Теория посредничества
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Теория посредничества , которая является основным референтом исследовательской группы Междисциплинарной лаборатории языковых исследований (LIRL), представляет собой теоретическую модель, разрабатываемую в Ренне (Франция) с 1960-х годов профессором Жаном Ганнепеном , лингвистом и эпистемологом . Эта модель, принципы которой Жан Ганьепен методично изложил в своем трехтомном исследовании « О значении» ( Du Vouloir Dire ), [ 1 ] [ 2 ] охватывает всю область гуманитарных наук . Одной из существенных особенностей теории является то, что она стремится найти своего рода экспериментальную проверку своих теорем в клинике психопатологии . По этой причине теория представляет собой «клиническую антропологию».
Теоретическая модель, разработанная Ганнепеном и его исследовательской группой в Ренне, вдохновила работу профессоров и исследователей в ряде европейских стран и в США в самых разных дисциплинарных областях, среди них лингвистика , литература , психология , история искусства , археология , психоанализ , теология . Ее цель сознательно носит трансдисциплинарный характер – или, как юмористически выразился Ганьепейн, теория посредничества культивирует «внутридисциплинарность».
Теория культуры
[ редактировать ]Эта модель, первоначально разработанная применительно к языку, сегодня принимает в качестве объекта всю совокупность того, что называется «культурным», то есть измерение, которое характеризует людей и отличает их от других живых видов. Другими словами, «культурное» представляет собой особый порядок реальности, в котором участвуют только люди. Это культурный порядок, который позволяет людям, оставаясь естественными существами, постоянно превосходить свое природное бытие, абстрагируясь от него.
Теория опосредования понимает культурный порядок — проще говоря, культуру — не как совокупность существенных произведений общества и не как общее состояние данной цивилизации, а как совокупность собственно человеческих способностей, которые при отсутствии патологических состояний все люди имеют общие интересы, независимо от их исторической эпохи или географического положения. Для теории опосредования культура и разум – «рациональность», которую философы обсуждали на протяжении веков – тождественны. Гуманитарные науки, понимаемые так, как их понимает теория опосредования, по-своему решают вопросы, которые философия рассматривала лишь умозрительно.
Клиническая антропология
[ редактировать ]На основе того, что клиника заставляет нас признать, работа Ганнепена показывает, что человеческий разум дифрагирован. Другими словами, рациональность у людей имеет несколько различных форм, которые клиника требует от нас диссоциировать. Разум, конечно, логичен, но он столь же фундаментально технический, этнический и этический. Между этими различными «планами» или «уровнями» рациональности, составляющими психическую жизнь, нет никакой иерархии.
На каждом из этих планов или уровней человек опосредует свои отношения с миром и другими людьми (отсюда и термин «посредничество»). В отличие от других животных, люди не ограничены тем, что позволяют им понять их непосредственные физиологические способности. Они могут стоять в стороне или дистанцироваться от своего естественного присутствия в мире и могут разрабатывать те культурные медиации, которые составляют собственно человеческую реальность.
В терминах Канта речь идет о переходе от описания уже сложившегося разума к объяснению конституирующего разума. Следовательно, речь идет о том, чтобы объяснить в людях то, что, сами того не ведая, делает их способными излагать мир - и излагать его не только одним способом, познавая его, как утверждает традиционный анализ, но четырьмя разными способами на основе четырех разных способностей.
Конечно, люди проявляют мир в словах, которые они произносят, и через них: с их помощью они обозначают мир и объясняют его себе. При этом они реализуют свои логические способности. Люди также манифестируют мир в своих инструментах и через них: с их помощью они создают мир и тем самым реализуют свои технические возможности. Люди подобным же образом манифестируют мир, создавая свою историю и общество, реализуя не свои логические или технические способности, а свои этнические способности. Наконец, люди проявляют мир в нормах и правилах, которым они подчиняют свои желания. Вот это вопрос их этической дееспособности.
