Джордж Симеон Мвасе
Джордж Симеон Мвасе (ок. 1880–1962) был государственным служащим, а затем бизнесменом и политиком в колониальном Ньясаленде . Он стал политически активным в 1920-х годах под влиянием идей Маркуса Гарви и его движения «Африка для африканцев» и сыграл важную роль в основании Ассоциации коренных жителей Центральной провинции в 1927 году. Мвасе присоединился к Африканскому конгрессу Ньясаленда (NAC) в 1944 году. , вскоре после его образования, а затем участвовал в его руководстве. К концу 1950-х годов постепенность Мвасе и многих его современников была отвергнута более молодым поколением более радикальных членов НАК. Он был маргинален, покинул НАК и стал сторонником Федерации Родезии и Ньясаленда .
Сегодня Мвасе, вероятно, лучше всего помнят как автора документа, позже отредактированного и опубликованного Робертом И. Ротбергом в 1967 году, под названием «Нанеси удар и умри». Это был английский перевод его эссе 1932 года, в котором сравнивались расовые отношения в Ньясаленде во время восстания Чилембве и в начале 1930-х годов, но он наиболее примечателен своим рассказом из вторых рук об этом восстании и мотивах Джона Чилембве . Его подлинность и выводы были подвергнуты сомнению другими учеными.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Джордж Симеон Мвасе, представитель народа Тонга , родился в районе залива Нхата на севере современной Малави , вероятно, около 1880 года, хотя точных записей о его рождении не существует. Он получил начальное образование в миссии Свободной церкви Шотландии (1843–1900) в Бандаве и, возможно, более высокий уровень образования в Институте Овертауна в Ливингстонии , Малави, еще одной миссии Свободной церкви, хотя сведения об этом неясны. [ 1 ]
Его старший брат, Есая Зерендже Мвасе (родился около 1870 г.), определенно получил образование в Институте Овертауна и стал одним из первых трех служителей Африканской Объединенной свободной церкви Шотландии, рукоположенных в Ньясаленде в 1914 г. Позже Йесайя поссорился с этим контролируемым миссионером церковь и в 1933 году основал пресвитерианскую церковь Африки Блэкмана . [ 2 ]
Джордж Мвасе работал почтовым служащим правительства Ньясаленда в 1905 году, уйдя в отставку в 1906 году и перейдя на работу в правительство Северной Родезии . Он вернулся в Ньясаленд в 1920 году, где четыре года проработал государственным налоговым служащим. В 1924 году он открыл магазин в Лилонгве , но позже этот бизнес потерпел неудачу, и в 1930 году Мвасе стал банкротом. В том же году он снова поступил на государственную службу в качестве клерка в офисе окружного комиссара в Блантайре, но в 1931 году он был осужден. за растрату и заключен в тюрьму на 16 месяцев в тюрьме Зомба . [ 3 ]
Политическая деятельность
[ редактировать ]С момента своего возвращения в Малави в 1920 году Мвасе был политически активен и находился под влиянием идей Маркуса Гарви , привлекая внимание колониальной полиции в 1926 году за получение экземпляров « Негритянского мира », публикации, опубликованной Гарви « Universal Negro». Ассоциация улучшения и Лига африканских сообществ , запрещенная в Ньясаленде. В 1927 году Мвасе и Джеймс Ральф Нтинда Чиньяма основали Универсальную ассоциацию коренных жителей Центральной провинции, которая была вынуждена исключить слово «Универсальная» из своего названия в качестве условия государственной регистрации. [ 4 ]
После освобождения из тюрьмы Мвасе сначала вернулся в район Лилонгве, но позже был вынужден жить в Чинтече в районе залива Нхата в соответствии с постановлением правительства, ограничивающим его районом происхождения, прежде чем снова вернуться в район Лилонгве в 1936 году, где он начал еще одно коммерческое предприятие. [ 5 ] Он также снова стал активным членом Ассоциации коренных жителей Центральной провинции, которая с 1943 года стала составной частью Африканского конгресса Ньясаленда. Мвасе присоединился к Африканскому конгрессу Ньясаленда в 1944 году и был членом его исполнительного комитета в конце 1940-х — начале 1950-х годов, решительно выступая против создания Федерации Родезии и Ньясаленда . Однако позже, в 1950-х годах, постепенность и уважение Мвасе к колониальным властям оттолкнули новое поколение активистов-националистических лидеров, и он покинул партию, став сторонником Федерации. В 1959 году он подготовил меморандум для Комиссии Девлина, отвергающий быстрый переход к независимости, и на всеобщих выборах в Ньясаленде 1961 года баллотировался в качестве кандидата от Объединенной федеральной партии , которая поддерживала Федерацию, в округе Дедза . Он умер 3 августа 1962 года. [ 6 ]
