Jump to content

Комиссия Девлина

Комиссия Девлина , официально Комиссия по расследованию Ньясаленда , была комиссией по расследованию, созданной в 1959 году под председательством г-на Джастиса Девлина , позже лорда Девлина, после африканского противодействия Федерации Родезии и Ньясаленда , особенно ее сельскому хозяйству и сохранению сельских районов. политика и требования прогресса в направлении правления большинства, продвигаемые Африканским конгрессом Ньясаленда под руководством его лидера доктора Гастингса Банды, привели к массовым беспорядкам в Ньясаленде и некоторых летальные исходы. чрезвычайное положение В марте 1959 г. было объявлено ; около 1300 человек, многие из которых были членами партии Африканский конгресс Ньясаленда, были задержаны без суда, более 2000 заключены в тюрьму за преступления, связанные с чрезвычайной ситуацией, а сам Конгресс был запрещен. Во время чрезвычайного положения и за неделю до него военнослужащими или полицией был убит в общей сложности 51 человек. Хотя четыре члена Комиссии были членами Британского истеблишмента , ее выводы были крайне неблагоприятными для правительства Ньясаленда. [ 1 ]

Доклад Девлина — единственный пример того, как британский судья исследовал уместность действий колониальной администрации по подавлению инакомыслия. Его можно рассматривать не только как инцидент британской деколонизации , но и как выражение ценностей судебной независимости и приверженности верховенству закона даже в чрезвычайных условиях, когда они находятся под угрозой. [ 2 ] Выводы Девлина о том, что была применена чрезмерная сила и что Ньясаленд был «полицейским государством», вызвали в то время политический резонанс. Девлин был не первым, кто использовал выражение «полицейское государство» в отношении британской колонии; Ричард Кроссман описал Кипр как «любезное полицейское государство» в 1955 году, но это было необычно, когда об этом говорилось в официальном отчете. [ 3 ] Его отчет был в значительной степени отклонен, и чрезвычайное положение продлилось до июня 1960 года. Хотя отчет Девлина изначально был дискредитирован, в долгосрочной перспективе он помог убедить британское правительство в том, что Федерация неприемлема для его африканского большинства. Доктор Банда был освобожден из-под стражи в 1960 году, а Федерация была распущена в 1963 году. [ 4 ]

Чрезвычайная ситуация в Ньясаленде, 1959 год.

[ редактировать ]

Причины волнений

[ редактировать ]

Двойная тема восстания Джона Чилембве в 1915 году заключалась в том, что образованным африканцам было отказано в эффективном политическом голосе, а простые африканцы не пользовались благами колониальной экономики. [ 5 ] все еще применялся в 1959 году. В 1940-х и начале 1950-х годов наиболее острой проблемой был доступ африканцев к земле, большая часть которой была преобразована в поместья, принадлежавшие европейцам, на которых африканские жители были обязаны выполнять сельскохозяйственные работы для владельца в соответствии с системой тангата. или заниматься формой издольщины . [ 6 ] Ни правительство Ньясаленда, ни британское правительство не занимались земельными жалобами, включая право землевладельцев периодически выселять излишних жителей на законных основаниях. [ 7 ] [ 8 ] Попытки провести крупномасштабные выселения в округе Блантайр в 1943 и 1950 годах встретили сопротивление. [ 9 ] а в 1953 году в перенаселенном районе Чоло попытка выселить около 1250 арендаторов чайных плантаций и повысить арендную плату остальным привела к серьезным беспорядкам и гибели одиннадцати человек, а семьдесят два человека получили ранения. [ 10 ] В результате правительство Ньясаленда согласилось приобрести неиспользуемые или недостаточно используемые земли, которые затем были переданы мелким африканским землевладельцам. К 1957 году правительство выкупило около 40% земли, ранее находившейся в частных владениях. После обретения независимости в 1964 году доля земель частной собственности сократилась до менее 2% от общей площади земли. [ 11 ]

Правительство Южной Родезии предложило объединить Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд в 1930-х и 1940-х годах, несмотря на почти единодушное сопротивление африканских стран. [ 12 ] Это сделало требования африканских политических прав более актуальными, и в 1944 году Джеймс Фредерик Сангала способствовал созданию Африканского конгресса Ньясаленда , который в 1953 году насчитывал около 5000 членов. [ 13 ] Послевоенные британские правительства обеих сторон согласились на федеральное решение проблемы Центральной Африки, а не на полное объединение, и Федерация Родезии и Ньясаленда . в 1953 году, несмотря на сильную африканскую оппозицию, была создана [ 14 ] Африканский Конгресс Ньясаленда начал кампанию ненасильственного сопротивления, но правительство Ньясаленда пригрозило заключить в тюрьму лидеров Конгресса: это вынудило их прекратить свой протест, в результате чего Конгресс потерял большую часть своей народной поддержки. [ 15 ]

Конгресс возродился

[ редактировать ]

В 1956 году представительство африканских стран в Законодательном совете Ньясаленда было увеличено, и два молодых радикала, Генри Чипембере и Каньяма Чиуме , добились выдвижения в Конгресс, предоставив ему значительный голос и увеличив число членов до более чем 13 000 в 1957 году. [ 16 ] Однако несколько более молодых членов Конгресса мало верили в избранного в январе 1957 года лидера ТДТ Банду из-за его слабых результатов при обсуждении конституционных изменений с правительством Ньясаленда. [ 17 ] и хотел заменить его доктором Гастингсом Бандой, жившим тогда на Золотом Берегу , позже в Гане . Доктор Банда согласился вернуться после того, как ему пообещали пост президента Конгресса и широкие полномочия над партией, и он прибыл в Ньясаленд в июле 1958 года. Он был непримиримым противником Федерации, но в остальном был гораздо менее радикальным, чем многие молодые члены Конгресса. [ 18 ]

Хотя Африканский конгресс Ньясаленда сначала базировался в Блантайре было создано множество отделений. , после 1955 года в Северной провинции За пределами Северной провинции поддержка Конгресса в сельской местности была неоднородной, но в Блантайре и других городах он привлекал молодых, маргинализированных мужчин, готовых участвовать в демонстрациях. [ 19 ]

Рост беспорядков

[ редактировать ]

По возвращении Банда добивался выхода Ньясаленда из Федерации и самоуправления, а не немедленной независимости. [ 20 ] Когда Федерация была создана в 1953 году, ее конституция и входящие в нее территории должны были быть пересмотрены в 1960 году, и Банда хотел, чтобы африканское большинство было в органах, рассматривающих членство Ньясаленда. [ 21 ] За девять месяцев до объявления чрезвычайного положения Банда объединил оппозицию Федерации с более популярными проблемами, чтобы мобилизовать сторонников Конгресса на забастовки и преимущественно ненасильственные протесты, которые могли бы нарушить повседневную работу колониального правительства. [ 22 ]

До октября 1958 года лидеры Конгресса обсуждали конституцию с губернатором и не одобряли насильственные действия своих членов. Сэр Роберт Армитидж , губернатор с апреля 1956 года, выступал за ограниченное и медленное конституционное развитие. Его конституционные предложения от октября 1958 года игнорировали требования Банды о предоставлении адекватного избирательного права африканцам Ньясаленда и предлагали предложение, которое в значительной степени перепредставляло крошечное меньшинство европейцев и азиатов. [ 23 ] [ 24 ] Однако Алан Леннокс-Бойд , министр по делам колоний, отклонил даже эти ограниченные предложения по реформе, дав понять, что протекторату не будет позволено отделиться от Федерации. Это привело к все более агрессивным демонстрациям Конгресса с конца октября. [ 23 ]

Неудачные переговоры

[ редактировать ]

