Креативная экономика (экономическая система)
Креативная экономика основана на использовании людьми своего творческого воображения для повышения ценности идеи. Джон Хокинс разработал эту концепцию в 2001 году для описания экономических систем, в которых ценность основана на новых творческих качествах, а не на традиционных ресурсах земли, труда и капитала: [ 1 ] По сравнению с творческими индустриями, которые ограничены конкретными секторами, этот термин используется для описания творчества во всей экономике.
Некоторые наблюдатели придерживаются мнения, что креативность является определяющей характеристикой развитых экономик 21-го века, точно так же, как промышленность была характерна для 19-го и начала 20-го веков. [ 2 ]
Определения креативной экономики
[ редактировать ]Определения современной креативной экономики продолжают развиваться. [ 3 ] Когда Джон Хокинс популяризировал термин «креативная экономика» в 2001 году, он применил этот термин к искусству, культурным товарам и услугам, игрушкам и играм, а также исследованиям и разработкам. [ 4 ] Наиболее распространенные модели креативной экономики имеют много общих элементов. Модель Хокинса, основанная на творчестве, включает все виды творчества, выраженные как в искусстве, так и в инновациях. [ 5 ] Более узкие модели, основанные на культуре, концентрируются на искусстве , дизайне и средствах массовой информации и обычно ограничиваются номинированными отраслями. [ 6 ] Этот термин все чаще относится ко всей экономической деятельности, экономическая ценность которой зависит от индивидуального творчества человека, независимо от того, имеет ли результат культурный элемент или нет. В этом смысле креативная экономика возникает там, где индивидуальное творчество является основным источником стоимости и основной причиной сделки.
Существует несколько способов измерения креативной экономики. Можно использовать те же показатели, что и в других экономиках, такие как выпуск продукции производителей, потребительские расходы, занятость и торговля. Предприятия также используют данные об оценке, цепочках создания стоимости, ценах и транзакционных данных. Есть дополнительные показатели интеллектуальной собственности. Однако измерение нематериальных активов, таких как идеи, дизайн, бренды и стиль, представляет собой сложную задачу. [ 7 ] Кроме того, характер работы различен: высока доля работников, занятых неполный рабочий день, и многие операции носят нефинансовый характер.
Правительства не спешат корректировать свою национальную статистику, чтобы отразить новые формы творческих занятий, производств и сделок. В результате национальные данные о занятости, ВВП и торговле зачастую ненадежны. Америка и Великобритания находятся в процессе корректировки своей национальной статистики для более точного измерения креативной экономики. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Корни сегодняшней креативной экономики уходят в две основные темы, касающиеся природы труда и особенно отношений между человеком и его работой. Первый начался с промышленной революции и был сосредоточен на урбанизации, информации и знаниях и был разработан экономистами и писателями по менеджменту. [ 9 ] Во второй половине 20-го века эти идеи были выражены как постиндустриальное общество , информационное общество , общество знаний и сетевое общество . Эти концепции отдавали приоритет данным и знаниям над созданием человеком новых идей и мало обращали внимания на личное творчество человека или культурный контекст.
Второй темой было искусство и культура. Европа начала признавать экономические элементы культуры и разрабатывать концепции культурных и творческих индустрий в 1990-х годах. Они отдали приоритет культуре, дизайну и средствам массовой информации. Этот подход был реализован Министерством культуры, СМИ и спорта Великобритании (DCMS), которое в 1998 году определило 14 творческих индустрий , а затем сократило их до 12. [ 10 ]
Другие события на рубеже веков включают Ричарда Флориды и творческий класс творческий Лэндри Чарльза город . [ 11 ] [ 12 ] Основная роль индивидуального творчества как определяющего источника новой экономики была выдвинута Джоном Хоукинсом в 2001 году. [ 13 ] Он отдавал приоритет творчеству, а не информации или культуре. Он определил творческий продукт как экономический товар, услугу или опыт, являющиеся результатом творчества и обладающие личными, новыми и значимыми характеристиками. Он сказал, что его определяющие характеристики двояки: он является результатом творчества, и его экономическая ценность основана на творчестве. Второе издание книги Хокинса «Креативная экономика» в 2013 году демонстрирует еще большее осознание важности творчества и необходимости включения всей экономической деятельности.
Хокинс признает, что со временем творческая экономика появилась во многих обществах. «Творчество не ново, как и экономика, но новым является характер отношений между ними». [ 14 ] Он предполагает, что эти новые отношения отражают рост высшего образования, изменения в структуре занятости, либерализацию рынка, более высокую среднюю заработную плату, больше свободного времени и растущую урбанизацию.
В 2013 году британская NESTA раскритиковала подход правительства Великобритании, основанный на культуре, заявив: «Например, это определение не включает большой (и растущий) сегмент программного обеспечения в творческих индустриях». [ 15 ] Он предложил новую модель, основанную на творческой интенсивности. При этом используются пять критериев для измерения степени креативности конкретной профессии, независимо от того, работает ли работник в номинируемой отрасли. Критерии включают новизну, устойчивость к механизации и неповторяемость.
