Дэвид Б. Зильберман
Давид Бениаминович Зильберман | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 июля 1977 г. Бостон , США | ( 39 лет
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия · Веданта · Виджнянавада · Феноменология Гегеля · Герменевтика Хайдеггера · Семиотика Бахтина · современная англо-американская философия языка |
Известные идеи | Модальная методология · сравнительная социология · культурные традиции · сравнительная философия · индийская философия |
Давид Бениаминович Зильберман ( . 25 мая 1938, Одесса — 25 июля 1977, Бостон) — российско-американский философ и социолог, исследователь индийской философии и культуры Он хорошо разбирался в изучении языков и знал русский, санскрит, английский, славянские языки, древнегреческий, французский, немецкий.
Жизнь и работа
[ редактировать ]СССР
[ редактировать ]Давид Зильберман родился в Одессе, Украина, 25 мая 1938 года в семье инженера-экономиста Бенджамина Зильбермана и врача Ривы Тиманер. В 1955 году окончил среднюю школу. В 1962 году Зильберман получил степень инженера-метеоролога в Одесском государственном метеорологическом техникуме. С 1962 по 1966 год Зильберман работал метеорологом в местном аэропорту Ашхабада (Туркменистан), в Средней Азии.
Зильберман начал свои индологические исследования в 1962 году. Он познакомился и подружился с академиком Борисом Смирновым , врачом, санскритологом и ведущим теософом в России. Зильберман изучал санскрит у Смирнова, одновременно занимаясь индологическими исследованиями в области логики, индийской йоги и ритуалов. В Туркменистане, помимо санскрита, он также изучил ряд языков, в том числе древнегреческий, латынь, основные романо-германские языки и некоторые славянские языки, и начал писать философские эссе.
В 1966 году Зильберман вернулся в Одессу. Он продолжил свои философские исследования самостоятельно и принял участие в Коллоквиуме философии и истории Одесского государственного университета (организованном профессором Авениром Уджемовым заведующим кафедрой философии ). В 1968 году окончил двухгодичную программу Государственного института интеллектуальной собственности. В этот период Зильберман работал в Одесском государственном метеорологическом колледже, выполняя научные исследования, а также некоторое время работал в строительно-девелоперской фирме Черноморского флота патентным юристом.
В 1968 году Зильберман познакомился с профессором Георгием Щедровицким, возглавлявшим Московскую методическую школу. Щедровицкий рекомендовал Зильбермана одному из ведущих социологов России, профессору Юрию Леваде , в аспирантуру Института конкретных социологических исследований (ИКСИ) в Москве. Зильберман участвовал в организованном Левадой Методологическом семинаре, который объединил сторонников самых разных научных направлений и долгое время считался полулегальным учреждением. Зильберман также был членом Московской методической школы. В семинарах Московской школы приняли участие: Александр Зиновьев, Эвальд Ильенков, Георгий Щедровицкий, Александр Пятигорский , Мераб Мамардашвили , Владимир Лефевр, Борис Грушин , Олег Генисаретский и другие. Некоторые считали, что Школа стала источником наиболее важных достижений в философии в послевоенный период, соперничая со всем, что было сделано в западной аналитической традиции. Московская методическая школа остается практически неизвестной на Западе.
В эти годы Зильберман перевел с санскрита многочисленные индуистские и буддийские тексты, поэтические отрывки из «Махабхараты» и часть тетралогии Таттва-Чинтамани . Он писал статьи по индийской философии и буддизму, по социологии и антропологии, а также по социологической теории традиции — теме, которая в значительной степени игнорируется в современной социальной науке.
Зильберман тесно сотрудничал с Александром Пятигорским , написав ряд статей для Большой советской энциклопедии . Покинув СССР, они остались близкими друзьями и продолжали совместные исследования и публикации до смерти Зильбермана в июле 1977 года.
В 1972 году, завершая свои исследования, Зильберман обнаружил новый своеобразный тип методолого-философского мышления, «не похожий на известные типы», и отразил эту разработку в своей диссертации « Исследование традиции». Это открытие стало его главной заботой и центром его усилий на всю оставшуюся жизнь. Зильберман назвал этот новаторский метод «Модальной методологией» или «Модальной метафизикой».
