Аль-Мутаваккиль Ахмад ибн Сулейман
Аль-Мутаваккиль Ахмад бин Сулейман (1106–1171) был имамом государства Заиди в Йемене , который возродил государственное устройство после длительного междуцарствия , обладая властью в 1138–1171 годах.
Восхождение к имамату
[ редактировать ]Ахмад бин Сулейман был потомком имама ан-Насира Ахмада (ум. 934) в пятом поколении. [ 1 ] Его матерью была Малика бинти Абдаллах, потомок в восьми поколениях основателя заидитов аль-Касима ар-Расси (ум. 860). После насильственной смерти аль-Мухтасиба аль-Муджахида Хамзы в 1066 году ни один новый имам не был назначен в общине Зайдийа в горной местности северного Йемена. Доминирующей политической силой в Йемене в конце 11 — начале 12 веков были исмаилиты Сулейхиды , последним важным представителем которых была королева Арва ас-Сулайхи (ум. 1138). Тем временем низменностью Тихама управляла суннитская династия в Забиде , Наджахиды . Самый важный город в горной местности, Сана, находился под властью султанов Хатимидов . Через год после смерти королевы Арвы, в 1138 году, Ахмад был признан имамом под титулом аль-Мутаваккиль Ахмад. Его первая база находилась на крайнем севере, в Сааде , Наджране и Джауфе . Его считали политическим и религиозным деятелем подлинного масштаба. В 1151 году собралось большое собрание и провело восемь дней, проверяя его пригодность для имамата, включая физическую подготовку, правильное происхождение, религиозное доктринальное знание и т. д. [ 2 ]
Богословские взгляды
[ редактировать ]Новый имам подчеркнул единство ислама зайдийского направления как внутри Йемена, так и за его пределами. Он очень стремился продвигать исламское образование, культивируемое среди ученых-заидитов в Каспийском регионе. По инициативе имама в Йемен было привезено большое количество религиозной литературы из этого региона. Аль-Мутаваккиль Ахмад признал шиитскую ветвь богословской школы мутазилитов , зародившуюся в Басре и Багдаде в восьмом и девятом веках, и подчеркивал, что разум и рациональное мышление являются близким союзником. С другой стороны, он резко критиковал секты Мутаррифий и Хусайния Зайдии за раскол единства веры. [ 3 ]
Борьба против Хатимидов и Бану Ям
[ редактировать ]Его политическая деятельность распространилась гораздо шире, чем имамы до 1066 года. В начале его правления позиции Заиди были отброшены султаном Саны Хамидом ад-Давла Хатимом. см. в Хамданидах (Йемен) Дополнительную информацию . Однако в 1150 году имам принял ответные меры. Хамид ад-Даула не смог противостоять соплеменникам, поддержавшим аль-Мутаваккиля Ахмада, и потерпел поражение в битве возле Саны. Султан капитулировал, и ему было разрешено уйти из города с остатками своих войск. Тем не менее, после победы соплеменники заиди вернулись в свои дома, и имам не смог остаться в Сане. [ 4 ] В 1154 году имам выступил против исмаилитского племени Бану Ям . Земля была разграблена и разорена заидитскими войсками, а остатки населения искали защиты в Наджране . [ 5 ]
Вмешательство в Тихаму
[ редактировать ]новый династический режим из Химьяра — Махдиды Тем временем на сцене появился . Со своей базы в горах, примыкающих к северной Тихаме , их лидер Али бин Махди атаковал низменность. В 1157 году он осадил столицу Наджахидов Забид. Население, доведенное до отчаяния, обратилось за помощью к аль-Мутаваккилю Ахмаду и пообещало признать его своим принцем. На самом деле имам вошел в Забид силой. Последний правитель Наджахидов Фатик III считался пассивным содомитом и мастурбатором . По одной из версий, строгий имам приказал казнить Фатика из-за его гомосексуализма , хотя тот предлагал заплатить огромный выкуп. По другой версии, рабы-солдаты Наджахидов восстали и казнили своего господина. [ 6 ] Аль-Мутаваккиль Ахмад смог остаться в Забиде лишь на короткое время в 1158 году. Затем он удалился в высокогорье, предоставив город на произвол судьбы. Вскоре Забид был схвачен Али бин Махди. Однако Махдиды могли сохранять власть в равнинном Йемене только до 1174 года, когда их сменили Айюбиды . В последние годы своей жизни аль-Мутаваккилю Ахмаду пришлось оспаривать правление султана Али бин Хатима в Сане. Султану даже удалось на какое-то время завоевать Сааду, традиционный центр правления Заиди. [ 7 ] К концу жизни имам ослеп. Он умер в 1171 году и был похоронен в Хайдане.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линия происхождения: ан-Насир Ахмад - Али - аль-Мутаххар - Мухаммад - Сулейман - аль-Мутаваккиль Ахмад.
- ^ Энциклопедия ислама , Том III. Лейден 1936, с. 1216.
- ^ Энциклопедия ислама , Том. XI, Лейден 2002, с. 480.
- ^ РБ Серджант и Р. Льюкок, Сана; Арабский исламский город . Лондон, 1983, стр. 59–60.
- ^ HC Это, Яман; Его раннесредневековая история . Лондон 1892, с. 317.
- ^ Роберт В. Стуки, Йемен; Политика Йеменской Арабской Республики . Боулдер 1978, с. 98; Х. Кей, 1892, стр. 128–9, 317.
- ^ Р.Б. Серджант и Р. Льюкок, 1983, стр. 60.