Саввас Гот
Саввас Гот | |
---|---|
![]() Мученичество святого Саввы | |
Рожденный | 334 Долина реки Бузэу , Румыния. |
Умер | 372 Долина реки Бузэу, Румыния. |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник | 12 апреля (Западные церкви) 24 апреля [ 1 ] ( Восточная Православная Церковь ) |
Савва Гот ( румынский : Sava Gotul , греческий : Savvas o Gotthos ; умер 12 апреля 372 года) — христианский мученик, почитаемый как святой .
Савва родился в восточной Румынии и в юности стал христианином. Опасаясь, что христианство подорвет готскую культуру, король Атанарих начал гонения на христиан. Савва отказался есть мясо, принесенное в жертву готским богам. Он был арестован вместе со священником Сансаласом и утонул. Позже Василий Кесарийский приобрел его мощи. Passio of Sabbas дает некоторое представление о готической жизни и культуре.
Жизнь и преследования
[ редактировать ]Савва (также Саба) родился в 334 году. [ 2 ] в деревне в долине реки Бузэу и жил на территории нынешнего региона Валахия в Румынии. [ 3 ] и обратился в христианство в юности. [ 4 ] В его агиографии говорится, что он был готом по расе и, возможно, был кантором или чтецом местной религиозной общины. [ 5 ]
Около царь 369 года Атанарих тервингов начал гонения на христиан на своей территории. [ 6 ] Сначала готский дворянин начал подавление христианства в районе Саввы. Когда его агенты пришли в деревню, где жил Савва, они заставили жителей есть языческое жертвенное мясо. Согласно легенде, жители деревни-нехристиане, желая помочь своим соседям-христианам, обманули власти, обменяв жертвенное мясо на мясо, которое не было принесено в жертву. Однако Савва сделал вид, что полностью отказался от мяса. Односельчане сослали его, но через некоторое время ему разрешили вернуться.
Через некоторое время вернулся готский дворянин и спросил, есть ли в деревне христиане. Савва вышел вперед и провозгласил: «Пусть никто не приносит клятвы от моего имени. Я христианин». Соседи Саввы тогда сказали, что он был никчемным бедняком. Лидер отпустил его, сказав: «Этот человек не может принести нам ни пользы, ни вреда».
В 372 году Савва отпраздновал Пасху со священником Сансаласом. Через три дня после Пасхи Атарид , сын заместителя короля Атанариха Ротестеуса , прибыл в деревню, чтобы арестовать Сансаласа. Обнажённого Сабу протащили сквозь терновые кусты, затем вместе со священником Сансаласом повалили на колесо повозки и избили. На следующий день ему снова предложили языческое жертвенное мясо. Однако он по-прежнему был непреклонен и предложил сказать Атариду, чтобы тот убил его. Саввас также настолько разозлил одного из свиты Атарида, оскорбив принца, что тот швырнул в Савву пестик, как будто это было копье, с такой силой, что находящиеся рядом были уверены, что он мертв, но он не оставил никаких следов.
Мученичество и перенесение мощей
[ редактировать ]Готский принц Атарид приговорил Савву к смертной казни, приказав бросить его в реку Мусей, приток Дуная. Идя с солдатами, он всю дорогу прославлял Бога , осуждая языческие и идолопоклоннические пути своих похитителей. Солдаты, считая его дураком или сумасшедшим, подумывали просто отпустить его, мотивируя это тем, что принц никогда не узнает. Савва призвал их выполнить свой долг, заявив: «Почему вы тратите время на глупости и не делаете того, что вам было сказано? Ибо я вижу то, чего вы не можете видеть: там, на другой стороне, во славе стоят пришедшие святые. принять меня». При этом солдаты толкнули его под реку, прижав веткой к шее, и утопили. [ 7 ]
Он был замучен во время правления Валентиниана и Валента , в консульство Модеста и Аринфея, т. е. в 372 году. [ 8 ] Его останки были взяты и спрятаны христианами до тех пор, пока их не отправят на хранение в Римскую империю . [ 9 ] Здесь их принял Асхолий Фессалоникийский епископ .
