Ощущение руки
Ощущение руки (Hand, Fabric Hand, Fabric Feel) — это свойство тканей , связанное с прикосновением , которое выражает сенсорный комфорт. Это относится к ощущению ткани на коже или в руке и передает информацию о ее мягкости и гладкости. Ощущение на руке — это оцениваемое и субъективное свойство различных тканей, но в настоящее время ощущение на руке можно измерить и оценить статистически . [1] [2] [3]
Ручка
[ редактировать ]Эта терминология обычно использовалась по отношению к шерсти, называемой «шерстяным термином», или в более широкой текстильной промышленности для описания тканей. [4] Говоря о шерсти, этот термин охватывает все характеристики, влияющие на ее качество, включая мягкость, тонкость, длину и эластичность. [4] Эти черты обычно воспринимаются через прикосновение. [4]
При оценке качества тканых тканей немаловажным фактором является и признак «ручка». [4] Этот термин относится к таким качествам, как твердость, тяжесть, мягкость и гладкость, которые также оцениваются на ощупь и влияют на общее качество ткани. [4]
Тактильные ощущения
[ редактировать ]Наш повседневный жизненный опыт находится под сильным влиянием осязания. Осязание — это первое чувство, которое развивается, начиная с первого триместра беременности. В течение следующих нескольких месяцев в утробе матери все тело ребенка развивает сенсорные рецепторы. Примерно на 7 неделе беременности осязание — первое чувство, развивающееся у плода. [5] [6] [7] Таким образом, ощущение руки является важной характеристикой одежды, обеспечивающей сенсорный комфорт.
Ощущение руки (также называемое ручкой или драпировкой) [8] ) — одна из основных характеристик, необходимых для сенсорного комфорта, связанного с тактильным комфортом . [9] Это связано с трением между одеждой и телом. Это связано с гладкостью, шероховатостью, мягкостью и жесткостью материала одежды. Степень тактильного дискомфорта может варьироваться у разных людей. Некоторые из терминов, описывающих тактильные ощущения, — липкий, липкий, царапающий, колючий, мягкий, жесткий, тяжелый, легкий и твердый. [10]
Условия
[ редактировать ]Для описания мягкости текстильных материалов используются разные термины. Торговый термин для шерсти — «Ручка» или «Хорошее обращение». Противоположный термин — «плохое обращение», который предполагает плохое или резкое ощущение материала на руках. [11]
Цель
[ редактировать ]Ткани во время производства становятся жесткими, что нежелательно, поэтому они снова становятся мягкими для конечных пользователей или полезных исходных материалов для последующих процессов. [12] Ощущение руки имеет значение при выборе тканей для определенной категории или линии; например, детям предпочтительнее более мягкая одежда. Женская одежда изготавливается из более легких и мягких тканей, чем мужская. [1]
Смягчение и жесткость
[ редактировать ]Смягчающие отделочные материалы предназначены для придания материалам мягкости, в то время как смягчающие отделочные материалы предназначены для придания материалам жесткости, чтобы предотвратить провисание . Жесткость придает лёгким прозрачным тканям хрусткость . Придание жесткости предполагает применение термопластичных смол и полимеров . Пергаментизация — это своего рода отделка, которая придает жесткость обработанным целлюлозным материалам и придает им прозрачность. [13]
Дополнительные цели ощущения рук:
Тканевая драпировка
[ редактировать ]Драпировка (драпировка или тканевая драпировка) — это свойство разных текстильных материалов складываться, ниспадать или свисать вместе с объемным телом. Драпировка зависит от характеристик волокна , а также гибкости, рыхлости и мягкости материала. Драпирующаяся отделка также может изменить драпирующие свойства одежды. [9] [14] [15] Драпирующаяся одежда подчеркивает женскую красоту. [16] [17]
Лофт
[ редактировать ]Ощущение руки повышает устойчивость к сжатию; Мягкие ткани имеют тенденцию возвращаться к своей первоначальной форме. [9]
Сшиваемость
[ редактировать ]Мягкие ткани более совместимы в шитье. Мягкость улучшает сшиваемость тканей. [18] [19] [20] Чувство рук помогает не только в продаже товара и комфорте, но и помогает в шитье (избегает зашивания дырок). [21]
Факторы
[ редактировать ]Ощущение на руке может варьироваться в зависимости от состава , различных параметров пряжи (таких как ворсистость, крутка и количество пряжи) , а также веса ткани (вес ткани) и конструкции ткани. [1] Некоторые нежелательные кислотные, щелочные и температурные обработки могут сделать некоторые ткани более жесткими. [22]
На оценку тканей по шкале от мягких до жестких влияют следующие параметры.