К началу 1959 года правительства и Конгресс Великобритании и Ньясаленда были по разным причинам убеждены, что время для них истекает. В конце 1958 года Банда и другие лидеры Конгресса посетили Всеафриканскую народную конференцию в Аккре , Гана, и вернулись в Ньясаленд, полные решимости добиться конституционных изменений. [ 25 ] [ 26 ] Между тем, к январю 1959 года Управление по делам колоний предположило, что Банду и Конгресс необходимо «нейтрализовать», чтобы сохранить Федерацию, хотя что означает «нейтрализация», в документе не уточнялось. [ 27 ]

В первые дни января 1959 года Конгресс предложил Армитиджу существенное представительство африканских стран в руководящих органах Ньясаленда: поскольку это привело бы к требованию покинуть Федерацию, оно было отклонено губернатором. Эта очевидная тупиковая ситуация побудила Генри Чипембере и Каньяму Чиуме потребовать более агрессивной кампании неповиновения колониальным законам, которая была призвана вызвать хаос. Предлагаемые меры включали запугивание и нападения на полицейских и государственных служащих. [ 28 ] Банда был более осторожен, поскольку 4 февраля было сделано предложение британскому министру посетить Ньясаленд в марте, чтобы снизить политическую температуру, но он не возражал против эскалации кампании гражданского неповиновения . [ 29 ]

Совет Армитиджа о том, что Управление по делам колоний должно отменить предложенный визит министров из-за растущего насилия со стороны сторонников Конгресса и подстрекательских заявлений его ведущих активистов, сделал его объявление чрезвычайного положения неизбежным. [ 30 ] Он запросил подкрепление полиции из Северной Родезии и Танганьики , а затем войска из Северной и Южной Родезии, которые прибыли к 28 февраля. [ 31 ] [ 32 ] Многие из белых войск Южной Родезии были едва обученными призывниками, но Армитаж считал их более надежными, чем опытные африканские солдаты, уже находившиеся в Ньясаленде, опасаясь возможного мятежа. [ 33 ]

«Сюжет убийства»

[ редактировать ]

Приняв решение о массовых арестах, охватывающих большую часть организации Конгресса, Армитидж сказал, что на него повлияли сообщения о секретной встрече лидеров Конгресса, состоявшейся в отсутствие Банды недалеко от Лимбе 25 января 1959 года. Не оспаривается, что встреча одобрила политику забастовок, возмездия против полицейского насилия, саботажа и неповиновения правительству. Однако один агент под кодовым именем Бейкер, который утверждал, что присутствовал при этом, подтвердил, что обсуждалась кампания насилия, а в следующем отчете другого агента, сделанном только 11 февраля, утверждалось, что Конгресс разработал план систематических убийств. в «день Р», если бы Банду арестовали. [ 34 ] Более поздний отчет стал основой для заявления комиссара полиции о том, что собрание планировало неизбирательное убийство европейцев и азиатов, а также африканцев, выступавших против Конгресса, так называемый «заговор убийства». Нет никаких доказательств того, что такой подробный и далеко идущий план убийства когда-либо существовал, а также некоторая неопределенность относительно того, что правительства Ньясаленда и Великобритании считали истинными масштабами предлагаемых действий. Однако отказ Банды и его коллег осудить насильственные действия некоторых членов Конгресса, направленные в основном против африканцев, не поддержавших его, придал сообщениям некоторую правдоподобность. [ 35 ]

Леннокс-Бойд и Джулиан Эмери , заместитель государственного секретаря в Министерстве по делам колоний, оба заявили во время дебатов в Палате общин 3 марта 1958 года, что они видели информацию, ясно дающую понять, что Конгресс планировал «резню» или «кровавую баню». [ 36 ] Однако оппозиция заявила, что обвинения в заговоре с убийством были «сфабрикованы», а Комиссия Девлина позже спросила, не было бы лучше, чтобы правительство опубликовало причины своей веры в заговор с убийством, прежде чем санкционировать чрезвычайное положение. поскольку существовало недоверие к предполагаемому заговору, который был публично упомянут только после этого события. [ 37 ] [ 38 ]

Армитидж не верил, что существует хладнокровно рассчитанный и детально разработанный план. [ 39 ] Он действительно верил, что мог существовать какой-то план убийства его и высокопоставленных европейских чиновников, поэтому ему пришлось принять меры, чтобы справиться с любой непредвиденной ситуацией, которая могла бы стать возможной благодаря таким планам путем объявления чрезвычайного положения. [ 40 ] [ 41 ]

Объявлено чрезвычайное положение

[ редактировать ]

3 марта 1959 года Армитидж объявил чрезвычайное положение на всей территории Ньясаленда и арестовал доктора Гастингса Банду, других членов исполнительного комитета Конгресса и многих местных партийных чиновников. На следующий день Африканский конгресс Ньясаленда был запрещен. Арестованных содержали под стражей без суда, а их общее число в итоге превысило 1300 человек. Еще более 2000 человек были заключены в тюрьму за преступления, связанные с чрезвычайной ситуацией, включая массовые беспорядки и причинение преступного ущерба. Заявленная цель этих мер заключалась в том, чтобы позволить правительству Ньясаленда восстановить закон и порядок после растущего беззакония после возвращения доктора Банды. Вместо того, чтобы немедленно успокоить ситуацию, было зарегистрировано убийство 51 африканца в период с 20 февраля 1959 г. по 19 марта 1959 г., а также известно, что 79 человек были ранены пулями, но общее количество ранений, вероятно, было занижено. В ходе карательных операций, предпринятых во время чрезвычайной ситуации, большое количество людей было избито или «избито». [ 42 ] [ 43 ]

Первоначальной реакцией многих сторонников Конгресса были беспорядки, нанесение ущерба правительственной и европейской собственности и забастовки, но через несколько дней, после действий полиции и войск, Южная провинция стала спокойной, но напряженной. В более отдаленных районах, особенно в Северной провинции, в течение нескольких месяцев продолжалось разрушение мостов и правительственных зданий, а также сельское сопротивление, организованное « Флакс Катоба Мусополе» . Это продолжающееся сопротивление было встречено тем, что губернатор назвал кампанией преследования со стороны войск и полиции, а выдвинутые против них обвинения в жестокости были позже рассмотрены Комиссией Девлина. Он отклонил некоторые претензии, в том числе обвинения в изнасиловании и пытках, предъявленные войскам Федерации во время военных действий на холмах Мисуку, но поддержал другие жалобы, включая поджоги домов, избиения и наложение произвольного штрафа, которые он считал незаконными. [ 44 ]

Комиссия Девлина

[ редактировать ]

Комиссия назначила

[ редактировать ]

Через два дня после объявления чрезвычайного положения британский кабинет министров под руководством Гарольда Макмиллана решил создать комиссию по расследованию беспорядков. Задержка с окончательным определением формы Комиссии и ее членского состава была вызвана спорами внутри правительства и парламента. Государственный секретарь по делам колоний выразил сомнения по поводу расследования, касающегося только Ньясаленда, а губернатор Армитидж был против любой формы комиссии, особенно той, в которую входил бы какой-либо член парламента. Сильное парламентское давление с требованием участия его членов возникло потому, что оппозиция подозревала правительство в том, что оно находилось под влиянием сэра Роя Веленски , федерального премьер-министра, с целью подавления африканской оппозиции Федерации. Правительство опубликовало обоснование чрезвычайного положения в депеше от Армитиджа от 18 марта, объясняя, почему он решил объявить чрезвычайное положение. В депеше подчеркивалось предполагаемое «заговор с убийством» и общий план Конгресса, принятый 25 января, по насильственному сопротивлению правительству Ньясаленда, утверждая, что Банда участвовал в разработке этого плана. [ 45 ]

