуру Молдовы, путешествуя по самым отдаленным ее уголкам и собирая песни и танцевальные мелодии. [ нужна ссылка ]

Список композиций

[ редактировать ]

Данные Национального союза композиторов Украины . [ 2 ]

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
  • Характерные танцы , сюита для симфонического оркестра, Op.1 (1910)
  • Сюита №1 на тему молдавских народных песен для симфонического оркестра, Op.16 (1932)
  • Сюита № 2 на молдавские темы для симфонического оркестра, Op.17 (1933)
  • Музыка к кинофильму «Счастье быть молодым» (Одесская киностудия), Op.22 (1937)
  • Сюита №3 на темы молдавских народных песен для симфонического оркестра, соч.28 (1944–1945)
  • Балетная сюита в 4-х частях для симфонического оркестра, Op.41 (1956)

Музыка для духового оркестра

[ редактировать ]
  • «Отъездный марш» для духового оркестра, Op.18 (1935)

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Фуга для фортепиано, Op.2 (1913)
  • Русские вариации в эпическом стиле для фортепиано на оригинальную тему, Op.3 (1914)
  • Баллада в форме вариаций для фортепиано на украинскую народную тему , соч.4 (1917–1925)
  • Скерцо-этюд для фортепиано, Op.5 (1918)
  • Элегия-сюита – восемь прелюдий для фортепиано, Op.6 (1914–1918)
  • Две пьесы для фортепиано: «Сон», «Мысли» Op.7 (1926).
  • Соната для скрипки и фортепиано, Op.10 (1929)
  • Детский альбом – восемь пьес для фортепиано в 4 руки, Op.11 (1925)
  • Модельные вариации для фортепиано. Путеводитель по курсу гармонии для студентов-композиторов, соч.29 (1947).
  • Вариации на оригинальную тему (ре мажор) для фортепиано, Op.33 – №1 (1949); № 2. (1949)
  • Четыре миниатюры памяти А. Лядова для фортепиано, Op.40 (1951)
  • Пьесы для фортепиано: Грустная песня, Траурный марш, Две мазурки, Элегия, Вальс, Марш Ту-ту. Прелюдия №1, Прелюдия №2, Прелюдия №3, Прелюдия для левой руки. Без номера опуса (1961)

Хоровая музыка

[ редактировать ]
  • Молдова – кантата для хора, солистов и симфонического оркестра на слова Л. Корняна, соч.21 (1937–1939).
  • Переложение Завещания Шевченко для хора и симфонического оркестра, Op.24 (1939)
  • Обработка песни «Гора стоит высоко» для хора, солистов и симфонического оркестра, соч.39 (1951)
  • Песни на тексты Тычины (рукопись не найдена, номер опуса отсутствует)
  •  Юмореска , четыре песни на слова Пруткова, соч.8 (1915, 1920)
  • Обработки молдавских народных песен для голоса соло, хора и фортепиано, соч. 14, 15, 18, 20, 28 (1930–1937)
  • Переложение восьми молдавских народных песен для голоса и фортепиано, Op.25 (без даты)
  • Пять обработок узбекских народных песен для голоса и фортепиано, Op.26 (1942)
  • Четыре обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано в записи Борща, соч.30 (без даты)
  • Обработки украинских народных песен: «Явор стоит над водой», «Ой вербо, вербо», «Про Кармалука», «О жигуне...», Op.31 (1949)
  • Две обработки русских народных песен: «Утес», «Ах, летят утки...», соч.32 (1949).
  • Три обработки украинских народных песен: «В вишневом саду», «О миры, луна», «Дождик», соч.35 (1950).
  • Обработка русских народных песен: «По Волге» для баса и фортепиано, Op.36 (1950)
  • Две обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано: «Эй, моя кукушка», «Правило трактора», Op37 (1951).
  • Романсы и песни на слова Толстого: «Ушкуйник», «Грядой клубиться белой...», «Дреевцо мое мандальное», «Эх, если бы можно было хоть на одно мгновенье...», «Поторопись», « Я тебя поцеловал», Майков, «Какой тяжелый сон» и Соловьев. «Горят яркие звезды» на слова М. Минского. (Без номера опуса) (1908–1913).
  • «Устало песню пою» и «За светом тень». слова О. Вилинского. (Нет номера опуса, без даты)
  • Два романса на слова О. Вилинского: «Сирень», «Куда ни глянь – торжественный простор». (Нет номера опуса) (1925)
  • Две песни на слова Пушкина: «К Чаадаеву», «Белобокая стрекоза», (без номера опуса) (1937).

