Камо-но Тёмей
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Камо-но Тёмей ( 鴨 長明 , 1153 или 1155–1216) — японский писатель , поэт (в форме вака ) и эссеист . Он стал свидетелем серии природных и социальных катастроф и, потеряв политическую поддержку, был отстранен от продвижения по службе в синтоистском храме, связанном с его семьей. Он решил отвернуться от общества, принял буддийские обеты и стал отшельником, живя за пределами столицы. обычно вступали те, кто отвернулся от мира Это было несколько необычно для того времени, когда в монастыри . Наряду с поэтом-жрецом Сайгё он является представителем литературных отшельников своего времени, а его знаменитое эссе « Ходзёки » («Описание десятифутовой хижины») представляет жанр, известный как « литература отшельника » (sōan бунгаку).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родившийся под именем Камо-но Нагаакира , он был вторым сыном Камо-но Нагацугу, сё-неги или суперинтенданта святилища Нижнего Камо ( Симогамо ). Он также был известен под именем Кикудайфу. Точный год его рождения неизвестен, но считается, что это либо 1153, либо 1155 год, причем общепринятой датой является 1155 год. [ 1 ] [ 2 ] С ранних лет он занимался поэзией и музыкой в комфортной обстановке. В то время святилища Верхнего и Нижнего Камо владели большими участками собственности вокруг реки Камо, к северо-востоку от столицы Хэйан (Киото), обладая огромной властью и престижем среди аристократии. Фестиваль Камо ( Аой Мацури ), происходящий в середине четвертого месяца, считался самым важным синтоистским событием и ярко изображался в литературе того времени, особенно в девятой главе « Повести о Гэндзи» . Тёмей вырос в таких религиозных и материальных условиях.
В 1160 году его отец был повышен до младшего четвертого ранга младшего разряда, что в конечном итоге привело семилетнего Тёмея к повышению до пятого ранга младшего разряда; это были высокие должности в иерархии храма Камо . Однако плохое здоровье и политические маневры заставили его отца уйти в отставку в 1169 году, а в начале 1170-х годов он умер. Ожидая занять вакантную должность, оставленную его отцом, Тёмей, который тогда был подростком, был обойден вниманием, и вместо этого на эту должность был назначен его двоюродный брат. В стихах «Камо-но Тёмей-сю» Тёмей оплакивал это развитие событий.
Когда Тёмею было двадцать с небольшим, он переехал в дом своей бабушки по отцовской линии. Причиной могло быть лишение наследства. Поскольку отец Тёмея был самым младшим в семье, он унаследовал дом своей матери. Когда Тёмей за тридцать, он заявляет в Ходзёки , что, потеряв «поддержку» в доме своей бабушки по отцовской линии, он был вынужден уйти и построил небольшой дом недалеко от реки Камо. Тёмей жил здесь, пока не стал отшельником.
В «Ходзёки» Тёмей заявляет, что он смог покинуть мир, потому что он не был привязан к обществу ни браком, ни потомством.
Ходзёки — это записная книжка Тёмея , когда он жил «в маленькой хижине» в пригороде столицы Фукувары . «Его работа содержит, помимо очевидного описания Фукувары из первых рук, поразительное описание материальных условий в столице в период с 1177 по 1182 год». [ 3 ]
Жизнь как поэт
[ редактировать ]После смерти отца Тёмей стал больше интересоваться поэзией, и на его литературный рост повлияли три поэта. Его наставник Сёмё (1112–1187) принадлежал к школе Рокудзё, которая не получила большого признания из-за отсутствия покровителей со стороны императорского дома. Будучи своим наставником, Сёмё научил Тёмея тонким техникам и стилям придворной поэзии. Камо-но Сигэясу, главный синтоистский священник святилища Верхнего Камо, также сыграл важную роль в развитии таланта Тёмея как поэта, приглашая его на свои поэтические конкурсы. Благодаря влиянию и поддержке Сигэясу Тёмей завершил книгу стихов под названием Камо-но Тёмей-сю («Сборник») в 1181 году. Другой важной фигурой в развитии поэзии Тёмей был поэт-священник Сюнэ. Через его поэтический кружок, известный как Каринэн (Роща поэзии), группа людей, включая синтоистских и буддийских священников, придворных низшего и среднего ранга и придворных женщин, делилась своими произведениями. Рассказы об этих встречах заполнили большую часть рассказов Тёмея. Мумёсё .
Музыка играла значительную роль на протяжении всей жизни Тёмея. Его музыкальный наставник Накахара Ариясу сыграл важную роль в его развитии, а Тёмей, известный публике как Кикудайфу, был известен своим мастерством. Согласно рассказу Минамото-но Иэнага, любовь Тёмея к музыке проявилась в горе, которое он почувствовал, когда ему пришлось вернуть бива императору (лютню) по имени Тенари.
В свои тридцать лет Тёмей добился умеренных успехов на поэтических конкурсах и был включен в антологии, такие как « Сэндзайшу» . Изобретательные формулировки для описания природы, такие как «семи но огава» для описания реки Камо, Тёмей вызвали небольшие споры. Включив стихотворение с этой фразой в официальный поэтический конкурс храма Камо, он проиграл, потому что судья решил, что он пишет о несуществующей реке. Однако Тёмей настаивал на том, что эта фраза использовалась раньше и была включена в записи святилища. Тёмей, кажется, обидел своего кузена, который занял положение сё-неги Нагацугу . Этот эпизод показывает, что Тёмей все еще злился на своего кузена за то, что он стал новым сё-неги. Чтобы сгладить смущение, стихотворение с этой фразой позже было включено в Син Кокинсю .
