Творческие индустрии
Креативные индустрии относятся к ряду видов экономической деятельности, которые связаны с созданием или использованием знаний и информации . Их можно по-разному называть культурными индустриями (особенно в Европе). [1] или креативная экономика, [2] а совсем недавно они были названы «оранжевой экономикой» в Латинской Америке и Карибском бассейне . [3]
Креативная экономика Хокинса включает рекламу , архитектуру , искусство , ремесла , дизайн , моду , кино , музыку , исполнительское искусство , издательское дело , исследования и разработки , программное обеспечение , игрушки и игры , телевидение и радио , а также видеоигры . [4] Некоторые ученые считают, что индустрия образования, включая государственные и частные услуги, является частью креативных индустрий. [5] Таким образом, остаются разные определения этого сектора. [6]
Считается, что творческие индустрии становятся все более важными для экономического благосостояния, и их сторонники полагают, что « человеческое творчество является основным экономическим ресурсом». [7] и что «отрасли двадцать первого века будут все больше зависеть от генерации знаний посредством творчества и инноваций». [8]
Определения
[ редактировать ]Различные комментаторы высказали разные предложения о том, какие виды деятельности следует включить в понятие «креативные индустрии». [9] и само название стало спорным вопросом – с существенными различиями и совпадениями между терминами «творческие индустрии», «индустрии культуры» и «креативная экономика» l. [10]
Лэш и Урри предполагают, что каждая творческая индустрия имеет «непреодолимое ядро», связанное с «обменом финансов на права интеллектуальной собственности ». [11] Это перекликается с Великобритании определением Министерства культуры, СМИ и спорта (DCMS), которое описывает креативные индустрии как:
- «те отрасли, которые берут свое начало в индивидуальном творчестве, навыках и таланте и которые имеют потенциал для создания богатства и рабочих мест за счет создания и эксплуатации интеллектуальной собственности» [12]
По состоянию на 2015 год [update] определение DCMS признает девять творческих секторов , а именно: [13]
- Реклама и маркетинг
- Архитектура
- Ремесла
- Дизайн : продуктовый , графический и модный дизайн.
- Кино , телепродукция , телевидение , видео , радио и фотография.
- ИТ , программное обеспечение и компьютерные услуги
- Издательский
- Музеи , галереи и библиотеки
- Музыка , исполнительское и изобразительное искусство
К этому списку Джон Хокинс добавил бы игрушки и игры, включающие также гораздо более широкую область исследований и разработок в области науки и техники. [4] Также утверждалось [ кем? ] эта гастрономия принадлежит к такому списку. [14]
Различные области техники не фигурируют в этом списке, составленном из отчетов DCMS. Вероятно, это связано с тем, что инженеры занимают соответствующие должности в «некультурных» корпорациях, выполняющих, среди прочего, деятельность по проектированию, управлению, эксплуатации, техническому обслуживанию, анализу рисков и надзору. Однако исторически и в настоящее время некоторые задачи инженеров можно рассматривать как весьма творческие, изобретательские и инновационные. Вклад инженерного дела представлен новыми продуктами, процессами и услугами.
Хесмондхал сводит список к тому, что он называет «основными индустриями культуры»: рекламой и маркетингом, радиовещанием , кино , интернетом и музыкальной индустрией, печатными и электронными публикациями , а также видео и компьютерными играми . Его определение включает только те отрасли, которые создают «тексты» или «культурные артефакты» и участвуют в той или иной форме промышленного воспроизводства. [15]
Список DCMS оказался влиятельным, и многие другие страны [ который? ] официально приняли его. Это также подверглось критике. Было высказано мнение [ кем? ] что разделение на сектора скрывает разницу между бизнесом , ориентированным на образ жизни, некоммерческими организациями и более крупными предприятиями, а также между теми, кто получает государственные субсидии (например, кино), и теми, кто этого не делает (например, компьютерные игры). Включение торговли антиквариатом часто оказывается под вопросом, поскольку она обычно не связана с производством (за исключением репродукций и подделок). Включение всех компьютерных услуг также подвергается сомнению. [16]
Некоторые регионы, такие как Гонконг , предпочли строить свою политику вокруг более пристального внимания к владению авторскими правами в цепочке создания стоимости . Они принимают классификацию ВОИС , которая разделяет творческие отрасли в зависимости от того, кому принадлежат авторские права на различных этапах производства и распространения творческого контента.