Возможная автономизация четырех планов (или уровней или модусов) нашей рациональности раскрывается в клинике. Хотя «обычно» четыре режима нашей рациональности функционируют вместе таким образом, что их едва ли возможно различить, патологически их становится возможным различать, как, например, когда один из способов рациональности перестает функционировать у пораженного человека. человек, тогда как другие продолжают это делать. Каждый план рациональности имеет свою специфическую патологию. Патологией, специфичной для логического плана, является афазия ; патология, специфичная для технического плана, — атехния; патология, специфичная для этнического плана, — это психоз (и перверсия ); патологией, специфичной для этического плана, является невроз (и психопатические состояния).
Другими словами, патология диссоциирует то, что обычно невозможно различить, и выявляет процессы, невидимые иначе. Таким образом, как признавал Фрейд , патология представляет собой настоящий анализ, то есть расстройство человеческой психики. [ 3 ] Поэтому Ганнепейн устанавливает методологическое правило «признавать или приписывать системе только те диссоциации, которые поддаются патологической проверке».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан Ганнепен Жан, Du Vuloir Dire I , Брюссель, Де Бек, 1990
- ^ Жан Ганьепен Жан, Du Vuloir Dire II , Брюссель, Де Бек, 1991
- ^ «С другой стороны, нам знакомо представление о том, что патология, делая вещи крупнее и грубее, может привлечь наше внимание к нормальным условиям, которые в противном случае ускользнули бы от нас. Там, где она указывает на разрыв или разрыв, обычно может возникнуть Если мы бросим кристалл на пол, он разобьется, но не на случайные куски, он распадется по линиям расщепления на фрагменты, границы которых, хотя и были невидимы, были предопределены. структура кристалла. Психические больные представляют собой расщепленные и сломанные структуры такого же рода [...] Они отвернулись от внешней реальности, но именно поэтому они больше знают о внутренней, психической реальности и могут открыть нам ряд вещей. иначе это было бы для нас недоступно». (С. Фройнд, «Новые вводные лекции по психоанализу» , лекция XXXI, 1933 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиография и ресурсы
[ редактировать ]- Ганьепейн Жан (1990). Du Voloir Dire I, Брюссель, Де Бек. (на французском языке)
- Ганьепейн Жан (1991). Du Voloir Dire II, Брюссель, Де Бек. (на французском языке)
- Ганнепейн Жан (1994). Вводные уроки теории посредничества (на французском языке) , Лувен, Петерс. Новое исправленное издание под новым названием можно загрузить с веб-сайта Института Жана Ганнепена: Восемь вводных уроков по теории медиации (на французском языке) (это числовое издание теперь является справочным).
- Ле Дебат 2006/3 (№ 140). опубликовал специальный выпуск по теории медиации (на французском языке).
- Акты Первого международного коллоквиума по клинической антропологии, Anthropo-logiques 2 Лувен-Ла-Нёв, Петерс, 1989. (на французском языке).
- Бракелер Жан-Люк (1995). Человек и общество. Принципы и изменения личности и ответственности , Брюссель, Де Бек. (на французском языке)
- Дартигенав Жан-Ив (2010). По социологии социальной работы , Ренн, Presses Universitaires de Rennes. ISBN 978-2-7535-1168-2 (на французском языке)
- Дартигенав Жан-Ив и Гарнье Жан-Франсуа (2008). Справочные знания по социальной работе , Тулуза, Эрес. ISBN 978-2-7492-0883-1 (на французском языке)
- Юэнс Томас (1997). «Гуманитарные науки в вопросе: Лонерган и Ганнепаин», Метод. Журнал исследований Лонергана , том 15, номер 1, весна 1997 г. Доступно на LonerganResource.
- Юэнс Томас (1994). «Переосмысление вопроса качества в искусстве», Обзор политики художественного образования , том 96, выпуск 2.