Свойства волокна и пряжи
[ редактировать ]Длина штапельного волокна и диаметр составляющих его волокон влияют на мягкость материалов. Более значительная длина волокна требует меньшего скручивания , а слабо скрученная пряжа, как правило, мягче на ощупь. Примерами могут служить египетский хлопок, а хлопок пима мягче хлопка с более короткими волокнами. То же самое и с шелком: синтетические волокна бесконечной длины мягче. [23] [24] [1] [25]
Текстура
[ редактировать ]Понятие текстуры относится к характеристикам поверхности ткани и может быть распознано как визуально, так и тактильно. Текстура ткани может быть как гладкой, так и шероховатой. Поскольку натуральные волокна характеризуются присущими им вариациями, они имеют тенденцию придавать тканям большую текстуру по сравнению с их синтетическими или искусственными аналогами. На текстуру ткани также большое влияние оказывают такие факторы, как тип пряжи, техника отделки и структура ткани. [26]
Контур поверхности
[ редактировать ]Контур поверхности волокна характеризует его внешнюю поверхность вдоль стержня и может быть шероховатым, гладким, чешуйчатым, зубчатым, извилистым или исчерченным, и все это способствует трению, мягкости и текстуре. Это свойство важно для текстуры и ощущения на ощупь изготовленной ткани. [27] [28]
Конструкция и толщина ткани
[ редактировать ]Структура и толщина ткани могут вызывать ощущение жесткости или мягкости на ощупь. Обычно тонкие и легкие конструкции со свободным переплетением или трикотажными конструкциями более деликатны, пока не используются скрученные или текстурированные нити. С другой стороны, тяжелые и толстые ткани могут быть мягкими или жесткими в зависимости от последующей обработки и различной формы пряжи. [29] [30]
Процесс
[ редактировать ]На ощупь некоторые ткани, такие как шелк (сатин), тонкий муслин ( мулмул ), вискоза (модал или лиоцелл ), нейлон и ткани из микрофибры , естественно мягкие. Тем не менее, в целом, им манипулируют с помощью различных процессов и методов отделки . Кондиционеры для белья и некоторые виды обработки поверхности, такие как ворс, помогают улучшить ощущение тканей на руках. [31] [32] [33]
Кондиционеры для белья
[ редактировать ]Кондиционеры для белья — это вещества, которые способствуют смягчению, долговечности и драпировке тканей. Смягчители также помогают придать тканям плотность и облегчают другие процессы отделки, такие как обработка, устойчивая к складкам, когда ткани из-за отделки становятся жесткими . силиконовые соединения, замещенные соединения аммония , жиры, восковые эмульсии и масла. Наиболее часто применяемыми смягчающими агентами являются [13]
Поверхностная обработка
[ редактировать ]Отделка поверхности — это обработка, которая изменяет поверхность и ощущение текстиля. Они включают в себя несколько механических и химических применений.
Механический
[ редактировать ]Дремлющий
[ редактировать ]Napping или Raising дает мягкую и волокнистую поверхность, это механическая отделка. Машина, оснащенная металлическими проволоками, разрывает нити и создает на поверхности волокнистую поверхность.
Подача иска
[ редактировать ]Замшевая отделка похожа на дневной сон, но это деликатная отделка; механизмы на машине, такие как щетина, мягче. [34] [9]
стрижка
[ редактировать ]Стрижка улучшает внешний вид и ощущение ткани, обрезая петли или выступающие поверхности до одинаковой и одинаковой высоты. [35]
Химическая
[ редактировать ]Мерсеризация
[ редактировать ]Мерсеризация улучшает характеристики целлюлозных материалов, а также улучшает ощущение и эстетику обработанных тканей.
Снижение веса
[ редактировать ]Уменьшение веса или уменьшение веса — это обработка полиэстера, чтобы сделать его похожим на шелк. Обработка отслаивает поверхность и уменьшает вес и прочность волокон, делая их мягче и тоньше. Кроме того, обработка повышает впитывающую способность обработанных оснований. [36]
Биополировка
[ редактировать ]Биополировка или ферментная промывка применимы к целлюлозным волокнам; это обработка ферментом целлюлазой , которая помогает разрезать выступающие волокна и производить чистый, блестящий и более мягкий материал. [9] [37]
Функциональная отделка
[ редактировать ]Функциональная отделка добавляет ценность помимо удобства использования и эстетики. [9] Впитывание влаги — это пример функциональной отделки, повышающей комфорт пользователя.