Чтобы предотвратить участие членов оппозиции в парламентском расследовании, кабинет министров решил 17 марта 1959 года, что расследование будет проводиться следственной комиссией, состоящей из председательствующего судьи и трех других членов, а 19 марта кабинет принял решение о «ограниченное фактическое расследование», о котором объявил лорд Перт на дебатах в Палате лордов 24 марта, когда также был объявлен ее состав. Комиссия должна была расследовать и сообщить о недавних беспорядках в Ньясаленде и событиях, приведших к ним. [ 46 ] Кроме того, в 1960 году должна была состояться более широкая Королевская комиссия по будущему Федерации Родезии и Ньясаленда (она стала Комиссией Монктона ). Британское правительство ясно дало понять, что Комиссия не является органом судебного расследования в соответствии с Законом о Трибунале по расследованию (доказательства) 1921 года, который может давать рекомендации. Однако Леннокс-Бойд, министр по делам колоний, заявил, что оно должно носить полусудебный характер, но не должно давать никаких рекомендаций. [ 47 ] в его состав входили судья в качестве председателя и двое других с судебным опытом: один в качестве губернатора, другой в качестве магистрата. [ 48 ]

Макмиллан не выбрал своего председателя Девлина, поскольку его не было в стране. Девлин был предложен лордом-канцлером лордом Килмюром как человек с известными консервативными взглядами. Выбор, одобренный Р. А. Батлером, тогда исполнявшим обязанности премьер-министра, и друг Девлина, лорд Перт, который тогда был государственным министром в Министерстве по делам колоний, также сыграли свою роль в его выборе. [ 49 ] Позже Макмиллан раскритиковал назначение Девлина на основании его ирландского происхождения и католического воспитания, а также его предполагаемого разочарования по поводу того, что его не сделали лордом-главным судьей . Макмиллан не только в целом отверг отчет Девлина, на подготовку которого ушло несколько месяцев, но и организовал выпуск конкурирующего отчета Армитиджа , который был подготовлен очень быстро, чтобы его можно было опубликовать в тот же день, что и отчет Девлина. [ 50 ]

Председателем Комиссии по расследованию был Патрик Девлин, родившийся в 1905 году и ставший судьей Высокого суда в раннем возрасте, в 1948 году. В 1960 году он был назначен в Апелляционный суд , а в 1961 году стал лордом закона . Он вышел на пенсию в 1964 году, когда ему было 58 лет, хотя в соответствии с Законом о судебных пенсиях 1959 года он мог прослужить до 75 лет. Однако позже он отрицал, что это произошло потому, что он был разочарован тем, что ему не предложили более высокие посты лорда-главного судьи. или Мастер роллов . [ 51 ] Тремя другими членами комиссии были Эдгар Уильямс , позже сэр Эдгар, директор Оксфордского колледжа Родс-Хаус , сэр Перси Вин-Харрис и сэр Джон Примроуз. Хотя в Расследовании могут доминировать их председатели, а Девлин, безусловно, обладал сильной личностью, ясно, что коллеги Девлина представляли собой грозную команду. Уильямс, в то время академический историк, был бригадным генералом и главным офицером разведки Монтгомери во время войны, Вин-Харрис имел большой африканский опыт работы в Кении и на посту губернатора Гамбии, хотя Примроуз, шотландский лорд-проректор , был менее значимой фигурой. [ 52 ] [ 38 ] Несмотря на то, что за Девлина ручался министр лорд Перт, он вряд ли был фигурой истеблишмента; Вин-Харрис, бывший губернатор, описывался как олицетворение порядочности и честной игры, а два других члена комиссии были опытными и независимыми. [ 53 ]

Комиссия в Ньясаленде

[ редактировать ]

Комиссары прибыли в протекторат 11 апреля и провели там пять недель, затем неделю в Южной Родезии, а затем четыре дня обсуждали свои выводы в Лондоне. Хотя Девлин был сторонником консерваторов , а другие члены комиссии были членами Консервативной партии, Комиссия вела свою работу таким образом, что беспокоила правительство Ньясаленда, которое надеялось, что ее действия и последующие действия полиции и войск будут оправданы. [ 54 ] Очень скоро после его прибытия в Ньясаленд стало очевидно, что члены комиссии намеревались подробно расследовать объявление чрезвычайного положения и заговор с убийством, вместо того, чтобы безоговорочно принять заявления правительства Ньясаленда, и Управление по делам колоний подготовило критический отчет, в котором правительство может отклонить его полностью или частично. [ 55 ]

Комиссия собрала показания 455 отдельных свидетелей и 1300 свидетелей в группах: правительство Ньясаленда также представило Комиссии множество документов, а ее члены позже дали ей устные показания, но с их сотрудничеством возникли некоторые проблемы. [ 56 ] Очень немногие офицеры специального отдела Ньясаленда предстали перед Комиссией, поскольку служащие правительства Ньясаленда по правовым вопросам были обеспокоены тем, что могут свидетельствовать против себя, и утверждали, что любого офицера, вызванного для явки, должен сопровождать их начальник. [ 57 ] Информаторы Специального отдела, которые предоставили информацию о предполагаемом заговоре с убийством, были допрошены Комиссией, как сообщается, в враждебной форме. [ 58 ]

Правительства Великобритании и Ньясаленда также были обеспокоены тем, что Девлин поставит под сомнение роль федерального правительства и правительства Южной Родезии и, в частности, советы Веленски, влияющие на решение Армитиджа объявить чрезвычайное положение, поскольку он отверг обвинения оппозиции, выдвинутые в Палата общин о любом таком сговоре. [ 59 ] Оба правительства в целом успешно уводили Комиссию от доказательств того, что Армитидж, Веленский и Министерство по делам колоний преследовали политическую цель ликвидации Банды и НАК, чтобы сохранить Федерацию, а также или даже вместо того, чтобы сохранить закон и порядок в стране. Ньясаленд. [ 60 ] [ 23 ] Ему также удалось свести к минимуму обсуждение роли Веленского, так что в отчете говорится, что его вмешательство не повлияло напрямую на решение объявить чрезвычайную ситуацию, тогда как документы, недоступные Девлину, но опубликованные гораздо позже, показали, что его вмешательство было более важным для его объявления. [ 61 ]

Девлин считал, что Армитидж не ценил роль Комиссии и, похоже, не был к ней готов, а Управление по делам колоний считало, что Армитидж был довольно пассивен в своем взаимодействии с Девлином. [ 62 ] С другой стороны, ряд высокопоставленных чиновников Ньясаленда считали, что Делвин, если не другие члены комиссии, был полон решимости дискредитировать правительство протектората и особенно Армитиджа. [ 63 ] За два дня до того, как Комиссия покинула Ньясаленд, Армитидж и его высокопоставленные чиновники встретились с членами Комиссии, чтобы обсудить проект выводов и высказать свое мнение по поводу этих выводов. После этой встречи Управление по делам колоний и Армитаж стремились как можно скорее получить проект отчета Комиссии. [ 64 ]

Доклад Девлина и после него

[ редактировать ]

Отчет о результатах

[ редактировать ]

Отчет Комиссии был в основном составлен Девлином, но включал некоторые материалы Уильямса о полицейских и военных мероприятиях, а также о методах, используемых при разгоне толпы. Вин-Харрис также подготовил несколько проектов о Федерации и оппозиции ей со стороны Африки. Члены Комиссии встретились в Лондоне, чтобы рассмотреть и доработать отчет, который был завершен 16 июля 1959 года. [ 65 ] Леннокс-Бойд объяснил членам комиссии, что в круге ведения намеренно не рассматривается вопрос об основных причинах чрезвычайной ситуации, но не исключается возможность расследования объявления чрезвычайного положения и наличия заговора с убийством. [ 65 ] Девлин действовал как судья первой инстанции, направляющий присяжных, подчеркивая, что выводы, которые следует сделать, должны были решать Леннокс-Бойд, но, суммируя факты, он добавил выводы, которые следует сделать из них, и вопросы, которые необходимо рассмотреть, что поручил Секретарю государства к завершению. [ 65 ]

