Седна (мифология)
Седна | |
---|---|
Богиня моря и морских животных | |
![]() Седна, скульптура Нувуалиака Алариака. | |
Другие имена | Арнакуагсак , Сассума Арнаа, Нерривик , Арнапкапфаалук |
Инуитское письмо | Большой |
Родители | Мать (мать), Муж (отец) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Амфитрита |
Римский эквивалент | Салация |
Египетский эквивалент | Тефнут |
Гавайский эквивалент | Глаза |
Седна ( инуктитут : ᓴᓐᓇ , латинизированное : Санна , ранее Седна или Сидне ) — богиня моря и морских животных в мифологии инуитов , также известная как Мать моря или Хозяйка моря. История Седны, являющаяся мифом о сотворении мира, описывает, как она стала править Адливуном инуитов , подземным миром .
Другие имена
[ редактировать ]Седна известна как Арнакуагсак или Арнаккассак в некоторых частях Гренландии. Она также известна как Сассума Арнаа («Мать глубин») на западно-гренландском языке и Нерривик («Стол», Инуктун ) или Нулиаджук ( район Киватин , Северо-Западные территории, Канада). Иногда ее называют другими именами, такими как Арнапкапфаалук («Большая плохая женщина») из медных инуитов из залива Коронации . района [ 1 ] и Таканакапсалук или Таканнаалук ( Иглулик ). В Киллинике , Лабрадор , ее называли «Старухой-жилой-в-море». [ 2 ]
Миф
[ редактировать ]Существует более одной версии легенды о Седне. В некоторых легендах она считается дочерью богини по имени Исарратайтсок, в то время как в других упоминается только ее отец. [ 3 ]
В одной легенде Седна — великанша, дочь бога-создателя Ангуты , страдающая от сильного голода, который заставляет ее нападать на своих родителей. Возмущенный Ангута выводит ее в море и бросает за борт своего каяка . Когда она цепляется за бока, он отрубает ей пальцы, и она погружается в подземный мир, становясь повелительницей чудовищ глубин. Ее огромные пальцы превращаются в тюленей , моржей и китов , на которых охотятся инуиты. [ 4 ]
По другой версии легенды, она недовольна мужчинами, найденными ей отцом, и выходит замуж за собаку. Ее отец настолько рассердился на это, что бросает ее в море, а когда она пытается забраться обратно в лодку, отрезает ей пальцы. Ее пальцы становятся первыми печатями, и она становится могучей морской богиней . [ 2 ] Когда она злится, шаман отправляется мыть и причесывать ей волосы, после чего она умилостивляется и отпускает животных охотникам. [ 5 ] В других версиях она не может расчесывать волосы, потому что у нее нет пальцев, поэтому расчесывать их за нее должен шаман. [ 6 ]
В сообщении говорится, что в районе Нетсилик Нулиаюк была сиротой, с которой плохо обращались. Однажды люди попытались избавиться от нее, попытавшись утопить ее, отрубив ей кончики пальцев, которые превратились в тюленей и моржей. [ 7 ] В конце концов, Нуляюк женится на быке и живет в море, контролируя всех морских млекопитающих.
Другие версии легенды изображают Седну как прекрасную девушку, которая отвергает предложения руки и сердца охотников своей деревни. Когда появляется неизвестный охотник, отец Седны соглашается отдать ее ему в жены в обмен на рыбу. Отец Седны дает Седне снотворное и передает ее охотнику, который отводит ее в большое гнездо на скале, раскрывая свою истинную форму: великий птичий дух (по-разному описываемый как ворон , глупыш или кокксаут/ буревестника дух ). ). Она просыпается в окружении птиц. Ее отец пытается спасти ее, но дух птицы злится, вызывая сильную бурю. В отчаянии отец Седны бросает ее в бушующее море. Пытаясь уцепиться за каяк, ее руки замерзают, а пальцы отпадают, превращаясь в морских существ. Она падает на дно моря и отращивает рыбий хвост.
