Роянер
Ройанцы — наследственные лидеры мужского клана в Конфедерации Хауденосауни . Их выбирают соответствующие якоянцы , чтобы они представляли свой клан на уровне конфедерации. [ 1 ] [ 2 ] Конкретные имена-титулы, которыми владеют роянеры, принадлежат матрилинейным линиям , возглавляемым матерями клана. Ожидается, что эти лидеры-мужчины будут служить своему сообществу всю жизнь, хотя есть способы отстранить роянера, если он не оправдает ожиданий своей линии. [ 1 ] Вместе с матерями клана роянеры образуют наследственное руководство, которое отличается от избранного Совета племени, навязанного канадским государством. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин роянер (форма множественного числа: ротиянесон; [ 3 ] что означает: «хранители мира». [ 1 ] ), происходит от корневого слова ioánere (означающего хороший или хороший) на языке могавков . [ 3 ] Термин «роянер» имеет множество вариантов написания, включая (но не ограничиваясь): hoyaneh, [ 1 ] рояа'нер, [ 4 ] хойаане, [ 4 ] даа'нер [ 4 ] Роян [ 5 ]
В опубликованных исторических отчетах титул роянера часто переводился на английский как вождь, лорд или сахем. Однако многие хауденосауни заявили, что эти термины неуместны, поскольку они передают неверный дух роли. [ 3 ] Действительно, слово «роянер» означает скромного лидера, щедрого материально, психологически, духовно и политически. [ 3 ] которые английские термины не могут передать.
Элементы роли
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Истоки роли роянеров уходят корнями в Великий Закон Мира (Kainere'ko:wa), который является политической конституцией конфедерации Хауденосауни. [ 6 ] Эта политическая традиция коренится в глубоком желании и необходимости мира после Времени беспокойных народов. [ 7 ] это было время великого насилия и войн среди ирокезских народов. Пятьдесят человек, которые приняли учение Миротворца и сформировали первоначальную Конфедерацию Пяти Наций, стали лидерами, которым было доверено политическое и социальное благополучие Конфедерации. [ 8 ] Позже, в 1722 году, народ тускарора также присоединился к Конфедерации Хауденосауни, которая стала известна как Конфедерация шести наций. У Тускароры есть наследственные лидеры Конфедерации, но они не включены в первоначальный состав 50 ротиянесон. [ 8 ]
оживление
[ редактировать ]Существующие сегодня 50 ротиянесонов по названию и духу такие же, как и 50 первых лидеров, которым была доверена жизненно важная ответственность за поддержание мира. Идея состоит в том, что 50 человек, создавших конфедерацию, последовательно оживляются, чтобы никогда не умереть и символически соблюдать Великий Закон Мира навсегда. После смерти роянера сын, выбранный якоянером, носителем титула роянера, проходит церемонию соболезнования и берет на себя роль умершего, а также его имя и титул. [ 9 ] Цикл продолжается, чтобы гарантировать, что кто-то всегда будет выполнять роль роянца. Оживление, в самом простом выражении, — это действие по преодолению смерти посредством церемонии соболезнования, предписанной миротворцем, в ходе которой имя и дух умершего передаются кому-то другому, чтобы заполнить пустоту, оставленную умершим. Эта форма скорби и траура запечатлена в идентичности Хауденосауни и поэтому также представлена на уровне руководства Конфедерации. [ 4 ]
Отношения с матерями клана
