Jump to content

Постфордизм

(Перенаправлено с постфордизма )

Постфордизм — это термин, используемый для описания роста новых методов производства, определяемых гибким производством , индивидуализацией трудовых отношений и фрагментацией рынков на отдельные сегменты после упадка фордистского производства. Его широко защищали французские экономисты-марксисты и американские экономисты по труду в 1970-х и 1980-х годах. [ 1 ] Определения природы и масштабов постфордизма значительно различаются и являются предметом споров среди ученых. [ нужна ссылка ]

Фордизм был доминирующей моделью организации производства с 1910-х по 1960-е годы, что привело к массовому росту американского производственного сектора и утверждению США в качестве промышленной державы. Для него характерна конвейерная модель , усовершенствованная Генри Фордом . Некоторые постфордистские теоретики утверждают, что конец превосходства экономики США объясняется концом фордизма. [ 1 ]

Постфордистское потребление характеризуется расширением потребительского выбора и идентичности. Таким образом, ритейлеры стремятся собирать данные о потребителях с помощью информационных технологий, чтобы понять тенденции и меняющийся спрос. Таким образом, производственные сети требуют большей гибкости в своей рабочей силе, что приводит к более разнообразным должностным обязанностям сотрудников и более индивидуализированным трудовым отношениям, а также к более гибким способам производства, позволяющим реагировать на меняющийся потребительский спрос, например, к бережливому производству . [ 2 ]

Постфордизм характеризуется следующими признаками: [ 3 ]

  • Мелкосерийное производство
  • Экономия от масштаба
  • Специализированные продукты и рабочие места
  • Новые информационные технологии
  • Акцент на типах потребителей в отличие от предыдущего акцента на социальном классе.
  • Расцвет сервиса и служащих
  • Феминизация рабочей силы

Потребление и производство

[ редактировать ]

Постфордистское потребление характеризуется индивидуализмом и потребительским выбором . Модели потребления ориентированы на образ жизни и идентичность, а потребление является ключевой частью культуры. Потребитель стал «глобальным диктатором», который определяет организацию производства, а розничные торговцы стремятся обрабатывать данные о потребителях , чтобы реагировать на модели потребительского спроса. Таким образом, существует тесная связь между постфордизмом и развитием информационных технологий . [ 2 ]

Постфордистское производство отдает приоритет повышению гибкости, в частности бережливому производству и методам производства «точно в срок» . Это создает экономическую географию более тесного взаимодействия между поставщиками и производителями. Для рынков труда это потребовало перехода от разделения труда к более приспособленному к различным ролям в производстве, однако это также привело к более широкому участию в трудовом процессе и его знанию, а также к большей автономии в работе. Наблюдается рост нестандартных форм занятости. [ 2 ]

Теоретические подходы

[ редактировать ]

По словам географа Эша Амина , постфордизм обычно делится на три школы мысли: школа регулирования, гибкая специализация и неошумпетерианство. [ 4 ]

Регулировочная школа

[ редактировать ]

Подход к регулированию (также называемый неомарксистской или французской школой регулирования) был разработан для решения парадокса того, что капитализм обладает как тенденцией к кризису, изменениям и нестабильности, так и способностью стабилизировать институты, правила и нормы. Теория основана на двух ключевых концепциях. «Режимы накопления» относятся к системам производства и потребления, таким как фордизм и постфордизм. «Способы регулирования» относятся к писаным и неписаным законам общества, которые контролируют режим накопления и определяют его форму.

Согласно теории регулирования, каждый режим накопления достигнет кризисной точки, в которой режим регулирования перестанет его поддерживать, и общество будет вынуждено найти новые правила и нормы, формируя новый режим регулирования. Это положит начало новому Режиму Накопления, который в конечном итоге дойдет до кризиса и так далее. Сторонниками теории регулирования являются Мишель Альетта , Роберт Бойер , Боб Джессоп и Ален Липиец . [ 5 ]

Гибкая специализация

[ редактировать ]

Сторонники подхода гибкой специализации (также известного как неосмитианский подход) считают, что фундаментальные изменения в международной экономике, особенно в начале 1970-х годов, вынудили фирмы перейти от массового производства к новой тактике, известной как гибкая специализация. [ 6 ]

