Битва при Доггер-банке (1781 г.)
Битва при Доггер-банке | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть четвертой англо-голландской войны. | |||||||
![]() «Битва при Доггер-Бэнке» , Томас Луни | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
7 линейных кораблей 5 фрегатов 1 резак 3500 человек [1] 442 орудия [1] |
7 линейных кораблей 6 фрегатов 2600 человек [1] 408 орудий [1] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
104 убитых 339 раненых [2] |
142 убитых 403 раненых 1 линейный корабль затонул [2] [примечание 1] |
Битва при Доггер-Бэнке — морское сражение, произошедшее 5 августа 1781 года во время Четвертой англо-голландской войны , одновременно связанной с американской войной за независимость , в Северном море . Это была кровавая битва между британской эскадрой под командованием вице-адмирала сэра Хайда Паркера и голландской эскадрой под командованием вице-адмирала Йохана Зутмана , которые сопровождали конвои.
Фон
[ редактировать ]В декабре 1780 года Великобритания объявила войну Голландской республике , втянув её в военном отношении в американскую войну за независимость . [3] Голландцы в течение нескольких лет снабжали американцев и отправляли американцам французские грузы в поддержку американских военных усилий, что послужило причиной объявления войны Великобританией. [4] Начало военных действий с голландцами означало, что торговля Великобритании со странами Балтийского моря , где закупались ключевые запасы древесины для военно-морского строительства, оказалась под угрозой, и что британцам пришлось усилить защиту своего судоходства в Северном море . Чтобы добиться этого, британцы начали блокировать голландское побережье, чтобы отслеживать и перехватывать любые серьезные попытки отправить суда в голландские порты или из них, а также начали защищать торговые конвои с помощью вооруженных судов.

Голландцы находились в политическом смятении и, следовательно, не могли предпринять какие-либо эффективные действия против британцев. [5] Результатом такого бездействия стал крах их экономически важной торговли. [6] В конце концов было решено, что необходимо спустить на воду торговый флот. 1 августа 1781 года адмирал Йохан Зутман возглавил флот из 70 торговых судов с Текселя , защищенный семью линейными кораблями , а также несколькими фрегатами и меньшими вооруженными судами. Адмирал сэр Хайд Паркер сопровождал конвой кораблей из Балтики, когда в 04:00 утра 5 августа заметил паруса голландского флота. Он немедленно отправил свой конвой к английскому побережью и приказал своей линии преследовать, а не готовиться к бою. [7] : 48 Зутман, чьи корабли чередовались с торговыми судами, дал сигнал своей линии выстроиться между Паркером и конвоем. Корабли флота Паркера находились не в лучшем состоянии, поскольку требования войны предъявляли к Королевскому флоту большие требования, и всевозможные корабли вводились в эксплуатацию или не получали необходимого обслуживания. Некоторые корабли находились в таком плохом состоянии, что количество орудий, доступных для ведения огня, было сокращено по сравнению с обычным составом. У кораблей не было времени отрабатывать обычные маневры флота. [7] : 46 Несмотря на это, флагманский корабль Бервика и Паркера «Фортитьюд» с 74 орудиями был относительно новым и в хорошем состоянии. Голландские экипажи были неопытны, поскольку из-за британской блокады они не участвовали в каких-либо серьезных боевых действиях.
Боевой
[ редактировать ]
При спокойном море и северо-восточном ветре Зутман вывел свою линию на левый галс, двигаясь на юго-восток через восток, и стал ждать Паркера, который держал метеоуказатель . Британский флот, поначалу неровно из-за плохого состояния некоторых кораблей, выстроился в боевой порядок в соответствии с сигналом, поданным в 06:10. Двум кораблям было приказано поменяться местами, что привело к ошибке и поставило « Дельфин» против одного из крупнейших голландских кораблей и « Бьенфейсана» без противника. [7] : 48 Когда незадолго до 08:00 Паркер поднял боевой флаг для ближнего боя, британский флот подошел ближе. Удивительно, но голландские корабли не открыли огонь по мере приближения британцев до тех пор, пока два флота не оказались на расстоянии половины мушкетного выстрела. Затем Зутман также поднял свой флаг и открыл огонь, обстреляв « Фортитьюд» бортовым залпом. Завязался ближний бой, продолжавшийся три часа 40 минут. [7] : 49 Около полудня голландские торговые суда отошли от боя и направились обратно в Тексель. В 11:35 Паркер дал сигнал перестроить свою линию, поскольку корабли стали неуправляемыми. Его флот упал с подветренной стороны и маневрировал, чтобы изменить линию боя . [7] : 50 Однако британские корабли были настолько повреждены, что добиться успеха не удалось, а это означало, что Паркер не смог снова возобновить бой. Почти полчаса Зутман со своими сильно поврежденными кораблями оставался на том месте, где его оставили англичане в доказательство того, что он обеспечил безопасность на поле боя. [8] Затем он отплыл обратно в Голландскую Республику. [1]