[ редактировать ]В политическом отношении ротиянесон эффективно работают на федеральном уровне правительства конфедерации Хауденосауни (поскольку они представляют нации), в то время как Матери клана работают на местном уровне правительства и представляют кланы. [ 2 ] Важно отметить, что ротиянесон никоим образом иерархически не превосходят Матери Клана, поскольку они руководят в более широком масштабе. Действительно, конфедерация Хауденосауни известна своими горизонтальными структурами правительства, которые склонны к балансу гендерных ролей, где отсутствуют нисходящие или вертикальные структуры, а консенсус отдается приоритету над принуждением, что фактически является противоположностью западным привычкам управления. [ 2 ] Матери Клана и ротиянесон известны своей круговой и взаимной формой управления, при которой большинство тем обсуждаются между обеими формами наследственного лидерства, поскольку обе точки зрения имеют одинаковую ценность. [ 2 ] Некоторые даже утверждают, что, поскольку матери клана имеют право уволить - символически удалить рога после трех ударов - жителя Роянера, который не соблюдает свою роль, они фактически имеют больше власти, чем ротиянесон. [ 4 ] [ 9 ]
Взаимодействие с колониальными державами
[ редактировать ]Дело семьи Брант
[ редактировать ]Джозеф Брант был человеком-могавком, признанным военным и политическим лидером Британской империи . Однако он не был роянцем и поэтому не был признан внутри нации хауденосауни законным и законным лидером. [ 10 ] Тем не менее, когда долина могавков была передана британцами американцам по Парижскому договору и стране пришлось переселиться, британцы обратились к Джозефу Бранту с просьбой помочь найти подходящую новую родину, которая заменит земли, потерянные в войне. [ 10 ] Наследственное руководство Конфедерации (матери клана и ротиянесон), зная, что Брант был признан Короной одним из своих лидеров и имел авторитет в британской армии, хорошее знание английского языка и личные связи с британским руководством, позволило ему представлять интересы Конфедерации. нации в переговорах, поскольку они считали, что у него наиболее выгодная позиция для обеспечения более справедливой компенсации. [ 10 ] Важно отметить, что, вопреки многим историческим представлениям о Джозефе Бранте как о «вожде племени могавков», ему никогда не давались полномочия действовать от имени Конфедерации Хауденосауни. [ 10 ] Вместо этого он просто выступал в качестве представителя совета Конфедерации при выборе новой родины Хауденосауни в урочище Гранд-Ривер . [ 10 ]
Элизабет Брант была дочерью Джозефа Бранта, но, что еще более важно, дочерью Кэтрин Брант , Матери клана, ответственной за назначение ведущего роянера могавков (Техкарихокен ). Таким образом, когда ее мать скончалась в 1837 году, она унаследовала руководящую роль Матери клана и стала ответственной за назначение нового Техкарихокена. Однако по мере того, как британцы все меньше интересовались традиционными структурами руководства и вместо этого обращались к патриархальным структурам власти, роль клановых матерей становилась все менее и менее признанной. Это растущее пренебрежение к матрилинейной наследственной линии лидерства подтолкнуло Элизабет Брант в 1844 году обратиться в британский суд с ходатайством о признании ее прав как матери клана и прав ее сыновей как потенциальных будущих ротиянесон. Эта петиция была успешной и укрепила систему управления Роянеров как законный орган самоуправления Конфедерации Хауденосауни до 1924 года. Этот случай помогает нам понять, какую легитимность имела Элизабет в своей семье как матери клана и в глазах Британской империи. поскольку дочь Джозефа Бранта помогла ей обеспечить защиту Матери Клана и системы самоуправления Ройанер для Конфедерации Хауденосауни. [ 11 ]
Переворот 1924 года
