Николай Вилиньский

Mykola Mykolayochych Вилинский [ примечание 1 ] ( укр .: Микола Миколайович Вілинський ; 14 мая 1888 — 9 сентября 1956) — советский и украинский композитор , занимавший старшие кафедры Одесской , а затем Киевской консерватории . Он писал статьи об украинской и молдавской музыке, был музыкальным критиком и знатоком творчества украинского композитора Николая Лысенко .
Следуя желанию отца, Вилинский сначала получил образование юриста, но затем перешел на музыкальное образование в Одесскую консерваторию, которую окончил в 1919 году. Там он преподавал и сочинял двадцать лет. Во время Второй мировой войны он с семьей был эвакуирован из Одессы в Ташкент , где продолжал преподавать и сочинять. После окончания войны он вернулся на Украину и стал профессором Киевской консерватории, где оставался до своей смерти в 1956 году. Среди его учеников были Константин Данькевич , Александр Билаш , Оскар Фельцман , Давид Гершфельд и Антон Муха.
Творчество Вилинского включает симфонические сюиты, музыку для фортепиано, обработки для хора и сольных голосов украинских, русских, молдавских народных песен. Его дочь Ирина Николаевна Вилинская также была профессором музыки и композитором.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы и образование
[ редактировать ]
Mykola Mykolayovych Mykola был born на 2/14 May 1888, [ примечание 2 ] в Холте, в Российской империи , ныне часть украинского города Первомайска . [ 1 ] У него была старшая сестра Тамара. [ 2 ] Мать Вилинского Елена Петровна происходила от эпохи барокко композитора Жоссе Бутми , принадлежавшего к семье музыкантов из Гента, известной как династия Бутми. [ 3 ] Его мать Mykola Oleksandrovych Vilinsky был the major of Ananiv . [ 4 ] Семья по отцовской линии происходила от польского дворянина Томаша Вилиньского. [ 5 ]
Украинский писатель Марко Вовчок , урожденный Мария Вилинская, возможно, также был родственником этой семьи. Так называемое «золотое сопрано» Большого театра , Ксения Держинская а также музыковед и писатель Александр Оссовский приходились ему двоюродными братьями. [ 4 ]
Мать Вилинского была его первым учителем музыки. Самостоятельно серьезно заниматься музыкой начал еще во время учебы в школе в Ананиве, руководя церковным хором и организуя школьный оркестр народной музыки . После завершения школьного образования в 1906 году отец решил подготовить сына к юридической карьере, и Вилинский поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе , который окончил в 1912 году. [ 4 ] Некоторое время работал в Одесском районном суде. [ 6 ]
Еще изучая право, Вилинский посещал Одесскую музыкальную школу, где изучал композицию у Витольда Малишевского , который позже был учителем Витольда Лютославского . [ 4 ] [ примечание 3 ] Малишевский ценил Вилинского как одного из своих лучших учеников. Когда он и его семья были вынуждены покинуть Одессу, Вилинского попытались забрать с собой. строгую Несмотря на существовавшую цензуру , Вилиньский и Малишевский продолжали переписываться. [ 4 ] В 1917 году он окончательно отказался от идеи карьеры юриста и посвятил себя музыке. [ 6 ] Несмотря на то, что его учеба была прервана в 1916 году призывом в армию, [ 7 ] В 1919 году окончил Одесскую консерваторию. [ 8 ]
Карьера
[ редактировать ]
За свою карьеру Вилинский жил и работал в Одессе и Киеве, разделенных периодом Второй мировой войны, во время которого он был эвакуирован в Ташкент . [ 1 ] Наряду с работой композитора и педагога он писал статьи об украинской и молдавской музыке, был рецензентом , музыкальным критиком , редактором, когда курировал публикацию полного собрания сочинений украинского композитора Николая Лысенко . [ 8 ]
