Jump to content

Чарльз Филипон

Чарльз Филипон
Чарльз Филипон от Надара
Рожденный
Клод Шарль Гийом Филипон

( 1800-04-19 ) 19 апреля 1800 г.
Лион , Франция
Умер 25 января 1861 г. ( 1861-01-25 ) (60 лет)
Национальность Французский
Образование Национальная школа изящных искусств Лиона
Известный Дизайнер, журналист, карикатурист, литограф, предприниматель, художник Иллюстрация , графика / графика
Подпись

Шарль Филипон (19 апреля 1800 — 26 января 1862) — французский литограф, карикатурист и журналист. Он был основателем и директором сатирических политических журналов «Карикатура» и « Ле Шаривари» .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Чарльз Филипон происходил из небольшой семьи Лайонса, принадлежавшей к среднему классу. Его отец, Этьен Филипон, был шляпником и производителем обоев. Он с энтузиазмом приветствовал революцию 1789 года. По словам Пьера Ларусса [ 1 ] его предками были Манон Роланд , Арман Филиппон и Луи Филиппон де ла Мадлен .

После посещения школы в Лионе и Вильфранш-сюр-Соне Шарль Филипон изучал рисование в Высшей национальной школе изящных искусств Лиона . Он покинул свой родной город в 1819 году, чтобы работать под руководством художника Антуана Гро в Париже, но вернулся по велению отца в 1821 году, чтобы присоединиться к семейному бизнесу, занимаясь дизайном тканей в течение трех лет. Хотя эта деятельность его и не устраивала, она наложила отпечаток на его последующее творчество. В тяжелые экономические и социальные времена в 1824 году он принял участие в лионском карнавальном параде, который был сочтен крамольным; он был арестован, но в конечном итоге обвинения были сняты.

Шарль Филипон наконец уехал из Лиона в Париж, где воссоединился со старыми друзьями по мастерской Гро. Один из них, Николя Туссен Шарле , известный художник, взял его под свою опеку и познакомил с литографией — техникой, распространившейся во Франции в 1820-х годах. Филипон нашел работу литографом и художником, рисовавшим для книжек с картинками и журналов мод. Он продемонстрировал изобретение, превратив свинцовый дымоход в литографическую машину. Он связался с либералами и сатириками того времени, посетил мастерскую Гранвиля (1827 г.), а два года спустя объединил усилия с создателями газеты La Silhouette , в которой он работал редактором и дизайнером.

Хотя финансовый вклад Филипона в компанию был невелик, его редакционный вклад, по-видимому, был сосредоточен на организации литографического отдела, что придавало газете ее оригинальность, поскольку иллюстрациям уделялось такое же значение, как и тексту. Хотя ранее у «Силуэта» не было определенной политической линии, к июлю 1830 года он развил более агрессивный подход. Именно в этом журнале 1 апреля 1830 года Филиппон опубликовал первую политическую карикатуру «Карл X Иезуит».

15 декабря 1829 года Филипон послал своего сына и делового партнера Габриэля Обера основать издательство Aubert Aubert, конкурирующее с другими типографиями в Париже. Перевал Вероники Додат, где располагалось издательство, должен был стать в последующие годы «местом захватывающей [коммерческой] войны» (Ш. Ледр).

Рождение бизнеса

[ редактировать ]

После революции июля 1830 года «Филипон» 4 ноября того же года издал иллюстрированный еженедельник под названием «Карикатура» . [ 2 ] Продаваемый только по подписке, он содержал четыре страницы текста и две литографии большего формата, чем у Silhouette. В связи с созданием газеты Philipon Оноре де Бальзак написал в проспекте газеты и опубликовал под разными псевдонимами тридцать статей до февраля 1832 года. [ 3 ] Журнал изначально задумывался как элегантный иллюстрированный журнал с рисунками, напечатанными на пергаментной бумаге. Литографии печатались на отдельных текстовых и отрывных листах. Поначалу «Карикатура» занимала неполитическую позицию, прежде чем весной 1832 года выступила против Июльской монархии.

Титульный лист «Чаривари» , 1833 г.