[ редактировать ]В 1924 году правительство Канады приняло поправку к Закону об индейцах , которая установила выборную структуру советов как единственную признанную форму лидерства коренных народов среди коренных народов . [ 12 ] Как и многие предыдущие положения закона, это имело целью лишить легитимности традиционное руководство хауденосауни. Однако это не помешало наследственным лидерам дать отпор навязыванию выборного нелегитимного руководства путем сохранения традиционной системы руководства. В то время как патриархальные структуры власти, возможно, имели непропорционально большие преимущества среди лидеров-мужчин, ротиянесон были первыми, кто выступил против патриархата, чтобы добиться признания своих матерей-кланов законными лидерами. [ 13 ] Это продолжающееся сопротивление демонстрирует непреходящую важность горизонтальных структур руководства в Конфедерации Хауденосауни, основанных на круговых и взаимных формах управления, которые помогают поддерживать баланс между полами. [ 2 ]
Современный контекст
[ редактировать ]Эта система сохранилась во времени и существует до сих пор. Наследственные формы лидерства по-прежнему имеют полномочия в шести странах Конфедерации выполнять свою традиционную роль по поддержанию мира. [ 14 ] Ярким примером этой системы руководства в действии была попытка Каюги Ройанер Дескае потребовать признания полной независимости конфедерации Хауденосауни перед Лигой Наций в Женеве в 1923 году. Ройанер Дескае путешествовал с паспортом Хауденосауни, утверждая, что его Конфедерация является старейшим в своем роде и заслуживает такого же признания, как и другие страны. Эта практика признания прав коренных народов на международном уровне сохранилась и до сих пор поддерживается наследственными формами лидерства. [ 15 ]
Системе роянера до сих пор следуют на Гранд-Ривер в Онтарио. [ 16 ]
Список 50 ротиянехсонов
[ редактировать ]50 Ротиньянехсон | ||||
---|---|---|---|---|
Номер переклички [ 17 ] | Номер реестра [ 17 ] | Заголовок [ 12 ] | Блеск [ 17 ] | Клан [ 12 ] |
Ирокез | ||||
1 | М-1 | Техкарихокен | Из двух мнений | Черепаха |
2 | М-2 | Это не весело | Ранняя пташка | Черепаха |
3 | М-3 | Садекариваде | Равные слова | Черепаха |
4 | М-4 | Сахреховане | Длинные ветки | Волк |
5 | М-5 | Дейонхегиве | Двойная жизнь | Волк |
6 | М-6 | Оренрегова | Большой плавающий цветок | Волк |
7 | М-7 | Деххарагерене | Перетаскивание рогов | Медведь |
8 | М-8 | Раставехсеронда | Входит с грохотом | Медведь |
9 | М-9 | Соскохароване | Отличный филиал | Медведь |
Онейда | ||||
10 | Ты-1 | Ходацедех | Несёт колчан | Волк |
11 | Ты-2 | Ганогвеё: да | Прямостоячие початки кукурузы | Волк |
12 | Ты-3 | Дейоха'гве: де | Через поляну | Волк |
13 | Ты-4 | Сонохсе:с | Его дом длинный | Черепаха |
14 | Ты-5 | Танахак та | Два голоса слились воедино | Черепаха |
15 | Ты-6 | Атья'танта | Его тело опрокидывается | Черепаха |
16 | Ты-7 | Дехадаходе: йоу | Висячие уши | Медведь |
17 | Ты-8 | Ханья'даса: да | Глотает медленно | Медведь |
18 | Ты-9 | Ховатадехох | Покрытый | Медведь |
Онондага | ||||
19 | 1-й | Тадодао | запутанный | Угорь |
20 | 2-й | Гане: он: | Связывает что-то | Волк |
21 | 3-й | Дехатгахдос | Оглядываясь | Бобр |
22 | 4-й | Хонья'даджи: вау | Его темное горло | Волк |
23 | 5-й | Уважаемый, хят | На поверхности | Волк |
24 | 6-й | Дехайятгвае | Половина его тела | Черепаха |
25 | 7-й | Хоновиеди | Он что-то скрывает | Волк |
26 | 8-й | Gawe,ne,se,:doh | Висячий предмет | Олень |
27 | 9-й | Церковь: да | проливает это | Олень |
28 | 10-е | Хойо: сейчас, сейчас: | Он сделал это для него | Угорь |
29 | 11-е | Содегва:се,: | Громила | Угорь |
30 | 12-е | Сагоге, он: | Он видел людей | Угорь |