Репутация и наследие

[ редактировать ]

Вилинский сыграл роль в возрождении украинской политической и культурной идентичности с 1910 по 1932 год. [ 8 ] Он был ключевой фигурой в процессе развития украинской фортепианной музыки, чтобы она имела четкий украинский стиль». [ 13 ]

Лятошинский писал о Вилинском, что «он был замечательный музыкант и замечательный человек. Все его произведения несут на себе печать истинного таланта и все они показывают тонкий вкус и большое профессиональное мастерство автора. Что касается Николая Николаевича как человека, то все Кто хотя бы изредка встречал его, не мог не убедиться в его высоких умственных качествах, которые проявлялись на протяжении всей его жизни». [ 4 ]

Вилинский отредактировал некоторые фортепианные произведения Лысенко, изданные в 1952–1953 годах. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также пишется Николай Вилинский , Николай Вилинский , Н. Вилинский и Николай Вилинский .
  2. Российская империя все еще использовала даты по старому стилю , обозначая продолжительность его жизни как 2 мая 1888 г. - 7 сентября 1956 г. В XIX веке
  3. В 1913 году Одесское музыкальное училище было реорганизовано в Одесскую консерваторию. [ 2 ]
  4. ^ Эти три композитора являются целыми названиями Mykola Mykolayovych Vilinsky, Borys Mykolayovych Lyatoshynsky, и Lev Mykolayovych Revutsky.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Струк 1984 , с. 602.
  2. ^ Jump up to: а б с д Вилинский, Юрий (2006). «Вилиньский Николай Николаевич» (на украинском языке). Национальный союз композиторов Украины. Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
  3. ^ Назаренко, Валентина (8 сентября 2010 г.). «Уроки музыки Ирины Вилинской» . «День» (Киев) (на украинском языке). Архивировано из оригинала 29 января 2011 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кулик, Valentina (16 May 2018). " Композитор и педагог Николай Вилинский" [Composer and teacher Mykola Vilinskyi]. Музыка (в Russian) . Retrieved 26 сентября 2022 .
  5. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 68–69.
  6. ^ Jump up to: а б Назаренко и Вилинский 2016 , с. 74.
  7. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 75.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Сэди 2001 , стр. 611–612.
  9. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 77.
  10. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 80–81.
  11. ^ Jump up to: а б Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 81–82.
  12. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 81–83.
  13. ^ Jump up to: а б Nazarenko, Valentina (23 April 2008). " "Элегия о Николае Вилинском" " [Elegy about Nikolay Vilinsky]. The Day (Kyiv) (in Ukrainian) . Retrieved 27 September 2022 .
  14. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 93.
  15. ^ Jump up to: а б с Назаренко и Вилинский 2016 , с. 84.
  16. ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 73.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анисимов, Виктор (1938). «Композитор М. М. Вилинский (очерк жизни и творчества)». Советская музыка (на русском языке). Москва. ISSN   0131-6818 .
  • Mykhaylov, M. (1962). MM Вилинский: Советский союзник (в России). Киев. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c110dabce6ddcfb2d77ea53a25a94d42__1719464820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/42/c110dabce6ddcfb2d77ea53a25a94d42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mykola Vilinsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)