1 декабря 1832 года, находясь в заключении, Филипон опубликовал Le Charivari , иллюстрированную ежедневную газету с четырьмя страницами в формате меньшего, чем карикатура. Более разнообразный и более «популярный», чем его предшественник, он не ограничивался политической карикатурой. «Шаривари» был единственным ежедневным карикатурным журналом во Франции девятнадцатого века. [ 4 ] Согласно проспекту, «Чаривари» был задуман как «всесторонний обзор всех постоянно повторяющихся событий, сделанный карандашом и ручкой, всех различных аспектов этого калейдоскопического мира, в котором мы живем». [ 4 ] Литографии хуже по качеству, чем в «Карикатуре», но лучше интегрированы в текст. После этого презентация Чаривари существенно изменилась.

Как владелец этих двух газет, Филипон сохранял полный контроль над всеми аспектами письменного и литографического содержания газет. [ 5 ]

Он выбирает своих сотрудников, занимающихся поставщиками на рынке, а также финансовым управлением. В некрологе, опубликованном в 1862 году, Надар отметил «необычайную проницательность в бизнесе» в сочетании с «неисчерпаемым плодородием изобретений и средств». [ 6 ] Нанимая своих друзей-художников, он определяет с ними задачи, предлагает темы, согласовывая текст и литографии. Он без колебаний просит об изменениях, чтобы избежать цензуры. Чтобы обеспечить редакционную последовательность, писательством занимается небольшая группа очень преданных своему делу журналистов (в феврале 1834 года в их число входило семь Филиппонов). [ 5 ]

Дом Обера (1831)
Искушения дьявола (1830)

Свидетельства его современников подчеркивают харизму Филиппона, вдохновлявшую писателей и карикатуристов на его работу. [ 7 ] Его издательство, занимающееся литографиями, имело почти полную монополию на этот тип публикаций с 1831 года, причем треть всех литографий, опубликованных в Париже, принадлежала ему. [ 8 ]

Повышение известности (1830–1835)

[ редактировать ]
Чарльз Филипон

Кампания против Луи-Филиппа (1830–1832)

[ редактировать ]

Осенью 1830 года Филипон, как сторонник Июльской революции , многого ожидал от нового режима. Первые номера «Карикатуры» не содержали политических обвинений. [ 9 ] Главный редактор и друг «Филипона» Бальзак внес большой вклад в этот период, подписывая свои статьи под разными псевдонимами. Антиклерикализм, уже присутствовавший в «Силуэте» , упорно проявлялся как в текстах, так и в иллюстрациях. Память о Наполеоне еще жива.

Однако тон изменился в конце декабря 1830 г. - начале 1831 г., когда журнал подверг критике закон от 4 декабря 1830 г., восстановивший гербовый сбор и цензуру газет. [ 10 ] Карикатуры затем сохранили свой политический и сатирический характер, поскольку новый режим становился все более авторитарным, перевернув «эпоху консенсуса». [ 11 ] [ 12 ] По мнению Филипона, карикатуры увеличили важное влияние художников, как это долгое время было в Англии, разоблачая «врагов наших свобод». [ 13 ]

Филипон выразил свое недовольство режимом в карикатуре «Июльская пена» , опубликованной Maison Aubert (26 февраля 1831 г.). Более известный как «Мыльные пузыри» , он показывает Луи-Филиппа, небрежно надувающего пузыри, которые демонстрируют невыполненные обещания свободы прессы, всенародных выборов, мэров, избранных народом, никаких синекур и т. д. [ 14 ] Привлеченный к ответственности за оскорбление короля, Филиппон в конечном итоге был оправдан. Через несколько месяцев он вновь совершил преступление, выпустив еще одну литографию, известную как «Косметический ремонт» ( «Карикатура» , 30 июня 1831 года), на которой король изображен каменщиком, символически стирающим следы Июльской революции. [ 15 ] Его снова судил суд присяжных.

Суд в ноябре 1831 г.

