Информационное общество
Информатика |
---|
Общие аспекты |
Связанные поля и подполя |
Информационное общество — это общество или субкультура где использование, создание , распространение , манипулирование и интеграция информации , являются важной деятельностью. [ 1 ] Его основными движущими силами являются информационные и коммуникационные технологии , которые привели к быстрому росту различных форм информации. Сторонники этой теории утверждают, что эти технологии влияют на наиболее важные формы социальной организации, включая образование , экономику , [ 2 ] здоровье , правительство , [ 3 ] война и уровень демократии . [ 4 ] Людей, способных участвовать в этой форме общества, иногда называют либо пользователями компьютеров , либо даже цифровыми гражданами , которых К. Моссбергер определяет как «тех, кто использует Интернет регулярно и эффективно». Это один из многих десятков интернет-терминов, которые указывают на то, что люди вступают в новую, иную фазу общества. [ 5 ]
Некоторые из маркеров этого устойчивого изменения могут быть технологическими, экономическими, профессиональными, пространственными, культурными или их комбинацией. [ 6 ] Информационное общество рассматривается как преемник индустриального общества . Близкородственными понятиями являются постиндустриальное общество ( постфордизм ), постмодернистское общество, компьютерное общество и общество знаний , телематическое общество, общество спектакля ( постмодернизм ), информационная революция и информационный век , сетевое общество ( Мануэль Кастельс ) или даже жидкая современность .
Определение
[ редактировать ]В настоящее время не существует общепринятой концепции того, что именно можно определить как информационное общество, а что не следует включать в этот термин. Большинство теоретиков сходятся во мнении, что трансформацию можно рассматривать как начавшуюся где-то между 1970-ми и началом 1990-х годов. [ нужны разъяснения ] и период 2000-х годов, который сформировал большую часть сегодняшних сетевых принципов и в настоящее время фундаментально меняет способ работы общества. Информационные технологии выходят за рамки Интернета , поскольку принципы проектирования и использования Интернета влияют на другие области, и ведутся дискуссии о том, насколько велико на самом деле влияние конкретных средств массовой информации или конкретных способов производства. Фрэнк Вебстер отмечает пять основных типов информации, которые можно использовать для определения информационного общества: технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную. [ 6 ] По словам Вебстера, характер информации изменил наш образ жизни сегодня. То, как мы ведем себя, основано на теоретических знаниях и информации. [ 7 ]
Касивулайя и Гомо (Университет Макерере) - все [ где? ] [ сомнительно – обсудить ] что информационные общества – это общества, которые активизировали использование информационных технологий для экономических, социальных, культурных и политических преобразований. В 2005 году правительства подтвердили свою приверженность основам информационной Общество в Тунисских обязательствах» и обрисовал основу для реализации и последующих мер Тунисской программы для информационного общества. В частности, Тунисская программа рассматривает вопросы финансирования ИКТ в целях развития и управления Интернетом, которые не удалось решить на первом этапе.
Некоторые люди, такие как Антонио Негри , характеризуют информационное общество как общество, в котором люди выполняют нематериальный труд. [ 8 ] Под этим они, судя по всему, относятся к производству знаний или культурных артефактов. Одна из проблем этой модели заключается в том, что она игнорирует материальную и, по сути, индустриальную основу общества. Однако это указывает на проблему для рабочих, а именно, сколько творческих людей нужно этому обществу для функционирования? Например, может случиться так, что вам понадобится всего несколько звездных исполнителей, а не множество не-знаменитостей, поскольку работу этих исполнителей можно легко распределить, заставляя всех второстепенных игроков опуститься на дно рынка. издатели часто Сейчас продвигают только своих самых продаваемых авторов и стараются избегать остальных, даже если они по-прежнему стабильно продаются. Фильмы все чаще и чаще оцениваются с точки зрения проката по показам в первые выходные, что во многих случаях исключает возможность развития сарафанного радио.