Завершенная в 1972 году, диссертация была принята, но осталась неопубликованной из-за неожиданного и внезапного подавления Советским Союзом социологических и связанных с ними исследований (событие, описанное в «Постсоциологическом обществе» Зильбермана). ИКСИ закрыли и, по сути, исчезли. Ее члены были вынуждены действовать за « железным занавесом» в условиях строго ограниченной публичной видимости и без надлежащего научного признания в условиях ужесточения репрессий в советском стиле.
Сообщается, что в 1972 году из-за принятого Зильберманом предложения опубликовать статью о Каббале за рубежом он стал объектом наблюдения КГБ. Покинув Москву, Зильберман снова вернулся в Одессу. Чтобы заработать на жизнь, он выполнял многочисленные переводы для Московского Патриархата, переведя большую часть Оксфордского богословского словаря с английского на русский, а также « Историю французского королевского двора» с французского.
Зильберман перевел на русский язык книгу Д. Ингалла «Навья-Ньяя Логика» и написал вступительный раздел к работе, посвященный некоторым эпистемологическим аспектам индийской формальной логики. Книга вышла в 1974 году в Москве, но без его имени как переводчика. Обширное вступительное эссе Зильбермана было изъято и заменено кратким редакционным введением, подписанным редактором книги.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1973 году Дэвид Зильберман и его семья эмигрировали в США. В 1973 году Зильберман получил должность приглашенного доцента кафедры антропологии Хантер-колледжа в Нью-Йорке. В сентябре 1974 года Зильберман принял должность научного сотрудника Комитета по изучению Южной Азии Чикагского университета .
Последние два года своей жизни Зильберман преподавал в Университете Брандейса , Уолтем, Массачусетс , сначала на факультете антропологии, а затем на факультете философии и истории идей. Зильберман читал различные курсы по индийской и западной философии и смежным дисциплинам.Он применил теорию модальной методологии, анализируя философские традиции классической индийской и современной западной философии. Дэвид Зильберман планировал продолжить свои фундаментальные исследования в Индии.Тем временем Зильберман приступил к написанию книги, посвященной тщательному исследованию и анализу русской советской философии (рукопись под названием « Московская методологическая школа» осталась незавершенной). Дэвид Зильберман погиб 25 июля 1977 года в результате столкновения автомобиля и велосипеда, возвращаясь домой со своего последнего семинара со студентами Университета Брандейса.
Его жена Елена Михник-Зильберман живет во Флориде, младшая дочь Александра Кертис — в Нью-Йорке, а старшая дочь Наталья Карни — в Бостоне. Его сестра Рэйчел Зилберман живет в Чикаго.
Наследие
[ редактировать ]Дэвид Зильберман создал особый тип методолого-философского мышления, который он назвал «Модальной методологией» или «Модальной метафизикой», и посредством этой практики определил «Сумму метафизики». Зильберман попытался развить Philosophia Universalis на основе классической индуистской философии и применить ее как новый синтез к западной философии. Книга Пятигорского «Мышление и наблюдение», изданная в Риге в 2002 году, была посвящена Давиду Зильберману и содержала открытое признание влияния Зильбермана на мысль автора.Некоторые современные российские философы считают себя последователями Давида Зильбермана. Архив Зильбермана хранится в Особых коллекциях Мемориальной библиотеки Мугара . Бостонский университет. [1] [2] [3] Архив Зильбермана также хранится в Специальных коллекциях Библиотечного исследовательского центра Чикагского университета в Milton Singer Papers .В 1987–1988 годах на Бостонском коллоквиуме по философии науки прошел симпозиум памяти Дэвида Зильбермана. [4] В 1993–1994 годах на Бостонском коллоквиуме по философии наукиПрофессор Х. Гурко выступил с докладом «Модальная методология Зильбермана: новый подход к построению философии».
Работает
[ редактировать ]- Каббала Мистика и социальная ситуация в Испании в конце 15-го века - [1] - в: «Дэвид Б. Зильберман: Избранные эссе», стр. 113-127, Springer, ноябрь 2023 г.
- Еврейское меньшинство в Советской Украине. - в: Протокол семинара по украиноведению Гарвардского университета. 1974, о. 6.
- Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Этнография, Академия наук, Москва, 1972. с.351, английское резюме. Рецензия Дэвида Б. Зильбермана, Чикагский университет - в: Американский антрополог [ведущий журнал Американской антропологической ассоциации], 1975, стр. 929–930.
- Критический обзор перевода Э. Конзе «Большой сутры о совершенной мудрости» - [2] - в: Журнал азиатских исследований, ноябрь 1975 г.
