Американская Тянься
Американская Тянься ( китайский : 美天下 ; пиньинь : Měiguó Tiānxià ) — термин, придуманный историком Ван Гунгву в 2013 году. [ 1 ] [ 2 ] для обозначения современного глобального порядка, центром которого являются Соединенные Штаты . В дальнейшем он был развит социологом Сальваторе Бабонесом для анализа современной тысячелетней мировой системы. [ 3 ] через призму китайской концепции тянься , что означает «все под небом». [ 4 ] Хотя Соединенные Штаты часто называют « империей », это исторически насыщенный термин, связанный с восприятием американского империализма . Концепция тянься имеет другой набор значений, который, как предполагает Ван, и как утверждает Бэбоунс, ближе к тому, что на самом деле демонстрируют Соединенные Штаты в своем современном подходе к международным делам.
Фон
[ редактировать ]Оригинальный китайский термин тянься описывает мировую систему , которая, по словам Вана, описывала «просвещенное царство, которое конфуцианские мыслители и мандарины возвысили до одной из универсальных ценностей, определяющих, кто цивилизован, а кто нет». [ 5 ] Этот термин впервые стал широко использоваться во времена династии Чжоу , когда Китай был центральным государством с Небесным Мандатом, дарованным королю или Сыну Неба . [ 6 ] В этой системе Китай был центром мира, с которым периферийные государства были связаны в рамках системы дани Имперского Китая , в которой торговые посланники из союзных стран получали весьма выгодный обмен за их верность императорскому двору. Было обнаружено, что при расширении территории Китая было гораздо легче позволить каждой завоеванной территории сохранить свою аристократию, чем пытаться полностью контролировать свои народы. Несмотря на предполагаемый суверенитет, китайский язык, культура и лояльность были строго навязаны, а их статус основывался на их близости к Китаю как государству-сателлиту.
Государства были разделены на « конфуцианские » и «неконфуцианские». Конфуцианские государства переняли китайские обычаи, календари и язык. Проблемы внутри государств решались через конфуцианскую философию. Неконфуцианские государства были связаны с китайской Тянься, но менее интегрированы. Неконфуцианские государства часто решали споры через Китай как центральную державу в регионе и напоминали «периферийные» государства современной теории мир-систем . Иерархия лиц в китайской Тянься шла от императора до различных чиновников, затем граждан, а затем иностранцев, которые считались «варварами» или «менее цивилизованными». В рамках этой концепции роль «варвара» могут взять на себя китайцы, а варвары могут стать просвещенными китайцами посредством конфуцианской философии. [ 7 ] обычно из этого следовало, что китайцы находились под небесами и чужаков принимали, хотя и как меньших граждан.
Китайская Тянься в Восточной Азии прекратила свое существование после поражения Китая в Первой опиумной войне, после чего Британская империя заставила династию Цин признать их суверенитет и признать их как равных. Это поставило под сомнение мандат Тянься , и концепция была распущена.
Американская Тянься
[ редактировать ]Бэбонес рассматривает американскую Тянься как центральную государственную систему, в которой связи между странами либо выровнены с Соединенными Штатами, либо противостоят Соединенным Штатам, либо регулируются Соединенными Штатами. [ 8 ] Помимо стран, он также утверждает, что люди связаны с глобальными иерархиями, сосредоточенными в Соединенных Штатах. [ 9 ] По мнению Бэбоунса, индивидуализм этой системы представляет собой реализацию о конце истории тезиса Фрэнсиса Фукуямы , который утверждает, что либерально-демократический капитализм является конечным идеологическим пунктом назначения для наций на Земле. [ 10 ] Хотя это понятие является спорным, американская Тянься твердо контролирует направление мировой экономики и мировой политики посредством контроля над безопасностью во всем мире и твердого контроля над экономическими и международными дополнительными правительственными институтами, которые считаются законными для вмешательства во внутреннюю политику. в суверенных странах. Еще более важным, по формулировке Бэбоунса, является то, что глобализированные люди в американской Тянься имеют сильные стимулы поддерживать структуру существующей мировой системы. [ 11 ]
Пример того, как американское могущество принимается во всем мире, можно увидеть в том, как американская внутренняя политика глобализируется. Ни одно другое государство не наблюдается так широко, как Соединенные Штаты, где президентские выборы часто наблюдают по всему миру. Политолог Юэнь Фунг Хонг характеризует это как американскую систему дани, систему, в которой президента Соединенных Штатов часто называют лидером свободного мира , аналогично концепции «Небесного мандата» в китайской Тянься. [ 12 ] Хонг предполагает, что в то время как Китай превратился из тянься в обычную страну, Соединенные Штаты совершили противоположный переход: из страны в тянься . [ 13 ]
Концепция очень похожа на Pax Americana . [ нужна ссылка ]
Сравнения Тянься
[ редактировать ]В американской Тянься основной способ влияния Соединенных Штатов на дела других стран — это поведение их собственных элит, обращающихся к Соединенным Штатам за легитимацией. [ 14 ] Это похоже на китайскую империю Тянься, в которой лидеры стран, окружающих Китай, получали китайские патенты на должность, узаконивающие их правление. [ 15 ] Как и Имперский Китай, Соединенные Штаты обычно не завоевывают страны, чтобы повлиять на них, а вместо этого достигают желаемых результатов посредством экономических санкций , целенаправленных атак или стратегической поддержки оппозиционных сил. [ 16 ]
Разительное различие между старой китайской Тянься и новой американской Тянься — это взаимность . Китайская Тянься установила систему дани, при которой подарки, полученные китайцами от государств-данников, возвращались подарками гораздо большей ценности, устанавливая их первенство и обеспечивая материальную легитимность и лояльность посредством вознаграждения. Америка инвестирует в зарубежные страны, но часто ожидает большей отдачи от этих инвестиций, чем та, которую она предлагает другим. [ 17 ] В Китае Соединенные Штаты часто обвиняют в том, что они добиваются лояльности посредством гегемонии, а не щедрости. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Pax Sinica , исторические периоды мира в китайской культурной сфере.