[ редактировать ]
Луи-Филипп превратился в грушу

«Первый плод Франции»

[ редактировать ]

На суде 14 ноября 1831 года Филиппон, которого наверняка осудят, защищался, утверждая, что все можно сделать похожим на короля, и что он и другие карикатуристы не могут нести ответственность за это сходство. Он проиллюстрировал его защиту посредством метаморфозы, нарисовав в четыре этапа лицо короля, превращающееся в грушу. [ 16 ] Эти изображения стали широко используемым эталоном и символом революции даже за пределами Парижа. [ 17 ]

Широкое распространение груш хорошо задокументировано множеством людей того времени, включая Уильяма Мейкписа Теккерея , Генриха Гейне , Шарля Бодлера , Стендаля и Себастьяна Пейта , которые написали книгу под названием «Физиология груши» , собирая каламбуры и рассуждения. -офф изображения. Виктор Гюго в «Отверженных» отдает дань уважения образу, когда мальчик рисует изображение груши на стене, когда король помог ему закончить его и вручил ему золотую монету Людовика, сказав: «Груша тоже на ней». [ 4 ]

Груши стали представлять режим и его соратников и стали чаще появляться как в La Caricature , так и в Le Charivari, в том числе:

Позже Филипон опубликовал изображение гигантской статуи груши, воздвигнутой на площади Согласия, с заголовком: « Памятник экспиапуару установлен на месте Революции, именно там, где Людовик XVI был гильотинирован». Expiapoire - это сочетание слов expiatoire, означающего «искупительный», и poire, означающего «груша». Его судили за этот материал, и обвинение назвало этот материал «провокацией убийства». Филипон ответил: «Приготовление мармелада было бы в лучшем случае провокацией». [ 4 ]

Обреченная на закрытие в августе после принятия закона о цензуре в 1835 году, «Карикатура» опубликовала соответствующую часть текста закона в форме груши с надписью «Другие плоды Июльской революции». [ 4 ]

Убеждение

[ редактировать ]
Мультфильм, изображающий философию juste milieu как пустой костюм.

В конце судебного разбирательства в суде присяжных Филиппон был признан виновным в «неуважении к личности короля». Арестованный 12 января 1832, он должен был отсидеть шесть месяцев в тюрьме и заплатить штраф в 2000 франков, к которым были добавлены семь месяцев, связанные с другими основаниями осуждения. Его перевели в тюрьму Сент-Пелажи и дом здоровья доктора Пинеля, где режим более благоприятный.

Окончательный разрыв с Июльской монархией произошел 5 и 6 июня 1832 года на похоронах генерала Ламарка , переросших в жестоко подавленное восстание . Филипон только что опубликовал и подписал «Проект памятника «Искупление груши». Опасаясь за свою жизнь, он скрывался в Париже до окончания осады. Он вернулся в Сент-Пелажи 5 сентября 1832 года и наконец был освобожден из тюрьмы 5 февраля 1833 года.

В результате ожесточенности режима, который его «преследовал», а также влияния контактов, с которыми он познакомился в тюрьме, его позиции укрепились. После того, как он надеялся на «либерализм, совместимый с монархией», его позиция сама по себе стала республиканской. Но он никогда не переставал быть? Прокламация Филиппона, опубликованная в «Карикатуре» (27 декабря 1832 г.), истинное исповедание веры, не оставляет в ней никаких сомнений: «Мы повторяем, мы такие, какими были там двенадцать лет, откровенные и чистые республиканцы. Кто говорит иначе, тот самозванец, который говорит позади мы в двусмысленном смысле трусы».

Республиканская приверженность (1833–1835)

[ редактировать ]

Ко времени своих первых политических карикатур Филипон уже наладил контакты с республиканскими кругами. Многие художники, тяготевшие к нему, были республиканцами или, по крайней мере, симпатизировали ему. С ноября 1831 года по март 1832 года список подписок запускается из «Карикатуры» , а второй звонок делается годом позже в «Ле Шаривари» без особого успеха, экономическая ситуация там едва ли подходящая. С 1833 года связи ужесточались. В журнале «Карикатура» от 11 апреля того же года Филипон публикует бело-красную «Синюю бороду» работы Гранвиля и Деспере, открыто воинственную литографию. О наступлении республики объявляется в духе сказки Перро: «Пресса, сестра моя, предвидишь ли ты что-нибудь?». В то время как Луи-Филипп, вернувшись (уловка, призванная избежать цензуры), собирается нанести удар по конституции, герольд, символизирующий прессу, несет на своем знамени слово «Республика», а его труба и «Национальная трибуна» озаглавливают две газеты республиканской оппозиции. .