«Нанеси удар и умри»
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Роберт Ротберг обнаружил машинописный текст под названием «Диалог о прошлых событиях, окружающей среде и нынешних перспективах Ньясаленда в протекторате» в архивах Ньясаленда в 1962 году, незадолго до смерти Мвасе, однако Ротбергу так и не удалось встретиться с ним или взять у него интервью. Ротберг отредактировал документ, добавил введение и примечания и опубликовал его под названием «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке» в 1967 году, исправив введение и примечания в издании книги 1970 года. [ 7 ]
Хотя Ротберг предполагает, что Мвасе написал черновик первой части своей работы, отчета о восстании Чилембве, находясь в тюрьме Зомба, где он находился в заключении в 1931–32 годах. [ 8 ] Сам Мвасе указывает, что завершил работу в 1932 году и написал как минимум вторую часть после освобождения. [ 9 ] Полная рукопись, включающая как отчет о восстании, так и обсуждение текущих расовых отношений, написанная на языке чиньянджа , была подготовлена для конкурса эссе, спонсируемого Институтом африканских языков и культур в Лондоне в конце 1932 года. [ 10 ] Машинописный текст, обнаруженный Ротбергом, по-видимому, представляет собой английский перевод этого эссе, напечатанный кем-то другим и отправленный высокопоставленному чиновнику колониальной администрации в январе 1933 года. [ 11 ]
Мвасе никогда не встречался с Джоном Чилембве и был в Северной Родезии во время и после восстания. Ротберг предполагает, что он получил подробности восстания от Уоллеса Кампинго, одного из помощников Чилембве, который после 17 лет заключения был освобожден из тюрьмы Зомба в июле 1932 года, незадолго до освобождения Мвасе. [ 12 ]
Предложение Ротберга заслуживает доверия, особенно потому, что в отчете Мвасе значительное внимание уделяется действиям Кампинго во время восстания и после него. [ 13 ] Однако Мвасе не назвал имени своего информатора. [ 14 ] а экземпляр «Негритянского мира», полученный Мвасе в 1926 году, был предоставлен Иссой Лоуренсом Макдональдом, который также принимал участие в восстании в Чилембве, поэтому Макдональд может быть дополнительным или альтернативным источником. [ 15 ] Ротберг также упоминает Эндрю Мкуличи, еще одного последователя Чилембве, и устные традиции в качестве возможных источников. [ 16 ]
Подлинность и точность
[ редактировать ]Часто цитируемые длинные речи, некоторые из которых украшены латинскими цитатами, которые, как утверждается, были произнесены Чилембве, и его сочинения могут быть произведениями Мвасе, а не точными воспоминаниями его предполагаемого информатора через 17 лет после события. [ 17 ] [ 18 ] Однако в двух случаях, когда имеются другие указания на то, что сказал Чилембве, Мвасе дает упрощенное и, возможно, искаженное, но не совсем неточное изложение.
Первым является письмо, отправленное Чилембве в «Ньясаленд Таймс» в январе 1915 года, которое цензор удалил и которое так и не было опубликовано этой газетой. Это вызвало сожаление по поводу гибели и ранений африканцев в войне, начатой европейцами, в которой африканцы не были заинтересованы. [ 19 ] Краткий перефраз письма Мвасе отражает это широкое мнение, добавляя, что Чилембве заявил, что правительство должно нанимать белых поселенцев, а не африканцев. [ 20 ] Во-вторых, Фири цитирует информацию о том, что Чилембве 23 января 1915 года отправил свои войска со словами: «Вы будете сражаться как африканские патриоты… Я не говорю, что вы выиграете войну, а затем станете королями… некоторые из нас умрут на поле боя». и оставят после себя вдов и сирот, но они будут свободными людьми. Наша кровь наконец-то будет чего-то стоить». [ 21 ] Мвасе в гораздо более длинном отчете упоминает Чилембве, говоря: «Вы все патриоты… Я не говорю, что вы вообще выиграете войну…» и позже: «Вы не должны думать, что этим ударом вы собираетесь победить». стать королями…» [ 22 ] Однако между этими разделами Мвасе повторяет то, что, по его утверждению, было сказано на более ранней встрече 3 января 1915 года.