Межамериканский банк развития (IDB) назвал их для Латинской Америки и Карибского бассейна «оранжевой экономикой». [17] который определяется как «группа связанных действий, посредством которых идеи преобразуются в культурные товары и услуги, ценность которых определяется интеллектуальной собственностью».
Другие [ ВОЗ? ] предложили провести различие между теми отраслями, которые открыты для массового производства и распространения (кино и видео; видеоигры, радиовещание, издательское дело), и теми, которые в первую очередь основаны на ремеслах и предназначены для потребления в определенном месте и моменте ( изобразительное искусство исполнительское искусство ; культурное наследие).
Как учитываются творческие работники
[ редактировать ]DCMS классифицирует предприятия и профессии как творческие в зависимости от того, что в первую очередь производит предприятие и чем в первую очередь занимается работник. Таким образом, компания, производящая пластинки, будет классифицирована как принадлежащая к сектору музыкальной промышленности , а рабочий, играющий на фортепиано, будет классифицирован как музыкант .
Основная цель этого метода — количественная оценка — например, его можно использовать для подсчета количества фирм и числа работников, творчески занятых в любом данном месте, и, следовательно, для выявления мест с особенно высокой концентрацией творческой деятельности.
Это приводит к некоторым осложнениям, которые не сразу очевидны. Например, охранник музыкальной компании будет классифицирован как творческий сотрудник, хотя и не так творчески занят.
Тогда общая численность творческих сотрудников рассчитывается как сумма:
- Все работники, занятые в творческих отраслях, независимо от того, заняты они творчески или нет (например, все музыканты, охранники, уборщики, бухгалтеры, менеджеры и т. д., работающие в звукозаписывающей компании)
- Все работники, занятые творчески и не занятые в творческих отраслях (например, учитель игры на фортепиано в школе). Сюда входят люди, чья вторая работа является творческой, например, те, кто дает концерты по выходным, пишет книги или создает произведения искусства в свободное время.
Свойства или характеристики
[ редактировать ]По словам Ричарда Э. Кейвса , [18] Креативные индустрии характеризуются семью экономическими свойствами:
- Принцип «Никто не знает» : неопределенность спроса существует, поскольку реакция потребителей на продукт неизвестна заранее и не может быть легко понята впоследствии.
- Искусство ради искусства : Рабочие заботятся об оригинальности, технических профессиональных навыках, гармонии и т. д. творческих товаров и готовы согласиться на более низкую заработную плату, чем предлагают «обыденные» рабочие места.
- Принцип разношерстной команды : производство относительно сложных творческих продуктов (например, фильмов) требует участия различных специалистов. Каждый квалифицированный вклад должен присутствовать и выполняться на некотором минимальном уровне, чтобы получить ценный результат.
- Бесконечное разнообразие : продукты отличаются качеством и уникальностью; каждый продукт представляет собой отдельную комбинацию входных данных, ведущую к бесконечному разнообразию вариантов (например, творческие произведения, будь то стихи, романы, сценарии или что-то еще).
- Список A/B : Навыки дифференцированы по вертикали. Художники оцениваются по их навыкам, оригинальности и владению творческими процессами и/или продуктами. Небольшие различия в навыках и талантах могут привести к огромным различиям в (финансовом) успехе.
- Время летит . При координации сложных проектов с привлечением специалистов разной квалификации время имеет решающее значение.
- Ars longa : Некоторые творческие продукты имеют аспекты долговечности, которые требуют защиты авторских прав , позволяя создателю или исполнителю собирать ренту.
Свойства, описанные Кейвсом, подверглись критике за слишком жесткость (Towse, 2000). Не всеми творческими работниками движет исключительно «искусство ради искусства». Свойство «ars longa» также применимо к некоторым нетворческим продуктам (т. е. лицензионным продуктам). Свойство «время летит» справедливо и для крупных строительных проектов. Таким образом, креативные отрасли не уникальны, но они, как правило, имеют более высокие баллы по этим свойствам по сравнению с некреативными отраслями.
Отличие от «культурных индустрий»
[ редактировать ]Часто возникает вопрос о границах между творческими индустриями и аналогичным термином культурных индустрий . Культурные индустрии лучше всего можно охарактеризовать как дополнительный сектор творческих индустрий. Индустрии культуры включают отрасли, которые сосредоточены на культурном туризме и наследии , музеях и библиотеках , спорте и мероприятиях на свежем воздухе , а также на различных видах деятельности, которые, возможно, варьируются от местных выставок домашних животных до множества увлечений . Таким образом, индустрии культуры больше озабочены созданием других видов ценностей, включая культурное богатство и социальное богатство, а не денежным обеспечением. (См. также исследования учреждений культуры .)