Майкл Бакленд характеризует информацию в обществе в своей книге «Информация и общество». Бакленд выражает идею о том, что информация может интерпретироваться по-разному от человека к человеку в зависимости от опыта этого человека. [ 9 ]
Учитывая, что метафоры и информационные технологии развиваются во взаимной взаимосвязи, мы можем описать некоторые общества (особенно японское общество ) как информационное общество, потому что мы думаем о нем как о таковом. [ 10 ] [ 11 ]
Слово «информация» может интерпретироваться по-разному. По мнению Бакленда в книге «Информация и общество» , большинство значений попадают в три категории человеческого знания: информация как знание, информация как процесс и информация как вещь. [ 12 ]
Таким образом, информационное общество означает социальную значимость, придаваемую коммуникации и информации в современном обществе, где задействованы социальные, экономические и культурные отношения. [ 13 ]
В информационном обществе процесс сбора, обработки и передачи информации является основным его характеризующим элементом. Таким образом, в обществе этого типа подавляющее большинство будет посвящено предоставлению услуг, а указанные услуги будут состоять из обработки, распространения или использования информации. [ 13 ]
Рост компьютерной информации в обществе
[ редактировать ]Рост количества технологически опосредованной информации количественно оценивался по-разному, включая технологические возможности общества хранить информацию, передавать информацию и вычислять информацию. [ 16 ] По оценкам, мировые технологические возможности хранения информации выросли с 2,6 (оптимально сжатых) эксабайт в 1986 году, что является информационным эквивалентом менее одного 730-МБ CD-ROM на человека в 1986 году (539 МБ на человека), до 295 (оптимально сжатые) эксабайт в 2007 году. [ 17 ] Это информационный эквивалент 60 компакт-дисков на человека в 2007 году. [ 18 ] и представляет собой устойчивый ежегодный темп роста около 25%. В 2007 году совокупные технологические возможности мира по получению информации через сети одностороннего вещания были информационным эквивалентом 174 газет на человека в день. [ 17 ]
Общая эффективная способность мира обмениваться информацией через двусторонние телекоммуникационные сети составляла 281 петабайт (оптимально сжатой) информации в 1986 году, 471 петабайт (оптимально сжатой) в 1993 году, 2,2 эксабайта в 2000 году и 65 эксабайт (оптимально сжатой) в 2007 году. что является информационным эквивалентом 6 газет на человека в день в 2007 году. [ 18 ] Мировые технологические возможности для вычисления информации с помощью управляемых человеком компьютеров общего назначения выросли с 3,0 × 10^8 MIPS в 1986 году до 6,4 x 10^12 MIPS в 2007 году, демонстрируя самые высокие темпы роста — более 60% в год в течение последних двух лет. десятилетия. [ 17 ]
Джеймс Р. Бенигер описывает необходимость информации в современном обществе следующим образом: «Необходимость в резко возросшем контроле, возникшая в результате индустриализации материальных процессов за счет применения неживых источников энергии, вероятно, объясняет быстрое развитие технологии автоматической обратной связи в современном обществе. раннеиндустриальный период (1740-1830 гг.)» (с. 174) «Даже при усиленном контроле с обратной связью промышленность не могла бы развиваться без усовершенствованных средств обработки вещества и энергии не только как входных материалов производства, но и как продуктов, распределяемых для конечного потребления» (стр. 175). [ 5 ]
Развитие модели информационного общества
[ редактировать ]Одним из первых, кто разработал концепцию информационного общества, был экономист Фриц Махлуп . В 1933 году Фриц Махлуп начал изучать влияние патентов на исследования. Кульминацией его работы стало исследование «Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах» в 1962 году. Эта книга получила широкое признание. [ 19 ] и в конечном итоге был переведен на русский и японский языки . Японцы также изучали информационное общество (или дзёхока шакай , 情報化社会 ).
Вопрос технологий и их роли в современном обществе обсуждается в научной литературе с использованием различных ярлыков и концепций. В этом разделе представлены некоторые из них. Идеи экономики знаний или информационной экономики , постиндустриального общества , постмодернистского общества, сетевого общества , информационной революции , информационного капитализма, сетевого капитализма и т.п. обсуждались на протяжении последних нескольких десятилетий.
Фриц Махлуп (1962) ввел концепцию индустрии знаний . Он начал изучать влияние патентов на исследования, прежде чем выделить пять секторов сектора знаний: образование, исследования и разработки, средства массовой информации, информационные технологии, информационные услуги. Основываясь на этой классификации, он подсчитал, что в 1959 году 29% ВНП США было произведено в отраслях знаний. [ 20 ] [ 21 ] [ нужна ссылка ]
Экономический переход
[ редактировать ]Питер Друкер утверждал, что происходит переход от экономики, основанной на материальных благах, к экономике, основанной на знаниях. [ 22 ] Марк Порат различает первичный (информационные товары и услуги, которые непосредственно используются при производстве, распространении или обработке информации) и вторичный сектор (информационные услуги, производимые для внутреннего потребления правительством и неинформационными фирмами) информационной экономики. [ 23 ]
Порат использует общую добавленную стоимость первичного и вторичного информационного сектора к ВНП в качестве индикатора информационной экономики. ОЭСР . использовала определение Пората для расчета доли информационной экономики в общей экономике (например, OECD 1981, 1986) На основании таких показателей информационное общество определяется как общество, в котором производится более половины ВНП и более половины работников активно работают в информационной экономике. [ 24 ]
Для Дэниела Белла количество сотрудников, производящих услуги и информацию, является показателем информационного характера общества. «Постиндустриальное общество основано на услугах. (…) Значение имеет не грубая мускульная сила или энергия, а информация. (…) Постиндустриальное общество – это такое общество, в котором большинство занятых не вовлечены в производство. материальных благ». [ 25 ]
Ален Турен уже говорил в 1971 году о постиндустриальном обществе. «Переход к постиндустриальному обществу происходит, когда инвестиции приводят к производству символических товаров, которые изменяют ценности, потребности, представления в гораздо большей степени, чем производство материальных благ или даже «услуг». Индустриальное общество трансформировало средства производства: постиндустриальное общество меняет цели производства, то есть культуру (…) Решающим моментом здесь является то, что в постиндустриальном обществе вся экономическая система является объектом вмешательства общества в себя. запрограммированное общество, поскольку эта фраза отражает его способность создавать модели управления, производства, организации, распределения и потребления, так что такое общество на всех своих функциональных уровнях предстает как продукт действия, осуществляемого самим обществом, и не как результат естественных законов или культурных особенностей» (Touraine 1988: 104). В запрограммированном обществе также будет индустриализирована сфера культурного воспроизводства, включая такие аспекты, как информация, потребление, здравоохранение, исследования и образование. То, что современное общество увеличивает свою способность действовать самостоятельно, означает для Турени, что общество реинвестирует все большую часть производства и, таким образом, производит и преобразует себя. Это существенно отличает концепцию Турена от концепции Дэниела Белла, который сосредоточил внимание на способности обрабатывать и генерировать информацию для эффективного функционирования общества.