Комиссия сосредоточила свое внимание на трех областях: чрезвычайное положение, заговор с убийством и африканская оппозиция Федерации. Было установлено, что объявление чрезвычайного положения было необходимо для восстановления порядка и предотвращения сползания к анархии. Однако он раскритиковал случаи незаконного применения силы полицией и войсками, в том числе поджоги домов, уничтожение имущества, избиения и унижающее достоинство обращение с задержанными, но отверг заявления об изнасилованиях и пытках со стороны сил безопасности. [ 66 ] Самая сильная критика была связана с «заговором об убийстве». По словам Девлина, в Комиссию был представлен заговор с целью сначала убить губернатора и ведущих чиновников, а затем уничтожить всех взрослых европейцев с изувечением детей. Именно этого, по мнению Комиссии, не существовало как сформированный заговор, кроме как в воображении Специального отдела. [ 40 ] Он также осудил использование этого закона правительством Ньясаленда и Великобритании в попытке оправдать чрезвычайное положение и заявил, что Банда ничего не знал о подстрекательских разговорах некоторых активистов Конгресса о нападениях на европейцев. Наконец, он отметил почти всеобщее неприятие Федерации африканским народом Ньясаленда и предложил британскому правительству провести переговоры с африканскими лидерами о конституционном будущем страны. [ 67 ] [ 68 ]

Комиссия сочла Томаса Каруа ненадежным свидетелем, когда допрашивала его в Ньясаленде, и его показания плохо отразились на методах Специального отделения. Каруа был родом из Танганьики: до ареста он прожил в Ньясаленде всего год, работал в Конгрессе автомехаником и управлял кинокамерой на заседаниях Конгресса. [ 69 ] [ 70 ] По его собственному заявлению, он плохо владел языком чиньянджа , на котором в основном проводились встречи, в том числе 24 и 25 января 1959 года. [ 71 ] Он был арестован и интернирован в Булавайо : по его словам, к нему подошел инспектор специального отдела Ньясаленда и попросил подписать подготовленное заявление о заговоре об убийстве в обмен на обещание освобождения и репатриации в Танганьику. [ 72 ] Официальная версия заключалась в том, что Каруа и еще один интернированный обратились к сотрудникам тюрьмы с предложением дать добровольные показания. [ 73 ]

Дав показания Комиссии в Ньясаленде в присутствии генерального солиситора протектората и вернувшись в Танганьику, Каруа отказался от своих показаний, а затем был доставлен в Лондон и снова предстал перед Комиссией. [ 74 ] [ 75 ] Его история о том, что ему дали на подпись подготовленное заявление, подтверждается опытом Эдварда Мваси, задержанного в Ньясаленде, которому была предложена возможность освобождения, чтобы принять предложение о поступлении в университет в США после семимесячного заключения, если он подпишет подготовленное заявление, подтверждающее, что Конгресс планировал всеобщую резню европейцев. Он отклонил это предложение и был задержан еще на шесть месяцев. [ 76 ]

Комиссия также установила, что подавление правительством Ньясаленда критики и поддержки Конгресса оправдывает название его, широко цитируемая фраза, «без сомнения, лишь временно, полицейским государством». Менее чем через пятнадцать лет после поражения Гитлера параллель с фашизмом приобрела особую силу. Ни одно колониальное правительство не подвергалось столь резкой критике со стороны официального расследования. [ 77 ] Хотя члены Комиссии осознавали, что эта фраза оскорбительна для правительства Ньясаленда и, как следствие, для британского правительства, они были полны решимости включить ее. Частично это произошло потому, что полиция Ньясаленда взяла имена свидетелей, давших показания Комиссии, которые должны были быть конфиденциальными и конфиденциальными. [ 78 ] И Девлин, и Уильямс позже сожалели, что не объяснили более подробно, что они имели в виду. Девлин сказал, что эта фраза указывает на то, что полиции были предоставлены и использованы чрезвычайно широкие полномочия против лиц, которым было отказано в обычной защите судов. [ 45 ] Уильямс подумал, что было бы лучше уточнить, что имела в виду Комиссия, а именно, что при объявлении чрезвычайного положения страна неизбежно становится полицейским государством. [ 79 ]

Через несколько дней после прибытия Девлина в Ньясаленд Армитидж получил совет от Управления по делам колоний о действиях, которые следует предпринять, если губернатор не согласен с выводами следственной комиссии, и ему сказали, что он может не согласиться, если считает это оправданным. В конце мая Армитидж считал, что Комиссия удовлетворена необходимостью введения чрезвычайного положения, но не признавал существования плана резни. По его мнению, члены комиссии также сосредоточили внимание на использовании огнестрельного оружия и поджогах домов правительственными силами, игнорируя события, приведшие к таким инцидентам. Он подозревал, что доклад Комиссии будет весьма критическим. [ 80 ]

Девлин бросил вызов

[ редактировать ]

Управление по делам колоний получило ранний проект отчета Комиссии и передало копию Армитажу, который он использовал для подготовки документа, критикующего ее выводы. Затем Армитидж вылетел в Лондон, где присоединился к рабочей группе высокого уровня, состоящей из министров, Армитиджа и высокопоставленных государственных служащих Великобритании и Ньясаленда, которые подготовили депешу, часто известную как « Отчет Армитиджа» , в противовес «Отчету Девлина». [ 81 ] Девлин согласился с тем, что и Управление по делам колоний, и Армитидж должны ознакомиться с проектом отчета до его подписания, хотя это не было обычной практикой, и он и другие члены Комиссии согласились на ряд изменений, которые смягчили его критику. [ 82 ] Однако позже все члены комиссии осудили использование Управлением по делам колоний своей уступки, позволившей ему ознакомиться с проектом подготовки враждебного отчета Армитиджа, хотя Вин-Харрис, более привыкший к методам Управления по делам колоний, был менее удивлен этим действием, чем Девлин был. [ 83 ]

Открывая 28 июля 1959 года дебаты палаты общин по докладу правительства, генеральный прокурор сэр Реджинальд Мэннингем-Буллер отметил, что Комиссия сочла объявление чрезвычайного положения оправданным, но подверг критике использование в ней выражения «полиция». государства» и отказ от разговоров об убийствах и избиениях европейцев как не более чем риторики. Маннингем-Буллер также заявила, что правительство не обязано принимать все или некоторые выводы или рекомендации какой-либо созданной им комиссии. В одном из разделов отчета Армитиджа, составленного Эмери, Комиссия обвиняется в проведении ложного различия между планом убийства относительно небольшой целевой группы и планом инициирования неизбирательной резни, поскольку оба плана являются убийствами. Однако сам Эмери и Леннокс-Бойд оба использовали слово «резня» в дебатах палаты общин 3 марта 1959 года. [ 84 ]

Мэннингем-Буллер использовал уравнение Эймери любого плана, каким бы плохо определенным или плохо продуманным он ни был, с конкретными утверждениями, выдвинутыми комиссаром полиции, а также теми, которые были представлены Комиссии, чтобы отвергнуть содержащееся в ее отчете утверждение о том, что не было « заговор убийства». Кроме того, Мэннингем-Буллер усомнилась в утверждении Комиссии о том, что ненужная и незаконная сила, такая как надевание наручников и затыкание рта заключенным, поджоги домов и другие насильственные действия, использовалась при аресте задержанных в ходе операции «Восход» или после нее (при этом заявив, что если бы это было так, то это было бы прискорбная оперативная необходимость) и отверг вывод о том, что Банда не знал о секретной встрече 25 января 1959 года, утверждая, что Банда был участником запланированного насилия. [ 85 ] Он не упомянул Веленского, но упомянул Джеймса Каллагана , поскольку оппозиция отметила, что в отчете показано, что Веленский вмешался, чтобы посоветовать Армитиджу объявить чрезвычайное положение, и что последний не упоминал о заговоре с убийством до 7 марта. Каллахан также отклонил утверждение генерального прокурора о том, что правительство не обязано было принимать выводы этой комиссии на том основании, что перед ним была поставлена ​​задача и цель — объективно изложить соответствующие факты и что оно не дало никаких рекомендаций. [ 86 ]