Потери с обеих сторон были высокими, учитывая количество задействованных кораблей. Меньше потерь было понесено, например, в Чесапикском сражении , произошедшем месяцем позже между более чем в два раза большим флотом. Британцы сообщили о своих потерях в 104 убитых и 339 раненых, а голландцы сообщили о своих потерях в 142 убитых и 403 раненых. Хотя потери голландцев в битве были хорошо задокументированы, [9] Военно-морской историк Уильям Лэрд Клоуз отметил, что некоторые неподтвержденные сообщения позволяют предположить, что потери голландцев на самом деле были намного выше и, возможно, достигли 1100 убитых и раненых. [2] сильно поврежденный «Холланд» Той же ночью Прекрасная Пуль затонул. К ней пришла ; ее знамя , все еще развевающееся, было схвачено и доставлено Паркеру. [10]
Последствия
[ редактировать ]Обе стороны заявили о своей победе, и оба конвоя скрылись. Британцы первыми отказались от боя. Однако голландцы потеряли потопленный линейный корабль, и, кроме того, в стратегическом отношении битва стала победой Великобритании, поскольку голландский флот отступил в Тексель и больше не покидал гавань во время войны. Кроме того, голландская торговая торговля оставалась парализованной из-за постоянного захвата их торговых судов британскими каперами. [11] По крайней мере, один конвой добрался до Балтики, но он шел под шведским флагом и сопровождался шведским фрегатом. [12]
Паркер, вернувшись, решил, что он не был должным образом экипирован для выполнения своей задачи. По прибытии в Нору он встретил короля Георга III и сказал ему: «Желаю Вашему Величеству лучших кораблей и более молодых офицеров. Что касается меня, то я уже слишком стар для службы». [7] : 52 Затем он подал в отставку.
Однако в Голландской республике битву праздновали как победу. Последним крупным сражением голландского флота перед битвой при Доггер-Банке была битва при Малаге в 1704 году, и теперь голландский флот устоял против британского флота. Голландское командование было осыпано похвалами, и по Голландской республике прокатилась волна энтузиазма. Тот факт, что сражение не смогло изменить стратегическую ситуацию, был проигнорирован. [13]
Боевой порядок
[ редактировать ]
Британский[ редактировать ]Линейные корабли[ редактировать ]
Другие суда флота[ редактировать ]
С конвоем[ редактировать ]
Источник: [14] |
Голландский[ редактировать ]Линейные корабли[ редактировать ]
Другие суда флота[ редактировать ]
С конвоем[ редактировать ]
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Holland , 68-пушечный голландский линейный корабль, затонул после боя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ван Нимвеген 2023 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Клоуз 1898, с. 508.
- ^ Эдлер 2001, с. 343.
- ^ Дэвис 1851, с. 469.
- ^ Эдлер 2001, стр. 169–176.
- ^ Дэвис 1851, с. 468.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Росс, сэр Джон. Мемуары адмирала де Сумареса Том 1 .
- ^ Де Йонге 1843 , с. 629.
- ^ Медицинские аспекты битвы при Доггер-банке
- ^ Аллен 1852, с. 319.
- ^ Сиретт с. 131
- ^ Дэвис 1851, с. 472.
- ^ Бренд 2010, с. 24.
- ^ Клоуз 1898, с. 505.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джозеф, Сражения британского флота , Том. 1, Герберт Бон, Лондон (1852 г.)
- Блок, Петрус Йоханнес. История народа Нидерландов
- Клоуз, сэр Уильям Лэрд (1898). Королевский флот: история с древнейших времен до наших дней , Том. 3
- Дэвис, Чарльз Морис. История Голландии и голландской нации , Vol. 3
- Эдлер, Ф. (2001) [1911]. Голландская республика и американская революция . Гонолулу: Тихоокеанское университетское издательство. ISBN 0-89875-269-8 .
- Пенроуз, Джон (1850). вице-адмирала сэра Чарльза Виникомба Пенроуза, KCB, и капитана Тревенена . Дж. Мюррей (издатель), Гарвардский университет.
- Сиретт, Дэвид (1998). Королевский флот в европейских водах во время американской войны за независимость Исследования морской истории . Университет Южной Каролины Press. ISBN 978-1-57003-238-7 .
- Брэнд, Рон (2010). Морские герои, купцы, лорды и дамы в замке Кекенхоф [ Морские герои, купцы, лорды и дамы в замке Кекенхоф ] (на голландском языке). Потерянный. ISBN 9789087041700 .
- Ван Нимвеген, Олаф (2023). Виллем V: Последний штатгальтер Нидерландов 1748–1806 гг. [ Вильгельм V: Последний штатгальтер Нидерландов 1748–1806 гг. ] (на голландском языке). Прометей. ISBN 978-90-446-4821-8 .
- Де Йонге, Йоханнес Корнелис (1843). История голландской морской индустрии. Часть 5: Ван ден Утрехтшен Вреде, АО. 1713 г., морское сражение при Доггер-Банке, АО. 1781. Том. 5, Часть 5 (на голландском языке). Ван Клиф.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при Доггер-банке (1781 г.) на Викискладе?