Жан-Франсуа Лиотар [ 26 ] утверждал, что «знание стало основной [ sic ] силой производства за последние несколько десятилетий». Знания превратятся в товар. Лиотар говорит, что постиндустриальное общество делает знания доступными для непрофессионалов, потому что знания и информационные технологии распространились бы в общество и разрушили бы великие нарративы централизованных структур и групп. Лиотар называет эти меняющиеся обстоятельства постмодернистским состоянием или постмодернистским обществом.
Подобно Беллу, Питер Отто и Филипп Зоннтаг (1985) говорят, что информационное общество — это общество, в котором большинство сотрудников работают на информационных должностях, т.е. им приходится больше иметь дело с информацией, сигналами, символами и изображениями, чем с энергией и материей. . Радован Рихта (1977) утверждает, что общество превратилось в научную цивилизацию, основанную на услугах, образовании и творческой деятельности. Эта трансформация станет результатом научно-технологической трансформации, основанной на техническом прогрессе и растущем значении компьютерных технологий. Наука и технологии станут непосредственными производственными силами (Аристовник 2014: 55).
Нико Штер (1994, 2002a, b) говорит, что в обществе знаний большая часть работы предполагает работу со знаниями. «Современное общество можно охарактеризовать как общество знания, основанное на широком проникновении во все сферы жизни и институты научного и технического знания» (Stehr 2002b: 18). Для Штера знание — это способность к социальному действию. Наука стала бы непосредственной производительной силой, знания уже не были бы преимущественно воплощены в машинах, а уже присвоенная природа, представляющая знание, перестраивалась бы по определенным проектам и программам (Там же: 41-46). По мнению Штера, экономика общества знаний в значительной степени определяется не материальными затратами, а символическими или основанными на знаниях затратами (Там же: 67), будет большое количество профессий, которые предполагают работу со знаниями, и их число будет сокращаться. рабочих мест, требующих низких когнитивных навыков, а также на производстве (Stehr 2002a).
Также Элвин Тоффлер утверждает, что знания являются центральным ресурсом в экономике информационного общества: «В экономике Третьей волны центральный ресурс – одно слово, широко охватывающее данные, информацию, изображения, символы, культуру, идеологию и ценности – это практические знания» (Дайсон/Гилдер/Кейворт/Тоффлер 1994).
В конце двадцатого века концепция сетевого общества приобрела важное значение в теории информационного общества. Для Мануэля Кастельса сетевая логика, помимо информации, является повсеместностью, гибкостью и конвергенцией, центральной особенностью парадигмы информационных технологий (2000a: 69ff). «Одной из ключевых особенностей информационного общества является сетевая логика его базовой структуры, которая объясняет использование концепции «сетевого общества»» (Кастельс 2000: 21). «Как историческая тенденция, доминирующие функции и процессы в эпоху информации все больше организуются вокруг сетей. Сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение сетевой логики существенно изменяет работу и результаты процессов производства, опыта, власти. и культура» (Кастельс 2000: 500). Для Кастельса сетевое общество является результатом информатизма, новой технологической парадигмы.
Ян Ван Дейк (2006) определяет сетевое общество как «социальное образование с инфраструктурой социальных и медиа-сетей, обеспечивающей его основной способ организации на всех уровнях (индивидуальном, групповом/организационном и общественном). Эти сети все чаще связывают все единицы или части этого образования (индивиды, группы и организации)» (Ван Дейк 2006: 20). Для Ван Дейка сети стали нервной системой общества, в то время как Кастельс связывает концепцию сетевого общества с капиталистической трансформацией, Ван Дейк видит в этом логический результат все большего расширения и утолщения сетей в природе и обществе. Дэрин Барни использует этот термин для характеристики обществ, которые демонстрируют две фундаментальные характеристики: «Первая – это наличие в этих обществах сложных – почти исключительно цифровых – технологий сетевой коммуникации и управления/распределения информации, технологий, которые формируют базовую инфраструктуру, опосредующую возрастающий массив (…) Вторая, возможно, более интригующая характеристика сетевых обществ — это воспроизводство и институционализация в этих обществах (и между ними) сетей как базовой формы человеческой организации и отношений в широком диапазоне. социальные, политические и экономические конфигурации и ассоциации». [ 27 ]
Критика
[ редактировать ]Основная критика таких концепций, как информационное общество, постмодернистское общество, общество знаний, сетевое общество, постиндустриальное общество и т. д., которая в основном высказывалась критически настроенными учеными, заключается в том, что они создают впечатление, что мы вступили в совершенно новый тип общества. «Если информации просто больше, то трудно понять, почему кто-то должен предполагать, что перед нами нечто радикально новое» (Webster 2002a: 259). Критики, такие как Фрэнк Вебстер, утверждают, что эти подходы подчеркивают разрыв, как будто современное общество не имеет ничего общего с обществом, которое было 100 или 150 лет назад. Такие предположения носили бы идеологический характер, поскольку они соответствовали бы мнению, что мы ничего не можем сделать с изменениями и должны адаптироваться к существующим политическим реалиям (kasiwulaya 2002b: 267).