Вместо производства непатентованных товаров компании теперь сочли более выгодным производить разнообразные линейки продуктов, ориентированные на разные группы потребителей и отвечающие их вкусу и моде. Вместо того, чтобы инвестировать огромные суммы денег в массовое производство одного продукта, компаниям теперь необходимо было создавать интеллектуальные системы труда и машин, которые были бы гибкими и могли быстро реагировать на прихоти рынка. Первоначально с гибким производством ассоциировалась технология числового программного управления , разработанная в США в 1950-х годах; однако позже его заменила система ЧПУ, разработанная в Японии. Развитие компьютера имело большое значение для технологии гибкой специализации. Компьютер мог бы не только изменять характеристики производимых товаров, но также анализировать данные, чтобы заказывать поставки и производить товары в соответствии с текущим спросом. Эти типы технологий сделали настройку простой и недорогой, что сделало небольшие специализированные производства экономически целесообразными. Гибкость и умение в труде также были важны. Рабочая сила теперь была разделена на ядро ​​с гибкой квалификацией и периферию с гибким графиком. Гибкость и разнообразие навыков и знаний основных рабочих и машин, используемых в производстве, позволили обеспечить специализированное производство товаров. Современное производство «точно в срок» является одним из примеров гибкого подхода к производству.

Аналогично, структура производства начала меняться на отраслевом уровне. Вместо одной фирмы, обслуживающей сборочный конвейер от сырья до готовой продукции, производственный процесс стал фрагментированным, поскольку отдельные фирмы специализировались в своих областях знаний. В качестве доказательства этой теории специализации сторонники утверждают, что маршалловские «промышленные районы» или кластеры интегрированных фирм возникли в таких местах, как Силиконовая долина, Ютландия, Смоланд и некоторые части Италии.

Неошумпетерианство

[ редактировать ]

Новошумпетерианский подход к постфордизму основан на теории волн Кондратьева (также известных как длинные волны). Теория утверждает, что «технико-экономическая парадигма» ( Перес ) [ 7 ] характеризует каждую длинную волну. Фордизм был технико-экономической парадигмой четвертой кондратьевской волны, а постфордизм, таким образом, является технико-экономической парадигмой пятой, в которой доминируют информационные и коммуникационные технологии.

Среди известных -нео-шумпетерианцев мыслителей — Карлота Перес и Кристофер Фриман , а также Майкл Сторпер и Ричард Уокер.

Постфордистская теория в Италии

[ редактировать ]

В Италии постфордизм был теоретизирован длинной волной рабочего движения или автономии . Среди основных мыслителей этой тенденции можно назвать швейцарско-итальянского экономиста Кристиана Марацци , Антонио Негри , Паоло Вирно , Карло Верчеллоне , Маурицио Лаццарато . Марацци В своей книге «Капитал и язык» отправной точкой является тот факт, что чрезвычайная волатильность финансовых рынков обычно объясняется несоответствием между «реальной экономикой» (экономикой материальных благ, производимых и продаваемых) и более спекулятивной денежно-финансовой экономикой. Но это различие уже давно перестало применяться в постфордистской новой экономике, в которой на обе сферы структурно влияют язык и коммуникация. В книге «Капитал и язык» Марацци утверждает, что изменения на финансовых рынках и трансформация труда в нематериальный труд (то есть его опора на абстрактное знание, общий интеллект и социальное сотрудничество) являются двумя сторонами новой парадигмы развития: финансиализация посредством и благодаря к возникновению новой экономики.

С точки зрения развития «технического и политического классового состава» в постфордистскую эпоху кризис одновременно объясняет «высшие точки капиталистического развития» и то, как новые технологические инструменты развиваются и работают в целом (форма денег, лингвистические конвенции, капитал и язык). [ 8 ]

Изменения от фордизма к постфордизму

[ редактировать ]

Постфордизм принес новые взгляды на потребление и производство. Насыщение ключевых рынков привело к повороту против массового потребления и стремлению к более высокому уровню жизни. [ 9 ] Этот сдвиг привел к изменению взгляда на рынок с точки зрения производства. Вместо того, чтобы рассматриваться как массовый рынок, обслуживаемый массовым производством , потребители стали рассматриваться как разные группы, преследующие разные цели, которых лучше обслуживать небольшими партиями специализированных товаров. [ 10 ] Массовые рынки стали менее важными, в то время как рынки предметов роскоши, нестандартных или позиционных товаров стали более значимыми. [ 11 ] Производство стало менее однородным и стандартизированным, но более разнообразным и дифференцированным, поскольку на смену организациям и экономии на масштабе пришли организации и экономия на масштабе . [ 12 ]

