Генеральный контролер финансов

или Генеральный контролер генеральный контролер финансов ( французский : Contrôleur général des Finances ) — имя министра, отвечавшего за финансы во Франции с 1661 по 1791 год. Он заменил прежнюю должность суперинтенданта финансов ( Surintendant des Finances ), который был отменен с падением Николя Фуке . Он не обладал никакой реальной политической властью до 1665 года, когда на этот пост был назначен первый министр Жан-Батист Кольбер , который занимался финансовыми вопросами после обвинения Фуке в растрате.
История
[ редактировать ]Термин «генеральный контролер» в отношении должности королевского бухгалтерского учета и финансового надзора существовал в различных формах до 1547 года, но прямой предшественник «генерального контролера» 17-го века был создан в 1547 году и имел двух должностных лиц, чьи должности Работа заключалась в проверке счетов королевского казначея ( Trésorier de l'Échiquier ), тогдашнего главы королевской финансовой системы. Название обязанности контролеров произошло от их бухгалтерской книги, или contre-rôle (буквально «контрролл», что означает копию свитка), в которой они вели свои счета, чтобы сравнивать их со счетами Королевского казначея. Таким образом, вначале эта должность представляла собой не высшую государственную должность, а просто должность, отвечающую за аудит бухгалтерского учета.
В период после 1547 года финансовое управление во Франции продолжало развиваться, в результате чего в 1552 году были созданы интенданты финансов ( Intendants des Finances ), из которых один должен был стать в 1561 году ведущим управляющим финансами ( Surintendant des Finances ) с кабинетный чин. В 1661 году последний суперинтендант финансов Николя Фуке был арестован по приказу короля Людовика XIV и обвинен в растрате, так что впоследствии Жан-Батист Кольбер стал главой королевской финансовой и налоговой администрации, сначала в звании интенданта. général , затем, с 1665 года, в звании Controlgénéral des Finances . Звание суперинтенданта финансов было упразднено.
Под компетентным и динамичным руководством Кольбера обязанности генерального контролера были значительно пересмотрены. Король Людовик XIV упразднил две уже существовавшие должности, носящие титул генерального контролера, поскольку он хотел заменить их единственной одноименной должностью с кабинетным рангом, отвечающей за все финансы и налоги Франции. Более того, эта новая должность больше не подлежала передаче, поскольку глава государства мог в любое время отозвать соответствующее поручение по своему усмотрению. Кроме того, новая должность была гораздо лучше связана с Королевским финансовым советником ( Conseil royal desfinance ), чем предыдущая должность суперинтенданта. Таким образом, генеральный контролер финансов стал по-настоящему высшим правительственным постом.
Функция генерального контролера продолжалась до 1791 года с перерывом в эпоху Полисинодии ( 1715–1718) при регентстве Филиппа Орлеанского во время детства короля Людовика XV , когда все министерские должности были заменены советами, составленными представителей высшей аристократии. Иногда де-факто министр финансов вместо этого исполнял обязанности президента Королевского совета финансов, который имел ранг выше простого генерального контролера финансов или, как в случае с Жаком Неккером , который, будучи протестантом , не мог занимал должности генерального контролера, генерального директора финансов и казначейства ( директор генерального директора королевского Трезора и генерального директора финансов с 1776 по 1781 г. и снова с 1788 по 1790 г.), в церемониальном отношении эта должность стояла ниже двух предыдущих.
Эта должность была переименована в министра финансов в 1791 году, которая, как и все другие министерские должности, была упразднена в 1794 году, но восстановлена с приходом Французской Директории в 1795 году. В настоящее время эта должность называется (с исключениями) Министром экономики и др . des Finances (министр экономики и финансов).
Обязанности
[ редактировать ]Обязанности генерального контролера были самыми обширными из всех административных должностей Ancien Régime . Согласно официальному описанию 1665 года, генеральный контролер имел право «докладывать нашему Совету обо всех делах, которые касаются нашей службы и любых других» («faire rapport en notre Conseil de toutes les Дела, которые интересуют нас, но service et de toutes autres indifféremment»).
Кольбер, первый из генеральных контролеров с последующей властью, также возглавлял две другие высшие государственные должности, эквивалентные нынешним министрам (из шести): государственный секретарь военно-морского флота и государственный секретарь Королевского дома. (Королевский двор), как с 1669 года, так и до своей смерти в 1683 году. Помимо этих постов в кабинете министров, он также занимал несколько важных должностей в качестве главы администрации, таких как Surintendant des Manufactures et Bâtiments du Roi. (Управляющий королевскими промышленниками и зданиями; 1664–1683).
Обязанности Генерального контролера были разнообразными:
- контроль государственных расходов
- контроль государственных доходов (налоги и сборы)
- контроль внешних и внутренних обычаев ( черт )
- управление национальной экономикой
- контроль производителей и торговцев
- управление большей частью государственных служб и общественной инфраструктуры, включая мосты и дороги ( Ponts et Chaussées ), порты и каналы
- контроль над торговым флотом
Эта должность очень хорошо оплачивалась: помимо 200 000 турнуа (французских фунтов) в год (средний доход рабочего составлял от 250 до 300 ливров в год), генеральный контролер мог также получать 20 000 ливров в качестве министра Государство , не говоря уже о взятках, которые он получал на этапе продления контрактов с Ferme Générale («Генеральная аренда», что означает продажу частным компаниям). или физические лица, имеющие ограниченное по времени право собирать все косвенные налоги плюс бонусные сборы в определенной части страны, что является чрезвычайно прибыльным бизнесом для арендаторов).
