Не плачь, дитя
Автор | Нгоги из Тионго |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Исторический роман |
Издатель | Хайнеманн |
Дата публикации | 1964 |
Место публикации | Кения |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 144 |
ISBN | 0435908308 |
Предшественник | Черный отшельник (спектакль) |
С последующим | Река между |
Не плачь, дитя — роман кенийского писателя Нгоги ва Тионго, вышедший в 1964 году . Это был его первый роман, опубликованный в 1964 году под названием Джеймс Нгуги. Это было в серии «Африканские писатели». Это был первый английский роман, опубликованный выходцем из Восточной Африки . [1] [2] [3] Работы Тионго посвящены отношениям между африканцами и белыми поселенцами в колониальной Кении и содержат резкую критику колониального правления . [4] В частности, «Не плачь, дитя» посвящено восстанию Мау-Мау . [5] и «поразительное лишение целого народа земли их предков». [6] Нгоги написал роман, когда был студентом университета Макерере . [7]
Книга разделена на две части и восемнадцать глав. Первая часть посвящена главным образом образованию Ньороге, а вторая часть посвящена растущему движению Мау-Мау . [5]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Мать призывает маленького мальчика Ньороге пойти в школу. Он первый из своей семьи, кто может ходить в школу. Его семья живет на земле Хакобо, африканца, разбогатевшего благодаря связям с белыми поселенцами, а именно с мистером Хоулендсом, самым влиятельным землевладельцем в этом районе. Брат Ньороге, Камау, работает подмастерьем у плотника, а Боро, старший из ныне живущих сыновей, обеспокоен своим опытом прохождения принудительной службы во время Второй мировой войны, в том числе тем, что он стал свидетелем смерти своего старшего брата. Нгото, отец Ньороге и уважаемый человек в окрестностях, ухаживает за посевами г-на Хоулендса, но его мотивирует страсть сохранить землю своих предков, а не какая-либо компенсация или лояльность.
Однажды чернокожие рабочие объявили забастовку, чтобы добиться повышения заработной платы. Нгото неоднозначно относится к участию в забастовке, поскольку боится потерять работу. Однако он решает пойти на собрание, хотя две его жены не согласны. На демонстрации звучат призывы к повышению заработной платы. Внезапно белый инспектор полиции приводит на собрание Хакобо, чтобы усмирить туземцев. Хакобо пытается положить конец забастовке. Нгото нападает на Хакобо, в результате чего возникает бунт, в результате которого погибают два человека. Якобо выживает и клянется отомстить. Нгото теряет работу, и семья Ньороге вынуждена переехать. Братья Ньороге финансируют его образование и, похоже, теряют уважение к своему отцу.
Мвихаки, дочь Хакобо и лучший друг Ньороге, поступает в единственную школу-интернат для девочек, оставляя Ньороге относительно одного. Он размышляет о ее уходе и понимает, что был смущен действиями своего отца по отношению к Хакобо. По этой причине Ньороге не расстроен ее уходом и их расставанием. Ньороге переходит в другую школу.
На какое-то время всеобщее внимание приковано к предстоящему суду над Джомо Кеньяттой – уважаемым лидером движения. Многие чернокожие думают, что он собирается обеспечить независимость Кении. Но Джомо проигрывает суд и попадает в тюрьму. Это приводит к дальнейшим протестам и усилению подавления чернокожего населения.
Хакобо и белый землевладелец г-н Хоулендс борются против растущей деятельности Мау-Мау, организации, стремящейся к экономической, политической и культурной независимости Кении. Хакобо обвиняет Нгото в том, что он является лидером Мау-Мау, и пытается заключить в тюрьму всю семью. Тем временем ситуация в стране ухудшается. Шестерых чернокожих мужчин выводят из домов и казнят в лесу.
Однажды Ньороге снова встречает Мвихаки, вернувшегося из школы-интерната. Хотя Ньороге планировал избегать ее из-за конфликта между их отцами, их дружба не пострадала. Ньороге сдает важный экзамен, который позволяет ему поступить в среднюю школу. Его деревня гордится им и собирает деньги на оплату обучения в средней школе Ньороге.
