Jump to content

Джордж Симеон Мвасе

Джордж Симеон Мвасе (ок. 1880–1962) был государственным служащим, а затем бизнесменом и политиком в колониальном Ньясаленде . Он стал политически активным в 1920-х годах под влиянием идей Маркуса Гарви и его движения «Африка для африканцев» и сыграл важную роль в основании Ассоциации коренных жителей Центральной провинции в 1927 году. Мвасе присоединился к Африканскому конгрессу Ньясаленда (NAC) в 1944 году. , вскоре после его образования, а затем участвовал в его руководстве. К концу 1950-х годов постепенность Мвасе и многих его современников была отвергнута более молодым поколением более радикальных членов НАК. Он был маргинален, покинул НАК и стал сторонником Федерации Родезии и Ньясаленда .

Сегодня Мвасе, вероятно, лучше всего помнят как автора документа, позже отредактированного и опубликованного Робертом И. Ротбергом в 1967 году, под названием «Нанеси удар и умри». Это был английский перевод его эссе 1932 года, в котором сравнивались расовые отношения в Ньясаленде во время восстания Чилембве и в начале 1930-х годов, но он наиболее примечателен своим рассказом из вторых рук об этом восстании и мотивах Джона Чилембве . Его подлинность и выводы были подвергнуты сомнению другими учеными.

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Джордж Симеон Мвасе, представитель народа Тонга , родился в районе залива Нхата на севере современной Малави , вероятно, около 1880 года, хотя точных записей о его рождении не существует. Он получил начальное образование в миссии Свободной церкви Шотландии (1843–1900) в Бандаве и, возможно, более высокий уровень образования в Институте Овертауна в Ливингстонии , Малави, еще одной миссии Свободной церкви, хотя сведения об этом неясны. [ 1 ]

Его старший брат, Есая Зерендже Мвасе (родился около 1870 г.), определенно получил образование в Институте Овертауна и стал одним из первых трех служителей Африканской Объединенной свободной церкви Шотландии, рукоположенных в Ньясаленде в 1914 г. Позже Йесайя поссорился с этим контролируемым миссионером церковь и в 1933 году основал пресвитерианскую церковь Африки Блэкмана . [ 2 ]

Джордж Мвасе работал почтовым служащим правительства Ньясаленда в 1905 году, уйдя в отставку в 1906 году и перейдя на работу в правительство Северной Родезии . Он вернулся в Ньясаленд в 1920 году, где четыре года проработал государственным налоговым служащим. В 1924 году он открыл магазин в Лилонгве , но позже этот бизнес потерпел неудачу, и в 1930 году Мвасе стал банкротом. В том же году он снова поступил на государственную службу в качестве клерка в офисе окружного комиссара в Блантайре, но в 1931 году он был осужден. за растрату и заключен в тюрьму на 16 месяцев в тюрьме Зомба . [ 3 ]

Политическая деятельность

[ редактировать ]

С момента своего возвращения в Малави в 1920 году Мвасе был политически активен и находился под влиянием идей Маркуса Гарви , привлекая внимание колониальной полиции в 1926 году за получение экземпляров « Негритянского мира », публикации, опубликованной Гарви « Universal Negro». Ассоциация улучшения и Лига африканских сообществ , запрещенная в Ньясаленде. В 1927 году Мвасе и Джеймс Ральф Нтинда Чиньяма основали Универсальную ассоциацию коренных жителей Центральной провинции, которая была вынуждена исключить слово «Универсальная» из своего названия в качестве условия государственной регистрации. [ 4 ]

После освобождения из тюрьмы Мвасе сначала вернулся в район Лилонгве, но позже был вынужден жить в Чинтече в районе залива Нхата в соответствии с постановлением правительства, ограничивающим его районом происхождения, прежде чем снова вернуться в район Лилонгве в 1936 году, где он начал еще одно коммерческое предприятие. [ 5 ] Он также снова стал активным членом Ассоциации коренных жителей Центральной провинции, которая с 1943 года стала составной частью Африканского конгресса Ньясаленда. Мвасе присоединился к Африканскому конгрессу Ньясаленда в 1944 году и был членом его исполнительного комитета в конце 1940-х — начале 1950-х годов, решительно выступая против создания Федерации Родезии и Ньясаленда . Однако позже, в 1950-х годах, постепенность и уважение Мвасе к колониальным властям оттолкнули новое поколение активистов-националистических лидеров, и он покинул партию, став сторонником Федерации. В 1959 году он подготовил меморандум для Комиссии Девлина, отвергающий быстрый переход к независимости, и на всеобщих выборах в Ньясаленде 1961 года баллотировался в качестве кандидата от Объединенной федеральной партии , которая поддерживала Федерацию, в округе Дедза . Он умер 3 августа 1962 года. [ 6 ]