Эти критики утверждают, что современное общество, прежде всего, по-прежнему остается капиталистическим обществом, ориентированным на накопление экономического, политического и культурного капитала . Они признают, что теории информационного общества подчеркивают некоторые важные новые качества общества (в частности, глобализацию и информатизацию), но утверждают, что не могут доказать, что они являются атрибутами общих капиталистических структур. Критики, такие как Вебстер, настаивают на преемственности, характеризующей изменения. Таким образом, Вебстер проводит различие между различными эпохами капитализма: капитализмом невмешательства в 19 веке, корпоративным капитализмом в 20 веке и информационным капитализмом в 21 веке (kasiwulaya 2006).
Для описания современного общества, основанного на новой диалектике непрерывности и прерывности, другие критически настроенные ученые предложили несколько терминов, таких как:
- транснациональный сетевой капитализм, транснациональный информационный капитализм ( Кристиан Фукс 2008, 2007): «Компьютерные сети являются технологической основой, которая позволила возникнуть глобальному сетевому капитализму, то есть режимам накопления, регулирования и дисциплины, которые помогают все больше основывать накопление экономического, политического и культурного капитала в транснациональных сетевых организациях, которые используют киберпространство и другие новые технологии для глобальной координации и коммуникации [...] Необходимость найти новые стратегии осуществления корпоративного и политического доминирования привела к реструктуризации. капитализма, характеризующегося появлением транснациональных сетевых пространств в экономической, политической и культурной системе и опосредованного киберпространством как инструментом глобальной координации и коммуникации. Экономическое, политическое и культурное пространство были реструктурированы. стали более подвижными и динамичными, расширили свои границы до транснационального масштаба и гибко справляются с включением и исключением узлов. Эти сети сложны из-за большого количества узлов (отдельных лиц, предприятий, команд, политических субъектов и т. д.), которые могут быть задействованы, и высокой скорости, с которой внутри них производится и транспортируется большое количество ресурсов. Но глобальный сетевой капитализм основан на структурном неравенстве; оно состоит из сегментированных пространств, в которых центральные узлы (транснациональные корпорации, определенные политические акторы, регионы, страны, западный образ жизни и мировоззрения) централизуют производство, контроль и потоки экономического, политического и культурного капитала (собственности, власти, возможности определения). Эта сегментация является выражением общего конкурентного характера современного общества» (Fuchs 2008: 110+119).
- цифровой капитализм (Shiller 2000, ср. также Питер Глотц ): [ 28 ] «сети, как никогда раньше, непосредственно обобщают социальный и культурный диапазон капиталистической экономики» (Шиллер 2000: xiv)
- виртуальный капитализм: «сочетание маркетинга и новых информационных технологий позволит определенным фирмам получать более высокую прибыль и большую долю рынка и тем самым будет способствовать большей концентрации и централизации капитала» (Доусон/ Джон Беллами Фостер 1998: 63sq),
- высокотехнологичный капитализм [ 29 ] или информатический капитализм (Фитцпатрик 2002) – сосредоточиться на компьютере как на ведущей технологии, которая преобразовала производительные силы капитализма и сделала возможной глобализированную экономику.
Другие ученые предпочитают говорить об информационном капитализме (Моррис-Сузуки 1997) или информационном капитализме ( Мануэль Кастельс 2000, Кристиан Фукс 2005, Шмиде 2006a, b). Мануэль Кастельс рассматривает информационализм как новую технологическую парадигму (он говорит о способе развития), характеризующуюся «генерацией, обработкой и передачей информации», которые стали «фундаментальными источниками производительности и власти» (Castells 2000: 21). «Самым решающим историческим фактором, ускоряющим, направляющим и формирующим парадигму информационных технологий и вызывающим связанные с ней социальные формы, был/есть процесс капиталистической реструктуризации, предпринятый с 1980-х годов, так что новую технико-экономическую систему можно адекватно охарактеризовать как информационную». капитализм» (Кастельс 2000: 18). Кастельс добавил к теориям информационного общества идею о том, что в современном обществе доминирующие функции и процессы все больше организуются вокруг сетей, которые составляют новую социальную морфологию общества (Кастельс 2000: 500). Николас Гарнем [ 30 ] критикует Кастельса и утверждает, что его взгляды являются технологически детерминистскими, поскольку Кастельс указывает, что его подход основан на диалектике технологии и общества, в которой технология воплощает общество, а общество использует технологию (Castells 2000: 5sqq). Но Кастельс также ясно дает понять, что появление нового «способа развития» определяется капиталистическим производством, то есть обществом, а это означает, что технология не является единственной движущей силой общества.
Антонио Негри и Майкл Хардт утверждают, что современное общество — это Империя, характеризующаяся уникальной глобальной логикой капиталистического господства, основанной на нематериальном труде. С помощью концепции нематериального труда Негри и Хардт вводят идеи дискурса информационного общества в свое марксистское описание современного капитализма. Нематериальным трудом будет труд, «который создаёт нематериальные продукты, такие как знания, информация, общение, отношения или эмоциональные реакции» (Hardt/Negri 2005: 108; ср. также 2000: 280-303), или услуги, культурные продукты. , знание (Хардт/Негри 2000: 290). Будут две формы: интеллектуальный труд, производящий идеи, символы, коды, тексты, лингвистические фигуры, образы и т. д.; и аффективный труд , производящий и манипулирующий такими аффектами, как чувство легкости, благополучия, удовлетворения, возбуждения, страсти, радости, печали и т. д. (Там же).
