Освенцим или великое алиби
«Освенцим, или великое алиби» (фр. Auschwitz ou le grand alibi ) — статья 1960 года, опубликованная в Program communiste , французском журнале Международной коммунистической партии (ИКП), позже переизданная в виде брошюры. Авторство этого текста приписывают Амадео Бордиге и Мартину Аксельраду. Однако «Коммунистическая программа» представляла собой бордигистское (под редакцией учеников Амадео Бордиги) ревю, публикующее свои тексты анонимно, чтобы подчеркнуть характер коллективной работы. [ 1 ] [ 2 ]
Некоторые ученые считают эту работу основополагающим текстом левого отрицания Холокоста . Несмотря на то, что в тексте утверждается, что геноцид был реальным, попытка реконтекстуализировать его со стороны отрицателей Холокоста в 1990-х годах привела к тому, что его охарактеризовали как отрицающий текст, а антисемитские публикации использовали эту работу для поддержки аргумента о том, что концентрационный лагерь Освенцим мог не были созданы как лагерь смерти, потому что буржуазия не может действовать без мотивации получения прибыли , и поэтому это был трудовой лагерь , в котором члены среднего класса эксплуатировали и истребляли других членов среднего класса, тем самым позволяя капиталистам накапливать богатство. [ 3 ]
Автор
[ редактировать ]Статья была опубликована в № 11 журнала «Коммунистическая программа» за апрель-июнь 1960 г. [ 4 ] орган ИКП. Статья начинается с критики плаката, опубликованного MRAP , и в значительной степени поддерживает аргументы, касающиеся книги « История Джоэла Брэнда» . [ 5 ] Сначала он был опубликован на французском языке с отсылкой к французскому контексту, что само по себе сделало проблематичным приписывание итальянскому коммунисту Амадео Бордиге. Согласно статье 2010 года в Le Prolétaire , органе ИКП, ее автором на самом деле был Мартин Аксельрад , воинствующий французский бордигист австрийского еврейского происхождения, чья семья бежала во Францию после аншлюса . [ 6 ]
Диссертация
[ редактировать ]По мнению автора или авторов этой статьи, нацисты истребляли евреев не потому, что они были евреями, а потому, что они были важной группой внутри мелкой буржуазии , социального класса, обреченного на исчезновение в результате концентрации капитала ; и антисемитизм в его современной форме развился внутри той же самой мелкой буржуазии в попытке сохранить себя как класс, пожертвовав определенной частью себя. Утверждается, что концентрированные интересы немецкого капитала, столкнувшись с экономическим кризисом, увидели в этом развитии неожиданную удачу: «Она могла бы ликвидировать часть своей мелкой буржуазии с согласия мелкой буржуазии или, что еще лучше, позволить самой мелкой буржуазии взять на себя поручение этой ликвидации». Таким образом, по мнению автора(ов), антисемитизм определялся социально-экономическими условиями:
Под ужасным экономическим давлением, под угрозой диффузного разрушения, которое сделало неопределенным само существование ее членов, мелкая буржуазия отреагировала на это принесением в жертву части себя, надеясь таким образом спасти других своих членов. Таким образом, антисемитизм не возник в результате какого-либо «макиавеллианского плана» или «извращенных идей»: он был прямым результатом экономических ограничений. Ненависть к евреям не была априорной причиной их уничтожения, а была лишь выражением желания ограничить и сконцентрировать уничтожение на них.
В статье говорится о предложении Адольфа Эйхмана «продать миллион евреев», которое высказал американский гуманитарный работник Джоэл Брэнд, чтобы поддержать утверждение о том, что нацисты сначала пытались избавиться от еврейского населения, изгнав его, и что никакие другие страны были готовы принять их, поскольку эти другие страны столкнулись с теми же проблемами, касающимися их мелкой буржуазии. Поскольку война усугубила всю ситуацию, сконцентрированные основные силы Германии в конечном итоге организовали уничтожение евреев.