Несколько месяцев спустя Хакобо убит в своем офисе членом Мау-Мау. Г-н Хаулендс забирает Ньороге из школы для допроса. И отца, и сына жестоко избивают перед освобождением, а Нгото остается едва живым. Хотя, похоже, нет никакой связи между семьей Ньороге и убийством, в конечном итоге выясняется, что за убийством стоят братья Ньороге и что Боро является настоящим лидером Мау-Мау. Нгото вскоре умирает от полученных травм, и Ньороге узнает, что его отец защищал своих братьев. Камау приговорен к пожизненному заключению. Только Ньороге и две его матери остаются свободными, и Ньороге остается единственным кормильцем своих двух матерей. Ньороге опасается, что не сможет свести концы с концами; он теряет надежду продолжить обучение в школе и теряет веру в Бога.
Ньороге просит поддержки у Мвихаки, но она злится из-за смерти своего отца. Когда он наконец клянется ей в любви, она отказывается уезжать с ним, осознавая свой долг перед Кенией и своей матерью. Ньороге решает покинуть город и пытается покончить жизнь самоубийством; однако он терпит неудачу, когда матери находят его прежде, чем он успевает повеситься. Роман заканчивается тем, что Ньороге чувствует себя безнадежным и стыдится своей трусости.
Персонажи сериала «Не плачь, дитя»
[ редактировать ]- Ньороге : главный герой книги, главная цель которого на протяжении всей книги — стать как можно более образованным.
- Нгото : отец Ньороге. Он работает на мистера Хаулендса, и тот уважает его, пока он не нападает на Хакобо во время забастовки рабочих. Его увольняют, и семья вынуждена переехать в другой конец страны. По ходу книги его положение как центральной власти в семье ослабло до такой степени, что он осознал, что всю свою жизнь провел в ожидании пророчества (которое гласит, что чернокожим будут возвращены их земли) сбудется. вместо того, чтобы бороться за независимость Кении, это приводит к его депрессии.
- Ньокаби и Нджери : две жены Нгото. Нджери — первая жена Нгото и мать Боро, Камау и Кори. Ньокаби - его вторая жена и мать Ньороге и Мванги.
- У Ньороге четыре брата: Боро , Камау , Кори и Мванги (который является единственным полнородным братом Ньороге, погибшим во Второй мировой войне ).
- Боро : сын Нджери, сражающийся на стороне союзников во Второй мировой войне. По возвращении его гнев против колониального правительства усугубляется конфискацией его земли. Гнев и положение Боро как старшего сына заставляют его подвергать сомнению и высмеивать Нгото, что в конечном итоге противоречит воле их отца (после осознания того, что его жизнь была потрачена впустую на ожидание, а не на бездействие). В конце концов выясняется, что Боро является лидером Мау-Мау (ранее упоминавшегося как «занимающийся политикой») и убивает г-на Хоулендса. Сразу после этого его ловит полиция, и к концу книги его казнят. Весьма вероятно, что именно Боро убивает Якобо.
- Мвихаки : лучший друг Ньороге (позже перерастающий в его любовный интерес). Дочь Якобо. Когда выясняется, что его семья убила Хакобо (скорее всего, Боро), Мвихаки дистанцируется от Ньороге, прося время оплакать своего отца и позаботиться о своей матери.
- Якобо : отец Мвихаки и крупный землевладелец. Начальник села.
- Г-н Хаулендс : белый поселенец , эмигрировавший в колониальную Кению и теперь владеющий фермой, состоящей из земли, которая изначально принадлежала предкам Нгото. Имеет троих детей: Питера, который погиб во Второй мировой войне до начала книги, дочь, которая становится миссионером , и Стивен, который встретил Ньороге, когда они оба учились в старшей школе .