Леннокс-Бойд, государственный секретарь по делам колоний, закрыл дебаты, заявив, что правительство имеет право и обязанность принять то немногое, что есть в отчете Комиссии положительного, и отвергнуть все неблагоприятное в нем, вместо того, чтобы отвергать все. отчет. [ 87 ] [ 88 ] Критика неспособности правительства обратить внимание на роль Веленского в дебатах в Палате общин прозвучала на следующий день в Палате лордов , где лорд Перт отметил, что Комиссия заявила, что вмешательство сэра Роя не касалось непосредственно вопроса о том, возникла ли чрезвычайная ситуация или нет. должно быть объявлено. [ 89 ]

Использование Девлином фразы «полицейское государство» вызвало глубокую обиду, особенно потому, что она была помещена на первой странице его отчета. Губернатор Ньясаленда сэр Роберт Армитидж был возмущен этим обвинением, а государственный секретарь по делам колоний Алан Леннокс-Бойд счел это утверждение в высшей степени несправедливым. В Ньясаленде не было особенно больших полицейских сил для своего населения, но сильное сопротивление африканских стран созданию Федерации Родезии и Ньясаленда привело к быстрому увеличению численности полиции с 860 до 1100 в 1953 году, включая мобильные полицейские силы вооруженных сил. отряды по охране общественного порядка. К 1959 году в Ньясаленде насчитывалось более 2000 полицейских. [ 90 ] Не размер или расширение полицейских сил заставили Девлина утверждать, что Ньясаленд — полицейский штат. Он использовал это выражение, потому что в Ньясаленде, в условиях чрезвычайного положения, было небезопасно выражать одобрение Конгресса и неразумно резко критиковать его правительство. Члены Комиссии осознали проблемы, связанные с использованием выражения «полицейское государство», и вполне вероятно, что министры Управления по делам колоний могли бы убедить Девлина убрать это выражение, но они сочли, что было бы неразумно оказывать давление на Комиссию по этому поводу. [ 91 ]

Девлин оправдан

[ редактировать ]

Девлин, Уильямс и Примроуз были разочарованы реакцией правительства: Вин-Харрис был менее удивлен реакцией правительства, но ожидал, что через несколько лет Отчет будет признан по-настоящему честным. [ 92 ] В действительности оправдание произошло в течение года, после того как Иэн Маклауд заменил Леннокса-Бойда в октябре 1959 года. [ 93 ]

Правительство Ньясаленда заключило Банду в тюрьму, не осознавая, что он был единственным африканским политиком, с которым они могли вести переговоры о заслуживающей доверия конституции протектората. Заключение Девлина о том, что заговора с убийством не было и что Банда, в отличие от других лидеров Конгресса, не участвовал в пропаганде насилия, открыло британскому правительству возможность разобраться с ним. Если бы Девлин обнаружил, что существовал заговор с убийством или что Банда напрямую поощрял насилие, это было бы очень сложно. Несмотря на то, что Леннокс-Бойд отверг отчет Девлина, после того, как Иэн Маклауд заменил его в Управлении по делам колоний, Маклауд обратился к Девлину за советом. [ 94 ] В последующем обращении Маклеода к Макмиллану осуждались медленные темпы освобождения задержанных, число которых все еще увеличивалось за счет новых задержаний, и он не видел причин для продления чрезвычайного положения. [ 95 ]

У Армитиджа не было никаких планов по разрешению политического кризиса в Ньясаленде, кроме ликвидации Банды и Конгресса, и с марта 1959 года он неоднократно добивался одобрения Управления по делам колоний либо запретить Банде возвращаться в Ньясаленд после его задержания, либо продлить срок его содержания под стражей (в Родезии). или Ньясаленд) на неопределенный срок, и он также не хотел освобождать большую часть задержанных. Партия Конгресса Малави была сформирована как преемница запрещенного Африканского Конгресса Ньясаленда Ортоном Чирва после его освобождения из-под стражи в августе 1959 года в качестве временного президента, хотя он признал Банду истинным лидером партии, и эту позицию Банда занял после своего освобождения и возвращения. в Ньясаленд. Те другие африканские политики, которые выдвигали себя как умеренные альтернативы Банде, были, по признанию самого Армитиджа, не заслуживающими доверия и не имеющими влияния. Надежды Армитиджа на переговоры с Ортоном Чирва вместо Банды рухнули, когда Чирва заявил, что только Банда имеет на это полномочия. [ 96 ] Армитидж сопротивлялся освобождению задержанных, чтобы сократить их число, а его настойчивость в подробном рассмотрении каждого дела и его заявление в июле 1959 года о том, что он не может предусмотреть освобождение основных 49 задержанных, вызвали напряженность в отношениях с Маклаудом. [ 97 ] В январе 1960 года Армитидж также запросил дополнительные войска из Южной Родезии, когда Банда должна была быть освобождена, но Маклауд отказался удовлетворить эту просьбу. [ 98 ]

Королевская комиссия по будущему Федерации Родезии и Ньясаленда ( Комиссия Монктона ) совершила поездку по Федерации в феврале 1960 года. Ей были предоставлены ограниченные полномочия, и она бойкотировалась оппозиционной Лейбористской партией и африканскими националистами в Ньясаленде и Северной Родезии. . Поскольку состав Комиссии, казалось, был склонен к продолжению существования Федерации, ее отчет разочаровал британское правительство. Комиссия Монктона сообщила о широкой и искренней оппозиции Федерации на двух северных территориях. Он считал, что Федерация не сможет выжить, по крайней мере, без значительной передачи полномочий Ньясаленду и Северной Родезии, предоставления большего количества избирательных прав африканцам и уменьшения расовой дискриминации. Что наиболее важно, он также рекомендовал Британии сохранить за собой право разрешить отделение любой северной территории, признавая, что африканские националисты не примут даже модифицированную Федерацию. [ 99 ]

Британское правительство в целом приняло отчет Монктона, сигнализируя об отказе от поддержки Федерации и принятии правления раннего большинства для Ньясаленда и Северной Родезии. Соответственно, несмотря на сопротивление Армитиджа, правительств Федерации и Южной Родезии, а также некоторых коллег в кабинете министров, Маклеод освободил Банду из-под стражи 1 апреля 1960 года и немедленно начал переговоры с ним о конституционном будущем Ньясаленда. Чрезвычайное положение было отменено 16 июня 1960 года. [ 100 ] После подавляющей победы Партии Конгресса Малави на выборах в августе 1961 года началась подготовка к независимости, которая была достигнута 6 июля 1964 года. [ 101 ]