Тестирование
[ редактировать ]До сих пор ощущение руки было субъективным параметром, основанным на ручном прикосновении. Но теперь существуют тестеры на ощупь, которые могут оценить качество по параметрам изгиба, шероховатости, сжатия и трения. [38] [39] [40]
Тесты
[ редактировать ]Одним из инструментальных методов тестирования является « AATCC TM 202:2014», который измеряет «ощущения и внешний вид», аналогичный ручному сенсорному восприятию. [41]
Система оценки Кавабата
[ редактировать ]Система оценки Кавабата прогнозирует реакцию человека и учитывает восприятие мягкости. Кроме того, его можно использовать для определения свойств переходной теплопередачи, связанных с ощущением прохлады, возникающим при контакте тканей с кожей во время ношения. [42] [43]
Интерактивный сенсорный дисплей
[ редактировать ]Интерактивный сенсорный дисплей, также известный как «iTad», представляет собой устройство, оснащенное мультитач-сенсором, которое помогает чувствовать изображения на сенсорном экране. [44]
Как ощущаются разные ткани, когда кто-то оценивает их вручную
[ редактировать ]Оценка ткани вручную на ощупь является субъективной. Восприятия разных людей могут различаться. Для умелой оценки может потребоваться опыт работы с различными тканями. Теплопроводность также играет роль в ощущении различных тканей.
- Хлопок, лен и вискоза являются хорошими проводниками тепла. Тепло от пальца может теряться при прикосновении во время судейства. Таким образом, эти волокна «прохладны на ощупь».
- Шерсть кажется теплой, поскольку она плохо проводит тепло. Тепло не теряется, когда кто-то касается шерстяной ткани, оно остается там, поэтому шерсть кажется теплой. Шерсть обладает эластичностью и упругостью.
- Шелк, как и шерсть, теплый. Он эластичен и на ощупь гладкий. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Рука по ткани — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Вилуш, Э. (21 мая 2008 г.). Военный текстиль . Эльзевир. п. 86. ИСБН 978-1-84569-451-7 .
- ^ Пурушотхама, Б. (31 января 2019 г.). Справочник по процессам добавления стоимости для тканей . Woodhead Publishing India PVT. Ограничено. п. 380. ИСБН 978-93-85059-92-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Электронная книга по штучным товарам Project Gutenberg, автор: А.Э. Бланко» . www.gutenberg.org . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Достижения в развитии и поведении детей . Академическая пресса. 18 февраля 2017 г. п. 228. ИСБН 978-0-12-812173-3 .
- ^ Бремнер, Эндрю Дж.; Левкович, Дэвид Дж.; Спенс, Чарльз (21 июня 2012 г.). Мультисенсорное развитие . ОУП Оксфорд. п. 7. ISBN 978-0-19-162758-3 .
- ^ «Первое чувство, которое развивается у ребенка: прикосновение» . БэбиЦентр . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Уилсон, Какс (1979). История текстиля . Интернет-архив. Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 346. ИСБН 978-0-89158-491-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кадольф, Сара Дж. (1998). Текстиль . Интернет-архив. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Меррилл. стр. 22, 23, 25, 392, 408, 407. ISBN. 978-0-13-494592-7 .
- ^ Песня, Гуовэнь (2011). Повышение комфорта в одежде . Издательство Вудхед. стр. 223, 235, 237, 427. ISBN. 9780857090645 .
- ^ Хинд, Джон Ричард (1934). Шерстяное и камвольное сырье: учебная программа городских экзаменов и экзаменов гильдий Лондона по этим предметам . Эрнест Бенн. п. 40.
- ^ Хаммел, Джон Джеймс (1885). Крашение текстильных тканей . п. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф, Марджори Л. (1992). Введение Джозефа в текстильную науку . Интернет-архив. Форт-Уэрт: Издательство колледжа Харкорт Брейс Йованович. п. 343. ИСБН 978-0-03-050723-6 .
- ^ Синклер, Роуз (8 ноября 2014 г.). Текстиль и мода: материалы, дизайн и технологии . Эльзевир. п. 727. ИСБН 978-0-85709-561-9 .
- ^ Кадольф, Сара Дж. (1998). Текстиль . Интернет-архив. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Меррилл. п. 289. ИСБН 978-0-13-494592-7 .
- ^ Бейнс, Барбара Берман (1981). Возрождение моды: от елизаветинской эпохи до наших дней . Бэтсфорд. п. 61. ИСБН 978-0-7134-1929-0 .