- Китайский век , возможность новой китайской Тянься в форме замены Америки в качестве следующей сверхдержавы мира.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван., Кунгу. «Обновление: китайское государство и новая глобальная история» . Австралийский центр «Китай в мире» . Издательство Китайского университета . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (2017). Американская Тянься: китайские деньги, американская мощь и конец истории . Бристоль: Политическая пресса. п. 16. дои : 10.51952/9781447336815 . ISBN 978-1-4473-3681-5 .
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Суверенитет в тысячелетней мировой системе» . Институт исследований мировых систем . Калифорнийский университет в Риверсайде . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Матти Пуранен (17 июля 2020 г.). «Воюющие государства и гармонизированные нации: теория Тянься как мировой политический аргумент» (PDF) . Университет Ювяскюля. Архивировано (PDF) из оригинала 14 декабря 2020 г.
- ^ Ван, Гунгву (2013). Обновление: китайское государство и новая глобальная история . Гонконг: Издательство Китайского университета. п. 133. ИСБН 9789629965365 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (2017). Американская Тянься: китайские деньги, американская мощь и конец истории . Бристоль: Политическая пресса. п. 25. дои : 10.51952/9781447336815 . ISBN 9781447336808 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Халс, Кристина (10 апреля 2015 г.). Азиатское грамотное образование в азиатском веке . Рутледж. ISBN 9781317806615 . [ нужна страница ]
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Суверенитет в тысячелетней мировой системе» . Рабочий документ Института исследований мировых систем № 102 . ИРОВЫ . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Американская Тянься: когда китайская философия встречается с американской мощью» . Иностранные дела . Иностранные дела . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (2017). Американская Тянься: китайские деньги, американская мощь и конец истории . Бристоль: Политическая пресса. стр. 61–64. дои : 10.51952/9781447336815 . ISBN 9781447336808 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Американская Тянься: когда китайская философия встречается с американской мощью» . Иностранные дела . Иностранные дела . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Хонг, Юэнь Фунг (2013). «Американская данная система» . Китайский журнал международной политики . 6 (1): 1–47. дои : 10.1093/cjip/pot002 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Хонг, Юэнь Фунг (2013). «Американская данная система» . Китайский журнал международной политики . 6 (1): 42. дои : 10.1093/cjip/pot002 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Американская Тянься: когда китайская философия встречается с американской мощью» . Иностранные дела . Иностранные дела . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Хонг, Юэнь Фунг (2013). «Американская данная система» . Китайский журнал международной политики . 6 (1): 1–47. дои : 10.1093/cjip/pot002 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе. «Суверенитет в тысячелетней мировой системе» . Рабочий документ Института исследований мировых систем № 102 . ИРОВЫ . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (2017). Американская Тянься: китайские деньги, американская мощь и конец истории . Бристоль: Политическая пресса. стр. 17–21. дои : 10.51952/9781447336815 . ISBN 9781447336808 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Чжао, Тинъян (2009). «Политическая мировая философия с точки зрения Поднебесной». Диоген . 56 (1): 17. дои : 10.1177/0392192109102149 . S2CID 220777433 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бабонес, Сальваторе. «Суверенитет в тысячелетней мировой системе» . Рабочий документ Института исследований мировых систем № 102 . ИРОВЫ . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Бабонес, Сальваторе. «Правильная концепция, неправильная страна: Тяньмин и Тянься в международных отношениях [Азиатский обзор книг]» . Азиатский обзор книг . Проверено 7 октября 2016 г.
- «Ван Гунву Ван Гунву о Тянься Тянься» Проверено 9 октября 2016 г. .