Еще до назначения Маклауда лорд Перт и представители Управления по делам колоний в октябре 1959 года выразили сомнение в уверенности Армитиджа в том, что можно найти достаточное количество умеренных, чтобы заменить Конгресс, или в его способности вести переговоры с Бандой, при условии, что последний будет освобожден. 4 января 1960 года Макмиллан проинформировал Армитиджа о предложении освободить Банду в феврале (которое позже было перенесено на 1 апреля) на резкой встрече, на которой он обвинил Макмиллана в том, что он готов рисковать жизнями в Ньясаленде по соображениям политической целесообразности в Великобритании. . [ 102 ] Это произошло во время визита Макмиллана в Блантайр , в рамках африканского турне премьер-министра по шести странам, во время которого проводились демонстрации против продолжения чрезвычайного положения, и ряд присутствовавших британских журналистов выдвинули обвинения в жестокости полиции в отношении того, что они назвали неистовым насилием. но в основном мирные демонстранты. [ 103 ] Несколько британских газет призвали провести беспристрастное расследование действий полиции на демонстрации, против чего выступил Армитаж. Однако Маклауд поддался давлению прессы и парламента и 2 февраля согласился на расследование под руководством судьи, поручив Армитиджу организовать его. [ 104 ] Последовавшая за этим Комиссия Саутворта очистила полицию Ньясаленда от жестокости и раскритиковала британских корреспондентов за искажение событий. Однако сообщения в прессе подчеркнули британской общественности и парламенту силу африканской оппозиции Федерации Родезии и Ньясаленда и степень принуждения, необходимую для ее сохранения, и еще больше дискредитировали Армитиджа. [ 105 ]

Макмиллан и Маклауд решили не увольнять Армитиджа немедленно, а назначить Глина Смоллвуда Джонса его преемником в апреле 1961 года. [ 106 ] После освобождения Банды и прекращения чрезвычайного положения 16 июня 1960 года Маклауд считал Армитиджа, который не доверял Банде, дискредитированным человеком и препятствием на пути конституционного прогресса. [ 107 ] В августе 1960 года Маклеод посоветовал Армитиджу уйти в отпуск до выхода на пенсию, и он вышел на пенсию в апреле 1961 года, не вернувшись в Ньясаленд. [ 108 ]

Ретроспектива

[ редактировать ]

Работа Комиссии Девлина и ее отчет были подробно рассмотрены историком позднеколониальной Малави Колином Бейкером, в свете имеющихся сейчас в Великобритании и Малави архивов, а также интервью и переписки с вовлеченными в нее лицами. работа была рецензирована Хью Макмилланом и Джоном Маккракеном, а также историком права Брайаном Симпсоном. Ясно, что ни Ньясаленд, ни федеральное правительство вообще не хотели никакого расследования, а британское правительство отклонило призывы к парламентскому расследованию, в котором должны были бы участвовать оппозиционные парламентарии. [ 109 ] Последний из них, возможно, мог бы отклонить призыв о создании комиссии по расследованию, но надеялся, что комиссия, возглавляемая четырьмя членами британского истеблишмента, оправдает все три правительства. [ 53 ]

Управлению по делам колоний в значительной степени удалось скрыть от Комиссии доказательства того, что оно, Армитидж и Веленски хотели устранить Банду и НАК, чтобы сохранить Федерацию. [ 60 ] [ 23 ] Более поздние исследования установили степень вмешательства федерального правительства и правительств Южной Родезии в объявление чрезвычайного положения в Ньясаленде. Хотя в то время утверждалось, что премьер-министр Южной Родезии Уайтхед объявил там чрезвычайное положение, чтобы высвободить войска для отправки в Ньясаленд, якобы в ответ на опасения, выраженные Армитиджем в середине февраля, теперь ясно, что Уайтхед планировал подавить Африканский национальный конгресс Южной Родезии (SRANC) с декабря 1958 года, несмотря на отсутствие или отсутствие доказательств того, что он действовал незаконно, и что он получил одобрение Веленского. сделать это. [ 110 ] Армитидж узнал об этом плане только на встрече премьер-министров и губернаторов в Солсбери 20 февраля, на которой губернатор Северной Родезии сэр Артур Бенсон также был вынужден действовать против африканских антифедеральных партий и объявить государство чрезвычайной ситуации в Северной Родезии. Он сопротивлялся этому давлению, но все же наложил ограничения на 47 активистов Африканского национального конгресса Замбии . [ 111 ] Уайтхед также хотел взять под свой контроль безопасность на юге Ньясаленда в качестве платы за аренду 900 полицейских из Южной Родезии после запроса Армитиджа о подкреплении полиции. Это было предложение, от которого Армитидж счел необходимым отказаться. [ 112 ]

Однако действия правительства Ньясаленда по заговору с убийством оказались контрпродуктивными. Позже Девлин сказал, что он подробно рассказал о заговоре с целью установить, подтверждают ли факты то, что было сказано в сообщении Армитиджа от 18 марта о причинах объявления чрезвычайного положения. [ 113 ] Неспособность предстать перед Комиссией более чем нескольким офицерам специального отдела Ньясаленда. [ 114 ] вынудили членов Комиссии полагаться на допрос членов Конгресса и информаторов о заговоре с убийством, которые не могли сказать, как их часто из вторых рук записи предполагаемых разговоров были преобразованы в подробный сюжет. [ 58 ] Бейкер предположил, что, как позже признал Чипембере, он ввел Комиссию в заблуждение по вопросу об уровне предполагаемого насилия, вполне возможно, что он, Чисиза и несколько экстремистов обсуждали убийство губернатора и ведущих государственных служащих, но это предложение не имело успеха. было представлено всем на собрании или в целом одобрено, поэтому большинство опрошенных участников могли сообщить, что такого предложения не было. [ 115 ] Столь ограниченный план нескольких экстремистов не был тем, о чем сообщил Армитидж или что британские министры заявили в парламенте.

Взгляд Девлина на чрезвычайное положение, которое в одночасье сделало членов законно созданной политической партии подлежащими задержанию без суда на неограниченный период, заключался в том, что Африканский конгресс Ньясаленда вел себя так, как будто Ньясаленд способен функционировать как демократия в полном смысле этого слова. этого слова и что его колониальное правительство сдерживает его. Это правительство, с другой стороны, становилось все более нетерпимым к любой оппозиции, организованной по западным и демократическим принципам, поскольку считало это эквивалентом создания Конгрессом конкурирующей власти. [ 116 ]

Бейкер, проработавший восемь лет на колониальной государственной службе в Ньясаленде, выдвинул четыре основных критических замечания в адрес Комиссии Девлина и ее доклада. Наиболее убедительный факт, что Девлин был чрезмерно законническим в своих взглядах и игнорировал административную необходимость, подробно рассматривается ниже. Остальные три вопроса заключались, во-первых, в том, что Комиссия сосредоточила внимание на том, что произошло непосредственно до, во время и вскоре после объявления чрезвычайного положения, и на том, почему оно было объявлено, а не на его долгосрочных причинах. [ 117 ] Это было следствием круга ведения Комиссии, который требовал от нее расследования недавних беспорядков в Ньясаленде и событий, приведших к ним. Однако, как пояснила членам Комиссии Леннокс-Бойд, эти условия намеренно избегали расследования коренных причин Чрезвычайной ситуации. [ 118 ] [ 119 ] Во-вторых, у Девлина не было опыта работы в сельских районах Африки и в военных вопросах. [ 120 ] и это было правдой, хотя Вин-Харрис и Уильямс соответственно имели опыт работы в этих областях. [ 121 ]

В-третьих, Бейкер утверждал, что процесс подготовки отчета был неоправданно спешным со стороны Девлина, который выполнил большую часть работы над ним. Он признает, что на Девлина оказывалось косвенное давление с целью быстрого завершения отчета Комиссии, но это привело к некоторым несоответствиям или ошибкам, на которых ухватились составители отчета Армитиджа. Он также ссылается на неурегулированные разногласия между Девлином и Вин-Харрисом по заключительным параграфам проекта отчета, в результате чего этот раздел был исключен из окончательной версии. По его мнению, эти вопросы увеличили риск того, что правительство отклонит отчет. [ 122 ] Однако, хотя по предложению лорда Перта в отчет были внесены некоторые незначительные изменения: один смягчил аргумент о том, что в заговоре с убийством ничего не было, другой удалил приговор, критикующий безразличие полиции к верховенству закона, а другой удалил утверждения, которые Официального выражения сожаления по поводу горящих хижин не было, британское правительство предпочло критиковать отчет Комиссии, а не вносить в него поправки. [ 123 ]