- ^ Шукла, Правина (2008). Милость четырех лун: одежда, украшения и искусство тела в современной Индии . Издательство Университета Индианы. п. 166. ИСБН 978-0-253-34911-8 .
- ^ Дайер, Элизабет (1927). Текстильные ткани . Хоутон Миффлин. п. 341.
- ^ Дули, Уильям Генри (1930). Одежда и стиль: для портных, модисток, покупателей, дизайнеров, студентов, изучающих одежду, и стилистов . округ Колумбия Хит. п. 284.
- ^ Мид, Марджори Элейн; Симен, Эстер Элла; Сон, Марджори Энн (1975). Учимся шить . Кооперативная служба распространения знаний, Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн. п. 21.
- ^ «Мягкость ткани — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Армия, Департамент США (1972). Техническое руководство: ТМ . п. 7.
- ^ Нильсон, Карла Дж. (10 июля 2007 г.). Интерьерный текстиль: ткани, применение и исторический стиль . Джон Уайли и сыновья. п. 218. ИСБН 978-0-471-60640-6 .
- ^ Четвертый, Лайман Эдвин (1970). Одежда: комфорт и функциональность . Интернет-архив. Нью-Йорк: М. Деккер. стр. 165–167. ISBN 978-0-8247-1214-3 .
- ^ Холлен, Норма Р.; Холлен, Норма Р. Текстиль (1988). Текстиль . Интернет-архивы. Нью-Йорк: Макмиллан. п. 6. ISBN 978-0-02-367530-0 .
- ^ Кадольф, Сара Дж. (1998). Текстиль . Интернет-архив. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Меррилл. стр. 23, 24. ISBN. 978-0-13-494592-7 .
- ^ Холлен, Норма Розамонд (1979). Текстиль . Интернет-архив. Нью-Йорк: Макмиллан. п. 7. ISBN 978-0-02-356130-6 .
- ^ Кадольф (2009). Текстиль . Пирсон Образование. п. 22. ISBN 978-81-317-2570-2 .
- ^ «Толщина ткани — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Текстильная Азия . Деловая пресса. 1993. с. 34.
- ^ ЖИЗНЬ . Time Inc., 10 марта 1952 г. п. 143.
- ^ Кнехт, Эдмунд (1911). «Завершение». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 378–382.
- ^ Индийский текстильный журнал . Индийский текстильный журнал Limited. 2012. с. 98.
- ^ Чоудхури, Асим Кумар Рой (29 апреля 2017 г.). Принципы отделки текстиля . Издательство Вудхед. п. 31. ISBN 978-0-08-100661-0 .
- ^ Эльзассер, Вирджиния Хенкен (2005). Текстиль: понятия и принципы . Интернет-архив. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Публикации Fairchild. п. 197. ИСБН 978-1-56367-300-9 .
- ^ Коланджикомбил, Мэтьюз (2019). Предварительная обработка текстильных оснований . Издательство Вудхед, Индия. стр. 116, 117. ISBN. 978-93-85059-99-5 .
- ^ Кадольф, Сара Дж. (1998). Текстиль . Интернет-архив. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Меррилл. п. 297. ИСБН 978-0-13-494592-7 .
- ^ Высокоэффективное тестирование текстиля Intertek — тест на прикосновение к ткани (FTT) , получено 28 апреля 2021 г.
- ^ Анализ ткани «рука» и «ощущение ».
- ^ «Гарантия качества ткани путем простого тестирования — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Методы испытаний AATCC — исследования и разработки в области испытаний текстиля» . ААТСС . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Аллеркамп, Деннис (8 сентября 2010 г.). Тактильное восприятие текстиля в системе виртуальной реальности . Springer Science & Business Media. п. 53. ИСБН 978-3-642-13974-1 .
- ^ Харвуд, Р.Дж.; Уидалл, П.Дж.; Карр, К. (1990). «Использование системы оценки Кавабата для разработки продукции и контроля качества» . Журнал Общества красильщиков и колористов . 106 (2): 64–68. дои : 10.1111/j.1478-4408.1990.tb01244.x . ISSN 1478-4408 .
- ^ «Исследователи ИИТ Мадраса создают сенсорный экран, который может помочь вам «чувствовать» изображения» . Новости18 . 17 октября 2022 г. Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ Поттер, Морис Дэвид; Корбман, Бернард П. (1967). Текстиль: волокно к ткани . Интернет-архив. Нью-Йорк, Дивизион Грегг, МакГроу-Хилл. п. 17.