В еще одной версии Седну похищает или обманывает другая птица. Затем ее отец уезжает на своем каяке, чтобы спасти ее с плавучего ледяного острова, где она находится в заточении, пока птичье существо отсутствует. Существо, разгневанное ее исчезновением, взывает к духу моря, чтобы тот помог ему. Морской дух находит каяк с двумя людьми на борту и создает огромные волны, чтобы убить их. Ее отец бросает Седну за борт в надежде, что это умилостивит разгневанного бога. Седна цепляется за каяк, но ее отец хватает небольшой топор и отрубает ей три пальца, прежде чем ударить ее по голове. Каждый из трёх пальцев становится печатью разного вида. Удар по голове отправляет Седну на дно океана, где она и живет, командуя морскими животными. [ 8 ]
В дополнительной версии истории Седна выходит замуж за человека, который утверждает, что он фантастический охотник. Затем он увозит ее на далекий остров и там оказывается человеком-птицей. Будучи человеком-птицей, он не был хорошим охотником и умел охотиться только на рыбу. Не имея возможности сбежать с острова, она смирилась со своим положением, пока однажды ее отец не приехал в гости. Ее отец решил убить человека-птицу, когда понял, что тот солгал о том, кем он был, пытаясь спасти свою дочь. Они покинули остров на каяке ее отца, когда друзья человека-птицы в отместку напали на них. Они летали над каяком и создавали огромные волны, которыми можно было атаковать каяк. Отец Седны был так напуган, что выбросил ее за борт, а затем она схватилась за край каяка, цепляясь за свою жизнь. Боясь, что она перевернет лодку, отец отрезал ей пальцы, и она упала в воду. Отрезанные пальцы превратились в морских животных, и она опустилась на дно океана, где стала духом океана. [ 9 ]
По одной из традиций Баффинова острова , Седна была в каяке со своей семьей, когда начался шторм. Родители подумали, что она виновата в шторме, и бросили ее в море. Она вцепилась в каяк, но отец отрезал ей пальцы: сначала кончики, потом второй сустав, потом последний сустав. Ее бестелесные пальцы превратились в морских существ. Седна получила контроль над животными. Если бы люди разозлили ее, она могла бы помешать животным приходить к местам охоты, тем самым вызывая голод. [ 10 ]
Каждая из разных легенд дает разные объяснения смерти Седны. Тем не менее, в каждой версии отец увозит ее в море на своем каяке, отрубая ей пальцы. [ 11 ] В каждой версии она опускается на дно моря, и ей поклоняются охотники, которые зависят от ее доброй воли в обеспечении пропитанием. Ее обычно считают мстительной богиней, и охотники должны умилостивить ее и молиться, чтобы она выпустила морских животных из глубин океана для охоты. [ 12 ] В Киллинике люди бросали в море в качестве подношений изношенные наконечники гарпунов, сломанные ножи и куски мяса и костей. [ 2 ]
В астрономии
[ редактировать ]90377 Седна , транснептуновый объект, открытый Майклом Брауном ( Калифорнийский технологический институт ), Чадом Трухильо ( Обсерватория Джемини ) и Дэвидом Рабиновицем ( Йельский университет ) 14 ноября 2003 года. В ее честь назван [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Дж. Кондон, Джулия Огина и старейшины Холмана , Северные медные инуиты ( ISBN 0-8020-0849-6 )
- ^ Jump up to: а б с Джарвис, Дейл Гилберт (2018). «Изучая легенду о Седне» . Внутри лабрадора . Лето: 44–50.
- ^ Фолкнер, Дэвид Э. (2020). «9». В Хаббелле, Джеральд Р. (ред.). Мифология ночного неба . Спрингер. п. 184. ИСБН 978-3-030-47693-9 .
- ^ Уордл, Х. Ньюэлл (1900). «Цикл Седны: исследование эволюции мифов» . Американский антрополог . 2 (3). Американская антропологическая ассоциация: 568–580. дои : 10.1525/aa.1900.2.3.02a00100 . JSTOR 658969 .
- ^ Прокоп, Кэрол Энн (1990). «Написанное в камне: сравнительный анализ Седны и Лунного Духа, изображенных в современной инуитской скульптуре и графике» . Университет Британской Колумбии : 42. doi : 10.14288/1.0098161 .
- ^ Ярих Остен; Фредерик Логран (2009). «Представление «Морской женщины» ». Религия и искусство . 13 : 480–481.
- ^ Прокоп, Кэрол Энн (1990). «Написанное в камне: сравнительный анализ Седны и Лунного Духа, изображенных в современной инуитской скульптуре и графике» . Университет Британской Колумбии : 46. doi : 10.14288/1.0098161 .
- ^ Прокоп, Кэрол Энн (1990). «Написанное в камне: сравнительный анализ Седны и Духа Луны, изображенных в современной скульптуре и графике инуитов» . Университет Британской Колумбии : 45. doi : 10.14288/1.0098161 .
- ^ https://www.palomar.edu/users/scrouthamel/ais100/sedna.htm [ только URL ]
- ^ МакМахон-Коулман, Кимберли (2006). «Мечтая о идентичности двух культур: работы Алутука Ипелли» . Кунапипи . 28 (1): 108–125.
- ^ Осборн, с. 217
- ^ Чана, с. 22
- ^ Кен Харпер, Тайссумани: История, 15 марта 2004 г. - Печаль в космосе , Nunatsiaq News
Источники
[ редактировать ]- Эндрюс, Тамра (2000). Словарь природных мифов: Легенды земли, моря и неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513677-2 .
- Мосс, Джон Джордж (1997). Эхо тишины: очерки арктического повествования . Университет Оттавы Press. ISBN 0-7766-0441-4 .
- Осборн, Мариян (1998). Роман с богиней: три среднеанглийских романа о женщинах . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06655-3 .
- Чана, Катрин (2006). Меняющаяся женщина и ее сестры: истории богинь со всего мира . Дом отдыха. ISBN 978-0-8234-1999-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паттон, Кимберли К. (2007). « Великая женщина там внизу»: Седна и ритуальное загрязнение в морских пейзажах инуитов» . Море может смыть все зло: современное загрязнение морской среды и древний очистительный океан . Издательство Колумбийского университета: 79–96. дои : 10.7312/patt13806 . ISBN 978-0-231-51085-1 . JSTOR 10.7312/patt13806 .