«Нанеси удар и умри»

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

Роберт Ротберг обнаружил машинописный текст под названием «Диалог о прошлых событиях, окружающей среде и нынешних перспективах Ньясаленда в протекторате» в архивах Ньясаленда в 1962 году, незадолго до смерти Мвасе, однако Ротбергу так и не удалось встретиться с ним или взять у него интервью. Ротберг отредактировал документ, добавил введение и примечания и опубликовал его под названием «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке» в 1967 году, исправив введение и примечания в издании книги 1970 года. [ 7 ]

Хотя Ротберг предполагает, что Мвасе написал черновик первой части своей работы, отчета о восстании Чилембве, находясь в тюрьме Зомба, где он находился в заключении в 1931–32 годах. [ 8 ] Сам Мвасе указывает, что завершил работу в 1932 году и написал как минимум вторую часть после освобождения. [ 9 ] Полная рукопись, включающая как отчет о восстании, так и обсуждение текущих расовых отношений, написанная на языке чиньянджа , была подготовлена ​​для конкурса эссе, спонсируемого Институтом африканских языков и культур в Лондоне в конце 1932 года. [ 10 ] Машинописный текст, обнаруженный Ротбергом, по-видимому, представляет собой английский перевод этого эссе, напечатанный кем-то другим и отправленный высокопоставленному чиновнику колониальной администрации в январе 1933 года. [ 11 ]

Мвасе никогда не встречался с Джоном Чилембве и был в Северной Родезии во время и после восстания. Ротберг предполагает, что он получил подробности восстания от Уоллеса Кампинго, одного из помощников Чилембве, который после 17 лет заключения был освобожден из тюрьмы Зомба в июле 1932 года, незадолго до освобождения Мвасе. [ 12 ]

Предложение Ротберга заслуживает доверия, особенно потому, что в отчете Мвасе значительное внимание уделяется действиям Кампинго во время восстания и после него. [ 13 ] Однако Мвасе не назвал имени своего информатора. [ 14 ] а экземпляр «Негритянского мира», полученный Мвасе в 1926 году, был предоставлен Иссой Лоуренсом Макдональдом, который также принимал участие в восстании в Чилембве, поэтому Макдональд может быть дополнительным или альтернативным источником. [ 15 ] Ротберг также упоминает Эндрю Мкуличи, еще одного последователя Чилембве, и устные традиции в качестве возможных источников. [ 16 ]

Подлинность и точность

[ редактировать ]

Часто цитируемые длинные речи, некоторые из которых украшены латинскими цитатами, которые, как утверждается, были произнесены Чилембве, и его сочинения могут быть произведениями Мвасе, а не точными воспоминаниями его предполагаемого информатора через 17 лет после события. [ 17 ] [ 18 ] Однако в двух случаях, когда имеются другие указания на то, что сказал Чилембве, Мвасе дает упрощенное и, возможно, искаженное, но не совсем неточное изложение.

Первым является письмо, отправленное Чилембве в «Ньясаленд Таймс» в январе 1915 года, которое цензор удалил и которое так и не было опубликовано этой газетой. Это вызвало сожаление по поводу гибели и ранений африканцев в войне, начатой ​​европейцами, в которой африканцы не были заинтересованы. [ 19 ] Краткий перефраз письма Мвасе отражает это широкое мнение, добавляя, что Чилембве заявил, что правительство должно нанимать белых поселенцев, а не африканцев. [ 20 ] Во-вторых, Фири цитирует информацию о том, что Чилембве 23 января 1915 года отправил свои войска со словами: «Вы будете сражаться как африканские патриоты… Я не говорю, что вы выиграете войну, а затем станете королями… некоторые из нас умрут на поле боя». и оставят после себя вдов и сирот, но они будут свободными людьми. Наша кровь наконец-то будет чего-то стоить». [ 21 ] Мвасе в гораздо более длинном отчете упоминает Чилембве, говоря: «Вы все патриоты… Я не говорю, что вы вообще выиграете войну…» и позже: «Вы не должны думать, что этим ударом вы собираетесь победить». стать королями…» [ 22 ] Однако между этими разделами Мвасе повторяет то, что, по его утверждению, было сказано на более ранней встрече 3 января 1915 года.