В целом неомарксистские взгляды на информационное общество объединяет то, что они подчеркивают, что знания, информационные технологии и компьютерные сети сыграли роль в реструктуризации и глобализации капитализма и появлении гибкого режима накопления ( Дэвид Харви, 1989). . Они предупреждают, что новые технологии встроены в социальные антагонизмы, которые вызывают структурную безработицу , рост бедности, социальную изоляцию , дерегулирование государства всеобщего благосостояния и трудовых прав , снижение заработной платы, благосостояния и т. д.
Такие концепции, как общество знаний, информационное общество, сетевое общество, информационный капитализм, постиндустриальное общество, транснациональный сетевой капитализм, постмодернистское общество и т. д., показывают, что в современной социологии ведется яркая дискуссия о характере современного общества и роли, которую технологии, информация В нем играют роль общение и сотрудничество. [ нужна ссылка ] Теория информационного общества обсуждает роль информации и информационных технологий в обществе, вопрос, какие ключевые понятия следует использовать для характеристики современного общества и как определять такие понятия. Она стала специфической отраслью современной социологии.
Вторая и третья природа
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Август 2017 г. ) |
Информационное общество – это средство отправки и получения информации из одного места в другое. [ 31 ] По мере развития технологий люди адаптировались и к обмену информацией друг с другом.
«Вторая натура» относится к группе переживаний, которые перенимаются культурой. [ 32 ] Затем они переделываются во что-то другое, что может обрести новый смысл. Как общество, мы трансформируем этот процесс так, чтобы он стал для нас чем-то естественным, то есть второй натурой. Итак, следуя определенному шаблону, созданному культурой, мы можем понять, как мы используем и перемещаем информацию по-разному. От обмена информацией через разные часовые пояса (например, общение в Интернете) до попадания информации в другое место (отправка письма за границу) — все это стало привычным процессом, который мы, как общество, принимаем как должное. [ 33 ]
Однако благодаря процессу обмена информацией векторы позволили нам распространить информацию еще дальше. Благодаря использованию этих векторов информация может перемещаться, а затем отделяться от первоначальных объектов, которые позволили им двигаться. [ 34 ] Отсюда развилось нечто, называемое «третьей природой». Расширение второй природы, третья природа контролирует вторую природу. Он расширяет тему того, чем ограничена вторая природа. Он обладает способностью формировать информацию новыми и разными способами. Итак, третья природа способна «ускорять, размножаться, разделять, мутировать и направлять на нас откуда-то еще». [ 35 ] Его цель – создать баланс между границами пространства и времени (см. вторую природу). Это можно увидеть через телеграф, это была первая успешная технология, которая могла отправлять и получать информацию быстрее, чем человек мог перемещать объект. [ 36 ] В результате люди разных векторов имеют возможность не только формировать культуру, но и создавать новые возможности, которые в конечном итоге будут формировать общество.
Таким образом, благодаря использованию второй и третьей природы общество может использовать и исследовать новые векторы возможностей, где информация может быть преобразована для создания новых форм взаимодействия. [ 37 ]
Социологическое использование
[ редактировать ]В социологии . информационное общество относится к постмодернистскому типу общества Такие теоретики, как Ульрих Бек , Энтони Гидденс и Мануэль Кастельс, трансформация от индустриального общества к информационному. утверждают, что с 1970-х годов в глобальном масштабе произошла [ 39 ]
Поскольку паровая энергия была технологией, стоящей за индустриальным обществом, информационные технологии рассматриваются как катализатор изменений в организации труда, социальной структуре и политике, произошедших в конце 20-го века.
В книге « Шок будущего » Элвин Тоффлер использовал фразу « супериндустриальное общество» для описания этого типа общества. Другие писатели и мыслители использовали такие термины, как « постиндустриальное общество » и «постмодернистское индустриальное общество» со схожим значением.
Связанные термины
[ редактировать ]Ряд терминов, используемых в настоящее время, подчеркивают связанные, но разные аспекты формирующегося глобального экономического порядка. Информационное общество стремится стать наиболее всеобъемлющим, поскольку экономика является частью общества. Информационный век является несколько ограничивающим, поскольку он относится к 30-летнему периоду между широким использованием компьютеров и экономикой знаний , а не к формирующемуся экономическому порядку. Эпоха знаний касается природы контента, а не социально-экономических процессов, посредством которых он будет продаваться. Компьютерная революция и революция знаний относятся к конкретным революционным переходам, а не к конечному состоянию, к которому мы развиваемся. Информационная революция связана с хорошо известными терминами «аграрная революция» и «Промышленная революция» .
- Информационная экономика и экономика знаний делают упор на контент или интеллектуальную собственность , которые продаются на информационном рынке или рынке знаний соответственно. Электронная коммерция и электронный бизнес подчеркивают характер транзакций и ведения бизнеса, соответственно, с использованием Интернета и Всемирной паутины . Цифровая экономика фокусируется на торговле битами в киберпространстве, а не атомами в физическом пространстве. Сетевая экономика подчеркивает, что предприятия будут работать коллективно в сетях или как часть бизнес-экосистем, а не как отдельные единицы. Социальные сети относятся к процессу сотрудничества в огромных, глобальных масштабах. Интернет -экономика фокусируется на природе рынков, которые создаются благодаря Интернету.