С 1920 по 1941 год Вилинский преподавал в Одесской консерватории. [ 1 ] сменил Малышевского. В Одессе его талант развился, и он получил признание как композитор. В 1926 году ему было присвоено звание профессора, а в 1931 году он стал заведующим кафедрой композиции. [ нужна ссылка ] В 1935 году он стал директором Одесской областной организации Союза композиторов Украины , его заместителями стали двое его учеников, Серафим Орфеев и Леонид Гуров . Вилинский также был членом правления Союза. [ 9 ]
В 1941 году Вилинский с семьей эвакуировался в Ташкент. [ 2 ] Вместе со Львом Ревуцким работал профессором Ташкентской консерватории. [ 10 ] Там он оставался до 1944 года, когда вернулся на Украину. [ 1 ] Во время войны румынским властям в оккупированной Одессе удалось навсегда приобрести ряд сочинений Вилинского, а также семейные документы и часть его нотной библиотеки. [ 11 ]
В 1944 году Вилинский вернулся на Украину и жил в Киеве, где руководил композиторским отделением Киевской консерватории и занимал эту должность до 1956 года. [ 1 ] В 1951 году Вилинскому присвоено звание Заслуженного артиста УССР ; в 1953 году награжден орденом Ленина . [ 8 ] Он был одним из трио выдающихся композиторов Киевской консерватории, известного как «Три Миколайовича», в которое входили Вилинский, Ревуцкий и Борис Лятошинский . [ 12 ] [ примечание 4 ]
Студенты
[ редактировать ]
всемирно известные исполнители Эмиль и Елизавета Гилельс , Давид Ойстрах, Яков Зак, Мария Гринберг и другие музыканты. В 1930-е годы у Николая Вилинского курс особой гармонии изучали [ 4 ] Его композиция участвовала в Костянтине Dankevych , Олександр Билаш , Volodymyr Femilidi , [ 8 ] Oscar Feltsman , Orfeev, Anton Mukha , Gurov, David Hershfeld , Maria Zavalishina, Albert Vodovozov , Yevhen Zubtsov , and Valentin Kucherov. [ 4 ] Орфеев, ставший впоследствии ректором (директором) Одесской консерватории, писал: «Кажется, не было в Одессе композитора, который бы не советовался с Николаем Николаевичем... и его совет был принят безоговорочно». [ 4 ]
Когда Вилинский понял, что у Данькевича есть потенциал стать композитором, он настоял на том, чтобы посещать занятия по композиции. В 1930-е годы Данькевич спас Вилинского от так называемой «пролетарской чистки» в Одесской консерватории. [ 4 ] После Второй мировой войны он регулярно навещал Вилинского на его даче в Ворзеле , проводя время за обсуждением с ним композиции или отдыхом с семьей. В 1951 году, когда Данкевича преследовали за оперу «Богдан Хмельницкий , Вилицкий защищал своего ученика и поддерживал его в доработке произведения. [ 13 ] Вилинский остался его наставником и после окончания Одесской консерватории; их дружба продолжалась до смерти Вилинского десять лет спустя. [ 4 ]
Семья
[ редактировать ]
Сын Вилинского Сергей родился в 1916 году. Когда в 1941 году Советский Союз подвергся нападению нацистской Германии , Вилинский имел возможность остановить бой своего сына на передовой. Серхил пережил войну, сражаясь в составе Красной Армии в Бессарабии , на Кавказе , в Крым и Кенигсберг . [ 11 ]
Дочь композитора Ирина Николаевна Вилинская была преподавателем пения, писала песни, аранжировки народных песен и музыкальные статьи. [ 4 ]
Смерть
[ редактировать ]Вилинский умер в Киеве 9 сентября 1956 года. [ 1 ] и похоронен на Байковом кладбище в Киеве. [ 14 ]
Музыка
[ редактировать ]Творческое творчество Вилинского включало симфонические сюиты , кантаты , вокальные и хоровые обработки украинской, русской и молдавской народной музыки, камерные и инструментальные произведения. [ 15 ] Он развивал традиции неоромантической школы Римского-Корсакова , Глазунова и Анатолия Лядова , используя мотивы, связанные с Украиной и Молдовой . [ 4 ]
Ранние композиции Вилинского отличаются элегическим стилем и содержат яркий импрессионистический колорит. [ 15 ] К юношеским произведениям композитора относятся миниатюры без опуса: «Грустная песня», «Траурный марш», «Две мазурки», «Элегия», «Вальс», «Марш» (1905–1909), «Прелюдии № 1 и № 1». 2» (1909 г., переиздано в 1949 и 1925 гг.). «Прелюдия для левой руки» и «Фуга» си-бемоль минор. [ нужна ссылка ]
