Журналист (фильм 1979 года)
Журналист | |
---|---|
Журналист | |
Режиссер | Фадил Хаджич |
Автор сценария | Фадил Хаджич [ 1 ] |
В главных ролях | |
Кинематография | Томислав Пинтер [ 1 ] |
Под редакцией | Мира Скрабало [ 1 ] |
Музыка | Альфа Кабила [ 1 ] |
Производство компании | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 112 минут [ 1 ] |
Страна | Югославия |
«Журналист» драматический Фадилем — хорватский фильм 1979 года, снятый и написанный Хаджичем , в главных ролях: Раде Шербеджия , Фабиян Шовагович и Стево Жигон .
Политически провокационная драма о журналисте-идеалисте, борющемся с цензурой в коммунистической системе. Она считается одним из лучших и самых популярных фильмов Хаджича, а также одним из самых известных хорватских фильмов 1970-х годов.
Сюжет
[ редактировать ]Владо Ковач (Раде Шербеджия) — журналист ежедневной газеты Загреба . Однажды утром в пьяном порыве он нападает на газетный киоск и бросает газеты на землю. Это вызывает встречу коммунистической организации журналистов, на которой обсуждается дело Ковача. На встрече выясняется, что основной причиной его бунта является неудовлетворенность журналистской свободой в газете: статью Ковача о забастовке рабочих на инструментальном заводе «Микрос» остановил редактор Мирко (Тонко Лонца). Во время встречи Ковачу резко противостоит Томак (Стево Жигон), а его защищает Нада (Вера Зима), коллега Ковача.
Ситуация для Ковача меняется к худшему, когда Томак становится новым редактором. Он ценит Ковача как очень способного журналиста и пытается завоевать его расположение, но Ковач непреклонен. Жена Ковача (Милена Зупанчич) критикует его за эгоцентризм и злоупотребление алкоголем, бросает его и подает на развод. В забастовке «Микрос» произошел перелом, когда партия решила встать на сторону рабочих, и Томак теперь поручает Ковачу написать статью, аналогичную той, которая изначально подверглась цензуре, но тот отказывается.
Ковач дружит с Косом (Фабиджан Шовагович), старым журналистом. Со временем между ними появляется много общего: Кос также был высокообразованным и преданным своей профессии, но со временем стал озлобленным и унылым, впадая в алкоголизм. Когда Кос умирает от передозировки алкоголя, Ковач пишет некролог , но на следующий день обнаруживает, что он подвергнут жесткой цензуре в газете. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Бросать
[ редактировать ]- Раде Шербеджия и Владо Ковач
- Фабиян Шовагович в роли Коса
- Милена Зупанчич — Ирена, жена Ковача
- Вера Зима в роли Нады
- Tonko Lonza as Mirko
- Стево Жигон, как Томак
- Круно Шарич в роли Шарича
- Младен Будишчак, как Франк
- Божидар Смилянич в роли Милана
- Изет Хайдарходжич в роли Иво
- Слободан Димитриевич
Темы
[ редактировать ]
Журналист был описан как один из наиболее ярких примеров поджанра, который хорватский историк кино Иво Шкрабало назвал « фельетонистическим кино» ( хорватский : feljtonistički Film ). западного производства Это югославская разновидность политического кино , характеризующаяся актуальным анализом югославского общества и его проблем, таких как социальное неравенство , карьеризм и межэтническая напряженность. В этом аспекте «Журналист» является продолжением политических тем, которые можно увидеть в более ранних фильмах Хаджича, таких как «Протест» и «Охота на оленей» , поскольку все три фильма сосредоточены на «революционном пуританине, ведущем тщетную, упрямую, саморазрушительную борьбу против практических отклонений югославской политики». коммунизм". [ 5 ]
Хотя некоторые хорватские кинокритики назвали фильм исключительно смелым, Юрица Павичич счел такие оценки несколько завышенными, особенно по сравнению с фильмами югославской « Черной волны» . Тем не менее он отметил, что «Журналист» не только гораздо более пронзителен, чем другие фельетонистские фильмы, но и гораздо более пессимистичен: хеппи-энда нет, поскольку фильм заканчивается посланием о том, что истеблишмент всегда побеждает, сокрушая при этом свою оппозицию, и что систему невозможно исправить. [ 6 ] Оглядываясь назад, Хаджич увидел, что центральная тема фильма — журналистская честность, находящаяся под атакой власть имущих, — все еще актуальна в начале 21 века, спустя десятилетие после упадка однопартийной системы . [ 7 ] В 1987 году Хаджич назвал «Журналист » с «Протестом» и «Посол » одним из трех своих лучших фильмов и отметил: [ 8 ]
- [T]Эти три фильма на самом деле являются одним фильмом о преданных идеалах революции. Это своего рода распятие социалистической морали, имевшей романтические, революционные и теоретические предпосылки и последующую коррозию на практике.
Журналистика также не является уникальной темой в фильмах Хаджича (например, «Официальная позиция» и «Обратная сторона медали» ), но здесь она получает наиболее исчерпывающее освещение. Хаджич, бывший журналист и главный редактор Vjesnik u srijedu , очень популярного в Загребе 1950-х годов еженедельника, придал фильму аутентичный вид, который легко распознают профессиональные журналисты. [ 3 ] Вспоминая фильм 2002 года, Хаджич заявил: [ 7 ]
- Все эти вещи в «Журналисте» , столкновение главного героя с редактором и с той серой, невидимой линией, олицетворяющей официальную политику, – все это я прошел.
Прием
[ редактировать ]Журналист был популярен и хорошо принят. Фадил Хаджич выиграл « Золотую арену» за лучшую режиссуру на кинофестивале в Пуле 1979 года . [ 1 ] Несмотря на успех фильма, Хаджичу пришлось ждать пять лет, прежде чем он получил возможность снять свой следующий фильм «Посол» . [ 8 ]
Хотя некоторые критики считают «Журналиста» незаслуженно забытой классикой, [ 2 ] [ 9 ] другие считают, что выразительность и повествовательная убедительность фильма отстают от лучших работ Хаджича. [ 1 ] Основная претензия критиков — поверхностная характеристика главного героя: его идеализм и бунт кажутся совершенно немотивированными, даже неправдоподобными. [ 2 ] а из-за его неприятного, отчужденного нрава ему трудно сочувствовать. [ 5 ] Рассказывая о фильме в 2002 году, хорватский кинокритик Дамир Радич охарактеризовал его как убедительный в трактовке темы, но менее вдохновенный с творческой точки зрения. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Новинар» . hrfilm.hr (на хорватском языке). Хорватская киноассоциация . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Гилич, Никица. «Журналист» . Кинолексика (на хорватском языке). Загреб: Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Павичич 2003 , стр. 31–32.
- ^ Павичич 2003 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Павичич 2003 , с. 31.
- ^ Павичич 2003 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Полимак, Ненад (16 октября 2002 г.). «Фадил Хаджич – забытая классика кино» . Национальный (на хорватском языке). Но. 361 . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Павичич 2003 , с. 34.
- ^ Павичич 2003 , с. 6.
- ^ Радич, Дамир (17 октября 2002 г.). «Портрет режиссёра: Фадил Хаджич» . Венок (на хорватском языке). Но. 225. Матица хорватская . Проверено 24 сентября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Павичич, Юрица (июнь 2003 г.). «Художественные фильмы Фадиля Хаджича» [художественные фильмы Фадиля Хаджича] (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке). 9 (34). Загреб: Хорватская киноассоциация , Хорватский государственный архив и Хорватское общество кинокритиков: 3–38 . Проверено 12 ноября 2014 г.