- Услуги знаний и ценность знаний помещают контент в экономический контекст. Службы знаний интегрируют управление знаниями в рамках организации знаний , которая торгует на рынке знаний . Чтобы люди могли получить больше знаний, используется наблюдение. Это относится к использованию дронов в качестве инструмента для сбора информации о других людях. Хотя каждый термин кажется синонимом, он передает больше, чем просто нюансы или несколько разные взгляды на одну и ту же вещь. Каждый термин представляет собой один из атрибутов вероятного характера экономической деятельности в зарождающемся постиндустриальном обществе. Альтернативно, новый экономический порядок будет включать в себя все вышеперечисленное, а также другие атрибуты, которые еще не полностью проявились.
- В связи с развитием информационного общества появилось информационное загрязнение , которое, в свою очередь, развило информационную экологию – связанную с информационной гигиеной . [ 40 ]
Вопросы интеллектуальной собственности
[ редактировать ]Одним из центральных парадоксов информационного общества является то, что оно делает информацию легко воспроизводимой, что приводит к множеству проблем свободы/контроля, связанных с интеллектуальной собственностью . По сути, бизнес и капитал, место которых становится производством и продажей информации и знаний, похоже, требуют контроля над этим новым ресурсом, чтобы можно было эффективно управлять им и продавать его как основу информационной экономики. Однако такой контроль может оказаться как технически, так и социально проблематичным. Технически, потому что защиту от копирования часто легко обойти и отвергнуть обществом , поскольку пользователи и граждане информационного общества могут оказаться нежелающими принять такую абсолютную коммодификацию фактов и информации, составляющих их среду.
Ответы на эту проблему варьируются от Закона об авторском праве в цифровую эпоху в Соединенных Штатах (и аналогичного законодательства в других странах), который делает обход защиты от копирования (см. Управление цифровыми правами ) незаконным, до движений за свободное программное обеспечение , открытый исходный код и авторское лево , которые стремятся поощрять и распространять «свободу» различных информационных продуктов (традиционно как «бесплатно», или бесплатно, так и свободу, как свободу использовать, исследовать и делиться).
Предостережение: политики часто используют слово «информационное общество», имея в виду что-то вроде «теперь мы все пользуемся Интернетом»; Социологический термин «информационное общество» (или «информационное общество») имеет более глубокие последствия, связанные с изменением социальной структуры. Поскольку нам не хватает политического контроля над интеллектуальной собственностью, нам не хватает конкретной карты проблем, анализа затрат и выгод, а также действующих политических групп, объединенных общими интересами, представляющих разные мнения об этой разнообразной ситуации, которые занимают видное место в информационном обществе. . [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]- Киберпространство
- Оцифровка
- Цифровая трансформация
- Цифровой темный век
- Цифровой наркоман
- Цифровая фобия
- Информационная культура
- Информационная история
- Информационная индустрия
- Информационная революция
- Интернет-культура
- Пользователи сети
- Сетевое общество
- Саймон Бэкингем и неорганизованность
- Надзорный капитализм
- Информационное общество (журнал)
- Всемирный саммит по информационному обществу (WSIS)
- Ёнеджи Масуда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Солл, Джейкоб, 1968- (2009). Мастер информации: секретная государственная разведывательная система Жана-Батиста Кольбера . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-02526-8 . OCLC 643805520 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гильберт, М. (2023). Цифровые технологии и социальные изменения [Открытый онлайн-курс в Калифорнийском университете] доступен бесплатно по адресу: https://www.coursera.org/teach-specialization/digital-technology-and-social-change
- ^ Гильберт, М. (2023). Цифровые технологии и социальные изменения [Открытый онлайн-курс в Калифорнийском университете] доступен бесплатно по адресу: https://www.coursera.org/teach-specialization/digital-technology-and-social-change
- ^ Гильберт, М. (2023). Цифровые технологии и социальные изменения [Открытый онлайн-курс в Калифорнийском университете] доступен бесплатно по адресу: https://www.coursera.org/teach-specialization/digital-technology-and-social-change
- ^ Перейти обратно: а б Бенигер, Джеймс Р. (1986). Революция контроля: технологические и экономические истоки информационного общества . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Фрэнк (2002). Теории информационного общества . Кембридж: Рутледж.
- ^ Вебстер, Ф. (2006). Глава 2: Что такое информационное общество? В «Теориях информационного общества» , 3-е изд. (стр. 15-31). Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ «Империя волшебных фонарей: размышления о колониализме и обществе», Империя волшебных фонарей , Cornell University Press, стр. 148–160, 31 декабря 2017 г., doi : 10.7591/9780801468230-009 , ISBN 978-0-8014-6823-0
- ^ Бакленд, Майкл (3 марта 2017 г.). Информация в обществе . МТИ Пресс.
- ^ Джеймс Бойл , 1996, 6. [ нечеткий ]
- ^ Касивулайя и Уолтер, Университет Макерере. Издательство Университета Макерере. [ нечеткий ]
- ^ Бакленд, Майкл (2017). Информация и общество . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Поло Рока, Андони (29 июня 2020 г.). «Информационное общество, цифровое общество, общество контроля» . Баскский журнал социологии и политологии (68): 53. doi : 10.18543/inguruak-68-2020-art05 . ISSN 0214-7912 . S2CID 225651269 .