Креативная экономика чаще встречается в странах с рыночной экономикой, где они могут извлечь выгоду из интеллектуальной и творческой свободы, отсутствия цензуры, доступа к знаниям, наличия частного капитала и свободы устанавливать рыночные цены и где население имеет возможность осуществлять свои собственный выбор в отношении того, что покупать или арендовать. Командная экономика может позволить избранным людям проявлять творческий подход, но не может поддерживать творческую экономику. Рост экономики Китая с 1980 года стимулировался рыночным творчеством и инновациями. [ 16 ] Европа, Америка, Япония, Китай и другие страны рассматривают творчество как доминирующую экономическую силу, влияющую на рабочие места, экономический рост и социальное благосостояние. Форум ОЭСР 2014 года заявил: «Творчество и инновации сейчас являются движущей силой экономики, изменяя целые отрасли и стимулируя инклюзивный рост ». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Проблемы
[ редактировать ]По словам Хокинса, текущие проблемы креативной экономики включают в себя: [ 20 ] Эстетика, Брендинг, Бизнес-модели (цепочки создания стоимости), Сети (системы, экология), Культура (внутренние и инструментальные ценности), Образование и обучение, Интеллектуальная собственность (собственная и с открытым исходным кодом), Управление, Цифровой и онлайн, Политика, Цены, Государственная статистика (определения), Программное обеспечение, Стартапы, Налог, Городской дизайн и Работа
См. также
[ редактировать ]- Креативность
- Творческие индустрии
- Творческий класс
- Творческие города
- Визуальное сотрудничество
- Цифровая экономика
- Интеллектуальная собственность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Хокинс (2001; 2-е издание, 2013 г.), Креативная экономика, Глава 1.
- ^ Форум ОЭСР 2014 г. [1] .
- ^ Джон Хокинс, «Творческая экология», 2009, глава 2.
- ^ Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (2013). Отчет о креативной экономике за 2013 год, расширяющий пути местного развития (PDF) . Нью-Йорк: Программа развития Организации Объединенных Наций. стр. 19–20. ISBN 978-92-3-001211-3 . Проверено 5 марта 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джон Хоукинс, 2013, цит., Глава 1.
- ^ «Документы по картированию творческих индустрий, 2001 г.» . GOV.UK. Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Роберт С. Каплан и Дэвид Нортон, «Стратегические карты: преобразование нематериальных активов в материальные результаты», 2004 г.; и Международные стандарты финансовой отчетности «МСФО (IAS) 38: Нематериальные активы», пересмотренные 12 мая 2014 г.
- ^ Министерство торговли США, «Предварительный обзор комплексного пересмотра счетов национального дохода и производителей за 2013 г.», март 2013 г.; и Хокинс, 2013, стр. 153.
- ^ Питер Друкер, «Ориентиры завтрашнего дня», 1959; и Дэниел Белл, «Приход постиндустриального общества», 1973.
- ^ Картирование творческих индустрий, Документы 2001 г.: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001 .
- ^ Ричард Флорида, «Взлет творческого класса: и как он меняет работу, досуг, общество и повседневную жизнь», 2002.
- ^ Чарльз Лэндри, «Творческий город: набор инструментов для городских новаторов», 2000.
- ^ Джон Хокинс, Креативная экономика, 2001.
- ^ Джон Хокинс, Креативная экономика, 2013.
- ^ Хасан Бахши, Ян Харгривз и Хуан Матеос-Гарсия, «Манифест креативной экономики», NESTA, 2013.
- ^ Марина Го, «Творческие трансформации», 2011.
- ^ Форум ОЭСР 2014 г. [2] .
- ^ «Креативная экономика» и широкий спектр креативных индустрий, которые она охватывает, приобретают все большее значение в глобальной экономике 21 века» (Колетт Генри и Анн де Брюин, 2011).
- ^ Предпринимательство и креативная экономика: процесс, практика и политика Рут Тауз и Кристиан Хандке, «Креативная экономика, креативные города», 2013 г.
- ^ Джон Хокинс, «Актуальные проблемы креативной экономики», Школа менеджмента Друкера, 2014.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниел Арайя и Майкл Питерс, «Образование в креативной экономике: знания и обучение в эпоху инноваций», Питер Лэнг, 2010 г.
- Боден, Маржерет, Творческий разум, 1990.
- Де Бёкелаер, Кристиан, « Развитие культурной индустрии: изучение практики Палимпсеста », Европейский культурный фонд, 2015.
- Педро Буитраго и Иван Дуке, «Оранжевая экономика: бесконечные возможности», Межамериканский банк развития, 2013 г.
- Стив Деннинг, «Навигация к фазовому переходу к креативной экономике», Forbes, 2014.
- Департамент культуры, СМИ и спорта, «Документ по картированию творческих индустрий 2001», DCMS, 2001.
- Терри Флю, «Творческие индустрии: культура и политика», 2011 г.
- Ричард Флорида, «Кто ваш город?: Как креативная экономика принимает самое важное решение в вашей жизни: где жить», 2009 г.
- Го Мэйцзюнь, «Творческие трансформации», 2011.
- Хокинс, Джон, «Креативная экономика», Penguin, 2001 г., 2-е издание, 2013 г.
- Хокинс Джон, «Творческая экология: мышление — правильная работа», UQP и Transaction, 2009.
- Лилли Конг и Джастин О'Коннор, «Креативная экономика», «Креативные города», 2014 г.
- Дэниел Пинк, «Совершенно новый разум», 2005.
- Хасан Бахши, Ян Харгривз и Хуан Матеос-Гарсия, «Манифест креативной экономики», NESTA, 2013.
- ЮНКТАД, «Отчет о креативной экономике 2013», ЮНКТАД.