В 1834 году эти связи укрепились. Чтобы сохранить несколько примеров, [ 18 ] Ле Шаривари провела сбор средств для нескольких республиканских ассоциаций. В том же году Филипон входит в число основателей « Республиканского журнала» (февраль 1834 г.), акциями которого он владеет. В отеле Colbert, где расположены офисы Charivari, также будут соседствовать две республиканские газеты, The National и The Common sense. Именно здесь находился Грегори, самый известный печатник-республиканец в Париже, которого Обер и Филипон считали акционерами.

Эти выражения солидарности отражены в литографиях, на которых фигура пролетариата находится в центре нескольких карикатур: «Ой, значит, пролетарий!» Бенжамена Рубо («Ле Шаривари», 1 декабря 1833 г.) и «Не трите это!» Домье, опубликованное в Monthly Association (20 июня 1834 г.), приложении, созданном Филипоном для обучения по добровольной подписке резервного фонда. На этой литографии, которую Филипон считает «одним из лучших политических зарисовок, сделанных во Франции», типограф в полную силу бросает вызов хрупким фигурам Луи-Филиппа и Карла X. Однако Филипон остается республиканским «патриотом» в Традиция 1789 года более чувствительна к политической свободе только тогда, когда трудящиеся массы.

Резня на улице Транснонен (14 апреля 1834 г.) , автор Оноре Домье.

Нельзя отрицать приверженность восстаниям, жестко подавленным в Лионе (9 апреля) и Париже (13 апреля). Появляется несколько литографий, в том числе победитель Геракла Трави ( «Карикатура», 1 мая 1834 г.) и особенно улица Транснонен Домье («Ежемесячная ассоциация», 24 сентября 1834 г.), в которых говорится об убийстве войсками жителей этой улицы 15 апреля 1834 г. [ 19 ] «Это не карикатура, — говорит Филиппон, — это не бремя, это кровавая страница нашей новейшей истории, нарисованная сильной рукой и продиктованная старым негодованием» ( «Карикатура» , 2 октября 1834 г.).

28 июля 1835 года бомбардировка Фиески имеет немедленные последствия: арест Армана Карреля в отеле «Кольбер», обыск в офисе Шаривари, выдан ордер на арест Филипона и то, что Денуайе предпочитает бежать и скрываться. За день до нападения Филипон опубликовал красный номер Чаривари, настоящего смутьяна, в статье которого был указан список мужчин, женщин и детей, убитых войсками и Национальной гвардией с 1830 года. Его сопровождала литография Травиеса, иронично озаглавленная «Персонификация самая милая и гуманная система» («Ле Шаривари», 27 июля 1835 г.), где тело убитых «патриотов» образует образ спины Луи-Филиппа. [ 20 ] Филиппона обвинят в «моральном соучастии» в нападении.

5 августа 1835 года в палате представлены новые законы о печати. На заседании 29 августа Тьер заявил: «Нет ничего более опасного [...], чем позорные карикатуры, крамольные замыслы, нет более прямой провокации к нападению» («Всеобщий монитор», 30 августа 1835 г.). Карикатура прекратила публикацию. В ноябре 1835 года Ле Шаривари продается за гроши, но Филипон консервирует офицера до 1838 года. Подводя итоги пяти лет, он пишет: «Я начал 4 ноября 1830 года в стране либеральные иллюзии и прибыл в сентябре 1835 года в королевство самые печальные реалии». [ 21 ]

От политической карикатуры к сатире на нравы (после 1835 г.)

[ редактировать ]

Если «сентябрьские законы» ознаменуют конец политической карикатуры в его «яростной» версии, Филипон не останется активным. Помимо переиздания «Карикатуры» «Карикатура стала временной» (1838), также называемой «неполитической карикатурой», он опубликовал в «Ле Шаривари» серию Роберта Макэра (1836–1838), Музея смеха для всех карикатуристов Парижа (1839–1838). 1840), Музей или магазин комиксов «Филипон» (1843), Парижский комикс (1844), «Журнал для любви» (1848–1855), стал «Веселым журналом» (1856), где распространяется по существу комическая сатира в манере.