Темы и мотивы
[ редактировать ]Не плачь, ребенок объединяет мифологию гикуйю и идеологию национализма , которая служит катализатором большей части действий романа. [8] Роман исследует негативные аспекты колониального правления в Кении. Стремление Ньороге поступить в университет подорвано как насилием повстанцев Мау-Мау, так и жестокой реакцией колониального правительства. Это разочарование приводит к его отчуждению от семьи и, в конечном итоге, к попытке самоубийства. [7]
В романе также размышляет о роли спасителей и спасения. [8] автор отмечает В своей книге «Река между рекой» : «Спасение придет с холмов. От крови, которая течет во мне, я говорю, от того же дерева, восстанет сын. И его обязанностью будет вести и спасать людей». [8] Джомо Кеньятта , первый премьер-министр Кении, увековечен в книге « Не плачь, дитя» . Автор говорит: «Джомо был его (Нгото) надеждой. Нгото пришел к выводу, что именно Джомо прогонит белого человека. Для него Джомо олицетворял обычаи и традиции, очищенные благодатью обучения и долгих путешествий». [8] Ньороге начинает рассматривать Джомо как мессию, который победит в борьбе против колониального правительства. [8]
Прием
[ редактировать ]«Не плачь, дитя» после выхода было встречено с большим одобрением и продолжает считаться плодотворным произведением в африканской литературе . Критики похвалили Нгуги ва Тионго за его острое и мощное изображение борьбы Кении за независимость. Роман хвалили за эмоциональную глубину, богато прорисованных персонажей и способность передать сложности колониализма и его последствия. [9]
Прием « Не плачь, дитя» также подчеркнул умелое использование Нгуги языка и повествовательной структуры, что сделало роман доступным для широкой аудитории, но при этом глубоко укорененным в специфическом культурном и историческом контексте Кении. Это сделало Нгуги главным голосом в постколониальной литературе и проложило путь для его последующих работ, которые продолжали исследовать темы социальной справедливости, культурной самобытности и сопротивления. [10]
На протяжении многих лет книга «Не плачь, дитя» широко изучалась в академических кругах и получила признание за вклад в африканскую литературу и глубокое исследование условий жизни человека в условиях колониального правления. Он остается важным текстом для понимания исторической и культурной динамики Кении, а также более широких последствий колониализма и стремления к освобождению в Африке и за ее пределами. [11]
Непреходящая актуальность романа очевидна в его постоянном присутствии в литературных дискуссиях и образовательных программах , где он служит мощным напоминанием о стойкости и надежде, которые характеризуют борьбу за свободу и справедливость. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бламирес, Гарри (1983). Путеводитель по литературе двадцатого века на английском языке . Метуэн . п. 198. ИСБН 0-416-56180-2 .
- ^ Зелл, Ганс М. (1971). Путеводитель для читателей по африканской литературе . Издательская корпорация Африкана . п. 157.
- ^ Уэйкман, Джон (1980). Мировые авторы, 1970–1975 . Издательство Уилсон . стр. 584 . ISBN 0-8242-0641-Х .
- ^ Хамми, Роберт. «Смертный приговор нападавшим на кенийского писателя» . Проверено 18 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Глазго, Жаклин (2007). Изучение африканской жизни и литературы: новые руководства по содействию социально ответственному обучению . Международная ассоциация чтения . стр. 123–124. ISBN 978-0-87207-609-9 .
- ^ Канталупо, Чарльз (1995). Нгоги ва Тхионго: тексты и контексты . Африка Уорлд Пресс . стр. 103–104. ISBN 0-86543-445-Х .
- ^ Jump up to: а б «Тионго, Нгуги ва: Введение». Современная литературная критика. Эд. Джанет Виталек. Том. 182. Гейл Сенгедж, 2004. eNotes.com. 2006. 12 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кения: это политика или миф?». Новости Африки. Восточноафриканский стандарт. 8 сентября 2002 г.
- ^ Гиканди, Саймон (2000). Нгуги ва Тионго . Кембриджские исследования по литературе Африки и Карибского бассейна. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48006-2 .
- ^ Нвокора, Л.Н. (2003). «Ребенок-герой: сравнительное исследование «Не плачь, ребенок» Нгуги и слуги Ойоно» (PDF) . Литературный журнал Африки . 1 : 19–39 – через Africa Research Online.
- ^ Уильямс, Патрик (1999). Нгуги Ва Тьонг'о . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4730-5 .
- ^ Иреле, Абиола (2001). Африканское воображение: литература в Африке и черная диаспора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508619-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Романы, действие которых происходит в Британской империи
- Действие романов происходит в колониальной Африке.
- Исторические романы
- Кенийские англоязычные романы
- Романы Нгоги ва Тьонг'о
- Романы, действие которых происходит в Кении
- Романы 1964 года
- Хайнеманн (издатель) книги
- Постколониальные романы
- Серия африканских писателей
- Дебютные романы 1964 года