- ^ «Люди, пользующиеся Интернетом с 2005 по 2014 год». Архивировано 28 мая 2015 г. в Wayback Machine , Ключевые показатели ИКТ для развитых и развивающихся стран и мира (общее количество и уровень проникновения), Международный союз электросвязи (ITU). Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Пользователи Интернета на 100 жителей с 1997 по 2007 год». Архивировано 17 мая 2015 г. в Wayback Machine , Данные и статистика ИКТ (IDS), Международный союз электросвязи (ITU). Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Гильберт, М.; Лопес, П. (10 февраля 2011 г.). «Мировые технологические возможности для хранения, передачи и вычисления информации» . Наука . 332 (6025): 60–65. Бибкод : 2011Sci...332...60H . дои : 10.1126/science.1200970 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 21310967 . S2CID 206531385 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Мировые технологические возможности для хранения, передачи и вычисления информации». Архивировано 27 июля 2013 г. в Wayback Machine , Мартин Хилберт и Присцила Лопес (2011), Science , 332(6025), 60-65; бесплатный доступ к статье здесь: martinhilbert.net/WorldInfoCapacity.html.
- ^ Перейти обратно: а б « Видео-анимация о мировых технологических возможностях для хранения, передачи и вычисления информации с 1986 по 2010 год» . YouTube . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Кроуфорд, С. (1983). «Зарождение и развитие понятия: Информационное общество» . Вестник Медицинской библиотечной ассоциации . 71 (4): 380–385. ПМК 227258 . ПМИД 6652297 .
- ^ Руни, Джим (2014). Материалы 11-й Международной конференции по интеллектуальному капиталу, управлению знаниями и организационному обучению . Великобритания: Academic Conferences and Publishing International Limited. п. 261. ИСБН 978-1-910309-71-1 .
- ^ Махлуп, Фриц (1962). Производство и распространение знаний в США . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Питер Друкер (1969) Эпоха разрыва . Лондон: Хайнеманн
- ^ Марк Порат (1977) Информационная экономика. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство торговли США.
- ^ Карл Дойч (1983) Социальные и политические аспекты информационного общества. В: Филипп Зоннтаг (ред.) (1983) Будущее информационного общества. Франкфурт-на-Майне: Хааг и Херхен. стр. 68-88
- ^ Дэниел Белл (1976) Приход постиндустриального общества. Нью-Йорк: Basic Books, 127, 348.
- ^ Жан-Франсуа Лиотар (1984) Состояние постмодерна . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 5.
- ^ Дарин Барни (2003) Сетевое общество. Кембридж: Полиция, 25 кв.
- ^ Питер Глотц (1999) Ускоренное общество. Культурные войны в цифровом капитализме. Мюнхен: Киндлер.
- ^ Вольфганг Фриц Хауг (2003) Капитализм высоких технологий. Гамбург: аргумент.
- ^ Николас Гарнхэм (2004) Теория информационного общества как идеология. В: Фрэнк Вебстер (ред.) (2004) Читатель информационного общества. Лондон: Рутледж.
- ^ Варк 1997 , с. 22.
- ^ Варк 1997 , с. 23.
- ^ Варк 1997 , с. 21.
- ^ Варк 1997 , с. 24.
- ^ Варк 1997 , с. 25.
- ^ Варк 1997 , с. 26.
- ^ Варк 1997 , с. 28.
- ^ «Добро пожаловать в Э-стонию, самое развитое в цифровом отношении общество в мире» . Проводной . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Гринин, Л. 2007. Периодизация истории: теоретико-математический анализ. В: История и математика. Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Москва: КомКнига/УРСС. С.10-38. ISBN 978-5-484-01001-1 .
- ^ Ерёмин А.Л. Информационная экология - точка зрения. Архивировано 2 ноября 2014 г. в Wayback Machine // Международный журнал экологических исследований. - 1998. - Вып. 54. - С. 241-253.
- ^ Бойл, Джеймс. «Политика интеллектуальной собственности: защита окружающей среды для сети?» Юридический журнал герцога, том. 47, нет. 1, 1997, стр. 87–116. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/1372861.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Уорк, Маккензи (1997). Виртуальная республика . Аллен и Анвин, Сент-Леонардс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алан Маккенна (2011) Право человека на участие в информационном обществе. Нью-Йорк: Хэмптон Пресс. ISBN 978-1-61289-046-3 .
- Лев Манович (2009) Как представлять информационное общество?, Милтос Манетас, Картины из современной жизни, Йохан и Леви Редактор, Милан. Онлайн: [1]
- Мануэль Кастельс (2000) Расцвет сетевого общества. Информационный век: экономика, общество и культура . Том 1. Молден: Блэквелл. Второе издание.
- Майкл Доусон/ Джон Беллами Фостер (1998) Виртуальный капитализм. В: Роберт В. Макчесни / Эллен Мейксинс Вуд / Джон Беллами Фостер (ред.) (1998) Капитализм и информационный век. Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. стр. 51–67.
- Александр Аристовник (2014) Развитие информационного общества и его влияние на сектор образования в ЕС: эффективность на региональном (NUTS 2) уровне. В: Турецкий онлайн-журнал образовательных технологий. Том. 13. № 2. С. 54–60.