Цель этой «библиотеки для развлечения» — отвлечь и развлечься путем создания представителей «социальных типов», физиологий, очень популярных среди публики. [ 22 ] Наиболее символичные виды проиллюстрировали, в частности, Домье (Ратапойль, Робер Макэр), Трави (М.Майе), Анри Моннье (Жозеф Прюдом), Гаварни (Тома Вирелок). Мода на физиологию способствовала Оберт Хаусу: с февраля 1841 по август 1842 года она опубликовала тридцать две различные книги по физиологии, представляющие три четверти продукции за этот период. [ 23 ]

Бизнес-агент Роберта Макэра

Однако не всегда легко отделить социальную сатиру от политической сатиры. серия Роберта Макэра В этом плане весьма значима . Сочиненное и нарисованное Домье об идеях и легендах Филипона, все они собраны в томе под названием «Лес Сент и Роберт Макэр» (1839). Большие рисунки уменьшены и сопровождаются комиксами и повествованиями, написанными журналистами Морисом Алхоем и Луи Уартом. Ярко представлен как аватар Дон Кихота и Жиля Бласа, персонаж Роберта Макэра. [ 24 ] в тандеме с наивным Бертраном воплощает в своих гранях и многочисленных ролях социальный тип, характеризуемый термином «floueur», мастером всевозможных шуток и эмблемой, в которой доминирует общество интересов и спекуляции (Маркс ссылается на Луи-Филиппа как на «Робера Макэра» на его трон»). Эта «высокая комедия», предлагающая труппе особенно циничный и безжалостный образ, напоминает «Человеческую комедию» Бальзака, ее как-то подвесили бы за карикатуру.

В тот же период Филипон опубликовал «Флуёр» (1850), первую серию «Библиотеки для развлечения», «Англо-французского музея» (1855–1857) в сотрудничестве с Гюставом Доре, «Пролетариев» (с Аженором Альтарошом , 1838) и пародийные странствия. Еврей (Луи Юарт, 1845), вдохновленный творчеством Эжена Сю.

Значение карикатур

[ редактировать ]

Историк Поль Тюро-Данжен сказал о разрушительном влиянии Филиппона на власть короля:

Он умел группировать, запускать и вдохновлять тех художников, которых он нанимал, прививать им свою наглость и свою дерзость, снабжать их идеями и легендами, смелыми преследованиями и осуждениями, и таким образом этот малоизвестный человек стал одним из самых опасных противников новый король, не позволяя монарху обрести тот престиж, который необходим для того, чтобы по-настоящему утвердиться [ 4 ]

В 1835 году, после покушения на Луи-Филиппа , чиновник заявил, что «нет более прямой провокации к преступлениям», чем карикатура. После покушения был принят новый закон о цензуре, направленный на предотвращение дальнейшего появления политического искусства. [ 4 ]

В октябре 1829 года Филипон начал карьеру журналиста как соучредитель журнала La Silhouette . Он сделал незначительные финансовые вложения и стал соавтором без окончательного редакционного контроля. La Silhouette была первой французской газетой, которая регулярно публиковала гравюры и иллюстрации, придавая им такое же или большее значение, чем письменный текст. Каждый выпуск высмеивал политические и литературные события того времени и включал литографии самых известных художников-графиков Парижа.

«Силуэт» издавался с 24 декабря 1829 года по 2 января 1831 года. Он стал прообразом аналогичных изданий, выходивших во Франции на протяжении XIX века. La Silhouette изначально был известен как умеренный журнал во время интенсивных политических дебатов. Некоторые сотрудники были заключены в тюрьму за публикацию работ с критикой правительства, в то время как другие придерживались более консервативных взглядов. Со временем редакционные симпатии издания становились все более радикальными.

Строгая правительственная цензура не позволяла La Silhouette публиковать карикатуры, направленные непосредственно на политиков, за исключением небольшой гравюры на дереве короля ( Карла X Франции ) работы Филиппона, которая была тайно вставлена ​​в текст номера от 1 апреля 1830 года. В газете никогда не было гравюр, поэтому цензоры, сосредоточившие свое внимание на литографиях номеров, не обращали на это внимания. Публикация вызвала скандал – с интенсивностью, отражающей редкость политической карикатуры до революции – и редактор был в конечном итоге приговорен к шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 1000 франков. Филипон, который тщательно оставил карикатуру без подписи, избежал последствий скандала.