- Критический обзор книги Д. Калупаханы «Причинность: центральная философия буддизма» - [3] - в: Журнал азиатских исследований, май 1976 г.
- Знаменитое исчисление? – в: Общие системы, вып. XXI, 1976, стр. 183–186.
- Этнография в Советской России. - в: Диалектическая антропология, Vol. 1, № 2, февраль 1976 г., стр. 135–153.
- Инакомыслие в Советском Союзе. - В: Освобождение, вып. 20, № 6, осень 1977 г., стр. 3–8, под редакцией Р. Коэна, Бостонский университет.
- Подход к беседам между тремя людьми о модальной методологии и Summa Metaphycorum] - [4] - в: «Дэвид Б. Зильберман: Избранные эссе», стр. 55–81, Springer, ноябрь 2023 г.
- Социальный портрет советской интеллигенции . Обзор. - В: Теория и общество, 5 (1978), стр. 277–282.
- О культурном релятивизме и «радикальном сомнении». - В: Наука, политика и социальная практика, BSPS, вып. 164, 1995, стр. 359–372 [5] .
- Появление семиотики в Индии: некоторые подходы к пониманию лакшаны в индуистских и буддийских философских обычаях. – в: Семиотика т. 17, н. 3, 1976, стр. 255–265 (статья написана совместно с А. Пятигорским).
- Православная этика и вопрос коммунизма – в: [6] «Дэвид Б. Зильберман: Избранные эссе», стр. 207–268, Springer, ноябрь 2023 г.
- Культурно-историческая реконструкция и мифология в антропологии Поля Радина - в: Диалектическая антропология, том 6 , июнь 1982 г., выпуск 4, стр. 275–290.
- Семантические сдвиги в эпической композиции: к «модальной» поэтике Махабхараты. - Семиозис, Мичиган, 1984 г. и в: [7] - «Дэвид Б. Зильберман: Избранные эссе», стр. 3–31, Springer, ноябрь 2023 г.
- Православная этика и вопрос коммунизма. (на русском языке) - Издательство И. Лимбах; Россия, Санкт-Петербург, 2014.
- Постсоциологическое общество. – В: Исследования советской мысли, вып. 18 , 1978, стр. 261–328.
- ПОСТСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, профессор Дэвид Б. Зильберман – перевод на норвежский язык, [5] в: онлайн-журнал «Советская философия», Норвегия, июнь 2006 г.
- Рождение смысла в индуистской мысли — Дордрехт; Бостон: Паб Д. Рейделя; Норуэлл: Kluwer Academic, 1988.
- Понимание культурных традиций через типы мышления. отрывок из докторской диссертации - В книге: Рождение смысла в индуистской мысли, глава VIII.
- Генезис ценностей в индуистской философии (на русском языке) пер. с английского Хелены Гурко, изд. А. Огурцов.], [6] — Москва: Редакция, 1998.
- Понимание культурной традиции (на русском языке) — под ред. О. Генисаретский: Институт развития им. Г. Щедровицкого; Паб. РОССПЭН (серия «Книга мира»), Россия, Москва, 2015.
- Аналогия в индийской и западной философской мысли. - Дордрехт: Спрингер, 2006.
- Понимание культурной традиции. — Эд. Борис Огибенин. Издательство Motilal Banarsidass (mlbd.in), Индия, Нью-Дели, 2021 г.
- Дэвид Б. Зильберман: Избранные очерки. — Эд. Гиридхари Лал Пандит, Springer, 1-е изд. Издание 2023 г. (11 ноября 2023 г.).
Избранная библиография
[ редактировать ]- Пятигорский А. Предисловие - в: Дэвид Б. Зильберман «Рождение смысла в индуистской мысли» / Роберт С. Коэн Пятигорский (ред.) Издательство D.Reidel Publishing Company, 1988, стр. xiii-xv. [7]
- Этель Данн Ответ Зильберману. — [8] Диалектическая антропология. [8]
- Джон В. Коул: Антропология на полпути домой: исследования сообществ в Европе. — [9] Ежегодный обзор антропологии. Том. 6 (1977), стр. 349–378. [8]
- Джордж Далтон. Дальнейшие замечания об эксплуатации: ответ новичку, а также Дерману и Левину. — [10] Американский антрополог. Новая серия, том. 79, № 1 (март 1977 г.), стр. 125–134. [8]
- Вонг, Ка-Ин Тимоти Западная социологическая теория и китайская культурная традиция: оценка, [11] Университет Манитобы (факультет последипломного образования (электронные диссертации и диссертации)), 1988 г.