стиле Вилинский умело сочинял произведения в постромантическом , находившемся под сильным влиянием украинской народной музыки . Он преуспел в оркестровке украинских песен. [ 8 ] которые наряду с традиционными молдавскими народными песнями индивидуализировали его стиль. [ 15 ] Песни дедушки Спиридона, старого молдавского нищего, отца Вилинского, который когда-то помогал на ярмарке, оказали влияние на музыкальный стиль молодого композитора. [ 16 ] Он помогал развивать национальную музыкальную культуру Молдовы, путешествуя по самым отдаленным ее уголкам и собирая песни и танцевальные мелодии. [ нужна ссылка ]
Список композиций
[ редактировать ]Данные Национального союза композиторов Украины . [ 2 ]
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Характерные танцы , сюита для симфонического оркестра, Op.1 (1910)
- Сюита №1 на тему молдавских народных песен для симфонического оркестра, Op.16 (1932)
- Сюита № 2 на молдавские темы для симфонического оркестра, Op.17 (1933)
- Музыка к кинофильму «Счастье быть молодым» (Одесская киностудия), Op.22 (1937)
- Сюита №3 на темы молдавских народных песен для симфонического оркестра, соч.28 (1944–1945)
- Балетная сюита в 4-х частях для симфонического оркестра, Op.41 (1956)
Музыка для духового оркестра
[ редактировать ]- «Отъездный марш» для духового оркестра, Op.18 (1935)
Фортепиано
[ редактировать ]- Фуга для фортепиано, Op.2 (1913)
- Русские вариации в эпическом стиле для фортепиано на оригинальную тему, Op.3 (1914)
- Баллада в форме вариаций для фортепиано на украинскую народную тему , соч.4 (1917–1925)
- Скерцо-этюд для фортепиано, Op.5 (1918)
- Элегия-сюита – восемь прелюдий для фортепиано, Op.6 (1914–1918)
- Две пьесы для фортепиано: «Сон», «Мысли» Op.7 (1926).
- Соната для скрипки и фортепиано, Op.10 (1929)
- Детский альбом – восемь пьес для фортепиано в 4 руки, Op.11 (1925)
- Модельные вариации для фортепиано. Путеводитель по курсу гармонии для студентов-композиторов, соч.29 (1947).
- Вариации на оригинальную тему (ре мажор) для фортепиано, Op.33 – №1 (1949); № 2. (1949)
- Четыре миниатюры памяти А. Лядова для фортепиано, Op.40 (1951)
- Пьесы для фортепиано: Грустная песня, Траурный марш, Две мазурки, Элегия, Вальс, Марш Ту-ту. Прелюдия №1, Прелюдия №2, Прелюдия №3, Прелюдия для левой руки. Без номера опуса (1961)
Хоровая музыка
[ редактировать ]- Молдова – кантата для хора, солистов и симфонического оркестра на слова Л. Корняна, соч.21 (1937–1939).
- Переложение Завещания Шевченко для хора и симфонического оркестра, Op.24 (1939)
- Обработка песни «Гора стоит высоко» для хора, солистов и симфонического оркестра, соч.39 (1951)
- Песни на тексты Тычины (рукопись не найдена, номер опуса отсутствует)
Песни
[ редактировать ]- Юмореска , четыре песни на слова Пруткова, соч.8 (1915, 1920)
- Обработки молдавских народных песен для голоса соло, хора и фортепиано, соч. 14, 15, 18, 20, 28 (1930–1937)
- Переложение восьми молдавских народных песен для голоса и фортепиано, Op.25 (без даты)
- Пять обработок узбекских народных песен для голоса и фортепиано, Op.26 (1942)
- Четыре обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано в записи Борща, соч.30 (без даты)
- Обработки украинских народных песен: «Явор стоит над водой», «Ой вербо, вербо», «Про Кармалука», «О жигуне...», Op.31 (1949)
- Две обработки русских народных песен: «Утес», «Ах, летят утки...», соч.32 (1949).
- Три обработки украинских народных песен: «В вишневом саду», «О миры, луна», «Дождик», соч.35 (1950).
- Обработка русских народных песен: «По Волге» для баса и фортепиано, Op.36 (1950)
- Две обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано: «Эй, моя кукушка», «Правило трактора», Op37 (1951).