Цензуру удалось обойти в более поздних выпусках, когда редакторы писали резко критические комментарии и прикрепляли их к, казалось бы, безобидным изображениям. В майских и июньских выпусках 1830 года эта тактика использовалась для решения различных политических тем посредством серии сцен с животными Ж. Дж. Гранвиля ( Жан Игнас Исидор Жерар ). В выпуске, который непосредственно предшествовал Июльской революции , Оноре Домье представил неконкретное изображение поля боя, которому редактор дал явный политический посыл.

Он был директором сатирических политических газет La Caricature и Le Charivari , которые включали литографии некоторых ведущих французских карикатуристов, таких как Ж. Ж. Гранвиль ( Жан Игнас Исидор Жерар ), Оноре Домье, Поль Гаварни , Шарль-Жозеф Травье , Бенжамен Рубо и другие. Художники часто иллюстрировали темы Филиппона, создавая одни из самых ранних политических карикатур во Франции.

Он умер в Париже в возрасте 61 года.

Филипон вдохновил многих других карикатуристов, таких как Оноре Домье , Шарль-Жозеф Травье де Виллер , Жан Игнас Исидор Жерар Гранвиль , Поль Гаварни и Анри Моннье . Домье рассказал о влиянии, которое оказал на него Филиппон, сказав: «Если бы Филипп не стоял позади меня и не подталкивал меня непрерывно, как это делают с быком плугом, я бы никогда ничего не сделал». [ 4 ] Драматург Оноре де Бальзак называл Филиппона «герцогом литографии, маркизом рисунка, графом гравюры на дереве, бароном Бурлеска, сэром карикатуры». [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Большой универсальный словарь XIX века , Под ред. Слаткин, 1982, 17 т.
  2. ^ «Paris.fr, официальный сайт города Парижа» .
  3. Бальзак и партнеры Philipon , Файл выставки в Доме Бальзака, 23 июня – 23 сентября 2001 г. [1]
    • Анализ работы Проект памятника экспиа-груше... автор
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гольдштейн, Роберт Джастин (1989). Цензура политической карикатуры во Франции девятнадцатого века . Издательство Кентского государственного университета. ISBN  9780873383967 .
  5. ^ Jump up to: а б Денуайе, Альтарош, Клер, искусствовед и два литературных критика. Дэвид С. Керр, Карикатура и французская политическая культура 1830-1848 гг. , Clarendon Press, 2000, стр. 30.
  6. ^ Статья-некролог, опубликованная Шампфлери в «Истории современной карикатуры» , стр. 271 и след.
  7. ^ Шампфлери, История современной карикатуры , с. 26.
  8. ^ Керр, соч. цит., с. 59.
  9. ^ Пьер Ларус, Большой универсальный словарь XIX века , соч. цит.
  10. ^ «Галерея карикатур: Свобода (Франсуаза Дезире)» .
  11. ^ Le Juste Milieu , литография Филипона, без даты.
  12. ^ Письмо Росле от 7 июля 1846 г., в: Картерет, Сокровище романтического и современного библиофила , т. 1, с. III, с. 124.
  13. Позднее отклонено этими же художниками («В Париже царит и общественный порядок», Обер , 1 октября 1831 г.), затем Травье («В Лионе царит и самый совершенный порядок», «Карикатура » , 5 января 1832 г.).
  14. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 марта 2004 года . Проверено 16 июня 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ «В разработке: карикатура против цензора 1831–1832» .
  16. ^ http://www.philophil.com/philosophie/representation/Textes%20clefs/prison-daumier.htm
  17. Письма Росле от 7 июля 1846 г., Картерет, указ. цит., с. 126).
  18. ^ См. Керр, op.cit, стр. 100 и далее.
  19. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2005 года . Проверено 16 июня 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  20. ^ http://www.historycooperative.org/journals/ahr/104.5/images/marfgadant_f7.gif [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. Письма Розалье от 7 июля 1846 г., Картерет, указ. соч., стр. 124.
  22. ^ «Список физиологий в коллекциях Дома Бальзака в Пасси» . Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 16 июня 2014 г.
  23. ^ Джеймс Куно, «Шарль Филипон, La Maison Aubert и карикатурный бизнес в Париже, 1829-41», Art Journal , 1983 (4) 353.
  24. ^ «Дом Бальзака: объект, история» . Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 16 июня 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c419f742026fcef328cf43d3d6761321__1722295920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/21/c419f742026fcef328cf43d3d6761321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Philipon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)