- Пандит Г.Л. Новое открытие индийской философии: обзор книги «Рождение смысла в индуистской мысли». — Дели, Университет Дели, 1989. [7]
- Рецензия на книгу Каллеварта В.М.: «Рождение смысла в индуистской мысли».— Tijdschrift voor Filosofie, v51 n4 (19891201): с. 736 (1 страница). Опубликовано: Peeters Publishers, 1989. [12] . [7]
- Пятигорский А. Беседа об идеях Зильбермана о философии как предмете науки — в: Статьи/Философия [13] , 22 марта 1988.
- Пандит Г.Л. «Открытие индийской философии заново: из текста и в текст». - Х.С. Прасад (редактор), Философия, грамматика и индология, Очерки в честь профессора Густава Рота, Центр индийской книги, Дели, Делийский университет, 1992, стр. 41–51. [7]
- Савелий Сендерович «Романтизм как историко-типологическая категория: Методологические размышления» - в кн.: Романтическая Россия, т. 1, с. 1, стр. 17–44, Чарльз Шлакс, Университет Южной Калифорнии, Луизиана, ©1997. [9]
- Олег Генисарецкий. Дэвид Зильберман. О возможности философии. Переписка: 1972-1977, Москва, "Путь", 2001 (на русском языке).
- Нирмаланшу Мукерджи. Академическая философия в Индии.— [14] Экономический и политический еженедельник. Том. 37, № 10 (9–15 марта 2002 г.), стр. 931–936. Издатель: Экономический и политический еженедельник [7]
- Рецензия на книгу Шоу Дж.Л.: «Рождение смысла в индуистской мысли». — Международные исследования по философии, том 23 (1): 143–144. Опубликовано: Центром междисциплинарных исследований в области философии, интерпретации и культуры Бингемтонского университета, архив PhilPapers, 1991. [15] . [7]
- Гурко Х. Вступительное эссе. По аналогии в индийской и западной философской мысли. — Дордрехт: Springer, 2006., стр. 1–41. [10]
- Ханс ван Дитмарш • Рохит Парих • Р. Рамануджам: Логика в Индии – редакционное введение, Журнал философской логики. [16] Буэнос-Айрес, Аргентина, Университет Саламанки Мар-дель-Плата, сентябрь 2011 г. [10]
- Деколонизация Дхрув Райна и запутанные истории науки и философии в Индии.— [17] Польское социологическое обозрение. № 178 (2012), стр. 187–201. Опубликовано: Polskie Towarzystwo Socjologiczne (Польская социологическая ассоциация) [7]
- Ханс ван Дитмарш • Рохит Парих • Р. Рамануджам: Логика в Индии – редакционное введение, Журнал философской логики. [18] , Университет Севильи, Камило Хосе Села, 41018 Севилья, Испания, 2015 г. [10]
- Материализм Чарваки и рационализм Будды, Размещено Шринивасараосом 11 октября 2012 г., в «Чарвака, Индийская философия».— [19] [7]
- Гурко Х. «От апокалиптического к мессианскому: Philosophia Universalis» [20] – PAIDEIA Contemporary Philosophy, BU, 2014. [7]
- Билимория, П. Статья «Мышление отрицанием в раннем индуизме и классической индийской философии», Springer, 2017 [21] [7]
- Дхрув Райна «Перевод «точных» и «позитивных» наук: размышления начала двадцатого века о прошлом наук в Индии» [22] , Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели, 2015. [10]
- Бхаттачарья П. Статья «Утерянная Махабхарата Джаймини». — Сокращенная версия лекции памяти К.К.Хандика, прочитанной автором в Азиатском обществе [23] , Калькутта, август 2017 г. [7]
- Иоахим Цвейнерт Интересы и культура в теории институциональных изменений? — [24] Теория и общество [11]
- Йоахим Цвайнерт Контекстуализация критических моментов: что постсоветская Россия говорит нам об идеях и институтах. — [25] Теория и общество [11]
- Пэрис Дж. Б. и Венцовска А. «Индийская схема как аналоговое рассуждение», цитируется в 2 статьях по теме. Школа математики Манчестерского института математических наук, Манчестерский университет, 2016. [10]
- Рой Цохар «Йогачара-буддийская теория метафоры» [26] , Oxford University Press, 9 апреля 2018 г., 256 страниц. [12]
- Пятигорский А. Предисловие — в: Дэвид Б. Зильберман «Понимание культурной традиции» под ред. - Борис Огибенин. Издательство Motilal Banarsidass (mlbd.in), Индия, Нью-Дели, 2021. стр. x-xi. [9]
- Генисаретский О. Несколько слов о Давиде Зильбермане и его философствовании — в: Дэвид Б. Зильберман «Понимание культурной традиции» под ред. - Борис Огибенин. Издательство Motilal Banarsidass (mlbd.in), Индия, Нью-Дели, 2021. стр. xviii-xxiv. [9]
- Немцев М. Ю. – Дэвид Б. Зильберман (1938–1977) в: Философия: Энциклопедия русской мысли .