По словам Мвасе, 3 января 1915 года Чилембве и его основные последователи «решили нанести удар, иначе им следует попросить, чтобы их похоронили заживо». Чилембве также (как утверждает Мвасе) сказал после ссылки на Джона Брауна : «Давайте нанесем удар и умрем, потому что наша кровь наверняка что-то будет значить». [ 23 ] Основываясь на этом отчете, Ротберг полагал, что Чилембве искал мученической смерти, поскольку находился в состоянии депрессии из-за жертв среди африканцев в ходе кампании в Восточной Африке. [ 24 ] [ 25 ] Фраза «нанеси удар и умри» повторяется несколько раз как предполагаемая цитата из выступлений Чилембве, но она нигде не зафиксирована и противоречит реальному ходу восстания, когда некоторые из избранных в качестве лидеров остались дома и многие последователи рассеялись и бежали, как только появились войска. [ 26 ]
Обсуждение на встрече 3 января 1915 года и более ранней встрече в декабре 1914 года является основным основанием для убеждения Мвасе в том, что Чилембве и его основные последователи знали при планировании восстания, что оно приведет к неудаче и их смерти, и он сравнивает судьбу Чилембве с этим. Джона Брауна и Роджера Кейсмента . [ 27 ] Однако Чилембве проявил значительную осторожность при подготовке к восстанию, даже если он продемонстрировал понятную неспособность к детальному военному планированию, и его также подвели многие из его главных сотрудников, мелких землевладельцев, получивших миссионерское образование, которые не смогли действовать решительно. или действовать вообще в одном случае. [ 28 ] Когда стало ясно, что восстание провалилось, он и несколько его помощников попытались бежать в Мозамбик, что ставит под сомнение их стремление к мученической смерти. [ 29 ]
В той степени, в которой Мвасе считал, что Джон Браун знал, что у него нет шансов на успех, и был готов умереть, что объясняло мотивацию Чилембве, [ 30 ] он ошибся. В подробном отчете о допросе Брауна говорилось, что он отправился в Харперс-Ферри с единственной целью - вести успешную войну, для которой, по его мнению, его ресурсов было достаточно, намереваясь вооружить рабов трофейным оружием и выиграть эту войну в течение ста дней. [ 31 ]
Оставшуюся часть рассказа Мвасе можно разделить на рассказ о происхождении и образовании Чилембве и его комментарии о расовых отношениях в Ньясаленде в 1930-х годах. Мвасе посвящает семь страниц утверждению, что по линии своей матери Чилембве принадлежал к народу Чева , в частности к клану вожди Калонга королевства Марави Фири, к которому также принадлежали . Однако другие источники утверждают, что его мать была женщиной Манганджа , возможно, рабыней, а Чилембве всегда считал себя членом народа Яо своего отца . [ 32 ] [ 33 ]
Мвасе также занимается расовыми отношениями, законом и тюрьмами, отмечая улучшение положения африканцев с 1915 года. Ротберг предполагает, что Мвасе преувеличил улучшения ради более благоприятной реакции. [ 34 ] но Прайс считает это ранним признаком более позднего уважения Мвасе к власти. [ 35 ]
Реакция
[ редактировать ]Джордж Шепперсон , чью помощь признал Ротберг, принял общую точность рассказа Мвасе о восстании, несмотря на его красочный и драматический язык, и считал его важным дополнением к знаниям о Чилембве и его последователях. Однако он поставил под сомнение предположение Мвасе о том, что у Чилембве нет надежды на успех. [ 36 ] Вероятно, это был самый положительный ответ, но уже упомянутые отзывы Атмора и Прайса были в целом положительными, хотя оба ставили под сомнение, насколько точными были воспоминания информатора Мвасе через 17 лет и сколько было добавлено Мвасе. Маккракен также сомневается в точности Мвасе относительно Чилембве, но ценит тот свет, который его работа пролила на идеи и взгляды образованного африканца 1930-х годов.