Генеральный контролер участвовал в ряде Королевских советов . Он всегда был членом Conseil des dépêches («Совет сообщений», который занимался новостями из провинций), «Королевского финансового совета» ( Conseil royal des Finances ) и «Королевского торгового совета» ( Conseil royal de commerce). ). Он почти всегда был государственным министром (высший церемониальный чин для члена кабинета министров), что позволяло ему посещать «Высший совет», также известный как «Государственный советник» ( Conseil d'en haut или Conseil d'État , важнейший институт королевского правительства). Во французском языке существует только одно слово для обозначения английских слов «Совет» и «Совет»: Conseil . Поэтому в литературе можно встретить как английские слова, так и переводы французских названий Conseil .
Генерального контролера обычно выбирали из числа региональных интендантов финансов или из числа Maîtres des requêtes (буквально «Мастер запросов», более ранняя форма прокурора). Из всех министерских должностей генеральный контролер был наименее стабильным, особенно во времена правления Людовика XV и Людовика XVI , до такой степени, что официальная резиденция генерального контролера называлась «Резиденцией переселенцев» («Hotel des déménagements»). ).
Организация
[ редактировать ]В отличие от других правительственных ведомств французской монархии, Генеральный контроль финансов был организован на весьма систематической основе. Он был разделен на несколько служб, находящихся в непосредственном подчинении Генерального контролера. Тем не менее, он назначил для каждой службы старшего управляющего помощника, которого первоначально называли Интендантом по финансам , титул, который позже был заменен на Главный интендант по финансам или Генеральный директор по финансам, чтобы избежать путаницы с финансовыми интендантами, созданными в различных подразделениях. регионы Франции. Во время Ancien Régime было от трех до двенадцати таких старших помощников по финансовым и финансовым вопросам (шесть в конце 18 века, незадолго до революции).
Точно так же генеральному контролеру помогали четыре, а затем и пять интендантов (généraux) торговли . У Contrôle Général был довольно большой штат сотрудников по сравнению с другими правительственными ведомствами. Центральные службы находились либо в Париже (особенно во Дворце Мазарини на улице Нев-де-Пти-Шан), рядом с банкирами и финансистами, с которыми имело дело министерство, либо в Королевском дворце в Версале.
Однако важными сотрудниками генерального контролера были интенданты, созданные в различных регионах Франции. Первоначально короля в провинциях представляли губернаторы ( губернаторы ), а с 1620 года — интенданты, которые сначала отвечали только за сбор прямых налогов и региональных государственных финансов. Традиционно губернаторы выбирались королем из числа высшей аристократии. Тем не менее, поскольку они время от времени бросали вызов королевской власти в своих регионах, короли в ответ оставляли их как можно чаще в Королевском дворце, так что функция губернатора в конечном итоге стала лишь церемониальным титулом.
Как следствие, реальная власть в регионах перешла к интенданту, который с 1666 года имел официальный титул «интенданта полиции, юстиции и финансов и комиссара, посланного в генералы королевства для исполнения королевских приказов» ( Intendant полиции, юстиции и финансов, комиссар, назначенный на общие должности в королевстве для выполнения приказов короля ), или, короче, интендант (общей власти) .
Их было 33, каждый из которых возглавлял Генералите , который сначала был просто округом по сбору налогов во Франции, но все больше и больше становился провинцией общего управления королевского правительства. Впоследствии полномочия и компетенция интендантов возросли до такого уровня, что их прозвали «правой рукой короля в провинции».
См. также
[ редактировать ]- Список министров финансов Франции
- Суперинтендант финансов
- Стюард
- общность
- Королевский совет
- Государственный секретарь иностранных дел (Франция)
- Государственный секретарь военно-морского флота (Франция)
- Государственный секретарь Maison du Roi
- Ранняя современная Франция
Ссылки
[ редактировать ]- Вторая половина главы, озаглавленной «Организация», в которой описывается роль генерального интенданта, основана на: Исаак и Бонифачо, Cours d'Histoire Mallet-Isaac, XVIIe & XVIII век, стр. 182, опубл. Ашетт, Париж, 1952 г. Обязательный экземпляр № 2085, 1 квартал 1954 г.
- Мишель Антуан. «Центральное управление финансов во Франции с 16 по 18 век», Le Dur professional de roi , PUF, колл. «Рассказы», 1986. ISBN 2-13-039680-1
- Б. Барбиш, Институты французской монархии в современную эпоху , PUF, сборник. «Первый цикл», 1999 год. ISBN 2-13-051940-7
- Люсьен Белый. (реж.), Словарь Ancien Régime , PUF, сборник. «Квадрига», 2003 год. ISBN 2-13-054033-3
- Ги Кабурден и Жорж Виар. Исторический глоссарий Ancien Régime France , Париж Арман Колен, 1978.
- Д. Десерт. Деньги, власть и общество в Великом веке , Файяр, 1984. ISBN 2-213-01485-X
- Марсель Марион. Словарь учреждений Франции 17 и 18 веков , Париж, Éditions Picard, 1923 и 1969.