Креативный класс
[ редактировать ]Некоторые авторы, такие как американский теоретик городских исследований Ричард Флорида , выступают за более широкий акцент на продуктах работников умственного труда и считают, что « креативный класс » (его собственный термин) включает почти всех тех, кто предлагает профессиональные услуги, основанные на знаниях.
Креативный класс и разнообразие
[ редактировать ]Фокус Флориды заставляет его уделять особое внимание природе творческой рабочей силы . В исследовании того, почему определенные города США, такие как Сан-Франциско, привлекают творческих продюсеров, Флорида утверждает, что высокая доля работников « креативного класса » вносит ключевой вклад в творческое производство, которое ищут предприятия. Он стремится количественно установить важность разнообразия и мультикультурализма в соответствующих городах, например, существование значительного публичного гей-сообщества, этнического и религиозного разнообразия и толерантности. [19]
Экономический вклад
[ редактировать ]В глобальном масштабе на творческие отрасли, за исключением программного обеспечения и общих научных исследований и разработок, приходилось около 4% мирового экономического производства в 1999 году, который является последним годом, за который в настоящее время доступны полные сопоставленные данные. Оценки результатов, соответствующих научным исследованиям и разработкам, позволяют предположить, что на этот сектор можно будет отнести еще 4-9%, если его определение будет расширено и включит в него такую деятельность, хотя цифры значительно различаются в разных странах.
В 2015 году Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) оказала помощь в подготовке национальных исследований. [20] это измеряло размер более чем 50 отраслей авторского права по всему миру. Результаты перекомпиляции этих исследований [21] показывают, что вклад ВВП в национальные экономики варьируется от 2% до 11%.
Если взять в качестве примера Великобританию , то в контексте других секторов творческие отрасли вносят гораздо более значительный вклад в объем производства, чем гостиничный бизнес или коммунальные услуги , и обеспечивают в четыре раза больший объем производства благодаря сельскому хозяйству , рыболовству и лесному хозяйству . Великобритании С точки зрения занятости и в зависимости от определения включенной деятельности, этот сектор является основным работодателем для 4-6% работающего населения , хотя это все еще значительно меньше, чем занятость, из-за традиционных областей работы, таких как розничная торговля и производство. .
В секторе творческих индустрий, опять же на примере Великобритании, тремя крупнейшими подсекторами являются дизайн , издательское дело , а также телевидение и радио . Вместе они обеспечивают около 75% доходов и 50% занятости.
в таких экономиках, как Бразилия Например, интеллектуальной собственности с интенсивным использованием , исследование 2021 года по секторам экономики Бразилии [22] обнаружили, что 450 из 673 экономических классов Бразилии можно отнести к секторам с интенсивным использованием интеллектуальной собственности, в которых в совокупности занято 19,3 миллиона человек. Совокупная доля бразильской креативной индустрии в ВВП в период с 2014 по 2016 год, рассчитанная по этим 450 экономическим классам, составила 2,1 триллиона реалов или 44,2% ВВП Бразилии.
Сложные цепочки поставок в творческих отраслях иногда затрудняют расчет точных цифр валовой добавленной стоимости в каждом подсекторе. Это особенно справедливо для подотраслей, ориентированных на услуги, таких как реклама , тогда как в подсекторах, ориентированных на продукцию, таких как ремесла, все более просто .
У финансируемых государством служб развития творческих индустрий может возникнуть тенденция неточно оценивать количество творческих предприятий в процессе картирования. Почти во всех системах налогового кодекса, определяющих профессию человека, также есть неточности, поскольку многие творческие люди одновременно выполняют несколько ролей и должностей. Оба эти фактора означают, что к официальной статистике творческих индустрий следует относиться с осторожностью.