Согласно легалистическому подходу Девлина, основная защита Армитажа объявления чрезвычайного положения заключалась в том, что немедленные действия предотвратят будущее кровопролитие, но Девлин (заявления Бейкера) не принимал во внимание административную необходимость, а только законность. [ 124 ] и его меньше беспокоили убийства в заливе Нхата, где окружной комиссар действовал законно, чем случаи, когда людей избивали или незаконно разрушали их дома. [ 125 ]

Отчет Бейкера о чрезвычайном положении 1959 года подвергся критике со стороны Макмиллана как основанный в основном на официальных документах в правительственных архивах, а также на документах и ​​интервью бывших британских и колониальных чиновников, так что он представляет собой партизанскую защиту сэра Роберта Армитиджа и его чиновники. Армитидж, по мнению Макмиллана, потерпел неудачу на Кипре и снова потерпел неудачу в Ньясаленде из-за отсутствия политического суждения, включая неспособность понять национализм в любой из зависимостей. [ 126 ] Маккракен также считает, что Армитидж не смог контролировать политический кризис на Кипре, поэтому был полон решимости не допустить повторной неудачи в Ньясаленде, и что к октябрю 1959 года презрение, которое он выражал к политическим устремлениям Африки, даже в официальной переписке, достигло расовой паранойи. [ 127 ] Маккракен также предполагает, что основной целью Бейкера было «установить истину», восстановив репутацию колониальных чиновников Ньясаленда 1950-х и 1960-х годов, одновременно нападая на африканских националистов и их сторонников. Как и Макмиллан, он отмечает доверие Бейкера официальным источникам, в том числе отчетам специального отдела, воспоминаниям экспатриантов, а также сведение африканских лидеров к стереотипам. [ 128 ]

Предположение о том, что Девлин не принял эту административную необходимость или утверждает, что незаконное действие администрации может быть оправдано, если ее намерение состоит в предотвращении большей незаконности, подтверждается собственным принципиальным заявлением Девлина: [ 129 ]

«Там, где правительство является законодателем, оно должно скрупулезно соблюдать свои собственные законы».

Излагая этот принцип, он отличался от Вин-Харриса, который имел обширную колониальную службу и считал, что в чрезвычайных условиях нарушения строгого закона могут быть оправданы, но бессмысленная бесчеловечность никогда не может быть оправдана. [ 130 ] Однако вопрос о том, может ли верховенство закона означать иное в британской зависимости, чем в самой Британии, был резюмирован Энохом Пауэллом в дебатах 27 июля 1959 года о резне в Холе , которые подняли тот же вопрос, что и в Ньясаленде. Чрезвычайная ситуация: [ 131 ] Пауэлл сказал:

«Мы также не можем выбирать, где и в какой части мира мы будем использовать тот или иной стандарт. Мы не можем сказать: «Мы будем использовать африканские стандарты в Африке, азиатские стандарты в Азии и, возможно, британские стандарты здесь, дома». Мы делаем это. у меня нет такого выбора»

Прежде чем отчет был завершен, Девлин согласился с лордами Пертом, что в его отчете рассматриваются два важных принципиальных момента, а именно: [ 132 ]

(а) Этой стране (Соединенному Королевству), как и любой другой колониальной державе, было необходимо выбирать между доброжелательным деспотическим правлением или быть готовым переложить ответственность на туземцев.

(б) Колониальная администрация, похоже, не заботится о законе как таковом.

С 1945 года Великобритания участвовала в борьбе с серией колониальных восстаний в Палестине, Малайзии, Кении, на Кипре, а теперь и в Ньясаленде, поэтому первый пункт не был неожиданным. [ 133 ] Второе замечание Девлина вызвало некоторый конфликт с другими членами Комиссии по поводу того, в какой степени в отчете следует подчеркивать неуважение к верховенству закона, и большая часть заключительного раздела Девлина была удалена. [ 134 ] Он оставил в отчете Девлина, даже в его вычеркнутой форме, заметное выражение судебного идеала верховенства закона и своей веры в то, что верховенство закона должно продолжаться в условиях колониального чрезвычайного положения. [ 135 ]

  1. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 343–59.
  2. ^ Симпсон, (2002). Комиссия Девлина, с. 19
  3. ^ Симпсон, (2002). Комиссия Девлина, с. 18.
  4. ^ Паркинсон, (2007). Билли о правах и деколонизации, с. 36.
  5. ^ Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 80–3.
  6. ^ Пачаи, (1978). Земля и политика в Малави 1875–1975, стр. 36–7, 84.
  7. ^ Бейкер, (1993) Семена неприятностей, стр. 40, 217.
  8. ^ Пачаи, (1973). Земельная политика в Малави, стр. 688–70.
  9. ^ Бейкер, (1993). Семена неприятностей, 1946–1964, стр. 40, 42–4, 217.
  10. ^ Палмер, (1986). Условия труда и реакция рабочих на чайных плантациях Ньясаленда, стр. 122–3, 125.
  11. ^ Пачаи, (1973). Земельная политика в Малави, стр. 691–2.
  12. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 232–6.
  13. ^ Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 233, 235–6.
  14. ^ Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров, стр. 62, 65–6.
  15. ^ Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 235–7.
  16. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 341–2.
  17. ^ Власть, (2010). Политическая культура и национализм в Малави, с. 125.
  18. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 344–5.
  19. ^ Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 238–9.
  20. ^ Сэнгер, (1960). Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, стр. 195–6, 203.
  21. ^ Бейкер (2007), Механика опровержения, с. 28.
  22. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 347–8.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 346–8.
  24. ^ К. Сэнгер, (1960). Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, стр. 203, 229–31.
  25. ^ Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, с. 287
  26. ^ Сэнгер, (1960). Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, с. 203.
  27. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 348.
  28. ^ Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, с. 289.
  29. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., с. 28.
  30. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 28, 98–9.
  31. ^ Дарвин (1994), Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, 1959, стр. 180
  32. ^ Бейкер (1998), Отступление от Империи, с. 223.
  33. ^ Рейнджер, (2009). Чрезвычайная конференция 1959 года, с. 2.
  34. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., с. 19.
  35. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 349–51.
  36. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 601 столбец. 290, 337, 339.
  37. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 36, 112–13.
  38. ^ Перейти обратно: а б Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966, с. 357.
  39. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 175.
  40. ^ Перейти обратно: а б Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 год, с. 68.
  41. ^ Бейкер (1998), Отступление от Империи, стр. 218, 226.
  42. ^ Симпсон, (2002). Комиссия Девлина, стр. 23–4.
  43. ^ Бейкер, (2007). Механика опровержения, с. 28.
  44. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 355–6.
  45. ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Комиссия Девлина, с. 22.
  46. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 24.
  47. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 24–5.
  48. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 87.
  49. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 26.
  50. ^ Хорн, (2008) Макмиллан: Официальная биография, стр. 180–1.
  51. ^ «Некролог: Лорд Девлин» . Независимый . 10 августа 1992 года . Проверено 28 июня 2023 г.
  52. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 27–8.
  53. ^ Перейти обратно: а б Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 80–84.
  54. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 356–8.
  55. ^ Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 28, 30–1.
  56. ^ Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 29–30.
  57. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 94, 106–7.
  58. ^ Перейти обратно: а б Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 год, с. 119.
  59. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 97–8.
  60. ^ Перейти обратно: а б Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 год, стр. 62, 86.
  61. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 55, 57–8, 61–2, 95.
  62. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 113–14, 157.
  63. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 111–13, 140.
  64. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 116–17, 137.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, с. 28.
  66. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 335–6, 360.
  67. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 356, 359.
  68. ^ Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 40–1.
  69. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 115, 140.
  70. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 345.
  71. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Графа 394.
  72. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Столбцы 393-5.
  73. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 51.
  74. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 140–1.
  75. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Столбцы 394-5.
  76. ^ Мваси, (2006), Воспоминания о моем задержании, стр. 46–7.
  77. ^ Дарвин, Британия и деколонизация, с. 250.
  78. ^ Бейкер (1997), Ньясаленд 1959, полицейское государство? стр. 19–20
  79. ^ Бейкер (1997), Ньясаленд 1959, полицейское государство? п. 20.
  80. ^ С. Бейкер (2007). Механика опровержения, с. 35.
  81. ^ С. Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 36–8.
  82. ^ Симпсон, (2002) Отчет Девлина, стр. 42–4.
  83. ^ Симпсон, (2002) Отчет Девлина, стр. 50.
  84. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 155.
  85. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Столбцы 317–335
  86. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Столбцы 336–338, 343.
  87. ^ Хансард (1959). Палата общин, Vol. 610 Столбцы 440–449
  88. ^ Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 40–4.
  89. ^ Хансард (1959). Палата лордов, Vol. Том. 218, столбцы 758–760.
  90. ^ Бейкер, (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? стр. 17–19.
  91. ^ Бейкер, (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? стр. 19–22.
  92. ^ Симпсон, (2002). Комиссия Девлина, с. 50.
  93. ^ Симпсон, (2002). Комиссия Девлина, стр. 51–2.
  94. ^ Бейкер, (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? п. 23.
  95. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 51–2.
  96. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 360–3, 367.
  97. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., с. 211
  98. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., с. 218.
  99. ^ Бейкер, (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? стр. 24–5.
  100. ^ Бейкер, (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? Том. 50, № 2, стр. 23–4.
  101. ^ Маккракен, (2012) История Малави, 1859–1966, стр. 367–9.
  102. ^ Маккракен, (2012) История Малави, 1859–1966, стр. 363.
  103. ^ Коффи (2015), Правит ли Daily Paper Британией, стр.157.
  104. ^ Коффи (2015), Правит ли Daily Paper Британией, стр. 161, 172
  105. ^ Коффи (2015), Правит ли Daily Paper Британией, стр. 186
  106. ^ Маккракен, (2012) История Малави, 1859–1966, стр. 364.
  107. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., с. 248
  108. ^ Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 265–7.
  109. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 75–7.
  110. ^ Дарвин (1994), Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, 1959, стр. 226–7.
  111. ^ Дарвин (1994), Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, 1959, стр. 225, 227.
  112. ^ Дарвин (1994), Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, 1959, стр. 228
  113. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 67, 130.
  114. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 106
  115. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, стр. 164–5, 175.
  116. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 20.
  117. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 134.
  118. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 28
  119. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 85.
  120. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 88, 111 и 123.
  121. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Делвина, стр. 27–8.
  122. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 166.
  123. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 44.
  124. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 134
  125. ^ Бейкер (1997), Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959, с. 165.
  126. ^ Макмиллан, (1998). Обзор книги «Чрезвычайное положение: кризис в Центральной Африке», стр. 583–4.
  127. ^ Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 352, 361.
  128. ^ Маккракен, (2003). «Установим рекорд»? стр. 791–2.
  129. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 36.
  130. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 39
  131. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 31.
  132. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 44, 47.
  133. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 32–3.
  134. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 35
  135. ^ Симпсон, (2002), Комиссия Девлина, стр. 52.