- Михник-Зильберман Э. Биографические заметки о замечательной жизни — в: Дэвид Б. Зильберман «Понимание культурной традиции» под ред. - Борис Огибенин. Издательство Motilal Banarsidass (mlbd.in), Индия, Нью-Дели, 2021. стр. xii-xvii. [9]
- Зильберман Р. О возможности любви. Радость и горечь долгой жизни. История философа Дэвида Зильбермана. [27] , «Алетейя», Санкт-Петербург, Россия, 2015. (на русском языке).
- Гурко Х. Модальная методология Дэвида Зильбермана. Минск: Экономпресс, Беларусь, 2007. (на русском языке).
- Федосеев В.А. Ресурс методологии Дэвида Б. Зильбермана для философии образования, ISBN 978-5-903931-72-9, Санкт-Петербург, Россия, 2010 (на русском языке).
- Саман Пушпакумара «Превосходство Эдмунда Гуссерля ранней буддийской теории сознания» [28] - Международный журнал деловых и социальных исследований (IJBSR), Vol. 4 № 3 (2014): Март. [10]
- Гурко Х. «Философия» Дэвида Зильбермана» [29] в книге Дэвида Б. Зильбермана «Дэвид Б. Зильберман: Избранные эссе». [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аннотированный каталог архива Дэвида Зильбермана. - Бостон: Бостонский университет, Центр философии и истории науки, 1994.
- ^ Центр архивных исследований Говарда Готлиба | веб-сайт = https://www.bu.edu/library/gotlieb-center/research/
- ^ Зильберман, Дэвид Б. (13 января 1974 г.). Коллекция Дэвида Зильбермана . ОСЛК 70960116 .
- ↑ Бостонский университет, Центр философии и истории науки, 22 марта 1988 г.
- ^ Дэвид Б. Зильберман, «Постсоциологическое общество», Исследования советской мысли, том. 18, 1978, стр. 261–328.
- ^ Дэвид Б. Зильберман, «Рождение смысла в индуистской мысли», Дордрехт; Бостон: Паб Д. Рейделя; Норуэлл: Kluwer Academic, 1988.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дэвид Б. Зильберман «Рождение смысла в индуистской мысли» Издательство Dordrecht D.Reidel Norwell: Kluwer Academic (Бостонские исследования в области философии науки), 1988.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Б. Зильберман «Этнография в Советской России», 1975.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Б. Зильберман «Понимание культурных традиций», 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвид Б. Зильберман, «Аналогия в индийской и западной философской мысли», Дордрехт: Springer, 2006.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Б. Зильберман «Православная этика и суть коммунизма» (в: «Исследования советской мысли», том 17, стр. 341–419), 1977.
- ^ А.М. Пятигорский и Д.Б. Зильберман. 1976. «Появление семиотики в Индии: некоторые подходы к пониманию лакшаны в индуистских и буддийских философских обычаях». в книге Дэвида Б. Зильбермана «Дэвид Б. Зильберман: Избранные очерки» / Под ред. GL Pandit – Springer Nature, Switzerland AG, стр. 33–42, ©2023.
- ^ Дэвид Б. Зильберман «Дэвид Б. Зильберман: Избранные очерки» / Под ред. GL Pandit – Springer Nature, Switzerland AG, стр. ix–xxiv, ©2023.
- 1938 рождений
- 1977 смертей
- Писатели из Одессы
- Одесские евреи
- Советские эмигранты в США
- Советские философы
- Американские философы 20-го века
- Американские индологи
- Советские антропологи
- Советские историки
- Российские индологи
- факультет Чикагского университета
- Преподаватели Университета Брандейса
- факультет Нью-Йоркского университета
- Смертельные случаи на велосипедной дороге