Креативные отрасли в Европе вносят значительный вклад в экономику ЕС, создавая около 3% ВВП ЕС, что соответствует годовой рыночной стоимости в миллиарды долларов, и в которых занято около 6 миллионов человек. Кроме того, этот сектор играет решающую роль в стимулировании инноваций, особенно в отношении устройств и сетей. ЕС занимает второе место в мире по количеству телесмотрений, производя больше фильмов, чем любой другой регион мира. В этом отношении недавно предложенная программа «Креативная Европа» (июль 2011 г.) [23] поможет сохранить культурное наследие, одновременно увеличивая распространение творческих произведений внутри и за пределами ЕС. Программа будет играть важную роль в стимулировании приграничного сотрудничества, содействии взаимному обучению и повышении профессионализма этих секторов. Затем Комиссия предложит финансовый инструмент, управляемый Европейским инвестиционным банком, для обеспечения долгового и акционерного финансирования культурных и творческих индустрий. Роль негосударственных субъектов в управлении СМИ больше не будет игнорироваться. Таким образом, построение нового подхода, превозносящего решающую важность европейского игрового поля, может стимулировать принятие политики, направленной на создание благоприятной среды, позволяющей европейским компаниям, а также гражданам использовать свое воображение и творчество – оба источника инноваций – и, следовательно, конкурентоспособности и устойчивости. Предполагается адаптировать нормативную и институциональную базу для поддержки частно-государственного сотрудничества, в частности, в секторе СМИ. [24] Поэтому ЕС планирует развивать кластеры, инструменты финансирования, а также прогнозную деятельность для поддержки этого сектора. Европейская комиссия желает помочь европейским авторам и аудиовизуальным предприятиям развивать новые рынки посредством использования цифровых технологий и задается вопросом, как разработка политики может наилучшим образом помочь в достижении этой цели. Более предприимчивая культура должна закрепиться за счет более позитивного отношения к риску и способности к инновациям, предвосхищая будущие тенденции. Творчество играет важную роль в управлении человеческими ресурсами, поскольку художники и творческие профессионалы могут мыслить нестандартно . Более того, новые рабочие места, требующие новых навыков, созданных в посткризисной экономике, должны поддерживаться мобильностью рабочей силы, чтобы гарантировать трудоустройство людей там, где их навыки необходимы.
В США
[ редактировать ]Во введении к специальному выпуску журнала «Работа и профессии» за 2013 год , посвященному художникам среди рабочей силы США, приглашенные редакторы утверждают, что, изучая трудовую жизнь художников, можно выявить характеристики и действия, которые помогают как отдельным работникам, так и политикам адаптироваться к меняющимся экономическим изменениям. условия. Элизабет Линго и Стивен Теппер ссылаются на многочисленные источники, предполагающие, что набор навыков художников позволяет им «выходить за рамки существующих рынков и создавать совершенно новые возможности для себя и других». [25] В частности, Линго и Теппер предполагают, что работники искусства являются «катализаторами перемен и инноваций», потому что они «сталкиваются с особыми проблемами управления двусмысленностью, развития и поддержания относительной идентичности и формирования сообщества в контексте индивидуальной предпринимательской экономики» (2013). Из-за этих адаптивных навыков предполагается, что «изучение того, как художники справляются с неопределенностью и факторов, влияющих на их успех, должно быть актуальным для понимания этих более широких социальных и экономических тенденций, с которыми сталкивается сегодняшняя (и завтрашняя) рабочая сила». [26]
Такой взгляд на художника как на агента перемен меняет вопросы, которые исследователи задают о творческой экономике. Старые исследовательские вопросы будут сосредоточены на таких темах, как «навыки, практика работы, контракты, разница в заработной плате, стимулы к трудоустройству, формальные полномочия, каналы трудоустройства и потоки рабочей силы различных профессиональных категорий». Примеры новых вопросов:
- Каким образом художники создают изменения как на самом рынке труда, так и в способах ведения культурной работы?
- Каков их процесс инноваций и предпринимательства?
- Каков характер их работы и ресурсы, которые они используют?
- Как разные сетевые структуры создают разные пространства возможностей?
- Как работники искусства создают и управляют запланированной счастливой случайностью — пространствами и обменами, которые создают неожиданное сотрудничество и возможности?
- Как творческие работники объединяют и объединяют профессиональные, жанровые, географические и отраслевые границы для создания новых возможностей? (Теппер и Линго, 2013) [25]
Более широкая роль
[ редактировать ]В то время как некоторые страны первого мира изо всех сил пытаются конкурировать на традиционных рынках, таких как производство , многие теперь рассматривают творческую индустрию как ключевой компонент в новой экономике знаний , способной, возможно, обеспечить возрождение городов , часто посредством инициатив, связанных с эксплуатацией культурного наследия , что приводит к рост туризма . Часто утверждают, что в будущем идеи и воображение таких стран, как Великобритания, станут их величайшим активом; В подтверждение этого аргумента ряд университетов Великобритании начали предлагать творческое предпринимательство в качестве особой области для обучения и исследований. Действительно, данные правительства Великобритании показывают, что творческие отрасли Великобритании создают более миллиона рабочих мест и приносят миллиарды долларов в экономику Великобритании (DCMS Creative Industries Mapping Document 2001), хотя наборы данных, лежащие в основе этих цифр, вызывают сомнения.