- Юэнс Томас (1993). «Грамари: или теория посредничества и идея университета», Эд Блок-младший (ред.), « Идеи для университета: материалы семинара и конференции миссии Университета Маркетт» , Милуоки (Висконсин), Marquette University Press, 1995 г. . ISBN 978-0-8746-2002-3
- Юэнс Томас (1992). «Гуманитарные науки и художественное образование: теория посредничества», «Дизайн для искусства в образовании », том 93, выпуск 6 (теперь « Обзор политики художественного образования »). ISSN 1063-2913 (Печать), ISSN 1940-4395 (Интернет)
- Гайард Юбер (2009). Болезненная жалоба , Ренн, Presses Universitaires de Rennes. ISBN 978-2-7535-0969-6 (на французском языке).
- Ле Бот Жан-Мишель (2013), Социальные связи и человек. К клинической социологии , английский перевод сокращенной и слегка измененной версии книги, впервые опубликованной на французском языке под названием Le Lien Social et la Personne. Pour une Socialologie Clinique , Ренн, Presses Universitaires de Rennes, 2010. ISBN 978-2-7535-1210-8 .
- Ле Бот Ж.-М., Де Гибер К., Бод Л. и Габорио П. (2012). Клиническая антропология и язык животных, английский перевод статьи, впервые опубликованной в Etudes Rurales , 2012/1, № 189, стр. 75-90. http://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00763708
- Ле Галль Дидье (1998). От апраксии до атехнии , Брюссель, Де Бек (на французском языке).
- Умирающий Лоуренс (2008). Взгляд на языке жестов - анафора на французском языке жестов Бельгии (LSFB): морфология, синтаксис, произношение , университетские издательства Намюра и университетские издательства Ренна. ISBN 978-2-87037-588-4 (на французском языке).
- Осюрак Ф., Джарри К. и Ле Галл Д. (2011). Переосмысление гипотезы жестовой инграммы. Новые взгляды на апраксию использования инструментов. Нейропсихология , Том 49, Выпуск 3, с. 299-312. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2010.12.041
- Осюрак Ф., Джарри К. и Ле Галл Д. (2010). Цепляясь за возможности. Понимание рассуждений. К диалектической теории использования человеком орудий. Психологическое обозрение , Том 117, Выпуск 2, с. 517-540. DOI: 10.1037/a0019004
- Осюрак Ф., Жарри К., Аллен П., Обен Г., Эчарри-Буикс Ф., Ричард И., Бернар И. и Ле Галл Д. (2009). Необычное использование предметов после одностороннего повреждения головного мозга. Модель технического рассуждения. Кортекс , Том 45, Выпуск 6, с. 769-783. DOI: 10.1016/j.cortex.2008.06.013
- Квентель Жан-Клод (2007). Основы гуманитарных наук , Тулуза, Эрес. ISBN 978-2-7492-0772-8 (на французском языке).
- Сабуро Оливье (1995). Язык и его пороки , Парис, Одиль Жакоб. ISBN 978-2-7381-0299-7 (на французском языке)
- Шотте Жан-Клод (1997). Разум взорвался , Брюссель, Де Бек. ISBN 2-8041-2625-0 / FR (на французском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Институт Жана Ганьепена (на французском языке)
- Веб-сайт Междисциплинарной лаборатории языковых исследований, Ренн, Франция (на французском языке)
- Дополнительные библиографические ссылки по теории медиации (на французском языке)
- Дань уважения профессору Жану Ганьепену от Оливье Сабуро на сайте Espace des Sciences , Ренн (на французском языке)
- Имеет ли теория медиации место в социологическом обзоре? Жан-Мишель Ле Бо , в Socio-logos , однострочный обзор Французской ассоциации социологов (на французском языке).
- Введение в теорию медиации Жан-Люка Ламота .
- Антропология искусства (на французском языке)
- «Переосмысление технологии II», Томас Юэнс
- Деконструкция священного с помощью теории посредничества , магистерская диссертация по религиоведению, Бернар Куапель, Университет Ланкастера (Великобритания), 2005–2006 гг. ( загрузить версию в формате pdf )