- Романсы и песни на слова Толстого: «Ушкуйник», «Грядой клубиться белой...», «Дреевцо мое мандальное», «Эх, если бы можно было хоть на одно мгновенье...», «Поторопись», « Я тебя поцеловал», Майков, «Какой тяжелый сон» и Соловьев. «Горят яркие звезды» на слова М. Минского. (Без номера опуса) (1908–1913).
- «Устало песню пою» и «За светом тень». слова О. Вилинского. (Нет номера опуса, без даты)
- Два романса на слова О. Вилинского: «Сирень», «Куда ни глянь – торжественный простор». (Нет номера опуса) (1925)
- Две песни на слова Пушкина: «К Чаадаеву», «Белобокая стрекоза», (без номера опуса) (1937).
Репутация и наследие
[ редактировать ]Вилинский сыграл роль в возрождении украинской политической и культурной идентичности с 1910 по 1932 год. [ 8 ] Он был ключевой фигурой в процессе развития украинской фортепианной музыки, чтобы она имела четкий украинский стиль». [ 13 ]
Лятошинский писал о Вилинском, что «он был замечательный музыкант и замечательный человек. Все его произведения несут на себе печать истинного таланта и все они показывают тонкий вкус и большое профессиональное мастерство автора. Что касается Николая Николаевича как человека, то все Кто хотя бы изредка встречал его, не мог не убедиться в его высоких умственных качествах, которые проявлялись на протяжении всей его жизни». [ 4 ]
Вилинский отредактировал некоторые фортепианные произведения Лысенко, изданные в 1952–1953 годах. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также пишется Николай Вилинский , Николай Вилинский , Н. Вилинский и Николай Вилинский .
- ↑ Российская империя все еще использовала даты по старому стилю , обозначая продолжительность его жизни как 2 мая 1888 г. - 7 сентября 1956 г. В XIX веке
- ↑ В 1913 году Одесское музыкальное училище было реорганизовано в Одесскую консерваторию. [ 2 ]
- ^ Эти три композитора являются целыми названиями Mykola Mykolayovych Vilinsky, Borys Mykolayovych Lyatoshynsky, и Lev Mykolayovych Revutsky.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Струк 1984 , с. 602.
- ^ Jump up to: а б с д Вилинский, Юрий (2006). «Вилиньский Николай Николаевич» (на украинском языке). Национальный союз композиторов Украины. Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Назаренко, Валентина (8 сентября 2010 г.). «Уроки музыки Ирины Вилинской» . «День» (Киев) (на украинском языке). Архивировано из оригинала 29 января 2011 года . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кулик, Valentina (16 May 2018). " Композитор и педагог Николай Вилинский" [Composer and teacher Mykola Vilinskyi]. Музыка (в Russian) . Retrieved 26 сентября 2022 .
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Назаренко и Вилинский 2016 , с. 74.
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сэди 2001 , стр. 611–612.
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 77.
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 81–82.
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , стр. 81–83.
- ^ Jump up to: а б Nazarenko, Valentina (23 April 2008). " "Элегия о Николае Вилинском" " [Elegy about Nikolay Vilinsky]. The Day (Kyiv) (in Ukrainian) . Retrieved 27 September 2022 .
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Назаренко и Вилинский 2016 , с. 84.
- ^ Назаренко и Вилиньский 2016 , с. 73.
Источники
[ редактировать ]- Назаренко, Валентина Юри; Вилински, Ю. S. (2016). " Композитор и педагог Николай Вилинский (1888-1956). Жизнь. Воспоминания. Размышления" [Composer and teacher Mykola Vilinskyi (1888-1956). Life. Memoirs. Reflections]. Педагогический пишущий эти строки PI Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine (114). Киев: 67-109.
- Сэди, Стэнли , изд. (2001). «Вилинский, Николай Николаевич» . Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 26 (2-е изд.). Macmillan Publishers Limited – через Интернет-архив .
- Струк, Данило Гусар, изд. (1984). «Вилинский, Николай» . Энциклопедия Украины . Том. 5. Торонто: Издательство Университета Торонто. п. 602. ИСБН 0-8020-3995-2 – через Интернет-архив .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анисимов, Виктор (1938). «Композитор М. М. Вилинский (очерк жизни и творчества)». Советская музыка (на русском языке). Москва. ISSN 0131-6818 .
- Mykhaylov, M. (1962). MM Вилинский: Советский союзник (в России). Киев.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Николаем Вилинским, на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Николая Вилинского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)