Изменения в производстве с переходом от фордизма к постфордизму сопровождались изменениями в экономике, политике и видных идеологиях. В экономической сфере постфордизм привел к упадку регулирования и производства со стороны национального государства и росту глобальных рынков и корпораций. На смену массовому маркетингу пришла гибкая специализация, и организации стали уделять больше внимания общению, а не командованию. Состав рабочей силы изменился с ростом внутреннего маркетинга, франчайзинга и субподряда, а также с увеличением числа работников, занятых неполный рабочий день, временных работников, самозанятых и надомников. В политическом отношении классовые политические партии пришли в упадок, а социальные движения, основанные на регионе, поле или расе, возросли. Массовые профсоюзы начали исчезать, и вместо них на смену им пришли локальные заводские переговоры. Культурные и идеологические изменения включали рост индивидуалистических образов мышления и поведения, а также культуры предпринимательства. После сдвига в производстве и признания необходимости в большем количестве квалифицированных работников образование стало менее стандартизированным и более специализированным. Возникшие выдающиеся идеологии включали фрагментацию и плюрализм ценностей, постмодернистский эклектизм и популистские подходы к культуре. [ 13 ]

Один из основных примеров специализированного постфордистского производства имел место в регионе, известном как Третья Италия . Первая Италия включала в себя районы крупномасштабного массового производства, такие как Турин , Милан и Генуя , а Вторая Италия описывала неосвоенный Юг. Однако Третья Италия была местом, где в 1970-х и 1980-х годах в центральных и северо-восточных регионах страны развивались кластеры мелких фирм и мастерских. Регионы Третьей Италии включали Тоскану , Умбрию, Марке, Эмилию-Романью , Венето , Фриули и Трентино-Альто-Адидже/Южный Тироль . Каждый регион специализировался на ряде слабо связанных между собой продуктов, и в каждой мастерской обычно работало от пяти до пятидесяти рабочих, а часто и менее десяти. Ассортимент продуктов в каждом регионе отражал постфордистский переход к экономии за счет масштаба. Кроме того, эти мастерские были известны производством высококачественной продукции и трудоустройством высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих. Семинары были ориентированы на дизайн и были междисциплинарными, предполагая сотрудничество между предпринимателями, дизайнерами, инженерами и рабочими. [ 14 ]

произошло несколько После Второй мировой войны в производстве Японии изменений , которые привели к развитию постфордистских условий. Во-первых, произошли изменения в структуре компаний, включая замену независимых профсоюзов на управленческие профсоюзы, основанные на компаниях; развитие ядра постоянных мужчин-работников различного профиля; и развитие периферии неподготовленных временных и частично занятых сотрудников, в основном женщин. Во-вторых, после Второй мировой войны Япония оказалась в некоторой изоляции из-за импортных барьеров и ограничений на иностранные инвестиции, и в результате Япония начала экспериментировать с технологиями производства. В-третьих, по мере того, как импортные технологии становились более доступными, Япония начала тиражировать, осваивать и совершенствовать их, причем многие улучшения были обусловлены модификациями с учетом местных условий. В-четвертых, Япония стала концентрироваться на необходимости мелкосерийного производства и быстрой смены продуктовых линеек для удовлетворения спроса на широкий ассортимент продукции на относительно небольшом рынке. Из-за неформального При установлении цен конкуренция основывалась не на цене, а на дифференциации продукции . В результате производство стало менее стандартизированным и более специализированным, особенно в разных компаниях. В-пятых, Япония начала строить долгосрочные сети поставок и субподряда, которые контрастировали с вертикально интегрированными фордистскими американскими корпорациями. В-шестых, поскольку мелкие и средние производители производили широкий ассортимент продукции, существовала потребность в доступном многоцелевом оборудовании, а не в специализированном и дорогостоящем производственном оборудовании, характерном для фордистских отраслей промышленности в Соединенных Штатах . Технология гибкого производства имела большое значение в Японии и особенно необходима мелким производителям. Более мелкие производители также сочли необходимым сократить издержки. В результате Япония стала одним из основных пользователей роботов и ЧПУ . [ 15 ] Со временем эти шесть изменений в производстве в Японии были институционализированы.

Основная критика постфордизма утверждает, что постфордизм ошибается в природе фордистской революции и что фордизм не находился в кризисе, а просто развивался и будет продолжать развиваться. [ 16 ] Другие критики считают, что постфордизм существует, но сосуществует с фордизмом. Автомобильная промышленность объединила фордистскую и постфордистскую стратегии. [ 17 ] используя как массовое производство, так и гибкую специализацию. Форд привнес гибкость в массовое производство, чтобы фордизм мог продолжать развиваться. Сторонники постфордизма, однако, отмечают, что критика, которая фокусируется в первую очередь на гибкой специализации, игнорирует постфордистские изменения в других сферах жизни и что гибкую специализацию нельзя рассматривать отдельно при изучении постфордизма. Другая критика заключается в том, что постфордизм слишком сильно опирается на примеры Третьей Италии и Японии. Некоторые полагают, что Япония не является ни фордистской, ни постфордистской страной и что вертикальная дезинтеграция и массовое производство идут рука об руку. [ 18 ] Другие утверждают, что новые, более мелкие фирмы в Италии не развивались автономно, а являются продуктом вертикальной дезинтеграции крупных фордистских фирм, которые передавали работу с более низкой добавленной стоимостью более мелким предприятиям. [ 19 ] Другие критики утверждают, что гибкая специализация не происходит в больших масштабах, а более мелкие фирмы всегда существовали наряду с массовым производством. Другая главная критика заключается в том, что мы слишком погружены в гущу событий, чтобы судить о том, существует ли на самом деле новая система производства. [ 20 ]