Тёмей достиг поворотного момента, когда ему было около сорока лет. Его покровитель, император-затворник Го-Тоба, поддерживал его написание стихов. Чтобы создать антологию ( Синкокинсю ), способную конкурировать с Кокинсю , Го-Тоба организовал Императорское бюро поэзии, наполненное многочисленными элитными придворными и литераторами, среди которых Тёмей был назначен членом более низкого уровня. Будучи членом этой организации, Тёмей пользовался преимуществами, которые в противном случае не были бы ему предоставлены, включая посещение Императорского сада, чтобы увидеть цветущую сакуру. Тёмей работал в Императорском бюро поэзии, пока в 1204 году не решил стать затворником. [ 4 ]
Жизнь отшельника
[ редактировать ]Конкретные причины, по которым Тёмей стал отшельником, неясны, но череда неудач, в частности смерть его отца и его неспособность занять оставленную им должность, возможно, заставила его оставить придворную жизнь. Следующие пять лет он провёл в Охаре, у подножья горы Хиэй , но посчитал своё пребывание здесь неудачным и поэтому переехал в Хино, на холмах к юго-востоку от столицы, где и провёл остаток своей жизни. Дизайн хижины, которую он построил в Хино, был вдохновлен жилищем буддийского отшельника Вималакирти . Вималакирти -сутра оказала глубокое влияние на Ходзёки . Тёмей написал «Мумёсё» , «Хоссинсю» и «Ходзёки» , живя отшельником. Хотя Тёмей утверждает в Ходзёки , что он никогда не покидал своего жилища, в отдельном сообщении говорится, что он совершил поездку в Камакуру, чтобы навестить сёгуна и поэта Минамото-но Санэтомо.
В более поздние годы жизни Тёмей придерживался социально-исторической точки зрения, что было редкостью для придворных поэтов того времени. Рассказы о хаосе в столице в первой части Ходзёки предполагают социальные интересы Тёмея, и он противопоставляет их своей мирной жизни буддиста в уединении. Его рассказ совпадает с распространением буддизма среди населения; и его тщательные изображения природы, окружающей его хижины, а также природных и социальных катастроф в столице, образуют уникальный микроскопический и макроскопический взгляд на жизнь в жестокий переходный период. Внимание к природе и самоанализ характеризуют жанр литературы отшельника, и Тёмей был его выдающимся практиком.
Тёмей умер на десятый день вставного шестимесячного года 1216 года, когда он попросил Дзендзяку завершить для него Косики . [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]- Камо-но Тёмей сю ( Собрание утки Чанмина )
- Ходзёки ( Записки настоятеля ) [ 5 ]
- Мумёсё ( 无名典 ) [ 6 ]
- Хоссинсю ( Hosshinshū )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Камо, Янасэ (1967:141-142)
- ^ Нихон Котен Бунгаку Дайдзитен Хэншу Иинкай (1986: 398-399)
- ^ Сансом, Джордж (1958). История Японии до 1334 года . Издательство Стэнфордского университета. п. 286. ИСБН 0804705232 .
- ^ Jump up to: а б Заяц, Томас Бленман (1989). «Чтение Камо-но Тёмей». Гарвардский журнал азиатских исследований . 49 (1): 173–228. дои : 10.2307/2719301 . JSTOR 2719301 .
- ^ Кенко (29 июля 2014 г.) «Очерки безделья» и . «Пингвин » 978-0-14-119210-9 .
- ^ Като, Хильда (1964). Мумёсё Камо-но Тёмей и его значение в японской литературе (Диссертация). Университет Британской Колумбии.
Ссылки
[ редактировать ]- Камо, Тёмей (1967) [1212]. Янасэ, Кадзуо (ред.). Соколиный глаз . Кадокава Бунко. ISBN 4-04-403101-0 .
- Камо-но Чомей. Видения разорванного мира. Ясухико и Дэвид Дженкинс: Stone Bridge Press.
- Камо но Чомей. Хижина площадью десять футов и сказки Хейке. Пер. А. Л. Сэдлер. Токио: Компания Чарльза Э. Таттла, 1972.
- Кубота, Дзюн (2007) Бунгаку Дзитен [ Словарь японской классической литературы Иванами (на японском языке Иванами Нихон Котен ] ISBN ). 978-4-00-080310-6 .
- Нихон Котен Бунгаку Дайдзитэн: Каньякубан [ Обширный словарь классической японской литературы: краткое издание ] Токио : Иванами Сётэн 1986. ISBN. 4-00-080067-1 .
- Панди, Раджашри. Письмо и отречение в средневековой Японии: произведения поэта-священника Камо-но Тёмей . Издательство Мичиганского университета, 1998.
- Ширане, Харуо. Традиционная японская литература: антология с начала до 1600 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- В погоне за отшельником: Камо-но Тёмей
- На испанском языке: Камо-но Чомей: отшельничество и одиночество.