Источники

[ редактировать ]
  • К. Бейкер, (1993). Семена проблем: государственная политика и земельные права в Ньясаленде, 1946–1964 гг. , Лондон, British Academic Press.
  • К. Бейкер (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г. , IBTauris. ISBN   1-86064-068-0 .
  • К. Бейкер (1997). Ньясаленд, 1959 год: Полицейское государство? Журнал Общества Малави, Vol. 50, № 2.
  • К. Бейкер (1998). Отступление от Империи: сэр Роберт Армитидж в Африке и на Кипре , И.Б. Таурис. ISBN   978-1-86064-223-4 .
  • К. Бейкер, (2007). Механика опровержения: ответ правительств Великобритании и Ньясаленда на отчет Девлина, 1959 г. , Журнал Общества Малави, Vol. 60, № 2.
  • Р. Коффи (2015). Правит ли Daily Paper Британией : британская пресса, британское общественное мнение и конец империи в Африке, 1957–60.
  • Дж. Дарвин (1988). Британия и деколонизация. Отступление от империи в послевоенном мире , Лондон, Пэлгрейв ISBN   978-0-33329-258-7
  • Дж. Дарвин (1994). Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке, 1959 г. , в Р. Холланде (редактор), «Чрезвычайные ситуации и беспорядки в европейских империях после 1945 г.» , Абингдон, Рутледж. ISBN   0-71464-109-X .
  • Хорн, (2008) Макмиллан: Официальная биография , Пэн Макмиллан. ISBN   0-230-73881-8 .
  • Хансард, Палата общин (1959). Дебаты в Ньясаленде (чрезвычайное положение) 3 марта 1959 г. Том. 601 Столбцы 279–345.
  • Хансард, Палата общин (1959). Дебаты в Ньясаленде (Отчет следственной комиссии), 28 июля 1959 г. Vol. 610 Столбцы 317–449.
  • Хансард, Палата лордов (1959). Дебаты в Ньясаленде (Отчет следственной комиссии), 29 июля 1959 г. Том . 218 Столбцы 758–761.
  • Независимый (1992). Некролог лорда Девлина . https://www.independent.co.uk/news/people/obituary-lord-devlin-1539619.html
  • Дж. Маккракен (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе : пример Малави, Вопросы Африки, Том. 97, № 387.
  • Дж. Маккракен (2003). « Установим рекорд»? Переходный период в колониальной Малави , Журнал южноафриканских исследований, Vol. 29, № 3.
  • Дж. Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966 , Вудбридж, Джеймс Карри. ISBN   978-1-84701-050-6 .
  • Х. Макмиллан (1998). Обзор «Чрезвычайного положения: кризис в Центральной Африке» , Журнал южноафриканских исследований, Vol. 24, № 3.
  • П. Мерфи, (2010). Полицейское государство? Чрезвычайная и колониальная разведка Ньясаленда , Журнал южноафриканских исследований, Том. 36, № 4.
  • ЭД Мваси, (2006). Воспоминания о моем задержании, 1959–1960 гг . Журнал Общества Малави, Vol. 59, № 2.
  • Б. Пачаи (1973) Земельная политика в Малави: исследование колониального наследия , Журнал африканской истории, Vol. 14, № 4.
  • Р. Палмер (1986). Условия труда и реакция рабочих на чайных плантациях Ньясаленда, 1930–1953 гг ., Journal of African History, Vol. 27, № 1.
  • К. Паркинсон, (2007) Билли о правах и деколонизация: появление внутренних инструментов по правам человека на заморских территориях Великобритании , Oxford University Press. ISBN   0-19-923193-1 .
  • Дж. Пауэр, (2010). Политическая культура и национализм в Малави: строительство Квачи . Университет Рочестера Пресс. ISBN   1-58046-310-X .
  • AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави , Коллектив африканских книг. ISBN   978-99908-87-75-4 .
  • Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии , 1873–1964, Кембридж (Массачусетс), издательство Гарвардского университета.
  • К. Сэнгер (1960). Чрезвычайная ситуация в Центральной Африке , Лондон, Хайнеманн.
  • Б. Симпсон, (2002). Комиссия Девлина (1959): Колониализм, чрезвычайные ситуации и верховенство закона , Оксфордский журнал юридических исследований, Vol. 22, № 1, стр. 17–52.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fa053fd168a7bdedc3d312306fa1574__1718829960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/74/4fa053fd168a7bdedc3d312306fa1574.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Devlin Commission - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)