По словам Мвасе, 3 января 1915 года Чилембве и его основные последователи «решили нанести удар, иначе им следует попросить, чтобы их похоронили заживо». Чилембве также (как утверждает Мвасе) сказал после ссылки на Джона Брауна : «Давайте нанесем удар и умрем, потому что наша кровь наверняка что-то будет значить». [ 23 ] Основываясь на этом отчете, Ротберг полагал, что Чилембве искал мученической смерти, поскольку находился в состоянии депрессии из-за жертв среди африканцев в ходе кампании в Восточной Африке. [ 24 ] [ 25 ] Фраза «нанеси удар и умри» повторяется несколько раз как предполагаемая цитата из выступлений Чилембве, но она нигде не зафиксирована и противоречит реальному ходу восстания, когда некоторые из избранных в качестве лидеров остались дома и многие последователи рассеялись и бежали, как только появились войска. [ 26 ]

Обсуждение на встрече 3 января 1915 года и более ранней встрече в декабре 1914 года является основным основанием для убеждения Мвасе в том, что Чилембве и его основные последователи знали при планировании восстания, что оно приведет к неудаче и их смерти, и он сравнивает судьбу Чилембве с этим. Джона Брауна и Роджера Кейсмента . [ 27 ] Однако Чилембве проявил значительную осторожность при подготовке к восстанию, даже если он продемонстрировал понятную неспособность к детальному военному планированию, и его также подвели многие из его главных сотрудников, мелких землевладельцев, получивших миссионерское образование, которые не смогли действовать решительно. или действовать вообще в одном случае. [ 28 ] Когда стало ясно, что восстание провалилось, он и несколько его помощников попытались бежать в Мозамбик, что ставит под сомнение их стремление к мученической смерти. [ 29 ]

В той степени, в которой Мвасе считал, что Джон Браун знал, что у него нет шансов на успех, и был готов умереть, что объясняло мотивацию Чилембве, [ 30 ] он ошибся. В подробном отчете о допросе Брауна говорилось, что он отправился в Харперс-Ферри с единственной целью - вести успешную войну, для которой, по его мнению, его ресурсов было достаточно, намереваясь вооружить рабов трофейным оружием и выиграть эту войну в течение ста дней. [ 31 ]

Оставшуюся часть рассказа Мвасе можно разделить на рассказ о происхождении и образовании Чилембве и его комментарии о расовых отношениях в Ньясаленде в 1930-х годах. Мвасе посвящает семь страниц утверждению, что по линии своей матери Чилембве принадлежал к народу Чева , в частности к клану вожди Калонга королевства Марави Фири, к которому также принадлежали . Однако другие источники утверждают, что его мать была женщиной Манганджа , возможно, рабыней, а Чилембве всегда считал себя членом народа Яо своего отца . [ 32 ] [ 33 ]

Мвасе также занимается расовыми отношениями, законом и тюрьмами, отмечая улучшение положения африканцев с 1915 года. Ротберг предполагает, что Мвасе преувеличил улучшения ради более благоприятной реакции. [ 34 ] но Прайс считает это ранним признаком более позднего уважения Мвасе к власти. [ 35 ]

Джордж Шепперсон , чью помощь признал Ротберг, принял общую точность рассказа Мвасе о восстании, несмотря на его красочный и драматический язык, и считал его важным дополнением к знаниям о Чилембве и его последователях. Однако он поставил под сомнение предположение Мвасе о том, что у Чилембве нет надежды на успех. [ 36 ] Вероятно, это был самый положительный ответ, но уже упомянутые отзывы Атмора и Прайса были в целом положительными, хотя оба ставили под сомнение, насколько точными были воспоминания информатора Мвасе через 17 лет и сколько было добавлено Мвасе. Маккракен также сомневается в точности Мвасе относительно Чилембве, но ценит тот свет, который его работа пролила на идеи и взгляды образованного африканца 1930-х годов.

Самая сильная оппозиция как версии Мвасе, так и основанным на ней интерпретациям Ротберга исходит от Линденов. Они рассматривают Мвасе как противоположность христианским миссионерам и предполагают, что он сравнил Чилембве со своим собственным искаженным представлением о Джоне Брауне, сложившимся благодаря чтению гарвейитской литературы в 1930-х годах, а не с чем-либо, что рассказал ему его тюремный информатор. Поэтому они считают его рассказ о восстании совершенно ненадежным. [ 37 ] Они также обвиняют Ротберга в том, что он слишком готов принять версию Мвасе, использовать ее, чтобы сделать психологию Чилембве центральной в восстании, и игнорировать центральную роль (по их мнению) милленаристских убеждений Чилембве. [ 38 ]