- Алистер Дафф (2000) Исследования информационного общества. Лондон: Рутледж.
- Эстер Дайсон / Джордж Гилдер / Джордж Кейворт / Элвин Тоффлер (1994) Киберпространство и американская мечта: Великая хартия вольностей для эпохи знаний. В: Взгляд в будущее 1.2. Фонд «Прогресс и свобода».
- Тони Фицпатрик (2002) Критическая теория, информационное общество и технологии наблюдения. В: Информация, коммуникация и общество. Том. 5. № 3. С. 357–378.
- Вилем Флюссер (2013) Постистория, Univocal Publishing, Миннеаполис ISBN 9781937561093 [2]
- Кристиан Фукс (2008) Интернет и общество: социальная теория в эпоху информации. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-96132-7 .
- Кристиан Фукс (2007) Транснациональное пространство и «сетевое общество». В: Общество XXI века. Том. 2. № 1. С. 49–78.
- Кристиан Фукс (2005) Эмансипация! Технология и политика с Гербертом Маркузе. Ахен: Шейкер.
- Кристиан Фукс (2004) Антагонистическая самоорганизация современного общества. В: Исследования по политической экономии, № 73 (2004), стр. 183–209.
- Майкл Хардт / Антонио Негри (2005) Множество. Война и демократия в эпоху Империи. Нью-Йорк: Хэмиш Гамильтон.
- Майкл Хардт / Антонио Негри Империя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Дэвид Харви (1989) Состояние постмодерна. Лондон: Блэквелл.
- Фриц Махлуп (1962) Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах. Принстон: Издательство Принстонского университета.
- ОЭСР (1986) Тенденции в информационной экономике. Париж: ОЭСР.
- ОЭСР (1981) Информационная деятельность, электроника и телекоммуникационные технологии: влияние на занятость, рост и торговлю. Париж: ОЭСР.
- Паскинелли, М. (2014) Итальянский оперизм и информационная машина , теория, культура и общество, впервые опубликовано 2 февраля 2014 г.
- Пасторе Г. (2009) На пути к обществу знаний , Le Lettere, Флоренция.
- Питер Отто/Филипп Зоннтаг (1985) Пути к информационному обществу. Мюнхен. цифровое телевидение.
- Пинтерич, Урош (2015): Упущенные из виду ловушки информационного общества. Факультет организационных исследований в Новом месте ISBN 978-961-6974-07-3
- Радован Рихта (1977) Научно-техническая революция и перспективы общественного развития. В: Ральф Дарендорф (ред.) (1977) Научно-технологическая революция. Социальные аспекты. Лондон: Сейдж. стр. 25–72.
- Дэн Шиллер (2000) Цифровой капитализм. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Руди Шмиде (2006a) Знания, работа и субъект информационного капитализма. В: Берлер, Жак/Нурминен, Маркку И./Импаглиаццо, Джон (ред.) (2006) Социальная информатика: информационное общество для всех? Нью-Йорк: Спрингер. стр. 333–354.
- Руди Шмиде (2006b) Знания и работа в области «информационного капитализма». В: Баукровиц, Андреа и др. (Ред.) (2006) Информатизация труда - общество в переходном периоде. Берлин: Издание Сигма. стр. 455–488.
- Сили Браун, Джон ; Дугид, Пол (2000). Социальная жизнь информации . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
- Нико Штер (1994) Труд, собственность и знания. Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.
- Нико Штер (2002a) Мир, созданный из знаний. Лекция на конференции «Новые знания и новое сознание в эпоху общества знаний», Будапешт, 31 января 2002 г. Онлайн: [3] Архивировано 2 марта 2011 г. на Wayback Machine.
- Нико Штер (2002b) Знания и экономическое поведение. Торонто: Университет Торонто Press.
- Ален Турен (1988) Возвращение актера. Миннеаполис. Университет Миннесоты Пресс.
- Ян Ван Дейк (2006) Сетевое общество. Лондон: Сейдж. Второе издание.
- Яннис Венерис (1984) Информационная революция, кибернетика и городское моделирование , докторская диссертация, Университет Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания.
- Яннис Венерис (1990) Моделирование перехода от промышленной к информационной революции, окружающая среда и планирование A 22 (3): 399-416. [4]
- Фрэнк Вебстер (2002a) Возвращение к информационному обществу. В: Ливроу, Лия А./Ливингстон, Соня (ред.) (2002) Справочник новых медиа. Лондон: Сейдж. стр. 255–266.
- Фрэнк Вебстер (2002b) Теории информационного общества. Лондон: Рутледж.
- Фрэнк Вебстер (2006) Теории информационного общества. 3-е издание. Лондон: Рутледж
- Гельбштейн, Э. (2006) Преодоление цифрового разрыва среди руководителей. ISBN 99932-53-17-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Специальный репортаж - «Информационное общество: следующие шаги»
- Методология оценки знаний - интерактивные данные на уровне страны для информационного общества и экономики знаний
- Зарождение и развитие понятия: информационное общество.
- Проект «Глобальное информационное общество» Института мировой политики
- ЮНЕСКО - Обсерватория информационного общества
- I/S: Журнал права и политики информационного общества — юридический журнал штата Огайо, в котором рассматриваются правовые аспекты, связанные с информационным обществом.
- [5] - Участие в Обществе широкополосной связи. Европейская сеть социальных и технических исследований формирующегося информационного общества.