Василий Кесарийский просил военачальника [ 10 ] из Малой Скифии , Юний Соран , пришли ему мощи святых, а дакийские священники послали ему мощи Саввы в Кесарию Каппадокийскую в 373 или 374 году, сопровождаемую письмом «Послание Церкви Божией в Готии к Церкви Божией, находящейся в Каппадокии, и всем Поместным Церквам Святой Вселенской Церкви». святым Бретаннио Томисским Это письмо было написано по-гречески, возможно , .
Значение
[ редактировать ]В ответ Василий ответил епископу Асколию двумя письмами, в которых восхвалял добродетели Саввы, называя его «богатырем Христовым» и «мучеником за Истину». [ нужна ссылка ]
Праздник Саввы приходится на день его мученической кончины: 12 апреля в римском мартирологе и 15 апреля в Православной церкви. Православная Церковь поминает его как «святого, славного и правопобедоносного великомученика Савву». [ нужна ссылка ]
Ценность « Страстей» для историков заключается в уникальном понимании жизни и социальной структуры готической деревни, а также в информации, которую можно сделать о готском правительстве на всех уровнях. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Никита Гот
- Готическое христианство .
- Святой Савва Гот, покровитель архива
- Тервинги , т.е. тервинги, принадлежало готскому племени Саба.
Примечания
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Савва Воин, Гот. Православный синаксарист
- ↑ Ему было 38 лет, когда он умер, «Страсти святого Сабы Гота» , VII.5, и принял мученическую смерть в 372 году нашей эры, там же , VII.6.
- ^ «река Мусайос», Страсти , VII.1; идентифицирован как река Бузэу, например, Halsall (2007), 4 n. 3, Вольфрам (1988), 104; contra Butler, (1866), том IV, 12 апреля, Святой Савва Гот, аббат и мученик , 1 н. 2, где она идентифицируется как река Муссово.
- ^ Батлер (1866), том IV, 12 апреля: Святой Савва Гот, аббат и мученик , 1.
- ^ Страсть , II.2.
- ^ Хизер (1991), 105 и н. 62.
- ↑ Рассказ о преследовании и мученичестве Сабы содержится в его «Страстях» , III.1–VII.6.
- ^ Хизер и Мэтьюз (1991), 109 н. 38; Страсти , VII.6.
- ^ Страсти , VIII.
- ^ т.е. лидер Скифии , Хизер и Мэтьюз (1991), 113.
Источники
[ редактировать ]- Батлер, Альбан, преподобный (1866 г.). Жития отцов, мучеников и других главных святых: составлено на основе оригинальных памятников и подлинных записей преподобного Албана Батлера в двенадцати томах , Джеймс Даффи, Дублин. На сайте bartleby.com (просмотрено 26 июня 2012 г.).
- Холсолл, Гай (2007). Варварские миграции и римский Запад , 376–568, Издательство Кембриджского университета, Кембридж.
- Хизер, Питер (1991). Готы и римляне, 332–489 , Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
- Хизер, Питер и Мэтьюз, Джон (1991). Готы в четвертом веке , Liverpool University Press, Ливерпуль, 102–113, Страсти святого Сабы-гота (на английском языке), с комментариями.
- Пассио С. Сабае в книге Х. Делеэ, «Святые Фракии и Мези», Analecta Bollandiana , xxxi, 1912, стр. 161–300, с текстом соответствующих документов на стр. 209–21 (на латыни).
- Вольфрам, Хервиг (1988). История готов , транс Т. Дж. Данлэп, Калифорнийский университет Press, Беркли.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Савва Батлера из «Житий святых» .
- Страсти святого Савы Гота (только частично) из Google Книги.