В последние годы креативные индустрии становятся «все более привлекательными для правительств за пределами развитых стран». [27] В 2005 году XI Группа высокого уровня по творческим индустриям и развитию Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) заказала несколько исследований для выявления проблем и возможностей, с которыми сталкивается рост и развитие творческих индустрий в развивающихся отраслях. Как Каннингем и др. (2009) отметили, что «использование творчества приносит с собой потенциал создания нового богатства, культивирование местных талантов и генерацию творческого капитала, развитие новых экспортных рынков, значительный мультипликативный эффект во всей экономике в целом, использование информационно-коммуникационных технологий и повышения конкурентоспособности в условиях растущей глобальной экономики». Ключевой движущей силой интереса к творческим индустриям и развитию является признание того, что ценность творческого производства заключается в идеях и индивидуальном творчестве, а развивающиеся страны имеют богатые культурные традиции и резервы творческих талантов, которые закладывают базовую основу для творческих предприятий. Отражая растущий интерес к потенциалу креативных индустрий в развивающихся странах, в октябре 2011 года в правительстве Индонезии было создано Министерство туризма и креативной экономики, возглавляемое известным экономистом. Мари Пангесту назначена первым министром, занявшим эту должность.
См. также
[ редактировать ]- Когнитивно-культурная экономика
- Креативная индустрия в Бразилии
- Культурная индустрия
- Индустрия развлечений
- Эпоха воображения , теоретический зарождающийся период, в котором творчество и воображение станут основными создателями экономической ценности.
- Издательская индустрия
- Умный город
- Креативные услуги
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Hesmondhalgh 2002 , с. 14
- ^ Хокинс 2001
- ^ Буитраго и Дуке 2013
- ^ Jump up to: а б Хокинс 2001 , стр. 88–117.
- ^ Kultur & Kommunikation for Nordic Innovation Center (2007), «Образование творческих индустрий в странах Северной Европы». Архивировано 18 мая 2015 г. в Wayback Machine ; Мёглен, Пьер (2001), Les Industries éducatives, Париж, Пуф
- ^ Hesmondhalgh 2002 , стр. 12; ДКМС 2006
- ^ Флорида 2002 , с. xiii
- ^ Ландри и Бьянкини 1995 , с. 4
- ^ DCMS 2001 , с. 04; Хесмондхал 2002 , с. 12; Хокинс 2001 , стр. 88–117; ЮНКТАД 2008 , стр. 11–12
- ^ Hesmondhalgh 2002 , стр. 11–14; ЮНКТАД 2008 , с. 12
- ^ Лэш и Урри 1994 , с. 117
- ^ DCMS 2001 , с. 04
- ^ «Департамент культуры, СМИ и спорта – Экономические оценки творческих отраслей за январь 2015 г.» (PDF) . gov.uk. 13 января 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 февраля 2015 г. . Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ «Есть ли место кухне в креативной экономике и какую роль креативное лидерство играет в ее производстве?» . WordPress.com . 18 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2018 г. . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Hesmondhalgh 2002 , стр. 12–14.
- ^ Hesmondhalgh 2002 , стр. 13
- ^ Фелипе, Буитраго Рестрепо, Педро; Иван, Дуке Маркес (1 октября 2013 г.). «Оранжевая экономика: безграничные возможности» . iadb.org . Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 3 мая 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пещеры 2000
- ^ Флорида, 2002 г.
- ^ «Экономическая эффективность отраслей, основанных на авторском праве» . www.wipo.int . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ «Руководство по исследованию экономического вклада отраслей авторского права, пересмотренное издание, 2015 г.» (PDF) . Публикации Всемирной организации интеллектуальной собственности . 2015 г. – через Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
- ^ САНТОС, ФФС; Пиньейру, ФК; Маркес, В. (29 октября 2021 г.). «Защита товарных знаков и географическое указание в индустрии кашаса». Журнал «Географическое указание и инновации» . 5 (4): 1418–1432. дои : 10.51722/ingi.v5.i4.175 . S2CID 240303360 .