Термин «постфордизм» постепенно уступает место в литературе ряду альтернативных терминов, таких как экономика знаний , когнитивный капитализм , когнитивно-культурная экономика и так далее. Это изменение словарного запаса также связано с рядом важных концептуальных сдвигов (см. разделы выше).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Аояма, Юко; Мерфи, Джеймс; Хэнсон, Сьюзен (2011). «3.4: Постфордизм». Ключевые понятия экономической географии . Лондон: SAGE Publications Ltd. doi : 10.4135/9781446288078 . ISBN  978-1-84787-895-3 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Маккиннон, Дэнни; Камберс, Эндрю (2011). Введение в экономическую географию: глобализация, неравномерность развития и место . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-315-68428-4 . OCLC   1127310396 .
  3. ^ Холл, С. (октябрь 1988 г.) «О дивный новый мир». Марксизм сегодня , с. 24.
  4. ^ Амин, Эш (2011). Постфордизм: читатель . Уайли. ISBN  978-1-4443-9913-4 . OCLC   929531414 .
  5. ^ Нильгес 2008 :
  6. ^ Пиоре, Майкл Дж. и Сабель, Чарльз Ф., «Второй промышленный разрыв: возможности для процветания» (1984). Факультетские книги. 171. https://scholarship.law.columbia.edu/books/171 .
  7. ^ Перес, Карлота (2010). «Технологические революции и технико-экономические парадигмы» . Кембриджский экономический журнал . 34 (1): 185–202. дои : 10.1093/cje/bep051 .
  8. ^ Занини, Аделино (2010). «О «философских основах» итальянского рабочегоизма: концептуальный подход» . Исторический материализм . 18 (4): 39–63. дои : 10.1163/156920610x550604 . ISSN   1465-4466 .
  9. ^ Милани 2000 : 33-35
  10. ^ Кумар 1995 : 43
  11. ^ Милани 2000 : 35
  12. ^ Кумар 1995 : 51
  13. ^ Кумар 1995 : 52.
  14. ^ Кумар 1995 : 37-39.
  15. ^ Бернард 2000 : 154-156.
  16. ^ Кумар 1995 : 60.
  17. ^ Кили 1998 : 109
  18. ^ Кумар 1995 : 58-65.
  19. ^ Кили 1998 : 101
  20. ^ Кумар 1995 : 168.
  • Амин, Эш (1994). Постфордизм: Читатель . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-18857-6 .
  • Бака, Джордж (2004) «Легенды фордизма: между мифом, историей и предрешенными выводами», Социальный анализ, 48 (3): 169–178.
  • Джессоп, Боб (1995). Подход к регулированию, управление и постфордизм, экономика и общество . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-18857-6 .
  • Ален Липец (весна 1997 г.). «Постфордистский мир: трудовые отношения, международная иерархия и глобальная экология». Обзор международной политической экономии : 1–41.
  • Кумар, Кришан (1995). Н. От постиндустриального общества к постмодернистскому: новые теории современного мира . Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-18559-3 .
  • Рэй Кили (весна 1998 г.). «Глобализация, постфордизм и современный контекст развития». Международная социология . 13 (1): 95–111. дои : 10.1177/026858098013001008 . S2CID   145754520 .
  • Милани, Брайан (2000). Проектирование зеленой экономики: постиндустриальная альтернатива корпоративной глобализации . Роуман и Литтлфилд. ISBN  0-8476-9190-Х .
  • Бернард, Митчелл (2000). «Постфордизм и глобальная реструктуризация». В Стаббсе, Ричард; Джеффри Р. Д. Андерхилл (ред.). Политическая экономия и меняющийся мировой порядок . Издательство Оксфордского университета, Канада.
  • Нильгес, Матиас (2008). «Анти-Анти-Эдип: представление постфордистской субъективности». Журнал медиации .
  • Гилен, Паскаль (2015 - 3-е изд.), Ропот художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм . Вализ: Амстердам, ISBN   9789492095046
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 303c27eeeea8fefdfad9e093da5dc564__1721951820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/64/303c27eeeea8fefdfad9e093da5dc564.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Post-Fordism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)