31 | 13-е | Сэ,:ха:ви: | Носит топор | Олень |
32 | 14-е | Сганавади | Над болотом | Черепаха |
Каюга | ||||
33 | С-1 | Хагаэ, нет | Чудеса | Медведь |
34 | С-2 | Зарплата'нодавехе | Олень | |
35 | С-3 | Гад: это: это | Пюре | Медведь |
36 | С-4 | Сойо: ви: с | Его длинные кишки | Медведь |
37 | С-5 | Хагья;дрон | Он повторяет это | Черепаха |
38 | С-6 | Дёхё: ого | Достигает неба | Волк |
39 | С-7 | Дейотовего | Вдвойне холодно | Волк |
40 | С-8 | Дейохове: чтобы | Два события | Бекас |
41 | С-9 | Хадода: он: ха' | Он начинает | Цапля |
42 | С-10 | Рабочий стол | Медведь | |
Сенека | ||||
43 | С-1 | Сганьядеа: йоу | Красивое озеро | Черепаха |
44 | С-2 | Ца'дегаохьес | Ровное небо | Бекас |
45 | С-3 | Саг,'джо:ва | Отличный лоб | Ястреб |
46 | С-4 | Га'ногаэ | Черепаха | |
47 | С-5 | Нишайен<нха | Падающий день | Бекас |
48 | С-6 | Садиенават | Понимает это | Медведь |
49 | С-7 | Ганогида:ви | Волосы опалены | Бекас |
50 | С-8 | Диониньо | Дверной хранитель | Волк |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Конфедерация Хауденосауни. "Правительство" .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Манн, Барбара (2000). «Функционирование правительства и полномочия Лиги Хауденосауни» . В Йохансене Брюс Эллиотт; Манн, Барбара Элис (ред.). Энциклопедия хауденосауни (Конфедерации ирокезов) . Издательская группа Гринвуд. стр. 122–131. ISBN 978-0-313-30880-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс, Каянесен Пол (2018). Великий Закон Мира Издательство Университета Манитобы. п. 298.
- ^ Jump up to: а б с д и Хьюитт, JNB; Фентон, Уильям Н. (1944). «Оживляющее обращение совета соболезнований ирокезов». Журнал Вашингтонской академии наук . 34 (3): 65–85. JSTOR 24531854 .
- ^ Конфедерация шести наций «Ирокезы». «Совет вождей Конфедерации Хауденосауни принял табачный кодекс» (PDF) .
- ^ Рамсден, Питер Г. «Хауденосауни (Ирокезы)» . Канадская энциклопедия .
- ^ Фентон, Уильям Н. (1998). Великий закон и Длинный дом: политическая история Конфедерации ирокезов . Норман: Университет Оклахомы Пресс. стр. 98–99. ISBN 0-585-19883-7 . OCLC 44954748 .
- ^ Jump up to: а б Грей Канатиош, Барбара А. (2000). «Миротворец (Возвращение) (Виандот)» . В Йохансене Брюс Эллиотт; Манн, Барбара Элис (ред.). Энциклопедия хауденосауни (Конфедерации ирокезов) . Издательская группа Гринвуд. стр. 100-1 245–249. ISBN 978-0-313-30880-2 .
- ^ Jump up to: а б Родригес, Жанетт (2017). Зов матери клана: реконструкция культурной памяти хауденосауни . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-6625-5 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Хилл, Сьюзен М. Глина, из которой мы сделаны: землевладение Хауденосауни на Гранд-Ривер . Издательство Университета Манитобы. п. 134.
- ^ «Биография - ОТОВАКЕХСОН - Том VII (1836-1850) - Канадский биографический словарь» . www.biographi.ca . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Нынешние Матери и Вожди Кланов» . Конфедерация Хауденосауни .
- ^ Уильямс, Каянесен Пол (2018). Великий Закон Мира Издательство Университета Манитобы. стр.53.
- ^ Конфедерация Хауденосауни. «Лига Наций» .
- ^ «Биография - DESKAHEH - Том XV (1921-1930) - Канадский биографический словарь» . www.biographi.ca . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Коммуникации. «Нынешние Матери и Вожди Кланов» . Конфедерация Хауденосауни . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фентон, Уильям Н. (1998). Великий закон и длинный дом: политическая история Конфедерации ирокезов . Серия «Цивилизация американских индейцев», т. 223. Норман: University of Oklahoma Press. стр. 193–194. ISBN 9780806130033 .