Фраза «Освенцим или великое алиби» относится к более конкретному утверждению, что после войны Шоа использовался для демобилизации рабочего класса в рамках пропагандистских усилий, утверждающих веру в то, что «антифашистские демократии» были совершенно иная природа, чем фашизм, заставляя рабочий класс забыть, подвергнувшись воздействию остатков истребления, что они на самом деле были результатом той же логики капитализма, которой они сами тоже подчинялись. С этой точки зрения призывы бороться с фашизмом во имя демократии на самом деле были приманкой, призванной заставить пролетариат забыть , что их истинным врагом является и остается капиталистическая система: именно в этом смысле «нацистское варварство» было бы «великое алиби» капиталистических демократий.
Прием
[ редактировать ]Тезисы об Освенциме или великом алиби оспаривались несколькими левыми организациями, особенно теми, основной целью которых является борьба с неофашизмом . [ 7 ] С другой стороны, активист Пьер Гийом , приверженец «Социализма или варварства» , позже члена «Pouvoir ouvrier» , называл этот текст частью первого этапа, который позже привел его к поддержке отрицания (отрицаемого ИКП). Это заставило некоторых сказать свое слово (в частности, Дэниела Линденберга , [ 8 ] Валери Игуне и, более сдержанно, Пьер Видаль-Наке ), что эта брошюра была основополагающим текстом левого отрицания: [ 9 ]
Статья под названием «Освенцим, или Великое Алиби» никоим образом не отрицает геноцид, учиненный нацистами, а, наоборот, выдвигает весьма механический тезис. Переиздание этой статьи в виде буклета издательством La Vieille Taupe в 1979 году можно считать дебютом отрицательного движения в среде ультралевых». [ 10 ]
Эта интерпретация активно оспаривается самой ИКП, которая отрицает уникальность нацистских преступлений и нацистской идеологии Третьего рейха, предпочитая объяснять геноцид евреев социально-экономическим материалистическим анализом:
Ведь мы, правда, отрицаем, что «преступления нацизма остаются исторически уникальными» [...]. Просто подумайте о резне тутси в Руанде , вспомнив преступное соучастие французского империализма в подготовке этих массовых убийств. [...] В основе этих преступлений лежит сама капиталистическая система. [ 7 ]
Библиография
[ редактировать ]- Мишель Дрейфус (2011). Антисемитизм слева: история парадокса . Открытие. 345 стр.
- Валери Игуне (2000). История отрицания во Франции . Париж. 691 стр.
- Пьер Видаль-Наке (1987). Убийцы памяти: статья Эйхмана» и другие эссе о ревизионизме . Париж: Открытие. 227 стр.
- Энцо Траверсо (1999). Понимание нацистского геноцида: марксизм после Освенцима. Плутон Пресс. 164 с.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Освенцим Бордиги , или Великое Алиби , заметка Митчелла Абидора .
- ^ Международная библиотека левых коммунистов, Освенцим или большое алиби .
- ^ Видаль-Наке, Пьер. « «Документ Эйхмана (1980) - Анатомия лжи». Документальные ресурсы о нацистском геноциде» . www.anti-rev.org . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Архив коммунистической программы
- ↑ «Освенцим или великое алиби» Бордиги, заметка Митчелла Абидора .
- ^ «Некролог Мартина Аксельрада 2010» . www.marxists.org . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Новые нападения на Освенцим или великое алиби » , Le Prolétaire , № 454, июль-август 2000 г.
- ^ Дэниел Линденберг писал (в À gauche de la gauche , Histoire des gauches en France , Éditions La Découverte, Paris, 2004; том 2): «Но именно бордигисты в 1960 году «изобрели» то, что впоследствии стало «негационизмом». «Специально для ультралевых, прежде всего для La Vieille Taupe».
- ^ «2. О старом кроте и каннибалах» , отрывок из воспоминаний» книги Пьера Видаля-Наке на сайте anti-rev.org « Убийцы
- ^ Лорен Голднер, « О чем рассказывает «Всеобщая история ультралевых» Кристофа Бурселлера и особенно о том, чего не рассказывает. Архивировано 29 мая 2013 года в Wayback Machine », Обзор Agone , 34 | 2005.