  1. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xxxvii (представление Ротберга)
  2. ^ Дж. Маккракен (1977) Политика и христианство в Малави , стр. 267, 294, Cambridge University Press
  3. ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X: «Африка для африканцев, 1923–1945». Окленд, Калифорнийский университет Press, с. 362
  4. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxxvii–xxxix (введение Ротберга)
  5. ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X. стр. 362–63.
  6. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxxix – xl (введение Ротберга)
  7. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. ix (представление Ротберга)
  8. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xliii (представление Ротберга)
  9. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 3, 102
  10. ^ Б. Пачаи (1968) «Самуэль Иосия Нтара: писатель и историк». Журнал Общества Малави Vol. 21, нет. 2, с. 62–63
  11. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xliii – xliv (введение Ротберга)
  12. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. xxix–xxx, xxxv (введение Ротберга)
  13. ^ Джордж Симеон Мвасе Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: повествование о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 45–47, 53–56.
  14. ^ А. Атмор (1970). Рецензия на книгу «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», « Дела Африки» , Vol. 69, № 276, с. 303)
  15. ^ Маркус Гарви (редактор Р.А. Хилл), (2006). Документы Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров , Vol. X: «Африка для африканцев, 1923–1945». Окленд, Калифорнийский университет Press, с. 280)
  16. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xxii (представление Ротберга)
  17. ^ Т. Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
  18. ^ Джон Маккракен (1968) Обзор книги «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», Журнал современных африканских исследований , Vol. 6, № 2 с. 283.
  19. ^ Р. И. Ротберг (1965) Рост национализма в Центральной Африке, становление Малави и Замбии, 1873–1964. Издательство Гарвардского университета, стр. 82-3.
  20. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. 33–34
  21. ^ Д. Д. Фири (1999). Давайте умрем за Африку: африканский взгляд на жизнь и смерть Джона Чилембве из Ньясаленда. Блантайр Центральноафриканская, стр.63
  22. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 48–49.
  23. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением . п. 36
  24. ^ Р. И. Ротберг (1965) Рост национализма в Центральной Африке, создание Малави и Замбии, 1873–1964. Издательство Гарвардского университета, стр. 83–85, 92.
  25. ^ Р. И. Ротберг (1970) «Психологический стресс и вопрос идентичности: пересмотр восстания Чилембве», в Р. И. Ротберге и А. Мазруи (редакторы) « Протест и власть в Черной Африке». Оксфордский университет. Пресс стр. 367–69.
  26. ^ T Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
  27. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: повествование о расовых отношениях в колониальной Африке с исправленным введением , стр. 73–74, 79–80.
  28. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966 гг. , с. 141
  29. ^ Р. Тангри (1971) «Некоторые новые аспекты восстания коренных жителей Ньясаленда в 1915 году». Африканские исторические исследования , Том. 4, № 2 стр. 310–312.
  30. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением. п. 34
  31. ^ Дж. М. Мейсон (председатель), (1860). Отчет специального комитета Сената, назначенного для расследования позднего вторжения и захвата государственной собственности в Харперс-Ферри, 36-й Конгресс, 1-я сессия, Комиссия по отчетам № 278, стр. 96
  32. ^ Т. Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри», Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
  33. ^ DT Стюарт-Могг, (1997). «Краткое исследование генеалогии пастора Джона Чилембве из Ньясаленда». Журнал Общества Малави , Vol. 50, № 1, стр. 44–47.
  34. ^ Джордж Симеон Мвасе (редактор Р.И. Ротберг), (1970). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке с пересмотренным введением , стр. xliv (представление Ротберга)
  35. ^ T Прайс (1969) Обзор книги Джорджа Симеона Мвасе и Роберта И. Ротберга «Нанеси удар и умри». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 39, № 2 с. 195
  36. ^ Дж. Шепперсон (1970). Обзор книги Гидеона Симеона Мвасе «Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке», Journal of African History , Vol. 11, № 1, стр. 159–160.
  37. ^ Дж Линден и я Линден (1971). «Джон Чилембве и Новый Иерусалим». Журнал африканской истории , Vol. 12, нет. 4, с. 633
  38. ^ Дж Линден и я Линден (1971). «Джон Чилембве и Новый Иерусалим». Журнал африканской истории , Vol. 12, нет. 4, с. 631–32
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c901ced5f20ed027bb23c70fe737668c__1606159320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/8c/c901ced5f20ed027bb23c70fe737668c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Simeon Mwase - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)