- ^ «Креативная Европа – Европейская Комиссия» . Креативная Европа . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Экономическая война на киноэкране — ФРАНЦИЯ 24» . Архивировано из оригинала 19 января 2012 г. Проверено 23 мая 2015 г. с Виолен Хакер
- ^ Jump up to: а б Линго, Элизабет Л. и Теппер, Стивен Дж (2013), «Оглядываясь назад, глядя вперед: карьера, основанная на искусстве, и творческая работа». Архивировано 6 мая 2015 г. в Wayback Machine , в журнале Work and Occupations 40 (4) 337-. 363.
- ^ Линго, Элизабет Л. и Теппер, Стивен Дж (2013), «Оглядываясь назад, глядя вперед: карьера, основанная на искусстве, и творческая работа». Архивировано 6 мая 2015 г. в Wayback Machine in Work and Occupations 40 (4) 337-. 363.
- ^ Каннингем, Стюарт, Райан, Марк Дэвид, Кин, Майкл и Ордонес, Диего (2008), «Финансирование творческих отраслей в развивающихся странах», под редакцией Дианы Барроуклаф и Зельки Козул-Райт, «Творческие отрасли и развивающиеся страны: голос, выбор» и экономический рост». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Routledge, Лондон и Нью-Йорк, стр. 65–110.
Источники
[ редактировать ]- «Креативная экономика» . Журнал «БизнесВик». 28 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2000 года . Проверено 18 августа 2006 г.
- Буитраго, Педро и Дуке, Иван. Оранжевая экономика: безграничные возможности . Вашингтон, округ Колумбия: Межамериканский банк развития, 2013 г.
- Кейвс, Ричард Э. (2000), Творческие индустрии: контракты между искусством и коммерцией , Гарвардский университет. Пресса, ISBN 978-0674001640 Описание и предварительный просмотр.
- DCMS (2001), Документ по картированию творческих отраслей 2001 г. (2-е изд.), Лондон, Великобритания: Департамент культуры, СМИ и спорта, заархивировано из оригинала 27 июля 2008 г. , получено 26 мая 2007 г.
- DCMS (2006), Статистический бюллетень статистических оценок творческих отраслей (PDF) , Лондон, Великобритания: Департамент культуры, СМИ и спорта, заархивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2007 г. , получено 26 мая 2007 г.
- Де Бёкелаер, Кристиан (2015), Развитие культурных индустрий: изучение практики Палимпсеста , Европейский культурный фонд
- Де Бекелер, Кристиан; Спенс, Ким-Мари (2019), Глобальная культурная экономика , Routledge
- Флорида, Ричард (2002), Рост креативного класса. И как это меняет работу, досуг и повседневную жизнь , Basic Books, ISBN 978-1541617742
- Хесмондхал, Дэвид (2002), Культурная индустрия , SAGE, ISBN 978-1526424099
- Хокинс, Джон (2001), Креативная экономика: как люди зарабатывают деньги на идеях , Penguin, ISBN 978-0141977034
- Лэш, С; Урри, Дж. (1994), Экономика знака и пространства , SAGE, ISBN 978-0803984714
- Лэндри, Чарльз; Бьянкини, Франко (1995), Творческий город (PDF) , Демонстрации, ISBN 978-1-898309-16-1
- Нильсен, Тобиас (2006), Модель Eriba - эффективная и успешная политическая основа для творческих индустрий (PDF) , The Knowledge Foundation, заархивировано из оригинала (PDF) 03 марта 2016 г. , получено 11 февраля 2013 г.
- ЮНКТАД (2008 г.), Отчет о креативной экономике (PDF) , ЮНКТАД, ISBN 978-0-9816619-0-2 , получено 28 ноября 2009 г.
- ЮНЕСКО, Творческие индустрии – Культура ЮНЕСКО , ЮНЕСКО, заархивировано из оригинала 26 августа 2009 г. , получено 24 ноября 2009 г.
- Пэрриш, Дэвид (2005). Футболки и костюмы: Путеводитель по творческому бизнесу , Мерсисайд ACME.
- Паскинелли, Маттео (2006). «Нематериальная гражданская война: прототипы конфликта внутри когнитивного капитализма» . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г. Проверено 16 мая 2015 г. . В: Ловинк, Герт и Росситер, Нед (ред.). MyCreativity Reader: Критика творческих индустрий , Амстердам: Институт сетевых культур, 2007.
- Тауз, Рут (2002). Рецензия на книгу о творческих индустриях , Журнал политической экономии, 110: 234–237.
- Ван Хёр, Бас (2010) Творческие сети и город: к культурной политической экономии эстетического производства . Билефельд: Стенограмма.
- Гилен, Паскаль (2013) «Творчество и другие фундаментализмы». Мондриан: Амстердам.