Самая сильная оппозиция как версии Мвасе, так и основанным на ней интерпретациям Ротберга исходит от Линденов. Они рассматривают Мвасе как противоположность христианским миссионерам и предполагают, что он сравнил Чилембве со своим собственным искаженным представлением о Джоне Брауне, сложившимся благодаря чтению гарвейитской литературы в 1930-х годах, а не с чем-либо, что рассказал ему его тюремный информатор. Поэтому они считают его рассказ о восстании совершенно ненадежным. [ 37 ] Они также обвиняют Ротберга в том, что он слишком готов принять версию Мвасе, использовать ее, чтобы сделать психологию Чилембве центральной в восстании, и игнорировать центральную роль (по их мнению) милленаристских убеждений Чилембве. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xxxvii (представление Ротберга)
- ^ Дж. Маккракен (1977) Политика и христианство в Малави , стр. 267, 294, Cambridge University Press
- ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X: «Африка для африканцев, 1923–1945». Окленд, Калифорнийский университет Press, с. 362
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxxvii–xxxix (введение Ротберга)
- ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X. стр. 362–63.
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxxix – xl (введение Ротберга)
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. ix (представление Ротберга)
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xliii (представление Ротберга)
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 3, 102
- ^ Б. Пачаи (1968) «Самуэль Иосия Нтара: писатель и историк». Журнал Общества Малави Vol. 21, нет. 2, с. 62–63
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xliii – xliv (введение Ротберга)
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxix–xxx, xxxv (введение Ротберга)
- ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: повествование о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 45–47, 53–56.
- ^ А. Атмор (1970). Рецензия на книгу «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», « Дела Африки» , Vol. 69, № 276, с. 303)
- ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X: «Африка для африканцев, 1923–1945». Окленд, Калифорнийский университет Press, с. 280)
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xxii (представление Ротберга)
- ^ Т. Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
- ^ Джон Маккракен (1968) Обзор книги «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», Журнал современных африканских исследований , Vol. 6, № 2 с. 283.
- ^ Р. И. Ротберг (1965) Рост национализма в Центральной Африке, становление Малави и Замбии, 1873–1964. Издательство Гарвардского университета, стр. 82-3.
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. 33–34
- ^ Д. Д. Фири (1999). Давайте умрем за Африку: африканский взгляд на жизнь и смерть Джона Чилембве из Ньясаленда. Блантайр Центральноафриканская, стр.63
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 48–49.
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением . п. 36
- ^ Р. И. Ротберг (1965) Рост национализма в Центральной Африке, создание Малави и Замбии, 1873–1964. Издательство Гарвардского университета, стр. 83–85, 92.
- ^ Р. И. Ротберг (1970) «Психологический стресс и вопрос идентичности: пересмотр восстания Чилембве», в Р. И. Ротберге и А. Мазруи (редакторы) « Протест и власть в Черной Африке». Оксфордский университет. Пресс стр. 367–69.
- ^ T Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: повествование о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 73–74, 79–80.
- ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966 гг. , с. 141
- ^ Р. Тангри (1971) «Некоторые новые аспекты восстания коренных жителей Ньясаленда в 1915 году». Африканские исторические исследования , Том. 4, № 2 стр. 310–312.
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением. п. 34
- ^ Дж. М. Мейсон (председатель), (1860). Отчет специального комитета Сената, назначенного для расследования позднего вторжения и захвата государственной собственности в Харперс-Ферри, 36-й Конгресс, 1-я сессия, Комиссия по отчетам № 278, стр. 96
- ^ Т. Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри», Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
- ^ DT Стюарт-Могг, (1997). «Краткое исследование генеалогии пастора Джона Чилембве из Ньясаленда». Журнал Общества Малави , Vol. 50, № 1, стр. 44–47.
- ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xliv (представление Ротберга)
- ^ T Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
- ^ Дж. Шепперсон (1970). Обзор книги Гидеона Симеона Мвасе «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», Journal of African History , Vol. 11, № 1, стр. 159–160.
- ^ Дж Линден и я Линден (1971). «Джон Чилембве и Новый Иерусалим». Журнал африканской истории , Vol. 12, нет. 4, с. 633
- ^ Дж Линден и я Линден (1971). «Джон Чилембве и Новый Иерусалим». Журнал африканской истории , Vol. 12, нет. 4, с. 631–32