Происхождение расы
В медиевистике origo gentis — это история происхождения рода (народа). Это не самостоятельный литературный жанр, а часть довольно обширных произведений, описывающих, например, историю соответствующего народа. Они также могут быть частью героических эпосов или биографий. [1]
Содержание происхождения наций
[ редактировать ]смешаны многочисленные преимущественно вымышленные и часто универсальные элементы ( топосы ) В origo gentis . В центре истории находится миф о происхождении соответствующей группы людей (таких как готы , лангобарды , англосаксы , франки и хорваты ). Вначале оно обычно передавалось устно, позже записывалось и обогащалось некоторыми элементами древних ученых. Помимо мифического объяснения происхождения рода, обычно приводились особые моральные и характерные черты, «типичные» для этой группы людей. Часто местом происхождения считалась Скандинавия, [2] поскольку это давало возможность построить генеалогии, которые не поддавались проверке. Древнее генеалогическое древо (как, возможно, вымышленная династия Амаль ) могло бы обеспечить дополнительную легитимность правящей элите.
«Миграционные легенды» часто играли важную роль в ориго : группа людей эмигрировала и в конце концов добралась до другой страны, причем получила ее, в основном, силой. Хотя иногда существует историческое ядро (например, миграция англосаксов в Британию), другие, похоже, содержат в основном вымышленные истории. [3] Это относится, например, к предполагаемому «троянскому происхождению» или к скандинавскому происхождению готов, которое сейчас подвергается сомнению из-за отсутствия археологических свидетельств. Описание происхождения готов в « Гетике Иордана » (основанной на утраченной «готической истории» Кассиодора ) сегодня обычно понимается как злободневное этнографическое повествование, включившее в себя многочисленные художественные элементы. [4] Довольно распространенным мотивом ориго был также так называемый «первоначальный акт». Это было центральное событие в истории рода, такое как значительная победа, переход через водоем, царство божественного происхождения, которое, как говорят, существовало с первобытных времен, и другие. Основная идея заключалась в том, чтобы создать идентичность или установить «новый порядок», который с тех пор пришлось применять среди рода.
Историческая функция происхождения gentium
[ редактировать ]Ориго . могло служить важным связующим элементом внутри рода, который помогал скреплять этнически разнородные ассоциации или только оказывать влияние на идентичность Таким образом, эти полиэтнические объединения были связаны в идеальное единство историей происхождения; это сыграло важную роль в сложном процессе позднеантичного и раннесредневекового этногенеза. Хорошо известными примерами ориго являются Гетика Иордана (которая дала готам историю, сравнимую с историей многих других древних народов) или Ориго Гентис Лангобардорум лангобардов VII века. Франки переняли миф о Трое , популяризированный римлянами через Вергилия » « Энеиду . По сообщению церковного историка Беды , саксы были вызваны в Британию королем Вортигерном и высадились там с тремя кораблями под командованием братьев Хенгиста и Хорсы .
Хервиг Вольфрам и его ученик Вальтер Пол , авторы важных работ по этой теме, подчеркивают, что современные идеи «этнической принадлежности» никоим образом не применимы к античным и средневековым людям. Однако выводы, основанные на этом тезисе, противоречивы. Например, Уолтер Гоффарт очень критично относится к идее о сходстве произведений, посвященных историям происхождения. [5] скорее каждый автор своим изображением преследовал свои цели. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хервиг Вольфрам, Ориго Гентис. в «Реальном лексиконе германской археологии» , том. 22 (2003)
- ^ Плассманн 2006 , стр. 207.
- ^ Плассманн 2006 , стр. 360.
- ^ Арне Соби Кристенсен (2002). Кассиодор, Иордан и история готов: исследования миграционного мифа . Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-710-3 .
- ^ Гоффарт 1988 .
- ^ Плассманн 2006 , стр. 16.
Источники
[ редактировать ]- Гоффарт, Уолтер А. (1988). Рассказчики истории варваров (550–800 гг. н. э.): Иордан, Григорий Турский, Беда и Павел Диакон . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Плассманн, Альхейдис (2006). Ориго гентис. Установление идентичности и легитимности в историях происхождения раннего и высокого средневековья (на немецком языке). Берлин: Издательство Академии. ISBN 3050042605 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бикерман, Элиас Дж. (1952). «Происхождение Гентиума». Классическая филология . 47 (2): 65–81. дои : 10.1086/363470 .
- Гоффарт, Уолтер А. (1995). «Две заметки о германской древности сегодня». Традицио . 50 :9–30. дои : 10.1017/s0362152900013143 .